Последовательность литургии: Последование Божественной Литургии – Православный журнал «Фома»
Содержание
Как проходит литургия в Православной Церкви – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Литургия — это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство — Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки — это одна из таких возможностей.
Служба начинается с чтения Часов — краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.
Проскомидия — подготовительная часть перед началом Литургии. На ней заготавливаются Хлеб и Вино, которые потом по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено Таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Кроме этого, читаются молитвы за живых и мертвых (как раз тех, что упомянуты в записках). Из просфоры (хлеба, который употребляется для Таинства) вынимаются частицы, которые символизируют членов Церкви. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба и обязательно должна быть составлена из двух частей (образ двух природ в Иисусе Христе — человеческой и божественной). Она символизирует тот хлеб, который Христос разделил между своими учениками на Тайной вечере. Вино (красное, без всяких добавок) смешивается с водой в знак воспоминания, что из раны Спасителя на Кресте излилась кровь и вода. Просфор используется пять, в знак памяти о чуде насыщения пятью хлебами, которое сотворил Христос. Первая просфора — Агничная. После чтения перед Закрытыми Вратами определенных молитв и облачения в священные одежды, священник чертит на ней копием изображение креста, вырезает середину (Агнец) и кладет на дискос (круглое блюдо). Затем священник надрезает Агнец с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копием. После вино смешается с водой. Вторую просфору называют Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Третья в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников и всех, угодивших Богу. Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и мертвых. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем все вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов, священник выходит из алтаря с кадилом для того, чтобы совершить каждение храма. Каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых — благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.
Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом, у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас — «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь — каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.
Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.
Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.
Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая — святым». Верующие отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.
Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью «IC» опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью «ХС» — для причастия священнослужителей, части с надписями «NI» и «КА» — для мирян.
Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.
Как подготовиться к литургии? — Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».
Ответы пастыря
Ответы пастыря
Краткое текстовое изложение:
Вопрос: Совсем недавно начал посещать храм, но понял, что многого не знаю о правилах поведения в нем (особенно во время литургии). Хотелось бы узнать, когда нужно креститься и вставать на колени? Есть ли какая-то литература по этому поводу?
Митрополит Иларион: Такая литература существует, есть много книг и в книжных магазинах, и в интернете.
Кроме того, есть, например, такой формат богослужения, как литургия с объяснениями. Вы можете набрать в интернет-поисковике «Литургия с объяснениями», и увидите, как священнослужитель совершает литургию и объясняет последовательность действий.
Важно не только знать, что делать, когда креститься и вставать на колени — этому вы, я думаю, легко научитесь, если просто понаблюдаете, как делают окружающие и будете делать то же. Но самое важное — понять смысл богослужения, ради чего оно совершается, что такое Божественная литургия, почему она длится два часа или больше (в некоторых случаях), какие песнопения в нее входят, в чем их смысл. Это гораздо труднее и важнее, чем просто освоить внешние правила. Для того сейчас тоже есть литература.
Начните с «Православного катехизиса», с книг, посвященных литургии, и я думаю, что вы достаточно быстро освоите эту премудрость — во всяком случае, правила внешнего поведения в храме.
Тематическая подборка книг и видео митрополита Волоколамского Илариона:
«Литургия с объяснениями», видео.
«Катехизис». Книга онлайн.
«Литургия. Исторический и богословский комментарий к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого». Книга в онлайн-магазине «Остров книг».
Поделиться
Вам также может быть интересно
«Вера отеческая»
Митрополит Волоколамский Иларион
Истина
Преображение человека
Митрополит Волоколамский Иларион
Истина
Слово Божие – реальность, созидающая церковную общину
Игумен Арсений (Соколов)
Истина
Богословие диалога: отношения людей в вещественном мире
Священник Георгий Завершинский
Истина
Литургия Евхаристии | USCCB
Литургия Евхаристии начинается с приготовления даров и алтаря. Пока служители готовят алтарь, представители народа выносят вперед хлеб и вино, которые станут Телом и Кровью Христа. Совершающий благословляет и хвалит Бога за эти дары и возлагает их на алтарь, место евхаристической жертвы. Кроме хлеба и вина могут быть выдвинуты денежные дары на поддержку Церкви и попечение о бедных. Молитва над приношениями завершает это приготовление и располагает всех к евхаристической молитве.
Евхаристическая молитва
Евхаристическая молитва является сердцем Литургии Евхаристии. В этой молитве служащий выступает в лице Христа как главы своего тела, Церкви. Он собирает не только хлеб и вино, но и сущность нашей жизни и соединяет их с совершенной жертвой Христа, предлагая их Отцу.
Вступительный диалог устанавливает, что эта молитва является молитвой крещеных и рукоположенных, возносится в присутствии Бога и имеет в центре внимания благодарение. После этого диалога юбиляр начинает предисловие.
Евхаристические молитвы ясно показывают, что эти молитвы возносятся не Христу, а Отцу. Это поклонение, возносимое Христом Отцу, как оно было в момент Его страданий, смерти и воскресения, но теперь оно совершается через священника, действующего в лице Христа, и совершается также всеми крещеными, которые являются частью Тела Христова, Церкви. Это действие Тела Христова, Церкви за Мессой.
Священник возносит Евхаристическую Молитву от первого лица множественного числа, например: «Посему, Господи, мы смиренно умоляем вас…» Это «мы» означает, что все крещеные, присутствующие на евхаристическом совершении, совершают жертвоприношение в союзе со Христом и совершают евхаристическую молитву в союзе с Ним. И, что самое главное, мы не предлагать только Христа; мы призваны предлагать себя , нашу жизнь, наши индивидуальные усилия стать более похожими на Христа и наши усилия сообщества верующих распространять Слово Божье и служить народу Божьему Отцу в союзе со Христом через руки священника. Самое чудесное из всего, хотя наша жертва сама по себе несовершенна, вместе с жертвой Христа она становится совершенный хвала и благодарение Отцу.
Общие указания к Римскому Миссалу (№ 79) содержат следующее краткое изложение Евхаристической молитвы:
Основные элементы, из которых состоит Евхаристическая молитва, можно отличить друг от друга следующим образом:
а) благодарение (особо выраженное в Предисловии), в котором Священник от имени всего святого народа прославляет Бога Отца и благодарит Его за все дело спасения или за какой-то конкретный его аспект в зависимости от дня, праздника или времени года.
б) Возглас , которым все собрание, присоединяясь к небесным силам, воспевает Sanctus ( Свят, Свят, Свят ) . Это восклицание, составляющее часть самой евхаристической молитвы, произносится всем народом со священником.
в) Эпиклеза , , в которой посредством особых заклинаний Церковь умоляет силу Святого Духа, чтобы дары, принесенные руками человеческими, были освящены, то есть стали Телом и Кровью Христовыми, и чтобы непорочное жертвенное Жертва быть сожжена в Причастии может быть для спасения тех, кто будет причащаться.
d) Повествование о учреждении и Посвящение , посредством которых посредством слов и действий Христа совершается та Жертва, которую Сам Христос учредил во время Тайной Вечери, когда Он принес Свое Тело и Кровь под видом хлеб и вино, дал их Апостолам есть и пить, оставив последним повеление увековечить сие таинство.
д) анамнезис , , которым Церковь, исполняя повеление, полученное ею от Христа Господа через Апостолов, празднует память Христову, особенно вспоминая Его блаженные Страсти, славное Воскресение и Вознесение на небо.
f) жертвоприношение , , которым в этом самом мемориале Церковь, в особенности собравшаяся здесь и сейчас, приносит Отцу непорочную Жертву во Святом Духе. Намерение Церкви, действительно, состоит в том, чтобы верующие не только приносили эту безупречную жертвенную Жертву, но также учились приносить в жертву самих себя, и так день за днем приводить, через посредничество Христа, в единство с Богом и друг с другом, так что Бог может наконец быть все во всем.
ж) ходатайства , которыми выражается тот факт, что Евхаристия совершается в общении со всей Церковью, как небесной, так и земной, и что приношение совершается за нее и за всех ее членов , живые и мертвые, призванные участвовать в искуплении и спасении, купленном Телом и Кровью Христовыми.
h) заключительное славословие , , которым выражается прославление Бога и которое утверждается и завершается народным восклицанием «Аминь .»
Обряд причастия
Обряд причастия следует за евхаристической молитвой, ведущей верующих к евхаристическому столу.
Обряд начинается с Молитвы Господней. Этой молитве Иисус учил своих учеников, когда они спрашивали, как молиться (ср. Мф 6,9-13, Лк 11,2-4). В этой молитве люди объединяют свои голоса, чтобы молиться о приходе Царства Божьего и просить Бога восполнить наши нужды, простить наши грехи и привести нас к радости небес.
Далее следует Ритуал Мира. Служитель молится о том, чтобы мир Христов наполнил наши сердца, наши семьи, нашу Церковь, наши общины и наш мир. В знак надежды люди протягивают окружающим знак мира.
В Обряде дроби участник преломляет освященный хлеб, когда люди поют Agnus Dei или «Агнец Божий». Иоанн Креститель провозгласил Иисуса «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Действие преломления хлеба напоминает действия Иисуса на Тайной вечере, когда он преломил хлеб перед тем, как раздать его своим ученикам. Одно из первых названий евхаристического совершения — преломление хлеба (Лк. 24:35; Деян. 2:42, 46).
Перед тем, как принять Святое Причастие, служитель и собрание признают свою недостойность принять такой великий дар. Первым причащается причащающийся, а затем выходят люди.
Причащающиеся должны быть готовы к такому великому дару. Они должны поститься (за исключением лекарств) в течение по крайней мере одного часа перед принятием Евхаристии и не должны осознавать, что совершили серьезный грех.
Поскольку участие за евхаристическим столом является признаком единства в Теле Христовом, только те, кто находится в общении с Католической Церковью, могут получить Святое Причастие. Пригласить других присутствующих принять Святое Причастие означает единство, которого не существует. Те, кто не причащается, все же участвуют в этом обряде, молясь о единстве со Христом и друг с другом.
Народ подходит к алтарю и, кланяясь с благоговением, причащается. Люди могут получить Тело Христово либо на язык, либо в руку. Священник или другой служитель предлагает Евхаристию каждому человеку, говоря: «Тело Христово». Принимающий отвечает, говоря: «Аминь», еврейское слово, означающее «Да будет так» ( Катехизис Католической Церкви , 2856).
Когда люди принимают Святое Причастие, поется причастие/песня. Единство голосов отражает единство, которое приносит Евхаристия. Все также могут провести некоторое время в безмолвной благодарственной молитве.
Ритуал Причастия завершается Молитвой после Причастия, в которой говорится о том, что преимущества Евхаристии остаются активными в нашей повседневной жизни.
Дополнительная информация о Литургии Евхаристии
|
Мини-история последовательностей
Фр. Дэвид Фрил ·
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ – интересный аспект литургии. Их историческое происхождение трудно проследить, но обычно считается, что они являются продуктом мелизматического jubili в конце григорианского Аллилуйаса. Секвенции изначально служили искусным аккомпанементом к иногда длинному евангельскому шествию.
Впервые появившись в девятом веке, эта последовательность приобрела известность в средневековый период. Их расцвет длился до литургических реформ, проведенных во время Контрреформации. В разгар их использования почти каждое воскресенье и праздничный день (вне покаянных сезонов) были надлежащие последовательности. Однако их использование широко варьировалось, поскольку последовательности никогда не были обязательными.
В 1570 году литургическое использование последовательностей было ограничено только четырьмя из этих текстов, включая: Victimae paschali для октавы Пасхи, Veni Sancte Spiritus для октавы Троицы (теперь называемой Пятидесятницей), Lauda Sion для октавы Тела Христова и Dies irae для Дня поминовения усопших и Реквиемных месс которые сразу следуют за смертью. Затем, в 1727 году, Stabat mater были добавлены к новому празднику Семи скорбей Богоматери. Примечательно, что это были не единственные разрешенные последовательности; однако это были единственные последовательности, предписанные для литургии.
Последовательность сегодняшнего праздника Пятидесятницы — Veni Sancte Spiritus , и она, вероятно, была сохранена из-за множества обычаев и традиций, связанных с ежегодным праздником в средневековые времена. Этот текст, вероятно, был составлен папой Иннокентием III на рубеже тринадцатого века, но, возможно, это была более ранняя работа короля Франции Роберта Благочестивого на рубеже одиннадцатого века. Ее иногда называют «Золотой секвенцией» из-за того, что она давно пользуется уважением среди верующих. Однако не следует путать эту композицию с Veni Creator Spiritus — еще одна очень достойная, но отдельная композиция, приписываемая Карлу Великому.
Veni Sancte Spiritus — настоящий шедевр латинской поэзии. В рифмовке он сложен и великолепен; первая и вторая строки рифмуются друг с другом, а третья строка всегда заканчивается слогом –ium. В метре последовательность является очень точным примером хореического диметра. По содержанию это великолепное размышление о водительстве Духа через утешение и опустошение. Так много теряется, когда эта последовательность не исполняется на оригинальной латыни.
Даже сегодня, в Чрезвычайной Форме, эта последовательность поется ежедневно в течение октавы Пятидесятницы. Это служит прекрасным мостом к Празднику Пресвятой Троицы и дает верующим достаточно времени, чтобы переварить всю глубину веры, содержащуюся в Золотой Сводке.
Литургические реформы II Ватиканского собора еще больше сократили количество последовательностей в миссале. В настоящее время в обычной форме последовательности назначаются только для двух праздников (Пасха и Пятидесятница) и рекомендуются для одного (Корпус-Кристи). 9Тем временем 0223 Dies irae и Stabat mater были переведены в требник, где они стали необязательными гимнами для Управления мертвых и в дни, предшествующие сезонам покаяния.
Еще одно изменение, внесенное во Второй Ватикан, касается размещения последовательности. Исторически последовательность всегда следовала за Аллилуйей. На это указывает даже само название «последовательность», происходящее от латинского sequere , что означает «следовать». В таком положении последовательность служила своего рода введением в Евангелие. Однако нынешнее место находится перед Аллилуйей, а не после нее. Эта современная рубрика кажется аномальной, поскольку она отделяет последовательность от Аллилуйя — той самой части Мессы, из которой последовательность впервые черпала свою жизнь.
Примечание редактора : Фр. Фрил совершенно прав, указывая на то, что последовательности были созданы, чтобы помочь певцам запомнить длинный jubilus Аллилуйи. Действительно, многие из ранних последовательностей заканчивали каждую строку буквой «А», чтобы подчеркнуть этот момент. Однако не все знают, что в 2000 году были предприняты серьезные усилия, чтобы восстановить Последовательность на ее надлежащем месте в Обыкновенной Форме.