Жития читать: Слово на Обрезание Христово – Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Разное

Содержание

Читать онлайн «Жития святых на каждый день» – ЛитРес

Рекомендовано к публикации Издательским Советом

Русской Православной Церкви

ИС Р16-551-3759

Жития святых на каждый день / сост. архимандрит Наум (Байбородин). – М.: Сибирская Благозвонница, 2021

© Издательство Сибирская Благозвонница, состав, оформление, 2012

О мартовском начале года

Как известно, все современные календари начинаются с 1 января.

Во времена Юлия Цезаря этот день был положен в основу римского календарного года. Именно с 1 января вступали в должность консулы, по которым римляне вели свое летосчисление. Но впоследствии, уже в христианской Римской империи, началом года стало 1 сентября – начало налогового и хозяйственного цикла, так называемого индикта. Дата 1 января – праздник Обрезания Господа Иисуса Христа и память свт. Василия Великого – имела вспомогательное значение. Лишь во времена европейской Реформации, в XVI–XVIII веках, эта дата вновь была принята в разных странах Европы в качестве начала года. В России, как известно, эту реформу провел в 1700 году Петр I.

Первые поколения христиан, строго следуя предписаниям Библии (Исх. 23, 14–16; 34, 18; Втор. 16, 1; Лев. 23, 24; Чис. 29, 1; Неем. 12, 2), начинали год с весеннего лунного месяца авива (или нисана), когда на полях созревали первые колосья, а в стадах появлялся молодняк овнов и тельцов. Именно в этом месяце ветхозаветные иудеи справляли Пасху, с которой тесно связан главный христианский праздник – Воскресение Христово.

Ученые и богословы пришли к выводу, что именно весна – а точнее, весеннее равноденствие, попадавшее на март, – является идеальным началом счета лет, поскольку именно в это время произошло творение мира. Символизм марта как начала года усиливался еще и тем обстоятельством, что 25 марта произошло эпохальное событие, давшее начало обновлению всего мироздания, – Воплощение Бога Сына, ознаменованное Благовещением Архангела к Деве Марии.

Итак, март оказывается: а) месяцем творения мира Богом Отцом; б) месяцем Воплощения Бога Сына и обновления творения; в) месяцем начала вегетативных циклов и ежегодного возрождения и обновления живой природы; г) месяцем Воскресения Христова и начала пасхального праздничного круга. По этим признакам именно этот месяц почитался главным в году, и именно с него велся отсчет лет и дней года в древнейших христианских памятниках.

В позднеримской и ромейской (византийской) традиции 1 сентября считалось началом именно гражданского года, а «природный» и церковный год начинался с марта. Именно мартовский стиль использует в своей хронике писатель IX века Георгий Синкелл. А в XIV веке известный канонист Матфей Властарь пишет в своей «Алфавитной синтагме» (буква «П», гл. 7 «О святой Пасхе»): «Мы верим, что март есть первый месяц года, поскольку Моисей сказал, что в это время повелел Бог произрасти деревьям, цветам и травам: мы же видим, что в этот, а не в иной месяц исполняется по закону природы повеление Божие».

В Древней Руси мартовское начало года засвидетельствовано как в летописях, так и в древнейших церковных памятниках. Именно с марта начинается пасхальный лунный круг в старых русских пасхалиях, как на то указывает заметка в календаре Геннадиевской Библии 1499 года (ГИМ Син. 915, л. 907): «…по Шестокрилу круг лунныи починается от сентября после русского, а по русскому – от марта» (упомянутый здесь «Шестокрил» – иудейский календарный трактат Иммануила бен Якоба Бонфиля, составленный в 1365 году; современные иудеи следуют раввинистической традиции, где принято осеннее начало года и отстаивается сотворение мира в осеннее равноденствие).

Использование марта в качестве начала календарного цикла, несомненно, покажется многим современным читателям необычным новшеством. Но в действительности это – напоминание о древней и авторитетной церковной традиции, существовавшей многие века.

Павел Кузенков

Март

День первый

(14 марта по н. ст.)

В 1-й день марта прославляются житие и страдания св. преподобномученицы Евдокии († около 160–170 гг.).

Жила она в Финикии Ливанской и была служительницей диавола, удивляя всех своею красотою. Но Евдокия отвергла прежнее житие, пришла ко Христу, истинной вере, дабы жить целомудренно и по чистой совести. Она приняла Святое Крещение. После Крещения жила в чистоте и подвигах пятьдесят шесть лет. Многих язычников обратила ко Христу и получила от Бога дар воскрешать мертвых. Последнее время св. Евдокия жила в иноческой обители, утверждала верных, а неверных приводила ко Христу Богу. Пострадала при игемоне (правителе провинции) Викентии, человеке яром, который послал воинов отсечь ей честную главу.

В этот же день совершается память свв. мучеников Нестора и Тривимия († III в.). Родом они были из Пергии. Будучи христианами, святые Нестор и Тривимий безбоязненно проповедовали о Христе, за что были приведены к игемону на суд. Для устрашения он велел разложить перед Нестором и Тривимием все орудия мучений, но они продолжали проповедовать Христа. Их били сухими воловьими жилами, строгали их тела, так что даже обнажились внутренности. Убедившись наконец, что святые мученики непоколебимы в вере Христовой, правитель приказал отрезать им головы. Возблагодарив Господа, святые предали души свои Христу Богу.

В этот же день совершается память св. мученицы Антонины († III–IV вв.). Она пострадала за Христа в городе Никее в царствование Диоклетиана и Максимиана. Принуждая отречься от Христа, святую подвергли жестоким мучениям, во время которых она обличала заблуждение императора и проповедовала о Христе. Видя это, мучитель велел палачам снять одежду с нее, строгать ее по ребрам, а затем бить по голому телу. Но когда палачи хотели исполнить это приказание, явились Ангелы и подвергли мучениям самих мучителей. Святую Антонину положили на раскаленный железный одр, но она осталась невредимой. Наконец ее в мешке бросили в Никейское озеро.

В этот же день совершается память св. преподобного Мартирия Зеленецкого († 1603 г.). Родом он был из Великих Лук во Псковской земле. С юных лет он возлюбил Христа и желал служить Ему. Приняв монашество, преподобный Мартирий, желая уединенных подвигов, поселился на острове Зеленом и основал там монастырь, дабы святилось имя Христово и в этих местах. Терпеливо перенося лишения и скорби времени, прп. Мартирий прославился даром чудотворений и исцелений. Усердно послужив Христу Богу, он скончался в мире.

В этот же день совершается память свв. мучеников Маркелла и Антония в огне за веру во Христа сожженных.

В этот же день совершается память св. преподобной Домнины († около 450–460 гг.). Она подвизалась в Сирии. Происходила прп. Домнина от благочестивых родителей-христиан и воспитана была в страхе Божием. В раннем возрасте пробудилась в ее душе любовь ко Христу Богу. Жизнь проводила она в девстве, благоугождала Господу постом, бдением, молитвою и другими подвигами. Преподобная Домнина постоянно читала Слово Божие – Евангелие и каждое утро и вечер ходила в храм Божий, покрытая с головы до ног покрывалом, чтобы никто не видел ее лица. Скончалась в мире.

День второй

(15 марта по н. ст.)

Во 2-й день совершается празднование в честь «Державной» иконы Божией Матери (1917 г.). Празднование этому чудотворному образу Богородицы установлено в день ее обретения в селе Коломенском под Москвой 2/15 марта 1917 года, в день отречения царя Николая II от престола. Явление иконы произошло после трижды бывшего крестьянке Евдокии Андриановой таинственного гласа, повелевавшего ей идти в село Коломенское, взять большую черную икону и «сделать ее красной». Икона была обнаружена в подвале Вознесенской церкви села. На ней Царица Небесная изображена величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, со скипетром и державой в руках, с благословляющим Младенцем Христом на коленях.

В этот же день совершается память св. священномученика Феодота, епископа Киринейского († около 326 г.) на о. Кипре. Родом он из Галатии. Родители его были христиане и воспитали его в премудрости и добродетели. Святой Феодот призывал язычников оставить заблуждения и ложные верования и веровать во Христа, истинного Бога.

В это время Ликиний-царь предпринял гонение на христиан. Узнав, что его хотят предать мучениям, архиерей Божий, желая пострадать за Христа, сам явился к игемону Савину.

По повелению игемона Феодота били воловьими жилами нещадно так, что слуги-исполнители устали от побоев. Мучитель требовал поклониться идолам, диаволу. «Ты, – говорил мученик Христов игемону, – хвалишься, что имеешь власть над телом моим, но ведь и разбойники, в пустыне живущие, имеют такую же власть, когда нападают на путников и мучают их. Ты же, законную власть на мучительство преложив, любодейцев, убийц и воров прощаешь, а неповинных за благочестие мучаешь!» Разгневанный игемон велел повесить св. Феодота нагим на древо и строгать бока его острыми орудиями. Страдалец же взывал: «Господи Иисусе Христе, Ты разрушил смерть, Ты некогда даровал отроку Давиду победу над Голиафом, укротил пламень в Вавилонской печи, дабы не вредить трем святым отрокам, дай крепость и силу уповающим на Тебя». Палачи настолько истязали тело святого, что обнажились кости его, и игемон велел отвести его в темницу. Святой же мученик прославлял Иисуса Христа.

Через пять дней св. Феодот вновь предстал пред судом. Святого положили на железное ложе и разожгли под ним сильный огонь. Мученик и эту муку терпел так, что злобный игемон удивился и недоумевал, откуда у христиан такая сила. Тогда мученику воины вбили в ноги гвозди и стали гнать по дороге. Святой же взывал: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, яко сподобил страдать за Тебя. Молюсь, Господи, укрепи всех верных христиан и побори восстающих на Церковь Твою Святую. Господь распялся меня ради, я тело мое вручаю за раны Христа ради, за маловременные страдания благая вечность даруется».

 

Видя терпение и мужество святого, многие язычники уверовали во Христа, укоряли мучителя и прославляли имя Христово. Узнав об этом, Савин опять отправил св. мученика в темницу.

В это время от Константина Великого, силою крестною Максентия победившего и даровавшего свободу всем христианам, пришло повеление, дабы гонение прекратилось и держимые за Христа в узах были отпущены.

Святой мч. Феодот был выпущен на свободу, пришел во град свой и еще два года был на епископской кафедре. Мирно почил о Господе, стяжав сугубый венец святительства и мученичества.

В этот же день совершается память святителя Арсения, епископа Тверского († 1409 г. ). Родился он в Твери в благочестивой семье. Рано потеряв родителей, обратил свой дом в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение родственников. Тогда он решил оставить мир и во сне услышал голос, звавший его в Киев. В Киево-Печерской обители принял иноческий постриг и так украсил себя добродетелями, что был выше всех иноков в обители. Став епископом Тверским, свт. Арсений старался утвердить мир и согласие в своем духовном стаде, неустанно проповедовал Слово Божие, наставлял в вере Христовой. Все удивлялись чистоте его жизни и непрестанному бдению. Многие приходили издалека, прося молитв и благословения святителя Христова. За свою добрую жизнь святой удостоился восприять от Христа Бога дара чудотворений. Всех одержимых каким-либо недугом он исцелял усердной молитвой ко Христу.

Святитель Арсений мирно почил о Господе. У гробницы его совершались многие чудеса и исцеления.

В этот же день совершается память св. мученицы Евфалии († 257 г.). Родом она была из Сицилии. Мать ее, язычница, страдала кровотечением. Ей явились во сне святые мученики Алфий, Филадельф и Киприан (память 10 мая) и обещали исцеление, если она уверует во Христа. Она крестилась и исцелилась; потом крестила и дочь свою. Сын ее Сермилиан, узнав об этом, хотел убить мать свою, а сестру Евфалию, сильно избив, умертвил мечом.

В этот же день совершается память св. мученика Троадия († III в.), пострадавшего за Христа в царствование Декия в Неокесарии.

В этот же день совершается память св. преподобного Агафона († V в.), подвизавшегося ради Христа в пустыне Египетской.

В этот же день совершается память 440 свв. мучеников Италийских († 579 г.), за отказ участвовать в служении идолам и за исповедание Христа принявших мученическую кончину.

День третий

(16 марта по н. ст.)

В 3-й день совершается память свв. мучеников Евтропия, Клеони́ка и племянника его Василиска († около 308 г.). Родом они из Каппадокии. За отказ покланяться идолам страдальцев Христовых долго держали в темнице, а потом вывели на мучения. Игемон угрожал святым, что, если они не покорятся, тела их на части разрубят и бросят на съедение псам и зверям, остаток же костей сожгут и прах развеют над рекой. Святые же отвечали: «Желание пострадать за Христа Бога есть самое большое из желаний». Мучеников беспощадно били суровыми жилами. Они же всё терпели и благодарили Христа Бога. Вдруг сделалось большое землетрясение. Мучители и всё судилище устрашились. Мученики же, укрепляемые явлением Иисуса Христа, остались целы и невредимы. Лютый игемон в отчаянии взывал: «Что мне делать? Весь город пришел в смятение». Мучитель пытался ласками и дарами увещевать святых, чтобы они отказались от Христа и поклонились идолам, но страдальцы за веру Христову были непреклонны. Тогда мучитель приказал лить на мучеников кипящие серу и смолу. «Господи Иисусе Христе, покажи помощь Свою, приди к нам», – молились святые. И они, укрепляемые силою Божиею, вылили кипящую смолу на тела свои. И смола текла по ним, яко вода, а мучителей, настигая, обжигала. Игемон, увидев это чудо, пришел в ужас, но ожесточился и приказал железными когтями терзать тела мучеников, а раны поливать уксусом и посыпать солью. С дивным терпением святые перенесли и эти муки. Наконец, святых Евтропия и Клеоника распяли на крестах, а святому Василиску отсекли голову. На месте страдания св. Василиска забил целебный источник.

В этот же день совершается память св. преподобной Пиамы девы († 337 г.). Подвизалась она недалеко от Александрии. Возлюбив Христа Бога, прп. Пиама проводила богоугодную жизнь, живя затворницей, непрестанно упражняясь в посте, молитве Иисусовой и рукоделии. При такой простоте жизни, но и при тщательном наблюдении за своей душой она так преобразовала свою душу, что Господь удостоил ее дара прозрения. Мирно отошла ко Христу.

В этот же день совершается память свв. Зинона и Зоила, подвизавшихся ради Христа и в мире скончавшихся.

День четвертый

(17 марта по н. ст.)

В 4-й день совершается память св. преподобного Герасима Иорданского († 475 г.). Он был родом из Ликии, имел страх Божий, пребывал в монашестве. Подвизался во внутренней Фиваиде, потом в Ликии и в Палестине в Иорданской пустыне. Устроил обитель при Иордане.

Обитель прп. Герасима находилась в тридцати пяти стадиях от Иерусалима и в одну стадию от Иордана. Было там семьдесят пустынножителей. Пять дней каждый пустынник жил в своей келлии, в труде пребывая, вкушая мало хлеба, вареного же не вкушали, огня не разводили. В субботу и воскресенье приходили в монастырь. На Литургии приобщались Христовых Таин, вкушали вареного, приносили рукоделия, что сделали в пять дней. И, взявши хлеба и воды, опять уходили в пустыню на пять дней, унося с собой ветви для плетения корзин. Жили в нестяжании и нищете, из имущества имели лишь одну одежду, рогожу, на которой спали, и сосуд с водою. Дверь келлии никогда не закрывалась. Сам Герасим перед Пасхою все сорок дней ничего не вкушал. Блаженный Кириак, ученик преподобного, также был в пустыне и вкушал пищу через два дня. Там же, в пустыне, подвизался и Евфимий Великий, душу которого Ангелы Божии вскоре вознесли на небо.

Преподобному Герасиму даже бессловесный зверь служил. Однажды в пустыне ему встретился лев, который занозил себе лапу; рана уже сильно загноилась. Лев смотрел на старца, своим смиренным видом прося исцеления. Герасим сел, взял лапу звериную и изъял из нее большую колючку. Исцеленный лев с тех пор не покидал старца, и прп. Герасим дивился нраву и кротости зверя. Льву поручили пасти и охранять осла. Однажды лев уснул на солнце. А в это время один человек, идущий с верблюдами из Аравии, увидев, что осел пасется один, увел его с собою. Старец, думая, что это лев съел осла, стал его ругать и прогонять. В наказание льву было велено выполнять работу осла. И лев смиренно носил воду с реки Иордан по четыре меха. Некий воин, придя помолиться в обитель, пожалел льва, носившего воду, и дал инокам три золотых, чтобы купили другого осла. Через некоторое время купец из Аравии, уведший осла, шел в Иерусалим продать пшеницу; с верблюдами был и осел. Лев, узнав осла, побежал и за узду привел его к преподобному, да еще в придачу с тремя верблюдами, обремененными пшеницей. Ревом лев выражал свою радость. И все осознали невиновность льва. Когда преставился прп. Герасим, лев горько рычал и от скорби умер на его могиле.

В этот же день совершается память св. преподобного Герасима Вологодского († 1178 г.). Из любви ко Христу принял он монашество и проводил дни свои в непрестанных трудах и глубокой сердечной молитве. По достижении духовной зрелости прп. Герасим отправился на север Руси и близ реки Вологды построил себе хижину, где в тишине уединения предался богомыслию, непрестанной молитве Иисусовой и псалмопению. Здесь он построил храм во имя Пресвятой Троицы и основал при нем обитель во славу Христа Бога. Преподобный просвещал светом Евангельского учения Вологодский край: одних обращал из язычества ко Христу, других укреплял в вере и поддерживал в соблюдении заповедей Христовых. Так подвижник Христов примером своей жизни и светлыми наставлениями озарил дикую страну и после этого мирно почил. Мощи его стали источником благодатных даров и исцелений. Причем преподобный сам являлся совершенно его не знавшим больным людям и приказывал им идти к своему гробу, обещая при этом исцеление от разных недугов.

В этот же день совершается память св. благоверного князя Даниила Московского († 1303 г.). Был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. С детства возлюбил чистоту и сердечную молитву, а мирских утешений не искал. Поэтому, когда его братья, разделяя отцовское наследство, дали малолетнему Даниилу небогатое Московское княжество, отрок не огорчился, а сердечно молился за братьев и тем сохранил мир с родными и в душе.

Имение же его по воле Божией так умножилось, что Московское княжество стало самым сильным и главным на Руси. Святой князь был милостив, благоразумен и кроток, но, когда нужно, тверд и мужественен, так что и богатые, и бедные любили Даниила. Он не покушался на чужое, не отнимал собственности братьев-князей ни насилием, ни коварством. За то Господь Сам расширил границы владений его. Так, Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Святой князь Даниил старался во всем поступать по заповедям Христовым, жить со всеми в любви и согласии.

Мудро управляя своим уделом, князь Даниил достойно чтил Христа Бога. Любил храмы Божии. На берегу Москвы-реки построил монастырь. Приняв схиму, св. благоверный князь Даниил на 42-м году жизни мирно отошел ко Христу.

В этот же день совершается память св. благоверного князя Василия (Василько) Ростовского († 1238 г.). После смерти отца Васильку не было еще и десяти лет, и наставником молодого Ростовского князя был дядя – великий князь Владимирский св. благоверный Юрий (память 4 февраля). Оба они старались жить по заповедям Христовым, любили храм Божий, опекали сирых и больных, помогали вдовам и нищим. За добрую и праведную жизнь Господь Иисус Христос уготовил им венцы мученические.

В битве с татарами на реке Сити св. Юрий положил душу свою за други своя. Василько, израненный, был взят в плен. Несмотря на льстивые обещания славы и угрозы ужасами мучений, благоверный князь отказался изменить вере Христовой. «Много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском». С молитвой за Церковь Христову и Русь страдалец предал душу свою Богу.

Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев Христовых, героических защитников Русской земли.

В этот же день совершается память св. преподобного Иоасафа Снетногорского, Псковского († 1299 г.). Основатель и игумен Псковского Снетногорского монастыря, находившегося вне городских стен и не имевшего защиты. При нападении немцев на Псков прп. Иоасаф был сожжен в храме обители вместе с братией. С молитвой на устах подвижник Христов предал душу свою Богу.

В этот же день совершается память свв. мучеников Павла и сестры его Иулиании, пострадавших при царе Авремане († около 273 г.). Святых ввергали в кипящий котел со смолою, но Христос Бог остудил смолу. И все предстоящие дивились силе Христа и прославляли Его. Мучеников возложили на раскаленные решетки. Два воина, видя, что святые, остаются неповрежденными, уверовали, взывая: «Нет иного бога, кроме Бога, Который помогает Павлу и Иулиании». Царь, разгневавшись, повелел уверовавших воинов усечь мечом. Имена их Квадрат и Акакий.

Святым мученикам Павлу и Иулиании надели оковы на ноги, связали руки и бросили в темницу, пол которой был усыпан острыми гвоздями. В полночь внезапно в темнице воссиял свет, и Ангел Божий освободил мучеников от вериг и исцелил им язвы, и они вновь стали здравыми. Ангел принес им пищу, и они возблагодарили Бога. Узники, видевшие это великое чудо, прославили Христа Бога, уверовали в Него. Но царь не вразумился и продолжал мучить святых. Святые мученики Павел и Иулиания были усечены мечом.

В этот же день совершается память св. преподобного Иакова постника († VI в.). Сорок пять лет он подвизался в пещерах пустыни, проводя строгую подвижническую жизнь, за что получил от Христа Бога власть над нечистыми духами и дар чудотворения. Подвергшись искушению и не устояв, прп. Иаков впал в тяжкий грех. Господь разрушил диавольское намерение погубить подвижника и возвратил его через покаяние на путь спасения. В одном из монастырей прп. Иаков принес покаяние, а потом затворился в пещере, где десять лет, плача и рыдая, просил у Христа Бога прощения за содеянный грех. Господь внял молитвам раскаявшегося инока и возвратил ему Свою милость: прп. Иаков снова обрел дар чудотворения. По его молитве во время засухи и голода сошел обильный дождь, и бедствия прекратились. До самой смерти он оставался в своей пещере, где и был похоронен.

 

В этот же день совершается память святителя Григория, епископа Констанции Кипрской, многие труды понесшего для просвещения людей верой Христовой и для укрепления Церкви Христианской. Скончался в мире.

Читать «Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь» — Ростовский Дмитрий — Страница 1

Святитель Димитрий Ростовский

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви Номер ИС Р16-606-3064

Оформление переплета Павла Ильина

Память 1 июня

Житие и страдание святого мученика Иустина Философа

Святой мученик Христов Иустин Философ родился в Сирии Палестинской, в пределах Самарии, в городе, называвшемся первоначально Сихем, а впоследствии[1] Неаполис Флавил[2]. Отец его, по имени Приск, был знатный язычник; язычником же был и сам Иустин, пока не просветился светом святой веры. Одушевленный любовью к истине, с юности имел он прилежание к книжному учению и, благодаря острому уму, успевал в науках, преподаваемых в греческих языческих школах. Усвоив себе искусство красноречия, он почувствовал стремление к философии и сначала сделался учеником одного философа-стоика[3], чтобы узнать, в чем состояло учение стоиков. Иустин горел желанием получить понятие о Боге, но, пробыв несколько времени у стоического философа, он ничего не узнал от него о Боге, так как стоик не знал Бога и учение о Нем не считал нужным. Тогда Иустин оставил этого учителя и пошел к другому философу, из так называемых перипатетиков[4], считавшемуся мудрецом.

Немного дней прошло, как этот философ уже начал сговариваться с Иустином о плате, не желая учить его даром. Видя сребролюбие своего учителя, Иустин почувствовал к нему презрение, как к лихоимцу, и решил, что этот учитель недостоин даже называться философом, так как ему неизвестно презрение к мирскому богатству. Отвергнув, по указанным причинам, стоиков и перипатетиков, Иустин, побуждаемый неудовлетворенным стремлением к истинной философии, приводящей к познанию Бога, хотел было избрать своим учителем одного известного философа-пифагорейца[5]. Тот нашел, что Иустину должно прежде всего изучать астрономию, геометрию, арифметику, музыку и некоторые другие науки, как необходимые – по его мнению – в земной жизни. Но Иустин рассудил, что для изучения этих наук придется провести много лет, тогда как для души от них не будет никакой пользы; не слыша и от этого учителя ничего, что удовлетворило бы желание его сердца, с каждым днем все более распаляющегося любовью божественною, Иустин также оставил его.

Мученик Иустин Философ. Иконописцы Феофан Критский и Симеон. Фреска.1546 г. Афон. Монастырь Ставроникита. Церковь святителя Николая

Потом он обратился к одному из платоников[6], учение которых в те времена было в великой славе и уважении; платонический философ обещал научить его познанию предметов бестелесных от подобия телесных, высшим знаниям от подобия низших и разумению Бога от разумения идей, – ибо предполагаемым концом этого платонического учения был переход от познания идей к разумению Бога. Блаженный Иустин охотно склонился на такой путь, надеясь постигнуть предмет своих стремлений – божественную мудрость, дающую знание Бога и исполняющую благодатью Его. При учителе-платонике пробыл он довольно времени, скоро изучил догматы и уставы Платона и достиг совершенства и славы как эллинский философ. Но истинного христианского богопознания достичь этим путем Иустин еще не мог, ибо греческие философы, почитая нетленного Бога под тленным образом людей, птиц, четвероногих и гадов, прославляли Его не по достоинству. Все же Иустин имел некоторое духовное утешение, упражняясь в богомыслии и поучаясь богопознанию, насколько мог постигнуть его ум, еще не просвещенный истинным учением.

Прогуливаясь однажды за городом, на уединенном месте вблизи моря, и обсуждая в уме различные философские учения, Иустин увидел какого-то незнакомого ему почтенного старца, убеленного сединами. Когда он со вниманием смотрел на старца, последний сказал:

– Разве ты знаешь меня, что так внимательно на меня смотришь?

– Не знаю, – отвечал Иустин, – но мне удивительно видеть тебя в этом пустынном месте, где я не ожидал никого встретить.

– Родные мои, – сказал старец, – ушли в ту сторону; ожидая их возвращения, я вышел им навстречу, чтобы издалека увидеть их. А ты здесь что делаешь?

Иустин отвечал:

– Я люблю прогуливаться в уединении, чтобы беспрепятственно размышлять о философии.

– Какую же пользу приобретаешь ты от философии? – спросил старец.

Иустин отвечал:

– Что можно найти полезнее философии? Она – просветительница ума, вождь и наставница всякому рассуждению, руководительница жизни; кто хорошо узнает ее, тот как в зеркале видит невежество и заблуждение других; без философского учения и правильного употребления разума не может существовать премудрость. Поэтому должно каждому человеку поучаться философии, дабы знать, что приносит пользу и что нет, чего следует держаться и что отвергать.

– Но приносит ли философия счастье человеку? – спросил старец.

Иустин отвечал:

– Конечно, приносит.

– Скажи же мне, что такое философия, и в чем от нее счастье?

– Философия, – отвечал Иустин, – есть разумение всего существующего и познание истины; в обладании тем же разумением и премудростью состоит и приносимое философией счастье.

Старец спросил:

– Если истина познается с помощью правильного философского разумения, то что скажешь ты о Боге?

Иустин отвечал:

– Существо, никогда не изменяющееся, но всегда пребывающее в одном и том же состоянии, первопричина всякого бытия, – вот как мыслю я о Боге.

Старцу понравился этот ответ, и он продолжал вопросы:

– У всего существующего есть ли один общий разум? Ведь о сведущем в каком-либо искусстве говорят, что он это искусство разумеет: землемерие ли то, мореплавание или врачевство; не то же ли бывает и по отношению к прочим вещам божественным и человеческим? Еще скажи мне: есть ли такой разум, от которого исходит познание вещей как божественных, так и человеческих?

– Поистине, есть, – отвечал Иустин.

– Одно и то же ли: разуметь Бога, или разуметь музыку, арифметику, астрономию, или что-либо подобное?

– Совсем нет. Одно дело – разуметь Бога, иное – знать какое-либо искусство.

– Ты хорошо отвечал, – сказал старец, – некоторые знания получаются нами или от слуха и учения, или от созерцания предмета собственными глазами. Если бы, например, кто сказал тебе, что в Индии водится такой-то зверь, не похожий ни на каких других зверей, но совершенно, по своим разнообразным свойствам, отличный от них, – не видев его своими глазами, ты не мог бы знать о нем, а не слыша сначала сам рассказа об этом звере, не мог бы рассказать о нем и другому. Вот, теперь я и спрашиваю тебя: как ваши эллинские философы могут правильно разуметь о Боге и утверждать о Нем что-либо истинное, если никогда не видели Его, не слышали и, следовательно, не имеют никакого познания о Нем?

Иустин отвечал:

– Отче! Сила Божества зрится не телесными очами, как рассматриваются человеком какие-либо земные живые существа, но одним лишь умом можно постигать Бога, как говорит Платон, учению которого я следую.

Старец спросил:

– Нет ли в уме нашем некоей силы с такими свойствами и настолько могущественной, посредством которой мы могли бы скорее постигать невидимое, чем познаем телесными чувствами какую-либо вещь?

Иустин отвечал:

– Воистину, есть такая сила; Платон называет ее оком ума, которое, по его учению, дано человеку с тою целью, чтобы, очищенное и просвещенное учением любомудрия, могло оно созерцать самую божественную истину, причину всех вещей, постигаемых умом. Истина же эта не имеет определенного образа, или какого-либо подобия, или возраста, или чего-либо доступного телесным очам, но есть Существо выше всех существ, непостижимое, неисповедимое, соединение благости и красоты; самим же этим Существом от начала насаждено в благородных душах желание познавать Его, – ибо Оно любит, когда такие души Его познают и созерцают.

Читатель проживает тысячу жизней. Почему и как чтение может повлиять на ваше… | Адам Уайлс

Почему и как чтение может изменить вашу жизнь к лучшему, независимо от вашего возраста. Выберите правильную книгу, и это не должно быть препятствием.

Photo by Seven Shooter on Unsplash

В детстве чтение книг всегда казалось таким скучным по сравнению с тем, что я мог делать. Помимо коротких онлайн-статей, журналов и учебников, я действительно мало читал. Но с тех пор, как я взял в руки некоторые из своих первых книг, когда мне было чуть за 20, чтение открыло мне глаза на гораздо большее, чем я знал бы без них, и повлияло на мою жизнь к лучшему. Я действительно верю в это высказывание, и если вы чем-то похожи на меня, прочтите это и посмотрите, сможете ли вы обнаружить то же самое и для себя.

«Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет, — сказал Жойен. Человек, который никогда не читает, живет только одной».

— Джордж Р. Р. Мартин, Танец с драконами

Вы можете найти в Интернете некоторые из изученных и описанных научных преимуществ чтения, таких как положительное влияние на работу мозга, настроение и т. д. Однако я собираюсь обратить внимание на несколько основных моментов, которые я заметил для себя за последние 10 лет, которые я намеренно читал.

Помогает научиться ясно и бегло излагать информацию

Говорят: «Подражание — самая искренняя форма лести»; как и все хорошее, что мы обнаруживаем в нашей повседневной жизни, мы склонны принимать то, что мы считаем хорошим, как часть нашего собственного характера. Что ж, важным аспектом хорошей книги является то, как она течет и тянет вас по страницам.

Научно-популярные книги должны быть тщательно выложены, чтобы вы могли следить за предметом из главы в главу — если это биография, она может быть выложена в хронологическом порядке, если это введение в криптовалюту, она может начинаться с высокоуровневого функционала точки зрения, а затем погрузиться в каждый из основных технических аспектов. Художественная литература, с другой стороны, учит вас рассказывать истории. Как нарисовать яркую картину с помощью слов и как раскрывать ключевые фрагменты информации в нужный момент по ходу дела.

Книги, авторы и стиль написания различаются. Одно можно сказать наверняка: вы узнаете, когда читаете хорошо структурированную книгу, и узнаете, когда нет! И от этого, я, безусловно, выиграли мои собственные коммуникативные и презентационные навыки.

Развивает концентрацию

Одна из прекрасных особенностей чтения заключается в том, что оно требует полного внимания. Когда вы читаете хорошую книгу, вы сможете прочитать каждую строчку и следовать своему воображению (и да — даже если вы читаете о личных финансах или криптовалюте — я ловлю себя на том, что размышляю о том, как я чтение сейчас объясняет то, что я видел).

Умение следить за ходом мыслей во время чтения — отличный навык для развития; это полезно, когда вы слушаете, как говорят другие, и следите за разговором на работе, но также это приятный уход от обычных отвлекающих факторов и отвлечений от повседневной жизни.

Обогащает ваш словарный запас (иначе говоря, помогает вам казаться умным 🤓 )

Вероятно, очевидный момент, но также упускаемая из виду способность. В мире существует гораздо больше слов, чем любой из нас хотел бы использовать, однако в повседневном чтении мы все используем очень ограниченный словарный запас. В хорошо написанных и отредактированных книгах часто используется расширенный словарный запас, чтобы кратко, точно и элегантно донести сообщение. Это отличный способ открыть для себя новые слова или фразы в контексте ; словарный запас, который вы можете использовать для написания лучших деловых предложений, презентаций и электронных писем; но также словарный запас, который вы узнаете, когда другие могут использовать его в разговоре. Мы все были там, когда кто-то произносит слово, которого мы не знаем, но никто не осмеливается спросить, что оно означает в то время… хотя, возможно, в этой сцене есть и другие проблемы. Не бойтесь спрашивать! 😉

Это открывает ваш разум и глаза

Последнее, но самое главное, вы многому научитесь, читая. Чтение идет в вашем собственном темпе, книги погружаются намного глубже, чем любая онлайн-статья или телешоу, и вы, вероятно, обнаружите по крайней мере несколько вещей, о которых иначе не узнали бы. Для меня одна из прелестей хорошо написанных технических книг — это контекст, в который их обычно помещают писатели. В отличие от урока в школе, лекции в университете или даже телепрограммы — у книг нет ограничения по времени. Авторы имеют право предоставить контекст и представить именно так, как они хотят. При этом я обнаружил, что могу лучше оценить тему, когда подробно прочитаю о ней, а не полагаюсь исключительно на короткие онлайн-сообщения или курсы по теме. Конечно, когда дело доходит до обучения, стоит объединить все эти разные типы обучения вместе. Для меня чтение – одна из самых богатых форм.

Кроме того, я бы посоветовал вам выделить время для чтения на любые интересующие вас темы. Одной из моих любимых книг 2021 года была « Рожденные бежать » Кристофера Макдугалла. Журнал об опыте автора найти и жить с древним племенем в Мексике, а также об их невероятном подходе и отношении к бегу. Для меня это вызвало неожиданное размышление о современном «западном» обществе, коммерциализации бега и отношении к бегу, которое только что принято в западной культуре. Это определенно изменило мое представление о беге, но также побудило меня глубже задуматься о том, что еще мы считаем само собой разумеющимся, что на самом деле также имеет альтернативные, возможно, лучшие подходы?

Теперь, хотя для меня перечисленные выше преимущества являются достаточной причиной для продолжения чтения, особенно последнее преимущество, есть аргумент, что из первых рук не имеет козырного опыта чтения ни в один из дней недели?

Ничто не сравнится с личным опытом

Я дам вам это. В младенчестве вы учитесь путем подражания и исследования — вы пробуете что-то и выясняете для себя, что происходит, когда вы пытаетесь просунуть квадратный колышек в круглое отверстие. И даже когда вы растете в школе, вы узнаете, что происходит, когда вы бросаете мяту в газированный напиток, пробуя его. Обучение на собственном опыте создает заметные воспоминания из личного опыта, которые обычно становятся воспоминаниями, которые вы не забудете. Что касается памяти, то определенно есть что-то в фактическом вовлечении в этот опыт, что делает эти вещи более запоминающимися, чем чтение книги, знания из которой вы, возможно, какое-то время не используете.

Без предварительных знаний вы, вероятно, не справитесь с первой попытки

С учетом сказанного, если я оторву вас от написания кода и поставлю во главе группы, которая будет выпускать новый продукт в течение следующего несколько месяцев, и вы полагаетесь исключительно на опыт, я уверен, что вы пройдете через множество итераций и отзывов, а также через неловкие ситуации, чтобы выяснить, как ваша команда любит работать, и эффективно представить этот новый продукт. Конечно, вы, вероятно, наблюдали за другими лидерами и извлечете пользу из знаний и предложений вашей команды, и я не сомневаюсь, что вы найдете способ заставить это работать. Но я так же уверен, что если бы вы читали о лидерстве, управлении проектами и/или командой, вы бы добились большего быстрее.

Это было сделано раньше. Почему бы не извлечь из этого пользу?

Продолжение предыдущего пункта. Обучение через наблюдение — неотъемлемая часть человеческого бытия. Если вы не лемминг, если вы видите, как одно существо прыгает со скалы, и у него ничего не получается, вы можете извлечь из этого урок и избежать того же фатального финала и борьбы на этом пути. Книги — это просто еще один тип наблюдения в этом отношении.

Кроме того, лемминги на самом деле еще и умнее. Поговорка на самом деле миф.

Есть несколько способов содрать шкуру с кошки

Мне не очень нравится эта поговорка, но, в конце концов, хотя прочитать одну книгу лучше, чем ничего, читайте больше, и вы, возможно, найдете лучший способ; по-своему, учась на опыте других.

Вам не обязательно использовать или соглашаться со всем, что вы читаете, но каждое из них должно дополнять ваш собственный набор знаний, на которые можно опереться. Найдите вещи, которые действительно резонируют с вами, включите то, чему вы научились, в свою жизнь и опирайтесь на них. Читая, у вас есть шанс встать на плечи гигантов; вам не нужно начинать с нуля и повторять ошибки и трудности других.

Возможно, мы воспринимаем современные технологии и удобства как должное, но это потому, что каждое поколение способно учиться и строить на основе открытий предыдущего. Мы не заново открываем для себя электричество — мы читаем знания тех, кто это сделал. Что ж, то же самое относится к лидерству в команде, личным финансам и бегу. Существует огромное количество материалов, которыми поделились люди, которые попробовали и добились своего — вы, вероятно, будете удивлены.

В моем темпе я, наверное, не достигну 1000 жизни. Но я читаю намеренно и стараюсь, чтобы потраченное на чтение время стоило того. Я хочу помнить то, что прочитал, поэтому выделяю, делаю заметки, читаю на разные темы, которые мне интересны, и буду придерживаться скучных книг, если все еще верю в то, почему я выбрал их. В последнем случае я однажды прочитал невероятно сухую книгу по базам данных. Это было утомительно, большую часть содержания я уже знал, но я остался с ним для полного освежения знаний, так как он все еще служил для того, чтобы придать мне уверенности в теме, и я знал, что будет несколько новых слов. мудрость, чтобы извлечь из него. Эффективное чтение — отдельная тема; тот, который я расскажу в другой раз. Тем не менее, чтение действительно обогатило мои собственные знания и осведомленность, помогло мне повысить свой уровень и извлечь пользу из того, что было раньше, и изменило мое мышление по определенным темам.

Хотите начать?

Вот мои 3 простых шага, чтобы начать полезное чтение:

  1. Найдите книгу — Найдите в Google, Amazon или goodreads списки книг с самым высоким рейтингом по определенной теме. Прочитайте аннотацию и любой доступный предварительный просмотр, чтобы увидеть, нравится ли вам предпосылка и стиль письма. Ознакомьтесь с обзорами, но не индексируйте их слишком сильно, так как они часто смешиваются. Исследуйте автора. Вы также не можете сравниться с тем, чтобы просто зайти в книжный магазин и посмотреть, что вы найдете в их разделах с самым высоким рейтингом.
  2. Купите удобный для вас формат — Kindle, iPad, бумага.
  3. Устраивайтесь поудобнее — Найдите подходящее время для чтения — это может быть в поезде или дома, убедитесь, что телевизор выключен, чтобы вас не отвлекали. Включите освещение и дайте себе немного спокойного времени.

Приятного чтения!

Эй, я здесь новенький!

Если вам нравится то, что я пишу, подпишитесь на меня, и вы будете в числе первых, кто увидит мои еженедельные публикации.

Начитанные жизни | Барбара Сичерман

Посмотреть внутри

392 стр. , 6,125 х 9,25, 12 ил., примечания, библ., индекс

  • ISBN в мягкой обложке: 978-0-8078-3909-6
    Опубликовано: август 2012 г.
  • ISBN электронной книги: 978-0-8078-9824-6
    Опубликовано: апрель 2010 г.

Купить эту книгу

  • Мягкая обложка
    37,50 долларов США

  • Электронная книга
    19 долларов0,99

    Магазин электронных книг Apple
    Кно Инк.
    Корпорация электронных книг — Ebooks.com
    Электронные книги Barnes & Noble (уголок)
    Кобо для чтения электронных книг
    Электронные книги Sony
    Магазин электронных книг Google
    Амазонка Разжечь

Для профессоров:
бесплатных копий электронных экзаменов

Чтобы совершить покупку онлайн в независимом книжном магазине, посетите Bookshop. org.

Автор
Вопросы и ответы

Связанные записи в блоге

На Facebook

Руководство группы чтения

В убедительном подходе, структурированном в виде темы и вариаций, Барбара Сичерман предлагает проницательные профили ряда успешных женщин, родившихся в позолоченном веке Америки, которые потеряли — и нашли — себя в книгах и разработали новую жизненную цель вокруг них.

Некоторые женщины, такие как Эдит и Элис Гамильтон, М. Кэри Томас и Джейн Аддамс, выросли в семьях, наполненных книгами, в то время как менее привилегированные женщины нашли альтернативные пути к выразительной грамотности. Еврейские иммигранты Хильда Сатт Полачек, Роуз Коэн и Мэри Антин обрели новую идентичность благодаря англоязычным книгам, которые они находили в домах поселенцев и библиотеках, в то время как афроамериканцы, такие как Ида Б. Уэллс, полагались в основном на учреждения, созданные ими самими, даже когда они искали развивать собственную литературу.

Мастерский вклад Зихермана в то, чтобы показать, что, несмотря на приобретение навыка чтения, при правильных обстоятельствах чтение подростков действительно преобразовывало в построении женской идентичности, пробуждая воображение и воспитывая амбиции. Джо Марч из Little Women часто служила юношеской моделью независимости, девочки и молодые женщины создавали сообщества обучения, воображения и эмоциональной связи вокруг литературной деятельности таким образом, что это помогало им представить, а затем достичь общественной идентичности. Вникая в сюжеты квестов и в мужские и женские роли, эти молодые женщины продолжали создавать беспрецедентные достижения в качестве интеллектуалов, педагогов и социальных реформаторов. Изящное исследование Сичерман раскрывает центральное место в культуре чтения той эпохи и проливает новый свет на карьеру этих женщин эпохи Прогрессивной эры.

О
Автор

Барбара Сичерман — почетный профессор американских институтов и ценностей Уильяма Р. Кенана-младшего в Тринити-колледже. Она является автором Элис Гамильтон: Жизнь в письмах и В поисках психического здоровья в Америке, 1880-1917 и соредактором Известные американские женщины: современный период .
Для получения дополнительной информации о Барбаре Сичерман посетите
в
Автор
Страница.

отзывов

«Красиво оформленная монография… Настоятельно рекомендуется. » — Choice

» Начитанные жизни» искусно уравновешивает общую картину литературной культуры Золотого века со спецификой и уникальностью ее отдельных тем. С нюансами и проницательностью Сичерман приводит убедительные доводы в пользу того, что практика частного чтения оказала глубокое влияние на общественную деятельность прогрессивных женщин».0138 Journal of American History

«Важная книга для тех, кто интересуется вопросами пола, грамотности или американской жизни девятнадцатого века… Прекрасный пример того, как историческая наука по этим вопросам может перемещаться между конкретными конкретными случаями и обобщенными тенденции или закономерности.»— Клио

«Анализ Сичерман углубляет наше понимание природы чтения как такового, раскрывая часть того самого волшебства, которое книги явно придавали этим молодым женщинам. . . . Выдающийся вклад в историю книги, в историю женщин и в наше понимание силы чтения как культурного ресурса для перемен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts