Люди в которых вселился бес: Чем нам так нравится изгнание бесов?
Содержание
Чем нам так нравится изгнание бесов?
- Николас Барбер
- BBC Culture
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, PA
Каждый год Голливуд выпускает хотя бы один фильм о том, как в человека вселился дьявол. Корреспондент Би-би-си предлагает свое объяснение того, почему эти фильмы так популярны.
Каждый раз повторяется одна и та же история. Один из персонажей начинает скрежетать зубами и грызть мебель. Другой выясняет причину происходящего и приходит к выводу: в беднягу вселилась нечистая сила. Ему никто не верит. Но тут в кадре появляется священник, размахивающий распятием и выкрикивающий что-то на латыни. В итоге, примерно через час, зубовный скрежет утихает, и все возвращается в норму.
«Ужастики» о бесовщине ничуть не изменились с 1973 года, когда на экраны вышел изрядно попугавший зрителей фильм режиссера Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола». Примечательно, что сейчас этот подвид фильмов ужасов популярен как никогда.
За последние 10 лет в Голливуде каждый год выходил хотя бы один фильм об экзорцизме. Последний пример — картина «Избави нас от лукавого» с Эриком Бана и Эдгаром Рамиресом в главных ролях. В 2013 году это были «Заклинание» и «Последний экзорцизм, часть 2». Годом раньше вышла картина «Одержимая «. В 2011 на экранах кинотеатров появился фильм «Обряд». И так — до начала 2004 года, когда режиссер Ренни Харлинг снят картину «Изгоняющий дьявола: Начало».
«Есть объяснение тому, почему экзорцизм превратился в один из востребованных сюжетов современного кино, — говорит кинокритик Би-би-си Марк Кермоуд, давний поклонник творения Уильяма Фридкина. — Потому что он очень театрален. Ритуал изгнания бесов — это, по сути дела, люди в театральных костюмах, читающие вслух довольно витиеватую прозу».
Сцены экзорцизма появлялись и в более ранних фильмах. Среди них можно отметить другую любимую картину Марка Кермоуда — фильм «Дьяволы» режиссера Кена Рассела, вышедший в прокат в 1971 году. Десятью годами раньше был снят фильм «Мать Иоанна от ангелов», получивший специальный приз Каннского фестиваля.
Автор фото, PA
Подпись к фото,
Линда Блэр исполнила в культовом «ужастике» 1974 года роль одержимой
Но законодателем мод в этом жанре был и остается «Изгоняющий дьявола» — именно под таким названием фильм Уильяма Фридкина вышел в России в официальном прокате. В английском варианте фильм называется «The Exorcist», поэтому и в России его название часто переводят как «Экзорцист».
«Все знают, что невозможно сейчас употребить слово «экзорцизм» и не вспомнить об этом фильме, — говорит Марк Кермоуд. — Это уже часть фольклора «ужастиков». Невозможно сказать «бензопила» и не подумать о культовом фильме «Техасская резня бензопилой». И то же самое с «Экзорцистом»- название фильма становится мемом».
Ужасы полового созревания
Тем, кому не хватило смелости посмотреть этот фильм Уильяма Фридкина, скажу, что интрига начинает разворачиваться с того момента, когда в 12-летнюю девочку (актриса Линда Блэр, номинированная на Оскара за эту роль) вселяется злой дух по имени Пазузу. Дух превращает девочку в рычащего и изрыгающего проклятья, сексуально озабоченного прыщавого монстра, блюющего как из пушки.
Если этот сценарий вдруг находит живой отклик в сердцах родителей подростков, особо удивляться тут нечему. Как утверждает историк Тим Снелсон из университета Ист-Англия, изучающий медиумов, кошмары экзорцизма имеют не меньше общего с гормонами, чем с нечистой силой.
Подпись к фото,
Мерседес Маккембридж озвучивала демона в «Изгоняющем дьявола»
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Эти фильмы часто воспринимаются как метафоры проблем полового созревания, — говорит Тим Снелсон. — Это время, когда подросток вдруг становится обуреваем странными желаниями и влечениями, когда не только родители, но и сами дети перестают понимать свое поведение, чувства и даже не узнают собственный голос».
«Фильмы об экзорцизме задают те же вопросы, которые могут возникать у родителей: «Кто этот ребенок? Следует ли мне беспокоиться о его поведении?» А подросткам вдруг доставляет неестественное удовольствие смотреть, как на экране ребенок блюет в лицо маме и ругает ее последними словами», — поясняет Тим Снелсон.
Но бесы, вселяющиеся в подростка, как считает Снелсон, символизируют не только гормоны. Они представляют собой и воплощение кошмара любого родителя — порочного влияния, разъедающего невинную душу их чада.
“Изгоняющий дьявола» в 1970-х был настоящим блокбастером, потому что в те годы родители были обеспокоены второй волной феминизма и контркультуры. А недавняя череда фильмов об экзорцизме играет на страхах отцов и матерей, обеспокоенных тем, что интернет может испортить их ребенка, закрывшегося в своей спальне”, — говорит Снелсон.
Если вас эти тезисы не убеждают, подумайте сами: люди, в которых вселяется дьявол в этих фильмах, как правило, девочки. А священники, изгоняющие бесов, представлены как отеческие фигуры .
Подпись к фото,
Священники в фильмах об экзорцизме олицетворяют отцов
Полезно также знать, что автор сценария фильма «Изгоняющий дьявола» Уильям Питер Блатти был вдохновлен реальным случаем экзорцизма, проведенного в 1949 году. Но в своих книге и киносценарии он изменил пол жертвы с мужского на женский.
Можно сказать, что фильмы об экзорцизме — это истории об отцах и дочерях.
«В финале «Изгоняющего дьявола», — рассказывает Тим Снелсон, — священник вселяет беса в свое собственное тело и выбрасывается из окна. Он, словно отец, жертвует собой, чтобы избавить девочку от плохого влияния и восстановить свой авторитет в доме».
Более 40 лет спустя эта сюжетная линия получила свое развитие в фильме «Избави нас от лукавого».
«Этот фильм во многом посвящен тому, чтобы показать, на что может пойти отец, защищая свою дочь, — говорит Снелсон. — И я заметил, что отрицательного героя играет в нем Шон Харрис, известный своими морально и социально разложившимися персонажами в таких картинах, как «Гарри Браун» и «Вне закона». На этот раз он представляет нам сатанинскую версию головорезов, сыгранных им в других фильмах”.
Жажда мистики
Но популярность фильмов об экзорцизме держится не только на родительской паранойе. Автор книги «Исторический словарь кинематографа ужасов» Питер Хатчингс считает, что эти кинокартины также связаны с религиозными устремлениями человека.
“Мы смотрим фильмы об одержимых бесами, потому что они утверждают, что в мире есть духовное измерение, что существует вокруг нас что-то еще, помимо сугубо материального, — говорит доктор Хатчингс. — Поражает, как много в таких фильмах скептически настроенных персонажей, которых надо долго убеждать в ценности и силе обряда экзорцизма».
Автор фото, AP
Подпись к фото,
В фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы» тоже есть бесы. И это кино, пожалуй, пострашнее любого «ужастика».
Примечательно и то, что скептиков в конце концов всегда удается убедить. Во всех случаях предрассудок побеждает, а наука терпит поражение. Это означает, что при всем антураже этих фильмов, с их проклятиями и насилием, картины Голливуда об экзорцизме в итоге поддерживают религию.
Для Голливуда эта стратегия весьма дальновидна и выгодна.
В 2004 году, когда фильм «Изгоняющий дьявола: Начало» вызвал взрыв интереса к теме, в прокат вышел еще один фильм, возможно, не менее влиятельный — картина Мэла Гибсона «Страсти Христовы».
Заработав на прокате 600 млн долларов, фильм доказал, что сюжет на библейскую тему может сопровождаться чудовищно кровавыми сценами и приносить при этом огромную прибыль.
Не удивительно, что фильмы об экзорцизме вдруг стали хорошим вложением денег. В пятницу вечером они могут привлечь почитателей «ужастиков», а в воскресный день — добропорядочных прихожан. Эта стратегия работает в двух направлениях: если такие фильмы привлекают прихожан местного храма в кинотеатр, они точно также привлекают любителей фильмов ужасов в церковь.
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,
Нет ничего удивительного в том, что после фильмов об одержимых демоном люди устремляются в церковь
“Когда вышел «Изгоняющий дьявола», толпы людей бежали из кинозала прямиком в соседнюю церковь, — подтверждает эту мысль Марк Кермоуд . — Я разговаривал с католиками, говорившими мне, что для них это была лучшая реклама. Действительно, когда в последний раз вы видели фильм, в котором священник был героем?”
Однако не все фильмы об экзорцизме представляют официальную религию в столь благосклонном свете. Картина режиссера Кристиана Мунджиу «За холмами», номинированная на «Оскара» в 2012 году, основана на реальной истории — обряде изгнания бесов, проведенном в 2005 году в монастыре Святой Троицы в румынской деревне Танаку.
Неуравновешенное поведение девушки, приехавшей в этот затерянный в горах монастырь, навело монахинь на мысль о том, что в нее вселился дьявол. Они заковали девушку в цепи и начали морить голодом.
Монахини были уверены в том, что изгоняют нечистую силу. Но девушка умерла — и в реальной истории, и в фильме. Единственное зло, которое присутствует в этой картине — это зло монахинь, решивших заняться экзорцизмом. Но не ждите, что в Голливуде появится много подобных фильмов.
Прочитать
оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте
BBC Culture.
Изгнание дьявола. Как демоны попадают в наш мир? :: ТВ Центр
02:55
- 12 марта 2022
Согласно Библии ещё до сотворения Адама и Евы ангел Люцифер пожелал стать равным Богу. За это он был низвергнут на Землю и обречён на гибель. Вместе с ним пала треть ангелов, которых отныне стали называть бесами. Вот они-то людям и досаждают. Но как бесы выбирают своих жертв? Что их привлекает?
Специалисты утверждают: бесы способны проникать в человеческий разум, подавлять волю, давать команды – вплоть до приказа убить себя или других. Так случилось и со знаменитой ведьмой Илоной Новосёловой. Илона уверяла, что общается с потусторонним миром, слышит голоса мёртвых и пользуется их советами. Но за этот дар ей пришлось заплатить страшную цену: по уверениям друзей и близких, именно голоса из преисподней заставили экстрасенса выброситься из окна в июне 2017 года.
В бесов верят не только простые люди, но и учёные. Так, в 2005 году профессор религиоведения из Калифорнии Стаффорд Бетти опубликовал статью, в которой доказал возможность одержимости демонами. Он утверждал, что во всех мировых культурах существуют доказательства того, что демоны действительно могут овладевать людьми. А избавиться от них можно, проведя обряд экзорцизма (изгнания). Кстати, экзорцизм – не миф и не выдумка кинорежиссёров. Его практикуют священнослужители всех известных религий мира. В православных храмах для этого обряда устанавливают специальный день, когда проводят чин отчитки. Существует уникальный мусульманский обряд освобождения от демонов, которых в Коране называют джиннами. В африканской магии вуду для изгнания бесов экзорцист использует свечи и чёрного петуха…
Но экзорцизм может быть и опасным. Так, в 70-е годы весь мир поразила трагедия Аннелизы Михель из ФРГ. Аннелиза страдала от голосов в голове и утверждала, что видит демонов из потустороннего мира. Медики помочь девушке не смогли, её состояние ухудшалось. Михель перестала есть, сама себе наносила страшные раны. Отчаявшиеся родители обратились к священнику-экзорцисту. Но было поздно – истощённый организм девушки не выдержал обряда. Аннелиза успела рассказать священнику, что в ней сидят демоны: Люцифер, Иуда Искариот, Нерон, Каин, душа франкийского монаха Флейшмана, отрекшегося от Бога, Гитлер. Говорят, на аудиозаписи, которую можно найти на просторах интернета, звучит голос одного из демонов…
Эзотерики утверждают: Гитлер тоже был одержим демонами. Близкие фюрера вспоминают, что, будучи молодым художником, он посетил музей, где увидел так называемое копьё судьбы, которым по легенде проткнули Иисуса Христа. И с тех пор что-то в нём изменилось. К чему всё это привело, мы и так знаем.
Некоторые специалисты уверены, что даже пророчица Ванга была вовсе не посланницей небес, а слугой самого дьявола. Она мучилась от голосов, которые звучали в её голове и заставляли произносить свои страшные пророчества. И официальная церковь, кстати, до сих пор не признаёт дара Ванги.
Какая сила заставляет пускаться во все тяжкие известную телеведущую Дану Борисову? Почему приказам голосов из потустороннего мира не смогла сопротивляться жена актёра Александра Пороховщикова, и какую роль в этом сыграл фамильный дом актёра? Что психиатры и учёные говорят об одержимости? Реальные истории, комментарии экзорциста из Махачкалы Абу Джафара, священников Максима Каскуна и Всеволода Чаплина, физика Алексея Ипатова и других – в документальном фильме «Изгнание дьявола».
причин владения: опасные люди, опасные места | Демоническая одержимость и живая религия в позднесредневековой Европе
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicОдержимость демонами и живая религия в позднесредневековой ЕвропеЕвропейская историяИстория религииИстория Средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicОдержимость демонами и живая религия в позднесредневековой ЕвропеЕвропейская историяИстория религииИстория Средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг. )КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Ссылка
Katajala-Peltomaa, Sari,
‘Причины владения: опасные люди, опасные места’
,
Демоническое владение и живая религия в последующей средневековой Европе
(
Оксфорд,
202020;
онлайн Эдн. ,
Oxford Academic
, 23 апреля 2020 г.
), https://doi. org/10.1093/oso/9780198850465.003.0002,
, по состоянию на 19 ноября 2022 г.
3
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicОдержимость демонами и живая религия в позднесредневековой ЕвропеЕвропейская историяИстория религииИстория Средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicОдержимость демонами и живая религия в позднесредневековой ЕвропеЕвропейская историяИстория религииИстория Средневековья и эпохи Возрождения (500–1500 гг.)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе основное внимание уделяется причинам, по которым люди становятся жертвами демонов; насколько опасны в этом отношении некоторые виды поведения, действия и места. Достаточно приземленные и конкретные объяснения, данные мирянами, противопоставляются и сравниваются с примерами, приведенными в дидактическом материале. В показаниях мирян вопросы вины не выделялись, и часто не предлагались причины для владения; случайно проглоченный демон мог быть способом оправдать себя и смягчить отклонение, вызванное тревожными симптомами. Общепринятой модели причинно-следственной связи не существовало, поскольку местные традиции, а также культурные и экологические различия сыграли роль в объяснении причин демонического присутствия. Сравнительный анализ показывает, например, что в густонаселенных городских районах Северной и Центральной Италии духовные опасности дикой природы и городских пространств больше выделялись как фоновые причины, чем на сельском Севере.
Ключевые слова:
демонический, живая религия, процесс канонизации, грех, проклятие, чудо наказания, дух в лесу, дух в воде, Италия, Скандинавия
Предмет
Европейская историяИстория религииИстория средневековья и эпохи Возрождения (500–1500)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Ученый противостоит одержимости демонами
(CNN) Небольшая группа монахинь и священников встретила женщину в часовне дома одним июньским вечером. Несмотря на то, что на улице было тепло, в комнате поселился ощутимый холодок.
Когда священники начали молиться, женщина впала в транс, а затем ожила. Она говорила несколькими голосами: один был низким, гортанным и мужественным; другой был высоким; третий извергал только латынь. Когда кто-то тайком обрызгал ее обычной водой, она никак не отреагировала. Но когда использовалась святая вода, она кричала от боли.
— Оставьте ее в покое, вы, гребаные священники, — прокричал гортанный голос. — Стой, шлюхи… Пожалеешь.
Вы, наверное, видели это раньше: душа, испорченная сатаной, священник, размахивающий распятием перед рычащей женщиной. Фильмы и книги так часто имитируют экзорцизм, что стали клише.
Но это был настоящий экзорцизм, и в нем участвовал персонаж, которого обычно нет в традиционном сценарии изгнания дьявола.
Доктор Ричард Галлахер — психиатр, получивший образование в Лиге плюща, преподающий в Колумбийском университете и Нью-Йоркском медицинском колледже. Он был частью команды, которая пыталась помочь женщине.
Борьба с приспешниками Сатаны не входила в карьерный план Галлахера, пока он изучал медицину в Йельском университете. Он знал о библейских рассказах об одержимости демонами, но думал, что это попытка древней культуры бороться с психическими расстройствами, такими как эпилепсия. Он гордо называет себя «человеком науки».
Однако сегодня Галлахер стал кем-то другим: помощником разросшейся сети экзорцистов в Соединенных Штатах. Он говорит, что одержимость демонами реальна. Он видел улики: жертвы внезапно заговорили на прекрасной латыни; священные предметы, слетающие с полок; люди, демонстрирующие «скрытые знания» или секреты о людях, которых они не могли знать.
«Одна женщина была промокшей до 90 фунтов. Она швырнула лютеранского дьякона, который весил около 200 фунтов, через всю комнату», — говорит он. «Это не психиатрия. Это за пределами психиатрии».
Галлахер называет себя «консультантом» по демонической одержимости. Последние 25 лет он помогает духовенству отличить психическое заболевание от того, что он называет «настоящим». По его оценкам, он видел больше случаев одержимости, чем любой другой врач в мире.
Была одна женщина, которой было 9 лет0 фунтов насквозь промокший. Она швырнула лютеранского дьякона, который весил около 200 фунтов, через всю комнату. Это не психиатрия. Это за пределами психиатрии.
Доктор Ричард Галлахер, психиатр, профессор и «консультант» по одержимости демонами
«Всякий раз, когда мне нужна помощь, я обращаюсь к нему», — говорит преподобный Гэри Томас, один из самых известных экзорцистов в Соединенных Штатах. Фильм «Обряд» был основан на произведении Томаса.
«Его очень уважают в поле», — говорит Томас. «Он не похож на большинство терапевтов, которые либо атеисты, либо агностики».
Галлахер — крупный мужчина ростом 6 футов 5 дюймов, который когда-то играл в полупрофессиональный баскетбол в Европе. У него грубый, беззаботный нрав. Когда он говорит об одержимости, это звучит так, как будто он описывает рост водорослей; его тон сухой, клинический, деловитый.
Обладание, говорит он, редкое, но реальное.
«Я трачу больше времени на то, чтобы убедить людей в том, что они не одержимы, чем на самом деле», — написал он в эссе для The Washington Post.
Некоторые критики, тем не менее, говорят, что Галлахер стал одержим собственными иллюзиями. Говорят, все, чему он был свидетелем, — это дешевые салонные трюки людей, которым может понадобиться терапия, но уж точно не экзорцизм. И, утверждают они, нет никаких эмпирических доказательств того, что одержимость реальна.
Тем не менее, одна из самых больших загадок работы Галлахера заключается не в том, что он видел. Вот как он эволюционировал.
Как «человек науки» попадает в мир демонической одержимости?
Его краткий ответ: Он встретил царицу Сатаны.
«Жуткая» встреча со злом
Она была женщиной средних лет, в развевающейся темной одежде и с черными тенями для век. Она могла быть очаровательной и привлекательной. Она также была частью сатанинского культа.
Она называла себя королевой культа, но Галлахер называл ее «Джулия» — псевдоним, который он ей дал.
Женщина обратилась к местному священнику, убежденная, что на нее напал демон. Священник направил ее к экзорцисту, который обратился к Галлахеру за оценкой психического здоровья.
Почему же дьяволопоклонник хочет быть свободным от дьявола?
«Она была в противоречии», — говорит Галлахер. «Была часть ее, которая хотела освободиться от владения».
В итоге она избавила Галлахера от сомнений. Это было одно из первых дел, за которое он взялся, и оно изменило его. Галлахер помог собрать команду экзорцизма, которая встретила Джулию в часовне дома.
Предметы летали с полок вокруг нее. Каким-то образом она знала личные подробности жизни Галлахера: как его мать умерла от рака яичников; тот факт, что две кошки в его доме пришли в бешенство, сражаясь друг с другом в ночь перед одним из ее сеансов.
Джулия нашла способ связаться с ним, даже когда ее не было с ним, говорит он.
Он говорит, что однажды ночью разговаривал по телефону со священником Джулии, когда оба мужчины услышали один из демонических голосов, исходивших от Джулии во время ее транса, хотя у нее не было рядом телефона и она находилась за тысячи миль.
Он говорит, что никогда не боялся.
«Это жутко, — говорит он. «Но я считаю, что я на стороне победителей».
Как ученый верит в демонов
Он также настаивает на том, что он на стороне науки.
Он говорит, что является сторонником научного метода, который учит людей следовать фактам, куда бы они ни вели.
Выросший в большой ирландской католической семье на Лонг-Айленде, он не слишком задумывался об историях одержимости. Но когда он продолжил заниматься такими делами, как у Джулии, как профессионал, говорит он, его взгляды должны были измениться.
Некоторые священники говорят, что те, кто занимается оккультизмом, открывают двери демонам.
«Я не верю в это, потому что я католик», — говорит он. «Я стараюсь следовать уликам».
Быть католиком, однако, может помочь.
Галлахер вырос в семье, где к вере относились серьезно. Его младший брат Марк говорит, что Галлахер был академическим вундеркиндом с фотографической памятью, который хотел использовать свою веру, чтобы помогать людям.
«У нас было сенсационное детство, — говорит Марк Галлахер. «Мои мать и отец всегда умели помогать соседям или родственникам». Их мать была домохозяйкой, а отец — юристом, участвовавшим во Второй мировой войне. «Мой отец с гордостью провожал нас в церковь. Он учил нас отдавать».
Два способа отдачи Галлахера — помощь как психически больным, так и одержимым — могут показаться противоречащими друг другу. Но не обязательно для тех, кто в католической церкви.
Современный католицизм не считает веру и науку противоречащими друг другу. Его лидеры настаивают на том, что одержимость, чудеса и ангелы существуют. Но глобальное потепление реально, как и эволюция, и чудеса должны документироваться с научной точностью.
Некоторые истории стирают границы между наукой, духовностью и сверхъестественным. Эти истории из «Другой стороны».
Откуда берутся совпадения?
Синхронность знакома многим, но мало кто понимает, как она работает. Наши жизни формируются невидимыми руками? Или мы жертвы психологического нарциссизма?
Beyond Goodbye
Некоторые люди не только делятся своей жизнью, но и моментом смерти с близкими. Являются ли эти «совместные смерти» реальностью или миражом?
Почему Бигфут начинает нервничать
Истории о монстрах известны уже тысячелетия. Теперь по горячим следам идут охотники, вооруженные камерами, дронами и очками ночного видения. Смогут ли они поймать одного?
Охотников за привидениями преследуют соревнования
Мы слышали о призраках, которые преследуют живых. Теперь людей начинают беспокоить призраки. По всей Америке команды ползают по домам людей, пытаясь избавиться от их паранормальных вредителей.
Небеса популярны, кроме церкви
Популярная культура наполнена рассказами людей, утверждающих, что они были на грани смерти. Так почему же церковь больше не говорит о небесах?
Прощание из могилы?
Хотя визиты духов недавно ушедших могут быть пугающими, они также утешают, говорят те, кто видел эти «кризисные явления». Могут ли узы между близкими бросить вызов смерти?
Одним из любимых источников вдохновения Галлахера является энциклика Папы Иоанна Павла II «Fides et Ratio» («О вере и разуме»). Папа пишет, что «никогда не может быть истинного расхождения между верой и разумом, поскольку тот же самый Бог, открывающий тайны и дарующий дар веры, также поместил в человеческий дух свет разума».
Акцент церкви на вере и разуме можно увидеть даже в зарождении ритуала экзорцизма.
«Обряд изгнания нечистой силы» был впервые опубликован в 1614 году Папой Павлом V, чтобы подавить тенденцию мирян и священников поспешно проводить экзорцизм над людьми, которые, по их мнению, были одержимы, например, жертвами бубонной чумы, говорит преподобный Майк Дрисколл, автор книги «Демоны, избавление, различение: отделение фактов от вымысла о духовном мире».
«Строка (в обряде) говорила, что экзорцисту следует быть осторожным, чтобы различать одержимость демонами и меланхолию, которая является признаком психического заболевания», — говорит Дрисколл. «Церковь уже тогда знала, что существуют психические проблемы. Она сказала, что экзорцист не должен иметь ничего общего с медициной. Оставьте это врачам».
Узнайте о реальной истории, вдохновившей на создание фильма «Изгоняющий дьявола»
Врачи, наверное, как и Галлахер.
Галлахер говорит, что понятие одержимости духом не ограничивается католицизмом. Мусульманские, иудейские и другие христианские традиции считают одержимость духами — святыми или добрыми — возможной.
«Это не так эзотерично, как некоторые считают», — говорит Галлахер. «Я знаю довольно много психиатров и специалистов в области психического здоровья, которые верят в это».
Доктор Марк Альбанезе среди них. Друг Галлахера, Альбанезе изучал медицину в Корнелле и десятилетиями занимался психиатрией. В письме в католический журнал New Oxford Review он защищал веру Галлахера в одержимость.
Он также говорит, что среди медицинских работников растет убеждение в том, что при лечении необходимо учитывать духовное измерение пациента, независимо от того, согласен с этим мнением врач или нет. Некоторые психиатры даже говорили о добавлении диагноза «расстройство транса и одержимости» в DSM, главное руководство по диагностике расстройств, которым пользуются специалисты в области психического здоровья в США.
В человеческом разуме еще столько всего, чего психиатры не знают, говорит Альбанезе. Раньше врачи скептически относились к людям, которые утверждали, что страдают раздвоением личности, но теперь это законное расстройство (диссоциативное расстройство личности). Многие до сих пор ошеломлены силой плацебо, безвредной таблетки или медицинской процедуры, которая в некоторых случаях приводит к исцелению.
«Есть определенная открытость к происходящему опыту, который выходит за рамки того, что мы можем объяснить с помощью МРТ, нейробиологии или даже психологических теорий», — говорит Альбанезе.
Доктор Джеффри Либерман, психиатр, специализирующийся на шизофрении, пришел к такому же заключению после того, как у него был неприятный опыт с пациентом.
Либермана попросили изучить видеозапись экзорцизма, которую он впоследствии отклонил как неубедительную.
Потом он встретил женщину, которая, по его словам, «напугала меня».
Либерман, директор Психиатрического института штата Нью-Йорк, говорит, что его и семейного терапевта попросили обследовать молодую женщину, которую некоторые считали одержимой. Он и его коллега пытались лечить женщину в течение нескольких месяцев, но сдались, потому что безуспешно.
Фильм «Обряд» основан на жизни преподобного Гэри Томаса, одного из ведущих экзорцистов в США.
Во время лечения произошло нечто, что он до сих пор не может объяснить. По его словам, после сеансов с этой женщиной он возвращался вечером домой, и свет в его доме выключался сам по себе, фотографии и произведения искусства падали или соскальзывали с полок, и он испытывал пронзительную головную боль.
Когда он однажды упомянул об этом своей коллеге, ее ответ ошеломил его: у нее были точно такие же переживания.
«Мне пришлось признать, что я действительно не знал, что происходит», — говорит Либерман. «Из-за странных вещей, которые произошли, я бы не сказал, что (одержимость демонами) невозможен или категорически исключил это… хотя у меня очень мало эмпирических данных, подтверждающих его существование».
Трагическая история настоящей «Эмили Роуз»
Если вы хотите знать, почему так много ученых и врачей, таких как Либерман, проявляют осторожность в отношении узаконивания одержимости демонами, вспомните одно имя: Аннелиз Мишель.
Мишель стал жертвой одного из самых громких дел современного экзорцизма. Если у вас есть на это смелость, зайдите в Интернет и послушайте аудиокассеты и посмотрите видеозаписи ее изгнания нечистой силы. Образы и звуки врежутся в ваш мозг. Как будто кто-то уронил микрофон в ад.
Мишель была немецкой католичкой, которая умерла от голода в 1976 году после 67 экзорцизмов в течение девяти месяцев. Ей поставили диагноз эпилепсия, но она считала себя одержимой. Как и ее набожные родители-католики. Сообщается, что она демонстрировала некоторые из классических признаков одержимости: ненормальная сила, отвращение к священным предметам, говорение на разных языках.
Узнайте об Аннелизе Мишель
Но власти позже установили, что родители Мишеля и два священника несут ответственность за ее смерть. Немецкие власти предали их суду за убийство, и они были признаны виновными в убийстве по неосторожности. Фильм 2005 года «Экзорцизм Эмили Роуз» был основан на испытаниях Мишеля и последующем судебном процессе.
Худшее, что вы можете сделать с пациентом, страдающим бредом, — это подтвердить его заблуждения. Сказать пациенту, который борется, что, возможно, он одержим демоном, это худшее, что вы можете сделать.
Стивен Новелла, невролог и профессор Йельской школы медицины
Одним из ведущих скептиков экзорцизма и одним из главных критиков Галлахера является Стивен Новелла, невролог и профессор Йельской школы медицины.
Он написал длинный пост в блоге, в котором анализирует опыт Галлахера с Джулией, сатанинской жрицей. Это может быть прочитано как уничтожение экзорцизма повсюду.
Он говорит, что Джулия, вероятно, провела «холодное чтение» Галлахера. Это старый трюк гадалок и медиумов, в котором они используют расплывчатые, пробные утверждения, чтобы делать хитрые предположения о ком-то. (Гадалка: «Я вижу недавнюю трагедию в вашей семье». Клиент: «Вы имеете в виду мою сестру, которая пострадала в автокатастрофе? Как вы узнали?»)
Или возьмем человека, говорящего на незнакомом языке, таком как латынь, во время одержимости.
«Пациент может запомнить латинские фразы, чтобы выбросить их во время одного из своих занятий», — написала Новелла. «Они разговаривали на латыни? Понимали ли они латынь, с которой им говорили? Или они просто говорили на латыни?»
Узнайте, почему Новелла считает экзорцизм фальшивкой
Новелла говорит, что примечательно, что никто не заснял никаких паранормальных явлений, таких как левитация или полет священных предметов через комнату во время экзорцизма. Он видел записи экзорцизма, размещенные в Интернете и в документальных фильмах, и говорит, что они не страшные.
«Они скучные, — говорит он. «Ничего захватывающего не происходит. Максимум, что вы получаете, это очень плохую игру человека, которого изгоняют».
В интервью Новелла пошел еще дальше и раскритиковал любого терапевта, который верит в заблуждения своего пациента.
«Самое худшее, что вы можете сделать с пациентом, страдающим бредом, — это подтвердить его заблуждения», — говорит Новелла, основатель Общества скептиков Новой Англии.
«Основная цель терапии — переориентировать их на реальность. Сказать пациенту, который борется, что, возможно, он одержим демоном, — худшее, что вы можете сделать. Это только отвлекает его от решения реальной проблемы. »
Фильм ужасов 2005 года «Экзорцизм Эмили Роуз» был основан на смерти Аннелизы Мишель.
Дрисколл, католический священник, написавший книгу об одержимости, не такой скептик, как Новелла. Тем не менее, по его словам, люди, принимающие наркотики или во время психотических эпизодов, нередко проявляют ненормальную силу.
«Я видел, как четверо взрослых парней удерживают одну маленькую женщину, — говорит Дрисколл, капеллан Медицинского центра Святой Елизаветы в Оттаве, штат Иллинойс. «Когда у человека нет страха и он не в своем уме, и он не заботится о том, чтобы навредить себе или навредить другим, вы можете увидеть душераздирающие вещи».
Это не значит, что он считает владение ненастоящим. Он говорит, что Новый Завет полон рассказов о противостоянии Иисуса с демонами.
«Я все еще верю, что это происходит? Да, верю», — говорит он. «Это случилось тогда. Я не знаю, почему это было бы полностью искоренено сейчас».
Галлахер соглашается, и у него есть ответы для таких скептиков, как Новелла.
Он говорит, что демоны не поддаются лабораторным исследованиям и не позволяют легко записывать себя с помощью видеооборудования. По его словам, они хотят посеять сомнения, а не подтвердить свое существование. Церковь также не будет нарушать частную жизнь человека, страдающего от одержимости, только для того, чтобы показать фильм скептикам.
Галлахер говорит, что считает свою работу с одержимыми продолжением своих обязанностей врача.
В отрывке из книги, над которой он работает, об одержимости демонами в Америке, он говорит, что обязанность врача — помогать людям в сильном бедствии, «не заботясь о том, есть ли у них спорные или спорные состояния».
Галлахер не первый психиатр, который чувствует такой долг. Доктор М. Скотт Пек, покойный автор книги «Неизведанная дорога», сам провел два экзорцизма, что Галлахер считает неразумным и опасным для любого психиатра.
«Я не пошел на это добровольцем», — говорит он. «Я занялся этим, потому что за последние несколько десятилетий разные люди поняли, что я открыт для такого рода вещей. Рекомендации почти всегда исходят от священников. .’
Что случилось с королевой Сатаны
Возможно, он и не просил присоединиться к «скрытому» миру экзорцизма, но сегодня он является неотъемлемой частью этого сообщества. Он фигурирует в рассказах и документальных фильмах об экзорцизме и входит в правление Международной ассоциации экзорцистов, базирующейся в Риме.
«Это укрепило мою веру», — говорит он об изгнании нечистой силы, свидетелем которого он был. «Это не изменило его радикально, но укрепило мою веру».
Он говорит, что получил благодарность от многих людей, которым он помог на протяжении многих лет. Некоторые плакали, благодарные ему за то, что он не отверг их как бредовых. Что касается того, чтобы позволить журналисту поговорить с любым из этих людей, Галлахер говорит, что он ревностно охраняет их частную жизнь.
Вера в обладание существует во многих религиозных традициях. Здесь мужчина входит в состояние одержимости во время африканской церемонии вуду.
Однако Джулия разрешила ему рассказать свою историю. Но у него не было счастливого конца.
Он и команда экзорцистов продолжали ее посещать, но в конце концов она остановила сеансы. Она была слишком двойственной. Она наслаждалась некоторыми способностями, которые демонстрировала во время транса. Она «играла за обе стороны».
«Экзорцизм — это не магическое заклинание, — говорит Галлахер. «В норме человек тоже должен прилагать собственные искренние духовные усилия».
По словам Галлахера, примерно через год после того, как она бросила учебу, он снова услышал голос Джулии по телефону. На этот раз она позвонила, чтобы сказать ему, что умирает от рака.
Галлахер говорит, что он предложил ей помочь с командой священников, пока она еще была физически здорова, но ее ответ был краток:
«Ну, я подумаю».