Лекция ужанков капитанская дочка: Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества / Православие.Ru

Разное

Правчтение — Капитанская дочка


9 марта филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Повесть “Капитанская дочка” как духовное завещание А.С. Пушкина и вершина его творчества». Действие драмы разворачивается в России в период правления императрицы Екатерины II и связано с восстанием Емельяна Пугачёва



В начале лекции Александр Ужанков сказал, что проведет сравнительный анализ «Капитанской дочки» и романа «Евгений Онегин»:


«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».


Профессор отметил, что сюжеты произведений крайне схожи между собой:


«Пушкин, который придумывал и раздаривал сюжеты всем налево и направо (например, Гоголю, который тоже заимствовал один из них), вдруг использует для своей повести практически тот же сюжет, что использовал в “Евгении Онегине”».


Александр Ужанков отметил, что Пушкин писал эту повесть более трех лет. В ранние годы это было совершенно на него не похоже. Такие рассказы, как «Капитанская дочка», — по объему чуть больше ста страниц — он писал за две-три недели. «Капитанской дочкой» Пушкин подвел итог всему своему творческому пути. В 30 лет Пушкин уже не соглашался с героем из романа «Евгений Онегин», он пересмотрел произведение и написал «Капитанскую дочку».


«Капитанскую дочку» часто называют духовным завещанием Пушкина. Александр Ужанков объяснил этот так:


«Можно сказать, что в этом романе Пушкин выступает против Пушкина. Сначала — тот, кто написал “Евгения Онегина”, потом — тот, кто написал “Капитанскую дочку”. Пушкин начинал этот роман как атеист, а закончил его — как глубоко верующий человек».


«Александр Пушкин “Капитанскую дочку” пишет как патериковый рассказ — сжато и лаконично. В один абзац он помещает описание надвигающегося бурана. Например, Толстой потратил бы на это 16 страниц. Своей краткостью Пушкин хочет принудить читателя самому додумать и представить картинку описываемого. А Толстой не доверял читателю и писал со всеми деталями — “мало ли что…”».


О чем это произведение? Оно всё пронизано любовью. Все кого-то любят. Есть только один человек, который никого не любит — Швабрин. «Он в Бога не верует, и душегуб», — говорила Василиса Егоровна.


Александр Ужанков предложил с другого ракурса посмотреть на это произведение:


«Главная тема здесь — милосердие. Когда Гринев первый раз повстречал Пугачёва, он проявил к нему милосердие, а во вторую их встречу уже Пугачёв проявил милосердие по отношению к Гриневу. Третья встреча — это проявление милосердия их обоих по отношению к Маше Мироновой. Но милосердие — это любовь. Значит эта повесть — о любви».


В заключение Александр Ужанков отметил, что на протяжении всей повести Пушкин пытался показать проявление промысла Божия в жизни человека: три раза Петруша проявлял свою волю по гордыне — всё это оборачивалось против него. И с момента встречи с Пугачёвым происходит изменение в его жизни — в повести появляется промысел Божий. «Предав себя воле Божией, Петруша засыпает».


Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме: «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”».


Заставка — кадр из фильма «Капитанская дочка» (1959)


Православие.ru


Лекции А.Н. Ужанкова. — Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин — LiveJournal

?

Previous Entry | Next Entry

Ужанков Александр Николаевич – доктор филологических наук, кандидат культурологии. Теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси.
Проректор по научной работе Литературного института им. А.М. Горького, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Института истории культур, Сретенской Духовной семинарии (СДС), Высших богословских курсов.
Специалист в области литературы, истории и философии Древней Руси. Ему принадлежат исследования по новой датировке “Слова о Законе и Благодати”, “Жития Феодосия Печерского”, “Чтения о Борисе и Глебе”, “Сказания о Борисе и Глебе”, “Слова о полку Игореве”, “Слова о погибели Русской земли”, “Повести о житии Александра Невского”, “Летописца Даниила Галицкого” и др.
Он предложил новую концепцию осмысления древнерусского летописания, связав ее с эсхатологическими представлениями русских средневековых книжников; обнаружил следы влияния библейской “Книги пророка Иеремии” на “Слово о полку Игореве”; по-новому интерпретировал “Повесть о Петре и Февронии Муромских”; исследовал эволюцию изображения природы в древнерусской словесности; историю жанра древнерусской повести и т. д.
Разработал теорию стадиального развития русской литературы ХI – первой трети ХVIII века и теорию литературных формаций Древней Руси.

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Часть 1

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Часть 2

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Часть 3

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Православие и Пушкин

Tags:
  • «Борис Годунов»,
  • «Евгений Онегин»,
  • «Капитанская дочка»,
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • аудиокниги,
  • православие,
  • пушкиноведение
December 2022
SMTWTFS
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  • ВНИМАНИЕ! НАШИ МЕТКИ
  • Театр «Пушкинская школа»
  • Видеобиблиотека сообщества
  • Пушкинский дом (ИРЛИ РАН)
  • Государственный музей-заповедник «Царское село»
  • Набережная Мойки, 12
  • Государственный музей А. С. Пушкина (Москва)
  • Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»
  • Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Тригорское»
  • Одесский музей А.С. Пушкина
  • Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе
  • Музей А. С. Пушкина в Киеве (информация о музее)
  • Дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе (информация о музее)
  • irini_pasi : (no subject) [+0]
  • tanya_mass : (no subject) [+1]

Powered by LiveJournal.com

Капитанская дочка (Опера) Сюжет и персонажи

Сценаристы:
Цезарь Кюи

Обзор

  • Обзор
  • Символы
  • Сцены
  • викторины
  • изображения
  • сопутствующие товары
  • Полезные статьи

Обзор

Показать информацию

Музыка

Цезарь Кюи

Категория

Опера

Количество актов

4

Жанры

Литой размер

большой

Лицензиар

Нет / без лицензионных отчислений

Заметки о кастинге

В основном мужской состав

Включает взрослых, зрелых взрослых, пожилых, поздних подростков, молодых взрослых, ранних подростков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts