Культурная государственная политика: 2.5. Политика в сфере культуры / КонсультантПлюс

Разное

Содержание

2.5. Политика в сфере культуры / КонсультантПлюс

2.5. Политика в сфере культуры

Поддержка культуры будет являться одним из приоритетных направлений государственной политики. Основными задачами государственной, культурной политики на период до 2004 года являются:

сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций, отечественной кинематографии, содействие развитию архивного дела, информационных технологий электронных и печатных средств массовой информации;

развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов;

развитие профессионального и самодеятельного искусства народов России внутри страны и продвижение лучших образцов за рубеж.

Для достижения поставленных целей, сохраняя гарантированную поддержку государством развития культуры, намечается продолжить реформирование организационно — хозяйственного механизма отрасли. Реформы будут направлены на улучшение материально — технической базы организаций культуры и искусства, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и их эффективное использование; обеспечение равных возможностей для населения различных регионов страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, совершенствование диалога культур в многонациональном государстве; концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры и искусства; создание условий для привлечения в сферу культуры и искусства дополнительных ресурсов из негосударственного сектора, а также развития меценатства и спонсорства.

Продолжится работа по созданию общероссийских систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда.

Реформирование отечественной кинематографии будет осуществляться посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа киновидеопродукции.

К 2003 году предполагается создать правовые основы для деятельности попечительских советов, которые будут осуществлять функции общественного надзора за деятельностью организаций культуры и искусства.

Кроме того, предусматривается разработать меры, способствующие:

эффективному использованию недвижимого имущества, находящегося в собственности организаций культуры и искусства федерального значения;

созданию более благоприятных экономических и правовых условий для развития в сфере культуры и искусства частных в особенности некоммерческих организаций;

осуществлению перехода на контрактную систему найма творческих работников учреждений культуры и искусства.

Открыть полный текст документа

О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации

Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре об итогах парламентских слушаний «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: региональный аспект», состоявшихся 9 декабря 2016 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808, культура впервые в Российской Федерации возведена в ранг национальных приоритетов, признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года отмечено, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р (далее – Стратегия), является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии стало формирование новой ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, включающей в себя также и региональное измерение с учетом федеративного устройства Российской Федерации.

В настоящее время региональные целевые программы развития культуры, являющиеся эффективным инструментом государственной культурной политики, приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. Особое внимание в них уделено вопросам сохранения материального и нематериального культурного наследия, разработке и внедрению лучших практик в сфере культуры.

Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы в распределении субсидий из федерального бюджета на развитие учреждений культуры участвует лишь около одной трети субъектов Российской Федерации.

Вызывает тревогу тенденция сокращения числа учреждений культуры. За 25 лет практически вдвое уменьшилось количество культурно-досуговых центров, почти на четверть – количество сельских клубов, все меньше становится библиотек, в первую очередь в небольших поселках и в сельской местности. Во многих субъектах Российской Федерации нет театров юного зрителя.

В связи с этим предстоит скорректировать систему государственной поддержки и регулированиягосударственной культурной политики, усовершенствовать федеральное и региональное законодательство в области культуры, сформировать на федеральном и региональном уровнях структуры по обеспечению реализации и мониторингу достижения целей и решения задач Стратегии и Основ государственной культурной политики.

Для разработки и реализации программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды, необходимо использовать потенциал Российской академии наук, профессиональных сообществ и иных общественных объединений.

С учетом важности целей и задач государственной культурной политики, указанных в Стратегии, обеспечения координации деятельности органов государственной власти по ее реализации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1.  Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о включении в перечень приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации приоритетного проекта «Культура».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

включить в план мероприятий по реализации Стратегии начиная с 2019 года специальный раздел, посвященный вопросам культурного развития субъектов Российской Федерации;

разработать и утвердить концепцию национальной программы по поддержке детского и юношеского чтения в Российской Федерации;

образовать правительственную комиссию по вопросам государственной культурной политики;

рассмотреть совместно с Российской академией наук, профессиональными сообществами и иными общественными объединениями возможность ресурсного обеспечения приразработке пилотных проектов культурного развития субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

провести экспертизу документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации в области культуры на предмет их согласованности с положениями Стратегии и при необходимости оказать субъектам Российской Федерации методическую и консультационную помощь в приведении принятых ими документов стратегического планирования в соответствие с положениями Стратегии;

обеспечить при формировании системы мониторинга реализации Стратегии отражение наиболее существенных аспектов состояния и тенденций развития культуры в субъектах Российской Федерации, выявление лучших практик формирования региональных систем мониторинга состояния и тенденций развития культуры и их распространение;

проработать вопросы, связанные с объединением отдельных показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, а также с исчислением показателя развития сферы культуры «Увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры»;

предусмотреть при формировании проектафедерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов увеличение объемов финансирования на комплектование библиотечных фондов и информатизацию учреждений культуры;

оказать необходимую государственную поддержку в реализации программ культурно-познавательного туризма для детей и молодежи, в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 50-летию маршрута «Золотое кольцо России»;

разработать с учетом положений Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13, проект концепции развития исторических поселений и муниципальных образований, располагающих историко-культурным наследием;

рассмотреть экономические аспекты управления культурным наследием Российской Федерации на период до 2030 года;

подготовить предложения по государственной поддержке отечественной анимации, созданию, прокату и показу фильмов для детей и юношества, реализации инновационных проектов в театральном деле.

4. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации:

рассмотреть опыт Пензенской области по созданию и применению в общеобразовательных организациях «Культурного дневника школьника» и возможность его распространения;

расширить практику использования в образовательных программах для дошкольного и младшего школьного возраста «Азбуки народной культуры», разработанной федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» и ассоциацией «Народные художественные промыслы России»;

рассмотреть вопрос об осуществлении целевых приемов в творческие вузы Российской Федерации из государств –участников Содружества Независимых Государств;

принять дополнительные меры по сохранению и развитию сложившейся в Российской Федерации системы художественного образования, выявлению одаренных детей в раннем возрасте, созданию условий для их художественно-эстетического воспитания как средству формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности, в том числе в рамках программ дополнительного образования детей.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить гармонизацию разрабатываемых в субъектах Российской Федерации документов стратегического планирования с положениями Стратегии;

обеспечить разработку и утверждение региональных программ поддержки чтения, а также планов мероприятий по развитию книготорговой инфраструктуры;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в ведении учреждений культуры, научных и образовательных организаций, некоммерческих организаций и общественных объединений, используемых для реализации государственной культурной политики и освобождаемых от уплаты налога на имущество организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость;

разработать предложения по проекту плана мероприятий по реализации Стратегии на 2019 год и на последующие годы.

6. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
1 февраля 2017 года
№ 20-СФ

Программы

Целевая направленность


Программа «Государственная культурная политика современной России» ориентирована на совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для эффективного осуществления различных направлений социально-культурной деятельности в контексте достижения задач государственной культурной политики, формирования единого культурного пространства, вовлечения всех групп населения в мир культуры и творчества.

Актуальность программы


Современные социально-культурные процессы, обусловленные принятием ряда основополагающих документов в области стратегических задач обеспечения национальной безопасности и реализации ценностно ориентированной государственной культурной политики РФ, требуют научного осмысления и обновления содержания и форм деятельности учреждений и организаций культуры, образования и досуга. Практика требует подготовки квалифицированных специалистов, способных к реализации задач, поставленных в стратегических документах по развитию сферы культуры в РФ и формированию гармонично развитой личности. Происходящие социально-культурные процессы актуализируют потребность в разработке и реализации образовательных программ, направленных на формирование новой и совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для эффективного осуществления различных направлений социально-культурной деятельности в контексте задач государственной культурной политики РФ.

Цель программы


Формирование у слушателей системы прочных знаний и устойчивых представлений о новой ценностно ориентированной парадигме государственной культурной политики РФ, механизмах и путях ее реализации на федеральном, региональном и локальном уровнях, в том числе в процессе достижения целевых показателей национального проекта «Культура».

Руководитель программы


Лев Евгеньевич Востряков Доктор политических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, редактор-составитель учебного пособия «Основы государственной культурной политики Российской Федерации», имеет опыт работы первым руководителем организации культуры и регионального органа культуры – более 18 лет.

Преподаватели


Татьяна Викторовна Рябова Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, автор глав учебного пособия «Основы государственной культурной политики Российской Федерации»


Людмила Викторовна Полагутина Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, член Федерального учебно-методического объединения по УГСН 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты», член Правления Российского творческого союза работников культуры (председатель секции учебных заведений), награждена Почетной грамотой Министерства культуры и массовой коммуникации РФ за большой вклад в развитие культуры и массовых коммуникаций.

Культурная политика в России: контроль или цензура?

  • Юрий Вязовский
  • Русская служба Би-би-си, Москва

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Владимир Мединский считает, что государственная культурная политика должна быть неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности

Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что государство обязано тратить деньги на развитие культуры, но при этом оно должно иметь и возможность оценивать качество произведений искусства, на которые эти деньги потрачены.

«Тема «Государство и культура» вызывает сегодня в профессиональном сообществе «мильон терзаний». На самом же деле терзаний… всего два: о деньгах и о свободах», — пишет Мединский в статье.

По мнению министра культуры, одна точка зрения в этом вопросе – консервативная — заключается в том, что сейчас государство безынициативно, ничего не запрещает, а ограничивается лишь раздачей материальных благ. По мнению же либеральной части общества, любое проявлении государственной воли означает возвращении цензуры.

«Критерий у этой творческой части общества лишь один: чем больше денег и чем меньше требований к результату — тем как бы больше свободы», — пишет Мединский.

При этом, министр называет оба эти «терзания» подменой понятий, где культурную политику государства называют цензурой, а сомнительный вкус — свободой.

Кинокритик Виктор Матизен согласен, что государство должно поддерживать искусство. «Но поддерживать – это не значит вмешиваться в творческий процесс. Министр Мединский пытается сгладить острые углы, но все это общие слова. К примеру, там сказано, что они против цензуры. Но невыдача прокатного удостоверения фильму под разными предлогами, когда чиновники министерства сами оценивают фильм, определяют несоответствие традиционным ценностям – это самая настоящая цензура», — утверждает критик.

Театральный режиссер Кирилл Серебренников также считает, что заявление министра культуры – это предупреждение о возможности введения цензуры. «Получается, что финансироваться будет лишь то, что попадает под параметры госпропаганды. И все это, конечно, будет под эгидой нравственных ценностей», — считает режиссер.

Естественные ценности

В последнее время российское искусство, и в частности театр, сотрясали скандалы, вызванные нетрадиционным взглядом режиссеров и художников на постановки. В мае в Москве даже прошла выставка, посвященная таким спектаклям, с фотографиями скандальных постановок, а каждый «экспонат» был снабжен табличкой с указанием сумм, выделенных из бюджетов данному театру.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Самым громким скандалом обернулась постановка оперы «Тангейзер» Новосибирского государственного оперного театра

По мнению министра Мединского власти не могут не реагировать на требование общественности и игнорировать «мнение большинства сограждан».

«Именно общество задает приверженность безусловным и естественным ценностям… И это подавляющее нормальное большинство очень расстраивается, когда сталкивается с публичным неуважением к тому, что для него важно и даже священно», — пишет Мединский.

Режиссер Кирилл Серебренников, сам в последнее время оказывавшийся не раз объектом критики, считает что это была заказная выставка, направленная исключительно на то, чтобы функционеры от культуры могли заявить, что они и есть «голос народа» и они выражают мнение большинства.

«Мы попытались эту выставку посетить, но оказывается, она была сделана ровно на один день, чтобы туда смогла приехать ангажированная пресса, чтобы ее увидел кто-то из депутатов и тут же ее закрыли. То есть, это была выставка не для людей, а для отчетности… Таким образом государство одной рукой пишет доносы, а потом на них же реагирует», -считает режиссер.

Кому руководить процессом?

Главный вопрос, который волнует работников искусств — каким образом и кто именно должен контролировать творческий процесс. Министр культуры заявляет, что чиновник не должен руководить творчеством, но вот обеспечивать соблюдение административных и финансовых правил — должен.

«На глазах нашего старшего поколения деградировала советская культура, скованная «идеологически выверенными» циркулярами… Однако ничем не лучше и монополизация культуры замкнутыми кастами «творческих сословий», — пишет министр.

Кинокритик Виктор Матизен считает, что это самый сложный вопрос — кто должен контролировать творческий процесс.

«Кто должен оценивать проект на входе и на выходе? Уж точно не чиновник. Потому что чиновник знает лишь одно средство – запретить. Или, как минимум, ограничить. Оценивать может лишь художественный совет. Но они подменяют реальный художественный совет какими-то людьми, которые либо не имеют к искусству никакого отношения, либо идеологически подкуплены министерством, то есть, берут туда своих», — говорит критик.

Режиссер Серебренников также считает, что в условиях, когда государство столь активно вмешивается в творческие процессы, «хрупкое искусство» существовать не может.

«Последние лет 15 был расцвет российского театра — огромное количество интересных спектаклей, режиссеров, художников, всё реагирует на время, на события в стране. И это был результат правильной государственной политики по отношении к искусству. Это все было – поливали все цветы, а зритель сам выбирал – идти или не идти, покупать или не покупать, смотреть или не смотреть. А сейчас зрителя держат за идиота, его держат за объект манипуляций и ему говорят: «Мы за вас все решим – что нравственно, что безнравственно, что вам нужно, а что не нужно», — говорит режиссер.

А Виктор Матизен считает, что этот процесс воплне объясним. «Мы живем в эпоху реакции. А время реакции и характеризуется стремлением власти приватизировать все необходимые ценностные смыслы и не допускать выхода за их пределы. Именно эту линию и осуществляет министр Мединский», — говорит критик.

Обсуждение проекта Основ государственной культурной политики Портал органов государственной власти Ставрополького края

8 августа в 12 часов в Доме-музее Алябьева на территории Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова (г. Пятигорск, ул. Буачидзе, 1) в преддверии 200-летнего юбилея со Дня рождения поэта  состоится «круглый стол», темой которого станет обсуждение проекта Основ государственной культурной политики. Организаторы – Комиссия ОП РФ по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию совместно с Общественной палатой Ставропольского края. Мероприятие пройдет в рамках Северо-Кавказского молодежного форума «Машук – 2014».

Участники «круглого стола» – члены Общественных палат субъектов РФ, представители министерства культуры Ставропольского края, комитета Думы Ставропольского края по культуре, а также представители науки, общественных организаций, музеев и другие. Модератор – член Комиссии Общественной палаты РФ по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Михаил Лермонтов.

Из истории вопроса:

Рабочая группа во главе с Руководителем Администрации Президента Сергеем Ивановым подготовила и вынесла на общественное обсуждение Проект Основ государственной культурной политики.

По мнению разработчиков проекта, современная культурная политика в России не может иметь отраслевой уклон и сводиться лишь к управлению театрами, музеями, библиотеками, к финансированию различных фестивалей и конкурсов. Необходимо сформулировать цели, задачи и принципы реализации государственной культурной политики, которая, так или иначе, охватывала бы практически все стороны жизни.

Целью культурной политики в документе объявляется «духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры». Под содержанием государственной культурной политики России понимается «создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма».

По мнению экспертов, проект требует серьезной доработки. По инициативе Комиссии ОП РФ по культуре обсуждение проекта с общественными палатами регионов уже прошло в Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Сибирском и Уральском федеральных округах. В сентябре Комиссия ОП РФ проведет слушания, на которых обсудит все поступившие предложения и подготовит свое заключение в рабочую группу.

В Основах культурной политики предложили прописать развитие с упором на традицию

 
© Тимур Ханов/ПГ

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва подготовил проект обновлённых Основ государственной культурной политики РФ. В документ предлагается включить определение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и установить, что культурная политика должна обеспечить сохранение общероссийской культурной идентичности, текст опубликован на сайте НИИ 3 декабря.

Действующие Основы государственной культурной политики были утверждены Указом Президента РФ Владимира Путина от 24 декабря 2014 года. Основы считаются базовым документом для разработки законодательных и иных нормативных правовых актов в области культурного развития.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что необходимость корректировки обусловлена «изменениями, произошедшими внутри страны и на международной арене в 2014-2021 годах». Новая редакция должна обеспечить соответствие документа Конституции и другим нормативно-правовым актам, определяющим цели и задачи внутренней и внешней политики.

В частности, предлагается установить, что главная цель культурной политики — сохранение общероссийской культурной идентичности как основы единства и сплочённости российского общества, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

По словам директора Института Владимира Аристархова, «когда мы говорим о традиционных ценностях, мы не призываем к возврату в Средневековье». Для нас ценности — это нравственные ориентиры, которые помогают в принятии решения каждый раз в новых меняющихся условиях, подчеркнул он, указав, что это и есть развитие с опорой на традицию.

Среди важных принципов культурной политики названы дети, защита культурной самобытности всех народов и этнических общностей страны, защита традиционных семейных ценностей и института брака как союза мужчины и женщины, а также приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Также документ предлагает указать на усилия «недружественных государств» в информационном противоборстве, которые направлены в на подрыв «культурного суверенитета» РФ и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Читайте также:

• Семейные ценности как ключевой механизм «мягкой силы» России
• Матвиенко: мировоззренческая позиция Достоевского сейчас приобретает созидательное значение

В задачи культурной политики, кроме прочего, предлагают включить формирование госзаказа на создание произведений литературы и искусства и популяризацию традиционных ценностей. Также в задачи вносят защиту и поддержку русского языка, в том числе недопущение нецензурной лексики.

В 2020 году в числе поправок к Конституции была принята норма о защите «института брака как союза мужчины и женщины». Также были добавлены положения о сохранении памяти предков, передавших идеалы и веру в Бога; дети были названы важнейшим приоритетом государственной политики; умаление значения подвига защитников Отечества установилось недопустимым.

Чему и как будут учить студентов на «Основах государственной культурной политики»?

https://www. znak.com/2016-09-01/chemu_i_kak_budut_uchit_studentov_na_osnovah_gosudarstvennoy_kulturnoy_politiki

2016.09.01

С нового учебного года в ряде подведомственных Министерству культуры вузах вводят новый предмет – «Основы государственной культурной политики». Дисциплина появится, в частности, в расписании студентов Московской консерватории, ГИТИСа, Академии русского балета, Екатеринбургского театрального института, Уральской консерватории и не только. Чему будут учить будущих деятелей культуры и ждать ли от курса идеологической наполненности, разбирался Znak.com.

Министр культуры России Владимир Мединский убежден, что государственная культурная политика должна стимулировать «гражданственность деятелей культуры»Евгений Биятов / РИА Новости

Рекомендация обязательна к выполнению

Программа нового учебного курса основана на обнародованном Минкультом еще в декабре 2014 года документе «Основы государственной культурной политики» и на развивающей его тезисы «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Они вошли в примерную программу курса, которая была выслана вузам практически сразу после июньского совещания ректоров в Крыму. На этой встрече министерство рекомендовало всем подведомственным вузам включить предмет в учебный план. 

Мультипликатор Гарри Бардин – об отказе сотрудничать с минкультом и участии в маршах протеста

В Минкульте (отвечая на письменный запрос Znak.com) подтвердили информацию о том, что предмет был именно рекомендован, и на вопрос, какие меры будут приниматься в отношении вузов, не включивших «Основы» в учебный план, пояснили, что «пока нет никаких оснований для постановки такого вопроса». Тем не менее рекомендацию в вузах приняли в качестве обязательной к выполнению, причем причиной введения необязательного предмета в Екатеринбургском театральном институте назвали именно тот факт, что «последовали рекомендации». Об этом же сообщили ранее и в Московской консерватории – в комментарии «Новой газете»: «Подчиняемся тому, что это необходимо и продумано нашим министерством».

Тот материал, который Министерство культуры отправило высшим учебным заведениям, должен определять лишь структуру учебного курса – основное его содержание вузам необходимо было разработать самостоятельно. На то, чтобы найти преподавателя для ранее не существовавшего предмета, а затем уже ему разработать учебный курс, рассчитанный на два семестра, было всего два месяца. Из-за недостатка времени к началу учебного года рабочая программа дисциплины оказалась сырой. Об этом свидетельствуют обобщенные ответы преподавателей по поводу содержания курса.

Каждый будущий художник, тем более обучившийся своему ремеслу за государственный счет, должен понимать, что делает для него государство. И государство за этим проследитВладимир Вяткин / РИА Новости

«Основы государственной культурной политики» для студентов Московской консерватории читать будет приглашенный преподаватель – доцент Экономического университета им. Плеханова, кандидат экономических наук Фарида Кульмухаметова. Она будет рассказывать учащимся о сегодняшних направлениях культурной политики России. Среди лекционных тем, названных Фаридой Минахматовной, есть «государство как субъект культурной политики», «механизмы управления в сфере культуры», «сохранение культурного наследия народов России» и «понятие ценности». Поговорить предметно о перечисленных темах не получилось – на момент разговора программа дисциплины была еще на стадии разработки. 

Преподаватель того же предмета и проректор по учебной работе Екатеринбургского государственного театрального института, кандидат культурологии Анна Глуханюк в разговоре 1 сентября также не стала вдаваться в подробности: «Все, что учтено в документе государственной культурной политики, будем освещать студентам. [Как это будет происходить], зависит от того, как будет выстроен сам курс, мы будем использовать разные формы – семинары, творческие задания, примеры какие-то будем искать». Планировалось, что содержание курса вузы составят в зависимости от своего профиля. Комментируя это, в ЕГТИ обещали, что будут «обращать больше внимания на политику в области театрального дела, сценических, экранных искусств», а как это будет осуществлено на практике – пока неизвестно.

Судя по всему, в этот семестр собственных наработок в рамках предмета у вузов нет, это означает, что в лекциях доминировать будет информация из двух ключевых документов по актуальной культурной политике страны – названные выше «Основы» и «Стратегия». Впрочем, это соответствует обозначенной минкультом цели данного курса: «Самое главное – разъяснить подрастающему поколению содержание «Основ государственной культурной политики». У студентов появится возможность ознакомиться с важными для страны документами и доктринами. Они смогут осмыслить ключевые концепты «Основ», в которых заключены ценности, выработанные поколениями. Мы обязаны сохранить их и тем самым внести свой вклад в интеллектуальное и духовное богатство общества». 

«Ценности» и «антиценности»

Заявленная в «Основах» новая культурная политика в своих задачах – от поддержки профессиональной творческой деятельности граждан до сохранения культурного наследия народов России и утверждения ценности накопленного прошлыми поколениями опыта – базируется на выстраиваемой государством системе ценностей. В ней по одну сторону идут традиционные ценности, а по другую – нетрадиционные, иначе они называются «чуждыми».  

Вопрос о ценностях – разговор не философский, он напрямую связан с государственным финансированием. В «Основах государственной культурной политики» сказано, что государство не обязано и не намерено поддерживать творческие поиски: «никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям», а потому такие эксперименты «не имеют оснований претендовать на государственное финансирование». На вопрос, о том, кто решает, что является чуждыми ценностями, ответили в минкультуры: «Народ решает, какие ценности ему чужды, а какие – органичны. Он имеет право руководствоваться теми ценностями, которые выработаны в ходе его истории, признаются в обществе». При этом какие ценности будут называться студентам в качестве нетрадиционных, то есть их примеры, равно как и что делать с теми творческими проектами, ценности которых вдруг окажутся «чуждыми», – эти вопросы остаются открытыми.

Преподаватель нового предмета в Московской консерватории Фарида Кульмухаметова оказалась неготовой к вопросу о том, что такое «чуждые ценности» и какие им есть примеры. «Не наши, ценности других стран — почему они должны финансироваться?» — задала она вопрос в процессе разговора. В Министерстве культуры примеров тоже не назвали, но пояснили, что «чуждыми ценностями и псевдоискусством стоит считать то, что принижает в человеке человеческое и не отвечает общечеловеческим ценностям». 

В высланной вузам примерной программе учебного курса о примерах чуждых ценностей также ни слова. Кульмухаметова связывает это с тем, что «новый курс студенты будут слушать параллельно с базовыми дисциплинами, такими как культурология, философия, история – где о ценностях будет наверняка говориться». Другое дело, что в документе есть примеры «антиценностей» – это «засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев», и «пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость». Правда, по тексту неясно: являются ли «антиценности» синонимом «чуждым ценностям» или речь идет о термине, обозначающем нечто другое.

Творческие искания художника-провокатора Павла Павленского в соответствии с культурной доктриной современного Российского государства, безусловно, не могут претендовать ни на что, кроме как называться «чуждыми ценностями и псевдоискусством».Андрей Кубенко / РИА Новости

Гораздо больше в документе говорится о «традиционных ценностях». Таковыми называются патриотизм, «сохранение территориальной целостности России», «приоритет духовного над материальным» и «традиционные семейные ценности». Они и должны по результатам новой культурной политики занять весомое место в художественном осмыслении будущих деятелей искусства. 

Вообще, в новой культурной политике речь идет о «коренном изменении отношения к культуре». Культура сегодня оказывается в приоритете у государства по той причине, что она на протяжении российской истории «сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене». Словом – она работала на достижение тех целей, которые на сегодняшний день ставятся в рамках культурной политики.

Без правильной системы ценностей как базовой части культурной политики в тексте «Основ» обещают наступление «гуманитарного кризиса». О «наиболее опасных» его проявлениях написано и в «Стратегии»: к примеру, это «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров», а также «деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России». 

«Поэтому и вышел приказ разработать такой курс, – говорит о следствии угрозы гуманитарного кризиса преподаватель предмета Фарида Кульмухаметова, – чтобы повысить уровень образованности и культурный уровень студентов и граждан вообще, все это ведет к оздоровлению нации в культурном направлении: это повышение уровня воспитания, упор на сохранение наследия и исторических культурных ценностей, сохранение межкультурных связей между конфессиями и так далее».  

Обучение гражданственности

В какой форме и за сколько часов учебного времени нужно будет донести до студентов материал, представленный в «Основах» и в «Стратегии», вузы выбирают сами. К примеру, в Московской консерватории предмет будут изучать один семестр на первом курсе и один семестр на пятом. Вопросы культурной политики будущие музыканты будут обсуждать в ходе круглых столов, а о статистике в области культурной политики узнают из презентаций. Их с иллюстрациями и цифрами планирует подготовить Фарида Кульмухаметова: «Я буду брать из самой «Стратегии» информацию о том, какие памятники построены, какие досуговые организации были открыты, сколько, к примеру, музыкальных школ на сегодняшний день уже есть, а сколько планируется через 10 лет». 

Усвоение этих данных и государственных концептов не отнимет у студентов учебные часы по другим предметам, считает проректор по учебной работе Московской консерватории Лариса Слуцкая. «Мы сократили лишь занятия на самостоятельную работу, которые предполагают возможность самостоятельно заниматься по такому-то предмету такое-то количество часов, —  например, посвятить свободное время изучению литературы без участия педагога», — пояснила она. В Екатеринбургском театральном институте учебное время на новую дисциплину распределили иначе: в этом году изучать «Основы» будут студенты всех курсов. «Предмет вводится с этого года, — сообщила проректор по учебной работе Анна Глуханюк, — и те, кто не успели прослушать [курс], они тоже его прослушают». Занятия в этом году у всех курсов ЕГТИ уложатся в один семестр.

Патриотические байк-шоу Александра «Хирурга» Залдостанова направлены на решение тех задач, которые государство ставит перед российской культурой. А потому такие должны продолжатьсяканал байк-шоу «Ночные волки» в Youtube

Чем новые учебники истории отличаются от старых. По пунктам

На вопрос о том, как новая дисциплина поможет актерам и режиссерам в будущем в их профессиональной деятельности, Анна Глуханюк ответила, что «они будут понимать, как развивается культурная сфера государства, в котором они живут и будут работать, и смогут вкладывать своим творчеством в перспективы его развития». По поводу будущего студентов Московской консерватории их проректор Лариса Слуцкая пояснила следующее: «Кто-то [из них] пойдет заниматься менеджментом в своей сфере, кто-то станет руководителем, а кто-то, может быть, и в министерстве. Все, кто занимается сферой культуры, должны знать, что делает государство в этой области, как помогает, как старается. Это как патриотизм – ты должен знать, что для тебя делает твоя страна. Знания о том, сколько и чего предполагается и какие по этому поводу есть законы, помогут им, в какой бы должности они ни работали».

Зачем министерству нужно, чтобы студенты «творческих» вузов изучали культурную политику, можно, впрочем, узнать из первых уст. Статья министра культуры Владимира Мединского под концептуальным названием «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» представлена в заключение документа «Основы государственной культурной политики». «Чиновник не должен руководить творчеством» и «не имеет права решать, какими образами «должен» мыслить художник», напоминает министр. При этом «единственным гарантом «созвучия» государства, общества и искусства», на взгляд Мединского, может быть «гражданственность самих деятелей культуры». Содержание новой дисциплины, по крайней в этом году, будет максимально подробно следовать тезисам «Основ» и «Стратегии», и, судя по ним, студентов действительно намерены обучить гражданственности.  

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Мир культурной политики Вебстера

Мир культурной политики Вебстера

Добро пожаловать в

Ресурсный онлайн-центр для изучения культурной политики

с точки зрения культурной демократии


«Культурная политика отражает тот факт, что [человечество] сегодня стоит перед выбором
между поиском слепого и отчаянного спасения в нигилизме,
или решительным противостоянием будущему.»

— Огюстен Жирар с Женевьев Жантиль
Культурное развитие: опыт и политика ,
2-е изд.(Париж: ЮНЕСКО, 1983 г.), с. 186


В ЭТОМ ДОКУМЕНТЕ…

Введение в культурную политику —


Рубрика «культурная политика» описывает в совокупности ценности и принципы, которыми руководствуется любое социальное образование в культурных делах.

Политическое заявление может быть просто индивидуальной резолюцией, например, «Я намерен избегать сексистских выражений в своих письмах». Но чаще всего политики являются более сложными, обобщая ценности организации и критерии принятия решений.

Политика в области культуры чаще всего разрабатывается правительствами, от школьных советов до Конгресса и Белого дома, а также многими другими учреждениями частного сектора, от корпораций до общественных организаций. Политика служит ориентиром для тех, кто принимает решения и предпринимает действия, влияющие на культурную жизнь.

Культурная политика иногда осуществляется явным образом в рамках процесса, определяемого агентством, на которое возложена эта ответственность. Например, министерство культуры или агентство по делам искусств могут разработать политику, в которой будут сформулированы его цели и принципы работы по поддержке театральных трупп в различных регионах.Однако очень часто — и чаще всего в случае Соединенных Штатов — культурная политика не имеет формального определения. Вместо этого мы имеем культурные эффекты — иногда непредвиденные — социальных действий.

Например, рассмотрим феномен «обновления городов». Политика реконструкции городов была направлена ​​​​на решение проблем ветхой инфраструктуры, неудовлетворительных условий жизни, преступности и перенаселенности. Но они также оказали глубокое влияние на качество культурной жизни в наших городских центрах, уничтожив культурную жизнь перестроенных кварталов, устранив места встреч, достопримечательности и другие вещи, которые придавали каждой из них особый колорит, наряду с человеческой инфраструктурой города. общественная организация и отношения.

Такого рода де-факто культурная политика, сводящаяся к «побочным эффектам» социальных действий, предпринятых без учета культурного воздействия, всегда может быть выведена из действий, предпринимаемых государством или организацией.

Огюстен Жирар из Департамента исследований и исследований Министерства культуры Франции предложил это определение культурной политики в своей книге Культурное развитие: опыт и политика , фундаментальной работе в этой области:

Политика – это система конечных целей, практических задач и средств, преследуемых группой и применяемых властью. Культурную политику можно различить в профсоюзе, партии, образовательном движении, учреждении, предприятии, городе или правительстве. Но независимо от вовлеченного агента политика предполагает наличие конечных целей (долгосрочных), задач (среднесрочных и измеримых) и средств (людей [так в оригинале] , денег и законодательства), объединенных в явно связную систему. . (Жирар, стр. 171-172)

Подобно тому, как культура носит всеобъемлющий характер, культурная политика включает в себя широкий комплекс мер, направленных на развитие культурной жизни.Многие политики, оказывающие глубокое влияние на культуру, принимаются лицами, принимающими решения, которые почти не задумывались о культурных соображениях — решения, например, о транспорте или федеральном бюджете. В истинно демократическом обществе культурное влияние такой политики будет рассматриваться наряду с экономическим и политическим влиянием — например, роль общественного транспорта в поощрении или препятствии культурному участию или более широкое культурное влияние наших неприкосновенных военно-промышленных субсидий. .

Сегодня большинство политиков не осуществили сдвига парадигмы, который позволил бы им полностью осознать культуру. Например, когда правительственные учреждения в промышленно развитых странах определяют культурную политику, они обычно ограничиваются наиболее специализированными проявлениями культуры: средствами массовой информации и коммуникациями, искусством, образованием и, в некоторых странах, спортом. Меры, принимаемые для реализации политики, весьма разнообразны. Гранты художникам и учреждениям являются обычными подходами, как и программы занятости государственных служб, строительство и обслуживание культурных объектов, поощрение и финансирование сохранения исторического наследия и регулирование радиоволн. Все они более подробно рассматриваются в других разделах Webster’s World of Cultural Policy.


«Право на культуру» было ключевой основой культурной политики. В 1948 году, вскоре после создания Организации Объединенных Наций, ее члены провозгласили «Всеобщую декларацию прав человека», в которой утверждалось, что

Каждый имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества.

Рене Маэ, в то время генеральный директор ЮНЕСКО (культурного подразделения ООН), расширил это право на Международной конференции ЮНЕСКО по институциональным, административным и финансовым аспектам культурной политики в 1970 году:

Нет уверенности в том, что все значение этого текста, провозглашающего новое право человека, право на культуру, было полностью оценено в то время.Если каждый, как неотъемлемая часть его человеческого достоинства [sic] , имеет право на участие в культурном наследии и культурной деятельности сообщества — или, скорее, различных сообществ, к которым принадлежат люди (и включает конечное сообщество — человечество) — отсюда следует, что власти, ответственные за эти сообщества, обязаны, насколько позволяют их ресурсы, предоставить ему средства для такого участия… Каждый, соответственно, имеет право право на культуру, так как он имеет право на образование и право на труд…. Это основа и первая цель культурной политики. (Жирар, стр. 182-183)

Именно это признание «обязанности… предоставлять… средства [культурного] участия» лежит в основе активной позиции, которую государственные органы во всем мире заняли в последние десятилетия, чтобы обеспечить общественный интерес к культурному развитию. .


Идеи, лежащие в основе культурной политики, исходят из многих источников — из традиционной практики в различных обществах, от философов и теоретиков, из исторических отчетов и утопических спекуляций.

Суды, церкви, законодательные органы и меценаты на протяжении многих веков принимали решения о том, следует ли, почему и как поддерживать работу в сфере искусства и культуры; о языке и религии общества; и о таких вопросах, как приличная одежда и поведение. Философы и историки много говорят о поведении общества в отношении культуры. В каждом обществе и в каждый период истории люди делали выбор в отношении культуры, которую они будут строить, как выражать свои стремления и страхи, как воплощать свои ценности в ритуалах и празднованиях. Но концепция особой социокультурной ответственности демократических правительств — относительно новое изобретение. Идея культурной политики как таковой вошла в обиход после Второй мировой войны.

В последующем дискурсе идея культурной демократии стала главной инновацией в культурной политике. Министры культуры всего мира заинтересовались этой идеей из-за своей тревоги по поводу социальных тенденций, которые ощущаются во всем мире: распространение электронных средств массовой информации, урбанизация, «модернизация» наряду с сопровождающим их личным отчуждением и дератизацией.В совокупности эти явления стали известны во всем мире как «американизация» культуры. Эти факторы сливаются воедино, порождая всепроникающую социальную пассивность, опасную для демократии, разрушая традиционную культурную деятельность и заменяя ее умственной отдушкой вроде «Я люблю Люси » на сорока семи разных языках, происходящих в основном из культурных индустрий США.

Конечно, те же самые силы действуют в Соединенных Штатах намного дольше, чем где бы то ни было — так долго, как сказали бы некоторые, что большинство из нас не обращает внимания на внутренний культурный империализм, который доминирует в нашей национальной культуре. Поэтому очень жаль, что эта дискуссия велась в терминах «американизации», поскольку она имела тенденцию затушевывать глубокие внутренние последствия этого комплекса культурных сил в Соединенных Штатах и, в конечном счете, возбудить оппозицию США против ЮНЕСКО в целом (как обсуждалось в разделах Webster’s World, посвященных политике США и международным организациям) .

Всякий раз, когда поднимается эта тема, вы найдете людей, защищающих США от обвинений в культурном вторжении, аргументируя это тем, что никто не заставляет людей ходить в кинотеатры — всем нужны наше искусство, одежда, еда и телевидение просто потому, что они лучший.Между тем, наши собственные региональные, местные традиции и традиции меньшинств находятся под угрозой из-за той же ничем не ограниченной коммерческой культуры. Мы многое выиграем, участвуя в этой глобальной дискуссии, поскольку она может пролить свет на то, как сохранить разнообразие наших собственных культурных традиций.


Проблемы демократического культурного развития, описанные выше, являются глобальными, но они проявляются по-разному в разных местах, в зависимости от местных социальных и политических условий.

Для развивающихся обществ ключевой вопрос заключался в том, как сохранить и расширить традиции коренных народов, которые прочно уходят корнями в прошлое и обеспечивают их глубочайшими источниками энергии и вдохновения; и в то же время брать лучшее из промышленно развитого мира, не будучи затопленным им. Большинство развивающихся обществ изо всех сил пытались преодолеть долгую историю культурной колонизации — тот факт, что в их театрах, библиотеках и радиоэфире доминируют культуры, которые колонизировали их столетия назад.Но они хотят избежать простой ностальгии, создавая столь же искусственную культуру, которая не имеет ничего общего с реальными условиями современной жизни. Они хотят найти лучшие способы придать форму модернизации, когда она придет. Например, в развивающихся странах зачастую вопрос не в том, как изменить существующие системы вещания, а в том, как в первую очередь развивать средства массовой информации.

Перед промышленно развитыми обществами стоят одновременно и похожие, и разные задачи. Например, когда политики в области культуры в Европе впервые начали свою послевоенную программу «демократизации высокой культуры», они испробовали много разных подходов: музейные показы-блокбастеры рекламировались как фильмы, чтобы привлечь большие толпы; программы субсидирования билетов были разработаны, чтобы заманить менее состоятельных людей в концертные залы; или артистов вывозили на автобусах, чтобы они выступали перед публикой в ​​школах и больницах; назвать несколько примеров.Но как ни старались, часть населения, добровольно участвовавшая в престижной художественной деятельности, оставалась прежней: очень небольшой процент публики, высокообразованные, материально обеспеченные, люди среднего и старшего возраста (так же, как и в Соединенные Штаты).

Столкнувшись с безразличием и враждебностью подавляющего большинства своего населения, которого иногда называют «необщественным», чтобы показать их незаинтересованность в культуре истеблишмента, европейские политики по-новому интерпретировали свои собственные роли. Они начали понимать, что им необходимо обращаться ко многим культурам в своих обществах, а не просто продвигать традиционную культуру «высокого искусства», которую в прошлом предпочитали богатые покровители. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, как заманить людей в известные художественные учреждения, эти министры культуры обратились к набору гораздо более широких социальных вопросов:

  • Как мы можем начать преодолевать уже укоренившееся отчуждение модернизации?
  • Как мы можем восстановить и сохранить соответствующие традиции?
  • Как мы можем способствовать межкультурному общению, даже сотрудничеству?
  • Как мы можем помочь оживить жизнь сообщества?

Именно на этом этапе культурная демократия стала передовым краем культурной политики в Европе, по крайней мере, в риторике политиков.С середины до конца 70-х казалось, что культурная демократия станет основным направлением европейского культурного развития. Но с тэтчеризмом в Британии и другими сильными правыми голосами, влияющими на культурно-политический диалог, с тех пор было много сокращений. Эти тенденции ускорились в 90-е годы, когда правительства по всей Европе и во всем мире «приватизировали» функции, ранее считавшиеся важными аспектами общественного культурного содружества.


Одним из основных средств, разработанных для реализации целей культурной демократии, является общественная анимация .

Во многих общественных анимационных проектах художник-организатор использует как художественные, так и организаторские навыки, чтобы помочь членам сообщества открыть и выразить свою культурную идентичность и контролировать свое культурное развитие. Другие работники культуры также работали как аниматоры культурной жизни, если использовать французский термин, под которым эта практика известна в международных кругах (где анимацию часто называют анимация социально-культурная или, принимая британскую форму, » социокультурное развитие сообщества»). Многие примеры анимационной практики описаны в «Мире культурного действия» Вебстера и в «Путеводителе по культурному ландшафту».

Большое внимание послевоенных политиков также уделялось проблемам, связанным с распространением электронных средств массовой информации:

  • Как поощрять и поддерживать демократические СМИ?
  • Как обеспечить медиаграмотность, чтобы люди могли использовать СМИ для демократического самовыражения, а не быть беспомощно в их рабстве?
  • Как поощрять и поддерживать живую, совместную, личную культурную деятельность в обществах, насыщенных массовым продуктом?

Среди экспериментов, которые были опробованы, есть общественные телестудии, где общественным группам помогают создавать программы об их собственном восприятии и проблемах, которые затем транслируются по местному телевидению, а иногда и по национальному телевидению, таким образом связывая усилия по поощрению активного участия непосредственно с иначе умиротворяющие формы, развернутые средствами массовой информации.Вариации на эту тему существуют во многих странах. примеров представлены в Webster’s World of Cultural Action и в Путеводителе по культурному ландшафту.

Основная цель лежит в основе большинства усилий по реализации политики культурной демократии: основная задача культурного развития состоит в том, чтобы поддерживать средства производства и распространения культуры, а не ее цели. Это может быть трудно понять, поскольку государственная система финансирования искусства в США была смоделирована по образцу традиционных форм частного патронажа.Большая часть его денег идет на поддержку конечных продуктов: артист подает заявку на грант на сочинение определенного музыкального произведения, или оркестр подает заявку на грант на его исполнение. А поскольку на эти цели выделяется очень мало денег — менее 1 доллара на душу населения на федеральном уровне, — конкуренция за деньги в Соединенных Штатах (как государственных, так и частных) очень жесткая, и большинство претендентов их не получают.

Альтернативой культурной демократии является поддержка средств участия в культурной жизни: обеспечение широкой доступности средств, оборудования, материалов, образования и рабочих мест, чтобы каждый желающий мог участвовать. В этом разница между содержанием публичной библиотеки (наиболее демократичной из существующих культурных организаций в этой стране) и наличием системы, при которой самые решительные читатели обращаются за средствами для покупки томов для своих частных библиотек, причем только один из каждых десяти или двадцати из них покупают книги.


Климат для культурной демократии

Есть много препятствий на пути реализации целей культурной демократии. Для сторонников культурной демократии важнее всего помнить об общей картине.

Писатель Карлос Фуэнтес охарактеризовал наше время как эпоху «культур как главных действующих лиц истории». По всему миру, куда бы мы ни посмотрели, мы видим свидетельства того, что культуры отказываются подчиняться гомогенизирующему влиянию имперских держав, будь то политическим или корпоративным. Заканчивающееся столетие ознаменовалось появлением постоянно растущего числа независимых государств, возрастающей заметностью этнических и культурных групп внутри государств и глобальным восстанием против технократических и антигуманных ценностей западного стиля развития. Эта общая картина — как глобальная, так и историческая — необходима для сохранения надежд на культурную демократию в это последнее депрессивное десятилетие 20-го века.

Однако есть много причин, чтобы оправдать разочарование. «Этнические чистки» и геноцид, расизм и угнетение являются такой же частью нашего культурного наследия, как и наша способность любить и лелеять друг друга, принимая и прославляя наши многочисленные различия.

Ясно, что культурная демократия — актуальная тема нашей эпохи.Вопрос в том, сможем ли мы распознать и использовать это в своей жизни и работе, будет ли это хорошей идеей, от которой не удалось избавиться, или способом внести позитивные изменения.


Webster’s World of Cultural Policy содержит намного больше информации о культурной политике, и эти презентации будут расширяться в соответствии с вашими интересами и интересами других пользователей Webster’s World.

Узнайте, что здесь есть, и дайте нам знать, если у вас есть вопросы или предложения, которые помогут сформировать будущие дополнения:

  • Дальнейшее изучение культурной политики
    • Основные понятия культурной политики: способы и средства
    • Вопросы культурной политики
    • Ресурсы для дополнительного изучения
  • Культурная политика в Соединенных Штатах Америки
  • Глобальная картина: культурная политика за рубежом
    • Банк данных культурной политики Culturelink в Интернете . Банк данных культурной политики Culturelink обобщает культурную политику в десятках стран мира.
    • Мир культурной политики обобщает наблюдения Дона Адамса о текущих тенденциях в дискурсе международной культурной политики, основанные на его опыте участия в последней Всемирной конференции ЮНЕСКО по культурной политике в Стокгольме.
    • Международные организации

Вернуться на домашнюю страницу WWCD


Вебстерский мир культурной демократии
Всемирный веб-центр Института культурной демократии
[email protected] (Дон Адамс, директор проекта WWCD)
P.O. Box 30061, Seattle, WA 99103-2061 U.S.A.
© авторское право The Institute for Cultural Democracy 1996, 2001

Культура, правительство и искусство: ресурсы государственной политики

Канадское наследие

Канадское наследие — главный федеральный департамент, отвечающий за вопросы культуры. На своем веб-сайте: «Canadian Heritage отвечает за национальную политику и программы, которые продвигают канадский контент, способствуют культурному участию, активной гражданской позиции и участию в гражданской жизни Канады, а также укрепляют связи между канадцами.

Канадская комиссия по радио, телевидению и телекоммуникациям (CRTC)

Канадский совет по делам искусств

Обычно называемое Советом Канады, это национальное независимое агентство, которое способствует развитию искусства в Канаде посредством грантов, услуг и наград профессиональным канадским художникам и художественным организациям

Канадская комиссия по делам ЮНЕСКО

Канадская комиссия по делам ЮНЕСКО выступает в качестве форума для правительств и гражданского общества для мобилизации участия канадских организаций и отдельных лиц в областях деятельности ЮНЕСКО: образование, естественные и социальные науки, культура, коммуникация и информация.

Destination Canada (ранее Канадская комиссия по туризму)

Парламент Канады

Парламент Канады имеет доступный для поиска сайт для дебатов Сената и Палаты общин, комитетов, отчетов и заседаний, включая Постоянный комитет Палаты общин по канадскому наследию

Библиотека парламента
Исследовательские публикации по вопросам искусства, культуры и развлечений, подготовленные для парламентариев для рассмотрения актуальных вопросов, например, Политика федерального правительства в области искусства и культуры Майкла Дьюинга (2013 г. ) и Национальных музеев Канады Мари-Клод Ланглуа (2013 г.).См. также Архив

Королевская комиссия по национальному развитию в области искусства, литературы и науки (также известная как Комиссия Мэсси)

Отчет Королевской комиссии по национальному развитию в области искусства, литературы и науки
Комиссия дала рекомендации по принципам, которые должны регулировать политику в области вещания и телевидения в Канаде, по федеральным агентствам культуры, созданию национальной библиотеки, помощи в исследованиях и Отношения Канады с ЮНЕСКО

Канадская конференция искусств — национальный форум искусства и культурного сообщества Канады

Политические ресурсы

Реализация культурной политики: теоретическая концептуализация и модели | Паулюкявичюте

Реализация культурной политики: теоретическое осмысление и модели

Аудроне Паулюкевичюте, Альвидас Райпа

Аннотация

Быстро меняющийся глобальный и технологический мир, непрерывные поступательные изменения и культурные трансформации определяют изменения в системах управления страной, в отдельных сферах государственной политики и управления. На реализацию культурной политики влияют политические/идеологические, экономические/организационные, культурные/технологические проблемы, и, несмотря на множество исследовательских проектов, анализирующих вопросы культурной политики, по-прежнему отсутствует более широкий подход к концептуализации культурной политики, проблемам, связанным с процессами. Поэтому целью данной статьи является раскрытие теоретической концептуализации реализации культурной политики и ее моделей. Объектом работы являются концепции и теоретические модели реализации культурной политики.Сформулированы две задачи, направленные на достижение основной цели: концептуализация культурной политики, пересмотр трактовок концепций, а также характеристика реализации культурной политики как сферы реализации государственной политики; описать теоретические модели реализации культурной политики на государственном уровне. Авторы данной статьи предлагают широкий спектр концепций реализации культурной политики, описывая базовые модели, раскрывая и визуализируя процесс реализации культурной политики в контексте общих переменных процесса реализации государственной политики (независимо от выбранной модели).

Ключевые слова

культурная политика; реализация культурной политики; публичная политика; модели реализации культурной политики

Полный текст:

PDF (Литва)

DOI: https://doi.org/10.13165/VPA-14-13-2-05

Рефбеки

  • В настоящее время рефбеков нет.

«Государственная политика и управление» ISSN онлайн 2029-2872 / печатный ISSN 1648-2603

Что означает культурная политика?

Культурная политика

Культурная политика – это действия правительства, законы и программы, которые регулируют, защищают, поощряют и финансово (или иным образом) поддерживают деятельность, связанную с искусством и творчеством, такими как живопись, скульптура, музыка, танцы, литература, и кинопроизводство, среди прочего, и культура, которые могут включать деятельность, связанную с языком, наследием и разнообразием.Идея культурной политики была разработана в ЮНЕСКО в 1960-е годы. Как правило, это включает в себя установление правительствами процессов, правовых классификаций, положений, законодательства и институтов (например, галерей, музеев, библиотек, оперных театров и т. д.), которые поощряют и облегчают культурное разнообразие и творческое самовыражение в различных формах искусства и творчества. виды деятельности. Культурная политика варьируется от одной страны к другой, но в целом она направлена ​​на улучшение доступности искусства и творческой деятельности для граждан и поощрение художественного, музыкального, этнического, социолингвистического, литературного и другого самовыражения всех людей в стране.В некоторых странах, особенно с 1970-х годов, особое внимание уделяется поддержке культуры коренных народов и маргинализированных сообществ и обеспечению того, чтобы культурные отрасли (например, кинопроизводство или телепроизводство) представляли разнообразное культурное наследие страны, а также этническую и языковую демографию.
Культурная политика может осуществляться на уровне национального государства, на субнациональном уровне (например, штаты США или провинции Канады), на региональном уровне или на муниципальном уровне (например, городское правительство создает музей или центр искусств). .Примеры формирования культурной политики на уровне национального государства могут включать что угодно: от финансирования музыкального образования или театральных программ практически без затрат до проведения спонсируемых корпорациями художественных выставок в государственном музее до принятия правовых кодексов (таких как 501(c)(3) Налогового управления для некоммерческих предприятий) и создание политических институтов (таких как различные министерства культуры и департаменты культуры, а также Национальный фонд гуманитарных наук и Национальный фонд искусств в США), советы по предоставлению грантов на искусство и культурные учреждения, такие как галереи и музеи.Аналогичные важные организации в Соединенном Королевстве включают Министерство культуры, СМИ и спорта (DCMS) и Совет по делам искусств Англии.
На протяжении большей части двадцатого века многие виды деятельности, составляющие культурную политику в 2010-х годах, регулировались под названием «политика в области искусства». Политика в области искусства включает прямое финансирование художников, творцов и художественных учреждений и косвенное финансирование художников и художественных учреждений через налоговую систему (например, путем вычета из налогов пожертвований благотворительным организациям в области искусства). Однако, как заметил Кевин Малкахи, «политика в области культуры охватывает гораздо более широкий спектр деятельности, чем политика в области искусства. переход к культурной политике можно наблюдать в ее явных акцентах на культурной идентичности, повышении ценности самобытности [культуры коренных народов] и анализе исторической динамики (например, гегемонии и колониализма).Общей тенденцией в западных промышленно развитых странах является сдвиг, начиная с 1970-х и 1980-х годов, от поддержки исключительно небольшого числа относительно элитарных, профессиональных форм и учреждений искусства (например, классической музыки, живописи, скульптуры, художественных галерей) к также поддержке любительская и общественная культурная и творческая деятельность (например, общественный театр) и культурные формы, которые не считались частью западного канона предыдущими поколениями (например, традиционная музыка, такая как блюз, мировая музыка и т. д.).

лучших программ на получение степени в области культурной политики, обновлено на 2022 год

Рассмотрим рекомендуемую онлайн-программу государственного управления, которая в настоящее время принимает заявки.

Нажмите, чтобы просмотреть больше онлайн-степеней государственного управления.

Культурная политика — это раздел государственного управления, который фокусируется на творческих аспектах жизни общества. Некоторые из областей, включенных в культурную политику, включают те, которые связаны с искусством, театром, развлечениями и литературой.Профессионалы, заинтересованные в этих секторах общества, могут стать отличным дополнением к общественным командам, ответственным за анализ и улучшение политики, окружающей их.

Степень в этой области может помочь вам понять историю и развитие этой области в ее нынешнем виде, а также подготовить вас к работе с другими профессионалами в вашей карьере. Если вы заинтересованы в том, чтобы стать влиятельной фигурой в разработке и реализации культурной политики, это может стать для вас программой получения степени.

Что такое культурная политика?

Искусство и развлечения могут быть замечательной частью любого общественного места. Как и в случае с любым другим разделом общественного достояния, для таких областей могут потребоваться политики, определяющие их работу, которые следует анализировать и обновлять по прошествии времени.

Должностные лица, ответственные за политику в области культуры, могут оценивать потребности в грантах в различных учреждениях, таких как исторические общества, музеи и учреждения общественного искусства. Передача средств на эти различные виды услуг может зависеть от цели услуги и от того, соответствует ли она стандартным требованиям для финансирования.

Степени в области культурной политики в Интернете

Стремление продолжить обучение по программе высшего образования иногда может быть встречено разочарованием, когда графики расходятся. Внедрение онлайн-программ на получение степени позволило студентам с самым загруженным графиком стать частью программ на получение степени в областях по своему выбору.

Если вы заинтересованы в получении степени в области культурной политики в онлайн-среде, вам может быть приятно узнать, что в настоящее время может быть несколько вариантов приема студентов на свои программы. В онлайн-среде вы можете составить свой собственный график и выполнить свою работу в соответствии с календарем массовых сроков, предоставленным в начале ваших курсов.

Требования к еженедельному входу в систему для онлайн-классов могут быть очень высокими, но в среднем учащиеся должны входить в свои курсы 2-3 раза в неделю для посещаемости. Во время этих входов в систему вы можете выполнять свои задания для обсуждения с другими учащимися вашего курса или загружать домашние задания с помощью инструмента раскрывающегося списка курсов.

Дополнительным преимуществом онлайн-программ на получение степени является то, что они также должны получить аккредитацию через агентства в области государственного управления.В настоящее время NASPAA предоставляет список аккредитованных программ на своем веб-сайте, который вы можете просмотреть на досуге.

Степени магистра государственного управления с акцентом на культурную политику

Магистерские программы в области культурной политики популярны среди новых студентов колледжей, поскольку они могут предоставить как знания в этой области, так и возможность узнать больше о лидерстве в этой области. Если вас заинтриговала возможность потенциальных руководящих должностей в вашем будущем, вы можете получить степень магистра культурной политики в качестве средства для достижения своих целей.

Магистерская программа может занять от 1 до 3 лет в большинстве университетов в онлайн-среде. Количество времени, которое у вас есть, чтобы посвятить онлайн-обучению, может определять, как быстро вы закончите обучение, поскольку во многих школах вам требуется до 5 лет для завершения вашей программы.

В зависимости от программы, на которую вы записались, вам также может быть предложено принять участие в работе под наблюдением или в учебных лабораториях выходного дня в кампусе. Важно проверить свои программы на соответствие этим типам требований до регистрации, чтобы убедиться, что вы можете выполнить все шаги, необходимые для выпуска.

Наши эксперты выбрали для вас некоторые из самых популярных онлайн и аккредитованных магистерских программ с веб-сайта NASPAA. Каждая из этих программ может быть надежным вариантом, который вы можете рассмотреть во время поиска.

  • Техасский университет в Арлингтоне : онлайн MPA – 2 года для завершения
  • Университет Индианы : онлайн MPA – 2 года для завершения

Типовая курсовая работа по культурной политике для выпускников

В начале вашей магистерской программы вы можете пройти курсы, которые познакомят вас с культурной политикой с точки зрения нового студента.Вы можете глубоко погрузиться в историю и развитие политики, касающейся искусства и культуры, а также изучить необходимость изменений по мере изменения общества.

Некоторые курсы в рамках этой программы могут также содержать правила и нормы, связанные с финансированием культурных услуг в обществе. Вы можете узнать больше о том, какие типы организаций могут претендовать на получение грантов и финансирования, а также ознакомиться с ожиданиями агентств, которые в настоящее время получают поддержку от правительства.

Чтобы соответствовать стандартам аккредитации для этой программы на получение степени, вы можете обнаружить, что ваша степень состоит из определенного набора курсовых работ, посвященных управлению государственными финансами и практике лидерства, имеющих отношение к государственному сектору. Названия и последовательность этих курсов могут варьироваться в зависимости от университета.

Культурная политика Карьера: заработная плата и варианты работы

Высшее образование в области культурной политики может быть полезным для будущих специалистов в области государственного управления.Имея степень в этой области, вы потенциально можете найти работу в местных органах власти, отвечающих за управление финансированием культурных агентств, или даже на уровне национального правительства.

Некоторые выпускники этих программ на получение степени могут также получить работу в местных агентствах по искусству и культуре, которые работают за счет средств, предоставленных национальным правительством. Компоненты управления, представленные в учебной программе, могут способствовать эффективному управлению на местах.

Чтобы предоставить вам больше информации о типах карьеры и заработной плате, доступных для выпускников в этой области, наша команда собрала более конкретную информацию для ознакомления. Узнайте больше в приведенном ниже списке о различных карьерных должностях и средней заработной плате нынешних специалистов в области культурной политики, работающих сегодня в этой области.

  • Менеджеры административных служб : в среднем 96 180 долларов в год (BLS).
  • Менеджеры общественных служб : в среднем 65 320 долларов в год (BLS).

MA Культурная политика, отношения и дипломатия

Дискурсы современных «Лидерства» и «Теории Предприятия», как и более широкий дискурс самой Теории Менеджмента, находятся в состоянии критической трансформации.Авторитет, обоснованность и уместность того типа научного или «позитивистского» мышления, которое так сильно повлияло на ранние «тейлористские» и «фордистские» работы так называемой «первой эпохи» (Сноуден, 2005) менеджмента. Теория обрела дурную славу, как и многие предпосылки той более контекстуально осведомлённой и «конструктивно» влияющей работы, которая повлияла на так называемую «вторую эпоху».

Подрывается как универсализирующими и деконтекстуализирующими тенденциями того типа мышления, который определял «первый возраст», так и все еще скрытыми проблемами «реализации» или «интернализации» (Nonaka, 1995) прозрений того мышления, которое определили «второй возраст», мы сейчас находимся в положении, в котором — в том, что становится все более и более признаваемым «третьим возрастом» теории управления, — все основные дискурсы теории управления от управления знаниями до организационной теории, теории предприятия , Инновации и Лидерство, должны прийти к соглашению с трудным вопросом о том, как они могут по-прежнему иметь дело с их различными объектами анализа, будь то сущностная природа, качества или условия успешного Лидерства, Предприимчивости или Инновации в относительно организованный, структурированный и предсказуемый способ, и в то же время способ, который не подрывает, не исключает и не ограничивает существенную «сложность», непредсказуемость и «возникновение» качеств этих фенотипов. номенов и контекстов, в которых они возникают.Это проблема, в связи с которой в последние годы особое внимание уделялось анализу роли, которую индивидуальный «творческий», «предпринимательский» или «самоактуализирующийся» субъект играет в «нарративном» построении своих собственных отношений с другими людьми. контексты, в которых они существуют, вводят новшества, ведут или учатся (Цукас, 2005).

Этот модуль познакомит студентов со всеми основными теориями, которые способствовали развитию этого дискурса, начиная с ранних научно ориентированных, «позитивистских» и «эссенциалистских» теорий Фредерика Уинслоу Тейлора в «Принципах научного менеджмента» (1911 г.), работе Йозефа Шумпетера «Инновации как «созидательное разрушение»» (1934), Гордону Олпорту (1921) и Курту Левину (1935) ранним работам по «Теории черт» и «Ситуативным» теориям личности в их приложении к лидерству, к Недавние работы Ральфа Стейси (2001, 2003, 2010) и Генри Чесборо (2003, 2006, 2010) «Организационная сложность» и «Открытые инновации» до более поздних «Транзакционных», «Трансформационных» и «Органических» теорий Лидерство, «онтологически» ориентированные теории инноваций Икуджиро Нонака (1995) и Хьюберта Дрейфуса (1997), а также недавняя работа Роджера Мартина (2009) и Арманда Хатчуэля (2010) о ценности различных ведущих творческих исследований «дизайнерского мышления». годологии к формулированию того, как мы можем наиболее «продуктивно» действовать, мыслить, вводить новшества и руководить в постоянно растущей «сложности» текущей бизнес-среды.

Основная цель этого археологического анализа истории эволюции и развития современной теории управления, и особенно в том, что касается дискурсов современных теорий «предпринимательства» и «лидерства», состоит в том, чтобы дать студентам возможность развить всестороннее понимание не только истории дискурса, но и того, как идеи этих теорий могут быть практически применены к концептуализации и анализу их собственных проектов, преодолевая, таким образом, широко обсуждаемый «разрыв релевантности» во многих современных теориях управления и образовании.

Особое внимание будет также уделено «кросс-культурному» значению этой работы в связи с работой Герта Хофтстеде (2001) и Ричарда Э. Нисбетта (2005) о различных «измерениях» культурных убеждений, ценностей и понимания. .

Справочник Routledge по глобальной культурной политике — 1-е издание

Содержание

Список рисунков

Список таблиц

Список участников

1 К исследованиям глобальной культурной политики


Виктория Дюррер, Тоби Миллер и Дэйв О’Брайен

ЧАСТЬ I Ситуационная культурная политика

2 Культурная политика в политических исследованиях


Джонатан Пакетт и Девин Борегард

3 Экономика культуры, инновации и интеллектуальная собственность


Никола С. Сирл

4 Социология и культурная политика


Дэвид Райт

5 Связь между культурной политикой и управлением искусством


Виктория Дюррер

ЧАСТЬ II Регулирование культурной политики

6 Трансграничное регулирование культурных ценностей и удостоверений личности


Дж. П. Сингх

7 Без исключений: культурная политика в эпоху соглашений о свободной торговле


Грэм Мердок и Ын-Кён Чхве

8 Интеллектуальная собственность как культурная политика


Шива Вайдхьянатан

9 Культурная политика между национальными государствами и за их пределами: случай lusofonia и Comunidade dos Paises de Lingua Portuguesa


Карла Фигейра

10 Культурное управление и культурная политика: миф о гегемонии и политическая логика


Джереми Валентайн

ЧАСТЬ III Права и культурная политика

11 Инвалиды и культура: создание инклюзивной глобальной культурной политики


Анн-Мари Каллус и Эми Камиллери-Захра

12 Языки меньшинств, культурная политика и средства массовой информации на языках меньшинств: противоречивая ценность идеи «один язык — одна нация»


Энрике Урибе-Йонгблед и Абиодун Салаву

13 Культурная политика в Северной Ирландии: создание культурной политики для разделенного общества


Фил Рэмси и Бетани Уотерхаус-Брэдли

ЧАСТЬ IV Практика и культурная политика

14 Художественная коллекция Организации Объединенных Наций: происхождение, институциональная структура и сохраняющаяся напряженность


Мафальда Дамасо

15 Экспорт культуры: Институт Конфуция и китайская стратегия «умной силы»


Тони Тай-Тин Лю

16 От пустыни искусств к глобальному культурному мегаполису: (ребрендинг) Шанхая и Гонконга

Кристина Карвелите

17 Обеспечение заметности культурной работы в культурной политике


Роберта Комунян и Бриджит Конор

18 От края до славы: содействие и популяризация культурных инноваций в Австралии


Марк Гибсон, Тони Мур и Мора Эдмонд

19 Наизнанку: роль «исследований аудитории» в культурной политике США


Дженнифер Л. Новак-Леонард

20 Принимая во внимание влияние искусства на здоровье второго порядка в связи с культурной политикой


Ребекка Гордон-Несбитт

ЧАСТЬ V Глобальные проблемы, региональная культурная политика

21 Неравенство: когда культура становится капиталом


Лори Ханкинет

22 Культурная политика и креативные индустрии


Сьюзан Лакман

23 Слишком откровенная культурная политика: переосмысление политики в области культуры и креативной индустрии в Гонконге

Луи Хо

24 Культурная политика и мегасобытия


Беатрис Гарсия

25 Вызовы новых медиа для государственной политики


Джордж Юдице

26 Объединение народов Европы? Изучение повестки культурной политики Европейского Союза


Кейт Мэттокс

ЧАСТЬ VI Политика в области развития и культуры

27 Международная политика взаимосвязи «культура и развитие»: четыре программы политики для кого и для чего?


Антониос Влассис

28 Переосмысление развития во времена кризисов: культурная политика, социальное воображение и креативная экономика в Пуэрто-Рико


Марейя Кинтеро Ривера и Хавьер Дж. Эрнандес Акоста

29 Неолиберальное развитие культурной политики на Тайване и пример тайваньской киноиндустрии в модели творческой индустрии


Хуэй-Джу Цай и Ю-Пэн Линь

30 Непростые союзы: популярная музыка и культурная политика в «музыкальном городе»


Кэтрин Стронг, Шейн Хоман, Симус О’Хэнлон и Джон Теббут

ЧАСТЬ VII Национальное государство и культурная политика

31 Культурная политика в Индии: оксюморон?


Юдхиштхир Радж Изар

32 От культурной революции к культурной инженерии: культурная политика в постреволюционном Иране

Али Акбар Таймазинани

33 девушки-айдола K-pop: индустрия культуры, неолиберальная социальная политика и государственное управление в Корее

Гуён Ким

34 «Возрождение» в Британии: измерение результатов культурной деятельности в 21 веке

Питер Кэмпбелл и Тэмсин Кокс

35 Японская культурная политика, национальный брендинг и творческий город


Томоко Тамари

36 Культурная политика и сила места, Южная Африка


Рике Ситас

ЧАСТЬ VIII Выводы

37 Легкий штрих: нигерийская киноиндустрия в условиях низкой политики


Джейд Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts