Масленица праздник языческий или православный: Масленица – что это? | Правмир
Содержание
Масленица в церковной традиции
Два последних подготовительных к Великому посту воскресных дня посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в целом.
В предпоследнее перед Великим постом воскресение Церковь напоминает о грядущем Втором пришествии на землю Иисуса Христа и последующем за этим Страшном суде, на котором будет вынесено окончательное определение о вечной участи каждого человека. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит историю этого мира от Царства Божия, время от вечности.
В церковной традиции неделя, следующая после предпоследнего воскресения (посвященного воспоминанию о Страшном суде) перед началом Поста, называется мясопустной, или масленицей. Устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.
До Великого поста остается совсем немного времени. В это время издревле отмечали приближающийся приход весны – перемены и обновления природы. И в русской церковной традиции, человек, глядя на возрождающуюся природу, подвигается на изменения своей внутренней духовной природы для встречи главного христианского праздника – встречи с Богом – Светлого Христова Воскресения. Однако, прежде чем человек приблизиться к Богу, он должен отложить от своего сердца всякую злобу, ненависть и вражду к окружающим его людям, таким же творениям Божиим как и он сам. Поэтому и подготовительная неделя к Великому посту – посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы.
Бытует мнение, причем достаточно распространенное, что масленица – это праздник скорее языческий, а не православный. Это совсем не так. Масленица, издревле, была общенародным торжеством, когда люди встречаются друг с другом, избавляются от застарелых обид, прощают, мирятся.
Традиционно на Руси существовали интересные народные обычаи для воплощения в повседневной жизни христианской идеи примирения с людьми. В своей совокупности эти сложившиеся веками традиции и называются масленицей.
Своим праздничным характером масленица похожа на встречу нового года, и это не случайно, в древности, на Руси новый год начинался весной – это время, когда всем людям хотелось что-то оставить в своем прошлом, избавиться от тех ошибок, что были совершены.
В это время Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, масленица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
В храмах уже в масличную среду начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся земными поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
В Прощеное воскресенье, последнее перед Великим постом, вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было послушание. Послушание, движущей силой которого является любовь к Богу, к своему Творцу – это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же – все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, кроме Бога, ни рассуждать вне Бога, поскольку послушание по любви есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по замыслу Бога, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.
Покаянным размышлениям об этой утрате и посвящено время Великого поста, к которому также требуется подготовка, внутренняя и внешняя собранность мыслей и действий человека.
Служба внешних церковных связей
Саратовского епархиального управления
православный праздник с языческими корнями : Аналитика Накануне.RU
Масленица — православный праздник с языческими корнями
В разгаре Масленица — единственный праздник в году, который «миряне» и православные отмечают сообща. На блины усиленно «налегают» как батюшки, готовящиеся к посту, так и обыватели, никогда его особо не соблюдавшие. Причем активнее всего отмечать масленицу призывает сама церковь. Тогда насколько же масленица «мирская» или … «православная»?
Масленица, как праздник, в православном календаре не числится. В церковных книгах она называется Сырною неделею, подобно «всей предшествующей седьмице, на коей в среду и пяток едят сыр и яйца в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ериси». В Сырную неделю церковь воспоминает об изгнании Адама из рая. «Для нас православных это время — неделя о «страшном суде» — предпоследняя неделя из подготовительных к Великому Посту недель. Мы уже не едим мясо, но вкушаем молочную пищу. В это время принято печь блины, отсюда и название — сырная неделя», — говорят священнослужители.
Ранее начиналась Сырная неделя по окончании так называемых Свадебных недель. Молодые пары стремились к началу масленицы пожениться, иначе во время недельных гуляний «беснующиеся» привязывали к их ногам палки и заставляли выкупать свою свободу. Жениться в Великий Пост запрещали каноны Православной церкви.
Всю неделю священнослужители читали молитвы, морально и физически готовились и готовили паству к 48 постным дням. А православные миряне жгли чучела, ели, пили до беспамятства, веселились до упаду. В каждом их действе был глубокий языческий обрядовый смысл. Например, катание с ледовых гор у предков означало путем соединения с землей заставить ее плодоносить.
На масленицу еще стоят морозы, а русская душа и тело уже требуют весны. Поэтому к празднику «приурочили» и проводы зимы. Это сочетание весенней и зимней обрядности, переходный характер праздника – фирменный стиль масленицы. Кстати, этот год нарушил все масленичные «каноны»: по православной пасхалии Сырная неделя должна приходиться не на середину февраля, а на начало марта /по новому стилю/. Да и обывателям даже по нынешней «аномальной» погоде провожать зиму 22 февраля как-то рановато.
В последнее воскресенье перед постом по обычаю церкви принято прощать друг другу все грехи и обиды. А затем, по старинной традиции, дружно идти на кулачные бои – самую популярную забаву на Руси. «Бог простит»…
Фирменное блюдо масленицы во всех ее ипостасях — блины. В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться с их популярностью. Блин сопровождал человека всю жизнь — от рождения /роженицу кормили блином/ и до самой смерти /обязательное блюдо во время поминальных обрядов/. Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Их круглая форма олицетворяла солнце.
Блины как праздничное яство встречается в книгах Святого Писания под именем млинов. Царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «Даяше по млину сковородному»…
У русских слово млин означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в блин.
Печь блины издревле начинали по сигналу церкви – в соответствии с православным расписанием праздников и христианской арифметикой. При этом масленица — единственный крупный дохристианский праздник, который не приурочили ни к одному христианскому торжеству и не дали нового истолкования. Вероятно, это и способствовало сохранению архаических элементов масленицы. Да и самой «недели обжорства» как праздника.
Хотел было патриарх в конце XVII века уничтожить это бесовское разгулье, но не успел. Единственное, чего достиг — проклял все карнавальные действа и сократил праздник на 8 дней, тогда как прежде народ веселился все 14. Возможно, церковные отцы не выдержали конкуренции с одним из самых широких гуляний славян. При этом последние также пошли на компромисс. Не раз нарушая православные каноны, они добровольно голодали все 48 дней. Закрома к масленице пустели, домашняя живность готовилась к приплоду — русичам приходилось соизмерять свои аппетиты со скромными возможностями. Вот и всеобщность великого поста весьма кстати. Праздники, подобные масленице, было у всех славянских народов. Они также носили «аграрный» характер и гулялись на пороге зимы и весны. В русской масленице есть сходные черты с южнославянскими, болгарскими праздниками.
Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: «У Власия и борода в масле».
Совместными усилиями церкви и мирян обычаи 1000-летней давности — масленица – дошли до ХХI века. Конечно, каждый внес в нее свой вклад, «усовершенствовал» по-своему разумению. Масленица менялась совместно со временем, возможно, поэтому она до сих пор один из самых любимых и широких праздников страны. Гуляют все.
Греческий карнавал или Апокриас в Афинах
Хорошо известно, что христианская религия «позаимствовала» большую часть своей символики и церемоний из языческих верований; как и в случае с традицией, которую мы все знаем сегодня как Carnival или « Apokries », как мы говорим в Греции.
Корни карнавала восходят к греческим Дионисийским праздникам , проводившимся в древних Афинах и вторым по значимости после Панафиней. Это событие происходило ранней весной, и хотя официальные торжества были отмечены лучшими театральными представлениями дня, по сути это был праздник плодородия и возрождения.
Дионис , также известный как Бахус, часто считался богом всего нецивилизованного. Он олицетворял собой освобождение от формальностей и от своего нормального «я». Его миссия состояла в том, чтобы смешать вино и музыку и вызвать трансформацию, вызывая состояние экстаза. Обычно это было время, когда нужно было отпустить все запреты, бросить вызов границам, ценностям, иерархии и установленным законам. Последователи Бога мчались по улицам, дико танцуя, некоторые размахивали гигантскими фаллосами, били в барабаны, пели грубые песни и вызывали всеобщий шум. Это было сделано по двум причинам; изгонять злых духов и будить матушку-природу, вызывать ее из недр земли к возвращению к жизни.
Маршруты карнавала в Греции
Апокриас в Греции начинается за 60 дней до Пасхи и длится 3 недели и называется Триодион . Слово происходит от «tris odes», что означает три гимна, которые поются в церкви в это время. Первая неделя называется «Profini» (объявление), потому что традиционно кто-то на вершине высокого холма объявлял о начале карнавала. Веселье начинается на второй неделе, которая называется «Креатини» (мясная неделя), и в этот четверг мы отмечаем «9».0003 Tsiknopempti », который я люблю называть «вонючим четвергом». Традиционно все должны готовить мясо, пока дым или « цикна » не пропитают воздух, чтобы все знали, что сегодня праздник. Не лучший день для практикующих вегетарианцев! 🙂
В этот день появляются первые маскарады и официально начинается карнавальный сезон . Апокриас заканчивается в « Kathara Deftera » или Чистый понедельник и начинается 40-дневный период Великого поста ; столь необходимый отдых от веселья и необходимое очищение тела и духа.
Apokries – очень важная культурная традиция, богатая социальным и духовным символизмом. Если вы находитесь в Греции в это время, вы обязательно должны воспользоваться многочисленными празднованиями, которые почти наверняка проходят где-то поблизости. В городе Патры проходит самое известное карнавальное празднование в Греции, но и в других городах, таких как Ксанти , Науса , Ретимно и остров Наксос , есть примечательные карнавальные празднества и почитаются древние языческие традиции. Афины отмечается пьесами, обычно Аристофана, театром теней, уличными вечеринками, группами, традиционной музыкой и другими представлениями, которые проходят в Плака в районе Акрополя и в других районах и пригородах города.
Сезон карнавалов знаменует собой начало двухмесячного периода в Греции, который, на мой взгляд, является самым значимым и осознанным из всех. Это период, когда плотское и небесное примиряются и объединяются. Начиная с языческих обрядов и дионисийских излишеств, заканчивая благочестивой духовностью и бдением поста и кульминационным торжеством жизни над смертью, света над тьмой в Великую Субботу и Пасхальное Воскресенье.
Независимо от того, являетесь ли вы православным христианином, в этом сезоне в Греции есть что предложить каждому. Вам не нужно следовать определенной религии, чтобы признать самые важные ценности человечества, лежащие в основе этих практик.
Все, что вам нужно сделать, это почувствовать, поделиться и очистить пространство внутри себя, чтобы новый опыт раскрылся и, возможно, трансформировал часть вас!
Эта запись была размещена в Культура и развлечения, Греческие традиции и помечены карнавал, карнавальный сезон, культура, греческий карнавал (Apokries), греческая культура, греческие традиции. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Карнавал в Афинах и Цикнопемпти
«Були» карнавального фестиваля масок Наусы (Северная Греция)
Flickr photo by Thanasis Paparnakis
Греция – страна, где встретились и столкнулись две религии. Язычество и христианство. Это место, где христианство впервые было признано официальной религией страны еще в 313 году нашей эры. Язычество и его тысячи лет практики в Греции оказали большое влияние на новую религию — христианство, которое приняло и включило множество языческих элементов, таких как символизм, церемонии, ритуалы и празднования.
Карнавал или « Apokries », как его называют греки, представляет собой продолжение или смесь языческих Дионисийских фестивалей, проводимых в Древних Афинах в честь Бога Диониса , или Вакха на латыни, который был богом вина, виноградных лоз и плодовитость. Дионисийские праздники отмечались в честь возрождения природы и плодородия, отсюда и процессии, на которых несли символы плодородия, такие как фаллосы, корзины с сухофруктами, батоны хлеба, кувшины с водой или вином. Обычно это было время, когда люди чувствовали себя свободными и отпускали все запреты, формальности, ценности, ограничения и установленные законы. Последователи Бога мчались по улицам, дико танцуя, стуча в барабаны, распевая непристойные песни и отпуская грязные шутки. Это было сделано по двум причинам; изгонять злых духов и будить матушку-природу, вызывать ее из недр земли к возвращению к жизни.
Это именно то, что сегодня современные греки продолжают праздновать Карнавал, но они сочетают его с началом Великого поста и наступлением Пасхи, одного из двух самых больших и важных христианских праздников.
Вид на большой карнавальный парад в Патре
flickr photo by Robert Wallace
Сезон карнавалов в Греции также известен как « Apokries » (греч. Αποκριές, «прощание с мясом») или сезон «Открытие Триоди», названной так в честь богослужебной книги, использовавшейся Православной Церковью с тех пор до Страстной седмицы. Апокриас в Греции начинается за 60 дней до Пасха .
Апокриас — очень интересная и важная культурная традиция с социальной и духовной символикой. В течение карнавального сезона люди маскируются под maskarádes («маскарады») и участвуют в розыгрышах и общем веселье. Если вам случится быть в Греции в это время, вы должны воспользоваться возможностью отпраздновать его по-гречески. В большинстве регионов страны организуются праздники меньшего или большего масштаба, ориентированные на воссоздание традиционных карнавальных обычаев. В городе Афины проходят уличные вечеринки, музыкальные группы, традиционная музыка и другие представления, которые проходят в Плаке в районе Акрополя. .
ЦИКНОПЕМПТИ
Мясо на гриле для ужина Цикнопемпти. Фото flickr, Christina Cholidou
Жирный четверг (или Сожженный четверг), по-гречески « Цикнопемпти », – это традиционный христианский праздник, приуроченный к последнему четвергу перед Великим постом и связанный с празднованием Карнавала. Поскольку Великий пост — это время поста, следующая возможность пировать будет не раньше Пасхи. Большинство европейских стран, таких как Германия, Италия, Польша, Франция, Испания и Португалия, отмечают и чтят мясо и богатые продукты в этот четверг.
За несколько дней до начала Великого поста греки любят жарить и есть мясо. Это происходит в четверг второй недели карнавальных торжеств. В этот четверг, так называемый «Цикнопемпти», традиционно все должны готовить мясо, пока дым или « цикна » не пропитают воздух, чтобы все знали, что сегодня праздник. Таким образом, греки готовятся к периоду поста, когда они будут воздерживаться от употребления мяса или молочных продуктов. На следующей неделе, последней перед Великим постом , называется « Tyrinē » (греч. Τυρινή, «сырная неделя»), потому что мясо есть нельзя, а молочные продукты можно. Великий пост начинается в «Чистый понедельник», на следующий день после «Сырного воскресенья».
Типичный ужин Цикнопемпти
Фото Леонида Мамченкова с Flickr
Сезон карнавалов знаменует собой начало двухмесячного периода в Греции, самого значимого и памятного из всех. Это период, когда плотское и небесное примиряются и объединяются.