Учение о перводвигателе принадлежит: 13. Учение Аристотеля о Уме-Перводвигателе.

Разное

Содержание

13. Учение Аристотеля о Уме-Перводвигателе.

Аристотель
вводит в свою систему перводвигатель,
который вносит движение в мироздание.
Причем сам перводвигатель неподвижен
(иначе пришлось бы объяснять, откуда
взялось движение в перводвигателе). По
сути, этот перводвигатель у Аристотеля
– Бог, а заодно и «форма всех форм».
Именно эта идея привела затем к тому,
что аристотелевская философия была
принята как «официальная» философия
католической церкви, а сам Аристотель
объявлен предтечей христианства.
Аристотель был даже канонизирован
католической церковью.

14. Теория познания Аристотеля.

Теория
познания Аристотеля опирается на его
онтологию и по своему непосредственному
предмету есть теория науки. Аристотель
отличает научное знание и от искусства,
и от опыта, и от мнения. По своему предмету
научное знание есть знание о бытии. В
отличие от знания» предмет искусства
— производство вещей (или произведений)
при помощи способности, определенной
к действию. Поэтому сфера искусства —
практика и производство; сфера же знания
— созерцание предмета, теория, умозрение.
И все же у науки есть общее с искусством:
как и искусству, знанию принадлежит
способность быть сообщаемым посредством
обучения. Поэтому искусство есть знание
в большем смысле слова, чем опыт, и оно
сопровождается истинными суждениями

15.Средневековая философия: патристика (восточная, западная школы).

Патристика (лат.
pater — отец) — произведения отцов церкви.

Первоначально
«отцом церкви» именовался духовный
наставник, обладающий признанным
учительским авторитетом. Позже это
понятие было уточнено и стало включать
в себя четыре признака: 1) святость жизни;
2) древность; 3) ортодоксальность учения;
4) официальное признание церкви.

В произведениях,
написанных отцами церкви, были заложены
основы христианских догматов. Подлинная
философия с точки зрения отцов церкви
тождественна теологии, вера всегда
первенствует над разумом, а истина —
это истина Откровения. По языковому
критерию патристику делят на греческую
и латинскую, или (что несколько более
условно) на западную и восточную.

Вершина латинской
патристики — творчество Аврелия
Августина, классику греческой патристики
представляют Василий Великий, Григорий
Назианзин и Григорий Нисский.

16.Средневековая философия: схоластика (номинализм, реализм).

Схоластика — тип
религиозной философии, характеризующийся
принципиальным подчинением примату
теологии, соединением догматических
предпосылок с рационалистической
методикой и особым интересом к
формально-логической проблематике.

Со схоластикой
связано оттачивание логического аппарата
(которое вызвано в том числе и сложностью
строения самой теологии). Схоластика
делает преобладающими дискурсивно-рассудочные
способы обоснования знания, когда с
самого начала сталкиваются противоположные
тезисы, приводится аргументация в пользу
одного из них, обсуждаются контраргументы.
В схоластике особое значение приобретает
метод применения философских конструкций
и понятий, а само философствование
начинает постепенно освобождаться от
догматической оболочки. Схоластика в
большей мере опирается на Аристотеля,
тогда как патристика в целом ориентирована
на Платона. Главной целью схоластической
философии было построение всеохватывающей
системы рационального знания, включающей
знание о Боге, мире и человеке. Суть
схоластического метода выражает
познавательная установка — от анализа
способов высказывания о сущем к анализу
самой реальности. Мир схоластической
философии — это мир, увиденный сквозь
призму языка.

Крупнейшим схоластом
западноевропейской философии был Фома
Аквинский. Разумею дабы веровать.

Под схоластикой
понимается (это очевидно из приведенного
примера) также формальное знание,
бесплодное умствование, оторванное от
жизни, от практики.

Материя и форма. Аристотель. Удивительная философия

Материя и форма. Аристотель. Удивительная философия

ВикиЧтение

Удивительная философия
Гусев Дмитрий Алексеевич

Содержание

Материя и форма. Аристотель

В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель Стагирит – последний представитель классического периода греческой философии.

Аристотель (384–322 до н. э.)

Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от идей, их порождающих? Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в совершенно разных местах? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил миру идей мир вещей, между ними в его учении – пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма». «Форма» Аристотеля – это по чти то же самое, что «идея» Платона. Помимо форм существует также вещество, или материя. Словом «материя» в философии обозначается все телесное и вещественное, то, что воспринимается органами чувств. И вот какая-либо высшая сущность – форма вселяется в бессмысленный кусок материи, и получается нормальная, чувственно воспринимаемая вещь физического мира, которая обладает размером, цветом, запахом и прочими качествами. Например, форма лошади (или идея лошади, как сказал бы Платон) вселяется в никакой, то есть бесформенный, кусок материи, и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы перед собой видим; а форма, допустим, цветка встраивается в другую ничего собой не представляющую частицу материи и делает из нее вполне материальный цветок, имеющий определенное строение, цвет, аромат и другие свойства. Можно привести следующий пример. Допустим, перед нами лежит бесформенный кусок пластилина, но в нашем сознании есть представление или образ, например, дерева. Если мы этот образ перенесем в кусок пластилина или наделим его этим образом, то есть вылепим из данного материала дерево, то бесформенный кусок пластилина превратится в нормальный предмет, у которого есть ствол, ветви, корни и так далее.


Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем сказать и он был ничем, но, наделенный с помощью наших рук и сознания некоей формой, он превратился в вещь, о которой теперь можно что-то говорить, то есть стал чем-то.

Так же и в окружающем нас мире: все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. Все мироздание – это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Таким образом, если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют раздельно, то, по воззрению Аристотеля, мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя, говорит Аристотель, есть всего лишь возможность бытия, форма же из нее создает действительность. Низменная материя – строительный материал, форма же из этой основы создает подлинное существование. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. И только одна-единственная форма существует совершенно сама по себе, ни от чего не зависит и является полностью самостоятельной. Это Ум (или божественный Ум) – перводвигатель, причина и начало всего, пантеистическое начало мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2.1. Материя

2.1. Материя
Онтология – учение о бытии. Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и материализме. В общем, существует два основных

Тема 3 Живая материя как качественно новая форма бытия

Тема 3
Живая материя как качественно новая форма бытия
В настоящей теме дается общая характеристика живой материи, используется общефилософская методология при раскрытии этого уровня земного бытия. Если при анализе неживой материи философия может вести речь о всем

Материя и ее атрибуты

Материя и ее атрибуты
В последней трети XIX века буржуазные критики марксизма, а зачастую и многие его сторонники (в том числе соратники, ученики и последователи Маркса и Энгельса) сводили марксистскую теорию к материалистическому пониманию истории, которое

Глава III. Проблема сущности. Материя и форма

Глава III. Проблема сущности. Материя и форма
Как уже оговаривалось, наш предмет – не история философии, а теория и история научного познания вообще, а таковое, как известно, возникло и развивалось первоначально именно в рамках философии.Философия – первая форма

3. Материя и форма. Аристотель

3. Материя и форма. Аристотель
Исходный пункт философии Аристотеля тот же, что и у Платона. Точка зрения субстрата, «пребывающего», по его мнению, не объясняет причин всего сущего, «то, откуда начало движения». «Ведь не сам лежащий в основе субстрат производит перемену в

ГЛАВА 7 ДУХ И МАТЕРИЯ

ГЛАВА 7
ДУХ И МАТЕРИЯ
Обыденный здравый смысл верит, что мы кое-что знаем о духе кое-что о материи; он считает, далее, что того, что мы о них знаем, достаточно, чтобы показать, что они являются совершенно различными вещами. В противоположность этому я считаю, что все, что мы

82. Материя

82. Материя
Материальный предмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, «этот» стол, который, как

Аристотель.

Материя и форма

Аристотель. Материя и форма
В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель

2. Демиург и материя

2. Демиург и материя
Из всех проблем, которые так или иначе затрагивал Гиерокл, наибольшее значение для нас имеет проблема соотношения демиурга и материи. Первая неоплатоническая ипостась, а именно первоединство, не была предметом исследования у Гиерокла. Зато он много

5. Материя

5. Материя
Как сказано выше (часть вторая, глава II, §1, п. 2), часть комментария Халкидия, относящаяся к материи, может быть подразделена на четыре больших раздела.а) Первый отдел (268 – 274) может быть характеризован так. Сначала мы имеем здесь 1) общий очерк проблемы (268). Дальше

1. Материя и тело

1. Материя и тело
Исходная первичная материя, как мы видели, не есть материя отдельных материальных тел, поскольку типов такого рода материи – необозримое количество. Мы установили, что самое главное в античном понимании материи – это понимание материи только как

Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины

Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины
Философские учения о фундаментальных формах существования, вроде учения об идеях и учения о субстанции и свойствах, принадлежат к онтологии. Учения о фундаментальных формах познания относятся к эпистемологии

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма
Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма
Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

7. Материя

7. Материя
История взглядов на материю. Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся

Аристотель | Биография, произведения, цитаты, философия, этика и факты

Аристотель

Все СМИ

Родился:
384 г. до н.э.
древняя Греция
Греция
Умер:
322 г. до н.э.
Халкида
Греция
Учредитель:
Лицей
Известные работы:
«Категории»
«Эвдемова этика»
«История животных»
«Метафизика»
«Никомахова этика»
«Ода добродетели»
«О генерации и коррупции»
«Об интерпретации»
«О порождении животных»
«На небесах»
«О частях животных»
«О душе»
«Органон»
«Физика»
«Поэтика»
«Политика»
«Апостериорная аналитика»
«Предыдущая аналитика»
«Протрептикус»
«Риторика»
«Софистические опровержения»
«Темы»
Предметы изучения:
биология
зоология
диалектика
ноус
предсказуемый

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что делал Аристотель?

Аристотель был одним из величайших когда-либо живших философов и первым настоящим ученым в истории. Он внес новаторский вклад во все области философии и науки, изобрел область формальной логики, определил различные научные дисциплины и исследовал их взаимосвязь. Аристотель также был учителем и основал в Афинах собственную школу, известную как Ликей.

Подробнее читайте ниже:
Доктрины

формальная логика

Узнайте больше о формальной логике.

Где жил Аристотель?

После смерти отца около 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона. Он покинул Академию после смерти Платона около 348 года, отправившись на северо-западное побережье современной Турции. Он жил там и на острове Лесбос до 343 или 342 года, когда король Македонии Филипп II вызвал его в столицу Македонии Пеллу, чтобы он стал наставником маленького сына-подростка Филиппа, Александра, что он и делал в течение двух или трех лет. Аристотель предположительно жил где-то в Македонии до своего (второго) прибытия в Афины в 335 году. В 323 году враждебность к македонцам в Афинах побудила Аристотеля бежать на остров Эвбея, где он умер в следующем году.

Подробнее читайте ниже:
Жизнь

Александр Македонский

Узнайте больше об Александре Македонском, ученике Аристотеля.

Кто были учителями и учениками Аристотеля?

Самым известным учителем Аристотеля был Платон (ок. 428–ок. 348 до н. э.), который сам был учеником Сократа (ок. 470–399 до н. э.). Сократ, Платон и Аристотель, чья жизнь длилась всего около 150 лет, остаются одними из самых важных фигур в истории западной философии. Самым известным учеником Аристотеля был сын Филиппа II Александр, позже известный как Александр Македонский, военный гений, который в конце концов завоевал весь греческий мир, а также Северную Африку и Ближний Восток. Наиболее важным философским учеником Аристотеля был, вероятно, Теофраст, ставший главой Ликея около 323 г.

Подробнее читайте ниже:
Life: The Lyceum

Теофраст

Узнайте больше об ученике Аристотеля Теофрасте.

Сколько произведений написал Аристотель?

Аристотель написал целых 200 трактатов и других работ, охватывающих все области философии и науки. Из них ни один не сохранился в готовом виде. Около 30 работ, через которые его мысли были переданы последующим векам, состоят из конспектов лекций (Аристотеля или его учеников) и черновых рукописей, отредактированных древними учеными, в частности Андроником Родосским, последним главой Ликея, который организовал, отредактировал и опубликовал сохранившиеся работы Аристотеля в Риме около 60 г. до н.э. Естественно сокращенный стиль этих сочинений затрудняет их чтение даже для философов.

Подробнее читайте ниже:
Письма

Андроник Родосский

Узнайте больше об Андронике Родосском.

Какое влияние Аристотель оказал на последующую философию и науку?

Мысль Аристотеля оригинальна, глубока, обширна и систематична. В конечном итоге он стал интеллектуальной основой западной схоластики, системой философских предположений и проблем, характерных для философии Западной Европы в средние века. В 13 веке св. Фома Аквинский взялся примирить аристотелевскую философию и науку с христианской догмой, и через него богословие и интеллектуальное мировоззрение Римско-католической церкви стали аристотелевскими. С середины 20-го века этика Аристотеля вдохновила на создание теории добродетели, подхода к этике, который делает упор на человеческое благополучие и развитие характера. Мысли Аристотеля составляют важное течение и в других областях современной философии, особенно в метафизике, политической философии и философии науки.

