Могила валентина амфитеатрова: Протоиерей Валентин Амфитеатров
Содержание
«Приходите ко мне на могилу…»
«Для меня он — святой, — говорит об отце Валентине Амфитеатрове протоиерей Димитрий Смирнов. — В нашем храме Благовещения есть святыня — дубовый крест с его могилы, чудом сохранённый в годы большевистской власти. Думаю, канонизация отца Валентина — дело времени. Надо просто подождать. Но уже сейчас каждый может келейно молиться ему, просить его помощи, иметь у себя дома его икону».
Могилу сравняли с землёй
Валентин Амфитеатров — один из самых почитаемых московских священников — родился в 1836 году, умер в 1908-м. Проживи он ещё лет пятнадцать — вероятно, стал бы мучеником. А так мученическую смерть за веру приняли некоторые из его духовных чад. Например, Анна Зерцалова — первый биограф, преданная ученица отца Валентина. После его кончины она начала собирать свидетельства благодатной помощи старца. Издала четыре книги. В них — сотни случаев прозорливости, исцелений, чудес… После революции продолжала ухаживать за могилой своего батюшки на Ваганьковском кладбище. Туда приходили люди, молились, служили панихиды, собирались на поминальные трапезы.
Новая власть увидела в этом контрреволюцию. В 1918-м крест вырвали из земли. Духовная дочь Наталия Ширяева сохранила его, а на могиле поставили новый. В 1937-м власти вообще сровняли захоронение с землёй. Пытались вскрыть могилу, чтобы уничтожить мощи, но произошла неожиданность: яма, которую принялись рыть, стала быстро заполняться водой. Тогда осквернители побросали туда куски цемента, землю, всё заровняли и запретили посетителям кладбища даже приближаться к этому месту. Поставили специального дежурного. И всё же люди украдкой проходили мимо и молились отцу Валентину…
Анну Зерцалову арестовали. Сохранились протоколы её допросов в НКВД. Понимая, что ей грозит, она держалась с удивительным мужеством. «Да, я вела подготовительную работу для канонизации старца Валентина, — говорила она. — Вела записи, которые свидетельствуют о его необыкновенных свойствах. Это совершалось и при его жизни, и после его смерти».
В ноябре 1937 года её расстреляли на полигоне в Бутове. Главное обвинение звучало так: «В контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Валентина Амфитеатрова, организовывала на неё паломничества верующих».
Уходил голодный, но радостный
Отец Валентин происходил из орловского рода Амфитеатровых, давших России выдающихся служителей Церкви. Дядя его отца — знаменитый митрополит Киевский Филарет, ныне прославленный как святой. В 11 лет Валентин поступил в семинарию, позже окончил Духовную академию в Москве. Он знал десять иностранных языков, был необычайно начитан. В Москве 18 лет служил в церкви св. Константина и Елены в Тайнинском саду Кремля (в 1928 году её уничтожили большевики). Тогда и потянулись к нему сотни верующих.
«Основой его служения была необыкновенная любовь к людям и к Богу, — рассказывает правнучка Валентина Амфитеатрова Евгения Николаевна Викторова. — Он приходил в храм рано утром и уходил поздно, как он сам пишет, «голодный, но радостный». Когда молился, казалось, что все святые, к которым он обращается, здесь, в храме. После службы с каждым остановится, поговорит, утешит, даст совет… За эту любовь, полную самоотдачу Господь дал ему особые духовные дары».
Просфора иногда заменяла операцию
Прихожане часто замечали: стоит укрыть от батюшки какой-нибудь грех, слукавить на исповеди — он как-то узнаёт об этом и помогает покаяться. По его молитвам выздоравливали безнадёжные больные. Бывали случаи: к нему приходили накануне хирургической операции попросить духовной поддержки. Батюшка давал просфору, её кушали — и в операции уже не было нужды. Один мужичок, из самых простых, привёл свою жену, согнутую дугой от давней болезни позвоночника. «Погляди на меня», — попросил её отец Валентин. К изумлению присутствующих, женщина подняла голову и стала медленно выпрямлять спину…
У отца Валентина были два редких качества. Во-первых, удивительное смирение. Порой к нему с трудом приводили людей, которые не хотели приходить в храм, их уговаривали подойти к священнику, — он терпеливо ждал, а потом не жалел времени на беседу с новым человеком.
Во-вторых, скромность и бескорыстие. За всю жизнь он ничего не накопил, хотя среди его прихожан были состоятельные люди. Ему часто давали немалые деньги, и он тут же передавал их неимущим. Старался даже сам деньги не брать: если появлялись благотворители — сразу указывал им, кому нужно помогать. В одном из писем он признался другу, что сидит без копейки: вся зарплата ушла кредиторам. Он не имел собственного дома в Москве, лишь в конце жизни, когда вышла замуж одна из его дочерей, его в 1907 году перевезли в её дом в Очакове.
За шесть лет до смерти отец Валентин ослеп. Алтарь пришлось покинуть, но он продолжал поддерживать тысячи верующих, которые приезжали к нему в Очаково.
Почему и поныне, когда прошло более ста лет после его кончины, у него столько почитателей? Ответ прост: он продолжает помогать. Не было бы его помощи — не было бы и такого почитания.
«Батюшка у нас богатый»
В сороковые годы на месте, где похоронен отец Валентин, власть устроила воинские могилы. Сегодня там стоят недалеко друг от друга два креста. Один был установлен по благословению патриарха Пимена в 1990 году, другой — несколько лет спустя почитателями старца. Был и третий крест — недалеко от храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. «Такой вот богатый у нас батюшка», — говорит, улыбаясь, его правнучка Евгения Викторова.
И везде, где люди молятся, просят отца Валентина о поддержке, они получают помощь. Незадолго до своей кончины старец говорил: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне всё, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете вы ещё отойти от неё, как я всё исполню и дам вам. Если кто даже и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и к тому я отзовусь».
Михаил Устюгов
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Где же могила отца Валентина
Где же могила отца Валентина?
В 1908 году газета «Московские ведомости» сообщала о погребении широко известного в Москве и за ее пределами протоиерея Валентина Амфитеатрова.
«Тело почившего о. протоиерея 22 июля, в 6 часов вечера было перенесено из его квартиры в приходской храм во имя св. Николая, что на Щепах, близ Смоленского рынка, в котором затем было совершено заупокойное всенощное бдение.
Отпевание тела было совершено в том же храме 23 июля после заупокойной литургии, которую совершал преосвященный Анастасий, епископ Серпуховской в сослужении придворного и прочего многочисленного духовенства. Самое отпевание совершали преосвященные епископы Трифон Дмитровский и Анастасий Серпуховской, в сослужении настоятеля Антиохийского патриаршего подворья о. Архимандрита Игнатия и прочего духовенства. В конце отпевания преосвященный Трифон произнес надгробное слово, посвященное памяти и деятельности почившего.
Стечение молящихся было так велико, что не только храм и обширный церковный двор, но и прилегающие к ним переулки были переполнены почитателями и почитательницами памяти почившего.
По окончании отпевания гроб с телом пастыря в преднесении хоругвей и запрестольных икон, при колокольном звоне был обнесен вокруг храма, после чего преосвященный Анастасий совершил у церковных ворот литию, и процессия, сопровождаемая о. Митрополитом Игнатием и прочим духовенством, направилась к Ваганьковскому кладбищу. При следовании процессии в попутных храмах производился колокольный звон и выходило духовенство, которое совершало перед гробом литии».
89 лет назад златоглавая Москва прощалась с великим старцем — протоиереем Валентином, еще при жизни стяжавшим славу утешителя и чудотворца. И сразу же после погребения могила батюшки на Ваганьковском кладбище стала местом паломничества верующих. Множество благодатных исцелений происходило по молитвам пастыря после его блаженной кончины.
В 30-е годы богоборцы, уничтожив могилу отца Валентина, надеялись стереть и память о московском чудотворце. В наши дни над местом захоронения праведника — братские могилы воинов, павших в Великой Отечественной войне. Одна из сорока каменных плит, на которой написаны имена бойцов, всегда украшена цветами, на ней горят свечи. Здесь молятся люди. Многие с благоговением встают на колени и просят со слезами, что бы отец Валентин помог избавиться от болезни, устроится на работу, примирить враждующих, поступить в институт… Но как же узнали наши современники, что здесь похоронен святой? Ведь ни на одной из плит нет его имени и венчает каждую не православный крест, а пятиконечная звезда.
Из поколения в поколение передавали люди воспоминания об отце Валентине. Духовная дочь батюшки Анна Ивановна Зерцалова написала несколько книг о жизни и деятельности пастыря, изданных до революции. (В 1995 году была переиздана книга «Подвижник веры и благочестия»). Рассказы о чудотворной могиле на Ваганьковском кладбище передавались из уст в уста. К ней стремились, несмотря на запреты властей. Многие помнили могилу до ее уничтожения. Поэтому место захоронения отца Валентина определить было не сложно. По воспоминаниям очевидцев, до возникновения братских могил верующие приходили ко вновь образованной, но без креста насыпи-холмику. Со временем для почитания была выбрана одна из братских могил.
За последние несколько лет на кладбище были установлены два памятных креста протоиерею Валентину. На деревянном, стоящем возле церкви «Воскресения Словущего» сделана надпись: «Истинно, человек этот был праведник». У основания креста каменная плита, на которой лежат цветы. Это дар общества «Память». В 1990 году родственникам отца Валентина с помощью Московской Патриархии и администрации храма было разрешено поставить небольшой крест с цветником недалеко от предполагаемого места захоронения батюшки, Это обстоятельство заставило многих ошибочно думать, что отец Валентин был перезахоронен. Поэтому часто можно услышать вопрос: «Где же могила отца Валентина?»
В этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П создана рабочая группа по сбору и изучению материалов для канонизации местночтимых московских святых. Хочется верить, что вопрос о захоронении протоиерея Валентина будет разрешен самим ходом подготовки к прославлению подвижника веры и благочестия, учитывая, что основными критериями канонизации являются народное почитание, особый дар чудотворения при жизни святого или после его смерти и иногда — наличие нетленных мощей.
Вниманию читателей предлагается свидетельство исцеления по молитвам протоиерея Валентина.
Мой отец, Илларионов Серафим Семенович, родился в Москве в 1904 году. Семья была многодетной (14 детей), религиозной.
Все жили в двухэтажном деревянном доме в Большом Сергиевском переулке. Папа рос очень болезненным ребенком, и ко всем болезням у него на спине образовался горб. Папина мама, моя бабушка Анна Николаевна, обращалась к врачам, но они не смогли оказать помощи и отказывались лечить ребенка. Тогда бабушка Аня взяла моего папу, которому было 3 или 4 года, пошла с ним к священнику отцу Валентину Амфитеатрову и попросила батюшку помолиться о выздоровлении сына. Батюшка сказал, что младенец должен умереть, но бабушка начала плакать и умолять отца Валентина, прося о помощи.
Видя отчаяние матери, батюшка сказал, что будет так, как она просит, что ее младенец доживет до глубокой старости, но умрет в мучениях. Потом благословил мать и сына и отпустил их домой.
Прошло немного времени. Папин старший брат Михаил однажды подбежал к матери и сообщил, что у Серафима исчез горб. Анна Николаевна пошла в детскую, где играли дети, позвала к себе сына и убедилась
в свершившемся чуде. Серафим действительно был исцелен — горба уже не было.
Мой папа прожил долгую жизнь, как и предсказывал отец Валентин, — почти 89 лет.
Во время Великой Отечественной войны он находился в действующей армии. Перед тем как отправить сыновей Серафима и Михаила на фронт, Анна Николаевна дала им с собой по мешочку с землей с могилы протоиерея Валентина. Семья всегда с благоговением приходила на место захоронения батюшки после его блаженной кончины. Через всю войну, как святыню, пронесли они земельку, пришивая мешочки к форме, ближе к сердцу. Вернулись с войны невредимы, без ранений.
Последние годы жизни папа очень мучился с болями в ногах. Лежал в госпитале. Врачи предлагали ампутацию обеих ног, так как стопы ног были почти черные, Предполагали, что гангрена. Но папа отказался, Он продолжал двигаться с палочкой, а врачи удивлялись, как можно ходить на таких ногах.
Всю свою жизнь папа ходил в церковь, часто бывал на Ваганьковском кладбище, где похоронены его родные, и обязательно бывал на могиле отца Валентина, где подолгу молился и благодарил батюшку за чудесное исцеление.
Последний день жизни Серафим Семенович провел в страшных мучениях, о чем пророчествовал отец Валентин. Кровь шла горлом, он метался на постели, но все время молился, и только вечером наступило облегчение. Папа уснул и умер во сне, Лицо его стало спокойным, а на устах появилась улыбка.
Маргарита Серафимовна ЛЯШЕНКО (г. Москва).
Думаю, что воспоминания о благодатной помощи по молитвам отца Валентина явятся истинным доказательством святости пастыря Христова, его неослабевающей любви к людям и, конечно, не оставят равнодушным никого. Хочется верить, что скоро над местом захоронения батюшки встанет часовня и все мы услышим слова величания, обращенные к молитвеннику Русской земли, нашему заступнику и покровителю.
Елена БОЧАРОВА.
Статья была опубликована в газете «Русь Державная» № 9 (41) 1997г., Москва.
Из «Православия и мира» www.pravmir.com Пост Источник: Российский православный сайт «Азбука Вери». »
Перевод Елены Демидовой Под редакцией иеродиакона Самуила (Недельского) и Исаака (Геральда) Херрина
Итак, панихида завершена. Мы пели погребальные гимны; мы возносили наши сердца к небу и там искали разрешение недоумений ума: как это, говоря словами церковной гимнографии, Невместимое держалось могилой и печатями? Церковь обращает теперь наше внимание на лик Усопшего, почивающего во гробе, и здесь, в высшей степени Своего кенозиса, под этим покровом смерти, показывает в Его крестных страданиях и смерти дивную глубину Его добровольное Божественное самоопустошение (Песнь 4, ирмос). Этот Мертвец, заключённый в подземную гробницу, есть тот верховный Господь, Который когда-то укрыл преследующего тирана в волнах морских и впоследствии был ими прославлен торжествующими песнями. Церковь приглашает нас взирать на эту могилу с трепетом и благоговением, как на неизреченное чудо (Песнь 7, ирмос). Вседержитель Бог, явивший бесчисленные чудеса, положен во гроб бездушным трупом во спасение нас (Песнь 7, ирмос). Церковь обращает все внимание наше на то великое событие, которое изумило и потрясло небо и потрясло основания земли, когда Живущий в вышних причислен к мертвым и принят во гробе малом (песнь 8, ирмос).
Учитывая это, Церковь называет эту субботу Великой. Это придает нашей скорби спокойное и умиротворенное выражение. Здесь, у сего гроба, она дарует душе вздохнуть с тихим умилением, которое открывается священному созерцанию
Перед этой могилой расширяется значение человеческого достоинства и полностью уничтожаются опасность и страх смерти. Все мы имеем в себе Святого Духа, и поэтому все мы войдем во врата вечности. Все мы исполнены благодати Духа Божия, Духа разума и премудрости, и не можем, следует, не видеть очами веры, что смерть есть не более чем сон. Кто боится смерти, тот потерял в душе веру, надежду и любовь. Но все мы, по милости Божией, верим, любим и надеемся. Потому и эта гробница, и погребальные пелены, и эта плащаница есть светоносный и Богоявленный символ и образ. Как говорит Апостол Павел, если земной наш дом, эта скиния, разрушится, то мы имеем от Бога жилище, дом нерукотворный, вечный на небесах (2 Кор. 5:1).
Поэтому Спаситель из гроба призывает нас жить без страха смерти, преуспевать в христианских добродетелях, трудиться в добрых делах и достигать совершенства. Увеличивайте свое внутреннее счастье и не бойтесь ни старости, ни смерти, ибо всегда присутствует воля Владыки: как бы сильно ни было зло, добро всегда сильнее. Как бы ни была неприятна смерть, ее влияние ограничено: за гробом у нас есть наша небесная родина, и будет деятельность и жизнь по сердцу. Ее даст нам Тот, Кого мы ныне славим и воспеваем хвалебными песнопениями жизни и воскресения: Верующий в Меня имеет жизнь вечную, потому что Я есмь воскресение и жизнь. Аминь. © Copyright 2004 Православие и мир www.pravmir.com |
В народе: от Великих реформ к революции 1905 года | Полезно для души: история исповеди в Российской империи
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Кизенко Надежда,
«Идти в народ: от Великих реформ к XIX05 Revolution ‘
,
Хорошо для душ: история исповеди в Российской империи
(
Оксфорд,
2021;
онлайн EDN,
Oxford Academic
, 23 сентября 2021
), https://doi. org/10.1093/oso/9780192896797.003.0007,
, по состоянию на 7 января 2023 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicДобро для душ: история вероисповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (1700–1919 гг.)45)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В главе 6 рассматривается влияние либерализации на вероисповедание. Начиная с Александра II, русские правители стали меньше интересоваться исповедью как средством дисциплины. Дисциплина исповеди смягчилась, епископы предписали священникам проявлять большую свободу действий, и постоянно растущий поток брошюр об исповеди стремился охватить все более широкую грамотную публику. Клерикальная работа, начавшаяся в конце 1850-х годов, предвосхитила освобождение крепостных. Оба помогли создать огромную аудиторию читателей религиозной литературы. Тексты русских писателей, включая Толстого, Чехова, Достоевского, Гончарова и других второстепенных писателей, отражали многие аспекты опыта исповеди. После почти двухвекового принуждения к исповеди всеми возможными способами православные жители Российской империи, казалось, наконец усвоили ее.
Ключевые слова:
Александр II, Великие реформы, освобождение, Александр III, Лев Толстой, Константин Победоносцев, религиозная литература, религиозная автобиография, письменная исповедь, Илья Репин, отец Иоанн Кронштадтский, отец Валентин Амфитеатров, Анна Зерцалова, Лидия Чарская, Иван Гончаров
Предмет
Европейская историяНовая история (с 1700 по 1945)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.