Куликовская битва дата начала и конца: В каком году произошла Куликовская битва

Разное

Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве

642 года назад, в сентябре 1380 года, на поле Куликовом русские и ордынские войска встали друг напротив друга.  Поблизости от них текли воды  реки Непрядва. Отряды Дмитрия Донского  атаковали первыми, но сил им ощутимо не хватало. Ожесточенный бой заявязался с наемниками — черкесами Северного Кавказа и фрягами Западной Европы. В сумятице  решить дело позволило вступление в бой запасного полка свежих войск русских. Темник (полководец) и правитель Орды Мамай бежал с поля, оставив лежать на нем своего господина — юного хана Мухаммада.  Мамай уносил с собой память о том, зачем пошел войной на Русь, и с чем ему не удалось совладать за годы правления: о потерянных деньгах.

Мамай не хочет войны?

Читайте также

Царь заносит посох: убивал ли Иван Грозный своего сына?

Вопреки сложившимся представлениям, причины столкновения между Русью и Ордой лежали не только в области культурных и политических противоречий.  Со времени монгольских завоеваний Русь платила дань Орде. В 70-е годы XIV века поток серебра из Московского княжества иссяк.  Мамай требовал денег, но не мог получить ничего, причитавшегося от Москвы.

На мысль перестать платить Орде Дмитрия Донского наводили вести из Степи. В начале десятилетия кочевников задела одна из волн пандемии XIV века — чумной. Русь поветрие обошло стороной. Положение давало возможность пересмотреть соотношение сил.

С Москвой Мамай пробовал замириться, приняв в своей резиденции кандидата в митрополиты москвича Михаила. И делал шаги навстречу независимому княжеству в Твери, надеясь направить его силы против Москвы. Однако восстановить налаженный поток денег с Руси дипломатическими средствами не смог.

Не татарское войско?

Когда войска Дмитрия Донского и его союзников подошли к полю Куликову, против них выступили заметные, но разрозненные силы. В распоряжении Мамая находились девять тюменов — потенциальной численностью по 10 тыс. человек. Но после эпидемии степи не обеспечивали набора. Мамай вынужден был обратиться за помощью к иноземцам. Поэтому против русских на поле Куликово вышли не только тюрки, но вместе с ними и наемники генуэзцы (а возможно, другие итальянцы и западноевропейцы), черкесы Северного Кавказа и армяне. Для затяжного столкновения эти силы не годились. Военные профессионалы сдержали первый удар Дмитрия, но разбежались, оставив Мамая, когда подоспели свежие силы русских.

Читайте также

Таможенные пломбы времен сына Дмитрия Донского найдены в московском Зарядье

 Позже родилась одна из легенд о поле Куликовом. Упомянутое в источниках слово «фряги» имело несколько значений, одно из которых «житель Генуи». В кругах евразийцев утвердилось представление о Мамае как правителе, пробовавшем навести мост между Востоком и Западом. Ордынец якобы выступил как союзник католических держав, надеявшихся взять под контроль древнерусский экспорт. Участником интриги называли даже папу римского.

В наши дни это ставят под сомнение. Согласно источнику XV века «Уставу для генуэзских колоний на Черном море», торговая республика располагала лишь десятками, в лучшем случае — сотнями воинов в Причемноморье. И нет причин считать, что Мамай, обратись он за помощью, получил бы всех их: республика едва стала бы оголять свои тылы. Это значит, что если генуэцы и были в его войске, то насчитывалось их мало.

Возможно другое понимание: слово «фряг» у древнерусских авторов, писавших о поле Куликовом, имело более широкое значение — итальянец, включая неаполитанцев, и даже любой выходец из Западной Европы. Но какими путями эти люди попадали в степь, остается неясным.

Не Пересвет и не Ослябя?

