Лев великий папа римский: Святитель Лев I, папа Римский
Содержание
Святитель Лев I, папа Римский
Дни памяти
3 марта
– 3 марта (18 февраля) в невисокосный год / 2 марта (18 февраля) в високосный год
Житие
Житие святителя Льва I Великого, папы Римского
Святитель Лев 1 Великий, папа Римский (440–461), получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при папе Сиксте III (432–440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню православия своими соблазнительными лжеучениями. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви. Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов[1] Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови. Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность.
Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое – к святителю Флавиану.
См. также: «Память святого отца нашего Льва, папы Римского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Развернуть
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
Случайный тест
святитель Лев Великий
День памяти: 18 февраля (3 марта)
Лев I Великий – папа римский (440–461). Происходил родом из Этрурии. Получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями.
Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов.
На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви.
Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силой своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.
Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность. Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое — «к святителю Флавиану».
Папа Лев упомянут в актах Пятого Вселенского собора среди святых отцов и учителей Церкви, православное учение которых принимается Церковью в качестве эталона.
Тропарь святителю Льву, папе Римскому, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, / Льве премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. // Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Льву, папе Римскому, глас 7
На престоле, славне, священства сед / и львов уста словесных заградив, / догматы богодухновенными Честныя Троицы / озарил еси свет богоразумия твоему стаду. / Сего ради прославился еси // яко Божественный таинник Божия благодати.
Святой Лев Великий – Великий Лев Церкви
Как человек вероучения, он умело гармонизировал Запад с Востоком, придав Церкви ее вселенский характер. Понтифик, убежденный в своей миссии, он защищал истинную Веру, уверенный, что его дела были плодом обилия благодати Христовой.
Среди всех животных лев заслуживает неоспоримого титула короля. Его присутствие внушает уважение, а его непреодолимая сила, не поддающаяся запугиванию, гарантирует его превосходство как в саванне, так и в джунглях. Он также считается символом верности; он сталкивается с борьбой за выживание лицом к лицу и с гордостью. Это напоминание о том, что совершенный порядок природы состоит в том, чтобы каждое существо выполняло цель, для которой оно было создано.
Эти характеристики царя зверей обращают наш разум к высшим истинам, лишь бледным отражением которых они являются. Через образ льва Бог хотел, чтобы мы уловили что-то от Его величия и безграничной силы. Но когда божественное величие отражается не в неразумном творении, а в человеке, отличающемся благодатью, то отражение несравненно возвышеннее и наполняет души благоговением.
Мы испытываем этот трепет, созерцая фигуру Преемника Петра, царствовавшего в середине пятого века, в решающую историческую эпоху, с перипетиями в политической и догматической областях, которые подчеркивают блестящую личность этого понтифика и его способности к управлению и организации. . Его имя, которое он сохранил при возведении на папский престол, изображает в его лице «один из самых благородных титулов нашего Божественного Воскресшего»: 1 Лев [лев], великий защитник Церкви.
Он был первым Папой, носившим это имя. «Он выбрал это, потому что чувствовал внутреннее дыхание Святого Духа, которое побуждало его выбирать все великое. Ему нравились великие дела, и он точно умел согласовывать различные течения и превосходно защищать Церковь». 2
Стабильность Церкви покоится на непоколебимой скале
В 440 году внезапно скончался Папа Святой Сикст III. Собрался конклав, и его преемником был избран Лев, архидиакон Римской церкви и папский советник. В это время им уже восхищались и уважали за «его богословскую мудрость, великолепное красноречие и дипломатический опыт». 3 Однако в момент своего избрания он находился в Галлии в качестве папского делегата и должен был совершить медленное путешествие через Альпы, чтобы прибыть в Рим для своего вступления в должность 29 сентября на фоне проявлений радости и доброжелательности со стороны духовенства. и люди.
Его приветствующие люди не могли предвидеть великую борьбу и трудности, которые обрушатся на него во время его 21-летнего понтификата. Св. Лев будет противостоять ярости вторгшихся полчищ, стремящихся завоевать Европу и Рим, а также предательству ересей, не менее опасных для Церкви, сохраняя при этом уверенность, что ее устойчивость покоится на непоколебимой скале, которая не является естественной. достоинство любого понтифика, но обещание Христа Петру, когда последний выразил Веру в Его божественность и принял папство из Его рук.
В проповеди, относящейся к своему восхождению на Петровскую кафедру, несколько лет спустя он провозгласил это убеждение сильным голосом и глубоким чувством: исполняя обязанности нашего служения, потому что нам мешает немощь самого нашего положения; но при непрестанной помощи Всемогущего и вечного Священника, Который, будучи подобен нам и вместе с тем равен Отцу, низвел Свое Божество даже до вещей человеческих, а Человеческое возвысил до вещей Божественных, мы достойно и благочестиво радуемся Его определению Таким образом, хотя Он поручил заботу о Своих овцах многим пастырям, Сам не оставил опеки над Своим возлюбленным стадом. И от Его владычества и вечного покровительства мы получили поддержку и помощи Апостолов, которая, несомненно, не прекращает своего действия: и крепость основания, на котором держится вся надстройка Церкви, не ослабевает от вес храма, который покоится на нем. […]. Ибо во всей Церкви Петр ежедневно говорит: «Ты Христос, Сын Бога живого», и всякий язык, исповедующий Господа, принимает наставление, которое передает его голос. Эта Вера […] вырывает нас с земли и насаживает на Небесах, и врата ада не одолеют ее. Ибо с такой твердостью он наделён Богом, что ни разврат еретиков не может повредить его, ни неверие язычников не победить его». 4
Защитник Церкви от ересей
В те времена распространялись различные ереси, которые угрожали единству Мистического Тела, сбивая с толку и увлекая многие души, лишенные бдительности. Северную Африку заполонили ариане, донатисты и манихеи, многие из которых искали убежища от вторжений вандалов в Италию. В то же время присциллианцы, распространившие свою идеологию в Испании к концу четвертого века, множились, несмотря на осуждение Толедского собора в 400 г.
Однако злейший враг пришел с Востока. Отголоски пагубного учения Нестория, который «видел двух лиц, поставленных рядом во Христе, соединенных внешне и нравственно» 5 , еще не совсем замолкли, когда Евтихий, архимандрит константинопольского монастыря, стал защищать обратная ошибка. По его словам, в Иисусе Христе была «только одна природа, состоящая из божества и человечества», 6 причина, по которой его последователи называли себя монофизитами.
Против этих противников святой Лев воздал должное своему имени, «вмешиваясь в различные обстоятельства с осторожностью, твердостью и ясностью через свои писания и посланников. Таким образом он показал, что осуществление римского первенства было столь же необходимо тогда, как и сегодня, для эффективного служения общению, характерному для единой Христовой Церкви». 7
Узнав о присутствии манихеев в Риме, он поспешил предупредить вверенную ему паству, увещевая ее к бдительности в своей проповеди. Св. Лев также написал письмо против присциллианистов св. Турибию, епископу Асторги, обличая главные заблуждения этой гнусной секты.
Петр говорил устами Льва!
Его величайшей победой на догматическом поле было, однако, решительное осуждение доктринальных отклонений Евтихия, которые под прикрытием антинесторианской ортодоксии нашли широкое признание в народе. Как уже писал коринфянам сам св. Павел, «среди вас должны быть распри, чтобы можно было распознать среди вас искренних» (1 Кор. 9).0015 11:19). Монофизитские обманы стимулировали также ясное и блестящее определение христологического учения о соединении двух природ, человеческой и божественной, в едином Лице Слова.
В известном письме, адресованном епископу Константинопольскому Флавиану, св. Лев утверждал: «Так в целостной и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог, совершенный в Своем, совершенный в нашем. […] Ибо Тот, кто есть истинный Бог, есть и истинный человек: и в этом союзе нет лжи, ибо в нем встречаются смирение человечности и возвышенность Божества. […] Ибо каждая природа делает то, что ей свойственно, при содействии другой; то есть Слово совершает то, что принадлежит Слову, а плоть — то, что принадлежит плоти. Один из них сияет чудесами, другой поддается травмам. И как Слово не перестает быть наравне со славой Своего Отца, так и плоть не отступает от природы нашего рода». 8
«ул. Лев Великий противостоит разъяренному Аттиле» — Фреска в Ватиканской библиотеке
Этот документ, прекрасный своей теологической чистотой и превосходным литературным стилем, был провозглашен на Халкидонском соборе, созванном в 451 году для решения вопроса. В конце чтения присутствующие епископы объединились в «красноречивом возгласе. Сведения о нем сохранились в протоколах Собора: «Устами Льва говорил Петр, — хором объявили Отцы Собора». 9
«В этом споре, в котором на карту была поставлена Вера Церкви, заслуга св. Льва заключалась в том, что он дал точную формулировку традиционного догмата, что немедленно положило конец двусмысленности, столь пагубной для ортодоксии. […] Соединяя Предание с непогрешимой харизмой Римского Понтифика, св. Лев изложил в простых словах формулу веры, которую тотчас приняли халкидонские отцы: во Христе две совершенных природы, а Лицо только одно». 10
«Лев» против языческого варварства
Не успел он победить извращенность ереси, стремившейся подорвать Церковь, как волна языческого варварства начала наступать вихрем огня, крови и опустошения на севере Италии. Аттила, грозный правитель гуннов, «бич Божий», перешел через Альпы, взял Милан и Павию и стал лагерем в Мантуе, с открытым путем для нападения на Рим, где ждало перепуганное население, брошенное своими правителями , не способный предложить защиту. Надежда Урбе и всего полуострова лежала на плечах наместника Христа. Теперь он не будет владеть мечом речи, чтобы посрамить еретиков, а, скорее, рискнет собственной жизнью, чтобы спасти свою паству.
Святой Лев решительно отправился в путь, сопровождаемый несколькими кардиналами и главными членами римского духовенства. Облаченный в папские знаки отличия, он предстал перед Аттилой на скромной лошади и потребовал прекратить грабежную и опустошительную войну. Вопреки всем человеческим надеждам, варвар принял этого старца, пришедшего к нему без оружия и воинов, с трепетным почтением. Он пообещал жить в мире с Империей посредством небольшой ежегодной дани и повернул назад. Позже, на вопрос своих воинов о сбивающем с толку изменении плана, «бич Божий» ответил: «Пока он говорил со мной, я увидел, стоящего рядом с ним, понтифика сверхчеловеческого величия. Из его глаз лились лучи света, и он держал в руке обнаженный меч; его устрашающий взгляд и угрожающая манера поведения повелели мне дать все, о чем просил посланник римлян». 11
Неизвестно, что сказал святой папа вождю варваров. По свидетельству современника-летописца, он «предал себя божественной помощи, которая никогда не бывает недостаточна в усилиях праведников, и его вера увенчалась успехом». 12 С небесных высот святой Петр благоволил к миссии своего преемника, подтвердив ее чудом. «Это важное событие вскоре стало памятным и продолжает жить как символ действий понтифика за мир». 13 Победа была отпразднована с помпой и торжественностью в Риме, и в качестве вечного акта благодарности святой Лев приказал переплавить бронзовую статую Капитолийского Юпитера и использовать ее для изготовления большой статуи апостола Петра, которая до сегодняшнего дня почитается в базилике Ватикана.
Три года спустя, когда Гензерих, король вандалов, подошел к воротам Вечного города, именно этот святой пастырь снова спас его, убедив захватчиков не сжигать его и не проливать крови.
Кроткий и щедрый Пастырь
Св. Лев последние годы своей жизни посвятил организации церковной дисциплины, проповеди и совершенствованию Литургии. Именно он добавил к канону Мессы слова: Sanctum sacrificium (святая жертва) и Immaculatam Hostiam (непорочное воинство), которые безошибочно свидетельствуют о его богословском чутье и сильной преданности Евхаристической Тайне. Он реставрировал древние базилики, возводил новые храмы и дарил для торжеств богатые сосуды.
Великий во всех аспектах своего понтификата, святой Лев был таким же и в благотворительности, о чем свидетельствует его нежная забота о стаде, вверенном ему Святым Духом, и его щедрость в раздаче милостыни среди нуждающихся.
10 ноября 461 года, окруженный любовью верных, он отдал свою благородную душу Богу, оставив потомству непревзойденный пример честности и ревности о Доме Господнем.
Золотой ключ мощнее
Человек учения, писаний и красноречивых речей, он умело гармонизировал Запад с Востоком, придав Церкви ее вселенский характер. Фигура с несравненной личностью, он помог укрепить первенство Римского престола благодаря престижу и авторитету своей персоны. Понтифик, убеждённый в своей миссии, он защищал истинную Веру, уверенный, что его дела были результатом не его человеческих способностей, а, скорее, изобилия Христовой благодати.
Таков был святой Лев I, прозванный Великим, по причине величественной святости, которой он отличился на протяжении всей своей жизни, оставив грядущим векам могучий урок: плоть бессильна перед духом (ср. Ин 6: 63). Какие бы обстоятельства скорби или испытания ни пришлось пройти Святой Церкви, духовная сила, данная Петру Иисусом, всегда будет заставлять истину сиять и в конце концов восторжествовать. Из двух ключей, украшающих папскую тиару, одного из серебра и одного из золота — символов мирской и духовной власти — самым могущественным является ключ из золота: «и врата ада не одолеют его!» (Мф 16:18). ◊
Примечания
1 GUERANGER, OSB, Prosper. Сен-Леон, Пап и Доктор Эглиз. In: L’Année Liturgique. Ле Темпс Паскаль. 18-е изд. Tours: Alfred Mame et fils, 1920, т.II, стр.321.
2 CLÁ DIAS, EP, João Scognamiglio. Проповедь 31-й -й -й субботы обычного времени. Caieiras, 10 ноября 2007 г.
3 АРТЕРО, Хосе. Сан-Леон-и-Маньо. In: ECHEVERRIA, Lamberto de; ЛЛОРКА, Бернардино; РЕПЕТТО БЕТЕС, Хосе Луис (Орг.). Аньо Кристиано . Мадрид: BAC, 2006, т. XI, стр. 208.
4 СТ. ЛЕВ ВЕЛИКИЙ. Проповеди посвящения. Hom.III, н.2-3. В: Проповеди . Париж: Дю Серф, 2008, т.IV, с.257-261.
5 МОРЕНО СЕБАДА, Эмилио. Las herejías, los cismas y lo errores de todos los siglos . Барселона: Рамон Инглада, 1892, т. I, стр. 640.
6 То же, стр. 654.
7 БЕНЕДИКТ XVI. Общая аудитория 03.05.2008.
8 СТ. ЛЕВ ВЕЛИКИЙ. Эпистола XXVIII, объявление Флавиана . C.3-4: 54 763 мл; 767.
9 БЕНЕДИКТ XVI, op. цит.
10 ЛЕКЛЕРК, Жан. Введение: Saint Léon et son temps. In: САН-ЛЕАН-МАНЬО. Проповеди . 2 изд. Париж: Дю Серф, 1964, т. I, стр. 10-11.
11 ПАВЕЛ ДЬЯКОН, Historia Romana , 14, 12.
12 PROSPERO DE AQUITÁNIA. Хрон. Herculano et Sporatio coss ., 452, апуд ВАЙС, Хуан Баутиста. История Универсал . Барселона: La Educación, 1928, т. IV, стр. 328.
13 БЕНЕДИКТ XVI, op. цит.
Лев Великий: Лев Божий
Его называли Бич Божий — Аттила Гунн.
Он пронесся со своей варварской ордой по Италии, как огонь, оставив после себя разруху и смерть. Жестокий в пытках, ненасытный в грабежах и ненасытный в наглости, он разрушил, разорил и напал на Рим в 452 году.0009
Из древних ворот Рима вышел седовласый старец в блестящих одеждах. Навстречу дикарю вышел безобидный старик; готов вести переговоры и, если Бог даст, спасти свое стадо. Сам престарелый папа Римский поковылял вперед, чтобы провести совещание с диким гунном на глазах у всего мира; и это, по легенде, то, что сказал Папа Римский:
«Римляне, когда-то завоевавшие мир, теперь преклоняют колени побежденными. Мы молимся о милости и избавлении. О Аттила, ты не мог бы иметь большей славы, чем видеть у своих ног умоляющих этот народ, перед которым когда-то лежали умоляющие все народы и цари. Ты покорил, о Аттила, весь круг земель, дарованных римлянам. Теперь мы молимся, чтобы вы, победившие других, победили себя. Народ почувствовал твою беду. Теперь они почувствуют твою милость.
Так говорил почтенный епископ под взором злобного тирана. Затем внезапно недоверчивые глаза Аттилы увидели двух высоких гигантов, стоявших по бокам понтифика, один справа, а другой слева. Появились апостолы Петр и Павел, вооруженные огненными мечами над седой головой папы, который преклонил колени в позе смиренной покорности. Захватчик в ужасе отлетел назад, когда увидел сверкающую славную армию — в десять тысяч раз превосходящую его собственную — выстроившуюся в ряды вспыхивающих огней на фоне ночного неба. Мольба папы эхом отозвалась в его ушах, как приказ, и он бредил, как сумасшедший. Гунн Аттила поднял папу на ноги, поклялся в прочном перемирии и бежал со своими легионами за Дунай.
Титул «Великий» не был впервые присвоен Папе Льву по незначительной причине.
*
Папа Лев Великий занимал кафедру св. Петра с 440 по 461 г., и с нее провозглашал и проецировал избранную святость Рима, называя его царским городом и, в силу престола св. Петра, глава мира, правящий моральной верой и религией, а не военной силой и господством. Голос Льва был голосом вечного города, и это был рык льва и царя: «Хотя и умноженный многими победами, ты распространил власть своего правления на суше и на море. То, что принесли вам ваши воинственные труды, меньше того, что принес вам христианский мир». Рим был и остается сердцем Царства Божия на земле, и Лев прославлял его, несмотря на богатство и славу падшего Константинополя, защищая его как верховный первосвященник Церкви Христовой, как лев с миролюбием своим, утверждается в первенстве, в папском и петровском первенстве.
Хотя его могущество проявлялось в кротости в его знаменитом посольстве с Аттилой Гунном, напористая сила Папы Льва как Наместника Христа была теологической силой во время его замечательного понтификата. В 451 году он собрал самую большую группу епископов в истории на Халкидонский собор: собор, чтобы собрать силы и стратегию против эпидемии ересей, исходящих с Востока. Лев взялся за судьбу Церкви с волей, вызывавшей редкое и сильное доверие к Богу, и с такой широтой видения — как лев, взирающий на свое золотое царство, — что его помнят не только как хранителя Веры, но и как Спаситель западной цивилизации. На Халкидонском Соборе существование двойственной природы Иисуса Христа в одной Божественной Личности было определено и, наконец, догматизировано в великолепном послании Папы Льва, называемом 9-м.0004 Том , который был прочитан вслух на Совете. На это вдохновенное изложение ипостасного союза епископы сообщали: «Се есть вера отцов. Это вера апостолов. Это мы верим. Петр говорил через Лео.
Собор, хотя и укреплял истину внутри Церкви, подлил масла в бушующие огни Востока, где многие епископы еще раздражались возвышением Рима над Константинополем и противостояли православному учению упорными и даже мятежными ересями и расколами. Папа Лев отверг попытки Восточной Церкви подтвердить свои заблуждения относительно Вселенской Церкви. Последующее соперничество между Константинополем и Римом привело к жестоким восстаниям, гонениям и мученичеству святых епископов в Александрии и Египте. Но ни толпа, ни милиция не могли заглушить рев Лео. Он всегда оказывался непреклонным противником ереси. Папа Лев давал инструкции и помогал шатающемуся правительству в Константинополе подавлять религиозных мятежников. В конце концов имперские батальоны были укреплены, а еретики свергнуты.
Слово «лев» означает «лев» на латыни и «царь» на греческом языке. Св. Лев был и тем, и другим, поэтому его и называют Великим. Неукротимый дух и глубокий ум Льва всегда продолжали влиять и информировать Римско-католическую церковь на протяжении столетий после его смерти 10 ноября 461 года, когда он был похоронен, согласно его желанию, как можно ближе к костям Петра. Его проповеди и христологические сочинения уже более полутора тысяч лет читаются в самые прекрасные и знаменательные праздники Веры: Рождество, Крещение, Пятидесятницу и Вознесение.