Подробнее читайте ниже:
Legacy

Святой Фома Аквинский

Узнайте больше о святом Фоме Аквинском.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Аристотель , греч. Аристотель , (род. 384 г. до н. э., Стагира, Халкидика, Греция — умер в 322 г., Халкида, Эвбея), древнегреческий философ и ученый, одна из величайших интеллектуальных фигур западной истории. Он был автором философской и научной системы, которая стала основой и средством как для христианской схоластики, так и для средневековой исламской философии. Даже после интеллектуальных революций Ренессанса, Реформации и Просвещения аристотелевские концепции оставались неотъемлемой частью западного мышления.

Интеллектуальный диапазон Аристотеля был обширен и охватывал большинство наук и многие искусства, включая биологию, ботанику, химию, этику, историю, логику, метафизику, риторику, философию разума, философию науки, физику, поэтику, политическую теорию. , психология и зоология. Он был основоположником формальной логики, придумав для нее законченную систему, которая веками считалась суммой дисциплины; и он был пионером в изучении зоологии, как наблюдательной, так и теоретической, в которой некоторые из его работ оставались непревзойденными до 19 века.век. Но он, конечно, наиболее выдающийся философ. Его труды по этике и политической теории, а также по метафизике и философии науки продолжают изучаться, и его работы остаются мощным течением в современных философских дебатах.

Эта статья посвящена жизни и мысли Аристотеля. О более позднем развитии аристотелевской философии см. Аристотелизм. Для трактовки аристотелизма в полном контексте западной философии см. философия, западн.

Жизнь

Аристотель родился на Халкидском полуострове Македонии, в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминты III (годы правления ок. 393–370 до н. э.), царя Македонии и деда Александра Македонского (годы правления 336–323 до н. э.). После смерти отца в 367 г. Аристотель переселился в Афины, где вступил в Академию Платона (ок. 428–ок. 348 до н. э.). Он оставался там в течение 20 лет как ученик и коллега Платона.

Многие из более поздних диалогов Платона относятся к этим десятилетиям и могут отражать вклад Аристотеля в философские дебаты в Академии. Некоторые сочинения Аристотеля также относятся к этому периоду, хотя в основном они сохранились лишь во фрагментах. Как и его учитель, Аристотель первоначально писал в форме диалога, и его ранние идеи демонстрируют сильное влияние Платона. Его диалог Eudemus , например, отражает платоновское представление о душе как заключенной в теле и способной к более счастливой жизни только тогда, когда тело оставлено позади. По Аристотелю, мертвые более благословенны и счастливы, чем живые, а умереть — значит вернуться в свой настоящий дом.

Другой юношеский труд, Protrepticus («Увещевание»), был реконструирован современными учеными на основе цитат из различных произведений поздней античности. Каждый должен заниматься философией, утверждает Аристотель, потому что даже возражение против практики философии само по себе является формой философствования. Наилучшей формой философии является созерцание вселенной природы; именно для этой цели Бог создал людей и дал им богоподобный интеллект. Все остальное — сила, красота, могущество и честь — ничего не стоит.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Возможно, к этому раннему периоду относятся две из сохранившихся работ Аристотеля по логике и диспутам, Темы и Софистические опровержения . Первый демонстрирует, как построить аргументы в пользу позиции, которую уже решили занять; последний показывает, как обнаружить слабые места в аргументах других. Хотя ни одна из этих работ не является систематическим трактатом по формальной логике, Аристотель справедливо может сказать, что в конце 9 в.0103 Софистические опровержения , что он изобрел дисциплину логики — когда он начинал, вообще ничего не существовало.

Во время пребывания Аристотеля в Академии царь Македонии Филипп II (годы правления 359–336 до н. э.) вел войну с рядом греческих городов-государств. Афиняне нерешительно защищали свою независимость и после ряда унизительных уступок позволили Филиппу к 338 г. стать владыкой греческого мира. Быть македонцем, проживающим в Афинах, было нелегко.

Однако внутри Академии отношения остались теплыми. Аристотель всегда признавал, что в большом долгу перед Платоном; он взял большую часть своей философской программы от Платона, и его учение чаще является модификацией, чем отказом от доктрин Платона. Однако уже Аристотель начал дистанцироваться от платоновской теории форм или идей ( эйдос ; см. форма). (Слово Форма , когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Платон, в научной литературе часто пишется с заглавной буквы; когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Аристотель, оно обычно пишется строчными буквами.) Платон считал, что, кроме того, для отдельных вещей существует сверхчувственное царство Форм, которые неизменны и вечны. Он утверждал, что это царство делает отдельные вещи понятными, объясняя их общую природу: например, вещь является лошадью в силу того факта, что она разделяет форму «лошади» или подражает ей. В потерянной работе Об идеях Аристотель утверждает, что аргументы центральных диалогов Платона устанавливают только то, что помимо частностей существуют некоторые общие объекты наук. В своих сохранившихся работах Аристотель также часто спорит с теорией форм, иногда вежливо, а иногда пренебрежительно. В своей книге «Метафизика » он утверждает, что теория не может решить проблемы, для решения которых она предназначалась. Он не придает постижимости частностям, потому что неизменные и вечные Формы не могут объяснить, как частности возникают и претерпевают изменения. Все, что делает теория, согласно Аристотелю, — это вводит новые сущности, равные по количеству объясняемым сущностям, как если бы можно было решить проблему, удвоив ее. ( См. ниже Форма.)

Путешествия

Когда Платон умер около 348 г., его племянник Спевсипп стал главой Академии, а Аристотель покинул Афины. Он переселился в Ассу, город на северо-западном побережье Анатолии (в современной Турции), где правил Гермий, выпускник Академии. Аристотель стал близким другом Гермия и в конце концов женился на его подопечной Пифии. Аристотель помог Гермию заключить союз с Македонией, что разозлило персидского царя, который предательски арестовал и казнил Гермия около 341 года. Аристотель почтил память Гермия в «Оде добродетели», его единственном сохранившемся стихотворении.

Находясь в Ассе и в последующие несколько лет, когда он жил в городе Митилини на острове Лесбос, Аристотель проводил обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии. Эта работа была кратко изложена в книге, позже известной, но ошибочно, как История животных , к которой Аристотель добавил два коротких трактата: О частях животных и О происхождении животных . Хотя Аристотель не претендовал на то, чтобы основать науку зоологию, его подробные наблюдения за широким разнообразием организмов были совершенно беспрецедентными. Он или один из его научных сотрудников, должно быть, был одарен удивительно острым зрением, поскольку некоторые особенности насекомых, о которых он точно сообщает, не наблюдались до изобретения микроскопа в 17 веке.

Масштабы научных исследований Аристотеля поражают. Многое из этого связано с классификацией животных по родам и видам; в его трактатах фигурирует более 500 видов, многие из них подробно описаны. Бесчисленные сведения об анатомии, питании, среде обитания, способах совокупления и репродуктивных системах млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых представляют собой смесь тщательных исследований и остатков суеверий. В некоторых случаях его маловероятные рассказы о редких видах рыб подтверждались много веков спустя. В других местах он ясно и справедливо ставит биологическую проблему, на решение которой потребовались тысячелетия, например, природу эмбрионального развития.

Несмотря на примесь фантастичности, биологические труды Аристотеля следует считать колоссальным достижением. Его расследования проводились в подлинно научном духе, и он всегда был готов сознаться в незнании там, где доказательств было недостаточно. Всякий раз, когда возникает конфликт между теорией и наблюдением, следует доверять наблюдению, настаивал он, а теориям следует доверять только в том случае, если их результаты согласуются с наблюдаемыми явлениями.

В 343 или 342 году Аристотель был вызван Филиппом II в столицу Македонии Пеллу в качестве наставника 13-летнего сына Филиппа, будущего Александра Македонского. Мало что известно о содержании наставлений Аристотеля; хотя Риторика Александра была включена в аристотелевский корпус на протяжении веков, теперь она обычно считается подделкой. К 326 г. Александр стал хозяином империи, которая простиралась от Дуная до Инда и включала Ливию и Египет. Древние источники сообщают, что во время своих походов Александр организовал отправку биологических образцов своему наставнику со всех концов Греции и Малой Азии.

Концепция Бога Аристотеля | Гептаполис

Концепция Бога Аристотеля
Стэнли Сфекас, доктор философии.

Аристотель представлял Бога как находящегося вне мира, как конечную причину всякого движения в Природе, как Перводвигателя и Непоколебимого Движителя вселенной. Он был венцом всего динамического развития в космосе от материи к форме и от потенциальности к действительности. Он стоял вне Великой Цепи Бытия, но был источником всего движения и развития. Аристотель приписывал Богу не милосердие, любовь, сочувствие и провидение, а вечное самосозерцание. Тем не менее Аквинский и средневековые богословы достигли синтеза аристотелевского Бога и христианства. Для Аристотеля метафизика в конечном счете достигает кульминации в богословии
КОНЦЕПЦИЯ БОГА АРИСТОТЕЛЯ СТАНЛИ СФЕКАС
В философии Аристотеля Бог играет две роли. Он является источником движения и изменений во вселенной, и Он стоит на вершине Великой Цепи Бытия, являя собой пример чистой формы, существующей вне всякого отношения к материи. Теология Аристотеля изложена в книгах VII и VIII «Физики» и книге XII «Метафизики». Его можно резюмировать в ответах на два вопроса: (1) Почему мы должны постулировать существование Бога? И (2) Что мы можем знать о Боге?
В ответ на вопрос (1) Аристотель развивает один аргумент, аргумент из существования изменения или движения. Его утверждение очень сложное, но основные его контуры можно обозначить следующим образом: (а) Существует вечное круговое движение, а именно движение сферы неподвижных звезд. б) Все, что движется, движется чем-то другим. в) Следовательно, должен существовать либо бесконечный ряд причин, либо причина движения, которая сама по себе неподвижна. Бесконечный ряд движений невозможен. Следовательно, (д) ​​есть неподвижная причина движения, и это Бог. Сегодня этот аргумент не воспринимается всерьез, поскольку большая часть его предпосылок отвергнута современной наукой. Утверждение о существовании вечного кругового движения несовместимо со вторым законом термодинамики. Вторая посылка о том, что все, что движется, приводится в движение чем-то другим, несовместима с первым законом движения Ньютона. А если это неверно, то мы не должны принимать посылки (с) и ее дизъюнкции между бесконечным рядом и неподвижным двигателем. Аристотель не дает удовлетворительного доказательства (d) того, что бесконечный ряд невозможен. Тем не менее, этот аргумент имеет долгую историю. Он был канонизирован Фомой Аквинским как один из его «пяти путей» к Богу и до сих пор серьезно обсуждается в нео-схоластических учебниках естественного богословия.

Ответ Аристотеля на второй вопрос: «Что мы можем знать о Боге?» звучит следующим образом: Поскольку Бог — неподвижный двигатель, он должен быть неизменен. Следовательно, он не может быть составлен подобно другим субстанциям актуальности и потенциальности. Соответственно, он должен быть всей формой, всей действительностью и, таким образом, совершенно нематериальным. Он двигает самую внешнюю сферу неподвижных звезд, и это движение передается внутренним сферам обычными механическими процессами. Но сам Бог не двигает внешнее небо механически. Действительно, Он не мог этого сделать, так как Он нематериален и не в пространстве. Вместо этого Он движет ею нефизическим способом — будучи объектом притяжения или желания. Таким образом, Бог является действующей причиной, будучи конечной причиной. Его собственная деятельность, будучи деятельностью чисто нематериального существа, должна быть деятельностью мысли, которая имеет себя в качестве объекта. Любой меньший объект был бы принижением Его божественности, а изменчивый объект мысли повлек бы за собой изменение мыслителя. «Его мышление, — загадочно заключает Аристотель, — есть мышление о мышлении». (Noesis noeseos). Бог есть абсолютное самосознание.

При определении содержания божественной мысли Аристотель использует форму аргументации, известную в метафизике как учение о метафизическом совершенстве. Бог мыслится как совершенное существо, и Аристотель просто доводит учение о совершенстве Бога до логического завершения. Совершенное существо может думать только о совершенных мыслях. Считать что-то менее совершенным было бы несовершенным и противоречием. Следовательно, единственное содержание мысли, которое было бы достойно того, чтобы быть мыслимым совершенным божеством, было бы само по себе. Поэтому Бог созерцает себя. Если бы он созерцал что-то кроме себя, он созерцал бы несовершенное. Это говорит о том, что бог не созерцал бы мир. Фома Аквинский утверждает, что Бог, созерцая себя, имеет косвенное знание мира.

Сэр Дэвид Росс, оксфордский переводчик Аристотеля, утверждает, что решение Аквинского многообещающе, но это не путь Аристотеля. Если это так, то понятно, почему аристотелевскую концепцию Бога критиковали как холодную и бесчеловечную. С этой точки зрения бог Аристотеля не вдохновляет, хотя его деятельность, созерцание, должны подражать людям, если они хотят вести лучшую и счастливую жизнь. Представление о Боге, далеком от мира, ни в коем случае не его создателе и ничего о нем не знающем, вполне может показаться отвратительным тем, кто воспитан на христианских представлениях о боге. И все же учение Аристотеля в основном является следствием доведения принципа совершенства Бога до его логического завершения, и другим, менее бесчеловечным богословиям всегда было трудно объяснить отношение между совершенным Богом и несовершенным миром. Более того, хотя аристотелевский Бог не подвергается влиянию вселенной, в качестве конечной причины он является принципом, от которого зависит вселенная и к которому она стремится. По словам Аристотеля, «от такого принципа зависят небо и природа». И здесь Аристотель спрашивает, принадлежит ли благо вселенной как нечто отдельное от нее, можно сказать, трансцендентно, или в расположении ее частей, можно сказать, имманентно, и отвечает, что оно принадлежит двояко: проводя сравнение с армией, благо которой отчасти заключается в ее расположении и порядке, но также и в особенности в генерале, от которого зависит порядок в армии. Если его Бог далек от мира, то Аристотель тем не менее полагает, что вся природа ищет и желает добра: конечные причины действуют во всей природе, и Бог есть конечная конечная причина.

Интересно проследить рассуждения, которые привели его к утверждению существования нематериального и совершенного существа, которое он назвал Богом. Это рассуждение послужило моделью для более поздних мыслителей в их попытках доказать существование Бога — не Бога Аристотеля, а Бога Бытия, Бога, сотворившего мир из ничего, творения ex nihilo.

Концепция Бога как Перводвигателя и Бога как Творца сходны в трех отношениях: нематериальность, неизменность и совершенство Божественного Существа. Но перводвигатель Аристотеля объясняет только вечность вселенной и ее вечное движение. Именно необходимость объяснить это побудила Аристотеля разработать свою теорию движения небесных тел и свою концепцию Перводвигателя как конечной причины их движения.

Аристотель не считал нужным объяснять существование Вселенной. Будучи вечным, оно никогда не возникало, и поэтому, по его мнению, оно не нуждалось в действующей причине, которая привела его к существованию, — причине, которая действовала подобно творцу-человеку, производящему произведение искусства. Мы обычно говорим о человеке, который делает что-то, как о творчестве. Однако у человека-творца всегда есть материалы природы для работы. Он не делает что-то из ничего. Следовательно, он не является творческим в том смысле, в каком считается творческим Бог.

Представление о Боге как Творце возникло из потребности объяснить существование вселенной, подобно тому как представление о Боге как Перводвигателе возникло в уме Аристотеля из потребности объяснить вечность вселенной и ее вечное движение. Трудно определить, возникла бы концепция Бога как Творца в умах более поздних мыслителей на Западе, если бы не вводная фраза Бытия, которая гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю. ” Это рассматривается как божественная истина тремя основными религиями Запада — христианством, иудаизмом и исламом.
Было бы естественно и разумно спросить, принял бы или отверг Аристотель то, что утверждается в этом предложении. Поскольку он думал, что вселенная вечна, не стал бы он отрицать, что вселенная имеет начало? И, отрицая это, не отверг бы ли он также и представление о Боге, создавшем его.

Если творить — значит создавать несуществующее (сравнимо с тем, что делает человек-художник, создавая произведение искусства), то безначальный мир не нуждается в творце. Но даже мир, не имеющий начала, может нуждаться в причине для своего дальнейшего существования, если в его существовании нет необходимости. То, что не обязательно существует, по мнению Аристотеля, может существовать, а может и не существовать. Если мир не существует обязательно, он может перестать существовать. Что же тогда вызывает мир, который может перестать существовать вечно?

Аристотель пришел к выводу, что для вечного движения Вселенной необходима причина. По логике рассуждений для вечного существования вселенной необходима причина, поддерживающая причина, причина in esse, как выразились средневековые люди. Путем небольшого смещения значения слова «создатель» в значении «поддерживающий»,
В одном смысле слова «творить» означает вызывать к существованию то, чего не существует. В другом смысле этого слова, возможно, в более тонком смысле, творить означает вызывать существование того, что может существовать, а может и не существовать, независимо от того, как оно возникло. Именно в последнем, более тонком смысле Аристотель мог понимать Бога как Перводвигателя и Творца.
Другое возражение против аристотелевской концепции Бога состоит в том, что Перводвигатель не является Богом провидения и любви. Потребовался гений Фомы Аквинского, чтобы доказать, что аристотелевский Бог имплицитно является Богом провидения и любви. Фома Аквинский рассуждает, что Бог есть самосущее существование, ipse esse subsistens. Из этого он выводит другие свойства, которые должны принадлежать Богу. Фома Аквинский отмечает, что ipse esse subsistens, а actus purus и перводвигатель суть метафизические имена Бога и применимы к одной и той же субстанции. Фома доказывает бесконечность и совершенство Бога из понятия самосущности. Вечность Бога доказывается из того же понятия, а также посредством неизменности, которая доказывается тем, что Бог прост, бесконечен и actus purus, чистая действительность: в Боге не может быть ни изменения, ни движения, так как в нем нет нереализованных потенций. То, что бог не является телом, т. е. нематериален, доказывается как часть его простоты. Можно сказать, что его нематериальность является следствием того, что он является чистым действием, т. е. без материи.
Теперь от этих метафизических свойств Бога (Бог как бесконечный, нематериальный, чистый акт и т. д.), этих аристотелевских свойств, Фома переходит к свойствам христианского Бога, как он раскрывается в писаниях. Например, христианский Бог там должен быть живым, всеведущим и любящим. И теперь наличие у Бога совершенного знания доказывается из его невещественности.
Порядок, в котором доказываются некоторые другие свойства, сам по себе очень интересен. То, что Бог жив, доказывается его разумом, поистине в духе Аристотеля. Кроме того, присутствие в Боге совершенного знания используется, чтобы показать, что Бог также является причиной вещей. Очевидно, говорит Фома, что Бог делает вещи своим разумом. Ибо его бытие, esse, состоит в том, чтобы понимать, intelligere; поэтому необходимо, чтобы его знание было причиной вещей. Он добавляет, однако, в соответствии с тем, что у него есть воля, которая присоединяется. Я прокомментирую этот дополнительный пункт через мгновение. Идея, лежащая в основе этого аргумента, такова: любой, кто хочет сделать или произвести что-то, должен иметь идею или предварительное знание того, что он хочет произвести. Как говорит Фома: «Знание Бога связано со всеми сотворенными вещами, как знание ремесленника связано с артефактом, который он производит».

Дополнительный пункт оговаривал, что сотрудничество божественной воли также необходимо для акта творческой причинности. Это может навести на мысль, что интеллектуалистский взгляд на Бога как на первопричину смягчается элементом волюнтаризма. Но при ближайшем рассмотрении видно, что это не так. Ибо в последующем вопросе Фома прямо говорит, что божественная воля есть следствие божественного разума. «В Боге есть воля, как и разум. Ибо наличие воли следует за присутствием интеллекта. Следовательно, во всяком существе, обладающем интеллектом, есть воля». Это утверждение является очень ясным выражением теолого-философской позиции, которую иногда обозначают как «примат интеллекта над волей». Вопрос о том, следует ли считать волю или интеллект владыкой и правителем души, был одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся в средневековой философии.

Выведение божественной воли из божественного разума — один из решающих шагов в рассуждениях Фомы о природе и свойствах Бога. теперь неудивительно, что любовь Бога рассматривается как следствие Его воли. Фома спрашивает, есть ли любовь (амор) в Боге, и тот отвечает: «Во всяком существе, где есть воля или стремление, должна быть и любовь. Было показано, что в Боге есть воля, поэтому необходимо предположить, что есть и любовь».

Таким образом, жизнь, воля и любовь Бога неизбежно следуют или проистекают из его разума. Почетное место, отведенное интеллекту в томистском описании природы Бога, рассматривается критиками как решающий шаг в истории богословия и отшелушивает то, что имплицитно содержится в аристотелевской концепции. Фома выводит свойства христианского Бога, провидение и любовь, из перводвигателя Аристотеля как Noesis noeseos.

Является ли Бог Аристотеля личным Богом? Аристотель иногда говорит о перводвигателе как о theos. Аристотель, возможно, не говорил о Перводвигателе как о личном, и, конечно, приписывание антропоморфной личности было бы очень далеким от его мыслей, но поскольку Перводвигатель есть Разум или Мысль, отсюда следует, что он личностн в философском смысле. Аристотелевский Бог может быть не персональным secundum nomen, но он является персональным secundum rem. Здесь следует отметить, что нет никаких указаний на то, что Аристотель когда-либо думал о Перводвигателе как о объекте поклонения, и тем более как о Существе, к которому можно с пользой обращаться с молитвами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts