Митрополит иларион ярослав мудрый: Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси / Патриархия.ru
Содержание
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси / Патриархия.ru
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.
Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, — рассказывает преподобный Нестор Летописец. — Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…» Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.
Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.
Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы — «Слово о законе и благодати». Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» — учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском патерике». Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого «Слова»,- прославление апостольского подвига святого князя Владимира.
Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон — лишь предтеча и слуга благодати и истины. Истина и благодать — лишь слуги будущего века и жизни истинной. Так же учит святитель Иларион о преемственности Церкви: «Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, что Христос же и апостолы Его о Воскресении и о будущем веке». С момента, как пришел в мир Спаситель, Ветхий (прежний) Завет человека с Богом утратил силу. Богословскими символами Ветхого и Нового Заветов служат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама — свободной Сарры и рабыни Агари. «Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу. Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон — при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю,- и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит».
Радость о Христе преисполняет святого проповедника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских племен. «Христова благодать всю землю исполнила» и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относился и русский народ. «Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового — учения благодати в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение, в новые мехи, новые народы». Так вера благодатная «по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи — отринуты». Русские православные отныне «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам в жертву (см. память варягов-мучеников 12 июля), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал — и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести». Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли свершил святой князь Владимир (память 15 июля), «подобник святому равноапостольному Константину, который «заповедал по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно и громогласно во всех градех славить Святую Троицу и всем быть христианами — малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим». С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли».
«Слово о законе и благодати» — первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший: ибо тобою обожились и жизнь Христову познали». Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона». Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, чрез которые он будет проезжать, читать молитву «творение митрополита Илариона Русского». Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.
Иконописный подлинник | |
Русь. 1660-е.Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Угличский музей. | |
Москва. 1950-80.Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. «Митрополичьи палаты». Троице-Сергиева Лавра. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Первый русский митрополит Иларион.
Восточные славяне и нашествие Батыя
Первый русский митрополит Иларион
При Ярославе Мудром церковная организация на Руси получила законченные формы митрополии, и в 1036 году первым киевским митрополитом стал грек Феопемп, поставленный византийским патриархом Алексием Студитом. А на следующий год в Киеве был заложен великолепный собор Святой Софии – «Премудрости Божией» – главный собор православной Руси. Знаменательно, что и в Новгороде главный храм назывался так же, и в Царьграде – Константинополе церковь Святой Софии была патриаршим собором. Константинопольский патриарх считался вселенским главой православной церкви, и «из его руки» поставлялись на троны первосвященники подчиненных ему епархий.
И вдруг произошло неожиданное: в 1051 году Ярослав Мудрый поставил на митрополичий престол русского священника Илариона, настоятеля церкви Святых Апостолов, расположенной в резиденции Великого князя, в селе Берестове, под Киевом, причем Великий князь сделал это не советуясь с патриархом и без его ведома.
Иларион был знатного рода, издавна близок к семье Ярослава и более прочих священников просвещен. Летопись говорит, что был он «муж благ, и книжен, и постник».
Необыкновенная ученость и выдающиеся личные качества сделали Илариона единственным кандидатом на место митрополита. Опасаясь того, что константинопольский патриарх предпочтет ему какого-нибудь грека, Ярослав повелел собрать русских епископов, и они соборно избрали Илариона главою русской митрополии.
Илариону принадлежало много сочинений. Он был автором и «Номоканона» – свода правил церковной жизни, получившего на Руси название «Кормчей книги». Ему принадлежало «Исповедание веры», «Слово к брату-столпнику», некоторые другие произведения. Но самым выдающимся произведением, которое считается перлом всей древнейшей русской литературы, является его «Слово о Законе и Благодати», где впервые в русской богословской литературе достаточно популярно и доступно трактуется «Закон», то есть Ветхий Завет, и «Благодать» – Новый Завет. Однако Иларион не ограничивался кратким пересказом и толкованием Библии, но, выходя за ее рамки, воспевал просвещение Руси христианством и прославлял отца Ярослава – Владимира, приравненного к ученикам Христа – апостолам и канонизированного православной церковью как равноапостольного.
Кроме того, Иларион выступает в этом сочинении и как великий патриот Русской земли, которая «ведома и слышна есть всеми концы земли».
В «Слове о Законе и Благодати» он, кроме всего прочего, обращался к тем избранным, которые «преизлиха насыщьшимися сладости книжныа». Между этими избранными был и сам Ярослав – великий любитель книжной премудрости и прилежный книгочей, который, по словам летописи, «любил церковные законы и правила, сильно любил священников, а еще больше – монахов, и был очень прилежен в чтении книг, и читал их часто, и ночью и днем; и собрал множество переписчиков, которые переводили книги с греческого на славянский язык, и переписали много книг, и нашли много мудрости, которой учились многие верные люди, наслаждаясь божественным учением».
И далее летописец говорил: «Ибо велика бывает польза от книжного учения, и так как книги учат нас и указывают нам пути покаяния; в книгах мы обретаем мудрость и воздержание, и подобны они рекам, напояющим вселенную».
Иларион и сам был не только великим книжником, но и одним из первых писателей Руси, несомненно самым лучшим писателем своего времени. При таком князе и при таком главе церкви дело просвещения находилось в надежных руках.
Но Иларион пробыл митрополитом всего три года – до смерти Ярослава Владимировича, случившейся 2 февраля 1054 года.
Уже на следующий год Иларион оставил митрополичью кафедру, не переменив и в епископском чине своих привычек и образа жизни, пребывая в трудах, молитвах, посте и благочинии. Как и прежде, он оставался аскетом и подвижником. Часто уходил, как и в прежние времена, на соседнюю с Берестовым гору, где усердно молился, а иногда и оставался в выкопанной для себя пещерке. Потом на этом месте вырос Киево-Печерский монастырь – первый центр русской духовной культуры и неугасимый очаг просвещения.
О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты Митрополит Иларион
О. П. Федорова
Допетровская Русь. Исторические портреты
Митрополит Иларион
В истории русской культуры были явления столь яркие, значение которых не устаревает и сегодня. Таковым стало литературное наследие митрополита Киевского Илариона. К сожалению, мы знаем мало
§ 5. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские святители
§ 5. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские святители
Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам
Первый русский город
Первый русский город
С Новгородом это будет происходить постоянно. По умыслу или стихийно, его история стирается из прошлого России. Между тем еще в середине XIII и даже в начале XV века это было самое могущественное государство на территории нашей будущей страны, много
6. Первый русский игрок
6. Первый русский игрок
Летом 1819 года в столице Грузии Тифлисе — тогда там была штаб-квартира русских войск на Кавказе — в тихом уголке нового православного кафедрального собора можно было заметить молящегося молодого офицера в мундире. В тот день у него были веские
6. Первый русский игрок
6. Первый русский игрок
Летом 1819 года в столице Грузии Тифлисе — тогда там была штаб-квартира русских войск на Кавказе — в тихом уголке нового православного кафедрального собора можно было заметить молящегося молодого офицера в мундире. В тот день у него были веские
МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ – РУССКИЙ РИШЕЛЬЕ
МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ – РУССКИЙ РИШЕЛЬЕ
После смерти великого князя Ивана Красного московские бояре образовали при юном князе Дмитрии свое правительство. Митрополит Алексий, вернувшийся в это время из литовского плена, вскоре фактически встал во главе Московского
Митрополит Иларион
Митрополит Иларион
В истории русской культуры были явления столь яркие, значение которых не устаревает и сегодня. Таковым стало литературное наследие митрополита Киевского Илариона. К сожалению, мы знаем мало подробностей его биографии. Не сохранилось его изображения.
§ 10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет
§ 10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет
Мысль о переводе Библии на живой русский язык высказывалась уже в XVIII веке святителем Тихоном Задонским. Он сам переводил псалмы и отрывки из Нового Завета. Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский)
Первый русский китаист
Первый русский китаист
В 1806 г. в Китай отправилась русская духовная миссия, которую возглавлял Иакинф Бичурин. Человек широких взглядов, он еще в молодости стремился к научной деятельности и, можно полагать, в душе был не слишком религиозен. Бичурин рассматривал
2.1.1. Батый – первый русский хан
2.1.1. Батый – первый русский хан
Сын Чингисхана Чжучи-хан погиб в ходе междоусобной войны. Юный хан Бату (1208—1255) был вынужден скитаться и постоянно опасаться за свою жизнь. При поддержке опытного полководца Субэдэя, который в 1223 г. разгромил русско-половецкие войска на
Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати
Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати
Предисловие и перевод В. Я. Дерягина
Комментарии В. Я. Дерягин,
Митрополит Иларион. Жизнь и «Слово»
Митрополит Иларион. Жизнь и «Слово»
В «Повести временных лет» под 1051 годом читаем: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в Святой Софии, собрав епископов». За краткой этой записью стоит событие чрезвычайное в истории Древней Руси. Всего за шестьдесят три
Святитель Иларион, Митрополит Киевский
Тропарь и кондак
Святитель Иларион, митрополит Киевский, жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого (+ 1054), сына святого Владимира. В истории Русской Церкви он запомнился как первый русский, поставленный митрополитом Собором русских епископов. Русская Церковь до этого времени была митрополичьей кафедрой Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами России были греки, и их назначал Константинополь.
Святитель Иларион, священник княжеского села Берестово под Киевом, был духовником и сподвижником князя Ярослава. Святой Нестор Летописец рассказывает:
«Боголюбивый князь Ярослав возлюбил Берестово, и построил там церковь Святых Апостолов, и многих священников почтил. Среди них был пресвитер Иларион, муж добродетельный, знательный, постящийся. Он пробрался из Берестова на Днепр, где ныне находится древний Киево-Печерский монастырь, и там в глухом лесу совершил молитву. Выкопав неглубокую 14-футовую пещеру, он распевал Часы и молился в уединении Богу…»
Святитель Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «книжником», но был наделен великими духовными дарованиями и глубокими богословскими познаниями. Все свои усилия он посвятил служению Русской Церкви. Когда митрополит Феопемпт умер, Русь находилась в состоянии войны с Византией. По решению Собора русских иерархов было принято решение об учреждении Киевской митрополии, неподвластной Константинополю.
Святитель Иларион прославился среди русского духовенства своей возвышенной духовной жизнью и проповедническим даром. Перед этим он произнес панегирик в Десятинной церкви Киева святому князю Владимиру своим нашумевшим «Словом о законе и благодати», в котором дал богословское объяснение места Русской Церкви в истории божественное домостроительство спасения.
Выбор иерархов Совета был дорог сердцу Ярослава Мудрого. Святитель Иларион был поставлен митрополитом в Свято-Софийском соборе в 1051 году и впоследствии утвержден Константинопольским Патриархом. Он недолго был Предстоятелем Русской Церкви. Летопись не указывает год его кончины, но святителя не было при кончине князя Ярослава Мудрого (20 февраля 1054 г.), а в 1055 г. в Киев прибыл новый митрополит. По-видимому, святитель Иларион умер в 1053 г.
Его духовное наследие живет в Русской Церкви, особенно в прекрасном образце русской церковной литературы — «Слове о законе и благодати». Его содержание глубоко и многогранно. В основе «Беседы» лежит учение о спасении и благодати. Во-вторых, большое внимание уделяется вопросу превосходства христианства над иудаизмом. Эта тема была актуальна в те времена в Киевской Руси. Иудеи подходили к святому Владимиру, надеясь обратить его в свою веру, а святой Феодосий Киево-Печерский (память 3 мая) отправился в «Иудейскую слободу» в Киеве проповедовать Христа Распятого. Известно также, что иудеи пытались обратить святителя Никиту Пустынника в иудаизм, когда он был еще монахом Киево-Печерского монастыря (1088 г.). Святой Симон рассказывает об этом в Киево-Печерский патерик . Этим объясняется то внимание, которое святитель Иларион уделяет вопросу «о Законе, данном Моисею, и о благодати и истине, чрез пришествие Иисуса Христа».
И, наконец, третья тема, поводом произнесения «Слова» было прославление апостольского дела святого князя Владимира. Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви как неразрывно связанные. Закон есть только предвестник и слуга благодати и истины. Истина и благодать — всего лишь слуги будущего века и истинной жизни. Святитель Иларион так учит о превосходстве Церкви: «Моисей и пророки предвозвестили Пришествие Христово, а Христос и Апостолы Его свидетельствовали о Воскресении и грядущем веке».
Святитель поясняет, что с момента пришествия Спасителя в мир перестал действовать Ветхий Завет человека с Богом. С богословскими символами Ветхого и Нового Заветов святитель использует образы, заимствованные у святого апостола Павла (Гал. 4:22-31), относящиеся к двум женам Авраама: свободнорожденной Сарре и служанке Агари. «Агарь была изгнана как рабыня вместе с сыном своим Измаилом; и Исаак, свободный сын, был наследником Авраама. Так и иудеи были изгнаны и рассеяны по землям, тогда как сыны благодати, христиане, стали наследниками Бога Отца. Как свет луны меркнет при сиянии солнца, так и Закон меркнет при сиянии благодати. Холод ночи исчезает, когда тепло солнца нагревает землю, и человечество больше не склоняется под бременем Закона, а вместо этого свободно ходит в благодати».
Радость Христова наполняет святого проповедника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских народов. «Благодатью Христовой наполнилась вся земля», а особенно — юношески живые народы, к которым принадлежит и русский народ. «Достойно благодати и истины сиять в новых народах. Не вино молодое, по слову Господа, вливают (имеется в виду учение о благодати) в мехи ветхие (имеется в виду иудеи), а вливают, напротив, новое учение, в мехи новые, в новые народы». вера «по всей земле распространилась и дошла до нашего русского языка. Вот теперь и мы, Святую Троицу прославляем со всеми христианами, а иудеи молчат. Язычников принимают, а евреев отвергают».
Теперь православные русские «не называются идолопоклонниками, но христианами. Мы уже не языческие храмы строим, а церкви Христовы. Уже не других приносим в жертву демонам («Варяжские мученики», 12 июля), но вместо этого заклан Христос за нас в жертву Богу-Отцу. Благословенный Бог помиловал все земли и не презрел нас, ибо и спасти нас восхотел, и вразумить нас истиною».
Великий апостольский подвиг просвещения Земли Русской совершил святой князь Владимир (15 июля 15 г.), «подобно святому Константину», который «повелел по всей земле своей креститься во Имя Отца, и Сын и Святой Дух. Ясным и громким голосом повелел он всем в городах славить Святую Троицу и быть христианами, малым и великим, рабам и свободным, молодым и старым, богатым и нищим». Святитель Иларион с гордостью говорит о своей родине: «Святой Владимир владычествовал не в худой или невежественной земле, а в России, которая известна и слышна от всех концов земли».
«Слово о законе и благодати» было первым произведением своего времени в Русской Церкви, в котором святой Креститель Руси провозглашается блаженным в чине равноапостольных. «Радуйся среди государей, апостоле, не о воскресении мертвых тел, но о воскресении умерших душ наших: яко тобою мы оживотворены в Боге и познали жизнь во Христе». Таково содержание этого замечательного памятника древнерусского богословия. Среди других произведений святителя Илариона — его архиерейская «Исповедь», ставшая образцом архиерейского обета в Русской Церкви. Обычно к рукописям «Слова о законе и благодати» прилагается «Молитва святого Илариона». Это произведение святителя также имеет давнюю историю в традициях его родной церкви. В 1555 году, по пути во вновь образованную Казанскую епархию, святитель Гурий повелел читать ему молитву «Творение митрополита Илариона Русского» в Москве и в других городах, через которые он проходил. путешествовать.
Святитель Иларион похоронен в Киевских пещерах. В надписях к его творениям, в рукописях святой литературы и списках святителей святой Иларион неизменно именуется святым и описывается как чудотворец. Уверенное литературное почитание его как святого подтверждается службами Киево-Печерским отцам. И в службе Собора Ближних Печерских отцов (память 28 сентября), и в службе всем Киево-Печерским святым (вторая Неделя Великого поста) святитель Иларион причислен к лику святителей Русской Православной Церкви. .
Митрополит Иларион (1051-1054 или 1055)
Святитель Иларион, первый Митрополит Киевский и всея Руси славянского происхождения. Избран на кафедру св. Софии Киевской Константинопольского Патриархата Православным Собором русских епископов, в 1051 году. Духовник и сподвижник великого князя Ярослава Мудрого. Один из основателей Киево-Печерского монастыря в Киеве. Выдающийся государственный деятель, и великий писатель Древняя Русь .
Формирование
О святителе Иларионе Киевском известно очень мало. Сведения взяты из Киевской летописи, повести временных лет, а также фрагментарно сохранившихся личных записей. Родился он уже после официального крещения Руси князем Владимиром , в 990 году. Он был «боголюбив и научился читать и писать». Он много читал, знал греческий язык, изучал богословие и старался молиться в уединении. Он посвятил свою жизнь поклонению. Подвизался в должности иеромонах княжеский церкви села Берестово, освящен во славу святых апостолов. Выполнял следующие обязанности: личный духовник великий князь . В свое личное время я часто оставлял на берегу Днепра там он устроил себе пещерку, и предавался уединенной молитве . Предполагается, что образование он получил в Византии, а свой Эрмитаж позаимствовал во время пребывания на Афоне. Недалеко от келлии Илариона поселился другой отшельник, Антоний Печерский. Впоследствии на этом месте образовался Киево-Печерский пещерный монастырь . Иларион разработан русский Церковный устав расширяющий возможности и полномочия Церкви. Новые правила совершения богослужений, отличные от греческих.
Иларион много сделал для установления суверенитета и независимости Киевской Руси. поддерживал князя Ярослава в борьбе против Византийской империи, в совершенстве владел приемами риторики, много писал. Известно, что Иларион был в составе группы, сопровождавшей царевну Анну во время ее путешествия во Францию в 1048 году. Эта миссия позволила богослову посетить Европу и познакомиться с ее традициями и законами. Незадолго до этого в 1040 году , во время богослужения Иларион прочитал ваше первое творение « Слово о законе и благодати». В ней автор поминает князя Владимира, прошедшего всеобщее крещение. И показывает место Русской Церкви в истории религии , а также превосходство православия над иудаизмом. За первым произведением следуют «Молитва», «Исповедь веры», «Слово для обновления Десятинной Церкви». Впоследствии отрывки «Слова» и «Молитвы» упоминались в списках пятидесяти летописцев XV-XVI веков.
Выборы
Со времени крещения Руси считалась Константинопольской митрополией. Церковью управляли греческие митрополиты, присланные из Константинополя. Они поддерживали политику Византии и решительно выступали против укрепления Русского государства. Великий русский князь Ярослав Мудрый решает изменить это правило. и Собором русских архиепископов Митрополитом Киевским единогласно, и по праву избран Иларион. Константинополь воспротивился выбору, потому что у иеромонаха не было высоких чинов. Они не противоречили Ярославу. Митрополит активно поддерживал политику Ярослава Великого , позволившую России окрепнуть и продолжить утверждение православия.
Во время мегаполиса Илларион занимается образованием. Вместе с Ярославом Мудрым собирает литературу, и создают библиотеку в Софии Киевской . Помимо «Слова закона и благодати», в этот период появляются и другие его произведения, например: «Сказание о распространении христианства на Руси».