Мария вифинская: Преподобная Мари́я Вифинская

Разное

Преподобная Мари́я Вифинская

Дни памяти

25 февраля

Житие

Жития преподобных Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения

Пре­по­доб­ная Ма­рия-Ма­рин и отец ее пре­по­доб­ный Ев­ге­ний жи­ли в на­ча­ле VI ве­ка в Вифи­нии (се­ве­ро-за­пад­ная об­ласть Ма­лой Азии). Ов­до­вев, пре­по­доб­ный Ев­ге­ний ре­шил уй­ти в мо­на­стырь, но дочь его не по­же­ла­ла с ним рас­стать­ся и со­пут­ство­ва­ла ему, пе­ре­одев­шись муж­чи­ной. Они вме­сте всту­пи­ли в оби­тель, неда­ле­ко от Алек­сан­дрии, где пре­по­доб­ная по­лу­чи­ла имя Ма­рин.

«Брат» Ма­рин весь­ма пре­успе­вал в доб­ро­де­те­лях, от­ли­ча­ясь сми­ре­ни­ем и по­слу­ша­ни­ем. Ко­гда через несколь­ко лет отец свя­той Ма­рии скон­чал­ся, она еще уси­ли­ла свои по­дви­ги и по­лу­чи­ла от Гос­по­да дар ис­це­лять одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми.

Од­на­жды «инок» Ма­рин в чис­ле про­чих бра­тий был по­слан на мо­на­стыр­ские ого­ро­ды, по пу­ти к ко­то­рым им при­шлось но­че­вать в го­сти­ни­це. Дочь хо­зя­и­на этой го­сти­ни­цы, со­гре­шив­шая с од­ним из по­сто­яль­цев, окле­ве­та­ла «ино­ка» Ма­ри­на, на­звав «его» ви­нов­ни­ком сво­е­го па­де­ния. Отец ее по­жа­ло­вал­ся игу­ме­ну мо­на­сты­ря, и тот из­гнал «со­гре­шив­ше­го бра­та». Пре­по­доб­ная не ска­за­ла ни сло­ва в свое оправ­да­ние и ста­ла жить у мо­на­стыр­ской сте­ны. Ко­гда у со­гре­шив­шей де­ви­цы ро­дил­ся маль­чик, хо­зя­ин го­сти­ни­цы при­нес его к Ма­ри­ну, мол­ча бро­сил сво­е­го вну­ка и уда­лил­ся. Свя­тая при­ня­ла мла­ден­ца и ста­ла его вос­пи­ты­вать.

По про­ше­ствии трех лет бра­тия упро­си­ли игу­ме­на сно­ва при­нять в оби­тель «ино­ка Ма­ри­на». Игу­мен, ко­то­рый весь­ма неохот­но усту­пил прось­бам, стал на­зна­чать «бра­ту Ма­ри­ну» са­мые тяж­кие по­слу­ша­ния, ко­то­рые пре­по­доб­ная ис­пол­ня­ла с ве­ли­чай­шим усер­ди­ем, про­дол­жая вос­пи­ты­вать сво­е­го мни­мо­го сы­на.

Через три го­да свя­тая мир­но ото­шла ко Гос­по­ду в сво­ей кел­лии. При­шед­шие бра­тия уви­де­ли скон­чав­ше­го­ся «ино­ка» и маль­чи­ка, ры­да­ю­ще­го над ним. Ко­гда ста­ли об­ря­жать пре­по­доб­ную для по­гре­бе­ния, тай­на ее рас­кры­лась. Игу­мен мо­на­сты­ря со сле­за­ми про­сил про­ще­ния у усоп­шей, и его при­ме­ру по­сле­до­вал хо­зя­ин го­сти­ни­цы. Те­ло пре­по­доб­ной Ма­рии бы­ло с че­стью по­гре­бе­но в мо­на­сты­ре. Дочь го­стин­ни­ка при­шла к гро­бу свя­той и от­кры­то ис­по­ве­да­ла свой грех, от­че­го сра­зу же ис­це­ли­лась от бо­лез­ни бес­но­ва­ния. От­рок, ко­то­ро­го вос­пи­ты­ва­ла пре­по­доб­ная, впо­след­ствии при­нял ино­че­ский чин.

Мо­щи свя­той бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а от­ту­да в 1113 го­ду уве­зе­ны в Ве­не­цию.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии, под­ви­зав­шей­ся в муж­ском об­ра­зе под име­нем Ма­ри­на, и от­ца ее пре­по­доб­но­го Ев­ге­ния» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Развернуть

Случайный тест

Венецианские святыни: мощи преподобной Марии Вифинской

Святая Мария родилась в V веке в Вифинии (на территории нынешней западной Турции) в благочестивой семье[1].

После смерти матери она воспитывалась своим отцом Евгением. Однажды отец открыл ей свое намерение принять монашество для спасения души. При этом Мария становилась наследницей отеческого состояния.

Отцу было нелегко убедить дочь в правильности своего шага, и оба они долго доказывали друг другу свою правоту, прибегая к свидетельствам Священного Писания. Наконец, стало ясно, что Евгений не изменит своего решения. Тогда Мария предложила ему свой план: принять монашество им обоим. Мария не захотела оставить отца и решила под видом юноши войти монастырь и жить монашеской жизнью, приняв мужское имя Марин. Они продали свое имение и раздали все деньги бедным, а затем удалились в один монастырь/2/. 


Преподобная Мария Вифинская
(25 февраля святая Православная Церковь празднует память
преподобной Марии Вифинской и отца ее Евгения)

Мария в монастыре показала большое рвение в иноческом подвиге, вызывавшее одобрение у игумена и братии.

Между тем Евгений несколько времени спустя скончался. Мария же преуспевала в духовном делании, и вскоре получила от Господа дар изгнания бесов и исцеления болезней через возложение рук.

В том монастыре жили 40 монахов братии. Согласно очередности каждый месяц игумен направлял четырех монахов на работу, поскольку монастырь заботился еще о скитах, расположенных в той области. Однажды игумен направил «брата Марина» с другими на это послушание. По дороге монахи остановились для ночевки на постоялом дворе. По случаю там же остановился и один солдат.

У владельца постоялого двора была дочь, которую этот солдат склонил к греховной связи. Через несколько времени девушка забеременела, и солдат убедил ее указать на молодого монаха, как на виновника ее падения и отца будущего ребенка. И как только отец узнал о том, что она беременна, девушка, действительно, указала на «монаха Марина». В гневе ее отец отправился в монастырь, и войдя в монастырские стены, кричал: «где этот глупец, этот лжехристианин, которого вы почитаете монахом?» Представ перед игуменом отец девушки сетовал и обвинял Марина за то, что теперь доброе имя его семьи покрыто позором. Игумен пообещал изгнать Марина из монастыря, как только тот вернется с послушания.

Едва Марин вернулся с дневной работы в монастырь, он тут же был обвинен в мнимом преступлении. Игумен порицал его и за то, что своим поведением он опозорил свое монашеское звание, а также всю обитель. В этот момент Марин пал на землю и, обливаясь слезами стал умолять: «Прости меня, отче, ради Господа, я потерял голову, как случается с мужчинами».

Марин был изгнан из монастыря, но не ушел от его стен, а поселился неподалеку, проводя подвижническую жизнь, перенося жару и стужу в уединении.

Монахи, впрочем, общались с ним, поскольку его убежище находилось неподалеку от монастыря. Они спрашивали его, почему он сидит там на одном месте и плачет, на что он отвечал: «я совершил блудодеяние, поэтому заслужил изгнание».

Дочь владельца гостиницы родила мальчика, которого ее отец принес и бросил к ногам Марина. «Ничтожная и низкая тварь, – восклицал монах: Я получаю это дитя в наказание за мою вину; но почему это несчастное создание должно умереть вместе со мной?» Марин достал молока у пастухов и стал заботиться о ребенке, как отец, или что правильнее, как настоящая мать. Монаху было очень трудно растить малыша при полном неумении обращаться с детьми и при отсутствии достаточных средств на пропитание даже для себя самого. Тем не менее «брат Марин» выходил малыша.

Так прошло 3 года. Братия обители, видя такое его ревностное и жертвенное житие, приступила к игумену с требованием вернуть Марина в монастырь, поскольку, по мнению монахов, он искупил вину своей подвижнической жизнью. Они грозили даже покинуть монастырь, если игумен не примет их условия. «Как Бог простит нам наши грехи, – говорили они: если в течение трех лет у монастырских врат на наших глазах наш брат переносит тяготы и лишения?» Наконец, они убедили игумена принять Марина снова в монастырь, но тот подчеркнул, что принимает его только по их настоянию и при условии, что «брат Марин» будет последним среди братии.

Марин принял это известие с радостью и сказал, что для него было бы большой честью поселиться лишь в притворе монастыря. Игумен дал ему сразу же наиболее тяжелые послушания, которые тот исполнял с прилежанием и смирением. Мальчик подрастал и находился рядом с Марином все время, пока тот трудился. В свободные часы монах стал учить отрока монашеской добродетели.

Однажды игумен заметил, что в течение трех дней Марин не приходит в церковь к уставному богослужению, в то время как обыкновенно приходил для псалмопения первым из братии. Обеспокоенный его отсутствием, игумен отправил монахов осведомиться, не болен ли он. Они нашли Марина уже почившим и отрока, сидящего у его тела и плачущего. Игумен выразил сожаление, что брат скончался без должного напутствия и причащения Святых Таин и приказал готовить его к погребению.

Монахи, приступив к омовению тела, увидели, что «брат Марин» был женщиной. Они стали восклицать: «Господи, помилуй!». Привлеченный их восклицаниями, игумен захотел узнать, что случилось, и узнав, был поражен и бросился на землю перед телом преподобной и, обращаясь к ней говорил со слезами: «Так и я должен умереть здесь у твоих святых ног, если не услышу твоего прощения». Тотчас он услышал голос, говоривший ему: «Если бы ты совершил это деяние, зная о невиновности Марина, то не было бы тебе прощения, но поскольку ты наказал его, будучи в неведении, то твоя вина тебе прощена».

Игумен сразу же сообщил о случившемся хозяину гостиницы, который был также поражен произошедшим. Он призвал свою дочь, и та призналась, что была обольщена солдатом и оклеветала невинного монаха. Долгое время она была уже одержима злым духом, и как только произнесла слова признания, стала свободной от власти демона.


Мощи Марии Вифинской

Монахи взяли святое тело и погребли в одном святом месте с великой почестью. Согласно преданию мальчик, которого воспитывал Марин, также принял монашеский постриг.

История перенесения мощей и почитание преподобной Марии в Венеции

Мощи преподобной были перевезены из монастыря в КП и положены в какой-то церкви недалеко от города. Перенесение мощей состоялось около VIII века по приказу одной из византийских императриц по имени Мария или Марина и имело целью кроме прочего уберечь мощи от осквернения при набегах сарацинов.

Время появления мощей святой Марии в Венеции не может быть установлено с точностью. Есть сведения, что венецианский купец Джованни Буора (Giovanni Buora) привез мощи в 1213 или 1230 годах и положил их в церкви святых Алексия и Либерала (chiesa dei Santi Alessio e Liberale) в сестьере Кастелло (sestiere Castello), после чего церковь стала именоваться в честь святой Марии (Santa Marina).

Известно, что купец с помощью просьб и денег убедил стражей отдать ему мощи. В раке он нашел хартию, подтверждавшую, что они принадлежали преподобной. Затем он передал святыню капитану венецианского судна, записав содержимое ящика как одну из восточных специй – «коричную воду» (acqua di cannella). Отдельным же письмом Буора оповещал своих родственников в Венеции об истинном содержимом груза.

Едва корабль вышел в море, как разыгралась страшная буря из-за недолжного обращения со святыми мощами и по причине нечестивого поведения моряков. Гвозди сами вылетели из пазов и крышка деревянного ящика открылась. Все увидели святые мощи и хартию, лежащую подле святой. Все пали ниц перед мощами, испрашивая заступничества преподобной. Внезапно море и ветры успокоились и путь через Адриатическое море обычно совершаемый за семь дней судно чудесным образом проделало за одни сутки.

О перенесении мощей в Венецию повествуют Пьетро Кало (Pietro Cal?), венецианский агиограф четырнадцатого века и дож Андреа Дандоло в своей «Хронике», восходящей в 1350 году.

Святая Мария была весьма почитаема гражданами венецианской республики: достаточно сказать, что в XIV веке было основано братство святой Марии (Scuola di Santa Marina). Сам дож в сопровождении Синьории (Государственного совета) приходил в день памяти святой, 17 июля, поклониться ее мощам. Венецианцы же в этот день стекались со всех концов города, который, «сам являясь морским, жаждет приветствовать Марину»/3/.

Почтить Марину приходили также армяне и греки, проживавшие в Венеции, поскольку она происходила с их родины, с Востока, и была православной святой.

Церковь святой Марины была в 1820 разобрана. Еще раньше, между 1806–1810 годами приход был упразднен, а мощи святой были перенесены в близлежащую церковь Санта Мария Формоза (Santa Maria Formosa).

Празднование памяти преподобной Марии в Венеции постепенно сходило на нет. Наконец, самый день памяти преподобной Марии, 17 июля, был упразднен.

Почитание преподобной Марии православными сегодня

Несколько лет подряд верующие венецианского прихода святых Жен-Мироносиц Русской Православной Церкви в Венеции приходят в церковь Санта Мария Формоза, чтобы поклониться мощам святой Марии и испросить ее благодатной помощи в делах домашних и церковных, и особенно в достойном прохождении поприща Великого Поста, ведь день памяти святой попадает обычно в подготовительный период ко Святой Четыредесятнице или в сам период Великого Поста.

25 февраля Святая Церковь празднует также день памяти святителя Алексия Митрополита Московского, который является небесным покровителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И хотя день тезоименитства патриарха по его благословению часто переносится на другой день в виду более требовательного исполнения уставных правил (вот и в 2006 году празднование тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия перенесено на день раньше, на 24 февраля), верующие особенно просят преподобную Марию помогать Предстоятелю Русской Православной Церкви во всех его начинаниях. Прихожане молитвенно желают Его Святейшеству многих сил и здравия и поют ему «Многая лета».

Также паломнические группы, которые все чаще приезжают в Венецию на поклонение мощам святых угодников, всегда бывают у мощей преподобной Марии Вифинской. Относительно посещений паломников и совершения молитвы у святыни существует договоренность с настоятелем церкви Санта Мария Формоза, вход в которую для обычных туристических групп ограничен.

Значение подвига преподобной Марии

Святая Мария в своей жизни несла два особых подвига – монашеский и другой, весьма близкий юродству по силе самоотречения и смирения даже до крайнего самоуничижения в глазах дорогих и близких ей людей.

Отличие же ее от монашествующих и юродивых не только в том, что она соединила эти два подвига вместе. Монашествующий подвизается под своим именем, в то время как святая Мария жила под чужим. Она несла одинаковые послушания с мужчинами, а любовь ее к богослужению и к молитве была такой, что она далеко опережала мужчин в рвении к предстоянию пред Богом.

Юродивый бывает осмеян, но только за свой же, подчас вызывающий возмущение обывателей и грешников, образ поведения. Вообще же юродивых любят и стараются защищать их от насмешек. Вместе с тем, преподобная Мария пошла на разрыв, на разлучение с дорогой ей братией монастыря ради того, чтобы принять поношение. Крест юродства ее – в жизни под чужим именем, и в смысле своего монашества, и в смысле своего мнимого греха.

В древности подвиг монашеской жизни в мужском образе предпринимали несколько святых жен. Это были Анастасия, Афанасия, Аполлинария, Ефросиния («Смарагд»), Евгения, а также Матрона и Пелагея, жившие в одно время с преподобной Марией.

В русской традиции тоже имел место такой подвиг. Каждому православному известно имя киевского старца Досифея (в миру Дарьи Тяпкиной), указавшего юноше Прохору, будущему старцу Серафиму путь в Саровскую обитель. Наверное, были и другие, неизвестные нам, но ведомые Богу инокини в мужском образе.

Этот особый, очень тяжелый подвиг христианской жизни заслуживает и особого почитания того, кто его предпринял. Благодаря Богу сейчас есть возможность приложиться к мощам святой Марии в Венеции. Здесь, в городе, являющемся хранилищем великого множества мощей святых Православной Восточной Церкви действует русский приход, появилась возможность почтить большинство из находящихся в Венеции святынь, приложиться к мощам, совершить молебен, прочесть акафист.

Молитвами преподобной матери нашей Марии Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй нас!

Примечания

/1/ Житие святой Марии приводится по описанию, записанному византийским агиографом X века Симеоном Логофетом (Метафрастом), жившим около 960 года в КП. Житие опубликовано в издании «Патрологии» Миня: Patrologia Graeca (PG), vol. 115, col. 247–353, Paris 1864. О ней: L. Clugnet, “Vie et office de Sainte Marina”, Paris 1905 и J. M. Sauget, in Bibliotheca sanctorum, VIII, Roma 1966, coll. 1165–1170.

О месте рождения святой Марии существует множество догадок. Мы приводим «вифинскую» версию, которой придерживается Православная Церковь, есть также предположения о том, что она родилась или в Египте, или в Сирии, или в Армении, или даже в Сицилии. О времени рождения святой Марии также существуют разные гипотезы: от V до середины VII века.

/2/ Относительно монастыря, в котором подвизались преподобные Евгений и Мария, также нет полной ясности. Есть сведения о том, что эта обитель находилась в Палестине, на западном склоне горы Ливан, неподалеку от древнего города Триполи Сирийского. Этого предположения придерживается, в частности, и один из основных наших источников Фламиний Корнер (F. Corner, “Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello”, Padova 1758, стр. 45)

/3/ «Марина» в переводе с латинского означает «морская». Таким образом, имеет место игра слов: «quia marina est, Marinam salutare cupit». Важно обратить внимание на тот факт, что святая Мария («святая Марина» в латинской и греческой традиции) почиталась на Ливане вместе со святой Мариной (Маргаритой) Антиохийской. Память обеих святых праздновалась в тех местах в один и тот же день, 17 июля. Впоследствии эта традиция перешла и в венецианскую церковь, где память святой Марии Вифинской праздновалась, как было уже сказано, в этот день, совпадающий с днем памяти в Православной Церкви святой великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской. Это дало повод некоторым исследователям (смотри, например, Antonio Niero, «Santa Marina di Bitinia. Profilo biografico», pp. 20-21) предполагать, что мощи, находящиеся ныне в церкви Санта Мария Формоза, принадлежат не святой Марии Вифинской, но святой Марине Антиохийской.

* * *

У главных святынь Венеции православные служат не только молебны, но и Божественные Литургии:

8 мая в день памяти святого апостола и евангелиста Марка в соборе святого Марка в Венеции у мощей святого будет отслужена Божественная Литургия. Возглавит богослужение архиепископ Корсунский Иннокентий.

22 мая в день перенесения мощей святителя Николая в церкви Сан Николо на острове Лидо в Венеции, где покоится около половины всех мощей святого, будет отслужена Божественная Литургия.

Сайт прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции

Церковь Панагии Пантовасилиссы

Церковь Панагии Пантовасилиссы

Церковь Пангия Пантовасилисса (турецкое Кемерли Килисе) — поздневизантийская церковь из Триглеи в районе Вифинии. Важность Пантовасилиссы (что переводится с греческого как «Всеблагословенная, Дева Мария») проистекает из ее структурных и декоративных характеристик.
В тринадцатом веке, когда крестоносцы заняли Константинополь, область Вифинии, расположенная на территории современной северо-западной Турции, была центром византийского правления. Но к началу четырнадцатого века он пал перед турками-османами. В течение следующих нескольких десятилетий Вифиния была свидетелем увлекательной архитектурной деятельности. Однако византийские социальные и религиозные институты сохранились, оставив наследие, которое особенно заметно в архитектуре региона. Сегодня, хотя в Вифинии сохранилось очень мало образцов поздневизантийских построек, Пантобасилисса является важным зданием того периода.
Хотя регионом правили османы — в городах на южном побережье Мраморного моря, в том числе в Триглее, население оставалось в основном христианским, и влияние византийского наследия оставалось заметным. Даты строительства Пантобазилиссы рассказывают историю культурного сближения. Построенная после 1336 года в Триглейе, церковь почти современна мечети Орхана (построенной около 1339 года) в Бурсе, одной из первых османских комиссий в регионе.
Размеры церкви примерно 11 на 8,5 метров. Посвящение и фресковая программа, на которой изображены сцены из жизни Девы Марии, указывают на то, что церковь была посвящена Матери Христа. На северном перекрестке, обращенном на восток над коринфской капителью, находится изображение отвергнутых приношений Иоакима, ранняя сцена из жизни Девы Марии. На изображении Иоахим движется вперед, неся ягненка в руках, покрытых вуалью. Анна, мать Девы Марии, которая, кажется, помогает нести ягненка, возвращается к своему мужу. На южной стене юго-западной бухты более чем в натуральную величину фигура архангела Михаила дополняет цикл Марии. Михаил одет в императорский костюм, в правой руке держит посох, а в левой держит глобус. В люнете над ним изображена восьмиконечная звезда, которая, по-видимому, включала в свои линии больше деталей; какими бы ни были эти детали, больше невозможно обнаружить. Восьмиконечные звезды появились как изображение небесного света на фресках церквей четырнадцатого века в Сербии и Греции и поствизантийских декоративных церковных программах на Кипре. Символ, вероятно, имел аналогичный резонанс здесь.

Предложение Иоахима отвергнуто

Фреска Святого Михаила

Capital

План Mango & Sevčenko

См. Карта византийской бифинии

Источники

Церковь Панкии Панкия в Триглеи. Суна Чагаптай 

 

Ресурсы

Альбом Византийской Вифинии (Byzantine Legacy Flickr)

История Пресвятой Богородицы, прозванной Мариной (Подвижницей)

Опубликовано · Добавить комментарий

Слава и хвала и поклонение Человеколюбцу Богу. Тот, Чья дверь всегда открыта для кающегося; а тому, кто не входит, помеха в самом себе. Ибо Бог не отвергает людей, как и Петр, глава Апостолов, говорит: «Истинно познал я, что Бог нелицеприятен, но во всех народах боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». И пророк Иезекииль: Бог говорит: не хочу смерти нечестивому, говорит Господь господствующих, но чтобы он обратился от своего злого пути и остался жив. А избранный апостол Павел возвещает о Господе нашем, что Он желает, чтобы всякий человек покаялся, говоря в Послании к Тимофею: «Итак, умоляю тебя, прежде всего возноси молитву, прошение и благодарение Богу за всех». мужи, от имени царей и великих людей, чтобы мы могли проводить мирную и тихую жизнь во всяком благочестии и чистоте. Ибо это хорошо и угодно пред Богом, Спасителем нашим, Который хочет, чтобы все люди спаслись и обратились к познанию истины. Ибо один Посредник между Богом и человеком, Господь наш Иисус Христос, Который отдал Себя в выкуп за всех людей. Ибо дверь дома Божия отворена, как мы сказали; и всякий, кто хочет, работает в винограднике праведности; не только мужчины, но и женщины должны, [несмотря] на присущую им слабость, войти в Царство. Женщин прославляли все поколения, и они даже превзошли мужчин. Некоторые из них будут упомянуты нами в этом трактате.

Мариам, сестра Моисея, называлась пророчицей. Она вела Израиль в древности, и ее руками Бог совершил искупление для Израиля. И снова рукою Юдифи Он избавил их. А пророчицею Анну назвали за то, что она много лет сидела в храме Господнем в святости, пока не удостоилась носить Господа на руке. Святостью человек приближается к Богу, как говорит Апостол: Следуйте за святостью, без которой никто не увидит Бога. Благодаря этому многие женщины преуспели. Одной из них была блаженная Мария, о которой мы и начинаем рассказ. И вот, мы начинаем рассказывать историю ее превосходной жизни и ее силы терпения, этой чудесной блаженной, достойной похвалы.


В Вифинии жил некий человек, и у него была жена, которая родила ему единственную дочь; и он назвал ее Марией. Теперь же, по отшествии матери ее из мира сего, отец воспитывал ее прилежным учением и в честной жизни. Но когда она пришла в полный рост, он сказал ей: дочь моя, вот, все, что у меня есть, отдается в твои руки. Ибо я ухожу, чтобы позаботиться о своей душе. Но девица, услышав это от отца своего, отвечала и сказала ему: отче! ты ищешь спасти душу твою; но погубить мою душу. Разве ты не знаешь, что Господь наш сказал: «Я полагаю жизнь Мою за овец Моих»? И снова Он сказал, что Тот, кто «искупает душу, подобен Сотворившему ее». Но когда ее отец услышал от нее эти вещи, его любовь возбудилась от ее слов, тем более, когда он увидел ее плачущей и скорбящей. Он сказал ей так: дочь моя, что я могу сделать тебе? Ты женщина. Я думаю о том, чтобы уйти в монастырь, чтобы избавиться от сетей мира сего, а ты, как ты можешь быть с нами? ибо с тобою охотнее будет состязаться диавол и… с рабами Божиими. Но когда девица услышала [это], она ответила ему и сказала: нет, господин, я не войду в монастырь таким образом, как ты сказал, но я остригу волосы с головы моей и оденусь в платье мужское, и тогда я войду с тобою в монастырь. Когда же он был склонен убедить себя словами своей дочери, он раздал и раздал все, что у него было, бедным, а он острил волосы с головы своей дочери и одел ее, как она сказала, в платье человека, и сменила имя, и назвала ее Мариной. 1 Теперь, когда все это было успешно выполнено, он постоянно предупреждал ее, [и] говорил ей: Смотри, дочь моя, как ты держишься. Как солома среди огня, так готова ты вести себя среди братии, и тем более, что ни одна женщина никогда не входила в монастырь. Итак, сохрани себя непорочным для Христа, чтобы мы могли завершить наше исповедание перед Ним. Сказав ей это, он повел ее и вошел в монастырь. День за днем, можно сказать, эта чудесная девушка вызывала всеобщее восхищение, в то время как она была совершенна во всех добродетелях, то есть в послушании, смирении и великой преданности, с другими. Некоторое время она провела в монастыре. Братия вообразила, что она евнух, потому что у нее не было бороды, а также из-за мягкости ее голоса; но другие думали, что она навредила себе слишком большими трудами в благочестии.

Случилось так, что отец ее удалился от мира, и она умножала дела свои, и послушание свое, и благочестие свое; так что даже получила дары благодати от Бога, против бесов и против различных страданий. И когда она возлагала руку на больных, то без промедления получала для них исцеление с помощью Божией. В том же монастыре было братьев, святых мужей, числом сорок. И каждый месяц четыре брата посылались по делам монастыря, потому что были и другие монастыри, кроме их собственного, так что они постоянно выходили с посещением и обеспечением [его].


Случилось так, что посреди дороги, по которой они обыкновенно путешествовали, была некая гостиница, куда входили и останавливались посланные по делам монастыря. И пройти всю дорогу за один день было непросто. Но трактирщик принял их с великой заботой, хорошо им обслужив, и дал им отдельное убежище в саду. И вот в один день аббат призвал Марину и сказал ему: брат мой, я убежден в искренности твоей жизни и знаю, что ты во всем совершенен; а именно, в смирении и в усердии твоего послушания. Итак, обратись и отправляйся осматривать монастырь, ибо и братия недоумевают, что ты никогда не отсутствуешь по его делам. Когда ты сделаешь это и будешь послушен и выйдешь, то получишь еще большую награду от Бога. И когда смиренный услышал это от игумена, тотчас же пал к его ногам, говоря ему: помолись за меня, отче, и я пойду совсем, как ты повелел мне. Когда же случилось это событие, и Марина вышла с тремя братиями для посещения монастыря, то они остановились в вышеупомянутом постоялом дворе.

И пока они были там, случилось так, что один солдат соблазнил дочь трактирщика, так что она забеременела от него. И сказал воин, совершивший это гнусное дело, дочери трактирщика, по наущению дьявола: если это станет известно отцу твоему, скажи ему: «Этот молодой монах спал со мной». Но день ото дня она росла, так что ее отец понял, что с его ребенком случилось ужасное. И когда он узнал это, он потребовал это из ее рук и сказал: как это зло случилось с тобой? Тогда она обвинила Марину, сказав: «Монах, которого вы хвалите за святость, сделал это со мной, и от него я беременна». Тогда отец ее пошел в монастырь и, ворвавшись, сказал: где лживый христианин, о котором вы говорите, что он свят? Но когда один из надзирателей принял его, по их обычаю, с приветствием, сказав ему: Ты хорошо сделал, что пришел, брат. Что с тобой и почему ты так взволнован? Расскажи нам, что с тобою случилось, – кричал он тем более, говоря, – был злой час, в который я познакомился с тобой. Но когда об этом стало известно аббату, он осведомился и пожелал унять смятение в сердце трактирщика и узнать, в чем именно состоит обвинение. Но он еще более возвысил голос, говоря: Да не увижу я больше монаха на земле! и многое подобное, сказал он. И когда игумен снова допросил его, чтобы узнать от него, в чем причина смятения в деле, он сказал ему: скажи мне, брат, в чем причина твоего обвинения? чтобы и мне извиниться перед тобою. Тогда тот трактирщик ответил и сказал: «О чем ты просишь меня, я скажу тебе». У меня была одна единственная дочь, с которой я ожидал, что моя старость упокоится, и вот, посмотрите, что сделала мне Марина, тот, о котором вы говорите, что он блажен. Он соблазнил ее и вот! она с ребенком. Услышав же это от него, игумен удивился и сказал ему: что мне сделать с тобою, брат мой, раз его нет здесь, он в гостях, а тем не менее посрамлен, так что в его приезда мне ничего не остается делать, как прогнать его из монастыря.

Теперь, когда Марина пришла в монастырь с тремя братьями, которые были с ним, игумен сказал ему: Скажи мне, брат мой, это твои манеры? это твое благочестие? это твое смирение? Вот, ты опозорил мою обитель. Этот трактирщик пришел и высказался так против тебя. Когда ты поселился в его гостинице, ты соблазнил его дочь, и вот! ее отец сделал нас зрелищем для всего мира. Скажи мне, таким ли образом ты исповедал Христа? это твоя профессия? показал ли ты такой образ жизни своим братьям? это добродетель?

Когда Марина услышала это, он пал ниц на землю, вопя горьким плачем и задыхаясь от слез, и сказал игумену: прости меня, отче, ради Господа нашего, потому что Я согрешил как человек. Но игумен, рассердившись на него, выгнал его из монастыря, сказав: не входи более в наш монастырь. Тогда он вышел из монастыря и сел снаружи, терпя холод и зной. И входящие и выходящие из монастыря спрашивали его, говоря: для чего ты сидишь вне дверей монастыря? и он ответил: из-за моего греха, ибо я совершил блуд, и я изгнан из монастыря. Когда же исполнилось время и настал день, когда должна родить дочь хозяина гостиницы, она родила младенца мужского пола. И взял ее отец девицы и принес в монастырь; и когда он нашел Марину, сидящую вне дверей монастыря, он бросил младенца перед ним, говоря: Возьми сына твоего, которого ты нечестиво родил; и он оставил его с ним, и ушел. Тогда Марина взяла младенца и заплакала, говоря: Господи Боже мой! если мне воздается по грехам моим, то за что этот бедный младенец должен умереть здесь со мной? И Марина, встревоженная таким образом, стала приносить ребенку молоко от пастухов, чтобы он воспитал мальчика как своего отца. Но Марине было мало того, что он вынес это обвинение, мальчик запятнал свою одежду обильными слезами. И блаженная Марина терпела эту боль и это горе три года.


По прошествии трех лет братия сжалились над Мариной и сказали игумену: довольно для него всех этих унижений, ибо он исповедует свой грех перед всеми людьми. И сверх того, посидев там три года, приносит Богу покаяние, как обольщенный диаволом. И когда игумен не убедился принять его, вся братия заговорила, говоря: если ты не примешь его, то и мы выйдем из монастыря. Ибо мы не можем больше смотреть на него, лежащего в нищете у дверей монастыря, и не сжалиться над ним. Мы страдаем от его страданий, а если бы не страдали, то как бы мы умоляли Бога о наших грехах? Ибо мы видим, что вот, он уже три года вне дверей монастыря, и он скорбит и в великой нужде. Услышав это, аббат сказал им: отныне по любви вашей я приму его. И игумен призвал Марину и сказал ему: ты недостоин, чтобы ты когда-либо вошел в этот монастырь, потому что ты испортил устав монастыря грехом, который ты сделал. Но тем не менее, по любви братии, я приму тебя. Ты будешь последним из них всех по уставу монастыря. Но Марина бросилась на землю и сказала: «Даже то, господин мой, великое будет для меня, что ты счел меня достойным войти в двери монастыря». А я согрешил и блудодействовал, чтобы хотя бы таким образом, пока служу святым отцам, удостоиться их молитвами малого прощения за то, что согрешил.

И после этого аббат поставил его на постыдные работы в монастыре. И он выполнял их с большим усердием. Но он позвал мальчика, и он последовал за ним, и он плакал и плакал, отец, отец; с остальными вещами, которые дети должны просить… их еда. Но милостыни, которую приобрела Марина, было недостаточно, чтобы прокормить мальчика; он был в большом горе из-за его питания. И когда мальчик перед ним достиг полного роста, он вел себя в монастыре с усердием высшего порядка. Ибо ни один человек не остается в первоначальном детстве (разума), в котором он родился. Но как его учат, он взрослеет, и этот мальчик стал достойным монашеского одеяния.


Но через некоторое время, в один день, игумен спросил братию, говоря: Где Марина, ибо вот! Я не видел его три дня на жертвоприношении? ибо его всегда находили там раньше всех на службе. Итак, пойди в его келью и посмотри, не болен ли он чем-нибудь. И когда братья вошли, они нашли его мертвым. И рассказали об этом настоятелю, говоря: Бедная Марина спит. Тогда он сказал: Как это? Как ушла его бедная душа? Какое оправдание он сделал перед Богом? И когда аббат сказал это, он велел одеть его. Но когда братия пошла одевать его, по повелению игумена, то нашла, что это женщина. И когда они увидели ее, ослабели члены их, и помутился свет очей их. И тотчас же, когда они немного отдохнули, они начали плакать, Kyrie eleison. Но аббат, услышав голос крика, спросил, чтобы узнать, в чем причина их крика. И сказали ему: брат Марина — женщина. И когда он подошел и увидел ее, он также был охвачен великим удивлением, какой стойкостью она обладала; и он пал ниц на землю и плакал, захлебываясь слезами, говоря: прости меня, я согрешил против Бога и против тебя. Я умру здесь перед твоими святыми ногами, пока не получу прощения за свои грехи, которые я совершил против тебя. И другие подобные слова, и более того, он говорил, лежа ниц у ног святого, с рыданиями и плачем в течение трех дней. Но по прошествии трех дней был к нему голос, говорящий: если бы ты сделал мне это умышленно, то не был бы прощен тебе этот грех. Но, тем не менее, грех прощен тебе, потому что ты совершил его невольно.

Затем, когда аббат встал от ног святого, он послал за трактирщиком, и его привели. И когда он пришел, аббат сказал ему: вот, бедная Марина умерла. Но когда трактирщик услышал это, он ответил и сказал: Боже, прости его! потому что он опозорил мой дом. Тогда игумен сказал ему: «Да простит тебя Бог, что ты огорчил и меня и мою обитель». Не оставайся впредь во грехе, но покайся. Ибо ты согрешил пред Богом, и меня ввел в грех. Ты подстрекал меня своими словами, и я согрешил по твоей вине. Ибо, хотя знание Марины и ее одежда были мужскими, по природе она была женщиной. Но когда хозяин гостиницы услышал, что это была женщина, он был изумлен и охвачен изумлением от этих слов, которые были сказаны, и он все еще оставался недоверчивым. Тогда аббат повел его за руку и показал ему его неверие, что он сказал ему. Тогда и трактирщик стал со многими слезами исповедоваться в своем грехе, совершенном им невольно. И пока совершалось это смятение, одели ее святое тело, и положили ее в почетном месте с прекрасной службой, и с великой славою внутри монастыря, и славили Бога, наделившего ее таким терпением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts