Лекция ужанков капитанская дочка: Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества / Православие.Ru
Содержание
Правчтение — Капитанская дочка
9 марта филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Повесть “Капитанская дочка” как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества». Действие драмы разворачивается в России в период правления императрицы Екатерины II и связано с восстанием Емельяна Пугачёва
В начале лекции Александр Ужанков сказал, что проведет сравнительный анализ «Капитанской дочки» и романа «Евгений Онегин»:
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».
Профессор отметил, что сюжеты произведений крайне схожи между собой:
«Пушкин, который придумывал и раздаривал сюжеты всем налево и направо (например, Гоголю, который тоже заимствовал один из них), вдруг использует для своей повести практически тот же сюжет, что использовал в “Евгении Онегине”».
Александр Ужанков отметил, что Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие рассказы, как «Капитанская дочка», — по объему чуть больше ста страниц — он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути. В 30 лет Пушкин уже не соглашался с героем из романа «Евгений Онегин», он пересмотрел произведение и написал «Капитанскую дочку».
«Капитанскую дочку» часто называют духовным завещанием Пушкина. Александр Ужанков объяснил этот так:
«Можно сказать, что в этом романе Пушкин выступает против Пушкина. Сначала — тот, кто написал “Евгения Онегина”, потом — тот, кто написал “Капитанскую дочку”. Пушкин начинал этот роман как атеист, а закончил его — как глубоко верующий человек».
«Александр Пушкин “Капитанскую дочку” пишет как патериковый рассказ — сжато и лаконично. В один абзац он помещает описание надвигающегося бурана. Например, Толстой потратил бы на это 16 страниц. Своей краткостью Пушкин хочет принудить читателя самому додумать и представить картинку описываемого. А Толстой не доверял читателю и писал со всеми деталями — “мало ли что…”».
О чем это произведение? Оно всё пронизано любовью. Все кого-то любят. Есть только один человек, который никого не любит — Швабрин. «Он в Бога не верует, и душегуб», — говорила Василиса Егоровна.
Александр Ужанков предложил с другого ракурса посмотреть на это произведение:
«Главная тема здесь — милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча — это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой. Но милосердие — это любовь. Значит эта повесть — о любви».
В заключение Александр Ужанков отметил, что на протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне — всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни — в повести появляется промысел Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».
Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме: «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”».
Заставка — кадр из фильма «Капитанская дочка» (1959)
Православие.ru
Лекции А.Н. Ужанкова. — Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин — LiveJournal
?
Previous Entry | Next Entry
Ужанков Александр Николаевич – доктор филологических наук, кандидат культурологии. Теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси.
Проректор по научной работе Литературного института им. А.М. Горького, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Института истории культур, Сретенской Духовной семинарии (СДС), Высших богословских курсов.
Специалист в области литературы, истории и философии Древней Руси. Ему принадлежат исследования по новой датировке “Слова о Законе и Благодати”, “Жития Феодосия Печерского”, “Чтения о Борисе и Глебе”, “Сказания о Борисе и Глебе”, “Слова о полку Игореве”, “Слова о погибели Русской земли”, “Повести о житии Александра Невского”, “Летописца Даниила Галицкого” и др.
Он предложил новую концепцию осмысления древнерусского летописания, связав ее с эсхатологическими представлениями русских средневековых книжников; обнаружил следы влияния библейской “Книги пророка Иеремии” на “Слово о полку Игореве”; по-новому интерпретировал “Повесть о Петре и Февронии Муромских”; исследовал эволюцию изображения природы в древнерусской словесности; историю жанра древнерусской повести и т. д.
Разработал теорию стадиального развития русской литературы ХI – первой трети ХVIII века и теорию литературных формаций Древней Руси.
А.С. Пушкин
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Часть 1
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Часть 2
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Часть 3
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Православие и Пушкин
Tags:
- «Борис Годунов»,
- «Евгений Онегин»,
- «Капитанская дочка»,
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- аудиокниги,
- православие,
- пушкиноведение
December 2022 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- ВНИМАНИЕ! НАШИ МЕТКИ
- Театр «Пушкинская школа»
- Видеобиблиотека сообщества
- Пушкинский дом (ИРЛИ РАН)
- Государственный музей-заповедник «Царское село»
- Набережная Мойки, 12
- Государственный музей А. С. Пушкина (Москва)
- Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»
- Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Тригорское»
- Одесский музей А.С. Пушкина
- Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе
- Музей А. С. Пушкина в Киеве (информация о музее)
- Дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе (информация о музее)
- irini_pasi : (no subject) [+0]
- tanya_mass : (no subject) [+1]
Powered by LiveJournal.com
Капитанская дочка (Опера) Сюжет и персонажи
Сценаристы:
Цезарь Кюи
Обзор
- Обзор
- Символы
- Сцены
- викторины
- изображения
- сопутствующие товары
- Полезные статьи
Обзор
Показать информацию
Музыка
Цезарь Кюи
Категория
Опера
Количество актов
4
Жанры
Литой размер
большой
Лицензиар
Нет / без лицензионных отчислений
Заметки о кастинге
В основном мужской состав
Включает взрослых, зрелых взрослых, пожилых, поздних подростков, молодых взрослых, ранних подростков.