Место и роль церкви в политической жизни россии: Роль церкви в жизни российского общества / В царстве Кесаря / Независимая газета
Содержание
Роль церкви в жизни российского общества / В царстве Кесаря / Независимая газета
Большая часть россиян называет себя православными христианами. Фото Владимира Суханова |
В религиозной жизни современного российского общества в настоящее время параллельно сосуществуют две на первый взгляд противоположные тенденции.
С одной стороны, Церковь — один из самых авторитетных в обществе социальных институтов, и россияне в своем большинстве положительно относятся к религии. По данным опроса Агентства региональных политических исследований (АРПИ), проведенного 29 июня-2 июля 2000 г., Церковь оказалась на втором месте после президента по уровню доверия россиян, опережая СМИ, правительство и армию (респондентам был задан вопрос: «Какой организации, органу власти, институту общества вы доверяете в наибольшей степени? (выберите один вариант)»: 20% ответили — президент, 7% — Церковь, 5% — СМИ, 4% — правительство, 3% — армия, никому не доверяют — 37%, затрудняются ответить — 13%).
По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Церковь по крайней мере с лета 1993 г. (и до конца 1999 г.) занимала первое место среди социальных институтов по уровню доверия россиян, опередив президента и постоянно опережая армию.
По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) (1996-1999 гг.), Церковь и армия оспаривали друг у друга первое место (чаще лидировала армия) по уровню доверия россиян, значительно опережая по доверию губернаторов, профсоюзы и правительство.
По данным опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), (22-23 января 2000 г.), Церковь оказалась на первом месте среди социальных институтов (президент не был в списке), вызывающих доверие (можно было дать любое количество ответов, Церковь назвали 21%, армию — 17%). Кроме относительно высокого доверия к Церкви, абсолютное большинство россиян празднует основные церковные праздники, например Пасху: по данным опроса ФОМ, проведенного в апреле 1998 г. , 80% россиян ответили, что праздновали Пасху, и только 19% ее никак не праздновали; если учесть, что 7% опрошенных ФОМ относят себя к нехристианским религиям, то получается, что твердо нерелигиозные россияне составляют в РФ не более 12%.
По данным опроса, проведенного в сентябре 1999 г., центром «Российское общественное мнение и исследование рынка» (РОМИР), 11,2% россиян категорически не верят в существование Бога (даже в форме Высшей Силы или Высшего Духа), 12,5% опрошенных не видят истины ни в одной из религий, 15,2% считают, что Бог в их жизни абсолютно не важен. По данным мониторинга ВЦИОМ, в январе 1999 г. только 17,2% ответили, что не крещены, из них по крайней мере 3,5% — нехристиане, то есть абсолютно нерелигиозных и по данным ВЦИОМ оказывается около 13,5%. Итак, мы видим, что 80% россиян так или иначе считают Русскую Православную Церковь, русское православие для себя наиболее близкими из всех существующих в РФ Церквей и религий. То есть максимально возможная потенциальная паства РПЦ — 80% россиян. Но реальное количество прихожан РПЦ на порядок меньше, и тут мы подходим к рассмотрению второй тенденции развития религиозной жизни РФ — эта тенденция полностью противоположна первой.
По данным мониторинга ВЦИОМ в январе 1999 г., церковную службу посещают раз в неделю 2% россиян, раз в месяц — 3,7%, несколько раз в год — 17,8%, раз в год и реже — 15,8%, то есть всего посещают церковную службу — 39,3%; ходят ко причастию раз в неделю — 0,6%, раз в месяц — 2,2%, несколько раз в год — 12%, раз в год и реже — 16,6%, то есть всего ходят ко причастию — 31,4%.
По данным РОМИР (опрос в сентябре 1999 г.), чаще одного раза в неделю религиозные службы посещают 1% опрошенных, раз в неделю в среднем на службах присутствуют 2% респондентов, а раз в месяц — 6,6%, по большим церковным праздникам религиозные службы посещают 17,8% участников опроса, раз в год на религиозных службах присутствуют 13,7% россиян, а реже одного раза в год — еще 10,4% опрошенных, практически никогда или вообще никогда на службах бывают 48,3% респондентов. Таким образом, 60% россиян фактически не посещают церковь (ходят в церковь реже одного раза в год или вообще никогда не ходили) и лишь 2-3% россиян посещают церковь так, как принято было посещать церковь у наших предков. Из 2-3% посещающих церковь хотя бы раз в неделю лишь треть ходит ко причастию каждый раз, а двум третям, видимо, трудно выстаивать очередь за причастием в каждый свой приход в церковь. Хотя бы раз в месяц церковь посещают 6-10% россиян — это максимальное количество россиян, которых можно признать прихожанами РПЦ, так как приход в церковь 2-3 раза в год — это не совершение религиозного обряда, а скорее нечто вроде посещения «музея».
То есть прихожанами РПЦ являются 8-9 млн. россиян старше 18 лет, а из всех россиян — 10 млн. (из 145 млн. населения РФ, из которых 115 млн. так или иначе считают РПЦ «своей») регулярно (хотя бы раз в месяц) совершают важнейшие религиозные обряды (причащение) — 4 млн. россиян.
В опросе РОМИР 17,8% заявляют, что приходят в церковь только по большим церковным праздникам, и еще 9,6% посещают церковь хотя бы раз в месяц. Но большая часть тех, кто заявляет, что ходит в церковь только по большим праздникам, видимо, обманывают социологов, а может и самих себя: в апреле 1998 г. посетили пасхальную службу в церкви, по данным ФОМ, лишь 14% россиян. Если учесть, что Пасха — главнейший православный праздник, то даже с учетом некоторого количества православных, посетивших церковную службу на Рождество, но не посетивших на Пасху, количество россиян, посещающих церковь по важнейшим праздникам не превысит 20 млн.
Таким образом, у РПЦ в настоящее время имеется 10 млн. постоянных прихожан (посещают церковь хотя бы раз в месяц, они доверяют ей больше, чем какому-либо другому социальному институту) и еще 10 млн. потенциальных прихожан, посещающих Церковь только на Пасху или Рождество. При этом 95 млн. россиян ассоциируют себя с РПЦ, но не приходят на церковную службу даже на Пасху или Рождество и не совершают важнейших религиозных обрядов даже раз в год.
Почему же 95 млн. россиян, считая РПЦ «своей» Церковью, тем не менее не участвуют в церковной жизни? Ответ, как ни странно, прост: для них РПЦ — традиционная церковь их предков, но к современной жизни она не имеет почти никакого отношения.
В начале 90-х гг. ХХ века в российском обществе произошел всплеск интереса к религии, быть православным стало даже в какой-то мере модно. Но после взлета популярности какого-либо социального явления неизбежно следует спад интереса к нему, если только новое социальное явление не способствует решению реальных социальных проблем, реальному улучшению жизни людей. То, насколько РПЦ смогла удержать свою возросшую в начале 90-х популярность, можно судить по следующим данным.
По данным ВЦИОМ, уровень доверия россиян к Церкви, достигнув пика в 51,5% в феврале 1994 г., упал к сентябрю 1997 г. до 37,6%.
По данным ИСПИ РАН, с января 1996 г. по ноябрь 1999 г. доля россиян, доверяющих Церкви, упала с 32 до 26%, а доля не доверяющих ей выросла с 42 до 48%.
По данным АРПИ, с начала апреля 1999 г. по начало июля 2000 г. доля россиян, доверяющих Церкви в наибольшей мере (больше, чем какому-либо другому социальному институту), упала с 10 до 7%.
Итак, опросы различных социологических служб демонстрируют достаточно устойчивую тенденцию медленного падения популярности, авторитета Церкви в глазах общества в 1994-2000 гг. Это падение означает, что РПЦ не смогла стать участником реальной социальной жизни как политической, так и экономической. Что касается участия в политической жизни, то РПЦ не смогла занять сколько-нибудь определенной позиции даже по таким важнейшим политическим вопросам, как война в Чечне, импичмент Ельцину, назначение на пост премьер-министра близкого к секте «сайентологии» Сергея Кириенко, использование властью откровенно грязных технологий во время президентских выборов 1996 г. и думских 1999 г. Что же касается экономической жизни страны, то РПЦ не создала ни одного православного профсоюза (по примеру католических профсоюзов во многих странах Европы), ни одной крупной благотворительной организации по помощи бедным, безработным, бездомным, беженцам и т. п. Естественно, что россияне, не увидев в Церкви реального участника социальной жизни, начали постепенно терять к ней интерес.
Церковь не осознает, судя по всему, этой проблемы и продолжает молчать в ответ на такие антисоциальные реформы власти, как введение единого подоходного налога для богатых и бедных (когда подоходный налог для бедных вырастает с 12 до 13%, а для богатых падает с 25-30 до 13%), повышение возраста выхода на пенсию (в 65 лет), планируемая отмена многих социальных пособий и льгот (советник Путина по экономике Илларионов в интервью газете «Ведомости» прямо заявил, что лучше отменить, например, детские пособия, если у государства не хватает денег их выплачивать без задержек). Роль Церкви как защитницы народа от притеснений власти, как мне представляется, могла бы сыграть ту роль, которую ждет от нее народ, не говоря уже о том, что эта социальная ниша в РФ сейчас пустует.
Итак, Церкви, по моему мнению, для сохранения и увеличения своего влияния необходимо стать народной заступницей перед властью. А как считают россияне, народ? В чем они видят основной недостаток сегодняшнего положения Церкви, из-за чего ей не доверяют 48% опрошенных ИСПИ РАН в ноябре 1999 г.?
По данным опроса ЦИПКР (август 1998 г.), 29% россиян считают, что Церковь укрепила свои позиции за счет сближения с властью, а не хождения в народ, 15,4% считают, что из-за братания руководства Церкви с властью она «губит свой авторитет». В этом излишнем сближении Церкви и власти основная причина недоверия россиян к Церкви.
Такой вывод подтверждает и опрос ФОМ (22-23 января 2000 г.), во время которого наиболее часто встречающимся упреком в адрес Патриарха было обвинение в явной зависимости от правящей власти. «Он политик, он работает под вождя и власть, подстраивается», — отвечали некоторые респонденты на открытый вопрос. Однако при том, что 48%, когда им предлагают определить свое отношение к Церкви, говорят о недоверии, необходимо подчеркнуть, что это слабая степень недоверия, которую еще можно изменить и превратить в доверие, если Церковь захочет это сделать.
Опрос ФОМ от 22-23 января 2000 г. показал, что когда респондентам предоставляют список из 10 социальных институтов и предлагают указать те, которым они доверяют, а потом — из этого же списка — кому не доверяют (любое количество ответов), то о доверии к Церкви заявляют 21% (1-е место), о недоверии — 4% (последнее, 10-е место). Но о недоверии всем 10 социальным институтам заявляют 22%, о доверии всем — никто. То есть Церкви, по данным этого опроса, доверяют 21%, не доверяют 26%, но из 26% только 4% испытывают к ней твердое недоверие, а остальные 22% испытывают недоверие скорее не из-за того, что видят в Церкви какие-либо особые недостатки, а потому, что не видят особых достоинств. Такое отношение группы «мягко» недоверяющих вполне можно изменить, если Церковь станет активным участником социальной жизни России.
Православная Церковь в современной России находится в двойственном положении. Опираясь на собственные силы, на уже имеющуюся паству, она сейчас практически не может быть влиятельным социальным институтом. Выходов из этой ситуации может быть только два: искать поддержку у власти, поддерживая и обслуживая власть, или искать поддержку у народа, выступая в поддержку социальных гарантий и социальных программ для малообеспеченных, вмешиваясь в решение важнейших политических проблем (например, войны в Чечне). Пока Церковь скорее идет по первому пути, и он приносит РПЦ некоторые положительные результаты, но более продуктивным и перспективным может оказаться второй путь.
Роль церкви в политической жизни западных государств реферат по истории | Сочинения История
Скачай Роль церкви в политической жизни западных государств реферат по истории и еще Сочинения в формате PDF История только на Docsity! Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Факультет гуманитарный Кафедра регионологии Курсовая работа защищена с оценкой__________________ Руководитель работы________________________________ Подпись и. о. фамилия «_____» __________________2007 г. РЕФЕРАТ Роль церкви в политической жизни западных государств по дисциплине___Социальные системы Европы и Америки______________________ Студент группы _________________РВ61_______________________С.И. ГРОХОТОВ Руководитель Курсовой работы_______к.и.н. доцент кафедры регионологии_____ МИЛЕВСКИЙ О. А. БАРНАУЛ 2007 План реферата PAGE 19 1. Введение……………………………………………………….3 2. 1.Общая оценка роли церкви в жизни государств Европы..5 3. 2.Проблема косвенной власти, идеи западных философов относительно государства и религии…………….…………7 4. Церковь в политической жизни общества..…..………..…..8 5. взаимовлияние современных западных государств и церкви………………………………………………………..12 6. Заключение…………………………………………………..17 7. Список использованной литературы……………………….19 Введение Взаимоотношения государства и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в государственной политике и особенности использования религии политическими деятелями. 1 Историзм в подходе к вопросу воздействия PAGE 19 1 М Мчедлов «Политика и религия» Журнал «Обозреватель» №1 превосходство духовного над мирским, в действительности сама религиозная власть церкви испытывала постоянное вмешательство со стороны светских властей. Даже в начале двадцатого века крупнейшие католические государства Европы оказывали серьезное влияние не только на политику Папы, но даже на его избрание. Франция, Испания и Австрия обладали даже официально признанным церковью правом вето на любую кандидатуру во время анклавов по избранию нового папы. Это продолжалось до 1903 г., когда папа Пий Х (1903—1914) объявил вето не имеющим силы. Церковь становится независимой от светской власти. В дальнейшем светская власть становится зависимой от церкви. Церковь превратилась в огромную тоталитарную организацию. А тоталитаризм в любом проявлении не терпит никакого инакомыслия. В эпоху феодальной раздробленности множество епископов по всей Европе, в особенности в германских княжествах, являлось светскими государями. Церковь оказывала влияние на основные институты общественности, такие как образование, судопроизводство, и т.д. Также церковь влияла на государство и политику. Особенно сильно это влияние было в период средневековья, когда власть Ватикана была крайне сильной. Практически во всех европейских государствах церковь была крупнейшим после монарха землевладельцем, что делало ее материально обеспеченной. Также Папа римский мог опираться на военную помощь правителей целых государств. Нельзя не учесть влияние церкви и внутри государства, которая, в свою очередь, также подчинена Ватикану. Чиновники от духовенства нередко занимали ключевые посты внутри государственных систем. Простые же служители церкви имели ряд существенных привилегий. Монахи, священники, епископы, аббаты, кардиналы, диаконы и великое множество других существовали как бы в отдельном мире. Они не платили внешнему миру абсолютно никаких налогов, были свободны от феодальных повинностей и неподсудны светским судам. Более того, бытовало такое выражение: «Последний служитель церкви стоит гораздо больше любого PAGE 19 государя». Это было временем наиболее сильного влияния церкви на жизнь государства. Нередко церковь выступала как реакционная сила силы в европейской политике. Папы определяли и провозглашали официальное мнение церкви по таким либеральным принципам как свобода прессы, отделение церкви от государства и свобода религии. Это мнение было бескомпромиссно отрицательным. Папы прилагали все усилия для отстаивания своего положения правителя в собственном мирском королевстве как залога своей религиозной независимости. Церковь вступала в союз с авторитарными государствами, и до 1859 г. сам папа являлся абсолютным монархом не только в церкви, но ив своем мирском государстве, известном как Папская область в центре Италии Апогей вмешательства церкви в государственную жизнь стала печально известная инквизиция. Общеевропейская сыскная сеть, организованная инквизицией была еще одной попыткой Святейшего Престола создать всемирное католическое государство. Влияние инквизиции сильно сказалось на экономике стран Европы. Это было вызвано такой мерой борьбы с еретиками как конфискация имущества. Причем эта мера была доведена до абсурда, так как позволяла церкви присваивать имущество не только живых еретиков, но и мертвых. В последнем случае конфисковывалось имущество наследников вплоть до третьего колена. Подобные меры полностью парализовали промышленность и торговлю на южных территориях Европы. Также широкое влияние оказала инквизиция на систему европейского права Судебное производство Инквизиции предполагавшее в своей основе таинственность и строжайшую секретность информации, целиком основывалось на каноническом праве, что добавляло тайны и усугубляло и без того тяжелое положение осужденных. Инквизиция показала, насколько несоответствие законов реально существующим общественным отношениям может быть опасно для общества. Это дискредитировало систему канонического права, и она не рассматривалась как реальная альтернатива Римскому праву. Также это оказало сильное влияние на то, что в Англии PAGE 19 получила распространение система прецедента. Как известно в Англии Инквизиция не получила сильного распространения, следовательно и каноническое и обычное право не внушало населению сильного отвращения и это определенно сыграло свою роль формировании правовой системы. Однако, в правовых системах других европейских стран церковные догматы и церковное писание играло исключительную роль. Достаточно сказать, что библейские заповеди были прописаны в правовых нормах всех стран Европы. Чтобы понять суровость некоторых законов, относящихся к церкви, достаточно упомянуть, что в случае неуплаты десятины во время, которая также была введена по всей Европе, налог платился в двенадцатикратном размере. Проблема косвенной власти. Идеи западных философов относительно государства и религии. Разделение влияния над людьми есть явление перманентное, следовательно, это та область отношений между государством и церковью, в которой они постоянно участвуют в деятельности друг друга, изменяя баланс влияния. История показывает, что тот, кто имеет власть над умами людей (а с точки зрения религии — над душами), тот имеет реальную политическую власть, независимо от того, в какую форму она обличена и каким образом ее делят государство и церковь. Поскольку религия занимает большое место в умах людей, то становится понятно, почему государство нуждалось в церкви довольно долгое время, то есть, взаимоотношение религии и государства можно рассмотреть как разделение умов людей между двумя сторонами. При поддержке государства церковью, оно получало часть влияния церкви, которое необходимо для правления над народом, кроме того, государство могло придавать своим действиям легитимность, основываясь на идее избранности и божьей воле. Однако, это возможно, только когда действия PAGE 19 Церковь в политической жизни общества. Воздействие церкви на общество напрямую влияет на политику, так как индивид принимает какое либо решение, в том числе политическое, руководствуясь своими соображениями и идеалами. В случае, когда человек относит себя к религиозной конфессии, позиция церкви влияет на решение человека. Порицанием или одобрением действий государства, религия формирует общественное мнение и влияет на законодательную власть. Также церковь объединяет социальные интересы. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. У верующих людей есть характерная черта в отношении любого государства. Они во многом недолюбливают государство, поскольку ни одно государство не соответствует идеалу политического и социального устройства, представленному в основополагающих книгах или проповедях любой конфессии. Верующие постоянно тяготеют к созданию параллельного социума, в котором, порой в сектантской атмосфере, они могут попытаться реализовать все свои утопические социально-политические мечты. Вместе с тем возможны религиозно-государственные мифы, которые верующими будут поддерживаться или просто вызывать одобрение в их среде. Характерным примером является распространенный в православной среде миф о прекрасной православной Византии — идеальном государстве, в котором существовала полная симфония отношений между государством и Церковью. Мифом, относящимся к западным государствам являются мифы, распространенные в протестантской среде, в большей степени ориентированы на ценности демократического общества и на развитие человеческой индивидуальности. PAGE 19 Говоря о роли церкви в политической жизни общества, следует выделить два основных процесса. Первый, это сакрализация, процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере Второй, обратный первому, это секуляризация, процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Последнее можно оценить как социальную эволюцию и видоизменение функций религии в ходе социальных перемен. Данный процесс вовсе не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на политическую жизнь государства, экономику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой. По мнению Ива Алмана, доктора политических наук в обстоятельствах современного мира именно секулярное государство создает предпосылки для разграничения сферы духовной от политической, избавляет церковь от соблазна прибегать в делах веры к принудительным средствам и гарантирует религиозный плюрализм. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. При этом церковь не теряет своей роли в обществе, как и не теряются PAGE 19 взаимоотношения между государством и церковью. Скорее это можно охарактеризовать как отношения особого рода, при которых государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Во многих случаях государство и церковь выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д. Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем. Взаимовлияние современных западных государств и церкви. История западных государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий PAGE 19 статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны. Режим отделения церкви от государства существует во многих странах — в современной Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями: 1) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки. Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. PAGE 19 Церковь не выполняет каких-либо государственных функций. Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах. В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан). Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 года), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций). Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. PAGE 19 Заключение Влияние религии на жизнь государства и на государство в целом имело как созидательные, так и разрушительные последствия. Истории западных стран известны различные варианты взаимодействия государства и религии: от узурпации государства религией до узурпации религии государством. Эти две крайности не являются ни демократичными, ни созидательными, то есть не обладают ценностями западных политических систем. На мой взгляд, в современном отношении стран Европы и религии складывается единственно правильная связь, при которой ни религия, ни государство не используют друг друга, что не нарушает права конфессий и граждан. Такие отношения между государством и религией основаны на политике невмешательства религии в государственные дела и нейтралитете по отношению к какой либо политической власти, в том числе и к правящей, хотя при этом религия не теряет своей социальной роли. Этот подход характерен для всех государств с сильной светской властью, каковыми являются государства Европы. PAGE 19
Государство и церковь в России: угасла ли любовь?
В 2012 году патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, назвал правление Путина «чудом Божьим», объединившим церковь и государство в России таким образом, которого не было почти 100 лет.
Перенесемся всего на 7 лет вперед: в 2019 году сотни православных священников подписали письмо, осуждающее суд над десятками протестующих при Путине как «репрессивный». ими же. Это первый подобный акт со времен отца Глеба Якунина, чьи письма советскому правительству и патриарху Алексию I, разоблачающие чудовищность религиозных преследований в России, привлекли широкое внимание в 1919 г.65.
Сложная история переплетений и разделений
Церковь и государство всегда были переплетены в России: при царизме Бог был неразрывно связан с Царем. Духовное положение церкви поддерживало царя, а взамен они получали положение, власть и землю. Однако в 1917 году, когда был свергнут Николай II и пришла революция, большевики при Ленине заявили, что в России должно быть отделение церкви от государства. Ленин и другие считали, что коммунистический режим не может оставаться нейтральным в отношении религии, они должны ее искоренить.
Церковь попала под перекрестный огонь во время гражданской войны, и за первые 5 лет правления большевиков было казнено более 1200 священников и многие другие церковные деятели.
Это резкое отделение церкви от государства продолжалось почти непрерывно до послевоенного периода, после которого Русская Православная Церковь пережила своего рода ренессанс, и ее присутствие в российском обществе неуклонно возрастало.
По оценкам, во всем мире насчитывается более 90 миллионов членов церкви, и 3 года назад 71% населения России называли себя православными . Это возросшее присутствие привело к призывам к дальнейшему определению политической роли Русской православной церкви. Многие до сих пор считают, что церковь играет особую, исторически определенную роль как в России, так и за рубежом. За последние 20 лет церковь выросла как в росте, так и в силе.
Отношения были проиллюстрированы в прошлом году, когда Патриарх Криль поблагодарил Бога и «Владимира Владимировича за этот (увеличенный) диалог между церковью и государством», прежде чем сказать, что, по его мнению, у церкви и государства не было таких отношений за всю историю. Россия. Он дошел до того, что назвал церковь и государство «равноправными партнерами перед лицом правительства» — отношения, невиданные со времен царизма, при котором церковь считалась одним из трех столпов царизма.
Означает ли это, что церковь теперь должна рассматриваться в России как равная государству?
В связи с этим заявление патриарха Кирилла заставило многих поверить в то, что грань между церковью и государством снова стирается, что многих порадовало. При Путине Русская православная церковь стала символом влияния Москвы во всем мире. Действительно, сам Путин утверждает, что придерживается глубоко ортодоксальных взглядов и позиционирует себя как ультраконсервативный защитник традиционных христианских ценностей.
Напряженность между верующими и религиозной иерархией
Однако в последнее время все это начало меняться. Хотя Русская православная церковь в целом остается лояльной, ее отношения со многими рядовыми верующими становятся все более напряженными как внутри страны, так и за рубежом.
На Россию приходится треть православных последователей в мире, и она долгое время считалась самой могущественной группой в пределах 14 юрисдикций веры. Это превосходство перед падением царизма сделало Москву опорой империи, и именно на эту историю Путин в значительной степени опирался, стремясь построить свое собственное Российское государство.
Широко публично и регулярно замечено, что он обращается за советом к церковным старейшинам, и некоторые утверждают, что наиболее важно использовал религию, чтобы подчеркнуть разногласия между Россией и «аморальным» Западом, тем самым объединив русскоязычные бывшие советские государства, объединив их. под эгидой духовного господства.
Этот союз в основном просуществовал до 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, решительно настроив украинское общественное мнение против Путина. Его близкие отношения с церковью означали, что многие чувствовали себя преданными своими духовными лидерами.
В 2018 году группа русских монахов при попытке войти в Свято-Пантелеимоновский монастырь, любимый православный монастырь и место паломничества русских паломников в Греции, обнаружила ворота запертыми. Патриарх Константинопольский Варфоломей впервые предоставил украинской церкви независимость от русского православия в ответ, среди прочего, на растущее недовольство украинцев внешней политикой России. Эта размолвка, далеко не простая ссора из-за устаревшей церковной доктрины, имела серьезное геополитическое значение. Это был удар, который Путин почувствовал настолько глубоко, что созвал чрезвычайный совет, что свидетельствует о том, насколько важным Путин считает влияние церкви в российском обществе.
Русская Православная Церковь протестует против незаконности раскола и продолжает упорно заявлять, что Московский Патриарх по-прежнему обладает юрисдикцией в Украине, но многие считают это всего лишь примером растущего раскола между Православием в целом и Путиным.
С тех пор между Путиным и его церковью не все в порядке.
Православие и демократия
В прошлом году многие сторонники православия приняли участие в протестах в поддержку демократии в Москве, жесткое подавление Путиным этих протестующих, многие из которых утверждали, что их вера была причиной их протеста, оттолкнуло многих внутри церкви . Протестующие, такие как финансовый советник Елена Моргунара, заявляют, что они «присоединились к протестам (явно) из-за моих религиозных убеждений». недавнее подавление политической оппозиции.
Не в силах мириться с этой атакой на религиозные ценности, в прошлом году многие религиозные лидеры выступили в поддержку этих протестующих и подписали письмо, осуждающее репрессивные и недемократические действия Путина.
Многие, такие как издание «Ведомости» и твиттер-кампания #RussiaIsATerroristState, приветствовали такой акт, утверждая, что он придает доверие их политической позиции среди верующих, учитывая, как редко священники высказываются без санкции. Она также привлекла внимание международной религиозной общественности такими публикациями, как «Католический вестник», в которых были опубликованы интервью со священниками, которые считали, что «церковь больше не может хранить молчание по этому поводу»9.0003 В свою очередь, некоторые в путинском правительстве осудили церковь за вмешательство в политические дела. Они утверждали, что это восходит к царизму.
Однако этот протест слишком запоздал для правительства, которое построило свою позицию частично на своей основе поддержки Русского Православия. Путин всегда ориентировался на церковь как на средство единения со своим народом, для оправдания экспансии и дискредитации влияния Запада, укрепления собственной позиции.
Это сделало Путина популярным, но сделало ли его зависимым?
Религиозное сопротивление Путину
Несмотря на эту христианскую риторику, русское православное сопротивление Путину нарастает, самым ярким символом которого является обращение Дмитрия Цорионова. Цорионов — человек, который когда-то возглавлял «Волю Божью», радикально ортодоксальную группу, которая хулиганила и нападала на богохульные экспонаты или либеральных активистов. Он тесно сотрудничал с церковными лидерами, в том числе с отцом Всевлодом Чаплиным, бывшим пресс-секретарем самого Криля. В интервью в Москве он смело заявил, что «гротескная пропаганда и ксенофобия после аннексии Крыма Кремлем заставили многих православных осознать, что наше общество движется в неправильном направлении, и невозможно (для верующих) отождествлять себя с такое зло». Он пошел еще дальше, обвинив Кремль в использовании религии для манипулирования людьми и разжигания расовой ненависти. Он утверждает, что Христос не хочет участвовать в политике Путина, хотя он не осуждает веру Путина, а говорит, что заблуждается в своих взглядах, если Путин считает, что Бог санкционирует казнь его политических оппонентов и несправедливое преследование его народа. Религиозная оппозиция Путину растет, в этом не может быть никаких сомнений, но что это означает для правительства, столь тесно переплетенного с Русской православной церковью, неясно. Религиозные протесты против Путина не были санкционированы церковью.
Священники, подписавшие письмо, оказались брошенными в пустыню. Суд Русской православной церкви Ярославской епархии приговорил отца Александра Парфенова, подписавшего прошлогоднее письмо, к пяти годам условно. Епархия заявляет, что не из-за этого протеста он был санкционирован, хотя никакой другой причины не было предложено.
На самом верху многие в церкви надеются сделать Путина «царем» во всем, кроме имени. Константин Маофеев, российский олигарх, возглавляющий пропутинское общество и имеющий тесные связи с Русской православной церковью, открыто заявил о своей поддержке нового закона, который позволит обойти ограничения по срокам и позволит Путину продлить свое 20-летнее правление до по крайней мере, к 2036 году. Многие думают так же, лелея симбиотические отношения, которые позволили процветать как старшей церкви, так и правлению Путина.
Как долго это будет продолжаться? Короновирус сильно ударил как по Путину, так и по церкви: ранее лояльные лидеры выступили против санкций государства в отношении богослужений. Религиозные преследования в Советском Союзе для некоторых до сих пор живы в памяти, и события последних лет начали подрывать их доверие к российскому государству, и многие опасаются, что коронавирус будет использоваться в качестве предлога для закрытия церквей, что фактически заставит замолчать священники.
В прошлом году многие были готовы выйти на улицы или за перо, чтобы выступить против правления Владимира Путина. Как долго он сможет зависеть от поддержки церкви, когда пандемия пройдет или какую цену ему придется заплатить, чтобы ее сохранить, остается только гадать.
Фото на обложке : Алексей Никольский / Sputnik / AFP
Подпишитесь на нас в Facebook , Twitter и LinkedIn, чтобы делиться нашим контентом и взаимодействовать с ним.
Если вам нравятся наши истории, видео и досье, подпишитесь на нашу рассылку (дважды в месяц).
Путин и Православная церковь: как его вера формирует его политику — Аналитический центр Theos
В свете недавних событий вокруг Украины мы повторно публикуем отрывок из книги «Могучий и Всемогущий» (2017 г. ), в котором Бен Райан рассматривает Необычные симбиотические отношения Путина с православной церковью. 02.16.2022
Биография
Немногие крупные мировые лидеры смогли создать настолько загадочную или малоизвестную публичную личность, как Владимир Путин. Помимо ряда основных фактов, любые детали жизни, взглядов и даже карьеры Путина в значительной степени преднамеренно замалчиваются, мифологизируются и интерпретируются в высшей степени пристрастно. Биографии в значительной степени основаны на интервью с врагами или близкими союзниками, а также на официально санкционированной и тщательно обнародованной информации.
Собственные заявления Путина очень обдуманны; кажется, все согласны с тем, что он редко использует слова без тщательного рассмотрения эффекта, который он производит. Ближе всего к автобиографии Путина, Первое лицо [ii]
( От Первого Лица) Типичным примером является . Это не автобиография, а подборка тщательно подготовленных интервью на определенные темы с проверенными российскими журналистами.
Это персонаж, который, возможно, намеренно очаровывает и пугает западную аудиторию, образ, чуждый всему, что кто-либо на Западе хотел бы изобразить. Путин культивирует образ жесткого человека. Многое известно о его детских ссорах в квартале с местными бандами, о занятиях боевыми искусствами (хобби, которое он до сих пор поддерживает), о сотрудниках КГБ и, наконец, о сильном человеке, готовом противостоять тем, кто хочет ослабить Россию, будь то внутренние (олигархи, чеченцы) или внешние (НАТО).
При этом некоторые детали его жизни ясны. Он родился в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) в октябре 1952 года в семье Владимира и Марии.
Его отец был советским патриотом, тяжело раненным в блокадном Ленинграде, мать также пережила всю блокаду. История, которую рассказал Путин, состоит в том, что вскоре после рождения он был крещен в младенчестве, его мать, по-видимому, была убежденной христианкой, что, если это правда, хотя и не неслыханно, тем не менее было бы довольно смело в то время, когда религия была запрещена.
Оцененный как хороший, но не выдающийся ученик, Путин в подростковом возрасте очень любил боевые искусства, особенно дзюдо и самбо. Очевидно, он был настоящим талантом, выигрывал трофеи и неустанно тренировался. Он поступил в университет, чтобы изучать право, и у него возникло желание присоединиться к КГБ. Он достиг этой цели после выпуска в то время, когда будущий премьер-министр Юрий Андропов был главой КГБ, человеком, которого Путин, судя по всему, до сих пор высоко ценит. Несмотря на сторонников теории заговора, Путин, похоже, не был особенно выдающимся агентом. Он провел несколько лет, работая в Москве, прежде чем его отправили в Восточную Германию для работы в контрразведке в Дрездене.
его единственный опыт за пределами России. По его собственным словам, он работал в политической разведке, собирая разведданные о партиях и политиках. Он отрицает более экзотические истории, например, о том, что он получил документацию по конструкции истребителей «Еврофайтер» или что он руководил Гансом Модровым, известным политиком из Восточной Германии. 80 лет и женился на ней в 1982 или 1983 году[iv]
Путин и его семья своими глазами видели конец коммунизма в Германии, но стали свидетелями последствий перестройки и гласности дома только на расстоянии. Говорят, что его чувство покинутости, поскольку советская система не смогла поддержать его офис после падения Берлинской стены, было острым. Масштабная распродажа государственных активов в первые годы правления администрации Ельцина завершила эффект — и, возможно, в какой-то мере объясняет навязчивую идею воссоздания сильной России и российской зоны влияния.
Путин вернулся в Россию и, получив юридическое образование, пришел работать в Санкт-Петербург к Анатолию Собчаку – человеку, который впоследствии стал ключевым покровителем и союзником.[v]
Некоторые считают, что КГБ поручил ему следить за опасной Собчак.[vi]
Другие сообщают, что, хотя Путин сохранил свою резервную роль в КГБ, ему не было поручено следить за Собчаком, но его рекомендовал союзник, и он не выполнял никаких разведывательных функций. [vii]
Какова бы ни была правда, нет никаких сомнений в том, что Путин вскоре оказался ценным активом для Собчак и сыграл ряд все более значительных ролей в начале 19-го века.90-х, завоевав репутацию посредника, так и не зарекомендовав себя ни на каких выборах.[viii]
Если то, как Путин пришел работать на Собчак, несколько окутано тайной, то как он стал частью ельцинской[ix]
внутренний круг и возможный преемник еще более любопытны. В 1996 году, после того как Собчак потерял власть в Санкт-Петербурге, Путин уехал в Москву и получил прорыв в центральном правительстве через другого союзника, Павла Бородина. Даже Путин, говоря о том, что Бородин нашел ему встречу в Москве, говорит: «Я не знаю, почему».[x]
Оттуда он быстро прошел ряд все более видных должностей в печально известном нестабильном президентстве Ельцина, в том числе занимал посты главы ФСБ (преемницы КГБ) и премьер-министра. Так получилось, что, когда здоровье Ельцина пошатнулось, Путина назвали предпочтительным преемником.
Став президентом, Путин успешно занимал этот пост с 2000 г., за исключением четырехлетнего перерыва в 2008–2012 гг., когда его союзник Медведев[xi]
держал бразды правления до тех пор, пока Путин снова не получил права (Путин в то время был премьер-министром). За время своего пребывания на посту президента Путин добился заметных успехов. Несмотря на все эти опросы общественного мнения (да и некоторые опросы на выборах) подвергались сомнению в их подлинности[xii].
Кажется мало сомнений в том, что у Путина есть значительная база поддержки и удивительно высокий уровень популярности для человека, который находится у власти так долго. Его экономические достижения, по крайней мере, до последних нескольких лет, были исключительно успешными, чему, конечно же, способствовали огромные минеральные богатства России.
Политическая власть олигархов в значительной степени ограничена. Среди группы, которой удалось избавиться от огромных долей ранее принадлежавшей государству промышленности за малую часть их реальной стоимости,
некоторые из них были фактически сосланы, заключены в тюрьму или вынуждены продать большую часть своей прибыли обратно государству или другим олигархам, более благосклонным к Путину. Если в российском бизнесе по-прежнему доминирует небольшая группа олигархов, они, по крайней мере, на собственном горьком опыте научились держаться подальше от политической сферы.
С точки зрения внешней политики возросшая уверенность России была очевидна задолго до недавнего украинского кризиса. Будь то военные действия в Грузии или решающая роль, которую Путин сыграл в споре 2013 года о возможности международных действий в Сирии, Россия была готова играть все более заметную роль в последние годы. Решение об аннексии Крыма является лишь последним в череде усилий по укреплению российской сферы влияния и противодействию предполагаемому посягательству со стороны НАТО и ЕС.
Путин вызывает большой страх на Западе.[xiii]
Сочетание агрессивного национализма, возросшей уверенности в своих силах, внутренних репрессий и вопросов прав человека и, конечно же, сохраняющегося ядерного потенциала представляет собой опасный коктейль. Несмотря на это, Путин был удивительно успешным президентом и сегодня является одним из самых влиятельных мировых лидеров.
Вера и политика Путина
Личная вера
Путин стремился представить себя человеком серьезной личной веры. Эта тенденция, кажется, стала более выраженной за время его пребывания в должности. Циники предполагают, что все более уверенное утверждение веры является частью более широкой тенденции поиска националистической повестки дня по мере снижения экономических показателей. Тем не менее, даже относительно рано в своем президентстве Путин время от времени говорил о своей вере и уже установил тесные связи с некоторыми представителями духовенства в начале 2000-х, когда его популярность была на пике.
Во время первых встреч с тогдашним президентом США Джорджем Бушем Путин, безусловно, уделял много внимания своей личной вере, демонстрируя маленький алюминиевый крест, который он носил на шее, и уделяя большое внимание своей христианской приверженности.
Судя по всему, Буш был, безусловно, впечатлен – он рассказал о встрече в своей книге « точки принятия решений». [xiv] Буш, конечно, славился собственной евангельской верой, и вполне возможно, что Путин подчеркивал это именно для того, чтобы завоевать друга в лице президента США. Однако история этого крестильного креста неоднократно упоминалась Путиным и занимает видное место в отрывке из биографии, написанной Хатчинсом и Коробко[xv] 9.0004
Рассказывают, что этот нательный крестик был подарен Путину его матерью-христианкой, когда она тайно крестила его в начале 1950-х годов, и с тех пор он, по-видимому, представляет для него большую сентиментальную ценность. Путин не носил его, когда был действующим сотрудником КГБ, но сообщает, что «в 1993 году, когда я работал в Ленинградском горсовете, я ездил в Израиль в составе официальной делегации. Мама подарила мне мой нательный крестик, чтобы я его освятил у Гроба Господня. Я сделал, как она сказала, и надел крест на шею. С тех пор я никогда его не снимал».[xvi]
История приобретает мифический элемент, однако, в рассказе о пожаре на даче семьи Путиных . [XVII]
Согласно рассказу, имущество сгорело в середине 90-х годов, уничтожив многие важные вещи семьи, включая значительную часть их денег.
Однако крест пережил пожар и был возвращен Путину одним из пожарных. Если рассказ кажется необычным, тем не менее он часто повторяется. На самом деле он имеет близкое сходство с древнерусским религиозным мифом, в котором говорится, что икона святителя Николая невосприимчива к огню.[xviii]
Является ли эта коннотация преднамеренной или нет, а история о путинском кресте мифической конструкцией, поразительно, что эта история является частью официального нарратива о вере Путина. Путин, безусловно, хочет изобразить сильную личную веру, примером которой являются эти истории.
Есть основания полагать, что это выходит за рамки циничной самооценки. Безусловно, на протяжении многих лет у Путина были близкие отношения с архимандритом Тихоном, настоятелем Сретенского монастыря. На самом деле это родство настолько близко, что есть те, кто нарисовал бы Тихона серым кардиналом .
Конечно, Тихон, бывший студент-киновед, с репутацией духовного целителя, похоже, несколько лет служил духовником Путина. Один биограф предполагает, что Тихон, вероятно, знает о жизни Путина больше, чем кто-либо другой[xix].
Он также является священником с довольно выдающимися политическими взглядами, публично критиковавшим демократию как силу, ослабляющую страну и ее духовную основу, высказывался в пользу цензуры как необходимого инструмента и работал известным общественным медиа-деятелем. Он определенно извлекал выгоду из отношений с Путиным и другими видными политическими деятелями, обеспечив себе череду новых должностей и повышений в последние годы. Однако сам он всегда стремился дать понять, что Путин в значительной степени сам себе человек,
и, конечно же, несмотря на всю близость их отношений, Путин не стал (по крайней мере, пока) полностью поддерживать тихоновскую модель церковно-государственных отношений. Однако в 2007 году они тесно сотрудничали в процессе воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, и в течение многих лет продолжались спекуляции о степени их влияния друг на друга[xx] 9. 0004
Тихон ранее сообщал, что Путин ежедневно молится в небольшой часовне рядом с администрацией президента. Мать и бывшая жена Путина, безусловно, были религиозными людьми, и утверждение о том, что Путин регулярно молится, вполне правдоподобно. Что касается общей картины личной веры Путина, то, признавая обычные проблемы, когда дело доходит до отделения правды от мифа и управляемого общественного имиджа, мы можем, по крайней мере, увидеть, что Путин хочет изобразить образ человека с преданной личной верой. .
Политика и вера на службе государства
Споры об отношениях между Православной церковью и политической властью не новы. На самом деле, он восходит к Великому расколу 1054 года и даже к выработке отношений христианства с властью при Константине, первом христианском императоре Римской империи. Российское государство и его предшественники в царской империи,
Московия и Великое княжество Киевское приняли траекторию религии и власти, которая не следовала траектории католической или протестантской Европы. Церковь даже в большей степени, чем устоявшиеся церкви Западной Европы, полностью входила в структуру правительства. Отчасти именно эта тесная связь с правящей системой государства помешала Православной церкви в России (в отличие от других европейских церквей) выступать в качестве критического или независимого голоса и отчасти объяснила большевистскую революцию.
При коммунизме Церковь представляла угрозу государству как орган, тесно связанный с властными структурами, соперничающий с идеологией и способный вызвать любовь и поддержку значительной части населения России. Однако известно, что Путин считает такое отношение ошибкой со стороны СССР. Церковь для Путина имеет важное и мощное значение в формировании сильного Российского государства. При Путине церковь и национализм все теснее объединяются. Церковь играет мощную роль в поддержке истинной политической идеологии Путина – его идентичности как государственный [xxi] или
«статист». «Русская идея», описанная Путиным в его так называемом «Послании тысячелетия», произнесенном в 1999 году и до сих пор считающейся ядром его политической модели,
включает в себя патриотизм, коллективизм, солидарность и державность (судьба быть великой державой). Религия, даже если бы Путин сам не был религиозен, имеет очень четкую и очевидную инструментальную ценность для достижения этих целей.
Это инструментальное использование Церкви неоднократно наблюдалось как внутри, так и, все чаще, снаружи. Внутри,
Путин много сделал для поощрения и поддержки роста Церкви и сдерживания прозелитской деятельности других религиозных организаций (Свидетелям Иеговы и пятидесятническим группам было очень трудно зарегистрироваться в качестве официальной религиозной группы в России, и они изображаются как угроза безопасности Российского государства[xxii]).
Под присмотром Путина были восстановлены иконы и церковные колокола, которые были проданы или вывезены контрабандой из России при коммунизме[xxiii].
церкви были построены или перестроены (и особенно огромный Храм Христа Спасителя в Москве[xxiv])
при этом олигархов и местный бизнес всячески поощряли (даже якобы принуждали[xxv])
в финансирование работ.
Это также можно увидеть в сфере образования, где православная культура теперь является частью школьной программы и даже все чаще находится в прямом контроле популярных СМИ. Правительство Путина сильно подозревают в фиксации результатов опроса 2008 года на звание «величайшего русского» в пользу Александра Невского, воина, который противостоял иноземным захватчикам как князь новгородский, великий князь киевский и великий князь владимирский, а позже был провозглашен Православный святой.
Независимые опросы показали, что этот результат, вероятно, был сфальсифицирован. Это, конечно, в некотором роде делает результат более интересным как пример того, кого российское правительство хочет, чтобы люди ценили — человека, обладающего как национальной гордостью, так и религиозным престижем.
Внешне эти инструментальные отношения также приобретают все большее значение. Путин сыграл роль в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, в процессе создания эффективного инструмента внешней политики[xxvi].
Поскольку Путин стремился укрепить чувство этнической и языковой русскости даже за пределами Федерации, Церковь была ценной частью этого процесса. Цитата из Патриарха Кирилла[xxvii] иллюстрирует этот пункт:
«Патриарх является хранителем внутреннего единства Церкви и,
вместе с братьями по епископату, блюститель чистоты веры… Патриарх – защитник канонических границ Церкви.
Это министерство приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на территории «исторической России».
Уважая их суверенитет и заботясь об их благополучии, Патриарх призван в то же время заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между людьми, проживающими в этих странах, во имя сохранения той системы ценностей, которую одна православная цивилизация Святой Руси являет миру».
Конечно, это ощущение «канонических границ», выходящих за пределы нынешних границ Федерации, несколько раз использовалось риторически — в частности, в связи с российскими операциями на Украине и аннексией Крыма. Недвусмысленно отмечалось особое значение Крыма в истории русского православия как места принятия православия и крещения великим князем Владимиром. Путин отметил, что «его духовный подвиг принятия Православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии». Этот нарратив об объединении русских народов, определяемый языком и религией, стал растущей тенденцией, в которой Московский Патриарх и Президент взаимно усиливают друг друга. Церковь мобилизовалась как часть защиты этой политики и государства в более широком смысле, создав концепцию «духовной безопасности». В официальных церковных документах духовная безопасность теперь является официальной миссионерской деятельностью Православной Церкви в России, поддерживая смелое идеологическое видение роли Церкви в обществе и политике[xxviii] 9.0004
При этом, конечно, возникает ощущение, что другие религиозные группы подрывают безопасность государства. Как управлять другими конфессиями в России стало новой политической проблемой. При коммунизме все религии были одинаково незаконны; при Путине пришлось выработать более сложные отношения.
Мусульманское население России значительно, хотя и трудно подсчитать точно,
с цифрами, колеблющимися в различных опросах от 5 до 10 процентов от общей численности населения.[xxix]
Это население, конечно, особенно распространено на юге страны и в Чечне.
Чеченцы представляют особую проблему как сепаратистская националистическая группа, имеющая прочные связи с исламскими экстремистскими группировками, включая Аль-Каиду и Исламское государство. Подобные конфликты сейчас существуют в регионах России на Северном Кавказе. В 2007 году был создан Эмират Кавказ, хотя его лидеры в настоящее время в основном перешли на сторону Исламского государства.[xxx]
Ответом Путина (да и его предшественника Бориса Ельцина) на эти угрозы были решительные военные действия. Было две чеченские войны, одна,
при Ельцине, с 1994 по 1996 год и один при Путине в 1999–2000 годах. В обоих случаях российские военные смогли восстановить контроль только после ожесточенных боев и гибели тысяч солдат и мирных жителей. В 2000 году Путин заявил, что его «историческая миссия… состоит в урегулировании ситуации на Северном Кавказе»[xxxi].
Это довольно амбициозная цель, которая, похоже, с тех пор только усилилась и может стать особенно трудным испытанием для путинского инструментального использования церкви.
Заключение
В целом у Православной церкви и Путина довольно необычный симбиоз. Путин позволил церкви вернуться на видное место и поддержал ее беспрецедентным со времен революции способом. Церковь, в свою очередь, оказала некоторую интеллектуальную и культурную поддержку путинскому государственническому видению России и более широкой российской сферы влияния.
Остается открытым вопрос, на который, по-видимому, невозможно ответить: в какой степени Путин был вдохновлен ресурсами, предоставленными Православием в его модели, или его этатистская модель просто использует предоставленные ресурсы там, где может их найти. Конечно, Путин, похоже, все больше и больше использует церковь в качестве инструмента для поддержки своих действий дома и за рубежом.
— однако примечательно, что он решил это сделать. Ни один другой российский лидер со времен царей не чувствовал необходимости или желания поступать так. Даже Ельцин, также исповедовавший номинальное христианство и желание переписать некоторые слабости распадающегося СССР, мало пытался вовлечь в это Церковь.
Как и многие политические соперники Путина. Это во многом беспокоит Путина, и, учитывая это, было бы слишком упрощенно предполагать, что весь этот материал веры является лишь инструментом. Кажется, существует некий законный смысл взаимодействия между православной мыслью, верой и политикой и политической моделью Путина.
Некоторые оппоненты Путина, похоже, так и видят. Когда Pussy Riot, феминистская панк-анархистская группа, устроила одно из своих выступлений в знак протеста против Путина, правительства и истеблишмента, примечательно, что место их провокационного жеста находилось внутри Московского собора. Трудно представить себе другого светского европейского лидера, для которого самым символическим нападением стала бы церковь в соборе, и это, по крайней мере, является ярким примером тесных симбиотических отношений между президентом и
его политика и его вера.
Могучий и Всемогущий можно приобрести здесь
Заинтересованы в этом? Поделитесь им в социальных сетях. Подпишитесь на нашу ежемесячную электронную рассылку, чтобы быть в курсе наших последних исследований и событий. И ознакомьтесь с нашей программой Друзья , чтобы узнать, как вы можете помочь нашей работе.
[i] Хилл и Гэдди отмечают: «Удивительно – почти трудно поверить – что за 15 лет не было опубликовано ни одной содержательной биографии президента Путина на русском языке». (Хилл и Гэдди, Г-н Путин: оперативник в Кремле, исправленное издание ( Brookings Institution Press, 2015), с. 6).
[ii] Владимир Путин, Наталья Геворкян, Наталья Тимакова и Андрей Колесников, Первое лицо: Удивительно откровенный автопортрет президента России, 1-е изд. там же .
[iv] Счета расходятся во мнениях, но это не редкость для советских браков, которые часто плохо регистрировались.
[v] Собчак стал депутатом в последние несколько лет существования СССР, а затем мэром Санкт-Петербурга в 1990 году. Авторитарный и прагматик, он окончательно потерял эту роль после поражения на выборах в 1996 году. самых значимых политиков, когда-то союзника, а когда-то угрозы Борису Ельцину. Он стал одним из главных союзников Путина, поскольку его бывший протеже претендовал на пост президента, пока не умер при подозрительных обстоятельствах от сердечного приступа в 2000 году.
[vi] Версия, записанная Хатчинсом и Коробко0063 Путин (издательство Traubador, 2012).
[vii] Версия, включенная в издание в мягкой обложке Мистер Путин: оперативник в Кремле ( Hill and Gaddy, 2015) и та, на которую всегда претендовал Путин, например, Первое лицо… (Путин и др., 2000), стр. 88–89.
[viii] Как раз наоборот: Путин руководил неудавшейся предвыборной кампанией Собчак в 1996 году.
[ix] Борис Ельцин был первым президентом Российской Федерации.
[x] Путин и др., От первого лица: Удивительно откровенный автопортрет президента России, с. 125
[xi] Дмитрий Медведев был президентом Российской Федерации с 2008 по 2012 год и давним союзником Путина, который работал с ним в офисе Собчак в Санкт-Петербурге.
[xii] См. Г-н Путин: оперативник в Кремле (Hill and Gaddy, 2015), издание в мягкой обложке об «усталости от Путина», стр. 230–232.
[xiii] Роджер Бойс, дипломатический редактор The Times , типичным примером этого является ряд статей за последние несколько лет, предупреждающих о возвращении к политике холодной войны, ядерной угрозе и угрозе большой войны.
[xiv] Джордж Буш-младший, Decision Points (Crown Publishers, 2010), с. 96.
[xv] Хатчинс и Коробко, Путин, , стр. 126–128.
[xvi] с. 12 из От первого лица: автопортрет президента России Владимира Путина удивительно Фрэнкса Сборник интервью Натальи Геворкян, Натальи Тимаковой и Андрея Колсеникова, переведенный на английский язык Кэтрин Фитцпатрик, Связи с общественностью, 2000.
[xvii] Загородный дом или дача.
[xviii] См. Райан, Баня в полночь: исторический обзор магии и гадания в России ( Pennsylvania State University Press, 1999).
[xix] Хатчинс и Коробко, Путин, с. 241.
[xx] Например, «Русские видят, что церковь и государство сближаются», New York Times, , ноябрь 2012 г.
[xxi] Хилл и Гэдди, Путин: Оперативный агент в Кремле, 39
[xxii] «Религия, государство и гражданское общество», Инна Налетова в Perspective (январь – февраль 2002 г.), том. 12, № 3, с. 2
[xxiii] Хилл и Гэдди, Путин: Оперативник в Кремле, с. 67.
[xxiv] Собор XIX века, разрушенный Сталиным, был перестроен с большими затратами и заново освящен в 2000 году. по Хилл и Гэдди, Путин: оперативник в Кремле с. 103. Однако в случае с Собором поступали утверждения о серьезном давлении со стороны правительства (как местного, так и национального) на местные предприятия, чтобы они вносили вклад в финансирование или сталкивались с угрозами со стороны налоговых органов.
[xxvi] «Каноническая территория и национальная безопасность: патриарх, президент и прозелитизм в Российской Федерации» Д.Р. Джексон, www.academia.edu (2009), с. 04.
[xxvii] Патриарх Кирилл, мирское имя которого Владимир Михайлович Гундяев, стал Патриархом Московским и всея Руси и Предстоятелем Русской Православной Церкви в феврале 2009 г.
[xxviii] Там же, стр. 05–08.
[xxix] «Олимпийские игры в Сочи привлекают внимание к мусульманскому населению России» — февраль 2014 г., исследовательский центр Pew — http://www.pewresearch.org/fact-tank/2014/02/07/sochi-olympics-shine -в центре внимания-мусульманское-население-россии/ .
[xxx] «Это конец Кавказского эмирата» — Open Democracy, 29 июня 2015 г. https://www.opendemocracy.net/regis-gente/is-this-end-of-caucasus-emirate.
[xxxi] Путин и др., Первое лицо: Удивительно откровенный автопортрет президента России, с. 139.
Изображение: www.kremlin.ru
Бен Райан
Бен Райан – советник по внутренним делам англиканской церкви.