Читайте также

В Эрмитаже показали саккос наставника Дмитрия Донского митрополита Алексия

Эмоциональная кульминация Куликовской битвы — сражение русского воина Пересвета с ордынским силачом Челубеем — также не вписывается в канву установленных исторических фактов. На картине Васнецова, посвященной их бою один на один, славянский воин изображен в монашеской одежде, что соответствует исторической традиции, видевшей в нем инока. Однако в памятнике XIV–XV веков «Задонщина» герой представлен иначе: «поскакивает на своем борзом коне, а злаченым доспехом посвечивает». Обнаружены и другие источники, указывающие, что  Пересвет и Ослябя оставались мирянами: они находились на военной службе у брянского князя Дмитрия. В исторической реальности они не имели отношения  к Сергию Радонежскому, а под началом Дмитрия Донского оказались при чрезвычайных обстоятельствах.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», художник Михаил Авилов

© Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Вполне вероятно, причисление обоих к духовенству — результат ошибки переписчика. Перед смертью Ослябя постригся в монахи, из-за чего его имя и стали отождествлять с Церковью. Пересвет же в ранних источниках именовался «братом» Осляби, что поняли иносказательно как братство во Христе. Впрочем, в атеистические времена от христианских  образов отказались. Созданная в 1943 году картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» — самое знаменитое изображение боя. На нем богатырю возвратили его мирской облик, в котором он перед глазами зрителей сражается с ордынским супостатом один на один.

И не Сергий Радонежский?

Судя по современным представлениям, православный святитель не должнен был иметь прямого отношения к Куликовской битве. В исторической литературе с конца XX века утвердилось мнение, что эпизод, предшествовавший сражению, — встреча между великим князем и основателем Троице-Сергиева монастыря — не более, чем позднейшая вставка. Аргументов несколько: во-первых, в свидетельствах XIV века о благословении Сергия не сообщается ни словом. Впервые этот эпизод упомянут лишь веком позже, когда живая память о событии уже была утрачена.  Во-вторых, встреча Сергия и Дмитрия перед боем сомнительна с точки зрения логистики: путь на Куликово поле (к югу от Москвы) лежал мимо Сергиева монастыря, расположенного к северу. Кроме того, отправляться слишком далеко за укреплением в силах московскому князю не требовалось: ближайший сподвижник святого Сергия его племянник Феодор нес постриг в Симоновом монастыре на территории Замосковоречья. Иногда задаются вопросом: нуждался ли Дмитрий  в благословении? Разыгравшийся накануне битвы конфликт развел по разные стороны двух кандидатов на митрополичий престол — Алексия и Киприана. Дмитрий Донской поддерживал первого, Сергий Радонежский — второго. Есть основания полагать, что в критический момент времени перед сражением отношения между князем и святым оставляли желать лучшего.

Мамай не был узурпатором

Заблуждения затрагивают и противника русских Мамая: его причисляют к нелегитимным правителям со следующим из этого выводом: темник якобы был низвергнут в ходе затяжной, но при этом объяснимой борьбы за власть. Роль и значение Дмитрия Донского при таком подходе меняются: из борца за национальное освобождение он превращается в исторического деятеля Степи, пытавшегося не обособиться, а навести порядок в раздираемой смутами стране — Золотой Орде.

В действительности оснований видеть в Мамае узурпатора нет. Не имея прав на престол, полководец неукоснительно следовал степным традициям, держа при себе молодых и зависимых  номинальных «ханов».  С этой стороны, потеря, понесенная им на поле Куликовом, была невосполнимой. После атаки русских жизни лишился хан Мухаммад, который не должен был участвовать в схватке, поскольку выполнял совсем другую функцию: присутствовал, чтобы воплощать собою законную власть. Других потомков Чингис-хана под рукой у Мамая не было. Бежав в степи, темник действительно столкнулся с потерей легитимности, и от него стали откочевывать прежде верные тюмены.

Читайте также

В Москве открылся новый храм в честь Дмитрия Донского

Появление на горизонте нового претендента на власть оказалось как нельзя некстати. Выходец из казахских степей Тохтамыш хоть и по боковой ветви, но являлся родственником законных правителей Золотой Орды — потомков Чингиса. Вопреки устоявшимся представлениям о степняках как примитивном обществе, закрыть глаза на династическое право среди них отваживались немногие. Чаша весов стала склоняться в сторону нового претендента. И неудивительно, что когда Мамай  сразился с Тохтамышем, не смог убедить в своих правах Степь и был наголову разбит конницей претендента.

После катастрофического поражения бывшему правителю Золотой Орды оставался единственный путь — в земли предков, лежавшие на юге. Последний акт исторической драмы разыгрался на берегу Крыма, где Мамай, преданный всеми, лишился жизни. Одни считают его убийцами ордынцев, другие — генуэзцев. Или, может быть, все произошло иначе?

Мамай не похоронен на месте Мамаева кургана

Поздняя легенда, связанная с Мамаем, набрала силу уже во второй половине XX века. В ее основе — наивная этимология, ставящая знак равенства между разными людьми, жившими в отдаленные эпохи и носившими имя Мамай. На деле в таком совпадении нет ничего необычного — ведь оно представляет форму популярного имени Мухаммад. Но в городе Царицыне, ставшем впоследствии Сталинградом, многие верили, что Мамаев курган на берегу Волги — не просто созвучен имени темника, а послужил еще ему и местом последнего упокоения. Тем более что поблизости — на Нижней Волге и правда раскопаны покинутые жителями города Золотой Орды.

Читайте также

«Уроки музыки» времен Древней Руси впервые проходят на фестивале в Севастополе

После Сталинградской битвы обаяние легенды только укрепилось. Рассказывали о могиле Мамая, спрятанной в толще холма, где ордынский полководец якобы покоится, похороненный с почестями в золотых доспехах. Главное сражение XX века, по этой версии, разыгралось именно на его костях.

Шансов, что эта гипотеза окажется верной, с самого начала было немного. Захоронение Мамая естественно искать там, где теряются его следы, — в Крыму.  В 1990-х ученые,  поставившие себе целью найти кости Мамая, добились успеха: обнаружили гробницу темника в окрестностях поселка Старый Крым у могильного холма, известного как Шах-Мамай.

Когда усыпальницу вскрыли, глазам ученых предстала картина запустения. Оставленного воинами и слугами бывшего правителя похоронили бедно, как полагалось изгнаннику. «Это захоронение, весьма заурядное с погребальной точки зрения […] привлекло наше внимание устройством домовины и размерами погребальной ямы», — отыскали интересные стороны археологи. Но может быть, погребальная яма таит в себе символ?

Боровшийся до конца за огромную власть Мамай, словно в насмешку, лег в могилу много больше себя по размеру. Длина похоронного углубления составила гигантские 2,9 м. В то время как темник, пробовавший вернуть Орде власть над Русью, на деле был почти карликом — всего 1,5 м. Ценных вещей, чтобы отправить в последний путь вместе с незадачливым хозяином степи, у устроителей похорон не нашлось.

Игорь Гашков

  

Теги:

РоссияИстория

Куликовская битва — краткая история и значение

Куликовская битва – масштабное сражение между русским войском под командованием Дмитрия Донского и частью войска Золотой Орды под предводительством Мамая. Победа русских воинов над противником сыграла важную роль на пути к восстановлению единства Руси и полному свержению татаро-монгольского ига.

В данной статье мы кратко осветим главные события Куликовской битвы, а также расскажем интересные факты, связанные с ней. Любителям истории будет интересно.

Итак, перед вами Куликовская битва кратко.

Дата Куликовской битвы

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года.

Значение Куликовской битвы

Историки сходятся во мнении, что Куликовская битва стала одним из важнейших сражений в истории Московского княжества. Некоторыми эта победа воспринимается, как триумф Европы над Азией.

После Куликовской битвы раздробленные княжества начали объединяться в единое Русское государство.

Предыстория битвы

Куликовской битве предшествовали многие события, и самым главным было то, что в 1374 г. московский князь Дмитрий Иванович отказался платить дань Орде. На тот момент главным княжеством являлась Тверь, поскольку таково было решение хана.

Дмитрий Донской

Московский князь вместе с союзниками пошел войной на Тверь и одержал победу. В результате княжество попало в вассальную зависимость к Дмитрию.

Русский князь стремился сделать Московское княжество главным на Руси и хотел, чтобы данное право передавалось наследственным путем. Само собой разумеется, все эти события серьезно разозлили хана.

Мамай, который хотел стать ханом Золотой Орды, воспользовался этой ситуацией в корыстных целях. Он занялся подготовкой к военной кампании против русских, чтобы смирить их, и в очередной раз продемонстрировать силу татаро-монгольского ига.

Задолго до начала Куликовской битвы, в период 1376-1378 гг. Мамай несколько раз нападал на княжества Руси. Он грабил и разорял города, а также убивал и брал в плен русских граждан.

В 1378 г. произошло важное сражение на реке Воже, в котором русские воины впервые одержали над татарами победу.

Куликовская битва кратко, для 4 класса

В 1380 г. Дмитрий Донской узнал, что Мамай организовывает набег на Москву. Более того, на помощь татарскому хану пришел литовский правитель Ягайло, который был давним противником русичей. Вскоре московскому князю доложили, что Олег Рязанский также решил поддержать Мамая в военном походе на Москву.

Не теряя времени, Дмитрий Донской отправил гонцов ко всем великим князям, призывая их сплотиться в одну большую армию и дать отпор неприятелю. Однако никто из них не вызвался на помощь Донскому.

Позже Мамай прислал послов к московскому князю, чтобы объявить ему свои требования. Хан настаивал на том, чтобы ему возобновили выплату дани и беспрекословно выполняли все его приказы.

Донской прекрасно понимал, что сейчас он не может идти войной против татар, поэтому согласился на условия Мамая. Также он послал к нему посла с предложением мира. Тем менее, он продолжал увеличивать войско и готовиться к решающей битве с врагом, которая состоялась на Куликовом поле.

Как и предполагал Дмитрий, татаро-монголы вместе с Ягайлом и Олегом Рязанским все-таки выдвинулись в военный поход против Москвы. На вече князья решили, что должны сплотиться вместе и выступить против татар.

Согласно одному преданию, накануне похода Донской долго беседовал со знаменитым старцем Сергеем Радонежским, который пророчил великую победу русскому войску над ордынскими захватчиками.

Куликовская битва кратко

7 сентября 1380 года армия московского князя приблизилось к Дону. На другом берегу располагалось войско Мамая и Ягайла. За одну ночь русские воины перешли на противоположный берег и разместились в месте впадения реки Непрядвы в Дон.

Этот маневр был совершен не просто так. Таким образом Дмитрий пытался помешать воссоединению войск Ягайла и Олега Рязанского. Рядом с этим местом было Куликово поле, на котором и произойдет историческая Куликовская битва.

Перед тем как вступать в бой, Дмитрий Иванович разместил с правой стороны полк братьев Ольгердовичей, а с левой – воинов князей Белозерских. В качестве авангарда выступил полк под командованием братьев Всеволодовичей.

Стоит отметить, что у Донского была сильная конница, сыгравшая немаловажную роль в победе над татарами. Благодаря такому грамотному расположению войска, ордынцам было сложно взять его в кольцо. Кроме этого, выбранная местность играла на руку русичам.

Пересвет и Челубей

Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.

Поединок Пересвета с Челубеем

После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.

При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.

Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.

По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.

Дмитрий Донской на Куликовом поле

Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.

Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.

Куликовская битва

На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.

Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.

Историческое значение

Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 г., представляла собой не столько битву за территории, сколько за русскую культуру и религиозные ценности.

Она послужила началом объединения разрозненных русских территорий, благодаря чему Русские княжества, спустя 100 лет, смогли полностью избавиться от зависимости Золотой Орды.

Теперь вы знаете, чем важна для нашей истории Куликовская битва и ее великая победа. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty. org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:





Президентская библиотека имени Б.Н. посвящена годовщине Куликовской битвы

640 лет назад, 8 сентября 1380 года, произошла Куликовская битва — сражение между русскими войсками под объединенным командованием князя Дмитрия Московского и войсками Золотая Орда под командованием Мамая. Кровопролитная битва произошла на Куликовом поле между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на юго-востоке современной Тульской области.

На портале Президентской библиотеки представлена ​​обширная коллекция, посвященная этой битве, победа в которой имела огромное значение для русского народа. Она включает в себя разноплановые исследования и толкования древних источников, например, «Сказание о брани великого князя Димитрия Иоанновича Донского с нечестивым царем Мамаем…» (1835 г.) историка Николая Головина, «История похода Великий князь Димитрий Иоаннович Донской против Мамая. ..» (1824) и другие историко-биографические произведения — «Бег Мамая» (1881) писателя и историка Даниила Мордовцева, «О злых временах татарского княжения и Грозного Разгром Мамая» (1891) академика Константина Бестужева-Рюмина, «Дмитрий Донской» (1942) советского прозаика Сергея Бородина, а также художественные и графические материалы.

Итогом правления Ивана Калиты (1325-1340) стало значительное усиление позиций Москвы на северо-востоке Руси. 1360-е годы охватывают несколько одновременных событий: усиление Московского государства, закрепление вокруг него остальных земель и рост власти Мамая в Золотой Орде.

«Внук Калиты Димитрий Иванович был отроком, когда умер его отец. Он под руководством мудрых московских бояр сумел закрепить свое положение на престоле владимирских князей… Повзрослев, он стал проявлять недюжинное мужество и сознание. Задействовав объединенные силы северо-восточной Руси, он смело вступил в борьбу со всеми соперниками и врагами Москвы… Настал черед варваров-завоевателей Руси, татар», — писал в своем очерке известный историк Дмитрий Иловайский. «Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского» (1880).

В 1374 году московский князь отказался платить дань Золотой Орде и порвал с ней отношения. Мамай пытался заставить Московское государство возобновить платеж и посылал послов на переговоры, но они ничего не добились. В 1378 году он решил начать войну. Однако войско под командованием мурзы Бегича было полностью разбито на реке Воже русскими полками во главе с Дмитрием Ивановичем. Исход этого сражения доказал, что победа над восточным противником возможна.

«Идея исторической миссии Москвы — консолидировать русские силы для ликвидации татарского ига, давно вынашивалась русскими. Ко временам Дмитрия Иоанновича она стала неотложной задачей», — написано в книга «Куликовская битва и ее значение в истории русской государственности и русской церкви» (1880 г.) историка Михаила Кояловича.

Мамай хотел отомстить за поражение на Воже и восстановить свой авторитет, чтобы противостоять в борьбе со своим соперником ханом Тохтамышем за престол в Золотой Орде.

Дмитрий Иловайский констатирует, что, «…летом 1380 года в Москву пришла ужасная весть: Мамай встал со всей своей ордой и пошел на Русь. Он не довольствовался сбором всех татарских и половецких сил. Старый хан нанял отряды закаспийских мусульман, аланов, черкесов и воинов из Газарии (Крыма). Мало того, он вступил в союз с врагом Москвы, великим князем литовским Ягайлом Ольгердовичем…». Мамай также заключил союз с рязанским князем Олегом, но оба союзника выжидали присматривают за собой.

От пленных Дмитрий Иванович узнал о готовящейся атаке и приказал собрать русские войска. «Великий князь Димитрий Иоаннович, узнав, что Мамай, хан новой Орды, собрал большое войско и идет войною на Русь, опечалился и с этим чувством… послал глашатаев к другим князьям и воеводам» , говорится в издании «Побежденный Мамай…» (1798 г.) подпоручика Ивана Михайлова.

Сбор российских войск был назначен на 15 августа в Коломне. «Русский народ радовался, глядя на русские войска, собравшиеся в Москве. Испытывал он желание стравить силу с татарской ордой в чистом поле и окончательно разрушить ненавистное иго», — писал об этом Иловайский.

Дмитрий Иванович посетил игумена (игумена) Сергия Радонежского в Троицком монастыре, который благословил его, предсказал победу и отправил в бой двух монахов — Пересвета и Ослябю. После осмотра войск на Девичьем поле, 26 августа большое русское войско выступило из Коломны, чтобы остановить полчища Мамая. Вскоре она перешла Оку и 7 сентября подошла к Дону.

Михаил Коялович писал: «До Дона они дошли каким-то чудом, с открытым тылом и невредимыми флангами. Несмотря на трусость многих, они решили быстро перейти Дон, отрезав себе пути к отступлению».

В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска попытались опередить Мамая и построились для боя на правом берегу Дона. Мосты для возвращения были сожжены. Князь Дмитрий построил войско в обычном боевом порядке, но оставил в лесу резервный отряд. Сам Дмитрий сражался в одежде простого воина, передав свое царское платье и штандарт боярину Михаилу Бренок. Впоследствии Бренок погиб в бою, а Дмитрий был ранен.

Битва началась со знаменитой дуэли монаха Пересвета с ордынским воином Челубеем (Темир-беем), оба погибли.

В начале боя Мамай безуспешно атаковал центр и правый фланг русских. Затем он сосредоточил свои усилия на левом фланге, заставив его отступить. Затем наступил решающий момент сражения. Резервный отряд неожиданно ударил во фланг и тыл наступающей конницы Мамая. Эта атака решила исход битвы — татары отступили «… Тогда великий князь Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, заставили неприятельские полки отступить. Они стали бить и рубить бусорманов без пощады…» описывает Задонщину , памятник русской литературы конца XIV века, изданный Известиями Императорской Академии Наук по Отделению русского языка и словесности. Том. 6, выпуск 5 (1858 г.).

Куликовская битва имела большое историческое значение. Вот что говорит историк Николай Барсов в своей лекции «К пятисотлетию Куликовской битвы. ..» (1880 г.): «Покорение Казани и Астрахани, завоевание и заселение Сибири до Тихого океана, ликвидация крымской орды… успехи в Средней Азии, освобождение балканских славян — все это политическое и этнографическое распределение русского народа, которое берет свое начало с Куликовской битвы.Жизнь и сила народного сознания и единство являются причинами пробуждения порабощенной Руси и победы в битве».

 

Битва, почти затерянная в мифах

История Куликовской битвы связана с завоеванием монголами разделенных княжеств и городов-государств Руси в 13 веке. Когда знаменитое «монгольское иго» ослабло, великий князь Дмитрий Московский увидел возможность восстать. 7 сентября 1380 года его 60-тысячное войско переправилось через Дон, чтобы сразиться со 125-тысячным войском Мамая.

В сегодняшней записи в блоге Куликово 1380 автор Марк Галеотти пишет о том, как эта относительно неизвестная битва на западе стала мифологизированной в России и использована в политических целях, рассказывая историю о том, как смелая русская сила победила военную сверхдержаву. дня.

Многие сражения становятся мифами, и часто мифотворчество начинается еще до того, как прозвучит последний выстрел или погребен последний раненый. Некоторые — от Азенкура и Геттисберга до Сталинграда и Фермопил — становятся особенно мощными символами нации, движения или эпохи. Куликовская битва, произошедшая в 1380 году между союзом русских княжеств под предводительством московского князя Дмитрия и войсками под командованием монголо-татарского царевича Мамая, возможно, не была особенно известна на Западе, но с годами приобрела все более важное значение. к легитимирующему мифу, начатому московскими князьями и с тех пор принятому Владимиром Путиным.

Зайдите в блестящий, высокотехнологичный павильон «Россия – моя история » в московском ВДНХ, и вы увидите версию истории, которая рисует очень простую прямую линию. . Россия была разделена, и поэтому она была уязвима перед монгольским нашествием, охватившим ее в тринадцатом веке. На Куликово русские собрались вместе и смогли сломить могущество монгольской «Золотой Орды» и приступить к созданию сильного единого государства. Москва возглавила эти усилия, и, таким образом, Москва, как и всегда, является бьющимся сердцем и острым умом России.

Это убедительно, это ясно. Одна крошечная проблема: в лучшем случае это чрезмерное упрощение, в худшем — ложь.

Дмитрий Донской и поверженный воин Золотой Орды на памятнике Тысячелетия в Новгороде

Безусловно, тот факт, что Россия была архипелагом часто враждующих княжеств, когда пришли монголы, вряд ли помогал, когда города-государства обычно подчинялись или разрушались один за другим. Однако вряд ли даже единая Русь смогла бы противостоять монголам на пике их могущества. Скорее, больше городов постигло бы судьбу Киева, разграбленного и сожженного, его поля были усеяны костями его людей.

Более того, прежде чем Москва получит признание как поборник русского национализма, стоит задаться вопросом, как то, что до прихода монголов было незначительным городком, могло стать центром народов русов. Ответ заключается в том, что ее династия Рюриковичей, хитростью и эффективностью компенсировав недостаток власти и денег, стала во многих отношениях главными квислингами монголов, русскими, готовыми собирать налоги и охранять княжества от имени ханов. Монголы, в конце концов, считали себя завоевателями, а не администраторами, и пока князья платили им дань уважения, а серебро продолжало поступать в их столицу в Сарае, они были счастливы, что Рюрикиды процветали как их агенты.

Со временем Москва расширит свою власть среди русских княжеств, и монголо-татарская звезда начнет закатываться. Возможно, настоящее мастерство князя Дмитрия заключалось в том, что он заметил момент, когда завоеватели были разделены и пришли в упадок, и начал восстание, которое было призвано заново изобрести Москву: то, что было столицей сотрудничества, станет авангардом патриотического возрождения.

Князь Дмитрий был столь же способным политиком, как и стратегом. Он собрал армию союзников и клиентов и привел с собой летописцев, а также иностранных купцов, которые могли бы распространить весть о его победе. И после этой победы все, от других князей до Русской Церкви, стремились попасть в нее, представить ее как титаническое столкновение, цивилизационное столкновение, божественное торжество благочестия над язычеством.

Так и росла история. Что более полумиллиона солдат столкнулись на Куликово (это практически обезлюдило бы городскую Россию). Что мощь Золотой Орды была сломлена в тот день. Именно ангелы переломили ход битвы за русских. Что сам Дмитрий пал в изнеможении, окруженный телами убитых им монголо-татарских воинов.

Русский кавалерист, с 2015 г. реконструкция боя на исходном месте
©   Петр Шеломовский

Но где же закончились сказки и началась настоящая история? Что делало работу над этой книгой временами раздражающей, а временами особенно увлекательной, так это детективная работа, связанная с сортировкой многовековых (в основном русских) летописей и последовательных слоев мифов и недоразумений, которые они воплощали, и сопоставление их с другими свидетельствами, археологическими свидетельствами. , и прямо здравый смысл.

Была ли вообще битва? Есть место битвы, теперь отмеченное поразительным музеем, но время и человеческая деятельность почти не оставили леса, который имел такое решающее значение в определении хода битвы. Кислые почвы, мародерство поколений и экстенсивное земледелие с использованием агрессивных удобрений в советское время оставили лишь несколько археологических находок в качестве доказательства. Таким образом, были всевозможные теории, от правдоподобных до бессмысленных, от предположения, что битвы никогда не было, до остроумно причудливых предположений, которые помещают всю кампанию в пределах Москвы, а не в 300 километрах к югу.

Тем не менее, можно соотнести сведения о времени с географией, и южнее были обнаружены еще находки, где так много мамаевцев утонуло, пытаясь форсировать реку Мечу, когда они были разбиты. Не всегда так просто разобрать по кусочкам многовековые хроники, большинство из которых написано церковниками, не имевшими военных знаний и более заинтересованными в поиске улучшенных религиозных параллелей. В то же время, однако, нельзя игнорировать свидетельства, написанные спустя десятилетия, даже столетия, поскольку некоторые из них, вероятно, были основаны на утерянных свидетельствах современников или на устных рассказах людей, сражавшихся там.

Но получается история, которая во многом намного интереснее, чем упрощенная официальная линия. Войска Дмитрия состояли в основном из русских, хотя среди них были и союзные литовцы и даже обрусевшие татары. Однако несколько русских княжеств отказались присоединиться к нему, не веря ни в его мотивы, ни в его шансы. Против них Мамай собрал отряд монголо-татар, а также всевозможных союзников и данников, от армянских стрельцов до генуэзских наемников, нанятых из их торговых портов в Крыму. Он также ожидал войск из Литвы и из русского города-государства Рязани, ни один из которых не прибыл вовремя для битвы. Это не было прямой битвой русских против монголов.

А то было ужасно тесное и кровопролитное сражение, один Дмитрий, наверное, проиграл бы, будь Мамай лучшим полководцем и менее хитрым полководцем. Спрятав часть своей лучшей тяжелой кавалерии в лесу на фланге поля боя, он смог в одиннадцатый час превратить неминуемую катастрофу в победу. Мамай смог бежать, но позже был убит генуэзцами, чтобы умилостивить своего преемника и отомстить за то, как он купил свой побег жизнями своих генуэзских телохранителей.

Тем не менее, это не был конец монгольского правления. Соперник и преемник Мамая, Тохтамыш, предпримет карательное вторжение в 1382 году, в результате которого Москва будет сожжена, а Дмитрий вынужден подтвердить свою лояльность. Русские должны были бы продолжать отдавать дань уважения еще одно столетие. Но миф о том, что русские объединились, сбросив «монгольское иго» вопреки всему, оказался непреодолимым, и Дмитрий, получивший эпитет Донской , «Донской», чтобы отпраздновать свою победу, и его преемники использовали его для в полной мере, не в последнюю очередь для того, чтобы стереть память об их предыдущем сотрудничестве.

На протяжении истории накапливались пласты мифологии. В Первую мировую войну царская Россия мобилизовала его, чтобы попытаться вдохновить уставший от войны народ на объединение и борьбу. Совсем недавно Куликово стало частью кампании Владимира Путина по утверждению исторических претензий России на статус великой державы. В официальном школьном учебнике, принятом в 2013 году, говорится, что именно тогда «забрезжил свет свободы», поскольку «победа на Куликовом поле пробудила национальное самосознание русского народа».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts