Легенды о сотворении мира у разных народов: Как появился человек: легенды разных народов

Разное

Как появился человек: легенды разных народов

Публикации раздела Традиции

Как наши предки объясняли происхождение человека? Мифы восточных славян переплетались с библейскими мотивами, но в то же время сохраняли древние легенды. По поверьям в создании человека участвовали как Бог, так и черт; помимо земли и глины, людей лепили из теста и творога, а прародителями многих народов считали могучих великанов. В мордовских мифах человека хотел сотворить дьявол, а эвенки считали прародительницей непокорную девушку-сироту. Рассказываем о разных версиях происхождения людей, которые появлялись в фольклоре народов России.

Первый человек: глина, тесто и «пакости сатанины»

Юрий Тризна. Бегство (фрагмент). Из серии «Мифы сегодня». 1991. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва

Славянская мифология во многом сложилась в период образования Древней Руси, однако древние мифы передавались устно и поэтому практически не дошли до наших дней. Вместе с принятием христианства на Русь пришла письменность, распространились библейские книги и апокрифы — непринятые церковью «отреченные» книги. Именно они легли в основу многих поздних легенд о сотворении человека, бытовавших у восточных славян.

В них часто встречался библейский мотив происхождения людей из «праха», из земли или глины — иными словами, весьма хрупкого материала. По одному из сюжетов, именно из-за непрочной основы человек утратил крылья, которыми первоначально наделил его творец. В других версиях «заготовку» для первого человека разрушила собака, и Бог наспех слепил второй, менее совершенный вариант.

Легенды о происхождении людей во многом повторяли мотив создания земли, в котором фигурировали два творца: Бог просил черта достать со дна моря горсть земли, из которой затем слепил человека. И земля, и человек появились именно благодаря участию двух сил — дьявольской и божественной. В фольклорных произведениях завистливый черт всячески пытался испортить слепленных Богом первых людей: плевал в них, протыкал пальцами или палкой. От его проделок якобы появились разные болезни и несовершенства плоти. Бог же исправлял вред, залечивал раны целебными травами и снимал «пакости сатанины».

Апокрифические рассказы так описывали создание человека: Бог взял материал от разных природных явлений, огонь дал телу человека тепло, море — соленую кровь. Камни стали костями, ветер — дыханием, солнце — очами, а земля — телом.

Еще один распространенный сюжет: якобы Бог творит первых людей из мягкого теста или творога. Исследователи связывают этот мотив с устойчивым выражением «сделаны из одного теста». Предания подчеркивали, что такой материал был неудачным, ведь людей из теста легко уничтожить: по одной из версий, первые создания съела собака, и Богу пришлось выбирать другую, более прочную основу. Белорусские легенды именно исходным материалом объясняли социальные различие между людьми: простой мужик, по поверьям, был сделан из глины, а знатный человек — из пшеничного теста.

Существовали и версии сотворения, связанные с ремеслами. Некоторые из них отражались в сказках: волшебные портные и кузнецы Бабы-яги изготавливали войско для битвы с богатырями, шили и ковали солдат. В древних легендах упоминались и другие варианты: по одной версии, Бог мылся в бане, вспотел, вытерся тряпкой, из нее и создал человека. По другой — ходил по белому свету, на нем от усталости выступил пот, из упавших на землю капель и получились первые люди. Рассказчики подчеркивали, что поэтому люди вынуждены работать в «поте лица».

Жена как часть мужа

Феликс Петуваш. Иллюстрация к книге Султана Хан-Гирея «Черкесские предания» (фрагмент). 1986. Национальный музей Республики Адыгея, Майкоп

Легенды славян сохраняли традиционное представление о том, что сначала Бог создает мужчину, а затем его жену. В преданиях встречались несколько версий сотворения женщины. Самым распространенным был библейский мотив творения из ребра первого мужчины. Вместе с ним бытовали сюжеты о создании из глины или теста, реже упоминались в качестве материала цветы или ветки ивы.

В поздних преданиях часто акцентировалось внимание на разном материале первых людей. Например, в одной из легенд мужчину Бог создал из земли, а женщину из теста — и оставил их на солнце сохнуть. Но пробегающая мимо собака женщину съела. И тогда Бог наделил мужчину душой, а затем взял у него ребро, чтобы создать ему новую жену. Иногда изготовление женщины преподносилось как случайное событие: собака вытащила у спящего мужчины ребро и надгрызла, раздосадованный Бог отнял его у животного, принес первому человеку и сотворил женщину. На Украине был распространен еще менее романтический сюжет. В легендах упоминали, что женщин Бог создал из хвоста черта, поэтому они лукавые и хитрые.

Почему Бог выбрал именно ребро? Глину он посчитал неподходящей. Решил взять часть тела Адама, но рассудил: если голову — будет слишком умной, ногу — «будет бегать от него». Поэтому Бог выбрал ребро слева от сердца, чтобы жена сердечно любила мужа.

Читайте также:

  • Как славяне представляли сотворение мира
  • Свои люди
  • Животные и растения в русских суевериях

Откуда пошли народы и кто такие великаны-прародители

Николай Рерих. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент). 1913. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород

В фольклоре восточных славян сохранились легенды о происхождении народов — «соседей» и «иноземцев». Многие легенды восходят к библейским мотивам, например в народе ходили вольные толкования сюжета о Вавилонской башне. В других версиях появление народов связывали с историческими событиями или с мифологическими временами, когда землю населяли великаны.

Создавали этносы, по легендам, чаще всего Бог, черт или апостолы Петр и Павел. Как правило, прародитель народа, который представлял рассказчик, считался героем, чего не скажешь о «чужих» прародителях. В поздних версиях различия между этносами тоже объясняли разными исходными материалами. Например, «свой» — из глины, а соседний, или же «чужой», — из мягкого непрактичного теста. В одной украинской легенде так говорилось о происхождении поляков. В другой — что людей разных этносов сварил черт в одном котле со смолой и зельями. Национальные отличия объясняли разным временем варки: сначала черт достал украинца, следом литовца, затем немца, татарина и представителей других народов.

Прародителей древних народов легенды представляли грозными гигантами, жившими во времена сотворения мира. Лес был им по колено, здоровались они через реку и могли разговаривать друг с другом на большом расстоянии. Их существование «подтверждали» высокие курганы и огромные кости древних животных, которые находили в земле. По одним поверьям — Бог истребил могучих людей. За то, что они не соблюдали заповедей и проливали кровь, он наслал на них великий потоп. По другим — гиганты продолжали жить в мире людей: обитали в дремучих лесах и высоких горах. Позднее эти образы проникли в былины, например Святогор в них представлялся «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Великанов-чужаков в славянских сказаниях всегда побеждали богатыри.

В фольклоре бытовали легенды о происхождении волшебных людей и фантастических народов. Считалось, что они обитали на земле в глубокой древности. На севере Руси такие народы прозвали «чудью» или «панами». Словом «чудь» поселенцы-славяне еще называли другие северные этносы, а также любые древние кости и останки, которые относили к мифическим временам и народам.

Многие поверья о фантастических этносах появились на Руси с византийскими книгами. К примеру, были популярны легенды о «дивьих» людях — персонажах с собачьими головами и лицами на груди или трехногих и трехглазых. Такие легенды рассказывали о походах Александра Македонского в далекие земли и о его встречах с «дивными народами». Более поздние версии утверждали, что «дивьи» люди до сих пор живут на Урале, через пещеры спускаются с гор, ходят невидимые среди людей и предвещают будущее.

Легенды народов России

Николай Рерих. Веления неба (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В мифологиях разных народов России встречаются свои представления о сотворении человека. Так, у народов Севера хантов и манси бытовали легенды о верховном боге Нуми Торуме, который вместе со своим антиподом создавал людей из лиственницы и глины. Деревянное создание ожило, убежало в лес и стало духом. Глиняное же стало человеком, но так как глина — материал непрочный, люди не могут жить долго, объясняли рассказчики. Другие легенды рассказывали, что человек появился из веток березы или от мысли бога Нуми Торума и его матери: они взглянули на землю и решили, что кто-то должен собирать там ягоды. Еще в одной версии Бог спустился на землю, разрезал свою ногу и достал оттуда человека.

У разных этносов в легендах появлялся сюжет, в котором человека повреждал злой дух. У тюркских народов, например, бог подземного царства Эрлик плевал, пачкал грязью, бил человека, чтобы тот перестал быть совершенным созданием. Считалось, что именно он становился причиной болезней и старости.

В мифах мордвы человека хотел сотворить дьявол. Для этого он собрал из 77 стран (священное для народов Поволжья число) глину, землю и песок. Но вместо человека у него получались земноводные гады, собака и свинья. Тогда он сделал птичку-мышь и отправил ее к верховному богу, повелев свить гнездо в его полотенце. Полотенце упало на землю, злой дух обтер им свое творение, и оно стало подобно человеку. Но у дьявола не было силы оживить человека, и тогда верховный бог оживил его сам. И с тех пор душа человека принадлежит Богу, а тело — злому духу.

У эвенков Восточной Сибири существовал свой сказ о происхождении человека. Якобы раньше люди хорошо и привольно жили на небесах. Но однажды осиротевшую девушку решили выдать замуж за старого человека, а она отказалась, потому что любила другого. Тогда ее посадили на оленя и сослали вниз. Из тела оленя возникла суша, из шерсти — лес, из дыхания — ветер, а сама девушка стала первым человеком на земле.

Мифы о первых людях-великанах встречаются у мокшан — народа, входящего в этническую группу мордвы. По их легенде, высший бог Шкай сотворил великанов высотой 99 аршинов — около семи метров, а затем наслал на них великий потоп. У малочисленного народа Дальнего Востока нанайцев существовали мифы о первопредках — калгама. Их представляли великанами с двупалыми руками, остроконечной головой и длинными ногами. Нанайцы верили, что калгама помогает охотиться и ловить рыбу, но может и наказать за провинности.


Автор: Маргарита Ковынева

Теги:

ВерованияСлавянская культураПубликации раздела ТрадицииТрадиции

Мифы разных народов о сотворении Земли

Как считают некоторые, мир создал Аллах, Яхве, Бог Единый — как ни называй, но ему мы обязаны своей жизнью. Не Большому взрыву, не естественным космическим процессам, а созданию, которое, по мнению Кевина Смита, выглядит как Аланис Мориссетт. Но так было не всегда — когда-то каждый народ предлагал свою версию создания жизни при участии пота, мастурбирующих богов и прочей ереси.

Скандинавы

Как считают скандинавы, вначале была пустота со сложным названием Гинунгагап. Рядом с пустотой, как и положено, был замерзший мир мрака Нифльхейм, а на юге лежала огненная раскаленная страна Муспелльхейм. И тут начинается элементарная физика. Какой-то древний скандинав, заметив, что от соприкосновения льда и огня появляется иней, рискнул предположить, что от такого соседства постепенно мировая пустота заполнилась ядовитым инеем. А что происходит, когда тает ядовитый иней? Обычно он превращается в злых великанов. Здесь произошло то же самое — и из инея образовался злой великан, чьё имя отдаёт мусульманскими нотками. Проще говоря, Имир. Был он бесполым, но так как это, по мнению Джеймса Брауна, мужской мир, то мы будем считать его мужчиной.

Делать в этой пустоте было нечего, и, устав висеть в воздухе, Имир заснул. Вот тут начинается самое вкусное. Посчитав, что нет ничего интимнее пота (имеется в виду вторичная моча, а не камбоджийский диктатор), скандинавы придумали, что пот, капающий у него из-под мышек, превратился в мужчину и женщину, от которых потом и пошел род великанов. А пот, капающий с ног, породил Трудгельмира — великана с шестью головами. Вот такая история возникновения великаншества. Да ещё и с запашком.

А лёд всё продолжал таять, и, смекнув, что нужно чем-то питаться, они выдумали корову с красивым именем Аудумлу, возникшую из талой воды. Имир стал пить ее молоко, а ей понравилось лизать соленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину. Его звали Бури — прародитель всех богов. Как он там оказался? На это фантазии не хватило.

У Бури был сын Борё, который женился на инеистой великанше Бестле. У них родились три сына: Один, Вили и Ве. Сыновья Бури ненавидели Имира и убили его. Причина сугубо благородная: Имир был злым. Из тела убитого Имира натекло так много крови, что она потопила всех великанов, кроме Бергельмира, внука Имира, и его жены. Им удалось спастись от наводнения в лодке, сделанной из ствола дерева. Откуда взялось дерево в пустоте? Какая тебе разница! Нашли, и всё.

Тогда братья решили создать такое, чего ещё мир не видывал. Свою Вселенную с дракаром и викингами. Один и его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Бросили плоть в кровь — и стала земля. Кровь, соответственно, превратилась в океан. Из черепа получилось небо, а мозг разбросали по небу, и получились облака. Так что в следующий раз, летя в самолёте, поймай себя на мысли, что ты в черепе великана на огромной птице разрезаешь великаньи мозги.

Боги оставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Она называлась Етунхейм. Лучшую часть этого мира они отгородили веками Имира и поселили там людей, назвав ее Мидгардом.
Напоследок боги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина — Аск и Эмбля (что характерно). Все остальные люди произошли от них.

Последние построили неприступную крепость Асгард, которая поднялась высоко над Мидгардом. Эти две части соединялись радужным мостом Биврестом. Среди божественных покровителей людей было 12 богов и 14 богинь (их называли «асы»), а также целая компания других божеств помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост и поселился в Асгарде.

Над этим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Его корни проросли в Асгард, Етунхейм и Нифльхейм. На ветвях Иггдрасиля сидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обитали олени, а ниже всех сидел змей Нидхегг, который хотел всё съесть.

Вот такое начало у одной из самых замечательных мировых мифологий. Прочтение «Старшей» и «Младшей Эдд» ни на секунду не заставит тебя пожалеть о потраченном времени.

Славяне

Обратимся к нашим предкам, а также к предкам поляков, украинцев, чехов и прочих славянских народов. Какого-то одного определённого мифа не существовало — их было несколько, и ни один не вызывает одобрения у РПЦ.

Есть версия, что всё началось с бога Рода. Прежде чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. В этой тьме был лишь Род — прародитель всего сущего. На вопрос, что было раньше — яйцо или курица, славяне бы ответили, что яйцо, потому как в нём был заключён Род. Сидеть в яйце было не очень, и каким-то волшебным образом (некоторые в меру своей распущенности поняли каким) Род родил любовь, которую по иронии судьбы назвал Лада, и силою любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью.

В начале сотворения мира Род родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. Затем были хозяйственные мелочи вроде разделения Света и Тьмы. Затем бог Род родил Землю — и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица его тогда вышло Солнце, Луна — из его груди, звезды небесные — из его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи — из его дум, буйные ветры — из его дыхания, дождь, снег и град — от его слезы. Гром и молния — это не что иное, как его голос. Собственно, Род — это и есть всё живое, отец всех богов и всего сущего.

Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, дав ему весьма полезную в наши дни способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Именно Сварог ответственен за смену дня и ночи и за создание Земли. Он заставляет достать Землю, скрытую под океаном, серой утке. Больше достойных не нашлось.

Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать. Потом снова Сварог послал ее за Землей — не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз уже не выдержал Род, психанул, ударил в уточку молнией, придав ей чумовую силу, — и шокированная утка отсутствовала три года, пока не принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог землю — ветры сдули землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода — три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу.

У Карпатских славян было принято считать, что ничего, кроме синего моря и дуба, не было. Как они там появились — не уточняется. На дубе сидело два положительных голубя, которые решили вынести мелкого песка со дна морского, чтобы создать чернозём, «студёну водицу да зелёну траву» и золотой камень, из которого сделано синее небо, солнце, месяц и все звёзды.

Что касается сотворения человека, то никакого естественного отбора, разумеется, не было. Волхвы говорили следующее. Бог мылся в бане и вспотел, отерся тряпочкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил Сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил, потому как умрет человек — в землю идет его тело, а душа — к Богу.

Встречается у славян и древняя легенда о сотворении людей, в которой не обошлось без яиц. Бог, разрезая яйца на половинки, бросал их на землю. Здесь из одной половинки получался мужчина, а из другой — женщина. Мужчины и женщины, образованные из половинок одного яйца, находят друг друга и вступают в брак. Какие-то половинки попали в болото и там погибли. Поэтому некоторые и вынуждены провести всю жизнь в одиночестве.

Китай

У китайцев есть свои соображения по поводу того, как возник мир. Самым популярным мифом можно назвать миф о Пань-гу — человеке-гиганте. Сюжет следующий: на заре времен Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую черную массу. По легенде, эта масса представляла собой не что иное, как яйцо, которое было символом жизни практически у каждого народа. А внутри него жил Пань-гу, причем жил долго — многие миллионы лет. Но в один прекрасный день такая жизнь ему надоела, и помахав увесистым топором, Пань-гу выбрался из своего яйца, расколов его на две части. Эти части впоследствии стали Небом и Землей. Роста он был невообразимого — эдак с пятьдесят километров в длину, что, по меркам древних китайцев, составляло расстояние между Небом и Землей.

К несчастью для Пань-гу и к счастью для нас, колосс был смертным и, как и все смертные, умер. А потом Пань-гу разлагался. Но не так, как это делаем мы. Пань-гу разлагался по-настоящему круто: его голос превратился в гром, его кожа и кости стали твердью земной, а его голова стала космосом. Так его смерть дала жизнь нашему миру.

Древняя Армения

Армянские легенды очень напоминают славянские. Правда, у армян нет чёткого ответа на то, как мир произошёл, зато есть интересное объяснение того, как он устроен.

Небо и Земля — это муж и жена, которых разделил океан. Небо — это город, а Земля — кусок скалы, которую держит на своих огромных рогах не менее огромный бык. Когда он качает рогами, земля трещит по швам от землетрясений. Вот, собственно, и всё. Так армяне представляли себе Землю.

Существует и альтернативный миф, где Земля находится посреди моря, а вокруг нее плавает Левиафан, пытаясь ухватиться за собственный хвост (и его бултыханиями также объясняли постоянные землетрясения). Когда же Левиафан наконец цапнет себя за хвост, жизнь на Земле прекратится и наступит апокалипсис. Приятного дня!

Египет

У египтян есть несколько мифов о сотворении Земли, и один поразительнее другого. Но этот — самый оригинальный. Спасибо космогонии Гелиополя за такие подробности!

Вначале был великий океан, имя которому было Ню, и был этот океан Хаосом, и кроме него не было ничего. Не было, пока Атум усилием воли и мысли не создал из этого Хаоса себя. А ты жалуешься на отсутствие мотивации… Но дальше — больше и интереснее. Итак, себя он создал — теперь надо было создать в океане землю. Что он и сделал. Побродив по земле и осознав свое тотальное одиночество, Атум по причине невыносимой скуки решил настрогать еще богов. Как? Взобрался на холм и начал делать своё чёрное дело, отчаянно мастурбируя.

Таким образом из семени Атума родились Шу и Тефнут. Но видимо, перестарался, и новорожденные боги потерялись в океане Хаоса. Атум горевал, однако вскоре, к своему облегчению, все-таки нашел и заново обрел своих детей. Он был так рад воссоединению, что долго-долго плакал, и его слезы, касаясь земли, оплодотворяли ее — из земли выросли люди, много людей! Затем, пока люди оплодотворяли друг друга, у Шу и Тефнут тоже произошел коитус, и они дали жизнь другим богам — Гебу и Нуту, которые стали олицетворением Земли и Неба.

Существует еще один миф, в котором Атума заменяет Ра, однако основной сути это не меняет: там тоже все друг друга массово оплодотворяют.

Читай также:

5 мифов древности, основанных на реальных событиях

10 страшных существ славянской мифологии, про которых стоило бы снять фильмы ужасов

Другие статьи по темам:

мифы

Истории сотворения мира

Введение

Критики обсуждения библейского рассказа о сотворении в государственных школах Америки часто возражают, что творение не должно преподаваться в государственных школах из-за разделения интересов церкви и государства. Они добавляют, что если библейский рассказ о сотворении преподается, то и другие религиозные версии должны преподаваться в государственных школах. На самом деле это отличная идея по нескольким причинам. Во-первых, это поможет учащимся оценить другие культуры; во-вторых, это поможет им осознать, что существует пропасть между всеми другими описаниями сотворения мира и описанием сотворения, которому учит Библия (Гатри 19).57). Уроженец Вены библеист Альфред Эдершейм (1825–1889), перешедший в христианство из иудаизма, пришел к выводу на основании своего исследования, проведенного всю жизнь: «Вряд ли можно представить больший контраст, чем между языческими представлениями о происхождении всех вещей и библейское повествование», которое записано в Книге Бытия (Edersheim 1995, 11). Другие ученые пришли к выводу, что

По сравнению со всеми другими древними космогониями историческая точность и научная правдоподобность книги Бытия поразительны. Радикальное мышление его вдохновенного автора, Моисея, становится очевидным при сравнении с надуманными мифами месопотамских культур, окружавших израильтян. Это особенно резко контрастирует с наукой и философией, которым Моисей обучался в первоклассных учебных заведениях Египта. (Уортон и Робертс 2008, 8)

Также можно отметить, что элементы многих мифов о сотворении мира во многих отношениях очень похожи на элементы Книги Бытия (Фон Франц, 1995; Гамильтон и Мозер, 1988). Одним из примеров является то, что большинство языческих мифов о сотворении мира начинаются с создания порядка (космоса) из беспорядка или хаоса с помощью разума или, в некоторых случаях, некой упорядочивающей силы (Leeming and Leeming 1994, 44).

Одна из причин, по которой истории о сотворении мира универсальны, заключается в том, что люди из всех культур задавались одними и теми же основными вопросами о жизни, такими как «Откуда произошли вселенная и земля?» «Почему мы, люди, существуем?» «Как мы попали на землю?» «Какова конечная цель жизни?»

Одна из причин, по которой истории о сотворении мира универсальны, заключается в том, что люди из всех культур задавались одними и теми же основными вопросами о жизни, такими как «Откуда взялись вселенная и земля?» «Почему мы, люди, существуем?» «Как мы попали на землю?» «Какова конечная цель жизни?» Эти вопросы породили широкий спектр мифов о творении в попытках понять наше место в мире (Sproul, 1979; Zeitlin and Raschka, 2000). Как писали Уортон и Робертс:

Все нации и культуры разделяют общее стремление понять, откуда они произошли. По этой причине каждая культура создала свой собственный миф о сотворении мира (космогонию), чтобы объяснить происхождение вселенной, земли и человеческого рода. Записи, сохранившиеся с древних времен, свидетельствуют о центральной роли вопросов происхождения в установлении идентичности и религиозного наследия каждой нации. (Уортон и Робертс, 2008 г., стр. 8–9).)

Как только эти основные убеждения будут распространены среди населения, ответы на многие жизненно важные вопросы будут получены в контексте этой базовой основы.

Хотя между рассказом о сотворении мира и мифами о сотворении мира существует много общего, существуют также многочисленные разительные контрасты и исключения (Leeming and Leeming 1994). Например, тема многих мифологий во многих культурах, в том числе в Греции, Египте и Месопотамии, связана с первозданной водой как единственным элементом, существовавшим в начале. Из этой первозданной воды было создано все остальное во Вселенной. Источник этой идеи мог быть вдохновлен историей творения, записанной в Библии. Единственным исключением является то, что основным первым элементом китайской космологии была «ци» или пар, который был жизненной силой, воплощающей

космическая энергия, управляющая материей, временем и пространством. Эта энергия, согласно китайским мифическим повествованиям, претерпевает трансформацию в момент творения, так что туманный элемент пара становится дифференцированным на двойственные элементы мужского и женского, Инь и Ян, твердую и мягкую материю и другие бинарные элементы. (Birrell 1993, 23)

Будут кратко обсуждены некоторые примеры других мифов о сотворении, которые иллюстрируют пропасть между Книгой Бытия и языческими мифами о сотворении.

Египетские космогонии

Хорошими примерами мифа о сотворении мира являются мифы, возникшие в Египте. Хотя в Древнем Египте существовало всего четыре основных мифологии сотворения мира, все они пронизаны несколькими общими темами. В начале единственным существовавшим элементом был изначальный океан под названием Ню. Из вод этого океана поднялся холм, на котором образовался храм, и

Творец мира эманировал (вырос) из этого первобытного, живого храма. . . . Затем он вызвал к жизни всех различных меньших богов атмосферы, земли и неба посредством телесных эманаций. Это как если бы он отпочковывался от новых божеств. (Уортон и Робертс, 2008 г., стр. 9).)

Это хороший пример, демонстрирующий резкое отличие от описания книги Бытие. Океан создал бога-творца, который затем создал других богов. Они, в свою очередь, создали землю и все, что на ней было. Как океан мог создать бога? Очевидно, океан — творец, более великий, чем египетский бог-творец!

Это хороший пример, демонстрирующий резкое отличие от описания Книги Бытия. Океан создал бога-творца, который затем создал других богов.

Другой пример — египетский бог солнца Ра. Хотя Ра «правил землей, где сосуществовали люди и божественные существа» (Canadian History Museum n. d.a), его «глаз» (см. иллюстрацию) обладал собственной личностью. Кроме того, глаз бога солнца был создателем людей.

Египетский бог Ре, создатель людей, Полиэстер через Викисклад.

Люди были созданы из Ока Ре или веджат (глаз целостности). Это произошло, когда глаз отделился от Ра и не смог вернуться. Шу и Тефнут пошли за ним, но глаз сопротивлялся. В последовавшей борьбе глаз пролил слезы, из которых родились люди. (Canadian History Museum nd b, 33)

Эта цитата взята из учебного материала для использования в государственных школах Канады. Глаз Ра настолько важен, что часто занимает видное место в египетском искусстве, рисунках и фольклоре. Око Ра — женский аналог бога солнца. Женский Ра — жестокий бог, который эффективно подчиняет врагов бога солнца против тех людей, которые угрожают правлению бога солнца. Глаз — это продолжение силы Ра, которая часто ведет себя как независимая богиня. На самом деле, религия египтян часто называла солнце и луну «глазами» определенных богов.

Короче говоря, солнце смотрит на вас сверху вниз, как и луна, наблюдая за вами и за тем, что вы делаете. Хотя они являются аспектами силы богов, глаза египетских божеств могут вести себя как независимые существа. Египетский бог солнца также умирает каждый вечер и проводит ночь в подземном мире, но возрождается каждое утро (West 2014). Контраст между этим взглядом на сотворение и рассказом о Бытии очевиден.

Японский миф о сотворении мира

Основной японский миф о сотворении мира предполагает число плоская вселенная и учит, что вселенная в начале состояла из некой бесформенной материи, которая сначала существовала в безмолвном мире, похожем на так называемый «хаос» или временное отсутствие организации, описанное в Ветхом Завете. Позже, в японской истории, звуки излучались движением частиц материи. Это движение привело к слиянию видимого света, а также самых легких частиц.

Существовавший тогда свет находился в самом верху плоской земли, а под ним сначала образовались твердые частицы, затем образовались облака на небе. Наконец, были сформированы небеса, которые были названы Такамагахара, что означает Высокая Равнина Неба (Wilds 2019).). Частицы тогда еще не двигались со скоростью света, потому что они не могли двигаться до уровня света. Остальные не поднявшиеся частицы образовали огромную плотную темную массу, ставшую землей.

Книга Бытия учит, что Бог создал вселенную, но, напротив, в японской истории сотворения звук был творцом, создавшим своего бога и большую часть всего остального.

Опять же, что-то физическое, а именно звук, создал свет, который, очевидно, создал все остальное. Бытие учит, что Бог сотворил вселенную, но, напротив, в японской истории сотворения звук был создателем своего бога и всего остального.

Китайский миф о сотворении мира

Китайские мифы о сотворении мира рассказывают о происхождении вселенной, земли и жизни. В большинстве ранних мифов о сотворении мира не упоминается ни бог, ни божество, ни какой-либо другой творец, но мир и люди возникли спонтанно, без творца, из «очищенной жизненной энергии», которая была космической энергией, управляющей материей, временем и пространством. Эта энергия, согласно китайским мифическим повествованиям, претерпевает трансформацию в момент творения, в результате чего туманные паровые элементы дифференцируются на двойственные элементы женского и мужского, Инь и Ян, мягкого и твердого и подобные бинарные разделения.

Вьетнамские и корейские мифы о сотворении мира

Один из распространенных мифов о сотворении вьетнамцев описывает двух прародителей: мужчину по имени «Повелитель драконов Лука» и женщину по имени «Фея-леди Ау». Эта пара произвела сто яиц, пятьдесят из которых вылупились, затем они осели на земле и в итоге стали вьетнамцами. Короче говоря, водяной дракон и горная фея создали человеческий род (Kalmusky 2018).

Среди элементов, общих для большинства корейских повествований о сотворении мира, есть эпизод, в котором два бога соревнуются в выращивании цветов, чтобы определить, кто будет править человеческим миром. Достойный доброжелательный бог выращивает высший цветок, но злой бог крадет его, пока добрый бог спит. В результате недостойный мошенник становится правителем человечества и сеет зло в мире (Walraven 2007, 244–258). В другом общекорейском эпизоде ​​существовало два солнца и две луны, из-за чего в мире было невыносимо жарко днем ​​и невыносимо холодно ночью. Затем доброжелательный бог уничтожил по одному из них, сделав дни и ночи гораздо более терпимыми.

Также популярны рассказы о сотворении мира, в которых ранняя Вселенная изображается как лишенная различий между человеческими и нечеловеческими доменами, которые позже были разделены (Park 1999, 78). Один миф о разделении учил, что небо и земля тесно связаны друг с другом. Чтобы разлучить их, бог заставил небо раздуться, и по четырем углам земли были воздвигнуты медные столбы, чтобы разлучить их. В другой версии небесные брат и сестра Кох и Тох приходят на землю, чтобы создать небо и землю. Небо Коха мерцает тьмой, а земля Тоха состоит из узоров и цветов. Когда они закончили, небо Коха слишком маленькое для земли Тоха, поэтому он пытается растянуть небо, но это позволяет облакам уйти. Затем Тох берет свою иглу и рисует горы, холмы и долины, чтобы небо ее брата идеально подошло. И вот как была создана Земля (День 2001).

Некоторые выводы

Дело в том, что, как утверждает один ученый, часто «противники христианской веры предполагают, что библейское повествование о сотворении мира — не что иное, как еще один в длинной череде таких документов, в данном случае еврейский миф о сотворении». которые стремились установить выдающееся положение для потомков Авраама» (Whorton and Roberts 2008, 8). На самом деле, как показано в нескольких приведенных выше примерах, это утверждение неверно. Большинство рассказов о сотворении не только ненаучны, но и бессмысленны и резко контрастируют с рассказом о Бытии, в котором не утверждается, что что-либо создало Бога или что он достиг своего положения, поскольку он единственный Бог и он существовал до творения.

Ссылки

Энн Биррелл, Китайская мифология: введение (Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1993).

Канадский исторический музей. нд а. «Миф о сотворении мира», по состоянию на 2 февраля 2022 г., https://www.historymuseum.ca/cmc/exhibitions/civil/egypt/egcr09e.html.

Канадский исторический музей. нд б. «Глава 4: Египетская религия и миф о сотворении мира», по состоянию на 2 февраля 2022 г., https://www.historymuseum.ca/cmc/exhibitions/civil/egypt/pdf_eng/e-9.802-c.pdf.

Нэнси Дэй, Соединяя Землю и Небо вместе: история создания из племени Миен в Лаосе (Уолнат-Крик, Калифорния: Shen’s Books, 2001).

Альфред Эдершейм, Библейская история: Ветхий Завет (Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers, 1995).

Филип Фройнд, Мифы о творении (Лондон: Питер Оуэн, 2003).

WKC Guthrie, В начале: некоторые взгляды греков на происхождение жизни и раннее состояние человека (Лондон: Methuen Publishing, 1957).

Вирджиния Гамильтон и Барри Мозер, В начале: истории сотворения мира (Нью-Йорк: Harcourt Brace Jovanovich, Inc. , 1988).

Кэти Калмуски, «Âu Cơ Богиня-фея: Мать народа Вьетнама», 25 мая 2018 г., https://theculturetrip.com/asia/vietnam/articles/au-co-the-fairy-goddess-mother-of -Вьетнам-люди/.

Дэвид Адамс Лиминг и Маргарет Адамс Лиминг, Словарь мифов о сотворении мира . (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1994).

Пак Чон Сон, Исследование корейской творческой поэзии (Сеул: Тэхакса, 1999).

Барбара Спроул, Первобытные мифы: мифы о сотворении мира (Сан-Франциско: HarperOne, 1979).

Мария-Луиза фон Франц, Мифы о сотворении мира (Бостон: Shambhala Publications, 1995).

Будевейн Уолравен, «Сотворение мира и страдание». В Басуэлле-младшем, Роберт Э. (редактор), Религии Кореи на практике (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2007).

Уильям Уэст, История сотворения Египта (Блумингтон, Индиана: Xlibris, 2014).

Марк Уортон и Хилл Робертс, Краткое руководство Холмана по пониманию творения (Нэшвилл, Теннесси: Holman Reference, 2008).

Kazumi Wilds, Kojiki: The Birth of Japan: The Japanese Creation Myth (Северный Кларендон, Вермонт: Tuttle Publishing, 2019).

Стив Зейтлин и Крис Рашка, Четыре угла неба: истории сотворения мира и космологии со всего мира (Нью-Йорк: Генри Холт и компания, 2000).

Предыдущая статья

Паразитическая ДНК?

Следующая статья

Серьезно непоследовательная оппозиция Уэйна Грудема теистической эволюции

Общие элементы мифов о сотворении мира

Мифы о сотворении мира

Этот веб-сайт был создан для курса латыни в старшей школе. Задание состояло в том, чтобы исследовать некоторые активы классической культуры и сравнить их с другой культурой, современной или исторической. Это было сделано для второго класса латыни Брайана Маккарти.


Линдси Мерта

Человеку свойственно задаваться вопросом о неизведанном и искать
для ответов. В основе почти каждой культуры лежит творение
миф, который объясняет, как появились чудеса земли. Эти
мифы имеют огромное влияние на систему взглядов людей. Они
влиять на то, как люди думают о мире и о своем месте в
отношение к своему окружению. Несмотря на то, что они разделены многочисленными
географические барьеры, многие культуры разработали мифы о сотворении мира с
одни и те же основные элементы.

Многие мифы о сотворении мира начинаются с темы рождения. Это может быть
потому что рождение представляет собой новую жизнь и начало жизни на земле
можно представить как нечто похожее на начало детского
жизнь. Это тесно связано с идеей матери и
отец
существующие при сотворении мира. Мать и отец не
всегда фигуры, которые создают жизнь на земле. Иногда создание
не происходит до тех пор, пока не пройдет несколько поколений после появления первого бога.

Высшее существо появляется почти в каждом мифе. Он или она что
запускает цепь событий, создающих мир. Иногда там
два существа, пассивный и активный творец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts