Кураев андрей википедия: Ку ят килĕшмест — Википеди

Разное

Содержание

Кураев Андрей Вячеславович — это… Что такое Кураев Андрей Вячеславович?

Андре́й Вячесла́вович Кура́ев (15 февраля 1963, Москва) — священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер.

Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве.

Творчество и деятельность протодиакона А. В. Кураева вызывают различные оценки: от наград за миссионерскую деятельность, до обвинений в ереси, дилетантизме и разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов (см. ниже).

Биография

Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.

В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и научного атеизма.

29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её.

В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.

В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали известные диссиденты Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая открытая статья в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе — в «Вопросах философии».

В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь[1][2].

В 1988-1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте; на этот период приходится его рукоположение. 8 июля 1990 года в день святых Петра и Февронии в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.

По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.

Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.

В 1992 году окончил МДА. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской Духовной Академии. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.

С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС). Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Решением Синода от 12 марта 2002 года включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды». Решением Синода от 24 декабря 2004 года включен в состав Синодальной Богословской комиссии. Решением Синода от 31 марта 2009 года включен в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.

5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью[3].

Позиция и мнения Андрея Кураева

Мнение об украинском народе

Отвечая на вопрос «Почему мировое Православие отказывает в статусе поместной Церкви Киевскому Патриархату, позиционирующему себя Церковью украинского народа?» Андрей Кураев заявил следующее:

Ответ может показаться кому-то горьким, но он очевиден — просто потому, что не существует украинского народа. События последних двух лет достаточно хорошо это показывают. Нет еще единой гражданской нации. У пятидесятимиллионного населения еще нет единого самопонимания. То, что сегодня называется Украиной, это лоскутное одеяло, которое никогда ранее не существовало в нынешнем виде. Достаточно вспомнить, что те территории, которые с Богданом Хмельницким пошли «под руку московского Царя» составляют только четверть территории нынешней Украины. [4]

Высказывания о представителях официального ислама в РФ

15 августа 2007 года на имя президента России В. В. Путина было направлено Заявление мусульманской общественности России «Клерикализм — угроза национальной безопасности России» (по поводу споров о Письме 10 академиков РАН)[5]. Среди подписантов этого письма выступил Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России (Москва).

Комментируя это Заявление, дьякон Кураев сформулировал свою позицию в следующей форме: «На фига нам такой Нафигулла».[6]

Исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус так прокомментировал это заявление Кураева:

Удивительно, что профессор Духовной академии заговорил на фене и потребовал от мусульман России удалить сопредседателя Совета муфтиев России из страны куда-нибудь в Аравию. Позднее он отличился, провозгласив, что «смешанные браки русских с народами мусульманских традиций — геноцид русского народа». [7]

Сам шейх Нафигулла Аширов высказал следующее мнение по поводу заявления Кураева:

Если следовать нездоровой логике, наподобие кураевской, то про каждого человека можно много чего наговорить. Но я не хочу опускаться до его уровня. Он просто дискредитирует свое ученое звание. Если академический преподаватель в своих выражениях опустился до уровня шпаны, до уровня личных оскорблений, то что говорить о простых, но радикально настроенных клерикалах. Они-то вообще зубами скрежещут. Но главное — цитируя наше заявление, Кураев противопоставляет ему собственные домыслы, а не весомые аргументы.[8]

Высказывания по поводу природы Благодатного огня

В 2007 году, комментируя прямую телевизионную трансляцию о схождении Благодатного огня, А.Кураев утверждал, что это явление является подтверждением истинности Православия.[9]

Однако, в апреле 2008 года изменил свое мнение и распространил в Интернете собственную интерпретацию интервью, данного группе паломников Патриархом Иерусалимским Феофилом III, утверждая, что из слов Патриарха следовало, что Благодатный огонь имеет естественную природу[10][11].

Кураев прокомментировал слова Феофила III об истоках возникновения Благодатного огня в следующей форме:

«Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог». [12]

Интерпретация Кураевым слов Патриарха Феофила вызвала отповедь со стороны главы паломнической делегации президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина: «Не знаю, каких терминов ожидал Кураев, но, на мой взгляд, никаких оснований для толкования высказывания Иерусалимского патриарха как высказывания, которое отрицает святость этого события, его непознаваемость, там нет. Это есть интерпретация конкретного человека». Якунин также высказал мнение, что священноначалию РПЦ следовало бы определить, «что и как позволительно трактовать священнослужителю, если он таковым является, а что не очень позволительно и не очень правильно»[13].

На презентации книги «Перестройка в церковь» в апреле 2009 г. Кураеву задали вопрос о Благодатном огне: «Хула на Духа Святого считается одним из главных грехов. Вы не боитесь?» Отец протодиакон ответил:

Я не боюсь, потому что я молчу. <…> Я жду голоса Церкви. Я не слышал официального Церковного вероучения и голоса Иерусалимских Патриархов. Свидетельства, рассказы паломников и церковное учительство — это не одно и то же. <…> Вот я и хочу разобраться. Здесь целый клубок очень серьезных проблем, и поэтому я лучше помолчу[14].

Мнение о патриаршестве Патриарха Алексия II

5 декабря 2008 года, в день смерти Патриарха Алексия II, в эфире радио «Вести FM», а также позже, высказывал свою оценку периода патриаршества покойного Патриарха: по его мнению, данный период, как и царствие Брежнева, состояло из двух половинок. В первых частях, в обоих случаях, застоя не было, зато в конце патриаршества Алексия церковь тоже заболела юбилейно-банкетной болезнью, и была у нее одна проблема — сектантство. Кроме того за годы свободы появилось, уже без помощи КГБ, много собственных язв, против которых теперь необходима реформа. По мнению Кураева покойный патриарх был человеком своего времени, с боязнью стукачества, старался все брать на себя. Священники же переставали видеть друг в друге собратьев и подозревали друг друга на каждом шагу. На вопрос «Почему Вы раньше не критиковали патриарха?» Кураев ответил: «Потому что он был жив. Ведь сказано: „начальство в народе твоем не злословь“»

Оценка сергианства и Патриарха Григория V

В статье «Только за Родину, но не за Сталина!», опубликованной в журнале «Благодатный огонь» (№ 12, 2004), Кураев пространно цитировал тексты отлучительных грамот против греческих инсургентов, подписанные в конце марта 1821 года Вселенским Патриархом Григорием V, и указывал на то, что уже в конце того же века греки воспринимали его не как предателя, но как мученика. В заключение статьи Кураев заявлял: «И всё это имеет прямое отношение к нашей истории. Сегодня только ленивый не бросает камни в патриарха Сергия (Страгородского). Как он посмел, мол, пойти на сотрудничество с советской властью? Да просто митрополит Сергий знал то, чего не знают сегодня очень многие наши семинаристы и прихожане. Церковная история преподается в воскресных школах и семинариях со слишком большими и опасными лакунами: излагается история Вселенских Соборов, потом Крещение Руси, и далее следует история Русской Церкви. А что там-то, в Греции, происходило? Как другие православные народы жили полторы тысячи лет под мусульманами? В Египте, Антиохии, Палестине, Сербии, Болгарии — кто знает об этом их полуторатысячелетнем опыте церковной жизни в несвободе? Но именно об этом опыте вспомнил патриарх Сергий (Страгородский), когда Русская Церковь оказалась в рабстве. Он ничего не изобрел, не выдумал никакой новизны. Он просто вспомнил опыт патриарха Григория V. Так что патриарх Сергий кто угодно, но только не модернист. Человек светский тут мог бы сказать: „В Сергии продолжилась вековечная раболепная политика Православной Церкви по отношению к властям“.» Подобные мысли Кураев высказывал и ранее[15].

Статья вызвала критику со стороны православных; Кураев был обвинён в том, что он «оклеветал греческих православных новомучеников», а также во лжи и невежестве[16] С осуждением позиции Кураева выступил один из старейших иерархов Элладской Церкви митрополит Коринфский Пантелеимон (Караниколас; † 16 августа 2006)[17]

Критика развлекательных программ российского ТВ

Неоднократно осуждал политику развлекательного вещания на российском ТВ, предложив однажды взорвать телецентр «Останкино» [18].

13 апреля 2009 года на презентации своей книги «Перестройка в Церковь» сказал: «Я высчитал формулу конца света. Конец света наступит тогда, когда передачу „Дом-2“ станут показывать по телеканалу „Культура“.»[19][20]

Критика творчества и деятельности Кураева

Обвинения в антисемитизме

Некоторые обвиняли Андрея Кураева в церковном антисемитизме.[21][22][23][24][25][26]

Сам же А. Кураев написал на эту тему книгу под названием «Как делают антисемитом».

Весной 1999 года в «Православной газете» Екатеринбурга вышла статья Андрея Кураева «Можно ли не праздновать 8 марта?» Кураев утверждал, что 23 февраля и 8 марта будто бы являются еврейскими праздниками. В частности 8 марта связано с праздником Пурим.

Кураев написал о 8-м марта: «Как праздновать день погрома? День убийства тысяч детей?»

По мнению президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха , Кураев исказил сведения об истории праздника Пурим. Боле того, его статья возбуждает вражду к еврейскому народу.

По этому и ряду других фактов Свердловское отделение КНОР в 2001 году обратилось в прокуратуру Свердловской области и направило Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, а также Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию письма о распространении со стороны Екатеринбургской епархии книг, журналов и газет, в которых имелись антисемитские материалы. [27]

Вместе с этим в программе «К барьеру» на НТВ Кураев выступил в роли секунданта на стороне генерала Леонова, против антисемита генерала Макашова, и высказывания отца протодьякона носили толерантный и примирительный характер.[28]

Позиция на выборах Патриарха в 2009 году

Юлия Таратута, корреспондент издания «Коммерсантъ», отмечала в конце января 2009 года[29], что во время выборов Московсого Патриарха дьякон Кураев публично выступая на стороне Митрополита Кирилла, использовал обвинения в адрес его конкурентов на патриарший престол: в декабре 2008 года обвинил брата митрополита Калужского Климента (Капалина) архиепископа Димитрия в том, что тот якобы организовал «лжевыборы» делегатов на Поместный собор от духовных школ, которые состоялись в Московской духовной академии, а также произвёл «рейдерский захват Московской духовной академии»[30]. В связи с такими обвинениями епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев), бывший инспектор Тобольской семинарии (1990—2002), высказался, что считает выборы делегатов на Поместный Собор от духовных школ честными и справедливыми[31]. Против архиепископа Димитрия Кураев выдвинул ряд иных обвинений, связанных с его действиями как епархиального архиерея[32].

27 января 2009 года в эфире Радио «Россия» Кураев сказал, в частности: «<…> Говоря светским языком, я бы сказал, что митрополит Климент — это Черненко, а митрополит Кирилл — это Горбачёв. При одной оговорке: митрополит Климент гораздо умнее товарища Черненко, а митрополит Кирилл гораздо умнее товарища Горбачёва. И, кстати, поэтому я полагаю, что даже если он какие-то перемены начнёт в жизни церковной, то они не окончатся катастрофически, подобно переменам горбачёвским. А перемены нужны.»[33]

Форум Кураева в январе 2009 года был заблокирован администраторами сайта, полагавшими его деятельность «антицерковной»[34].

Награды

15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награждён орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени.

В 2006 году награжден Орденом Российского Клуба Православных Меценатов «За благодеяние в номинации: „За православное просвещение“ за широкую миссионерскую деятельность, за усилия в деле утверждения ценностей человеческого единения, солидарности и терпимости»[35].

В 2006 году награжден Польской католической церковью медалью святого Альберта Хмелевского «за многолетнюю миссионерско-евангелизаторскую деятельность на территории стран-членов СНГ»[36].

30 января 2007 года Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром «За заслуги перед Украинской Православной Церковью и во внимание к многолетним миссионерско-просветительским трудам, направленным на проповедь Православия и противостояния расколам и сектам» награжден орденом Нестора летописца III степени[37].

12 августа 2008 года Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром награжден орденом Украинской Православной Церкви «1020 лет Крещения Киевской Руси»[38].

В 2005 году информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» был признан «человеком года» [39].

В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года»[40].

27 марта 2009 года награжден орденом «Миротворец» (общественная награда)[41].

Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность.

Книги

  • Второе пришествие апокрифов
  • Вызов экуменизма
  • Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой (янв. 2006)
  • Дары и анафемы
  • Как делают антисемитом (1-я редакция — 1998, 2-я редакция — янв. 2006)
  • Как относиться к исламу после Беслана?
  • Кино: перезагрузка богословием
  • Кто послал Блаватскую? (Полемика с Ксенией Мяло и другими рерихославными)
  • Мастер и Маргарита — за Христа или против
  • Может ли православный быть эволюционистом (янв. 2006)
  • Неамериканский миссионер
  • Оккультизм в православии
  • Ответы молодым
  • Почему православные такие
  • Протестантам о православии
  • Раннее христианство и переселение душ (янв. 2006)
  • Сатанизм для интеллигенции
  • Традиция, Догмат, Обряд
  • Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче (янв. 2006)
  • Уроки сектоведения. т. 2. Путь к пустоте янв. 2006
  • Уроки сектоведения. т. 1. Как узнать секту (на примере рериховского движения)
  • Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче
  • Христианство на пределе истории. О нашем поражении
  • Церковь в мире людей
  • Школьное богословие
  • Перестройка в церковь.Эскиз семинарского учебника по миссиологии.

Книги протодиакона Андрея Кураева можно скачать на официальном сайте.

Примечания

См. также

Ссылки

Ссылки на критические публикации

Критика со стороны православных
Критика со стороны представителей других религий
Критика со стороны исследователей творчества Рерихов
Публицистическая критика
Андрей Кураев и политика

Ответы на критику

Wikimedia Foundation.
2010.

Андрей Кураев – биография, книги, отзывы, цитаты

Андрей Вячеславович Кураев — российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, специалист в области христианской философии, публицист, церковный учёный, проповедник и миссионер, автор первого из учебников по Основам православной культуры, вошедших в федеральный перечень по этому предмету, один из авторов книги «Человек. Философско-энциклопедический словарь». Сверхштатный протодиакон храма Архангела Михаила в Тропарёве Московской городской епархии Русской православной церкви. Кандидат философских наук, кандидат богословия. В 2004—2013 годах — профессор Московской духовной академии. Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ (до 2014 года читал лекции).

Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.

В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.

29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её.

В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.

В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали известные диссиденты Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая открытая статья в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».

В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.

В 1988-1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.

По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.

Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.

В 1992 году окончил МДА. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.

С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС). Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является ассистентом-совместителем кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды». Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии. Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.
5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью.

С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Решением учёного совета Московской духовной академии от 30 декабря 2013 года был отчислен из преподавательского состава и исключён из числа профессоров Академии за эпатажную, в ряде случаев скандальную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере. Кураев был возмущён увольнением и связал его со своими записями в «Живом Журнале» о гомосексуальном скандале в Казанской духовной семинарии и с несогласием с уголовным преследованием и тюремным заключением участниц группы Pussy Riot.

Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода.

В ноябре 2016 года внесён в список лиц, которым запрещён въезд на территорию Латвии.

В мае 2017 года на Кураева была наложена епитимья в виде сорокоуста, который он совершал в Новоспасском монастыре.

29 апреля 2020 Андрей Кураев был запрещён в служении патриархом Кириллом за оскорбление памяти покойного настоятеля Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина. 29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд г. Москвы в составе председателя протоиерея М. И. Рязанцева, заместителя председателя протоиерея В. А. Цыпина, секретаря протоиерея А. Д. Миронова и членов протоиерея А. А. Дасаева и протоиерей В. Г. Чувикина, рассмотрел дело в заочном порядке, отметив «оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина» и «установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь», а также наличие признаков «клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской Православной Церкви в „организации раскола“» и то, что он «не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии ещё в 2015 году», принял решение признать «его подлежащим извержению из священного сана», при этом особо отметив, что «решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы — Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано» в Общецерковном суде второй инстанции. Сам Кураев воспринял данное решение с чувством готовности, поскольку видел перед собой два выбора: «либо становиться на колени, говорить, что никогда больше не буду высказывать свою точку зрения, а буду только транслировать официоз, либо говорить по своей совести», из которых «для меня важнее второе». 11 января 2021 года он направил патриарху Кириллу своё ходатайство о пересмотре дела.

4 марта 2021 года Епархиальный суд г. Москвы «изучив поступившее от протодиакона Андрея Кураева ходатайство о пересмотре дела № 50-54-2020 … не нашёл причин для такового пересмотра и подтвердил ранее принятое решение», указав, что оно «может быть обжаловано в Общецерковном суде второй инстанции».

9095170

Agressivnoe missionerstvo
Après le chant des chérubins
Besedy v seminarii
Cerkovʹ v mire lûdej
Esli Bog estʹ li︠u︡bovʹ
«Garri Potter» : popytka ne ispugatʹsi︠a︡
Hristianskaâ filosofiâ i panteizm
Kak delai︠u︡t antisemitom
Kak delajut antisemitom
Kto poslal blavatskuju ? : teosofija, rerichi i pravoslavie / diakon Andrej Kuraev
Master i Margarita : za Christa ili protiv?
Missionerskiĭ krizis Pravoslavii︠a︡, 2010:
Missionery na školʹnom poroge
Nasledie Khrista : chto voshlo v evangelii︠a︡?
O naszej klęsce
Nema spasenie nadvor od crkvata : ako Bog e ljubov togaš site religii ne se isti
Ob otlučenii Rerihov ot cerkvi
Okkulʹtizm v pravoslavii
Otvety molodym
Perestroĭka v T︠S︡erkovʹ
Podni︠a︡tʹ Rossii︠u︡ s kolen! : Zapiski pravoslavnogo missionera
Pravoslavnaâ Cerkovʹ i èkumenizm
Protestantam o pravoslavii
The Question : lučšie otvety na samye aktualʹnye voprosy
Rannee khristianstvo i pereselenie dush
Satanizm dlâ intelligencii. o Rerihah i Pravoslavii
Tradiciâ, dogmat, obrâd : apologetičeskie očerki
Vizantii︠a︡ protiv SSSR : voĭna fantomnykh imperiĭ za t︠s︡erkovʹ Ukrainy
Vse li ravno, kak veritʹ? : sbornik statej po sravnitelʹnomu bogosloviû
Vyzov èkumenizma
Žizn’ pravoslaviâ : točki rosta
Агрессивное миссионерство
Беседы в семинарии
Взрослым о детской вере
Византия против СССР : война фантомных империй за церковь Украины
Возвращая Россию восстановление исторических названий, памятников и других утраченных культурных ценностей
Все ли равно, как верить? : сборник статей по сравнительному богословию
Вызов экуменизма
«Гарри Поттер» : попытка не испугаться
Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир?
Диспут с атеистом
Если Бог есть Любовь
Женские вопросы к церкви
Женщина в церкви беседы с богословом
Жидоведение. Вводный курс от полемики с о. Андреем Кураевым к истории государства Российского
Искушение, которое приходит «справа»
Как делают антисемитом
Кино: перезагрузка богословия
Кто послал Блаватскую? : Теософия, Рерихи и Православие
Культурология православия: готова ли школа к новому предмету
Мастер и Маргарита : за Христа или против?
Миссионерский кризис Православия
Наследие Христа
Неамериканский миссионер
Нема спасение надвор од црквата : ако Бог е љубов тогаш сите религии не се исти
Нравственна ли «свободная любовь»?
О нашем поражении
Об отлучении Рерихов от церкви
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы православной культуры 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений
Основы православной культуры в школе: для чего и как? пособие для учителей и родителей
Основы религиозных культур и светской этики
Ответы молодым
Откуда у церкви деньги В помощь приход. священникам и налоговым инспекторам
Перестройка в Церковь
Поднять Россию с колен! : Записки православного миссионера
Почему православные такие?..
Православие и право Церковь в свет. государстве
Православие: точки роста
Протестантам о православии
Раннее христианство и переселение душ, 1997:
Религия без бога
Рок-проповеди
Сатанизм для интеллигенции. о Рерихах и Православии
Сегодня ли дают печать Антихриста? Русская Православная Церковь об ИНН
Традиция, догмат, обряд : апологетические очерки
Трудно быть русским
Уроки сектоведения Как узнать секту На примере движения рериховцев
Фантазия и правда «Кода да Винчи»
Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филос.н.
Христианин в языческом мире, или о наплевательском отношении к порче
Христианин и деньги нужны ли православному деньги, и можно ли их честно заработать свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании выдержки из Календаря православного психолога [сборник статей]
Христианская философия и пантеизм
Христианство без оккультизма
Церковь в мире людей
Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт?
Школьное богословие

Энциклопедия.

К…. Кураев Андрей Вячеславович, протодиакон, писатель

10 января 2014 г.

1 672 просмотра

Андрей Вячеславович Кураев родился 15 февраля 1963 г. в Москве в семье компартийного чиновника. Русский.

В детском возрасте несколько лет жил в Праге, где работали его родители.

  • В 1979 году, 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.
  • 29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
  • 1984 г. — окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма
  • 1984 г. — поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не окончил её.
  • В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую Духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.
  • В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».
  • В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута Московский обком КПСС вынес специальное постановление «О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте» и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь
  • В 1988-1990 годах учился в Бухарестском богословском институте, который он не окончил
  • 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона (целибатом, т.е не женатым).
  • По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.
  • Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.
  • В 1992 году окончил МДА.
  • 1993-1996 гг. — декан философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова.
  • В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук
  • В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.
  • С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского православного богословского института. С осеннего семестра 2004 года по декабрь 2013 года основное место работы — Московская духовная академия и семинария (МДАиС).
  • Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (до 2004 года — ПСТБИ) и является старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ
  • До конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.

Протодиакон (5 апреля 2009)

Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».

Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии.

Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

С 27 июля 2009 года Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Цитаты от о. Андрея:

  • О дарвинизме (1999): «Теория эволюции» Дарвина доказала только одно — свою безграничную уверенность в своих собственных достоинствах. В чём Дарвин видел «двигатель прогресса»? — В «борьбе видов за выживание» и в «естественном отборе». И то и другое, конечно, есть (хотя современная экология говорит, что виды скорее сотрудничают, чем борются, и Дарвин слишком поспешно перенёс нравы раннекапиталистического общества в природу). Но ведь объяснять все «естественным отбором» — все равно, что сказать, что АвтоВАЗ развивается и выпускает новые модели только потому, что в нём есть отдел технического контроля, который не выпускает бракованные машины за пределы завода. Не ОТК ведь создает новые модели! И «мутациями» здесь много не объяснишь. Они несомненно есть, но если они носят лишь случайный характер, то они и есть не более чем серия ураганов. Скорее ураган, пронесшийся по самолётному кладбищу, соберет новехонький суперлайнер, чем случайные «мутации» — ураганы молекулярного уровня — создадут живую клетку или новый вид. В конце концов в «неодарвинизме» теория эволюции выглядит так: если долго бить кулаком по черно-белому «Горизонту», он в конце концов станет цветным «Панасоником». Если долго бить воблой о столешницу — когда-нибудь у неё появятся крылья и она запоет соловьем.»
  • О политике Амане Тулееве (январь 2019): «Это жирная свинья чуть ли не полвека правит в этом регионе. И до сих пор не может кусочек власти отпустить от себя. И заявлял, что при нем край шахтерский процветает.» (Источник — интервью на радио «Эхо Москвы»)
  • О разнице между Лениным и Сталиным — ответ ребенку (апрель 2019): «И при Ленине и при Сталине Россия вела войну против Германии, страшную мировую войну. При Ленине мы ее проиграли, при Сталине выиграли.»
  • О вечном огне (апрель 2019): «Эти вечные огни, которым надо поклоняться и пентаграммы (пятикончные звезды)— это отнюдь не в Советском Союзе было создано. Всё гораздо раньше началось на просвещенном Западе. И поэтому у этого, действительно, была определенная религиозная изначальная подоплека… Если есть возможность, пока еще вроде бы голос Церкви что-то значит, я бы все-таки отказался от этих вечных огней. А уж, тем более, когда я вижу, как патриарх епископов, попов сгоняет к этому поклону… Если честно — практически всем православным тошно от этого зрелища. Почему только вечный огонь стал символом? То есть понять-то это могу, даже объяснить. Но я не пойму, почему это надо увековечивать, этот вариант, однажды найденный и, на мой взгляд, не самый удачный. Ну, согласитесь, если вам скажут: «В этот день надо идти и целовать распятье», вы тут же скажете: «Нет, ну, не все же христиане…» и так далее. Точно так же — не все сатанисты.»
  • Об охоте (ноябрь 2021): «Убийство животных ради развлечения, а не ради пропитания, это грех и гнусность.»

Награды Русской Православной Церкви:

  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2003)
  • орден Нестора летописца III степени УПЦ (2007)
  • орден «1020 лет Крещения Киевской Руси» УПЦ (2008)

Прочие награды:

  • медаль святого Альберта Хмелевского, Польская католическая церковь (2006) — «за многолетнюю миссионерско-евангелизаторскую деятельность на территории стран-членов СНГ»