Мирожская икона божией матери о чем молятся: Мирожская чудотворная икона Божией Матери

Разное

Мирожская чудотворная икона Божией Матери

Мирожская чудотворная икона Божией Матери

В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году.

Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня».

Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «…поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря… честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши…». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября/7 октября.

Чудотворная икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт, в иночестве – Тимофей (память 20 мая), слева – в молитвенном положении его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. Не без основания предполагают, что изображения князя и его супруги появились на иконе позже, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 г.

Царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова (он не сохранился), а в монастыре остался список – так называемая «Великая Панагия» Спасо-Мирожского монастыря.

Чудотворный образ Божией Матери пребывал в обители вплоть до трагических событий начала XX века. В 1922 году Мирожский монастырь был закрыт большевиками, а «Великая Панагия» через четыре года попала в областной художественный и историко-архитектурный музей, в хранилищах которого находится и сейчас.

В 1998 году чудотворный образ на время покинул свое музейное заточение – по случаю 800-летия явления Мирожской иконы Пресвятой Богородицы в Пскове прошел торжественный крестный ход от Свято-Троицкого собора в Мирожский монастырь – туда, где и подобает находиться святому чудотворному образу.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Мирожская» молятся при всякой немощи телесной и душевной, об облегчении недугов, от всяких эпидемий.

Яко звезда пресветла возсия в Российской земли от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, из обою очию текущи слезы Твоя, яко река, и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады, с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:
О Пресвятая Владычице Богородице, не забуди грешных раб Твоих, молящися Христу Богу нашему спастися нам.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Мирожская»

О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице, ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих, управи в мире и тишине жизнь нашу, и не даждь нам во отчаяние впасти. Ты бо едина еси паче всех святых и паче всех горних умов предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы грешнии, на пречистый Твой образ знамения взирающе, умиленно преклоняем колена, и благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея, никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

Икона Божьей Матери Мирожская

Празднование

7 октября

История

В Спас­ском Ми­рож­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном при устье ре­ки Ми­ро­жи на Псков­щине в 1156 го­ду пре­по­доб­ным Ав­ра­ами­ем Ми­рож­ским и свя­ти­те­лем Ни­фон­том, ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, хра­ни­лась Ми­рож­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Яв­ле­ние ее про­изо­шло в 1198 го­ду. По­чти че­ты­ре сто­ле­тия спу­стя, в 1567 го­ду, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия, в го­ро­де Пско­ве, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го мо­ро­во­го по­вет­рия, от этой ико­ны, как гла­сит пре­да­ние, «та­ин­ство со­вер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го об­ра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, те­ча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы бы­ва­ху че­ло­ве­ком от об­ра­за Ма­те­ре Гос­под­ня». То­гда из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря ико­ну пе­ре­нес­ли, «…по­ста­ви­ша ю в со­бор­ной церк­ви свя­тыя Жи­во­на­чаль­ныя Тро­и­цы воз­ле ал­та­ря… чест­но, и от то­го вре­ме­ни на­ча­ша мно­га и раз­лич­на ис­це­ле­ния че­ло­ве­ком быв­ши…». С тех пор в па­мять мно­го­чис­лен­ных бла­го­де­я­ний Бо­го­ма­те­ри, яв­лен­ных через Ее свя­той об­раз, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Ми­рож­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 24 сен­тяб­ря.

Чу­до­твор­ная ико­на на­пи­са­на по чи­ну Оран­ты – «Мо­ля­щей­ся». Бо­жи­ей Ма­те­ри пред­сто­ят Псков­ские свя­тые: спра­ва – свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт, в ино­че­стве – Ти­мо­фей (па­мять 20 мая), сле­ва – в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии его су­пру­га, пре­по­доб­ная Мар­фа, в ми­ру Ма­рия Ди­мит­ри­ев­на. Не без ос­но­ва­ния пред­по­ла­га­ют, что изо­бра­же­ния кня­зя и его су­пру­ги по­яви­лись на иконе поз­же, так как ико­на яви­лась в 1198 г., а князь скон­чал­ся в 1299 г.

Царь Иоанн Гроз­ный увез чу­до­твор­ный Ми­рож­ский об­раз из Пско­ва (он не со­хра­нил­ся), а в мо­на­сты­ре остал­ся спи­сок – так на­зы­ва­е­мая «Ве­ли­кая Па­на­гия» Спа­со-Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря.

Чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­вал в оби­те­ли вплоть до тра­ги­че­ских со­бы­тий на­ча­ла XX ве­ка. В 1922 го­ду Ми­рож­ский мо­на­стырь был за­крыт боль­ше­ви­ка­ми, а «Ве­ли­кая Па­на­гия» через че­ты­ре го­да по­па­ла в об­ласт­ной ху­до­же­ствен­ный и ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный му­зей, в хра­ни­ли­щах ко­то­ро­го на­хо­дит­ся и сей­час. В 1998 го­ду чу­до­твор­ный об­раз на вре­мя по­ки­нул свое му­зей­ное за­то­че­ние – по слу­чаю 800-ле­тия яв­ле­ния Ми­рож­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Пско­ве про­шел тор­же­ствен­ный крест­ный ход от Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра в Ми­рож­ский мо­на­стырь – ту­да, где и по­до­ба­ет на­хо­дить­ся свя­то­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу.

 

Развернуть

Случайный тест

Знамение иконы Божией Матери «Благовещение» в городе Устюге (1290)

История иконы Божией Матери «Благовещение» известна из Второй Новгородской летописи и других письменных источников XVI-XVII вв., в которых сообщается, что в середине XVI века он был перенесен в Москву царем Иваном Грозным из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.

Дата явления иконы в Москве точно не определена, так как источники называют 1547, 1554, 1561 годы. Сначала икона находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, а в первой четверти 17 века она была перенесена в Успенский собор, где установлена ​​с правой стороны иконостаса.

Происхождение иконы восходит к новгородскому иконописцу, когда в городе правил святой князь Всеволод-Гавриил (+ 1138). Празднуется 8 июля в память чуда, происшедшего, как говорят, при святителе Прокопии Устюжском, юродивом Христовом († 1303), память которого 8 июля.

В 1290 году святой Прокопий все время проводил на коленях со слезными молитвами на паперти местного кафедрального храма. Однажды, объявив своим согражданам, что за свои тяжкие грехи им предстоит предстать перед праведным гневом Божиим, святитель призвал их к покаянию. Но призывы юродивого прозвучали напрасно, и горожане только посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь пошлет на город огненный град за грехи людей и истребит его. Каждый день и ночь в непрестанных молитвах и безутешных рыданиях святитель проводил на паперти.

Через неделю наступил страшный день для горожан Устюга: в полдень надвигалась черная туча, наступала полная тьма, ужасающая и сбивающая с толку Устюж. Со всех сторон сверкали молнии и слышались страшные удары грома. Земля под их ногами пришла в движение. Только теперь горожане осознали, как глубока бездна их греховности, навлекшей гнев Божий, и осознали необходимость покаяния.

Все стекались в храмы и со слезами молились Господу о милости и отвращении от беды. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, припав к иконе Благовещения Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Божией Матери явлено было всенародно чудотворное знамение — от иконы излилось в изобилии благоуханное миро, которым наполнились все церковные сосуды.

По его житию мы читаем, что, как Прокопий молился перед иконой Благовещения, «не было более удушливого зноя, молнии и громы стихли, тучи рассеялись», по заступничеству Божией Матери. Вместо разрушения, пришедшего на Устюг, облако выплеснуло свою ярость раскаленных камней в двадцати милях от города на лес, отчего тот полностью сгорел, но все человеческие жизни были сохранены.

Праздник в память этого чуда был установлен в 1738 году. Когда во время Отечественной войны 1812 года Москва была разграблена, икона потеряла свой драгоценный покров, и в 1818 году устюжане пожертвовали 8000 рублей на новый покров. После закрытия Успенского собора Кремля в 19 в.18 чудотворная икона Божией Матери была передана сначала в Государственный Исторический музей, а в 1930 году в Третьяковскую галерею, где и находится до сих пор.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Тропарь и кондак

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» хранится в Дохиарском монастыре на Афоне и датируется XI веком, во времена преподобного Неофита, игумена монастыря. После чудотворной иконы Портитиссы самая известная икона на Афоне – древняя фреска Панагии, расположенная снаружи, на восточной стене трапезы, справа от входа. В 1664 году преподобный Нил, управляющий трапезой, часто проходил перед иконой с зажженной факелом в руке, чтобы исполнять свои обязанности в трапезе. Однажды он услышал голос, говоривший ему: «Не ходи больше сюда со светильниками твоими, дымом мою икону затмив».

Нейлос не обратил особого внимания на голос, подумав, что над ним кто-то разыгрывает. Вскоре он снова услышал голос, говорящий: «О монах, недостойный имени, доколе ты будешь затемнять мою икону дымом?»

Услышав голос, Нейлос ослеп. Тогда он вспомнил, что слышал голос прежде, и понял, что заслужил это наказание, ибо не внял повелению Богородицы, но проигнорировал его по неведению своему.

На следующее утро братия нашла его лежащим на полу в коридоре перед иконой, не видя их. Когда они узнали, за что был наказан Нейлос, монахи пришли в ужас. С тех пор мимо иконы проходили с великим благоговением и вешали перед ней неусыпную лампаду.

Однако Нейлос не хотел возвращаться в свою камеру. Он оставался перед иконой в стасиде, со слезами и причитаниями призывая Богородицу простить ему содеянный им грех. Он умолял ее вернуть ему зрение в знак ее прощения, чтобы он мог созерцать ее икону и прославлять ее.

Он не разочаровался в своих надеждах, ибо Матерь Божия услышала молитвы Своего кающегося раба. Он услышал ее голос в третий раз, говорящий: «Монах, твоя молитва услышана. Ты прощен, и ты снова обретешь зрение. Объяви другим отцам и братьям, подвизающимся здесь, что Я есть Матерь Божия и что после Бога я являюсь прибежищем и помощником и могучим защитником этого монастыря Архангелов, обеспечивая его как его защитника и наставника.Отныне пусть монахи приходят ко мне для всех своих нужд, и я скоро услышу их а также и всех православных христиан, приходящих ко мне с благоговением, ибо я зовусь Скоропослушным».

Очень скоро это чудо и обетование Богородицы стало известно всей Святой Горе, и монахи из других Монастырей пришли в Дохияру, чтобы приложиться к Иконе и увидеть прозревшего монаха. Коридор перекрыли и построили часовню для иконы «Скоропослушница». В часовне назначается один из самых набожных и опытных иеромонахов. Он известен как просмонарий (προσμονάριος), и он находится там большую часть времени, чтобы петь каноны моления перед иконой, которые он кадит каждый вечер и утро, ухаживая за часовней и подправляя масляные лампады.

Икона «Скоропослушница», почитаемая не только на Святой Горе, но и православными христианами всего мира. Неисчислимые чудеса исцеления совершает Божия Матерь через Свою Святую Икону. Слепые прозревают, расслабленные исцеляются, бесплодные женщины зачинают детей, а пленники освобождаются, когда с верой и благоговением приближаются к Богородице.

Список с иконы «Скоропослушница» написан на Афоне и отправлен в дар от русских и других благочестивых иноков Святой Горы архиепископу Алеутских островов и Северной Америки Тихону (впоследствии патриарху Московскому) . В мае 1906 о том, что список знаменитой иконы «Скоропослушница» из Дохиарского монастыря был пронесен в Свято-Тихоновский монастырь (г. Веймарт, Пенсильвания) торжественным крестным ходом вместе с несколькими другими, в том числе с изображением святого великомученика и целителя Пантелеймона.

В икону были помещены мощи нескольких святых: святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), святых Космы и Дамиана бессребреников врачей, святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (память 14 ноября), святителя Новомученик Константин Афонский, родившийся на острове Гидра и пострадавший от турок на острове Родос 14 ноября 1800 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts