Миниатюра сильвестр летописец: Как читать «Повесть временных лет»

Разное

Содержание

Сильвестр



Сильвестр

1055-1123

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Сильвестр

Сильвестр (ок. 1055-1123), игумен
Выдубицкого Михайловского
монастырь
, ученик св.
Феодосия, с 17 лет — в
Киево-Печерском
монастыре
. С
1119 года — епископ Переяславский. Сильвестр —
составитель второй редакции “Повести
временных лет
”. По мнению
А.Г. Кузьмина
, Сильвестру
принадлежат многие добавления в тексте этой
летописи.

+ + +

Сильвестр (ум. 1123) — древнерусский писатель и церковный деятель конца 11 —
1-й четверти 12 века. Игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве,
основанногёо Всеволодом Ярославичем и ставшего семейным монастырем рода Всеволода
и его сына Владимира Мономаха. В 1118 году Сильвестр был поставлен епископом в
Переяславль Южный. Как человек, близкий Мономаху, Сильвестр играл видную роль в
политических и церковных делах Киевской Руси. Он известен как составитель 2-й
редакции Повести временных лет.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969.


Сильвестр (ок. 1055—1123), игумен
Михайловского Выдубицкого
монастыря
, составитель 2-й редакции
«Повести временных лет», с 1118
года епископ
Переяславля Южного
. Родился,
вероятно, в Киеве, в 17-летнем возрасте оказался в
Киево-Печерском
монастыре
, где стал учеником
Феодосия.

Исследователи по-разному определяли вклад Сильвестра в летописание. По
мнению одних, игумен связанного с
Владимиром Мономахом
Выдубицкого монастыря
переработал летопись начиная с 1093 года в интересах Мономаха и включил в нее
легенду о посещении Руси ап. Андреем, рассказ Василия об ослеплении кн.
Василька Теребовльского, др. датировали приписку 1118—1123 года, когда Сильвестр
был уже епископом, и считали его только переписчиком текста. Особый подход к
авторству Сильвестра и гипотезу о его биографии выдвинул
А.Г. Кузьмин
. По
его мнению, Сильвестру принадлежат многие добавления в тексте «Повести
временных лет», статьи по истории Киево-Печерского монастыря и т. д.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Литература:

Приселков М. Д., Очерки по церк.-политич. истории Киевской Руси X-XII вв.,
СПБ, 1913;

Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940;

История рус.
лит-ры, т. 1, М.-Л., 1941, с. 279-284.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Как читать «Повесть временных лет»

С «Повестью временных лет» так или иначе знакомы практически все, но это, конечно, не означает, что мы хорошо понимаем, как она устроена и о чем хотел поведать ее автор или авторы. На многие вопросы, связанные с самой ранней из сохранившихся в полном объеме русских летописей, ответов нет и, вероятно, никогда не будет, но понять, в чем ее суть, а также научиться видеть литературную красоту этого произведения вполне возможно. Предлагаем вашему вниманию очередную статью из цикла Андрея Ранчина «Как читать древнерусскую литературу».

Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.

Это древнерусское произведение, по крайней мере в отдельных фрагментах, известно едва ли не каждому жителю России, Украины и Белоруссии: во всех трех странах, наследницах Киевской Руси, о «Повести временных лет» рассказывают в школе на уроках истории и литературы. Однако ученые об этом памятнике достоверно знают не так уж и много. Эта летопись, древнейшая из полностью сохранившихся, дошла до нас в нескольких рукописях, наиболее ранние из которых ― Лаврентьевская, переписанная в 1377 году, и Ипатьевская, созданная в 1410-х ― начале 1420-х годов. Обычно считается, что в Лаврентьевском списке содержится более ранняя версия (редакция), а в Ипатьевском ― позднейшая. Но существует и противоположное мнение. А самая первая, изначальная редакция «Повести…», возможно, была утрачена.

Сильвестр во время написания летописи (1116). Миниатюра из Лицевого летописного свода, XVI век 

Неизвестно точно и то, когда была завершена первоначальная версия: называют и 1112, и 1113, и 1115, и 1116-й годы. Также предмет споров ― имя составителя. Несомненно лишь одно: он был монахом Киево-Печерской обители ― о ней, о ее основании, о нападении на нее половцев рассказывают некоторые годовые записи. В Лаврентьевском списке имеется запись, согласно которой этот текст написал в 1116 году настоятель Михайлова Выдубицкого монастыря Сильвестр, возможно прежде подвизавшийся в монастыре Печерском. Но кем он был? Автором? Редактором? Простым переписчиком? Печерский монах Поликарп в сказаниях о прославленных подвижниках своей обители, составленных в 1230-х годах, дважды упоминает о Несторе Летописце. Но какую летопись он составил? В одном из поздних списков «Повести временных лет», Хлебниковском, скопированном в середине XVI столетия с какой-то рукописи, бывшей также источником Ипатьевского списка, имя Нестора содержится в заглавии. Но не все ученые склонны доверять этому позднему известию.

Не столь ясно, прозрачно, как может показаться, и привычное, всем памятное название «Повесть временных лет». Прежде всего, оно в разных рукописях не одинаковое. «Се повѣсти времяньных лѣтъ, откуду есть пошла Руская земля, кто въ Киевѣ нача первѣе княжити, и откуду Руская земля стала есть». Так заглавие выглядит в Лаврентьевском списке, почти так же в близких к нему ― в рукописях так называемой лаврентьевской группы. И в Хлебниковском списке Ипатьевской летописи. А вот в Ипатьевском списке этой же летописи не «повѣсти», а «повѣсть». Какой же вариант заглавия первоначальный, а какой позднейший? Скорее всего, авторский вариант ― «повѣсти». Мы привыкли к названию «Повесть временных лет», но не замечаем, что это не единое произведение, посвященное одному событию, а «собранье пестрых глав». Целостность Начальной летописи создается не благодаря единому сюжету и ограниченному числу участников, а потому, что у произведения один предмет ― прошлое, история Русской земли, и потому, что в летописи есть одна идея ― единство страны, ее становление связаны с происхождением власти правящего ею рода Рюриковичей. Между тем словом «повесть» (в единственном числе) в Древней Руси было принято называть произведения, посвященные одному событию или одной судьбе («повесть о житии»). Вариант Хлебниковского списка показывает, что в его общем с Ипатьевским списком источнике тоже было «повѣсти», а не «повѣсть». Однако сам рассказ летописец начинает словами «Се начнемъ повѣсть сию» ― «Так начнем повесть сию». Так что один раз он все-таки точно назвал собственный труд не «повестями», а «повестью», вероятно употребляя это слово в значении «повествование».

Но главное: что значит определение «временные»? Ведь «временные лета», временные годы как будто бы тавтология, «масло масленое». Выражение «Повесть временных лет» настолько для нас привычно, что кажется совершенно ясным, прозрачным: его вроде бы и переводить не надо. Но это не так. Попробуйте-ка ответить на вопрос: что значит «временных»? Традиционный перевод заглавия, принадлежащий Д. С. Лихачеву: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Точно так же понял летописное заглавие неизвестный книжник в XVI веке, заменивший в списке «Повести…» в составе Типографской летописи «временных» на «древних». Верно ли понял, неизвестно. Но это далеко не единственная трактовка слова «временных». Еще в XIX столетии было высказано мнение, что определение «временные» указывает на структуру летописного текста, разделенного на так называемые годовые статьи ― записи о событиях одного и того же года, открывающиеся словами «Въ лѣто [такое-то]» ― «В год [такой-то]». То есть «Повесть временных лет» ― это «рассказ повременный о прошедших годах», повествование, разделенное на годовые статьи.

Но есть и иные толкования. Например, что «временные» в заглавии «Повести…» означает «врéменные, преходящие» ― противопоставленные вечности («вечным летам»). И действительно, слово «временный» в значении «преходящий» древнерусской книжности известно. Однако в ней нигде не встречается противопоставление слова «врéменный» в значении «преходящий» и слова «вечный». И наконец, есть предположение, что «временные лета» ― это вариация выражения «времена и лета» («времена и сроки») из новозаветной книги Деяния святых апостолов (глава 1, стих 7). В Деяниях это слова из ответа Иисуса Христа перед вознесением ученикам, вопросившим учителя, когда он вернется на землю и будет второе пришествие. Христос отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». В двух древнерусских рукописях Деяний апостолов, относящихся к XIV веку, вместо «времен и лет» содержится именно выражение «временных лет». Причем, как иногда полагают, в летописи это словосочетание наделено эсхатологическим смыслом: «временные лета» ― это годы в преддверии конца света, который ожидали в 7000 году до нашей эры, то есть в 1492 году по принятому сейчас летоисчислению. (Время в Древней Руси, как и в Византии, отсчитывали «от сотворения мира», которое, как принято было считать, произошло в 5508 году до нашей эры.) Но списки Деяний апостолов XIV века намного более поздние, чем время создания «Повести временных лет», и не исключено, что выражение «временные лета» появилось в них как раз под влиянием летописи. Что же касается эсхатологических мотивов, явных свидетельств их напряженного ожидания в памятнике нет. Смысл названия Начальной летописи остается загадочным.

В современном представлении время ― это стрела, летящая из прошлого в будущее, или спираль, вьющаяся таким же образом. Прошлое позади нас, а будущее впереди. Мы смотрим вперед, в будущее, оно манит, влечет. А прошлое, которое за спиной, интересно не в качестве животрепещущих событий, а как предмет археологических изысканий в самом широком смысле слова. Но люди древности и Средних веков, в том числе и на Руси, обычно называли «передними временами» не будущее, а прошлое; а будущее они именовали «временами задними». Они словно шли в будущее пятясь, повернувшись к нему спиной. Для древнерусских книжников, как, впрочем, и для средневековых христианских историографов вообще, чтобы понять и объяснить события, нужно было, во-первых, указать на их происхождение и, во-вторых, соотнести с событиями прошлого, описанными в Библии: библейская Священная история была для летописцев образцом, моделью, по которой они излагали события давних лет в их собственной стране. Новые события считались своеобразным повторением или вариацией прошедших, уже бывших.

Кроме того, летописцу нужно было найти точку отсчета, первую дату. Ни одно из событий всемирной истории, в том числе и библейской, изложенных как в Ветхом Завете, так и в переводных византийских хрониках, для этого не подходило: ведь восточные славяне в них не участвовали, а «Повесть временных лет» была посвящена именно рассказу о прошлом Руси. Найдя в византийской хронике, составленной монахом Георгием Амартолом (Грешным), упоминание о походе славяно- и варяго-русов на Константинополь, автор «Повести временных лет» вычислил примерное время этого похода ― правление византийского императора Михаила III. Начало его властвования он отнес к 852 году и сделал эту дату начальной точкой летоисчисления. Правда, рассчитал не вполне верно: на самом деле Михаил воцарился в Царьграде десятью годами раньше, в 842-м. Русь стала известна внешнему миру, его главной стране ― Византийской империи. Она оказалась упомянута на страницах хроники, посвященной всемирной истории, и тем самым стала ее частицей. Чтобы твое существование было признано, нужен взгляд со стороны. Хроника Георгия Амартола и была для киевского книжника таким сторонним авторитетным взглядом. Летописная статья под 852 годом, первая дата в «Повести временных лет», стала значимым рубежом для летописца, который включил в нее расчеты как сроков между библейскими событиями и событиями всемирной истории, случившимися до Михаила, так и сроков между правлениями русских князей: «В год 6360 <. ..> когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. „От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет“ а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет». 852 год становится здесь центром, от которого летописец отсчитывает и назад, в прошлое, и вперед, в направлении более поздних событий. (Но, напомним, пространственные метафоры прошлого как того, что позади, и будущего как того, что впереди, характерны для Нового времени, а в древности и в Средние века прошлое, наоборот, мыслилось как то, что находится впереди.) После статьи 852 года в «Повести временных лет» следует уже сплошной поток дат, почти без пропусков, хотя некоторые из ранних годовых статей «пустые», без записей ― ничего поведать о событиях тех далеких лет книжник не мог. Но часы истории уже включены, отсчет дат начался.

Коронация Михаила III. Миниатюра из Мадридской хроники Скилицы, XIII век 

С происхождением русичей — восточных славян было неясно главное: они не упоминались в Библии. Между тем (повторим еще раз) для древнерусских книжников историей являлось прежде всего то, что было описано в Библии или так или иначе было связано с событиями прошлого, о которых повествовало Священное Писание. Если, согласно Писанию, все люди, все народы происходили от трех сыновей праведного Ноя, который вместе с семьей пережил всемирный потоп, значит, требовалось определить, от кого из них происходят русичи. Те, кто составил первую библейскую книгу — Книгу Бытия и входящий в нее перечень народов (так называемую Таблицу народов в главе 10, стихи 1–32), ни о какой Руси и ее обитателях знать не знали и ведать не ведали. Библейская книга была написана задолго до начала нашей эры, когда восточные славяне еще не существовали как отдельная этническая группа. К тому же на Ближнем Востоке, где был создан этот текст, о далекой Европе ничего не знали. И древние евреи не интересовались отдаленными землями, с обитателями которых никак не соприкасались. В Таблице перечислены 70 народов, якобы ведущих свое происхождение от трех сыновей праотца Ноя — Сима, Хама и Иафета. Народы севера и запада здесь отнесены к потомкам Иафета. И летописец нашел место для восточных славян среди потомства Иафета. Так собственное прошлое, история Руси, оказалось соединено со Священной историей, о которой сообщалось в Библии.

Составитель «Повести временных лет» мог здесь опираться на переведенную с греческого хронику Георгия Амартола. У Амартола среди народов колена Иафетова названы жители Таврии (Крыма, Северного Причерноморья) и скифы. Византийские авторы на античный манер называли жителей Древней Руси тавроскифами. Но главным источником для древнерусского книжника, как обнаружили ученые, была какая-то другая, несохранившаяся хроника, содержавшая перевод еврейского исторического сочинения Х века под названием «Иосиппон». В «Иосиппоне» среди потомства Иафета упомянут народ «Руси», живущий «на реке Кива», и народ с этим же именем назван среди обитателей севера рядом с англами. Кива ― это, конечно же, Днепр, названный по имени стоящего на его берегу города Киева.

Сказание о сыновьях Ноя и разделении ими земли было, по-видимому, еще в раннем, несохранившемся летописании, составитель гипотетического Начального свода ― основного источника «Повести временных лет», созданного в первой половине 1090-х годов, его опустил. Автор же «Повести…» вновь включил это сказание в свой текст. Ведь в нем говорилось об установленной заповеди не вторгаться во владения друг друга, не посягать на земли братьев. Ноевы сыновья Сим, Хам и Иафет, прародители народов востока, юга и севера, жили в мире. Мирно, согласно «Повести временных лет», жили и первые князья в племени полян ― «главном», обитавшем в Киеве и окрестностях, ― Кий, Щек и Хорив. Без вражды княжила на севере Руси другая триада ― скандинавы братья Рюрик, Трувор и Синеус, призванные новгородскими словенами, кривичами и финскими племенами на княжение. Полулегендарный Рюрик и стал прародителем правящей Русью династии. Беды, показывает летописец, появляются, когда князья-братья начинают крамольничать. Трагически заканчивается распря между тремя сыновьями воителя Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром: двое старших братьев гибнут в междоусобице. Грех совершают двое младших братьев из триумвирата Ярославичей, Святослав и Всеволод, в 1073 году изгнавшие из Киева старшего брата Изяслава и тем нарушившие завещание, данное перед смертью отцом Ярославом Мудрым. «Эхо» истории о разделении земли между сыновьями Ноя обнаруживается даже в сообщении о Любечском съезде в статье 1097 года — принцип «кождо [каждый] да держить отчину свою» (владеет княжеством, где прежде правил отец) соответствует запрету посягать на землю брата, который, согласно изложению ветхозаветного сказания во вступлении «Повести временных лет», установили сыновья Ноя: «Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и решили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части». В Ветхом Завете запрета на нарушение границ нет, он восходит к книге «Иосиппон», а летописцы заимствовали его из «Вопросов и ответов Анастасия Синаита», переводного греческого сочинения, включенного в одну из древнейших дошедших до нас восточнославянских рукописных книг ― «Изборник» князя Святослава 1073 года. Так летописец решил проблему соединения русской истории со всемирной, то есть библейской. «Эхом», отражением библейской триады сыновей Ноя оказываются триады восточнославянских правителей.

В установлении происхождения власти на Руси и происхождения правящей династии летописец уже не был ограничен рамками Библии: речь ведь шла о намного более поздних временах, чем описанные в ней. Древнерусский книжник поведал о двух истоках, началах власти на Руси — местном, славянском (это княжившие в племени полян легендарный основатель Киева Кий, его братья Щек и Хорив и их сестра Лыбедь), и иноземном, варяжском (это Рюрик и его братья Трувор и Синеус).

Основной композиционный элемент в летописи ― это годовая статья. Деление текста на годовые статьи позволяло вести непрерывное, открытое для новых дополнений повествование, включать в состав этих статей отдельные, не связанные между собою, но относящиеся к одному и тому же году известия. Границами между годовыми статьями часто разрывается рассказ о продолжающихся событиях, и одновременно причинно-следственные связи затемнены из-за включения в одну статью сообщений о разнородных деяниях и происшествиях. Но летописца и не интересуют важные для нас причинно-следственные отношения. История для него ― это арена борьбы между Богом и дьяволом, именно в этом противостоянии скрыты конечные причины всех событий. Благие события совершаются непосредственно по воле Господа, злые ― попущением (дозволением) Божиим, в наказание, в назидание людям за их грехи. «Повесть временных лет», конечно, не явление церковной книжности в собственном смысле слова: она не использовалась в богослужении и церковном обиходе. Но и назвать ее произведением светской литературы было бы неверно: концепция летописи ― религиозная.

Лаврентьевский список, 1377 

Разнородны в «Повести временных лет» не только события, но и формы их выражения. Есть краткие известия, ограниченные пределами одного высказывания, предложения. Есть пространные сказания ― это известия, развернутые в сюжеты. Например, это так называемые воинские повести, рассказывающие о войнах или отдельных битвах. Это сказания житийного характера, такие как повесть об убиении Бориса и Глеба под 1015 годом или рассказы о прославленных печерских монахах, о творимых ими чудесах и о преодоленных ими бесовских искушениях под 1074 годом. Это сказания фольклорного происхождения, восходящие к преданиям-сагам или песням. Таковы повествование о смерти Вещего Олега от укуса змеи под 912 годом или сюжет о мести княгини Ольги древлянам за убийство мужа под 945 годом: сюжет строится по модели волшебной сказки — княгиня словно задает древлянам трудные загадки, предлагая стать жертвами в похоронных обрядах; недогадливые, они расплачиваются своими жизнями. Или сказание о белгородском киселе под 997 годом: осажденные печенегами белгородцы смогли убедить наивных степняков, что взять город измором не удастся, ибо сама земля родит пищу ― горожане показали осаждающим прежде опущенные в колодцы ведерки с болтушкой для киселя и с сытой, вынув их оттуда. Описываются чудесные и страшные явления — например, под 1092 годом рассказывается о море в Полоцке, причиной которого, как убежден летописец, были раны, наносимые людям бесами: «Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении. Ночью слышались топот и стоны, как люди, рыскали по улице бесы. Если кто выходил из дома, желая увидеть, тотчас бывал невидимо уязвляем бесами раною, и от этого умирали, и не смели выходить из дома. Затем (бесы) начали днем являться на конях, а не было их видно самих, видны были только коней их копыта. И так они ранили людей в Полоцке и его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан». Имеются в «Повести временных лет» и договоры русских князей с византийцами, и княжеские некрологи, построенные обычно по трафаретной модели (князь именуется мужественным на рати и благочестивым, покровителем монахов и нищелюбцем, о покойном плачут все люди). Встречаются и авторские воспоминания, как в сказании о нападении половцев на Печерский монастырь под 1096 годом: «И пришли к монастырю Печерскому, когда мы по кельям почивали после заутрени, и кликнули клич около монастыря, и поставили стяга [знамени] два перед воротами монастырскими, мы же бежали задами монастыря, а иные взбежали на полати (церковные)». Есть и своеобразные лирические отступления, как в статье 1093 года, где содержится эмоциональная реакция на разорение, причиненное приграничным землям Руси половцами: «Раздался ведь плач великий в земле нашей, опустели села наши и города наши, бегали мы от врагов наших»; «Согрешили — и наказаны. Как поступили, так и страдаем: города все опустели, села опустели; обойдем поля, где паслись стада коней, овцы и волы ― все бесплодным ныне видим, нивы заросшие зверям жилищем стали». Это ритмизованный текст, напоминающий сетования библейских пророков и действительно окруженный цитатами из Книги пророка Амоса и из Псалтири Давида.

На первый взгляд, «Повесть временных лет» ― совершенно разнородный текст, не обладающий подлинной цельностью. Это впечатление как будто бы подкрепляется господствующей гипотезой, согласно которой при создании памятника было использовано несколько более ранних летописей. Но это впечатление обманчиво. «Повесть временных лет» подобна мозаике, составленной из множества кубиков. Увидеть большое мозаичное изображение можно только отступив от него на значительное расстояние. Так и единство летописи становится очевидным лишь при взгляде, способном обозреть ее целиком. И тогда становится явной перекличка между повторяющимися мотивами и ситуациями (такими как триады правителей). Или антитеза между языческими временами, когда сбылось пророчество волхва о смерти Вещего Олега и когда все правители-нехристиане, кроме прародителей Кия и Рюрика, умирали насильственной смертью, и христианской эпохой, в которую все предсказания кудесников оказывались ложными, а преждевременная гибель русских правителей ― эксцессом.

Едва ли нужно убеждать современного читателя в том, что если не всю «Повесть временных лет», то ее отдельные фрагменты можно читать как увлекательный художественный текст. Выразительные образы князей (самонадеянного Вещего Олега, алчного Игоря Рюриковича, хитрой и жестокой Ольги-язычницы, воинственного и храброго, но безрассудного Святослава Игоревича), увлекательные новеллистические сюжеты, страшные в своей эмоциональной силе детали (например, реальный нож, который видит князь Василько Теребовльский в руках у того, кто собирается его ослепить, и нож как метафора этого преступления), несомненно, обладают эстетическим воздействием. Емки и афористичны слова князей: «Хочю на вы ити» («Хочу на вас идти») и «Уже намъ нѣкамо ся дѣти, волею и неволею стати противу; да не посрамимъ землѣ Рускиѣ, но ляжемъ костьми, мертвыи бо срама не имамъ» («Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора») князя Святослава Игоревича; «Руси есть веселье питье, не можемъ бес того быти» («Руси есть веселие пить, не можем без того быть») Владимира Святославича. Неслучайно образы и сюжеты «Повести временных лет» вдохновляли многих писателей ― достаточно вспомнить хотя бы пушкинскую «Песнь о Вещем Олеге». Нужно лишь помнить, что для создателя или создателей летопись была историческим документом, хранилищем памяти, а не беллетристическим сочинением.

Категория: Средневековые миниатюры пап — Wikimedia Commons

Взято из Викисклада, бесплатного репозитория медиафайлов

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Подкатегории

В этой категории 43 подкатегории из 43.

B

  • Бенедикт XI в миниатюре‎ (5 F)

  • Бенедикт XII в миниатюре‎ (10 F)

  • Бенедикт XIII (антипапа) в миниатюре‎ (5 Ж)

  • Бонифаций VIII в миниатюрах‎ (21 этаж)

C

  • Целестин III в миниатюрах‎ (4 этаж)

  • Каллист II в миниатюре‎ (7 этаж)

  • Клеменс I в миниатюрах‎ (5 F)

  • Клеменс V в миниатюре‎ (11 этаж)

  • Клеменс VI в миниатюрах‎ (3 F)

  • Климент VII (антипапа) в миниатюрах‎ (7 F)

  • Клеменс III (антипапа) в миниатюрах‎ (8 Ж)

G

  • Григорий Великий в миниатюрах‎ (2 C, 6 F)

  • Григорий V в миниатюрах‎ (2 F)

  • Григорий VII в миниатюрах‎ (2 C, 12 F)

  • Григорий IX в миниатюрах‎ (1 C, 6 F)

  • Григорий XI в миниатюрах‎ (7 этаж)

I

  • Иннокентий II в миниатюрах‎ (3 этаж)

  • Иннокентий III в миниатюрах‎ (1 C, 14 F)

  • Иннокентий IV в миниатюрах‎ (16 F)

  • Иоанн XXII в миниатюрах‎ (11 F)

  • Иоанн XXIII (антипапа) в миниатюрах‎ (4 Ж)

L

  • Лев I Великий в средневековых миниатюрах‎ (4 Ж)

  • Лев III в миниатюрах‎ (1 C, 2 F)

  • Лев IX в миниатюре‎ (4 F)

  • Люций III в миниатюрах‎ (4 F)

M

  • Мартинус IV в миниатюрах‎ (4 F)

  • Мартинус V в миниатюре‎ (5 этаж)

N

  • Николай IV в миниатюре‎ (3 этаж)

  • Николай V (антипапа) в миниатюрах‎ (3 F)

  • Николай V в миниатюрах‎ (4 Ж)

P

  • Пасхалис II в миниатюрах‎ (5 Ж)

  • Миниатюры Святого Петра‎ (52 F)

  • Пий II в миниатюре‎ (5 этаж)

S

  • Сикст IV в миниатюре‎ (3 этаж)

  • Сильвестр I в миниатюрах‎ (5 Ж)

  • Сильвестр II в миниатюре‎ (1 C, 3 F)

U

  • Урбан II в миниатюре‎ (17 F)

  • Урбан V в миниатюре‎ (3 Ж)

В

  • Виктор II в миниатюре‎ (3 Ж)

  • Виктор III в миниатюрах‎ (2 F)

Медиа в категории «Средневековые миниатюры пап»

Следующие 82 файла находятся в этой категории, всего 82.

  • Григорий-IV (обрезанный).jpg
    1513 × 1513; 550 КБ

  • Григорий-IV Рабан-Мор.jpg
    5897 × 6113; 7,18 МБ

  • Рабанус Маурус.jpg
    504 × 895; 81 КБ

  • Acte écrit à Avignon au nom de Benoît XII par l’archevêque Antivari Guillelmus.jpg
    2000 × 1456; 4,55 МБ

  • Адриан IV, servus servorum dei (обрезано).png
    300 × 470; 232 КБ

  • Адриан IV, servus servorum dei.png
    722 × 478; 541 КБ

  • Адриано В.jpg
    217 × 225; 119 КБ

  • Aflaatbrief herkenrode.jpg
    1440 × 410; 659 КБ

  • Assedio di UrbanoVI.jpg
    2046 × 750; 2,18 МБ

  • Барбаросса Урбан3.png
    500 × 457; 579 КБ

  • Крестовый поход Бенедикта-XII.jpg
    597 × 768; 160 КБ

  • Бенедикт-XII.jpg
    117 × 166; 8 КБ

  • Бонифаций VIII.jpg
    320 × 488; 100 КБ

  • Бухау Archivfindbuch Wappen. jpg
    2217 × 1355; 502 КБ

  • КаликстусI.jpg
    394 × 480; 86 КБ

  • Cartulaire du Mont-Saint-Michel — BM Avranches — Ms210 f19v (Privilège du pape Jean XIII).jpg
    2100 × 3102; 1,36 МБ

  • Коронация F2.jpg
    597 × 371; 96 КБ

  • Коронация Бенедикта XI.jpg
    400 × 299; 45 КБ

  • Совет 991.jpg
    379 × 404; 75 КБ

  • Couronement d’un Prince — Sacramentaire de Charles le Chauve Lat1141 f2v.jpg
    934 × 1209; 973 КБ

  • Csm kroenungszeremoniale 02 15925be481.png
    1280 × 1752; 5,06 МБ

  • Дамасок.jpg
    150 × 182; 15 КБ

  • Дирк ван Делфт — Исповедь Папе — Уолтерс W171116V — Полная страница.jpg
    1301 × 1788; 1,07 МБ

  • Этьен II Куронн Пепен-Шильдерик III déposé.jpg
    1045 × 1228; 1,32 МБ

  • Евгений IV — Антонио да Ро.jpg
    410 × 569; 80 КБ

  • Фабиан Себастьян 1490. jpg
    498 × 502; 70 КБ

  • Facial Chronicle — b.13, p.507 — Папа Формоз (обрезано).gif
    726 × 858; 494 КБ

  • Лицевая хроника — р.13, стр.507 — Папа Формоз.gif
    851 × 1530; 601 КБ

  • Фолио 197r — Папа и его кардиналы — detail.jpg
    411 × 674; 80 КБ

  • Gelasius und die Zweischwerterlehre.jpg
    1520 × 1476; 556 КБ

  • Геласиус-II.jpg
    514 × 698; 127 КБ

  • Хабемус Папам 1415.jpg
    469 × 622; 412 КБ

  • Иероним представляет Вульгату.jpg
    2541 × 4048; 15,55 МБ

  • Мученичество Ипполита.jpg
    494 × 373; 34 КБ

  • Хульдигунг.jpg
    402 × 475; 63 КБ

  • Иннокентий VI Британская библиотека.jpg
    650 × 1000; 240 КБ

  • Янв-VIII.jpg
    251 × 436; 198 КБ

  • Жан XXII Британская библиотека.jpg
    683 × 1000; 268 КБ

  • Жан XXIII BL.jpg
    696 × 1000; 279 КБ

  • Иоанн XXII Папский Антихрист. jpg
    489× 701; 90 КБ

  • КарелРоберт Папез.jpg
    388 × 512; 61 КБ

  • Konklave Konzilsgebaude Konstanz.jpg
    478 × 302; 56 КБ

  • Конзиле фон Лион.jpg
    972 × 800; 360 КБ

  • Карл I Неаполитанский, Папа Климент IV.jpg
    400 × 396; 77 КБ

  • Папа Климент-IV.jpg
    85×118; 7 КБ

  • Лоренцо Парменио.jpg
    2389 × 1789; 3,16 МБ

  • Луи9+Кардинал Саймон.jpg
    392 × 383; 117 КБ

  • Людви2 8 января (обрезано).jpg
    473 × 471; 299 КБ

  • Людви2 Янв8.jpg
    961 × 949; 894 КБ

  • Мученичество папы Марцеллина.jpg
    500 × 608; 54 КБ

  • Менологион Василия Блаженного 034.jpg
    545 × 372; 138 КБ

  • Морт Эжен III.jpg
    261 × 211; 26 КБ

  • NoccoloAndMaffeoPoloWithGregoryX (Грегори X).JPG
    320 × 440; 52 КБ

  • NoccoloAndMaffeoPoloWithGregoryX. JPG
    2388 × 1436; 903 КБ

  • Отто I бегегнет Папст Иоганн XII (обрезанный).jpg
    151 × 267; 21 КБ

  • Отто I begegnet Papst Johannes XII.jpg
    645 × 830; 234 КБ

  • Panégyrique de François Ier — Musée Condé Ms892 f26 (Ecclesia Lutheranorum).jpeg
    435 × 650; 62 КБ

  • Пап Этьен II (обрезанный).jpg
    195 × 263; 76 КБ

  • Papesse Jeanne BnF Français 599 fol. 88.jpg
    305×306; 98 КБ

  • Папская миссия по использованию Люсона — BNF Lat8886 f1r — Pape reçoit la tiare.jpeg
    4629 × 6261; 4,71 МБ

  • Папа Агафон (Менологий Василия II) — cropped.jpg
    540 × 886; 118 КБ

  • Папа Агафон (Менологий Василия II).jpg
    1772 × 1164; 973 КБ

  • Папа Александр VI.jpg
    965 × 1024; 815 КБ

  • Папа Дамас.jpg
    780 × 1063; 1,09 МБ

  • Папсикстус II.jpg
    500 × 257; 43 КБ

  • Päpstin Коллекция Джоанны Спенсер MS 033. jpg
    617 × 951; 142 КБ

  • Ритратто Александр VI.jpg
    1060 × 662; 233 КБ

  • Роберт Гвискар объявлен герцогом (Фрагмент Николая II).jpg
    426 × 572; 141 КБ

  • Роберт Гвискар объявлен герцогом.jpg
    2849 × 1928; 3,24 МБ

  • Robertoilguiscardo.jpg
    250 × 225; 26 КБ

  • SpeculumGrandmontis (Папа Климент III).jpg
    799 × 933; 129 КБ

  • SpeculumGrandmontis.jpg
    1921 × 1704; 522 КБ

  • Святой Юбер Льежский рукоположен в епископы Папой Сергием.jpg
    649 × 435; 402 КБ

  • Traditionskodex Weißenau 06.jpg
    2215 × 2978; 1,69 МБ

  • Traditionskodex Weißenau 19 (обрезано 2).jpg
    1431 × 1823; 964 КБ

  • Traditionskodex Weißenau 19 (обрезанный).jpg
    787 × 1060; 326 КБ

  • Traditionskodex Weißenau 19.jpg
    1981 × 2989; 1,77 МБ

  • Urban2 lat.jpg
    423 × 699; 144 КБ

  • Vad-0321 025 Гонорий III (обрезанный). jpg
    861 × 1048; 212 КБ

  • Вад-0321 025 Гонорий III.jpg
    863 × 2544; 559 КБ

  • Vigiles du roi Charles VII 17 (обрезанный).jpg
    461 × 320; 149 КБ

  • Vigiles du roi Карл VII 17.jpg
    504 × 497; 311 КБ

Выявлены новые причудливые виды маленьких динозавров

Перейти к основному содержанию

Домашняя страница Houston Chronicle

Читается

Выявлены новые причудливые виды маленьких динозавров

  • Подписывайся
    Подписывайся
  • электронная версия

Кожа, чешуя и иглы могли отличить череп новооткрытого вида, Pegomastax africanus, одного из самых маленьких когда-либо обнаруженных динозавров. ТАЙЛЕР КЕЙЛЛОР

Не каждый динозавр вырос могучим тираннозавром или громадным апатозавром. Некоторые из них остались маленькими, а некоторые из самых маленьких — достаточно крошечные, чтобы укусить вас за пятки — были одними из первых, кто распространился по планете более 200 миллионов лет назад.

Окаменелости этих миниатюрных клыкастых травоядных, известных как гетеродонтозавры, или «различные зубастые рептилии», были обнаружены так далеко друг от друга, как Англия и Китай. Теперь особенно причудливый вид этих карликовых травоядных был обнаружен в плите красного камня, собранной в начале 19 века.60-е годы в Южной Африке.

В отчете, опубликованном в среду в онлайн-журнале ZooKeys, Пол Серено, палеонтолог из Чикагского университета, описал странную анатомию новооткрытого члена семейства гетеродонтозавров и дал новому виду название Pegomastax africanus, или «толстая челюсть из Африка».

Меньше домашней кошки

Когда он впервые увидел образец в лаборатории Гарварда, Серено сказал: «У меня глаза вылезли из орбит, так как было ясно, что это отдельный вид».

В скале были закопаны останки существа с клювом, как у попугая, 1-дюймовыми челюстями, острыми зубами и черепом длиной всего около 3 дюймов. Все тело было менее 2 футов в длину и, вероятно, весило меньше, чем маленькая домашняя кошка.

«Мне стыдно говорить, сколько лет назад это было — 1983 год», — сказал Серено, в то время аспирант Американского музея естественной истории. С тех пор, сказал он, «мне было интересно, не заметит ли кто-нибудь еще существо, прячущееся среди ящиков лаборатории».

Окаменелости пегомастакса в конце концов были возвращены в Южно-Африканский музей в Кейптауне, истинная природа одной плиты до сих пор не обнаружена, сказал Серено. Главным исследователем, ответственным за сбор окаменелостей, был Альфред Кромптон, профессор Гарварда, ныне на пенсии. Часть исследований Серено финансировалась Национальным географическим обществом, где он также является постоянным исследователем.

Его осмотр показал, что за клювом была пара острых клыков спереди и набор высоких зубов сзади для нарезки растений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts