Материал о сергее радонежском 4 класс: Краткая биография Радонежского Сергия, интересное о святом для детей всех классов

Разное

Презентация св. Сергий Радонежский — Презентации «Великие люди России»

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5. 0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Конспект урока и презентация по литературному чтению 4 класс «Житие Сергия Радонежского»

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа поселка Изоплит

_________________________________________________________

 

 

 «Житие Сергия Радонежского»

 

урок литературного чтения, 4 класс, УМК
«Школа России»

 

Автор:

Алексеева Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

          

 

 

2019

 

 

Тема урока:  Житие Сергия
Радонежского

Тип урока:  урок изучения
нового материала.

Цель урока:  формировать
нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.

Задачи:

·       
познакомить
учащихся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»;

·       
создать условия для развития интереса к
изучению истории России и истории православной культуры;

·       
создать условия для воспитания чувства
гордости за свою Родину, её историю, народ.

Планируемые результаты:

1.     Личностные:

ü формируют
чувство гордости за свою родину, её историю, народ;

ü обладают
знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.

2.     Предметные:

ü имеют
представление о житийной литературе, житии;

ü читают
житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве
Сергия Радонежского.

3.     Метапредметные:

Регулятивные

ü формулируют
учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной
деятельности, понимают её;

ü оценивают
свою работу на уроке.

Познавательные

ü используют
различные способы поиска учебной информации;

ü овладевают
логическими действиями построения рассуждений.

Коммуникативные

ü отвечают
на вопросы учебника на основе художественного произведения.    

 Формы
и виды деятельности:

1.     Работа
с текстом: поисковое, фрагментарное и выборочное чтение,

2.     Работа
с иллюстративным материалом: рассматривание, обсуждение, устный рассказ с
опорой на иллюстрацию и вопросы.

3.     Словарная
работа перед чтением текста: работа с Толковым словарём.

4.     Словарная
работа с использованием учебника стр. 218: черноризец, литургия, панихида.

5.     Самостоятельная
работа с источниками информации, работа в парах, участие в учебном диалоге.

Опорные понятия:
житие, праведный, благочестивый, благодать, смирение, угодник, добродетель,
обет, отрок.

Рабочие материалы к уроку (ресурсное обеспечение
занятия):

·       
Эпиграф к уроку: «Отечество моё! Россия! В
тебе дух старины живёт и ни одна ещё стихия не победила твой народ. Из тьмы
веков ты восставала и становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, и
преподобный Сергий в ней». (С. Никулина)

·       
Подборка книг о преподобном Сергии
Радонежском для оформления выставки.

·       
Иконы с изображением Сергия Радонежского.

·       
Презентация к уроку.

·       
Видеофильм «Образ добродетели» из цикла о
Сергии Радонежском для детей. (МР 4).

·       
Л. Ф. Климанова. Литературное чтение 4
класс: учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 —
М.: «Просвещение», 2017. — 224с.:ил. Стр. 22-29.

·       
С. В. Кутявина. Поурочные разработки по
литературному чтению. К УМК Л. Ф. Климановой («Школа России»). — М.: «ВАКО»,
2015.

·       
Уроки просвещения. Литературное чтение.
Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. — М.: «Просвещение», 2014.

·       
Карточки с   заданиями для парной работы.

План
урока:

I.                  
Вводная часть (6
минут):

1.     Мотивация
учебной деятельности – 1 минута.

2.     Речевая
разминка – 1 минута.

3.     Актуализация
знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) –  2 минуты.

4.     Постановка
проблемы. Самоопределение деятельности – 2 минуты.

II.              
Основная часть (29
минут):

1.     Информационный
блок
(24
минуты)

        
а) работа с опорными понятиями (перед чтением текста) – 3 минуты.

        
б) Динамическая пауза. – 1 минута.

        
в) работа с материалом учебника – 10 минут.

        
г) выборочное и поисковое чтение – 10 минут.

          
2. Аналитический блок (5 минут).

       
а) работа в парах по объяснению смысла пословиц – 2 минуты.

        б) просмотр видеофильма
«Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей – 3 минуты.

III.
Заключительная часть
(6 минут):

      
1.Подведение итогов (обобщение) – 2 минуты.

      
2.Работа с тестом. Самопроверка – 2 минуты.

      
3.Рефлексия учебной деятельности – 2 минуты.

     
4.Домашнее задание – 1 минута.

Вопросы
(или проблема) занятия:


Чем Варфоломей отличался от других детей?


Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?


Почему это произошло именно с ним?


Исполнил ли Варфоломей волю родителей?


О каких чертах характера говорит его поступок

 

Разработка
урока

I.
Вводная часть

1.
Мотивация учебной деятельности

 — Здравствуйте,
ребята! Я рада всех приветствовать на уроке.


Ребята, возьмёмся за руки и образуем круг. Передадим рукопожатие по кругу.  Вы
почувствовали тепло? Мы передали друг другу импульс своей души. Этот импульс
помог нам настроиться на хорошую работу на уроке. Займите, пожалуйста, свои
места.

2. Речевая разминка. Работа с эпиграфом к уроку

(слайд 2)

Отечество
моё! Россия!

В
тебе дух старины живёт.

И
ни одна ещё стихия

Не
победила твой народ.      

Из
тьмы веков ты восставала

И
становилась всё сильней.

Святая
Русь – твоё начало,

И
преподобный Сергий в ней.

(С. Никулина)

1.
Прочитайте самостоятельно про себя эпиграф к уроку.

2.
Прочитайте хором вслух сначала медленно, затем с ускорением.

3.Прочитайте
выразительно индивидуально.

— Ребята, о каком преподобном Сергии
идёт речь в стихотворении С. Никулиной? 

— Что вы знаете об этом человеке?

— Сегодня мы перенесёмся в далёкое
прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных
православных книгах.

3.Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия
Радонежского)
(слайд 3)

— Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого
святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

— Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси
была традиция вышивать портреты на ткани.

— Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том
далёком прошлом.

— Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

— Что вы видите необычного?

— Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это
люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

— Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не
у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких
людей называли святыми. 

 — И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский  

 — На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С
тех   далёких времён, сохранились иконы с изображением  пр. Сергия
Радонежского.

(Учитель показывает детям иконы с изображением преподобного Сергия
Радонежского)

4.Постановка
проблемы. Самоопределение деятельности
(слайд
4)


Сформулируйте тему урока.  


Тема урока «Житие Сергия Радонежского».


Поставьте цель деятельности на уроке.


Предположите, что нового вы сегодня узнаете.


Сегодня мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в
детские годы, ответим на вопрос: чем отличался Варфоломей от других детей.

II.
Основная часть

1.Информационный
блок. Знакомство с новым материалом

1. Работа с опорными понятиями (словарная работа перед
чтением текста).
(слайды 5-6)

Учитель: Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

Житие – повествование о
чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает
«жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о
жизни святых.

 — Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских
житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны
мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных
трудов, духовная причастность к Христу.

2. Работа с материалом учебника. Чтение
текста (стр.22-28)

Учитель: О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её
так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал эту книгу монах
Епифаний Премудрый.

—  Почему Премудрый?

 — В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких
людей уважали и называли мудрецами.

— Родился Сергий Радонежский  3 мая 1314 году в боярской семье в
селе Варницы (близ Ростова).

1. Чтение текста на стр. 22 – 23(до слов …У раба Божьего…) (слайд
7)

2. Чтение текста на стр. 22 – 25(до слов …Отрок же поклонился…) (слайд
8)

3.Чтение текста на стр. 25 – 26(до слов …Этот раннее названный…) (слайд
9)

4.
Чтение текста на стр. 26  (до слов …Сыновья Кирилла…) (слайд
10)

5.Чтение текста на стр. 27 – 28(до конца текста) (слайды
11-12)

3. Выборочное и поисковое чтение. Работа с
текстом

1. Какой обет дали родители до рождения ребёнка?

2. Как назвали мальчика в святом крещении?

3. Чем отличался Варфоломей от других детей?

4. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

5. Как ты думаешь, почему это произошло  именно с ним?

6. О чём многократно просил Варфоломей отца?

7. О чём просили родители Варфоломея?

8. Исполнил ли он их волю?

9.О каких чертах характера говорит его поступок?

2. Аналитический блок.

1. Работа в парах по объяснению смысла пословиц. (Задание
выполняется на карточках)

Правила работы:
Дети получают карточки с пословицами и карточки с объяснением их смысла.
Необходимо соединить пословицу с объяснением.

Карточки с пословицами

Кто родителей почитает, тот
вовеки не погибает.

 

Жить – Богу служить.

 

Послушание паче поста и
молитвы.

 

Умный смиряется, глупый
надувается.

 

С молитвою в устах, с
работою в руках.

 

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий почитал своих
родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и
позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.

 

Преподобный Сергий всю свою жизнь
посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил
молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы   никто не
мешал ему молиться.

 

Отрок Варфоломей послушался старца,
когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь   он не умел
читать, но он послушался   старца и легко прочитал. Потом он послушался своих
родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

 

Преподобный Сергий жил очень скромно.
Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде.
Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что
не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин
увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал
нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке,  и Преподобный его  утешил.

 

 

Так жил Преподобный Сергий с детства.
Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.

 

2.Просмотр видеофильма
«Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей.

Какая информация была для
вас новой?

III.
Заключительная часть

1.Подведение итогов (обобщение).

Назовите тему урока.


Какую цель ставили в начале урока?


Объясни, как ты понял, что такое житие?


Как вы считаете, трудно ли  жить в смирении?

2.Работа с тестом. Самопроверка.

Тест  «Житие Сергия Радонежского»  (на отдельных листах) (слайд 13)

Выбери правильный ответ.

1. Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) прилежно, но с трудом

в) медленно и не прилежно

 4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

5.Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

6.Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать монахом

б) что его послали искать лошадь

в) что он хочет знать грамоту

7.Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж

б) В Москву

в) Во Владимир

8.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

9. О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

2.Рефлексия. Закончи предложение. (слайд
14)

Ø Сегодня
на уроке я познакомился (лась)….

Ø Мне
было интересно …

Ø Мне
особенно удалось …

Ø Я
могу применить полученные знания …

Ø 3.Оценивание.
Самооценка учебной деятельности с помощью сигнальных карт.
(слайд
15)

Оцените свою работу на 
занятии, связав её со своим настроением.


Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – выберете сердечко красного
цвета.


Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы
хотите поговорить со мной после занятия – выберете сердечко зелёного цвета.


А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем
поделиться – выберете сердечко синего  цвета.

(Дети выбирают сердечко и показывают учителю)


Ребята!  Бог дал вам свободу выбора. Все в ваших руках! Вам решать какими вам
быть.  Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта,
спокойствие, радость, счастье. Ведь как прекрасно жить с такими чувствами!  (слайд
15)


Преподобный Сергий Радонежский учил христиан смирению и стойкости, братской
любви, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь
велика.


А нам всем — учащим и учащимся — преподобный Сергий особенно близок своей
великой скромностью и простотой, усердием в молитве и трудолюбием, заботой о
людях и миролюбием. Он помогает в учении всем, кто просит его о помощи:
Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас!

4.Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение отрывка из «Жития Сергия
Радонежского», прочитанного на уроке. (с. 22–28).

2. Найти дополнительные сведения о Сергии Радонежском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Словарик:

Житие
– описание жизни святого. Обычно пишется уже после его
смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.

 Угодник
– лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при
жизни “особо угодных богу” дел.

Добродетель
– положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Обет
– торжественное обещание, обязательство.

Отрок – мальчик-подросток.

Праведный – у верующих:
благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Благочестивый
у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.

Благодать – в религиозных
представлениях: ниспосланная свыше сила.

Смирение – отсутствие гордости,
готовность подчиняться чужой воле.

 

 

 

 

 

Карточки с пословицами

Кто родителей почитает, тот
вовеки не погибает.

 

Жить – Богу служить.

 

Послушание паче поста и
молитвы.

 

Умный смиряется, глупый
надувается.

 

С молитвою в устах, с
работою в руках.

 

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий почитал своих
родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и
позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.

 

Преподобный Сергий всю свою жизнь
посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил
молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы   никто не
мешал ему молиться.

 

Отрок Варфоломей послушался старца,
когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь   он не умел
читать, но он послушался   старца и легко прочитал. Потом он послушался своих
родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

 

Преподобный Сергий жил очень скромно.
Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде.
Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что
не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин
увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал
нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке,  и Преподобный его  утешил.

 

 

Так жил Преподобный Сергий с детства.
Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.

 

 

 

 

 

 

Тест  «Житие Сергия
Радонежского»

Выбери правильный ответ.

1.Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) прилежно, но с трудом

в) медленно и не прилежно

 4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

5.Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

6. Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать монахом

б) что его послали искать лошадь

в) что он хочет знать грамоту

7.Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж

б) В Москву

в) Во Владимир

8.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

9.О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

 

 

Приложение
1 – Иллюстративный ряд

 

С.
Н. Ерошкин. Преподобный Сергий. По Руси.

Преподобные
Кирилл и Мария Радонежские

М.
В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

С.
Иванов. Баскаки.

 

Приложение 2 — Видеофильм
«Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей.

 

Литература:

1.       Обитель
Преподобного Сергия Радонежского // Иеромонах Тихон (Полянский) Путешествие в
историю монастырей. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – С.
27 – 74.

2.     Игумен
земли Русской Преподобный Сергий Радонежский // История России в житиях святых.
– М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 153 – 184.

3.     Сергий
Радонежский // Детская энциклопедия АиФ. – 2011. — № 2. – С. 67 – 71.

4.     Православные
монастыри. Путешествие по святым местам: Троице-Сергиева Лавра. – М.: ООО «Де
Агостини», 2008. — № 1. – 31 с.: ил.

 

 

Интернет-ресурсы:

•      www.school-collection.edu.ru

•      http://www.openclass.ru\

•      http://svetoch-opk.ru/

•      http://www.svetoch-opk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/quot_svetoch_quot/khristos_i_ego_krest/112-1-0-801

•      http://festival.1september.ru/articles/638696/

 

 

 

 

Сергиевская, ул.

| Encyclopedia.com

(ок. 1322–1392) Саист, основатель подмосковного Троицкого монастыря, лидер монашеского возрождения, участник политической и церковной политики, субъект культа заступника за землю русскую.

Сведения о ранней жизни Сергия и большей части его более поздней общественной деятельности взяты из Жития, составленного Епифанием «Мудрым» в 1418 г. и переработанного Пахомием «Сербом» с 1438 по 1459 г. Крещенный Варфоломеем, он был вторым из трое сыновей боярского рода Ростова. В 1327 и 1328 годах монголы опустошили Ростов, разорив его род. В 1331 году московский князь Иван I «Калита» присоединил к себе Ростов и переселил семью в Радонеж. Братья Варфоломея женились, но он хранил целомудрие. Когда его родители умерли, он и старший брат Стефан, ставший монахом после смерти жены, в 1342 году ушли жить отшельниками в близлежащую «пустыню». Они построили часовню, посвященную Троице, и Варфоломей был пострижен в монахи. монах Сергий. Стефан уехал в Москву, где познакомился с будущим митрополитом Алексием и стал духовником магнатов при дворе. Сергий прожил один в нищете два года, делясь пищей со зверями, мучил

от демонов и дьявола, испытание, повторяющее рассказы святых-отшельников раннего христианства. Он привлек двенадцать учеников и в 1353 году уступил их мольбам и стал аббатом. Пример Сергия смирения, физического труда и презрения к материальным вещам привлек больше монахов и принес в его дом поддержку окрестных крестьян и помещиков. В то время как Сергий жил простой жизнью, и он и его ученики стремились к интенсивной духовности, напоминающей духовность исихастских отшельников в Византии, нет никаких свидетельств того, что он знал или практиковал формальные исихастские методы молитвы.

Сергий стал исторической личностью, когда в другом источнике, кроме его Жития, записано, что он основал в Серпухове монастырь для князя Владимира Андреевича и крестил Юрия, второго сына великого князя Дмитрия I Московского, в 1374 году. Вероятно, в 1377 году, при митрополите По воле Алексея и с благословения Константинопольского патриарха Филофея Сергий установил в Троице общежитие по образцу правления Студийского монастыря в Константинополе. Он предписывал совместное проживание и контроль над имуществом под надзором избранного аббата. Против этого выступили некоторые монахи во главе со Стефаном, который ранее вернулся, вероятно, рассчитывая стать первым настоятелем Троицы. Вместо сопротивления Сергий ушел. Это вызвало отступничество и обращения других монахов в Троице к митрополиту Алексию и великому князю Дмитрию, которые вмешались, чтобы подтвердить там общежительное правило и восстановить Сергия на посту игумена.

Пример Сергия вдохновил волну монастырских оснований. Он помог построить шесть домов и, как сообщается, еще четыре. В биографиях не менее семи других основателей говорится, что их подданные были учениками Сергия или вдохновлены им. Эти дома стали двигателями сельскохозяйственного, промышленного и торгового развития, а также духовными центрами, способствовавшими экономической и культурной интеграции Российского государства. В 1422 г. игумен Никон учредил богослужения в Троице-Сергиевой святыне и, вероятно, положил начало рассказанному Пахомием рассказу о том, что Богородица явилась Сергию и поставила его дом под свое покровительство.

Согласно Пахомию и более поздним источникам, Алексей и великий князь Дмитрий хотели, чтобы Сергий стал митрополитом после смерти Алексея в 1378 году, но Сергий отказался. На самом деле в Киеве ждал назначенный митрополит Киприан, поставленный Константинополем для обеспечения единства епархии в Москве и Литве. Также у Дмитрия и Алексея был кандидат, духовник Дмитрия и бывший придворный чиновник Михаил («Митяй»). Три письма Киприана к Сергию и его племяннику Федору с просьбой или признанием их помощи, а также другие свидетельства ясно показывают, что Сергий поддержал его кандидатуру, которая в конечном итоге была успешной. Письма заставляют некоторых утверждать, что Сергий, как и Федор, был духовником Дмитрия.

Сергий наиболее известен как заступник за русское войско Дмитрия, разбившее монголов на Куликовом поле у ​​реки Дон в 1380 году. Это была первая победа русских над монголами, и заступничество Сергия было воспринято как то, что Бог благоволил к освобождению Руси от Монгольское иго. Хотя самым ранним текстом, в котором упоминается заступничество Сергия, является редакция Пахомием Жития Сергия в 1438 году, этот эпизод получил широкое признание, и Сергий был признан святым по всей России где-то между 1448 и 1450 годами. С тех пор этот эпизод много раз приукрашивался в сказках и рассказах. и породил легенды о последующих выступлениях Сергия против врагов России. Сергий остается для многих олицетворением русской исключительности. 29 июляВ 1385 году Сергий крестил сына Дмитрия Петра. В том же году Дмитрий просил Сергия примирить его с великим князем Олегом Рязанским и заставить Олега признать Дмитрия своим старшим, с чем он успешно справился. Рассказ о том, что Сергий аналогичным образом заступился за Москву в 1365 году в Нижнем Новгороде, вероятно, является апокрифом.

См. также: Троицкая ул. Сергиев монастырь

Федотов Г. П. (1965). Сокровищница русской духовности. Нью-Йорк: Harper Torchbooks.

Федотов Г. П. (1966). Русская религиозная мысль, том. 2. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Мейендорф, Джон. (1981). Византия и возвышение Руси. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Миллер, Дэвид Б. (1993). «Культ преподобного Сергия Радонежского и его политическое использование». Славянское обозрение 52: 680–699. 1992

хиротонии во епископов Варнаву (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко) были обнародованы только два года назад — оба были рукоположены тайно. Епископ Вениамин (Русаленко) был рукоположен лишь годом ранее. Большой протест возник со стороны Московского Патриархата и других Православных Церквей… Печальное изгнание монахов Русской Православной Церкви Заграницей из скита святого пророка Ильи и их изгнание с Афона, несомненно, были связаны с полемикой. Климат стал напряженным и здесь, в Соединенных Штатах.

Это короткая презентация, сделанная на конференции Сергиуса независимым ученым из Дейтона, штат Огайо, который также является давним другом и участником этого сайта.

Русская Церковь – великий празднователь юбилеев знаменательных событий и личностей в ее истории. Иногда эти юбилеи могут показаться нам здесь, в Америке, несколько преувеличенными. Мы, конечно, можем понять большие торжества к 1000-летию Крещения Руси. А 950-й или 1025-й? Они вовсе не такие «чрезмерные», как может показаться на первый взгляд; важно сохранить эти святые события в памяти верующих как святое наследие, завещанное Церковью. Кроме того, следует отметить, что эти годовщины представляют собой не просто бессмысленное празднование знаменательных дат и событий, но часто фокусируются на том, что отмечается в связи с современными событиями и ситуациями. Действительно, так было с 9.0003

празднование 1025-летия Крещения Руси, так как оно праздновалось для того, чтобы подчеркнуть полную перемену обстоятельств, и удивительный рост Русской Церкви с 1000-летия только за двадцать пять лет до 1988 года, что кажется эпоха, которая весьма далека от нас сегодня.

В 1892 году торжества по случаю 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского начались крестным ходом из Московского Кремля в Троице-Сергиеву Лавру во главе духовенства с иконами, за которым следовали «многотысячные паломники», через три дня прибыл в Лавру, где богослужения возглавил митрополит Леонтий (Лебединский, +1893) Московской и Коломенской, и Святых

Архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. «Огромные массы паломников окружили Лавру», прибывших со всей России и не расстававшихся в течение нескольких дней после окончания торжеств, ожидая своей очереди войти в Троицкий собор и приложиться к святым мощам преподобного Сергия Великого. Радонеж. В то время было замечено, что такого празднования никогда прежде не было, учитывая большое количество верующих, участвовавших в нем. [1]

Во время этих торжеств, на конференции или симпозиуме, в чем-то схожим с этим, молодой архимандрит, который был также ректором Московской духовной академии, представил «доклад» под названием «Нравственная идея догмата Святая Троица.» Этим молодым архимандритом был будущий митрополит Антоний (Храповицкий, + 1936), который тогда только начинал «расцветать как богослов», а впоследствии был главным архитектором и мудрым руководителем Русской Православной Церкви Заграницей. [2]
В сравнительно короткий срок после 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского в 189 г.2, само существование Русской Церкви оказалось под страшной угрозой. Вскоре после этого была создана Русская Православная Церковь Заграницей в попытке избежать полного уничтожения Русской Церкви, которое многим казалось неминуемой возможностью. Хотя полного уничтожения не произошло, положение Русской Церкви резко изменилось в худшую сторону, подойдя к угрожающей близости к уничтожению.

Спустя сто лет Русская Православная Церковь Заграницей отметила 600-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского в Кливленде, штат Огайо. Торжества прошли в кафедральном соборе преподобного Сергия Радонежского, расположенном в Парме, пригороде Кливленда. Свято-Сергиевский собор — красивый русский храм, интерьер расписан архиепископом Чикагским и Среднезападным Алипием (Гамановичем),

Слева направо: Bp. Иларион, бп. Бенджамин, архб. Лавр, архб. Энтони Л.А., мет. Виталий, архиеп Антоний С.Фр., архиеп Алипий, еп. Варнава

известный иконописец, помогавший архимандриту Киприану расписывать церковь здесь, в монастыре. Соборный приход преподобного Сергия большой и процветающий, а храм является памятником самоотверженности его прихожан.

Хотя торжества, конечно, и близко не соответствовали масштабам 500-летия 1892 года в России, они были во многом исключительными для Русской Православной Церкви Заграницей, и особенно в Чикагско-Среднезападной епархии. Торжество состояло не только из церковных служб, но и Собора духовенства, заседания Архиерейского Собора. Совещание духовенства с участием архиереев.

Новорукоположенный священник иерей Петр Холодный

Присутствовали десять членов Архиерейского Собора: Митрополит Виталий (Устинов), Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей; архиепископы Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский Антоний (Синкевич); Антоний (Медведев) из Сан-Франциско и Западной Америки; Лавр (Скурла) Троицкий и Сиракузский и Алипий (Гаманович) Чикагский и Среднезападный; и епископы Григорий (Граббе) Вашингтонский и Флоридский; Варнава (Прокофьев), Иларион (Капрал) Манхэттенский; Кирилл (Дмитриев) из Сиэтла; и Вениамин (Русаленко) Кубанский. Духовенство приезжало со всех концов США и издалека. Присутствовали также архимандриты Николай, тогдашний глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и Алексий, открывший первую в России православную гимназию.

С изумительной красотой и умилением были отслужены Всенощное бдение и Божественная литургия, а Чудотворная Курская Коренная икона, как всегда, присутствовала на торжествах. После Всенощной все присутствующие приняли благословение собравшихся архиереев. Литургия включала в себя рукоположение священника, а затем крестный ход вокруг храма с участием всех архиереев. Иподиаконы, облачавшие митрополита Виталия перед Литургией, оба были явно потрясены, ни один из них ранее не облачал митрополита. Митрополит Виталий ласково сказал им: «Не беспокойтесь, без меня они не начнут!»

Бп. Григорий (Граббе) и еп. Кирилл Сиэтлский

Несколько иерархов посетили два других прихода Русской Православной Церкви Заграницей, расположенных в Кливленде. Храм Божией Матери Всех Скорбящих Радости, находившийся в жилом квартале, в доме, перестроенном под церковь. Церковь Святого Воскресения была старой церковью в несколько захудалом деловом районе, и была построена как румынская православная церковь, и была замечательной и красивой церковью. Состоялась также экскурсия на берег озера Эри, в которой епископ Иларион сопровождал многих священнослужителей.

Конференция духовенства с участием епископов. был очень хорошо организован; для многих священнослужителей, не говорящих по-русски, были предоставлены наушники, а несколько священников обеспечивали синхронный перевод. Были ораторы, и дискуссии между и самими епископами, и епископами и духовенством. Некоторые события на конференции казались предвестием грядущего…

Надо отметить, что это был крайне противоречивый период в истории Русской Православной Церкви Заграницей, связанный с тем, что она принимала приходы в России под свою юрисдикцию после падения коммунизма. Во время празднования 600-летия преставления преподобного Сергия Радонежского в 9 г.0003

Слева направо: игумен Алексий (Макринов) и еп. Варнава Каннская

Кливленд, прошло всего два года с тех пор, как стало известно о хиротонии епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко) — оба были рукоположены тайно. Епископ Вениамин (Русаленко) был рукоположен лишь годом ранее. Большой протест возник со стороны Московского Патриархата и других Православных Церквей… Печальное изгнание монахов Русской Православной Церкви Заграницей из скита святого пророка Ильи и их изгнание с Афона, несомненно, были связаны с полемикой. Климат стал напряженным и здесь, в Соединенных Штатах. Полемика между Русской Православной Церковью Заграницей и Православной Церковью в Америке стала гораздо более острой, чем обычно, и продолжалась на протяжении всего XIX в.90-е.

Во время заседания Совещания духовенства в Свято-Сергиевском соборе большое беспокойство вызвало отношение Русской Православной Церкви Заграницей к Московскому Патриархату. Архиепископ Антоний (Синкевич), старший из архиереев, отвечая на вопрос по этому поводу, заявил, что Московская Патриархия является

«церковью КГБ» и «безблагодатной», что не является

официальным положением. Русской Православной Церкви Заграницей. Хотя это не стало неожиданностью, так как мнение владыки Антония было довольно хорошо известно, сюрпризов не обошлось.

Хотя чувства внутри Русской Православной Церкви Заграницей по поводу принятия приходов в России не были единодушно положительными, похоже, большинство не были против. Мало что было известно в то время о положении в России

большинству людей Церкви, и вообще считалось, что епископы и

духовенства в России работали в

г в согласии, как и все наши епископы за пределами России. Было сочтено необходимым принять тех, кто просил быть принятым в

Русская Православная Церковь Заграницей. Немного прояснил ситуацию инцидент на конференции духовенства.

Епископ Варнава был назначен «человеком» Синода в России, наблюдающим за развитием событий, а не управляющим конкретной епархией. В какой-то момент епископ Варнава и епископ Вениамин оба встали и вступили в словесную перепалку, которая стала чрезвычайно горячей; клирики, которые были

архиеп. Антоний Л.А. и архиеп. Лавр

перевод отказался продолжать во время обмена. Один заметил: «Я не буду это переводить — это всего лишь материал Бишопа!» В конце концов их обоих попросили сесть. Митрополиту Виталию было явно не до смеха. На следующий день оба епископа извинились за свой спор и заявили, что митрополит Виталий примирил их.

Этот инцидент был лишь небольшой прелюдией к дальнейшим событиям, связанным с

приходами Русской Зарубежной Церкви, находившимися в

0003

Россия, и стала именоваться Свободной Русской Православной Церковью. Продолжающиеся споры архиереев в России между собой, а также с Архиерейским Синодом, завершились

ed созданием внутри России нескольких конкурирующих и противоборствующих групп, все из которых отказываются от любых контактов с Московским Патриархатом.

За сравнительно короткое время после празднования 600-летия преставления преподобного Сергия Радонежского в 1992 году положение Русской Православной Церкви Заграницей претерпело большие изменения, поскольку она вступила в общение с Московским Патриархатом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts