Легенда о принятии христианства на руси: Легенда о том, как князь Владимир крестил Русь

Разное

Содержание

Принятие христианства на Руси – кратко

Влияние христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX века и что первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани.

В Киевскую Русь христианство проникло уже в первой половине X века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что о Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (ок. 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру.

Внук Ольги Владимир Святославич, занявший киевский престол в 980 г. после своего старшего брата Ярополка, погибшего в междоусобной войне, первоначально был ревностным язычником. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиры языческих богов, которым киевляне приносили жертвы, иногда даже человеческие. Начальная летопись рассказывает, что в 983 г. в Киеве разъяренная толпа язычников убила одного варяга-христианина и его юного сына, которого он отказался отдать в жертву ложным, языческим богам; это событие произвело большое впечатление на князя и на киевское население, и вопрос о перемене религии явно стал на очередь.

По рассказу летописи, многие религиозные посольства посещали двор киевского князя и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хазарские евреи, наконец греческий «философ» проповедь которого произвела на Владимира особенно сильное впечатление. Вскоре после этого Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов для испытания вер в различных странах. По возвращении послов Владимир снова собрал бояр и «старцев» и предложил послам рассказать о том, что они видели в разных странах; послы с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском кафедральном храме св. Софии – «не свемы (не знаем), на небе ли семы были, или на земли: несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя». ..

Владимир, по совету бояр, решил принять греческое христианство и вскоре крестился сам и крестил киевлян. Подробности этого великого события не вполне ясны, и мы не можем здесь касаться связанных с ним спорных вопросов. Бесспорны главные факты: поход Владимира на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму; крещение его (в 988 или 989 году) и женитьба его на греческой царевне Анне. Возвратившись в Киев с греческим и южнославянским (болгарским) духовенством, Владимир крестил киевлян на берегах Днепра и его притока Почайны и сделал христианство господствующей религией своего государства. Кумиры старых богов были ниспровергнуты и затем сожжены или брошены в реку. На их местах были построены христианские церкви.

Затем Владимир «нача ставити по градам церкви и попы и люди на крещение приводити по всем градом и селом». Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра – Волхова; есть известие, что в Новгороде новая вера встретила сопротивление язычества, которое было подавлено силою. К востоку от великого водного пути, в области Оки и верхней Волги, христианство распространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники новой веры долго встречали ожесточенное сопротивление язычников. Конечно, и по принятии христианства старые языческие верования не сразу были забыты народом, – их воспоминания и пережитки сохранялись в народе в течение долгих веков и, соединяясь и переплетаясь с новыми верованиями, образовали пеструю смесь так называемого «двоеверия» – предмет постоянных обличений православного духовенства.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

 

Проникая постепенно в душу и в быт русского общества, христианство, с его учением о любви и милосердии, производило глубокую нравственную перемену. Перемена эта прежде всего сказалась в самом княжеском роде, точнее в лучших его представителях. Сам Владимир, бывший в молодости развратным и жестоким, совершенно переродился после крещения. По рассказу летописи, он не только любил и угощал дружину свою (устраивая для нее свои знаменитые пиры), но глубоко проникся идеей христианской помощи ближним и благотворительности в отношении всех нуждающихся в помощи; он раздавал бедным обильную милостыню из княжеской казны. Князь жил, по рассказу летописца, «в страхе Божий» и до того проникся чувством гуманности, что не решался даже казнить разбойников, и на вопрос епископов, почему он не казнит их, ответил: «Боюся греха».

Можно, конечно, думать, что летописец идеализирует образ Просветителя Руси, однако должно принять во внимание, что и в памяти народной Владимир остался щедрым и ласковым князем, тем Владимиром Красное Солнышко, которого воспевают и прославляют многочисленные русские былины.

 

Крещение Киевской Руси как формирующий фактор государственности

Содержание

  • 1 Легенда об Андрее Первозванном
  • 2 Языческие верования Руси до принятия христианства
  • 3 Негативные стороны язычества на Руси
  • 4 Религия государств окружавших Древнюю Русь
  • 5 Первые исторические факты крещения славян
  • 6 Первая русская святая
  • 7 Легенда о выборе веры
    • 7.1 Магометане
    • 7.2 Католики (латиняне)
    • 7.3 Иудеи
    • 7.4 Православные
  • 8 «Испытание вер» Владимиром
  • 9 Крещение в Корсуни
  • 10 Уничтожение киевского капища, крещение киевлян
  • 11 Крещение Великого Новгорода
  • 12 Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
  • 13 Бунты волхвов и двоеверие
  • 14 Последствия крещения Руси

Легенда об Андрее Первозванном

По преданию первым крестителем русской земли был апостол Андрей Первозванный. Андрей стал первым из учеников Христа, за что и получил своё прозвище. После смерти и вознесения учителя он отправился во Фракию и  Скифию нести слово веры. Предрёк возникновение Киева и благословил холмы, водрузив там крест. Посетил Новгород и прилегающие земли, крестил их жителей, истреблял капища языческих богов.

Языческие верования Руси до принятия христианства

К концу Х века Киевская Русь раскинулась от Балтийского моря до Чёрного и от Буга до Оки. С Запада Русь граничила с католическими Польшей и Венгрией, с Востока – с мусульманской Булгарией, с Юго-востока с иудейской Хазарией, с Юга — с православной Византией. Русь же оставалась языческой.

Свод богов Древней Руси включал в себя более десятка Старших богов и ещё больше Младших. В их число входили духи и хранители, населявшие все сферы жизни наших предков. Духи жили везде: в доме, овине, лесу, реке. Именно они отвечали за урожай, удачу на охоте, благосостояние семьи. Им приносили требы, прося помощи во всех делах от судьбоносных — до ежедневных. Свои боги были у князя и дружины (Перун), у скотоводов (Велес), у женщин (Мокошь) и пр. Многие боги были схожи с божествами соседей – балтийских, западных и южных славян.

Негативные стороны язычества на Руси

Язычество было очень жёсткой и жестокой религией. В нём нет и речи о христианском человеколюбии, прощении, любви к ближнему своему. Напротив культ многих богов требовал человеческих жертвоприношений. С точки зрения построения государства внутренние распри и противостояние различных культов обостряли отношения среди разных племенных союзов. Поэтому Владимир попытался создать искусственный славянский языческий пантеон – Владимирово капище.

Религия государств окружавших Древнюю Русь

Русь окружали страны уже принявшие одну из мировых религий. Так Польша в 966 году во время правления князя Мешко из рода Пястов приняла крещение по латинскому обряду. Венгерский князь Иштван в 1000 году принял корону христианского короля из рук папы Сильвестра II. Булгарское царство приняло ислам в 922 году при царе Алмасе. Верхушка хазарского каганата, доживающего последние десятилетия своего существования под ударами русских князей – исповедовала иудаизм. Но самым мощным государством региона была православная Византийская империя.

Во всех новообращённых государствах религия проникала через правящие династии и группы. Именно им были необходимы единые государственные религии, которые должны были объединить племенные союзы в единые державы и освятить власть правителя.

Первые исторические факты крещения славян

Не стала исключением и Русь. Первые сообщения о принятии христианства относятся к концу VIII века, когда согласно византийскому источнику «Житие святого Стефана Сурожского» войско русов под началом князя Бравлина взяло на щит Судак (Сурож). Согласно легенде князь был наказан богом болезнью за разграбление города. Что бы спастись он принял христианскую веру.

Историки утверждают, что предшественники Олега и Игоря на киевском престоле князья Дир и Аскольд были христианами. Крестились они «с боярами» после похода на Царьград.

Первая русская святая

Первой русской святой и первой правительницей принявшей христианство византийского обряда стала княгиня Ольга. В 957 году она посетила Константинополь. Её лично крестили император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт. Наречена она была крестильным именем Елена. С обрядом связана красивая легенда.  Согласно ей император Константин восхитился умом и красотой Ольги и хотел взять её в жены. Но она возразила что, будучи язычницей, не может стать его женой и просила крестить её. Когда же он крестил её и опять завёл речь о женитьбе, Ольга ответила что она его крёстная дочь, а поэтому не может выйти за него. Восхищённый острым умом император наградил княгиню и отпустил восвояси.

После крещения Ольги православие постепенно распространялось среди населения Древней Руси. Это подтверждают находки археологов.

В начале XIII века Ольга была канонизирована, а в 1547 году причислена к лику святой равноапостольной.

Легенда о выборе веры

В 980 году князь Владимир одержал победу в войне за наследство и утвердился на киевском столе. Тогда же он предпринял попытку создать свой собственный пантеон языческих богов – Владимирово капище. Большого эффекта это не возымело. Люди продолжали поклоняться своим старым богам.

Согласно «Повести временных лет» своих посланников к князю Владимиру присылали все конфессии.

Магометане

Первыми были мусульмане из Волжской Булгарии. Они увещевали правителя Руси принять ислам, обещая ласки прекрасных гурий в загробном царстве. Но строгие ограничения в еде и питье (отказ от свинины и вина) и необходимость делать обрезание оказались неприемлемы. Летопись цитирует князя Владимира так:

«Руси веселье питье, не можемъ безъ того быти»

Католики (латиняне)

Следующими пришли посланцы Папы Римского (нѣмци от Рима […] послани от папежа»). Следует отметить что окончательный, Великий раскол на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе произошёл позже в 1054 году. Но уже в конце Х века это фактически были две церкви, противопоставлявшие себя друг другу. Очевидно, это был не первый визит христиан западного обряда на Русь. Отказ князя в летописи зафиксирован так:

«Идете опять, яко отци наши сего не прияли суть»

Иудеи

Узнав о неудаче предшественников, в Киев прибыли иудеи из Хазарского каганата (жидове козарьстии). Попытка была заведомо провальной, потому что это побеждённые принимали религию победителей, а не наоборот. А каганат рушился под ударами русичей. Отец Владимира Святослав не так давно разорил Хазарию. Сам Владимир в 985 году воевал с ними и обложил их данью. Князь спросил у иудеев: где их земли. Те отвечали, что бог прогневался на них и рассеял среди народов. Владимир возмутился: как могут они учить других, если сами отвержены богом. Или они хотят такой же судьбы и его народу?

Православные

В противопоставление с делегациями иноверцев византийский священник показан одиноким философом. Но он увлёк князя пересказом Ветхого и Нового завета, ответил на все вопросы о вере и поразил красноречием. Так же философ показал Владимиру красочную картину Страшного Суда.

«Хорошо праведникам, горе грешникам!» — сказал князь.  

«Крестись, и ты будешь в раю с первыми» — ответил греческий проповедник.

«Испытание вер» Владимиром

Выслушав всех посланников, князь послал десять людей «добры и смыслены» к латинянам, магометанам и грекам испытать веру их и службу. Когда же они вернулись, Владимир велел: скажите дружине. Посланцы раскритиковали булгар и латинских немцев. Но очень хорошо отзывались о вере греческой, и сказали: «Кто пробовал сладкое – не приемлет горького».

Володимѣръ, рече: «То кде кресщение приимемь?». Они же рѣша: «Кдѣ ти любо»

Вопрос выбора места был не маловажный: ехать в Константинополь в качестве просителя означало заранее поставить себя в зависимое положение. Крестить его в Киеве не торопились сами греки. Решение было принято простое, но эффективное – Владимир собрал войско и взял Корсунь (византийский Херсонес).

Крещение в Корсуни

Есть две версии похода русского войска на Херсонес. По одной из них Владимир, как верный союзник византийского басилевса  Василия II Болгаробойцы, вернул под его руку мятежный город. Херсонес примкнул к восстанию полководца Варды Фоки, отложился от Византии, и взятие города было не войной с басилевсом, а наоборот – помощью против бунтовщиков.

По другой версии Владимир действительно помогал Василию II во внутриусобной войне против Варды Фоки, для чего отрядил войско в 6000 воинов. Взамен ему был обещан союз и династический брак с сестрой императора, принцессой Анной. Этот союз ставил его на один уровень с византийскими басилевсами. Но император не торопился выполнять своих обязательств. Поэтому русское войско захватило Корсунь, что бы продемонстрировать серьёзность своих намерений.

Как бы то ни было, после взятия Корсуни Владимир дождался Анны с церковниками и принял крещение. После чего он сочетался браком и отправился в Киев. Покидая Херсонес, он вывез все иконы, утварь и мощи святых, а также греческие медные статуи. Но оставил после себя церковь святого Иоанна Предтечи.

Уничтожение киевского капища, крещение киевлян

Вернувшись в Киев Владимир, повелел разрушить капище, которое сам воздвиг в 980 году. И если идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши он приказал изрубить и бросить в огонь, то Перуна наказали особо. По воле князя его воле привязали к хвосту коня и тащили к реке, избивая палками. Отряженные Владимиром люди спустились до днепровских порогов, не давая идолу пристать к берегу. Так символически его изгнали за пределы Руси.

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896 гг.

Расправившись с бывшими богами, Владимир повелел киевлянам прийти на берег Днепра для Крещения:

«Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»

Согласно летописи большинство киевлян с радостью пришли к Днепру, говоря, что если греческая вера была бы плоха — её не приняли бы князь и бояре. Помимо этого христианская община города к тому времени уже была многочисленной.

Крещение Великого Новгорода

Следующим важным центром Руси был Господин Великий Новгород. Это был крупнейший город северной Руси, первая столица Древней Руси Рюриковичей. Ещё был важный экономический аспект – это были северные ворота пути «из варяг в греки».

Христианские общины в Новгороде существовали уже давно. Они мирно уживались с основной массой языческого населения. Но креститься по воле Киева новгородцы наученные волхвами не хотели. Поэтому Владимир направил со священниками войско во главе со своим дядей воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Церковную миссию возглавил Иоаким Корсунянин.

Крещение сопровождалось «сечей злой». Несмотря на численное превосходство новгородцев Путяте удалось обезглавить восстание. А когда Добрыня поджёг город, язычники запросили мира. С тех пор о крещении Новгорода говорят:

«Путята крестил мечом, а Добрыня огнём»

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

После крещения двух главных центров Руси, христианство распространялось по другим землям и городам. В 997 году была учреждена Киевская метрополия, подчинённая Константинопольскому патриархату. В неё входили епархии: Новгородская, Ростовская и Суздальская, Черниговская и Новгород-Северская, Владимир-Волынская и Ковельская, Полоцкая и Глубокская, Туровская и Мозырская.

Первыми епископами и митрополитами  Руси были греки, богослужебные книги на старославянском языке везли из Болгарии. Первые каменные храмы строили приглашённые из Византии мастера. В 990 году была заложен первый кафедральный собор Руси – Десятинная церковь. Строили её греческие и русские мастера на протяжении 6 лет. Своё название она получила от того что князь выделил на её содержание десятую долю от своих доходов (десятину).

Бунты волхвов и двоеверие

Язычество отступало перед христианством медленно. Так даже в Новгороде крещение проходило в три этапа. Новгородцы выдавали себя за крещёных, но тайно почитали старых богов. Тогда Добрыня обязал всех носить нательные кресты.

Христианство оставалось верой городов, в глухих сёлах язычество держалось веками. Вплоть до XII века вспыхивали так называемые восстания волхвов. Уже в 1534 году митрополит Макарий жаловался Ивану Грозному, что ещё при его отце Василии Ивановиче.

«Во многих русских местах скверные мольбища идольские сохранялись»

Последствия крещения Руси

Значение крещения для развития Руси огромно. В первую очередь это политическое. Единая государственная религия позволила объединить множество племенных союзов в Державу. Вятичи, кривичи, древляне и множество других племён стало русичами.

В международной политике крещение поставило Киевскую Русь на один уровень со всеми другими странами Европы и Азии. Великие князья заключали династические браки с королями и императорами. Что было бы немыслимо с языческим государством.

С точки зрения экономики – объединённая страна существенно упрощала прохождение торговых караванов.  Христианское государство было более безопасным для развития купцов и ремесленников. Христианские монастыри стали центрами производства и применения новых технологий.

Самым большим было значение для культуры. Появление большого числа церквей требовало грамотных людей, которые могли бы читать церковные книги. При храмах и монастырях образовывались школы, библиотеки и мастерские по переписыванию книг. Вся наша история того времени опирается на монастырских летописях. Строительство церквей подтолкнуло каменное зодчество.

Закон божий изменил во многом уклад жизни. Появились понятия сострадания и человеколюбия. Исчезли человеческие жертвоприношения и тризны. Теперь то, что ждало человека после смерти определялось не числом убитых врагов и богатыми погребениями, а тем как жил умерший. Был ли он грешником или добрым христианином.


Использованная литература:

  1. Соловьёв С.М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.
  2. Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет» 1984 г.

Ситуация в Киевской Руси до принятия христианства.

docx — Ситуация в Киевской Руси до принятия христианства В 10 веке

Ситуация в Киевской Руси до принятия христианстваВ 10 веке продолжалось постепенное формирование русской государственности . С одной стороны, необходимо было решить вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей «внутри» Руси, что привело к подчинению еще разрозненных славянских племен, с другой — постоянная внешняя угроза требовала больших усилий молодого феодального государство, только что начавшее складываться. В связи с этим вся бурная деятельность великого князя Святослава (отца Владимира) по отношению к России не была ни невниманием к ее интересам, ни бессознательным желанием пренебречь ею (как говорят в некоторых местах в летописи). Наоборот, все было рассчитано на решение крупных государственных задач. Важнейшая из них, заключавшаяся в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена достаточно успешно (прекратила свое существование после Волго-хазарского похода). Вторая задача — создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного) моря (во взаимодействии с Болгарией) не была выполнена, так как здесь России противостояли две значительные силы: Византия и печенеги. Борьба с печенегами началось в 10 веке. насущная потребность России. Вся благодатная лесостепь, густо покрытая русскими селами и городами, обращенная в степь, подвергалась внезапным набегам кочевников, расползавшихся по Русской равнине на «месяц конного пути» от Дуная до Жигулей. сожжение деревень, разорение полей, обращение населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и делом общественным, понятным и близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого были сунгинскими эпосами. Таким князем оказался внебрачный сын Святослава Владимир. В городе Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине X века. некий Малько Любечанин. Его дочь Малушава была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, по-видимому, служил князю. Во всяком случае, былины сохранили память о том, что он был при княжеском дворе «женихом и приворотом», а потом стал царедворцем — «девять лет пробыл стольничем». Малуша Любеченко стала одной из наложниц Святослава, а ее Родился Владимир (год рождения неизвестен), которого потом долго упрекали в происхождении, называя его «робичичем» и «холопом». Его учителем стал дядя Добрыня. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но до следующего и как потом обернулась трагическая кампания в 9В 70 году Святослав решил поставить на княжение своих малолетних детей. Ярополку остался Киев, а Олегу — Древлянская земля. В то же время новгородцы, недовольные, быть может, властью княжеских наместников, послали просить Святослава отдать им в правители своего сына.

Хотите прочитать все 6 страниц?

Предварительный просмотр 2 из 6 страниц. Загрузите свои учебные документы или станьте участником.

Хотите прочитать все 6 страниц?

Предварительный просмотр 2 из 6 страниц. Загрузите свои учебные документы или станьте участником.

Конец предварительного просмотра

Хотите прочитать все 6 страниц? Загрузите свои учебные документы или станьте участником.

Вновь загруженные документы

Восстановление счета ранее списанного по

Восстановление счета ранее списанного по

документ

Unit 56 E&E Prin Assign 1.docx

Unit 56 E&E Prin Assign 1.docx

b Трудность 3 Задача 7 Глава 14 Страница 17 101 Фактический объем продаж в единицах

b Трудность 3 Задача 7 Глава 14 Стр. нагрузка на поставщиков услуг

документ

Этот метод используется для бухгалтерских услуг Балансовая стоимость не

Этот метод используется для бухгалтерских услуг Балансовая стоимость не

document

Среди причин землетрясения кроме одной A Извержение вулкана B Цунами C

Среди причин землетрясения кроме одной A Извержение вулкана B Цунами C

document

472 K Кластеризация средних значений на расширенном отеле Пример Отель H идентифицируется как

472 Кластеризация средних значений K в расширенном примере отеля.0003

EAD 505 Topic 1 Discussion Question 2.

docx

EAD 505 Topic 1 Discussion Question 2.docx

LaboratorioSimulador10_1_4_PTConfiguracionParametrosInicialesRouter_AguayoSanchezAlan_Giovanni.pdf

LaboratorioSimulador10_1_4_PTConfiguracionParametrosInicialesRouter_AguayoSanchezAlan_Giovanni.pdf

First CRIJ 1301 HF 21A Syllabus.doc

First CRIJ 1301 HF 21A Syllabus .doc

NIRDPR-Consultant-hindi-Translator-Notification.pdf

NIRDPR-Consultant-hindi-Translator-Notification.pdf

Проверка плана письма 1 .docx

Проверка плана письма 1 .docx

Различия План урока_Кролики (3).docx

Различия План урока_Кролики 9020docx 903). AS7606685673758731558368927854_content_1.pdf

AS7606685673758731558368927854_content_1.pdf

Business Law CA Project Winter 2021.doc

Business Law CA Project Winter 2021.doc

Polar molecules are soluble in water because they form hydrogen bonds with water

Полярные молекулы растворимы в воде, потому что они образуют водородные связи с водой

document

В телеобращении 31 марта 1968 г.

документ

V2214157_V1-Assignment.docx

V2214157_V1-Assignment.docx

задание

ENVE-4002 geoenvironmental engineering-1.pdf

geovironment-140000003

Какой тип инструмента представляет собой флейту 1 струйная 2 перкуссия 3 латунь 4 Woodwind 14

Какой тип инструмента представляет собой флейту 1 String 2 Percussion 3 Brass 4 Woodwind 14

Документ

Act4labemprendor.docx

Act4labemprenderor.docxpendor.docx

Act4labemprendor.docxpendor.docx

Act4labemprendor.docxpendor.docx

Act4labemprendor.docxpendor.docx

Act4labemprendor.docxpendor.docx

.

Практика ABG #3.doc

Практика ABG #3.doc

Обсуждение, ,v45.docx

Обсуждение,v45. docx

Когда Путин говорит, что у России и Украины одна вера, он многое упускает из виду

Президент России Владимир Путин часто заявлял, что русские и украинцы — «один народ». Он указывает на несколько факторов: русский язык, широко распространенный в обеих странах, сходство их культур и политические связи двух стран, восходящие к средневековью. Но есть еще один фактор, который связывает все это воедино: религия.

Великий князь Владимир, правитель Киевского царства, принял христианство в 10 веке и принудил к этому своих подданных. По мнению Путина, православие заложило религиозную и культурную основу, которая пережила само королевство, создав общее наследие для людей, живущих в современной России, Украине и Беларуси.

Как историк религии и национализма в Украине и России, я рассматриваю российское вторжение отчасти как попытку восстановить этот воображаемый «Русский мир». Более 7 из 10 украинцев идентифицируют себя как православные христиане, как и в России.

Но заявления Путина игнорируют уникальное украинское религиозное наследие, которое выходит за рамки церковных институтов и долгое время питало чувство национальной принадлежности украинцев. Многие украинцы на протяжении всей истории рассматривали религию как нечто, утверждающее их отделенность от России, а не их общность.

Киев против Москвы

В имперской России Русская православная церковь часто была инструментом ассимиляции, и чиновники стремились использовать власть церкви, чтобы сделать недавно завоеванные народы российскими подданными.

Начиная с 1654 г., когда украинские земли присоединялись к имперской России, духовенство из Москвы должно было решить, как приспособить различные религиозные тексты, практики и идеи из Киева, которые отличались от московских тонкими, но существенными способами. Полагая, что некоторые киевские обычаи более тесно связаны с византийскими корнями Православной церкви, русское духовенство решило интегрировать украинские обряды и священников в Русскую Православную Церковь.

Позднее некоторые представители духовенства способствовали продвижению идеи единства России и Украины, уходящей корнями в православную веру. Однако украинские активисты XIX века по-иному смотрели на эту историю. Они видели в Русской Православной Церкви орудие империи. По мнению этих активистов, церковь приняла украинские традиции во имя духовного единства, фактически отрицая самобытность украинцев.

Однако эти националистические активисты не отказались от православия. Когда они настаивали на создании автономной Украины, они утверждали, что существует разница между политикой церковного института и повседневной религией, которая выдвигает на первый план украинскую жизнь.

В тени империи

Не все украинцы жили в духовном царстве Москвы. Украинское национальное движение росло и на западе, на бывших киевских землях, которые оказались в составе Австро-Венгерской империи. Здесь многие жители были членами гибридного религиозного учреждения, греко-католической церкви, которая практиковала православные ритуалы, но следовала за папой.

Местные приходы греко-католической церкви приобрели важное значение в национальном движении как религиозные учреждения, которые отличали украинцев не только от русских соседей на востоке, но и от местного польского населения в Австро-Венгрии. Но украинские активисты ломали голову над тем, как построить нацию, разделенную на две основные конфессии: Русскую православную церковь и Греко-католическую церковь.

Когда имперская Россия рухнула в 1917 году, одним из первых актов нового украинского правительства, сформированного в Киеве, было провозглашение собственной Православной Церкви, отдельной от Москвы: Украинской Автокефальной Церкви. Церковь была предназначена для использования украинского языка и расширения прав и возможностей местных приходов больше, чем позволяла Русская православная церковь.

Когда Австро-Венгерская империя распалась, лидер Украинской греко-католической церкви Андрей Шептицкий выдвинул план единой Украинской церкви под властью Ватикана, но основанный на православном обряде. Он надеялся, что такая церковь сможет объединить украинцев.

Но эти планы так и не осуществились. К 1921 году независимое правительство в Киеве потерпело поражение от большевиков, а Украинская православная церковь в Киеве была запрещена Советским Союзом.

Репрессии против «националистических» молитв

В первые десятилетия Советского Союза большевики развернули кампанию против религиозных институтов, особенно Русской православной церкви. В частности, они рассматривали русское православие как инструмент старого режима и потенциальный источник оппозиции.

Однако во время Второй мировой войны Советский Союз возродил Русскую православную церковь, надеясь использовать ее как инструмент для продвижения русского национализма внутри страны и за рубежом.

В Западной Украине, которую Советский Союз аннексировал у Польши в 1939 году, это означало насильственное обращение 3 миллионов украинских греко-католиков в русское православие.

Многие украинцы проявили стойкость в адаптации религиозной жизни к этим обстоятельствам. Некоторые сформировали подпольную греко-католическую церковь, в то время как другие нашли способы сохранить свои традиции, несмотря на участие в санкционированной Советским Союзом Русской православной церкви.

В документах советской тайной полиции офицеры зафиксировали то, что они называли «националистической» практикой в ​​церкви: например, верующие хранили молчание, когда должны были поминать имя Московского патриарха, или использовали молитвенники, существовавшие до советской власти.

Тысячи людей посещают массовую молитву перед Софийским собором в Киеве 14 октября 2018 года, чтобы воздать благодарность за обретение Православной церковью в Украине автокефалии.
ГЕНЯ САВИЛОВ / AFP через Getty Images

Надежды на перемены

Когда распался Советский Союз, Украина оказалась в состоянии изменить религиозный ландшафт. Некоторые христиане стали частью греко-католической церкви после ее повторной легализации. Другие христиане увидели в этот момент время для объявления «автокефальной» украинской церкви, то есть они по-прежнему будут в общении с другими православными церквями по всему миру, но не будут находиться под контролем Москвы. Третьи хотели остаться в составе Русской православной церкви, базирующейся в Москве.

В 2019 году Вселенским Патриархом Варфоломеем, духовным главой Православия во всем мире, Украинская Православная Церковь была признана автокефальной, образовав Православную Церковь Украины.

Сегодня в Украине только 13% людей говорят, что они связаны с Православной церковью, базирующейся в Москве, в то время как 24% исповедуют Православную церковь, базирующуюся в Украине, и такой же процент называет себя «просто православными».

Некоторые украинцы с подозрением относятся к московской церкви, признавая ее тесные связи с правительством Путина. Однако было бы ошибкой полагать, что все, кто посещает эту церковь, согласны с ее политикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts