Лев толстой и религия: Лев Толстой и религия • Расшифровка эпизода • Arzamas
Содержание
Читать бесплатно книгу «Религия и нравственность» Льва Толстого полностью онлайн — MyBook
Вы спрашивали меня: 1) что я понимаю под словом «религия» и 2) считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я понимаю ее?
Постараюсь по мере своих сил наилучшим образом ответить на эти в высшей степени важные и прекрасно поставленные вопросы.
Слову «религия» приписываются обыкновенно три различных значения.
Первое то, что религия есть известное, данное Богом людям истинное откровение и вытекающее из этого откровения богопочитание. Такое значение приписывают религии люди, верующие в какую-нибудь одну из существующих религий и считающие поэтому эту одну религию истинною.
Второе значение, приписываемое религии, то, что религия есть свод известных суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное богопочитание. Такое значение приписывается религии людьми неверующими вообще или не верующими в ту религию, которую они определяют.
Третье значение, приписываемое религии, то, что религия есть свод придуманных умными людьми положений и законов, необходимых грубым народным массам как для их утешения, так и для сдерживания их страстей и для управления ими. Такое значение приписывают религии люди, равнодушные к религии, как религии, но считающие ее полезным орудием государственности.
Религия по первому определению есть несомненная, непререкаемая истина, которую желательно и даже обязательно для блага людей распространять между ними всеми возможными средствами.
По второму определению религия есть собрание суеверий, от которых желательно и даже обязательно для блага человечества всеми возможными средствами избавлять людей.
По третьему определению религия есть известное полезное для людей приспособление, хотя и не нужное для людей высшего развития, необходимое, однако, для утешения грубого народа и для управления им, и которое поэтому необходимо поддерживать.
Первое определение подобно тому, которое сделал бы человек музыке, сказав, что музыка есть та самая известная ему любимая им песня, которой желательно научить как можно больше народа.
Второе – подобно тому, которое сделал бы музыке человек, не понимающий и потому не любящий ее, сказав, что музыка есть произведение звуков гортанью и ртом или руками над известными инструментами и что надо отучить людей, как можно скорее, от этого ненужного или даже вредного занятия.
Третье – подобно тому, которое бы сделал человек музыке, сказав, что это есть дело полезное для обучения танцам или для марширования, и которое для этих целей надо поддерживать.
Различие и неполнота этих определений происходят от того, что все они не захватывают сущности музыки, а определяют только признаки ее, смотря по точке зрения определяющего. Точно то же и с тремя данными определениями религии.
По первому определению религия есть то, во что, по его убеждению, справедливо верит тот человек, который определяет ее.
По второму определению она есть то, во что, по наблюдениям определяющего, несправедливо верят другие люди.
По третьему определению она есть то, во что полезно заставлять верить людей.
Во всех трех определениях определяется не то, что составляет сущность религии, а вера людей в то, что они считают религией. При первом определении под понятие религии подставляется вера того, кто определяет религию; при втором определении – вера других людей в то, что эти другие люди считают религией; при третьем определении вера людей в то, что им выдают за религию.
Но что же такое вера? И почему люди верят в то, во что верят? Что такое вера и откуда она возникла?
Среди большинства людей современной культурной толпы считается вопросом решенным то, что сущность всякой религии состоит в происшедшем от суеверного страха перед непонятными явлениями природы олицетворении, обоготворении этих сил природы и поклонении им.
Мнение это принимается без критики, на веру культурною толпой нашего времени и не только не встречает возражения в людях науки, но большею частью среди них-то и находит самые определенные подтверждения. Если и раздаются изредка голоса людей, как Макса Мюллера и других, приписывающих религии другое происхождение и смысл, то голоса эти не слышны и не заметны среди всеобщего единодушного признания религии вообще проявлением суеверия и невежества. Еще недавно, в начале настоящего столетия, самые передовые люди если и отвергали католичество, протестантство и православие, как это делали энциклопедисты конца прошлого столетия, то никто из них не отвергал того, что религия вообще была и есть необходимое условие жизни каждого человека. Не говоря о деистах, как Бернарден-де-Сен-Пьер, Дидро и Руссо, Вольтер ставил памятник Богу, Робеспьер устанавливал празднество высшего существа. Но в наше время, благодаря легкомысленному и поверхностному учению Огюста Конта, искренно верившего, как и большинство французов, что христианство есть не что иное, как католичество, и потому в католичестве видевшего полное осуществление христианства, решено и признано культурною толпою, как всегда охотно и быстро принимающей самые низменные представления, – решено и признано, что религия есть только известная, давно уже пережитая фаза развития человечества, мешающая его прогрессу. Признается, что человечество пережило уже два периода: религиозный и метафизический, и теперь вступило в третий, высший – научный, и что все явления религиозные среди людей
Толстой о религии — записи из дневников
Наверняка все любители выдающегося русского писателя Льва Толстого, так или иначе, сталкивались с его отношением к религии.
Достоверно известно, что сам Толстой считал себя очень религиозным человеком. При этом он постоянно критиковал церковь вообще и православие в частности.
Не очень осведомленные люди утверждают, что Лев Толстой был глубоко верующим христианином. Но это, мягко говоря, не совсем так.
Кстати, рекомендуем к прочтению интересные факты про Толстого. Очень интересно!
Мы не будем пускаться в пространные рассуждения о религиозных взглядах Толстого и его философии, а лишь приведем две цитаты из его дневников.
Нам они представляются очень интересными и знаковыми для всей системы мировоззренческих взглядов писателя.
Первая цитата взята из дневника 1855 года, где 27-летним Толстым было записано следующее:
«Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь.
Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.
Привести эту мысль в исполнение, я понимаю, могут только поколения, сознательно работающие к этой цели.
Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут ее в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией – вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечет меня».
Вторая цитата была сделана Львом Толстым буквально за месяц до ухода из Ясной Поляны, то есть практически в конце своей жизни. Вот она:
«Если есть какой-нибудь Бог, то только тот, которого я знаю в себе, как самого себя, а также и во всем живом. Говорят: нет материи, вещества.
Нет, она есть, но она только то, посредством чего Бог не есть ничто, не есть не живой, но живой Бог, посредством чего Он живет во мне и во всем <…>
Надо помнить, что моя душа не есть что-то – как говорят – божественное, а есть сам Бог. Как только я Бог, сознаю себя, так нет ни зла, ни смерти, ничего, кроме радости».
Что значат эти слова, и как воспринимать религиозность Льва Толстого – решать вам. Однозначно можно утверждать одно: христианином он не был, хотя учение о нравственности во многом взято им из Евангелия.
Конечно, это ни в коей мере не умаляет достоинства Толстого, как одного из крупнейших русских писателей мирового значения.
Надеемся, что этот пост был вам интересен и полезен. Если это действительно так – поделитесь им в социальных сетях.
Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Страница не найдена — www.SpaceandMotion.com
Об Истине и Реальности
Волновая Структура Материи (WSM) в Космосе
И тем, чьи сердца сосредоточены на Реальности
сами заслуживают звания философов.
(Платон, Республика, 380 г. до н.э.)
Дар Истины превосходит все другие дары.
(Будда)
Люди иногда спотыкаются об истину,
но большинство из них берут себя в руки и спешат уйти, как ни в чем не бывало.
(Уинстон Черчилль)
Здравствуйте,
Кажется, в адресе веб-страницы, который вы использовали, есть ошибка, которая
привел вас на эту страницу.
Основные ссылки см. слева на этой странице. Карты сайта по темам находятся внизу
страницы.
И следующий виджет Google может помочь вам перейти на страницу, на которой вы были
Ищу.
Спасибо за (попытку!) посетить наш сайт.
Биография:
Джефф Хазелхерст
( Джордж Беркли , 1710) Ничто не кажется более важным,
к созданию прочной системы надежных и реальных знаний, которая может быть
доказательство против нападок скептицизма, чем положить начало
четкое объяснение того, что имеется в виду под вещью, реальностью, существованием: ибо
напрасно будем спорить о реальном существовании вещей или притворяться
какому-либо знанию об этом, пока мы не установили значение этих
слова.
Помогите человечеству
«Вы должны быть той переменой, которую хотите видеть в мире. »
(Мохандас Ганди)
«Когда вынуждены резюмировать общую теорию относительности в одном предложении:
Время, пространство и гравитация не существуют отдельно от материи. … Физические объекты не находятся в пространстве, но эти объекты пространственно протяженны . Таким образом, понятие «пустое пространство» теряет смысл. … Частица может появиться только как ограниченная область в пространстве, в которой
напряженность поля или плотность энергии особенно высоки. …
Свободный, беспрепятственный обмен идеями и научными выводами необходим для здорового развития науки, как и во всех сферах.
культурной жизни. … Мы не должны скрывать от себя, что никакое улучшение нынешнего удручающего положения невозможно без
жестокая борьба; ибо горстка тех, кто действительно настроен что-то сделать, ничтожна по сравнению с массой теплохладных
и заблудших. …
Чтобы выжить, человечеству понадобится кардинально новый образ мышления! » ( Альберт Эйнштейн )
Наш мир находится в большой беде из-за человеческого поведения, основанного на мифах и обычаях, которые вызывают разрушение природы и изменение климата. Теперь мы можем вывести самую простую научную теорию реальности — волновую структуру материи в пространстве. Понимая, как мы и все вокруг нас взаимосвязаны
в Космосе мы можем вывести решения фундаментальных проблем человеческого знания в физике, философии, метафизике, теологии, образовании, здравоохранении, эволюции и экологии, политике и обществе.
Это глубоко новый способ мышления, который Эйнштейн
осознали, что мы существуем как пространственно протяженные структуры вселенной — дискретное и отдельное тело иллюзия. Это просто подтверждает
интуиции древних философов и мистиков.
Учитывая текущую цензуру в журналах по физике/философии науки (основанных на стандартной модели физики элементарных частиц/космологии большого взрыва) Интернет – лучшая надежда на получение новых знаний
известны миру. Но это зависит от вас, людей, которые заботятся о науке и обществе, осознают важность правды и реальности.
Помочь легко!
Просто нажмите на ссылки социальных сетей ниже или скопируйте понравившееся изображение или цитату и поделитесь ими. У нас есть замечательная коллекция знаний от величайших умов в истории человечества, поэтому люди оценят ваш вклад. При этом вы поможете новому поколению ученых увидеть, что существует простое разумное объяснение физической реальности — источник истины и мудрости, единственное лекарство от безумия человека! Спасибо! Джефф Хазелхерст (обновлено в сентябре 2018 г.)
Новая научная истина побеждает не потому, что убеждает своих противников и заставляет их увидеть свет, а потому, что ее противники в конце концов умирают, и вырастает новое поколение, знакомое с ней. ( Макс Планк , 1920)
Твит Подпишитесь на @philosophytruth | |
Джефф | |
Связаться с Джеффом Хазелхерстом на Facebook
«Все, что необходимо для успеха зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали».
(Эдмунд Бёрк)
«Во времена всеобщего обмана говорить правду — революционный поступок.»
(Джордж Оруэлл)
«Ад — это правда, увиденная слишком поздно».
(Томас Гоббс)
Христианская религиозная философия Льва Толстого | Майлз Дил
Лев Толстой начал писать свою автобиографию Исповедь в 1879 году. После того, как он уже зарекомендовал себя как один из лучших писателей мира — его книги Война и мир и Анна Каренина читались и хвалились во всем мире — Толстой шокировал свою аудиторию. когда в его автобиографии подробно описаны его депрессия, аморальное поведение и обращение в христианство.
Размышляя о своем образе жизни с шестнадцати до двадцати шести лет, Толстой писал:
«Я не могу вспоминать те годы без ужаса, отвращения и душераздирающей боли. Я убивал людей на войне, вызывал людей на дуэли с целью убить их и проигрывал в карты; я растратил плоды крестьянского труда, а затем казнил их; Я был блудником и обманщиком. Ложь, воровство, распущенность всякого рода, пьянство, насилие, убийство — не было преступления, которого бы я не совершил; тем не менее, несмотря на все это, меня хвалили, и мои коллеги считали и считают меня относительно нравственным человеком. Так я прожил десять лет».
До Исповедь, Толстой не был христианином. В своей книге «Во что я верю», он писал: «Мне пятьдесят пять лет, и, за исключением четырнадцати или пятнадцати лет моего детства, я до недавнего времени был «нигилистом» в собственном смысле этого слова. срок. Я не был ни социалистом, ни революционером, а был нигилистом в том смысле, что совершенно не верил».
Первые несколько лет своей христианской жизни он был членом Русской православной церкви — организации, от которой впоследствии был отлучен. О своем пребывании в церкви он писал: «… я нашел возможным принимать и исполнять все обряды Православной Церкви, не понимая большей их части», и так же: «На мессе самые важные слова для меня были: «Давайте любить друг друга в единстве». Но я проигнорировал следующие слова — «Мы верим в Отца, Сына и Святого Духа» — потому что не мог их понять». Обсуждая свое первое Святое Причастие, он написал: «…когда я приблизился к вратам царства, и священник попросил меня повторить то, во что я верил, и что то, что я собирался проглотить, на самом деле было плотью и кровью, это порезало меня до костей. сердце; это была маленькая, но фальшивая нота, жестокое требование, предъявляемое к тому, кто явно никогда не имел представления о том, что такое вера». Толстой утверждал, что никогда не причащался после этого события, хотя продолжал совершать некоторые церковные обряды.
Толстой в конце концов пришел к пониманию того, что учение Церкви находится в прямом противоречии с верой, которой он хотел жить. Объясняя, почему он ушел из Церкви, он писал: «В это время Россия находилась в состоянии войны. И во имя христианской любви русские убивали своих братьев. Не было никакого способа не думать об этом. Невозможно было игнорировать тот факт, что убийство было злом и противоречило самым фундаментальным принципам любой веры. Тем не менее в церквях молились об успехе нашего оружия, и учителя веры смотрели на это убийство как на результат веры». Всю оставшуюся жизнь Толстой смотрел и писал о церквях и священниках с презрением, часто называя их философию псевдохристианской, но оставался уверенным, что в христианстве можно найти истину.
Источником вдохновения для христианской философии Толстого были русские крестьяне. Он восхищался ими, потому что их меньше интересовали сверхрациональные вопросы о существовании Бога или мистических составляющих христианства, таких как Святой Дух, а вместо этого они верили и активно практиковали прощение, любовь, братство, упрощенное жизнь и другие ценности Толстой связывал с христианством.
Одной из основных тем поздних христианских произведений Толстого является то, что Иисус наиболее ясно изложил свою философию во время Нагорной проповеди. В своей книге Во что я верю, Толстой писал, что Иисус в своей проповеди дал пять заповедей:
1) Будь в мире со всеми людьми и не почитай ни одного человека ни никчемным, ни неразумным… (Мф. 5:22)
2) Ты слышали, что давно сказано народу: «не прелюбодействуй…» (Мф. 5:27–32)
3) Еще слышали, что давно сказано народу, не клянись ложно, но исполняй Господу клятвы твои… (Мф. 5:33–37)
4) «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злу; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… (Мф. 5:38–42)
5) «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь враг (Левит 19:17–18)». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас… (Мф. 5:43–48)
Посредством такого толкования Нагорной проповеди Толстой утверждал, что христианство конфликты с правительствами, поскольку они по своей природе судят, заключают в тюрьму, убивают и мстят — действия, противоречащие заповедям Христа. Вот почему философию Толстого иногда называют «христианским анархизмом».0005
Толстой не разделял учения Христа, потому что считал Иисуса сверхъестественным существом.