Лицемерие грех: Лицемерие — Православный портал «Азбука веры»
Содержание
Лицемерие — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Лукавство Энциклопедия изречений
- Лицемерие Библейская энциклопедия Брокгауза
- Лицемерие свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О лицемерии и притворстве Фома Аквинский
- Лицемерие свт. Тихон Задонский
- Грех лицемерия прот. Григорий Дьяченко
- Лицемерие преп. Оптинские старцы
Лицеме́рие —
1) показное поведение, не соответствующее внутреннему расположению души: мыслям, убеждениям, состоянию совести, желаниям, чувствам;
2) несоответствие внешнего поведения внутреннему состоянию души, вызванное желанием выказать себя не таким, каков есть в действительности;
3) (религ.) внешнее, напускное благочестие, фарисейство.
“Волк в овечьей шкуре”. Неизвестный художник. “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” (Мф. 7:15).
Чем лицемерие отличается от лицеприятия?
Через лицемерие человек выставляет в выгодном свете себя, стремится вызвать у окружающих такое отношение к своей персоне, под какое он, собственно, и подбирает уместную внешнюю маску (личину).
Лицеприятие же характеризуется отношением к людям в зависимости от их положения, звания, статуса, сана, материальных возможностей и пр. Лицеприятным можно назвать и пристрастное отношение к человеку, проявляемое с особой услужливостью, вежливостью, внимательностью, заботливостью и т. д.
Лицеприятие может быть связано с лицемерием, а может и не быть.
Скажем, если судья одних судит строго, а других (от которых он в чём-то зависит или с которыми ему не хочется ссориться) неестественно мягко, то это — лицеприятие. Если же и в первом, и во втором случае он выказывает себя беспристрастным и справедливым судьей, то он, вдобавок к нечестности, лицемер.
Если же человек, выделяя одних из числа других и выражая к первым благоприятное отношение, а ко вторым чуждое, делает это без лицедейства — он проявляет лицеприятие не лицемерно.
Заметим, что в некоторых группах или коллективах могут существовать и такие уродливые нормы внутреннего этикета, что лицеприятие едва ли не подменяется там понятием «субординация».
Чем лицеприятие отличается от субординации?
Субординация подразумевает форму и рамки служебного подчинения. Это подчинение строится не на личном пристрастии, а на правилах служебной дисциплины. Без субординации не может функционировать ни одна структурированная организация.
Лицеприятие же связано с добровольным заискиванием одного человека перед другим (мотивы могут быть разными). Достаточно часто такое заискивание сопровождается лестью и лицемерием, тогда как правила субординации могут исполняться без лести и лицемерия.
Лесть и лицемерие способствуют развитию такого уродливого качества как псевдосмирение (см. также: Смиреннословие). Обратной же стороной заискивания с полезными людьми часто служит пренебрежение по отношению к бесполезным (посторонним). А это, в свою очередь, способствует формированию высокомерия.
Что Библия говорит о лицемерии?
Вопрос
Ответ
По сути лицемерие – это когда человек утверждает, что верит во что-то, но действует по-другому. Соответствующее слово в Библии происходит от греческого слова «актер» – буквально «тот, кто носит маску» – иными словами, тот, кто притворяется тем, кем он не является.
Библия называет лицемерие грехом. Есть две формы лицемерия: исповедовать веру во что-то, а затем проявлять действия, противоречащие этим убеждениям; взгляд свысока на других, когда мы сами ошибаемся.
Пророк Исаия осуждал лицемерие своего времени: «Владыка говорит: Этот народ приближается ко Мне устами, чтит Меня губами, но сердца их далеки от Меня, и их поклонение Мне – лишь заученное человеческое предписание» (Исаии 29:13; тут и далее ¬– Новый Русский Перевод). Спустя столетия Иисус процитировал этот стих, адресуя такое же осуждение религиозным лидерам Его дней (Матфея 15:8-9). Иоанн Креститель называл неискренние толпы, приходящие к нему за крещением, «змеиным отродьем» и призывал лицемеров доказывать искренность своего покаяния делами (см. Луки 3:7-9). Иисус занимал столь же решительную позицию против ханжества – Он называл лицемеров волками в овечьей шкуре (Матфея 7:15), побеленными гробницами (Матфея 23:27) и змеями (Матфея 23:33).
Мы не можем утверждать, что любим Бога, если не любим своих братьев (1 Иоанна 2:9). Любовь должна быть искренней (Римлянам 12:9). Лицемер может выглядеть праведным снаружи, но это лишь фасад. Истинная праведность исходит от внутреннего преобразования Святого Духа, а не от внешнего соответствия набору правил (Матфея 23:5; 2 Коринфянам 3:8).
Иисус коснулся другой формы лицемерия в Нагорной проповеди: «Что ты смотришь на соринку в глазу своего брата, когда в своем собственном не замечаешь бревна? Как ты можешь говорить своему брату: “Дай я выну соринку из твоего глаза”, когда в твоем собственном глазу бревно? Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата» (Матфея 7:3-5). Иисус не имел ничего против различения и помощи другим в победе над грехом; напротив, Он призывает не быть настолько гордыми и убежденными в своей благости, чтобы критиковать других с позиции самодовольства. Прежде чем приступить к поискам «соринок» в окружающих, мы должны сначала провести некоторый самоанализ и исправить свои собственные недостатки (сравн. с Римлянам 2:1).
Во время земного служения Иисуса у Него было много конфликтов с религиозными лидерами того времени, фарисеями. Эти люди хорошо знали Священное Писание и ревностно следовали каждому предписанию Закона (Деяния 26:5). Однако, соблюдая букву Закона, они активно искали лазейки, которые позволяли бы им нарушить дух Закона. Кроме того, они проявляли недостаток сострадания к ближним и часто чрезмерно демонстрировали свою так называемую духовность, чтобы заслужить похвалу (Матфея 23:5-7; Луки 18:11). Иисус недвусмысленно осудил их поведение, указав, что «справедливость, милость и верность» важнее, чем стремление к совершенству, основанное на ложных стандартах (Матфея 23:23). Он ясно дал понять, что проблема не в Законе, а в том, как его применяли фарисеи (Матфея 23:2-3). Сегодня слово «фарисей» стало синонимом лицемера.
Следует отметить, что лицемерие – это не то же самое, что обличение греха. Например, не будет лицемерием учить, что пьянство – это грех, даже если мы сами страдаем от алкогольной зависимости. Христиане никогда не будут совершенными – мы все равно будем грешить. Несоблюдение библейских стандартов – это не лицемерие, но лицемерие говорить, что мы верим Богу и хотим повиноваться Ему, а затем не пытаться это сделать. Будет лицемерием учить о вреде пьянства и при этом напиваться каждые выходные. Также будет лицемерием действовать так, будто – поскольку мы не подвержены греху пьянства – мы меньше нуждаемся в Божьей благодати, чем те, кто борется с этим грехом.
Как дети Божьи мы призваны стремиться к святости (1 Петра 1:16). Мы должны «ненавидеть зло» и «держаться добра» (Римлянам 12:9). Мы никогда не должны допускать принятие греха, особенно в своей собственной жизни. Все, что мы делаем, должно соответствовать тому, во что мы верим и кем мы являемся во Христе. Актерское искусство предназначено для сцены, а не для реальной жизни.
English
Вернуться на русскую стартовую страницу
Что Библия говорит о лицемерии?
Поделиться этой страницей:
Почему все христиане лицемеры? Все ли христиане лицемеры?
ГлавнаяМатериалыЖизньРост в жизни Христиане лицемеры
Вопрос
Ответ
Пожалуй, нет более провокационного обвинения, чем обвинение в лицемерии. К сожалению, некоторые считают оправданным свое мнение о том, что все христиане — лицемеры. Термин «лицемер» имеет богатое наследие в английском языке. Термин пришел к нам через латинское лицемерие, означающее «игру, притворство». Еще раньше это слово встречается как в классическом, так и в новозаветном греческом языке и имеет ту же самую идею — играть роль, притворяться.
Именно так Господь Иисус использовал этот термин. Например, когда Христос учил о значении молитвы, поста и милостыни для людей Царства, Он отговаривал нас от подражания лицемерам (Матфея 6:2, 5, 16). Совершая долгие публичные молитвы, применяя крайние меры, чтобы другие заметили их пост, и демонстрируя свои дары Храму и бедным, они проявляли только внешнюю привязанность к Господу. В то время как фарисеи хорошо исполняли свою драматическую роль в качестве публичных примеров религиозной добродетели, они с треском провалились во внутреннем мире сердца, где обитает истинная добродетель (Матфея 23:13-33; Марка 7:20-23).
Иисус никогда не называл Своих учеников лицемерами. Это имя давалось только заблудшим религиозным фанатикам. Наоборот, Он назвал Своих «последователей», «младенцев», «овец» и Свою «церковь». Кроме того, в Новом Завете есть предупреждение о грехе лицемерия (1 Петра 2:1), который Петр называет «неискренностью». Также в церкви зафиксировано два вопиющих примера лицемерия. В Деяниях 5:1-10 два ученика разоблачаются за то, что они притворяются более щедрыми, чем они были на самом деле. Последствие было тяжелым. И из всех людей Петр обвиняется в том, что возглавляет группу лицемеров в обращении с верующими из язычников (Галатам 2:13).
Таким образом, из учения Нового Завета мы можем сделать как минимум два вывода. Во-первых, среди исповедующих христиан существуют лицемеры. Они присутствовали в начале и, согласно притче Иисуса о плевелах и пшенице, несомненно, будут существовать до скончания века (Матфея 13:18-30). Кроме того, если даже апостол может быть виновен в лицемерии, нет причин полагать, что «обычные» христиане будут от него свободны. Мы всегда должны быть начеку, чтобы не впасть в те же самые искушения (1 Коринфянам 10:12).
Конечно, не каждый, кто называет себя христианином, на самом деле христианин. Возможно, все или большинство известных лицемеров среди христиан на самом деле были притворщиками и обманщиками. По сей день выдающиеся христианские лидеры впали в страшные грехи. Иногда кажется, что финансовые и сексуальные скандалы досаждают христианскому сообществу. Однако вместо того, чтобы брать действия немногих и использовать их для очернения всей христианской общины, нам нужно спросить, действительно ли все те, кто называют себя христианами, таковы. Многочисленные библейские отрывки подтверждают, что те, кто действительно принадлежит Христу, проявят плод Духа (Галатам 5:22-23). Притча Иисуса о семени и почве в 13-й главе Евангелия от Матфея ясно показывает, что не все исповедания веры в Него искренни. К сожалению, многие, заявляющие, что принадлежат Ему, однажды будут ошеломлены, услышав, как Он говорит им: «Я никогда не знал вас. Прочь от меня, злодеи!» (Матфея 7:23).
Во-вторых, хотя нас не должно удивлять, что люди, которые притворяются более святыми, чем они есть на самом деле, заявляют, что они христиане, мы не можем заключить, что церковь почти полностью состоит из лицемеров. Конечно, можно признать, что все мы, называющие имя Иисуса Христа, остаемся грешниками даже после того, как наши грехи прощены. То есть, хотя мы и спасены от вечного наказания за грехи (Римлянам 5:1; 6:23), нам еще предстоит спастись и освободиться от присутствия греха в нашей жизни (1 Иоанна 1:8-9), включая грех лицемерия. Через нашу живую веру в Господа Иисуса мы постоянно побеждаем силу греха, пока не будем окончательно избавлены (1 Иоанна 5:4-5).
Все христиане не могут в совершенстве соответствовать стандартам, которым учит Библия. Ни один христианин никогда не был полностью подобен Христу. Однако есть много христиан, которые искренне стремятся жить христианской жизнью и все больше и больше полагаются на Святого Духа, чтобы обличать, изменять и укреплять их. Было множество христиан, которые прожили свою жизнь без скандалов. Ни один христианин не совершенен, но совершить ошибку и не достичь совершенства в этой жизни — не то же самое, что быть лицемером.
Вопросы о христианской жизни
Почему все христиане лицемеры? Все ли христиане лицемеры?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Урок 14: Смертный грех лицемерия (Деяния 4:36-5:11)
12-летний мальчик ждал своего первого приема у ортодонта и немного нервничал. Видимо, он хотел произвести впечатление на дантиста. В анкете пациента в графе «Хобби» он написал: «Плавание и использование зубной нити» (9).0039 Читательский Д и гест [8/94], с. 112).
Это забавный пример того, как мы все склонны к лицемерию. Но духовное лицемерие не смешно; это опасный и смертный грех. Лицемерие тех, кто называет себя христианами, послужило многим предлогом для того, чтобы игнорировать утверждения Христа, говоря: «Церковь полна лицемеров». Лицемерие христианских лидеров стало причиной преткновения многих верующих. В то время как Иисус был нежен со многими известными грешниками, Он использовал язвительные выражения, чтобы обличать тех, кто виновен в религиозном лицемерии.
История Анании и Сапфиры предупреждает нас об опасности греха лицемерия. Это было буквально смертельно для этой пары. Кто-то сказал, что если бы Бог поступил со всеми лицемерами в церкви, как Он поступил с этой парой, наши церкви превратились бы в морги!
Нам не говорят, были ли Анания и Сапфира истинно верующими в Иисуса Христа. Некоторые утверждают, что были; некоторые, что они не были. Возможно, нам не говорят, потому что, если бы мы знали, что они не были истинными христианами, мы бы отмахнулись от их истории, как не относящейся к нам. Если бы мы знали, что они были истинными христианами, мы могли бы сказать: «Слава Богу, что это был всего лишь разовый случай!» Мы не стали бы останавливаться и спрашивать себя: «Истинна ли моя вера во Христа? Нужно ли мне иметь дело с грехом лицемерия?» Мы знаем, что Анания и Сапфира были частью ранней церкви. Их история касается всех нас!
В Деяниях 4 мы видели, как враг напал на церковь снаружи. Иудейские лидеры преследовали апостолов и угрожали им более суровыми мерами, если они продолжат проповедовать во имя Иисуса. Но, несмотря на (или, возможно, из-за ) их угрозы, церковь продолжала стремительно расти. Среди верующих царил дух единства, любви и необыкновенной щедрости (4:32-35). В этом контексте нам дан положительный пример благочестивого человека, Иосифа, более известного как Варнава (4:36-37). Затем нам приводится пример этой пары, которая надела маску лицемерия и была поражена Богом (5:1-11). Эта угроза обольщения изнутри гораздо тоньше и опаснее, чем противодействие извне. Это особенно опасно, когда церковь переживает Божье благословение и силу. Урок:
Поскольку все мы склонны к смертному греху лицемерия, мы должны усердно стремиться к благочестивому характеру.
1. Все мы подвержены смертному греху лицемерия.
Нам необходимо четко определить природу греха Анании и Сапфиры. Их грех был , а не , что они продали свое имущество и отдали только часть церкви. На самом деле Петр разъясняет (5:4), что для них не было бы грехом продать свое имущество и ничего не отдать церкви. Их грех состоял в том, что они вместе сговорились обмануть апостолов и церковь, заставив их думать, что они отдают всю сумму, тогда как на самом деле они оставляли себе часть. Другими словами, они пытались произвести на всех впечатление более высоким уровнем духовности и преданности делу, чем они были на самом деле.
Вы когда-нибудь делали это? Надеюсь, вы не скажете «нет», иначе нам могут понадобиться внезапные похороны сегодня днем! Мы все виноваты в том, что пытаемся произвести впечатление на других своей преданностью и преданностью Христу, хотя в глубине души знаем, что преувеличиваем. Пастор проповедовал о важности ежедневного чтения Библии. Он и его жена были приглашены в дом прихожан на ужин. Его жена увидела запись в кухонном календаре: «Пастор/миссис. на ужин — сотрите пыль со всех Библий» ( Ридерз Дайджест [3/90], с. 129). Обратите внимание на четыре вещи, касающиеся лицемерия:
A. Серьезность лицемерия:
Либеральные комментаторы потрясены этим внезапным суровым наказанием. Анании не дают возможности покаяться, хотя его грех кажется не таким уж серьезным. Его жене даже не говорят о смерти мужа и о том, что с ней будет, если она солжет. В тот момент, когда она соглашается с ложью мужа, она умирает. В наш век толерантности мы можем подумать: «Что в этом такого?»
Но нам нужно смотреть на этот грех со святой Божьей точки зрения, а не с релятивистской точки зрения нашего мира. Иисус всегда сильно бил по лицемерию. В 23-й главе Евангелия от Матфея Он провозгласил много бед книжникам и фарисеям, которых Он неоднократно называл лицемерами. Он предупреждал Своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Луки 12:1). Подобно закваске, лицемерие начинается с малого и незаметно. Кажется, это не имеет большого значения. Но если его быстро не проверить, он распространяется. Это обманывает человека, заставляя его думать, что между ним и Богом все в порядке, тогда как на самом деле все очень неправильно.
Закваска лицемерия может вскоре заразить всю церковь. Церковь в Лаодикии думала, что дела идут хорошо. Они сказали: «Я богат, и разбогател, и ни в чем не имею нужды». Но точка зрения Господа была такова: «Не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17)!
Некоторые спрашивают, почему Бог так жестоко поступил с Ананией и Сапфирой, если Он не поступил так с другими лицемерами в церкви. Вероятно, потому, что церковь была в зачаточном состоянии, и Ему нужно было дать нам трезвый урок серьезности этого греха среди народа Божьего. То же самое он сделал с Аханом (Иисус Навин 7; см. также Лев. 10:1-3; 2 Цар. 6:6-7). Слово «церковь» впервые встречается в Деяниях в 11 стихе (из 16 раз). Слово означает собрание или собрание людей. Лука хочет, чтобы мы знали, что церковь должна жить в святом страхе Божием и особенно должна остерегаться такого тяжкого греха, как лицемерие.
B. Субъекты лицемерия:
Эта пара, впавшая в этот грех, исповедовала христианство, «члены» церкви в Иерусалиме. Это означает, что мы все рискуем впасть в этот тонкий грех. Мы не хотим, чтобы другие христиане или люди вне церкви думали, что у нас есть проблемы. Это не было бы хорошим свидетельством, не так ли? Поэтому мы надеваем свою духовную маску, когда находимся среди других, хотя мы знаем, и наша семья знает, что мы живем не так, как заявляем, что живем. Когда видный христианин оказывается лицемером, мир вздыхает с облегчением, думая: «Христиане на самом деле ничем не отличаются от всех остальных. Если они обманщики, тогда христианство не должно быть истинным».
Заметьте также, что этот грех затрагивает как мужчин, так и женщин. Некоторые грехи могут быть более распространены у мужчин, в то время как другие грехи более распространены у женщин. Но оба пола подвержены лицемерию. Анания и Сапфира вместе согласились на этот акт обольщения (5:9). Независимо от того, мужчина вы или женщина, вам нужно остерегаться лицемерия.
Кстати, некоторые утверждают, что жена должна подчиняться мужу, даже если он просит ее присоединиться к нему в дурных делах. Эта история показывает ошибочность такого взгляда. Когда Петр спросил Сапфиру, продали ли они землю за ту сумму, которую потребовал ее муж, она должна была повиноваться Богу больше, чем своему мужу (5:29).), говоря правду.
C. Эгоизм лицемерия:
Мотив — все в этом грехе. Если бы Анания и Сапфира продали свою землю и сказали апостолам: «Мы чувствуем побуждение отдать половину церкви», это не было бы проблемой. Их грех был злым намерением их сердец, чтобы заставить других думать, что они более духовны, чем они есть на самом деле. Их мотивировала любовь к себе, а не любовь к Богу и другим. Бог, Который всегда знает мотивы наших сердец, осудил их на месте.
Лицемерие всегда мотивировано себялюбием. Мы хотим произвести впечатление на других, заставить их думать, что мы являемся чем-то, чем мы в глубине души знаем, что мы не являемся. У детей, кстати, есть встроенная антенна для обнаружения лицемерия родителей. Ничто так быстро не отвращает детей от веры, как лицемерные родители. Если они слышат, что вы издаете свой духовный голос в кругу церковных людей, но вы оскорбляете их дома, они могут видеть вас насквозь. Их не потянет следовать за Богом, которому вы якобы следуете. Вот почему для родителей крайне важно признать свои ошибки и попросить прощения у своих детей, когда они грешат против них.
D. Близорукость лицемерия:
Лицемерие недальновидно по нескольким причинам:
1) Лицемерие сосредоточено на групповой динамике, а не на личной реальности с Богом.
В те дни было очень интересно находиться в иерусалимской церкви. В портике Соломона собирались большие толпы, тысячи людей слушали проповедь апостолов об Иисусе (5:12; 2:47). В церкви было необычное чувство единства и заботы (4:32). Апостолы совершали необычайные чудеса, чтобы подтвердить евангельскую весть (4:33; 5:16). Каждый день появлялись истории о спасении большего числа людей (5:14). Даже внешние высоко ценили церковь (5:13). Было легко увлечься групповой динамикой и ехать в гуще событий, но не иметь личной реальности с Богом. Так случилось с Ананией и Сапфирой.
Всегда интересно быть частью движения Святого Духа Бога. Некоторые из нас были частью движения Иисуса 1970-х годов. Церковь, в которой я вырос, не могла привлечь на службу в середине недели больше горстки! Но я ходил в Часовню на Голгофе в Санта-Ана, и тысячи молодых людей собирались там на службу в середине недели. Пение не было традиционными гимнами, исполнявшимися вяло под аккомпанемент органа и фортепиано. Все с энтузиазмом пели новые хвалебные припевы в сопровождении длинноволосых музыкантов, играющих на гитарах и барабанах. Было очень приятно присоединиться к такого рода собраниям. И все же, несмотря на то, что многие молодые люди действительно спаслись, всегда были и те, кто просто полагался на групповой опыт. Всегда было грустно, когда они потом впадали в какой-нибудь тяжкий грех и отказывались от веры.
Один из основных способов избежать лицемерия — убедиться, что вы ходите в реальности с Богом каждый день. Доверились ли вы лично Христу как своему Спасителю и Господу? Проводите ли вы время в Его Слове и в молитве на регулярной основе? Справляетесь ли вы с грехом в своей жизни, особенно на уровне сердца, когда Его Слово показывает вам, в чем вы не правы? Если нет, вам придется начать притворяться, когда вы находитесь рядом с другими христианами, чтобы поддерживать видимость того, что у вас все хорошо. Это начало лицемерия.
Рэй Стедман (расшифрованное сообщение «Жизнь тела», библейская церковь «Пенинсула», 26.04.70) указал, что в тот момент, когда мы начинаем притворяться тем, кем мы на самом деле не являемся, входит смерть, потому что мы отрезаны от жизненная реальность общения со Христом и Его телом, церковью. Мы теряем реальность хождения в Духе. Чтобы избежать лицемерия, мы должны поддерживать повседневную реальность с Господом.
2) Лицемерие сосредоточено на том, что думают люди, а не на том, что думает Бог.
Анания и Сапфира хотели хорошо выглядеть перед апостолами и остальной церковью. Варнава только что назвал общую сумму продажи какого-то имущества. Все высоко ценили Варнаву. Анания и Сапфира хотели, чтобы все высоко ценили их. Но, к сожалению, они не остановились, чтобы задуматься о том, что думает о них живой Бог.
Чтобы избежать лицемерия, вы должны ежедневно жить с целью угодить Богу превыше всего. В ту минуту, когда вы начинаете пытаться хорошо выглядеть в глазах других, не заботясь о том, что думает Бог, вы начинаете лицемерить. Позже в этот грех впали и Петр, и Варнава. Церковь в Антиохии объединяла иудеев и язычников в одно братство. Когда Петр впервые побывал там, он ел вместе с язычниками, вопреки иудейским обычаям. Но когда появилась еврейская группа обрезанных, Петр удалился и ел только с евреями, опасаясь, что они подумают. Лицемерие Петра неправильно повлияло на Варнаву. Павел выступил против него публично, и, к его чести, Петр принял упрек (Гал. 2:11-14). Если такие благочестивые мужи, как Петр и Варнава, могли увлечься этим грехом, то, конечно, нам всем нужно быть начеку!
3) Лицемерие сосредоточено на этой жизни, а не на вечности.
Если бы Анания и Сапфира думали о краткости жизни и неизбежности суда и вечности, они бы не сделали того, что сделали. Но независимо от того, будем ли мы немедленно наказаны за наши грехи или должны предстать перед Богом на суде, через несколько коротких лет мы все предстанем перед Богом. Писание напоминает нам: «Ничто во всем творении не скрыто от взора Бога. Все открывается и обнажается перед глазами того, кому мы должны дать отчет» (Евр. 4:13, NIV). Дважды в нашем тексте упоминается, что великий страх объял всех, слышавших о том, что случилось с Ананией и Сапфирой (5:6, 11). И на нас должен прийти великий страх Божий! Мы все в шаге от того, чтобы предстать перед Богом и дать отчет. Постоянное внимание к вечности убережет нас от греха лицемерия.
Анания и Сапфира предупреждают нас о смертном грехе лицемерия. Но наш текст не только предупреждает нас о том, чего не следует делать; это также показывает нам, как в Варнаве, так и в Петре, как мы должны жить.
2. Мы должны усердно стремиться к благочестивому характеру.
Эти люди показывают нам четыре аспекта благочестивого характера:
A. Чтобы стремиться к благочестивому характеру, мы должны возрастать в полноте Святого Духа и веры.
Мы уже видели (2:4), как все апостолы исполнились Святого Духа. Опять же, прежде чем проповедовать перед советом, Петр исполнился Духа (4:8). В 11:24 мы читаем, что Варнава «был мужем добрым, исполненным Святого Духа и веры». Именно Святой Дух показал Петру, что Анания лжет. Петр обвиняет его во лжи Святому Духу (5:3), которого Петр также называет Богом (5:4).
В отличие от этого, Петр говорит, что сатана наполнил сердце Анании (5:3). Как мы видели, быть наполненным означает быть под контролем. Петр и Варнава находились под властью Святого Духа, третьего лица Троицы. Анания и Сапфира находились под контролем сатаны в их акте обольщения, потому что они поддались его искушению. Быть исполненным Святого Духа и веры не означает, что верующий будет безгрешным. Как мы видели, и Петр, и Варнава впоследствии сами впали в лицемерие. Но это означает ежедневное хождение в зависимости от Духа, подчинение Ему, чтобы плод Духа рос в нашей жизни. Быть полным веры означает, что мы ежедневно доверяем Богу и Его обетованиям, а не полагаемся на собственные планы или мирскую мудрость.
B. Чтобы развивать благочестивый характер, мы должны возрастать в служении ободрения.
Мы почти не помним настоящее имя Варнавы, Иосиф, потому что его прозвище слишком известно. Ученые не могут определить этимологию имени, но Лука переводит его для нас как «сын утешения». «Сын» было распространенным еврейским обозначением доминирующей характеристики. Иаков и Иоанн были «сынами грома». Иуда был «сыном погибели». Варнава был настолько отмечен своим ободряющим духом, что стал «сыном ободрения».
Вы выражаете поддержку своим отношением, своими действиями и своими словами. Воодушевляющий человек доверяет Богу и надеется на него, что заставляет других прислушиваться к Его обещаниям. Он действует таким образом, чтобы ободрить тех, кто угнетен. Это может означать помощь человеку с какой-то непосильной задачей или просто уделение времени тому, чтобы выслушать его проблемы. Его слова не саркастические и унизительные, а полны надежды и любви. Он сообщает: «Я верю, что с силой Господа вы будете жить так, как угодно Ему». Все мы должны стремиться быть сыновьями ободрения.
C. Чтобы развивать благочестивый характер, мы должны возрастать в служении щедрости.
Варнава продал часть своего имущества и отдал все это апостолам, чтобы они использовали их для удовлетворения нужд бедняков среди них. Варнава был священника по происхождению, а по Закону священники не могли владеть имуществом (Чис. 18:20; Втор. 10:9). То ли этот закон уже не соблюдался (после изгнания), то ли Варнава только что унаследовал какую-то землю и распоряжался ею, мы не знаем. Но мы знаем, что он мог бы потратить деньги на себя, но он решил отдать их на дело Господа. Как я подчеркивал на прошлой неделе, верующие уподобятся Иисусу, который был богат, но обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой (2 Кор. 8:9).). Несомненно, жадность побудила Ананию и Сапфиру удержать часть прибыли от продажи своей земли. Как верующие, мы должны умертвить всю жадность и возрастать в щедрости, делясь тем, что Бог дал нам.
D. Чтобы следовать благочестивому характеру, мы должны возрастать в непорочности.
Я полагаю, что подарок Анании и Сапфиры был довольно существенным. Если бы Петр не был честным человеком, он мог бы подумать: «Я не смею обижать этих богатых жертвователей». Даже если бы он заподозрил некий обман, он бы постарался похвалить их за щедрость в надежде, что в будущем они дадут больше. Но Петра больше заботила чистота в церкви, чем принятие дара, сделанного с неправильными мотивами. Поэтому он решительно противостоял их обману.
Либеральные комментаторы ругают Петра за то, что, по их словам, он не проявлял той благодати, которую Иисус проявлял к грешникам. Говорят, что он был больше духом Илии, низводившего огонь с неба, чем духом Иисуса, предложившего прощение грешникам. Но Петр не выносил смертного приговора Анании. Он упрекнул его, но я думаю, что Петр был немного удивлен, когда Анания упал замертво перед ним. С Сапфирой он предсказал, что с ней произойдет то же самое, что только что случилось с ее мужем. Но Петр был просто Божьим инструментом, чтобы говорить Свою истину. Это Бог очистил Свою церковь от этих лицемеров.
Каждый раз, когда мы решительно выступаем против греха в церкви, кто-то обвиняет нас в том, что мы не любим. Но терпеть грех в церкви, грех, который будет распространяться, как закваска, заражать и уничтожать многих других, не значит действовать с любовью или состраданием. Мы всегда должны предлагать прощение и восстановление тем, кто раскаивается. Но мы никогда не должны терпеть грех под знаменем любви. Порядочные люди придерживаются как доброты, так и истины (Притчи 3:3).
Заключение
Джордж Вервер, основатель операции «Мобилизация», рассказывает о времени, когда ему было около 19 лет.. Он услышал, как мужчина произнес мощную проповедь. Это побудило Вервера вновь посвятить свою жизнь Христу. Он подошел поговорить с мужчиной в конце службы. Пока он стоял там, он заметил всех прихожан в их дорогих одеждах. Он также заметил, что спикер был очень хорошо одет, излучая ауру успеха. Он спросил его, думает ли он, что эти люди откликнутся на весть отдать все для Христа. Он посмотрел на Вервера и сказал: «Послушайте, молодой человек, я евангелист, и это моя жизнь. Вот как я зарабатываю деньги, проповедуя и выполняя Божью работу. То, о чем я говорил, все это было правдой, но я сомневаюсь, чтобы кто-нибудь действительно так жил, если только, может быть, не шла война». Вервер ушел, чувствуя себя очень потрясенным.
Лицемерие — смертный грех.