Азербайджан православные или мусульмане: Религиозные течения и конфессии в Азербайджане

Разное

Религиозные течения и конфессии в Азербайджане

  1. Главная
  2. Азербайджан
  3. Религия




Согласно действующей Конституции Азербайджан – светское государство, поэтому религиозная жизнь отделена от светской. В стране существуют множество религиозных конфессий, так как Азербайджан – многонациональная страна, в которой проживают множество этнических групп. Несмотря на это, доминирующей религией остаётся ислам шиитского толка.


Религиозные верования на территории Азербайджана имеют долгую историю. В I тысячелетии до н.э. на территории страны был распространён зороастризм, который считался государственной религией Персидской державы (Азербайджан на тот момент входил в состав государства) при Ахеменидах и Сасанидах. Даже сегодня зороастризм популярен среди местных жителей. Одним из самых почитаемых праздников считается Новруз Байрами.


Ислам является основной религией Азербайджана. 99,2% населения страны – мусульмане. Около 85% мусульман Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка, а 15 % — мусульмане-сунниты. Такое разделение непосредственно связано с тем, что часть Азербайджана долгое время входила в состав Ирана, единственной страны, где государственной религией считается ислам шиитского толка.


Религиозные течения и конфессии в Азербайджане


В Азербайджане существуют три большие еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В столице Азербайджана, в городе Губа и Огуз действуют 6 синагог, так же в Азербайджане действуют еврейские культурные центры и религиозные организации. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, считается одной из самых больших в Европе.


История христианства в Азербайджане насчитывает почти 2 тыс. лет и напрямую связана с именем одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Варфоломея. Он первым произнёс на землях Азербайджана евангельские проповеди, за что и был казнён в 71 году н.э. на территории современного Баку недалеко от Девичьей башни. Место его смерти на протяжении двух тысяч лет является местом поклонения всех христиан.


В стране действуют также как православные, так и католические храмы. На данный момент в Азербайджане функционируют 5 православных храмов, из них Кафедральный собор Святых Жен Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский собор находятся в Баку.


Католичество в Азербайджане начало распространяться с XIV века, когда в страны хлынул поток миссионеров из разных католических миссий: доминиканцев, кармелитов, францисканцев. В начале XX века в Баку был заложен фундамент первого католического храма – Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 2002 году Азербайджан посетил глава католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. В настоящее время католическая конфессия в Азербайджане немногочисленна – около 500 человек. Кроме православных и католиков, в Азербайджане существует 25 небольших общин протестантов-баптистов.

Религии в современном Азербайджане — Azerbaijan.

az


АЗЕРБАЙДЖАН


РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ


Религии в Азербайджане представлены совокупностью религиозных течений, распространенных среди этнических групп, проживающих на нынешней территории страны. В Азербайджане действуют разные религиозные конфессии.


Согласно статье 48 Конституции Азербайджанской Республики каждый обладает свободой совести. А также правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии. В 1-3 пунктах статьи 18 Конституции отмечается, что в Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом, запрещается распространение и пропаганда религий, унижающих достоинство личности и противоречащих принципам человечности. В то же время государственная система образования носит светский характер.


Закон Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания»  (1992) гарантирует право определения и выражения каждым лицом своего отношения к религии и осуществление этого права.


Иудаизм


В Азербайджане существуют три еврейские общины: горских евреев, евреев-ашкенази и грузинских евреев. В целом по стране численность иудеев составляет 16.000 человек. Среди них 11.000 являются горскими евреями, из которых приблизительно 6000 живут в Баку, 4000 — в Губе, а 1000 — в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи; большая их часть проживает в Баку и Сумгаите. Грузинских евреев приблизительно 700 человек.


В настоящее время горские евреи составляют большинство среди всей еврейской диаспоры республики. Язык, на котором они говорят, татский, однако в нем присутствует много тюркских, фарсидских и русских слов.


По религиозным убеждениям горские евреи являются реббани. Наряду с Ветхим Заветом, Талмуд и учение «раввинов» также воспринимаются ими в качестве основных источников религии. Ввиду того, что горские евреи долгое время не могли получать высшее духовное образование, Талмуд толковался ими в несколько искаженном виде; кроме того, они присвоили некоторые воззрения кавказских народов, связанные с идолопоклонничеством. Представления, связанные с Дедей-ол — лесной женщиной, извлекающей и поедающей сердца и легкие беременных женщин, Змеей-Драконом, покровительствующим новорожденным, а также обряд разведения костра и перепрыгивания через него, осуществляемый за две недели до Пасхи, связаны не с иудаизмом, а местными верованиями. 


По сравнению с евреями-ашкенази, горские евреи более ортодоксальны в своих убеждениях. Евреи, живущие в Азербайджане, далеки от хасидизма (религиозно-политическое течение), а также реформистского иудаизма, появившихся с начала XVIII века среди польских и украинских евреев.


В Баку, Огузе и Губе есть несколько синагог горских евреев. Поселок Красная Слобада в Губе — единственное место на всем постсоветском пространстве, где компактно проживают горские евреи. В день траура 9-го числа авы горские евреи со всего мира приезжают сюда, чтобы совершить важные молитвы и посетить могилы своих родственников. В поселении есть три синагоги и миква, построенные для ритуальных целей.


Евреи-ашкенази, являясь европейскими евреями, происходят из средневековой Германии.


Община грузинских евреев хоть и малочисленна, но активна. В 1997 году при финансовой помощи еврейского комитета «Джойнт» была восстановлена их синагога.


После обретения Азербайджаном независимости действующие в республике еврейские общины еще больше активизировались, укрепили свои связи с международными еврейскими организациями, создали религиозные школы-иешивы, культурные центры (например, Культурный центр еврейской общины), общества (например, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон»), клубы (например, молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха»), учредили газеты (например, «Аз-Из», «Башня», «Амишав»). Еврейские агентство «Сохнут», а также комитеты «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола» занимаются защитой и сохранением иудейских традиций среди еврейской диаспоры Азербайджана, оказанием помощи синагогам и проведением различных культурных мероприятий.


9 марта 2003 года в Баку открылась новая еврейская синагога, являющаяся самой крупной в Европе, а в сентябре того же года — первая еврейская школа.


Христианство


В Азербайджане христианство представлено православным, католическим и протестантским направлениями, а также различными сектантскими общинами. Кроме того, государственную регистрацию прошли 5 армяно-григорианских церквей.


В настоящее время православие представлено в республике русскими и грузинскими церквями. Русские православные церкви страны объединены в Бакинской Прикаспийской Епархии, учрежденной в 2000 году. 


В Азербайджане также действует 11 молоканских общин, придерживающихся старообрядчества, отделившегося от православия. Молокане не имеют церквей, а их догмы содержатся в специальных «обрядных книгах». Они отрицают церковную иерархию, имеющую особые полномочия.


Албано-удинская церковь


Регистрация албано-удинской христианской религиозной общины явилась знаменательным событием с религиозной и политической точек зрения, хотя формально она не отличается от регистрации других общин. На сегодня в мире насчитывается около 10.000 представителей удинского этноса, причем 6000 их них живут на территории Азербайджана. 4400 удинов компактно проживают в селении Нидж Габалинского района.


В IV веке до нашей эры удины, имея родственные связи с тюркскими племенами, жили в Карабахе и Прикаспийских землях, а затем приняли христианство и распространили эту религию в Кавказской Албании. Кишская церковь (Шекинский район, селение Киш) считается первой христианской церковью – «Матерью христианской церкви».


Российский император, поддавшись на хитрость армян, переселенных царской Россией в Карабах, подписал в 1836 году рескрипт, упразднивший Албанскую церковь: ее храмы, имущество и документы были переданы армянской апостольской церкви. В сложившейся ситуации удины должны были либо принять григорианство, либо превратиться в неверующих, беззащитных «дервишей». Однако они, проявляя более 160 лет исключительное геройство, остались верными своей религии, своим обычаям, традициям, языку и исторической родине, всегда старались ликвидировать историческую несправедливость, имевшую место в 1836 году. Давно доказанные теоретически факты истории материализовались с возрождением албано-удинской христианской общины. Таким образом, справедливость и права удинов хоть частично, но были восстановлены.


Католицизм представлен в Баку римско-католической общиной.


Ислам


Развал СССР обусловил кризис и даже распад всех мусульманских религиозных организаций. В то же время Духовное Управление Мусульман Закавказья, возглавляемое избранным в 1980 году шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде, еще больше расширяет круг своей деятельности. После обретения Азербайджаном независимости, указанная структура, именуемая ныне Управлением Мусульман Кавказа, прилагает все усилия для распространения своего влияния на весь Кавказ. На Х съезде кавказских мусульман, состоявшемся в Баку в 1998 году, УМК осуществляются шаги, направленные на реализацию этого стремления. Открытие представительств УМК в Грузии и Дагестане также привлекло к себе внимание общественности.


Председатель УМК последовательно налаживает связи Управления с международными исламскими организациями, добивается установления тесных взаимоотношений с мусульманскими странами в религиозной сфере. Сегодня УМК в рамках своих полномочий руководит в Азербайджане общинами исламской направленности, осуществляет надзор за правильным соблюдением канонов шариата, проводит значительные работы в области подготовки религиозных кадров на базе созданного в 1991 году Бакинского исламского университета, несет ответственность за процессы, протекающие в религиозной жизни страны. Помимо этого, с 1992 года Теологический факультет Бакинского Государственного Университета готовит специалистов по богословию и исламоведению.


Отношения между государством и религией в нашей стране регулируются Государственным Комитетом Азербайджанской Республики по Работе с Религиозными Образованиями, созданным Указом Президента Гейдара Алиева в 2001 году.


Еще в начале XX века Азербайджанская Демократическая Республика(1918-1920), являющаяся первым светским государством на мусульманском Востоке, раньше всех провозгласила свободу совести среди всех мусульманских государств на Востоке.


Сегодня эту традицию продолжает независимая Азербайджанская Республика. Высоко оценивая исламские ценности, общенациональный лидер Гейдар Алиев говорил: «Исламская религия всегда благосклонно относилась к другим религиям и никогда не выступала против их догм. Мы с уважением относились к людям любой национальности и религии. Это воля Аллаха и завещание нашего Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение).


Моральные и национальные ценности тесно переплетены с Исламом. Эта религия, выходя за пределы национальных границ, имеет международное значение, объединяет разные народности под единым флагом, а также призывает людей к любви и доброте по отношению друг к другу.


Ислам — одна из крупнейших божественных религий в мире. Хотя Азербайджан — светское государство, большинство населения составляют мусульмане. В нашей стране широко распространены исламские религиозные традиции. На протяжении многих веков Азербайджан был одним из главных центров исламской цивилизации. Азербайджанцы также сыграли особую роль в распространении ислама и установлении мусульманского Возрождения и достигли больших успехов в формировании исламской культуры. Все это с самого начала заложило основу для развития материального и нематериального наследия ислама на территории Азербайджана.


В настоящее время число мечетей превысило 2000. Свыше 300 из этих мечетей охраняются как историко-культурные памятники. Один из древнейших мечетей — Шемахинская Джума-мечеть, построенная в 743 году, находится в Азербайджане. Государство проявляет огромную заботу об исламских ценностях, в результате чего были реконструированы и капитально отремонтированы мечети Бибиэйбат, Тазапир, Аждарбек, Шемахинская Джума-Мечеть и комплекс «Имамзаде» в Гяндже. Однако горькая правда заключается в том, что религиозно-духовные памятники нашего народа на оккупированных землях стали жертвами армянского вандализма, подверглись осквернению. Находящееся на территории Армении историческое и культурное наследие Азербайджана постигла та же участь. Стерта с лица земли мечеть Демирбулаг в Ереване, в Голубой мечети же была проведена «реконструкция» с целью изменения оригинальных особенностей. 


Построенная во второй половине XVIII века в Иреване Гара Сеидом мечеть Гаджи Новрузали бека, мечеть Сардара также подверглись систематическим разрушениям и были полностью разрушены в 2014 году. Недавнее завершение строительства мечети, похожей на Шушинскую мечеть в селе Джоджуг Марджанлы, и ознакомление президента Ильхама Алиева с ней стало своего рода предупреждающим посланием армянским агрессорам. Это еще раз показывает, что Азербайджан верен своему историческому прошлому, и настанет день, когда мечеть в Шуше будет восстановлена.


В Баку была построена самая большая молельня на Южном Кавказе — мечеть Гейдара. Именно в мечети Гейдара впервые был совершен совместный шиито-суннитский намаз – намаз единения. В рамках объявленного в 2016 году в Азербайджане «Года мультикультурализма» 15 января впервые в мире все мусульмане, независимо от того, к какому течению Ислама они себя причисляют, собравшись вместе в одно время, в одном месте, совершили намаз, вознесли молитвы Всевышнему. Поклонение Аллаху представителей и шиизма, и суннизма в едином пространстве, в одном ряду является результатом политики толерантности и мультикультурализма, проводимой в нашей стране.


Азербайджан — одна из немногих стран, являющихся членом как европейских, так и исламских организаций. Став членом Организации исламского сотрудничества, ИСЕСКО, а также других влиятельных структур, объединяющих мусульманские страны, Азербайджанская Республика наладила взаимовыгодные отношения с исламским миром, выступила в качестве организатора ряда важных культурных форумов глобального значения. Неслучайно, что Баку в 2009 году был объявлен столицей исламской культуры. В октябре того же года на шестой конференции министров культуры государств-членов ОИС, проведенной в Баку, Нахичевань был объявлен столицей исламской культуры на 2018 год. Состоявшиеся 12-22 мая 2017 года IV Игры исламской солидарности создали благоприятную почву для очередных практических шагов в области укрепления исламской солидарности. Игры исламской солидарности стали торжеством дружбы и братства. Эти соревнования явились своего рода призывом к укреплению мира, благополучия и единства. Их основной лозунг: «Солидарность — наша сила».


В мире существуют террористические группировки, финансируемые определенными кругами и прикрывающиеся именем Ислама. Жертвами этого терроризма являются именно мусульманские страны. Религиозный фактор на сегодняшний день используется для сеяния беспорядков, и поэтому есть острая нужда для нахождения путей решения этой проблемы. Для предотвращения столь нежелательных ситуаций необходимо довести до мировой общественности суть и основные цели Ислама, являющегося миролюбивой религией. Указ Президента Ильхама Алиева от 10 января об объявлении 2017 года «Годом исламской солидарности» является гуманной и миролюбивой политикой. Таким образом, наша страна взяла на себя весьма почетную и одновременно ответственную миссию. Это еще раз показывает, что Азербайджан является как современным, так и независимым, приверженным своим и исламским ценностям государством. Как подчеркнул глава государства, это ответ тем, кто сегодня ведет грязную кампанию против исламской религии.


 


Религии в Азербайджане — Азербайджан

Хотя в Азербайджане действуют различные религиозные конфессии, ислам занимает доминирующее положение. Более 95 процентов населения исповедуют ислам. Согласно статье 48 Конституции Азербайджанской Республики каждый имеет право на свободу совести. В пунктах 1-3 статьи 18 Конституции Азербайджанской Республики говорится, что в Азербайджане религия отделена от государства, все религии равны перед законом, пропагандировать и пропагандировать религии, унижающие человеческую личность, что противоречит принципам человечество, запрещено.

Закон Азербайджанской Республики «О религиозном вероисповедании» устанавливает гарантии права каждого человека на отношение к религии и ее выражение и право на осуществление этого права. Особенности исторического развития, географическое положение Азербайджана, национальный состав населения способствовали существованию здесь различных религий. В отдельные периоды в стране были распространены идолопоклонство, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие религиозные течения, которые успели оказать взаимное влияние друг на друга. В настоящее время на территории Азербайджанской Республики зарегистрировано 510 религиозных общин. Из них 32 неисламские религиозные общины.

Традиционные конфессии:

Православная конфессия

В 1991 году здание церкви Джен Мироносец (построено в 1907 году Гаджи Зейналабдином Тагиевым) было передано Русской Православной Церкви. В мае 2001 года находящийся с визитом в Азербайджане Патриарх Всея Руси Алексий II присвоил этому храму статус соборного храма. В настоящее время в Баку действуют 3 русские православные церкви, а в Гяндже и Хачмазе по одной.

Римско-католическая конфессия

В 1999 году в Азербайджане зарегистрирована католическая община. В 2000 году для этой религиозной общины было приобретено специальное здание для проведения религиозных обрядов, которое позже было превращено в церковь. В 2007 году в соответствии с соглашением между правительством Азербайджана и Ватиканом было завершено строительство Римско-католической церкви Баку. А в мае 2002 года глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II посетил Баку и встретился с государственными деятелями, представителями общественности. В апреле 2003 года римский Патриарх Варфоломей II находился с официальным визитом в Азербайджане и встретился с государственными деятелями, религиозными деятелями, лидерами мусульманских, христианских и иудейских религиозных общин и был принят Президентом Азербайджанской Республики г-ном Гейдаром Алиевым. В 2003 году албано-удинская религиозная община была зарегистрирована государством. Албанская церковь, построенная в селе Киш города Шеки и являющаяся одной из самых больших на Кавказе, как и во всем мире, была передана в пользование в 2003 году после капитальной реставрации. В поселке Нич Габалинского района в мае 2006 года состоялась церемония открытия албанско-удинской церкви Чотари на месте древней Елисейской церкви.

Протестантизм действующий

Евангелическо-лютеранская церковь

Община христиан-баптистов Евангелическая

Адвентисты 7-го дня

Христианская евангельская религиозная община Востока Религиозная община христиан Албанский-006003 Религиозная община молокан 90 Община

Евреи

Религиозная община европейских евреев

Аскинази — Община горских евреев-сефардов

Община евреев Грузии

Евреи поселились в Азербайджане на протяжении 2500 лет. Они никогда не сталкивались здесь с религиозной нетерпимостью и дискриминацией. В настоящее время 7 еврейская религиозная община зарегистрирована государством. Действуют 3 синагоги в Баку, 1 в Губе, Огузе. В марте 2003 года в Баку была открыта новая еврейская синагога. В сентябре 2003 года на средства Международного фонда Хабад Любавич была открыта первая еврейская средняя школа. Также, согласно постановлению Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 222 от 5 октября 2006 года, номерной школе № 1 в селе Красная Слобода Губинского района присвоено имя Исаака Абрамовича Ханукова. Высокая степень толерантности в стране и отсутствие дискриминации в отношении евреев были очевидны в 2006 году во время визита делегации Конференции президентов крупнейших еврейских организаций США в Азербайджан 9 февраля., 14. Заместитель председателя делегации организации М.Хонлайн, Президент Евроазиатского еврейского конгресса А.Махевит и другие высокопоставленные лица, входящие в состав делегации.

Non-traditional religions and faiths:

Jehovah\’s Witnesses

Cathedral of Praise Church Nehemiya

Life-giving grace

International Krishna consciousness

Novoapostol Baha\’i Church

Evangelical Christian Community

Религиозные центры и представительства в соответствующих центрах в Азербайджане поддерживают деловые контакты в зарубежных странах, принимают участие в международных религиозных мероприятиях. Таким образом, Управление мусульман Кавказа имеет очень тесные связи с Международной организацией Исламская конференция и религиозными организациями других зарубежных мусульманских и немусульманских стран.

Таким образом, Епископия Русских Православных Церквей, помимо руководства христианско-православными церквями Прикаспия, имеет широкий спектр кооперационных связей с отечественными и зарубежными религиозными центрами. Еврейские общины Азербайджана международных организаций Сохнут, Акудит Исраил и Цува Исраил поддерживают тесные контакты с еврейскими общинами США, Англии и других стран. Христианские и иудейские религиозные учебные заведения на территории республики, а также воскресные школы при православных церквях, библейские курсы евангельско-христианско-протестантских общин, Библейский институт общины «Живоносная благодать», курсы иврита евреев, еврейская религия и культура и т.д. Функция здесь.

Азербайджанская Республика – многонациональная и многоконфессиональная страна. Национальная политика страны определялась на основе принципов сосуществования и толерантности различных наций, этнических групп и религиозных меньшинств.

Религии в современном Азербайджане — Azerbaijan.az

АЗЕРБАЙДЖАН

РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАН

Религии Азербайджана включают в себя различные религиозные течения, распространенные среди народов и этнических групп, проживающих в стране. В Азербайджане существует несколько конфессий.

Статья 48 Конституции Азербайджана гарантирует каждому свободу вероисповедания. Каждый имеет право выбирать любую веру, принимать любую религию или не исповедовать никакой религии, выражать свое мнение о религии и распространять ее. Согласно пунктам 1-3 статьи 18 Конституции религия действует отдельно от государства, каждая религия равна перед законом, запрещается пропаганда религий, умаляющая человеческую личность и противоречащая принципам гуманизма. В то же время государственная система образования также является светской.

Закон Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» гарантирует право каждого человека определять и выражать свое отношение к религии и осуществлять это право.

Ислам

Ислам – одна из крупнейших божественных религий в мире. Хотя Азербайджан — светская страна, большинство населения — мусульмане. Традиции ислама широко распространены в нашей стране. На протяжении веков Азербайджан был одним из главных центров исламских цивилизаций. Азербайджанцы добились больших успехов в формировании исламской культуры, сыграли особую роль в деле распространения ислама и становления мусульманского Возрождения. Все эти процессы способствовали эволюции материального и нематериального наследия ислама на территории Азербайджана с древнейших времен.

Сегодня количество мечетей превышает 2000, тогда как в советский период в нашей стране функционировало всего 17 мечетей. Более 300 из этих мечетей охраняются как памятники истории и культуры. Политика бережного отношения к исламским ценностям и историческим и религиозным памятникам ислама была заложена Общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и сегодня успешно продолжается Президентом Ильхамом Алиевым. В результате этой заботы были капитально отремонтированы мечети Бибиэйбат, Тазапир, Аждарбай, Шамахи Джума и комплекс Имамзаде в Гяндже, а в нашей столице была построена мечеть Гейдара, самый зрелищный храм на Южном Кавказе.

Однако горькая правда заключается в том, что когда наши территории были под оккупацией, за 30 лет сотни наших религиозных памятников стали жертвами армянского вандализма, и это было унижением по отношению к нашим религиозным памятникам. После освобождения наших оккупированных территорий стало очевидно, что когда эти территории находились под оккупацией Армении, на территориях, где были совершены культурные чистки и многочисленные военные преступления, было разрушено более 60 мечетей и 44 храма. В настоящее время продолжается восстановление наших религиозно-исторических памятников на освобожденных территориях.

После падения Советской империи в нашей стране начали функционировать сотни новых мусульманских религиозных общин, а на базе Закавказского духовного управления мусульман было создано Управление мусульман Кавказа. Действующие в Азербайджанской Республике мусульманские религиозные общины объединены под эгидой этого исторического религиозного центра и подчиняются ему в организационных вопросах.

За период независимости в Азербайджане были созданы благоприятные условия для научного изучения ислама и создания соответствующих учебных заведений. В 19В 92 году в Бакинском государственном университете (БГУ) был создан теологический факультет.

Отношения государство-религия регулируются Государственным комитетом по работе с религиозными объединениями Азербайджана, созданным указом президента Гейдара Алиева в 2001 году.

9 февраля 2018 года Указом Президента Азербайджанской Республики при Государственном комитете по работе с религиозными организациями был создан Азербайджанский институт теологии. В состав нового института вошел теологический факультет БГУ. Также в различных регионах нашей страны были открыты средние религиозные учебные заведения и курсы при религиозных общинах для преподавания учений ислама.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что в современном Азербайджане государство предоставляет широкие возможности для сохранения традиционных исламских ценностей.

Установление и развитие отношений с исламским миром является приоритетным направлением внешней политики нашего государства. Неслучайно Организация Исламская конференция (изд.: переименованная в Организацию исламского сотрудничества (ОИС) в 2011 году) была первой международной организацией, к которой присоединился Азербайджан.

После восстановления независимости наше государство первой из постсоветских стран подало заявку на членство в ОИК, в связи с чем Азербайджан был принят в качестве полноправного члена Организации Исламская конференция в ходе Шестой Исламской конференции, проходившей в Сенегале. столица Дакар 8 декабря 1991 года. Азербайджан также был избран членом Всемирной исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ICESCO) в 1991 году. Здесь следует отметить, что Организация Исламская конференция была первой международной организацией, открыто осудить армянскую агрессию против Азербайджана.

За короткое время Азербайджанское государство стало активным членом влиятельных международных мусульманских организаций, ОИК и ICESCO. Например, по инициативе нашей страны были созданы такие новые структуры, как Молодежный форум ОИК, Центр труда ОИС, Ассоциация журналистов государств-членов ОИК.

В 2006 году отношения нашей страны с ICESCO получили дальнейшее развитие. В этом году Мехрибан Алиева, являющаяся первым вице-президентом Азербайджанской Республики, получила звание посла доброй воли ICESCO.

В течение многих лет Азербайджан сотрудничал с ICESCO по многочисленным международным проектам. Города Баку и Нахчыван были выбраны столицами исламской культуры в 2009 и 2018 годах соответственно. В 2009 году в Баку состоялась встреча министров культуры исламских стран, 12-я -я сессия генеральной конференции ICESCO в 2015 году и 36-я -я сессия Исполнительного департамента. ICESCO является одним из основных партнеров «Бакинского процесса», который является инициативой президента Ильхама Алиева и принят Организацией Объединенных Наций.

Сегодня Азербайджан вносит большой вклад в укрепление солидарности в исламском мире. Усилия нашего государства в этом направлении высоко оцениваются мусульманским миром. Наглядным примером такого признания стало объявление Баку столицей исламской культуры в 2009 году при поддержке ICESCO, после чего в 2018 году было присвоено это почетное звание Нахчывану, еще одному древнему городу нашей страны.

Среди важных инициатив и мер, осуществляемых Азербайджанским государством для установления мира и единства в мусульманском мире, можно отметить объявление Президентом Ильхамом Алиевым 2017 года «Годом исламской солидарности» или проведение Четвертых Игр исламской солидарности «Баку-2017». в нашей столице 12-22 мая 2017 г.

Объявление 2016 года «Годом мультикультурализма» по распоряжению президента Азербайджана г-на Ильхама Алиева также способствовало укреплению исламской солидарности. 15 января 2016 года все мусульмане, независимо от их конфессионального происхождения, собрались в мечети Гейдара в Баку, чтобы совершить пятничный намаз (молитву) в одном месте. Соблюдение этой религиозной церемонии под названием «Салат единства» имеет большое историческое значение. Совершение салата единства в Азербайджане — стране, считающейся одним из главных центров толерантности и мультикультурализма в современном мире — и его превращение в традиционную молитву, совершаемую и в других мечетях нашей страны, — это, по сути, послание мира и солидарность, посланная нашим народом миру. Тот факт, что салат единства впервые был совершен в мечети Гейдара, имеет символическое значение. Потому что именно общенациональный лидер Гейдар Алиев поднял толерантность и мультикультурализм в Азербайджане на уровень государственной политики. В настоящее время эту политику успешно продолжает президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Как видим, Азербайджан, который на протяжении веков был одним из главных центров исламской цивилизации, сегодня продолжает занимать важное место в исламском мире. Неслучайно зеленый цвет, один из трех цветов нашего государственного флага — важный символ нашего национального суверенитета — означает принадлежность азербайджанского народа к исламской цивилизации.

Нравственность и образ жизни азербайджанского народа трудно представить без исламских ценностей. Исключительная, объединяющая и прогрессивная роль ислама в судьбах нашей страны и в судьбах нашего народа является неоспоримым историческим фактом. Глубоко запечатлевшись в генетической памяти нашего народа, ислам оказал сильное влияние на превращение азербайджанцев в единый народ, на формирование их национальной идентичности, традиций государственности и культуры.

Азербайджанский народ, принадлежащий к исламской цивилизации, также придерживается общечеловеческих, гражданских, светских, толерантных и поликультурных ценностей. В этом смысле, сделавший выбор в пользу демократического, правового и светского государственного строительства и уверенно идущий к становлению гражданского общества, Азербайджан выделяется в исламском мире своей уникальностью. Ведь выступая мостом между восточной и западной культурами, наша страна вносит важный вклад в развитие межконфессионального и межцивилизационного диалога, установление мира и согласия в мире, предлагает уникальную модель сосуществования и образцовую модель мультикультурализма. Азербайджан демонстрирует приверженность как общечеловеческим, так и национальным нравственным ценностям, в том числе высоким нравственным принципам ислама, сыгравшим прогрессивную роль в его истории.

Христианство

Христианство представлено православием, католицизмом и протестантизмом, а также рядом сектантских общин в Азербайджане. В стране зарегистрировано пять армяно-григорианских общин.

Православие в настоящее время представлено Русской и Грузинской православными церквями в Азербайджане. Основанные в 2000 году русские православные церкви подчиняются Бакинской и Прикаспийской епархии. Русская православная церковь является крупнейшей христианской конфессией в Азербайджане по количеству приверженцев. Основание этой церкви в нашей стране относится к началу 19 века.-й век.

В Азербайджане также насчитывается одиннадцать малакканских общин, связанных со старыми обрядами православия. В этих общинах нет церкви; их догмы зафиксированы в специальной книге ритуалов. Они противостоят церковной иерархии, обладающей особой властью.

Албано-удийская церковь. Хотя количество людей, принадлежащих к албано-удийской христианской религиозной общине, отличается от других, она отличается своим характером, содержанием, религиозной и политической значимостью. На сегодняшний день в Азербайджане проживает 6000 человек из 10 000 представителей удинской этнической общности, в том числе 4400 человек компактно проживает в селе Нич Габалинского района.

Уди, происходящие от тюркских племен четвертого века до н.э. проживал на территории Карабаха и Прикаспия, позже принял христианство и распространил эту религию в Кавказской Албании. Церковь Киш (село Киш Шекинского района) — первая христианская церковь — считалась прародительницей христианских церквей.

Царская Россия, подстрекаемая армянами, переселившимися в Карабах, подписала указ об упразднении Албанской церкви в 1836 году и передаче Армянской апостольской церкви албанских молельных домов, всего оборудования и документов, принадлежащих этой церкви. В таких условиях удины либо принимали григорианскую религию, обращаясь к армянам, либо становились одинокими дервишами. Однако, оставшись искренне преданными своей вере, традициям и исторической Родине, проявив большое мужество на протяжении более 180 лет, они не превратились в армян, а, напротив, попытались устранить начатую с 1836 года историческую несправедливость. С восстановлением албанско- Удинской христианской общины, были материализованы теоретически доказанные исторические факты и частично восстановлены права именно удин.

армян, пытавшихся испортить и уничтожить все, что напоминало им о Кавказской Албании и Албанской Апостольской Церкви, не смогли в полной мере осуществить свои коварные планы. После восстановления государственной независимости азербайджанским народом две албано-удийские религиозные общины были зарегистрированы государством: албано-удийская христианская религиозная община Азербайджанской Республики и албано-удийская христианская религиозная община города Огуз.

При поддержке правительства Азербайджана восстановлена ​​церковь Елисейского храма, расположенная в селе Киш Шекинского района и известная на Кавказе как «мать церквей». В 2006 году была официально открыта Албанская церковь «Чотари» в поселке Нидж Габалинского района, единственном месте, где компактно проживают удины и считают их исторической Родиной. В 2020 году Фондом Гейдара Алиева была капитально отреставрирована другая историческая церковь — святая церковь Святой Марии, расположенная в городе Нидж.

Кроме того, 14 июля 2013 года в албано-удийской религиозной общине была возрождена традиция крещения, забытая более чем на 80 лет. 3 августа 2013 года при государственной поддержке состоялись торжества, посвященные 10   году возрождения албано-удийской церкви и 1700   году принятия христианства в качестве официальной религии в Кавказской Албании. Также реальностью является то, что живущие в нашей стране удины окружены полным вниманием и заботой со стороны Азербайджанского государства.

Азербайджанское государство проводит важную работу, направленную на изучение древней и богатой истории Кавказской Албании, раскрытие подлинных научных и исторических истин, разоблачение армянских фальсификаций. Потому что неопровержимыми историческими фактами подтверждается, что единственным наследником великолепного материального культурного наследия Кавказской Албании являются азербайджанцы.

Исторические албанские храмы встретились со своими истинными владельцами после освобождения наших территорий, находившихся под оккупацией почти 30 лет. Каждый из них посещают члены сообщества. Рафик Данакари, председатель Албанской православной церкви, назначен проповедником монастыря Худаванг Кельбаджарского района.

Католицизм. Это течение в христианстве представляла римско-католическая община Баку.

После обретения Азербайджанской Республикой независимости появились хорошие условия для возрождения католицизма. На основе высоких дипломатических отношений между Азербайджанской Республикой и Ватиканом католическая община получает всестороннюю поддержку со стороны правительства.

Следует отметить, что впервые католическая община была зарегистрирована Государственным комитетом по работе с религиозными объединениями 31 января 2002 года. Самое памятное событие в истории католиков нашей страны произошло в мае того же года. Итак, Папа Римский Иоанн Павел II совершил официальный визит в нашу страну по приглашению Гейдара Алиева. Визит понтифика стал новой страницей в судьбе католиков Азербайджана.

В феврале 2007 года в центре Баку был построен католический храм. 28 сентября 2008 года между Фондом Гейдара Алиева и католической религиозной общиной был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Одним из примеров, свидетельствующих о высоких дипломатических отношениях между Азербайджаном и Ватиканом, является визит Папы Франциска в нашу страну 2 октября 2016 года.

Протестантизм. В настоящее время протестантизм в нашей стране представлен разными течениями. В Азербайджане зарегистрированы следующие протестантские общины: религиозная община «Христианская Библия Новая Жизнь», Бакинская религиозная община Спаса евангелических лютеран, Христианская религиозная община «Слово Жизни», «Слово Жизни-2» Христианская религиозная община Сумгайыта, « «Агапе» религиозная община бакинских евангельских христиан-баптистов, «Адвентисты седьмого дня» Наримановского района города Баку, «Адвентисты седьмого дня города Гянджи» христианская религиозная община «Виноградник Азербайджан» и «Алов» ( Flame) христианская религиозная община Баку.

Иудаизм

В Азербайджане существуют три еврейские общины — горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В стране проживает около 16 000 евреев. Из 11000 человек горские евреи, в том числе 6000 человек проживают в Баку и 4000 человек в Губе, а тысяча человек проживает в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи человек. Большинство из них живут в Баку и Сумгайыте. В стране 700 грузинских евреев.

Горские евреи в настоящее время преобладают во всей еврейской диаспоре страны.

Ряд синагог горских евреев существует в Баку, Огузе и Губе. `Гырмызы Гасаба` Губы – единственное место компактного проживания горских евреев на всем постсоветском пространстве. В городе есть миква для трех синагог и ритуалов.

После обретения Азербайджаном независимости еврейская община страны активизировала свою деятельность, укрепила связи с международными еврейскими организациями, создала свои религиозные школы-иешивы, культурные центры (как культурный центр еврейской общины), общества (как женские общество «Эва», благотворительное общество «Хэсэд-Хершон»), клубы (как молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклубы «Мишпаха»), газеты (как «Аз-Из», «Башня», «Амишав»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts