Лжепророк и антихрист: Дьявол, зверь и лжепророк, упоминаемые в Откровении, – это три разных лица? / Православие.Ru
Содержание
Дьявол, зверь и лжепророк, упоминаемые в Откровении, – это три разных лица? / Православие.Ru
Вопрос:
У меня к вам вопрос по поводу написанного в Откровении: «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.» (Откр.,20:10). Кто такие зверь и лжепророк? Это три разных лица – есть дьявол, есть зверь, а есть и лжепророк? В чем между ними разница? Где можно найти более-менее доступное простому читателю толкование Откровения? Спасибо.
Речь идет о трех главных вождях сил тьмы в последней великой битве, в которой будет окончательно уничтожено зло.
1. Диавол (греч. диаболос – клеветник, подстрекатель) – главный падший ангел, увлекший за собой множество других. Он – основной враг Бога, Его Царства и человеческого рода. В священных ветхозаветных текстах диавол чаще всего называется сатаной (евр. сатан – противник). В святом Евангелии упоминается и под другими именами: Вельзевул (Лук. 11,15), Велиар (2Кор. 6,15), князь мира сего (Ин.12,31), князь, господствующий в воздухе (Еф.2,2), врагом (греч. эхтрос) в притче о плевелах, посеянных на пшеничном поле (Мф.13,24-30). В Священном Писании к диаволу применяется еще одно наименование – искуситель (греч. пейрадзон; Мф.4,3; 1Фес.3,5), ибо он прибегает к хитрости и лести, чтобы увести человека от Бога и погубить. В Откровении диавол назван драконом и древним змием (Откр.12,9;20,2).
2. Упоминаемый в последней библейской книге зверь является апокалипсическим образом, который экзегеты отождествляют с антихристом – человеком беззакония, сыном погибели, который явится в конце времен. Это будет не сатана, принявший плоть, не демон, а человек. Личное имя антихриста (зверя), заключенное в числе 666, сокрыто по воле Божией с особыми премудрыми целями, и только будущее время откроет наименование злейшего врага Иисуса Христа и Его Церкви. Тайнозритель Иоанн видит его выходящим из моря (Откр. 13,1). Словом море в библейских книгах часто метафорически обозначается множество народов. Некоторые экзегеты понимают здесь житейское море. При первом и втором толковании ясно выражена одна мысль, что антихрист выйдет из среды грешного человеческого мира. Мир настолько будет заражен грехом и пронизан злом, что охотно примет антихриста за выразителя своих жизненных стремлений и интересов. Диавол будет руководить действиями антихриста, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фесс.2,9-10).
3. Лжепророка св. Иоанн Богослов также видит в образе зверя, но выходящего из земли (13,11). Это символически значит, что он человек, и вся его сущность, желания, мысли и чувства будут земными, чуждыми всему небесному. Св. Ириней Лионский называет его «оруженосцем антихриста». Наименование его лжепророком показывает, что он будет предшествовать антихристу и приготовлять его погибельный путь. Главной целью лжепророка будет совращение людей новой антихристианской лжерелигией, чтобы привести людей к почитанию антихриста. Отпавшие от веры в Пресвятую Троицу, будут веровать в антихриста, который объявит себя богом и потребует установления себе особого богослужения. Сатана будет вооружать антихриста всей своей силой, чтобы тот добился мирового господства (Откр.13,7). Лжепророк будет содействовать в этом.
Какова будущая участь трех предводителей всех богоборческих сил последних времен? Началом конца беззаконий, охвативших мир, будет явление Божественного Судии (Откр.19,11). Возмездие начнется с антихриста и лжепророка. Они первыми должны познать ужасы геенны огненной, в которую совратили множество людей. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою (Откр.19,20). Для этих прямых и самых злобных противников Царства Божьего, не будет даже и Суда. Они непосредственно из этой жизни перейдут в место вечных мучений. На это указывают слова: живые брошены. Для них сделано отступление от общего порядка: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9,27). Люди, которых славное Второе пришествие Мессии застанет в живых, претерпят изменения: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся (1Кор.15,51). Потом для них, как и для воскресших людей, будет Суд.
Диавол (сатана, змий древний; дракон) будет ввержен в геенну (в озеро огненное и серное) после антихриста и лжепророка, но так же, как и они, до Страшного Суда.
Самое авторитетное и вполне доступное изъяснение книги Откровение содержится в творении святителя Андрея Кесарийского Толкование на Апокалипсис. В последние годы было несколько переизданий.
22 сентября 2005 г.
Глава тринадцатая. зверь-антихрист и его пособник-лжепророк, Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова
архиепископ Аверкий (Таушев)
Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова
Глава 12Глава 14
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf8Мб
Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из среды волнующегося, подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся диавол, как думали некоторые, а человек. Некоторые под этим «зверем» понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это – зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него так же семь, как и у самого диавола-дракона, причем головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или диавола, который отдаст ему свой престол (Откр. 13:1–2).
Тайновидец заметил, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелилась, и это привело в удивление всю землю, следившую за зверем, и заставило подчиниться устрашенных людей, как дракону, давшему власть зверю, так и самому зверю. Все поклонились ему, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? Все это означает, что нелегко достанется антихристу власть над всем человечеством, что сначала придется вести ему жестокие войны и даже испытать сильное поражение, но потом последуют изумительные победы его и воцарение над миром. Воцарившемуся антихристу будут даны уста, говорящие гордо и богохульно, и власть действовать сорок два месяца. Таким образом, непродолжительна будет власть его, так как иначе, по слову Спасителя, «не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24:22). В (Откр. 13:6–10) указывается образ действования антихриста: он будет отличаться богохульством, насилиями над людьми, ему не покоряющимися, и «дано ему будет вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:7), то есть силою заставить подчиниться себе, конечно, чисто внешним образом, ибо поклонятся антихристу лишь те, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца. Одним только терпением и верою будут защищаться от антихриста святые, и их утешает Тайновидец уверением, что «кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» (Откр. 13:10), то есть что антихриста ожидает праведное возмездие (Откр. 13:1–10).
Далее в (Откр. 13:11–17) Тайновидец говорит о пособнике антихриста – лжепророке и его деятельности. Это тоже «зверь» (по-гречески «Фирион», что значит зверь, у которого особенно резко проявляется его зверская природа, как, например, у диких зверей: гиены, шакала, тигра), но изображается он выходящим не из моря, как первый, а «из земли». Это значит, что все чувства и помышления его будут вполне земного, чувственного характера. Он имеет «два рога, подобные агнчим», по изъяснению св. Андрея, для того, «чтобы кожей овцы прикрыть убийственность сокрытого волка, и потому, что вначале постарается иметь образ благочестия». Св. Ириней говорит, что это «оруженосец антихриста и лжепророк. Ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, приготовить ему погибельный путь. Исцеление звериной язвы, говорим, есть или кажущееся соединение на короткое время разделенного царства, или скоропреходящее восстановление антихристом господства сатаны, разрушенного крестом Господним, или мнимое воскрешение кого-нибудь умершего из близких ему. Будет же говорить, как змий, ибо соделает и проговорит то, что свойственно начальнику зла – диаволу». Подражая Господу Иисусу Христу, и он будет употреблять для утверждения власти антихриста две силы: силу слова и силу чудес. Но говорить он будет, «как дракон», то есть богохульно, и плодом его речей будет безбожие и крайнее нечестие. Ради обольщения людей он станет творить «великие знамения», так что и огонь сможет низводить с неба, а что особенно примечательно, «дано ему было вложить дух в образ зверя, то есть антихриста, чтобы образ зверя говорил и действовал» (Откр. 13:15). Но это будут не истинные чудеса, какие творит лишь Бог, а «чудеса ложные» (2Сол. 2:9). Они будут состоять в ловкости, в обмане чувств и в пользовании естественными, но тайными силами природы, с помощью диавола, в пределах могущества его диавольских сил. Всем поклонившимся антихристу будет положено «начертание на правую руку их или на чело их» (Откр. 13:16), подобно тому, как в древности рабы носили некогда выжженные знаки на лбу, а воины на руках. Владычество антихриста будет столь деспотичным, что «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме тех, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:17). Чрезвычайная таинственность связана с именем антихриста и «числом имени его». Об этом так говорит Апокалипсис: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). Много было употреблено усилий, еще с древних времен, дабы разгадать значение и смысл этих слов, но они не привели ни к чему положительному. Чаще всего делались попытки подыскать антихристово имя из сложения букв различного числового значения. Например, по догадке св. Иринея, звериное число 666 образуется из сложения цифрового значения букв, имени «Латеинос» или «Теитан». Некоторые находили звериное число в имени Юлиана Отступника; позднее – в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в имени Наполеона и т. д. Наши раскольники пытались вывести число 666 из имени Патриарха Никона. Рассуждая об имени антихриста, св. Андрей говорит: «Если бы была необходимость знать его имя, Тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге». Если исследовать слова, то, по мнению св. Ипполита, можно найти множество имен, и собственных и нарицательных, соответствующих этому числу (Откр. 13:11–18).
Глава 12Глава 14
Источник: Апокалипсис в учении древнего Христианства / толкование архиеп. Аверкия (Таушева) ; ред. , примеч., вступ. ст. и жизнеописание авт. отца Серафима (Роуза) ; пер. с англ. [Лидии Васениной]. — Москва : Русский Паломник [и др.], 2008. — 269 с. / Аверкий (Таушев). Апокалипсис святого Иоанна. Православный комментарий. 37-250 с. ISBN 5-98644-010-2
Кто лжепророк последнего времени?
ГлавнаяМатериалыПоследние временаПоследние временаЛюди и народыЛжепророк
Вопрос
Ответ
Лжепророк последних времен описан в Откровении 13:11-15. Его также называют «вторым зверем» (Откровение 13:11; 16:13, 19:20, 20:10). Вместе с антихристом и сатаной, которые наделяют обоих властью, лжепророк является третьей стороной в нечестивой троице.
Апостол Иоанн описывает этого человека и дает нам ключ к его идентификации, когда он появляется. Во-первых, он выходит из-под земли. Это может означать, что он выходит из ямы ада со всеми демоническими силами ада в своем распоряжении. Это также может означать, что он происходит из скромных обстоятельств, тайных и неизвестных, пока он не вырвется на мировую арену по правую руку Антихриста. Он изображен с рогами, как у ягненка, и говорящим, как дракон. Рога у ягнят — это просто маленькие шишки на головах, пока ягненок не вырастет в барана. Вместо множества голов и рогов антихриста, демонстрирующих его силу, могущество и свирепость, лжепророк приходит, как агнец, обаятельно, с убедительными словами, которые вызывают сочувствие и доброжелательность у других. Он может быть выдающимся проповедником или оратором, чьи слова с демонической силой обманут множество людей. Но он говорит как дракон, а это значит, что его послание — послание дракона. Откровение 12:9идентифицирует дракона как дьявола и сатану.
Стих 12 дает нам миссию лжепророка на земле, которая состоит в том, чтобы заставить человечество поклоняться Антихристу. У него есть вся власть антихриста, потому что, как и он, лжепророк наделен властью сатаны. Неясно, принуждают ли людей поклоняться антихристу или они настолько очарованы этими могущественными существами, что поддаются на обман и добровольно поклоняются ему. Тот факт, что второй зверь использует чудесные знамения и чудеса, включая огонь с неба, чтобы установить доверие к ним обоим, по-видимому, указывает на то, что люди падут перед ними в преклонении перед их силой и посланием. Далее в стихе 14 говорится, что обман будет настолько велик, что люди воздвигнут антихристу идола, «образ зверя», и будут поклоняться ему. Это напоминает огромную золотую статую Навуходоносора (Дан. 3), перед которой все должны были склониться и поклониться. Откровение 14:9-11, однако, описывает ужасную судьбу, которая ожидает тех, кто поклоняется образу Антихриста.
Тем, кто до сих пор переживает ужасы скорби, предстоит сделать два трудных выбора. Те, кто откажется поклоняться образу зверя, подлежат смерти (Откровение 13:15), но те, кто поклоняются ему, навлекут на себя гнев Божий. Изображение будет неординарным тем, что сможет «говорить». Каким бы ни было изображение (статуя? голограмма? андроид? гибрид человека и животного? клон?), оно будет обладать какой-то способностью распространять послание антихриста и лжепророка. Будучи их представителем, образ осудит на смерть тех, кто откажется поклоняться нечестивой паре. В нашем технологическом мире нетрудно представить такой сценарий.
Кем бы ни оказался лжепророк, последний мировой обман и последнее отступничество будут велики, и весь мир будет увлечен им. Обманщики и лжеучителя, которых мы видим сегодня, являются предвестниками антихриста и лжепророка, и мы не должны быть ими обмануты. Таких лжеучителей предостаточно, и они ведут нас к окончательному сатанинскому царству. Мы должны верно провозглашать спасительное Евангелие Иисуса Христа и спасать души мужчин и женщин от грядущей катастрофы.
Вопросы о последних временах
Кто является лжепророком последних времен?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Как распознать лжеучителя/лжепророка?
ГлавнаяМатериалыУказательКульты и религииОсновы культов и религийЛжеучители
Вопрос
Ответ
Иисус предупредил нас, что придут «лжехристы и лжепророки» и попытаются прельстить даже избранных Божьих (Матфея 24:23-27; см. также 2 Петра 3:3 и Иуды 17-18). Лучший способ уберечь себя от лжи и лжеучителей — это знать истину. Чтобы определить подделку, изучите настоящую вещь. Любой верующий, который «правильно преподносит слово истины» (2 Тимофею 2:15) и тщательно изучает Библию, может выявить ложное учение. Например, верующий, прочитавший о деятельности Отца, Сына и Святого Духа в Евангелии от Матфея 3:16-17, сразу же усомнится в любом учении, отрицающем Троицу. Поэтому первый шаг — это изучать Библию и судить обо всех учениях по тому, что говорит Писание.
Иисус сказал, что «дерево познается по плодам» (Матфея 12:33). При поиске «плода» вот три конкретных теста, которые можно применить к любому учителю, чтобы определить точность его или ее учения:
1) Что этот учитель говорит об Иисусе? В Евангелии от Матфея 16:15-16 Иисус спрашивает: «За кого вы почитаете Меня?» Петр отвечает: «Ты Христос, Сын Бога живого», и за этот ответ Петр назван «блаженным». Во 2 Иоанна 9 мы читаем: «Кто забегает вперед и не пребывает в учении Христа, тот не имеет Бога; кто пребывает в учении, тот имеет и Отца, и Сына». Другими словами, Иисус Христос и Его дело искупления имеют первостепенное значение; остерегайтесь любого, кто отрицает, что Иисус равен Богу, кто преуменьшает жертвенную смерть Иисуса или отвергает человечность Иисуса. В Первом Иоанна 2:22 говорится: «Кто лжец? Это человек, который отрицает, что Иисус есть Христос. Такой человек есть антихрист — он отрицает Отца и Сына».
2) Этот учитель проповедует Евангелие? Евангелие определяется как благая весть о смерти, погребении и воскресении Иисуса, согласно Писанию (1 Коринфянам 15:1-4). Как бы хорошо они ни звучали, утверждения «Бог любит вас», «Бог хочет, чтобы мы накормили голодных» и «Бог хочет, чтобы вы были богаты» не являются полным посланием Евангелия. Как предупреждает Павел в Послании к Галатам 1:7, «видно, что некоторые люди смущают вас и стараются извратить благовествование Христово». Никто, даже великий проповедник, не имеет права изменить послание, данное нам Богом. «Если кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет он осужден навеки!» (Галатам 1:9).