Моисей кто это: ЖИТИЕ ПРОРОКА МОИСЕЯ
Содержание
Моисей, Библейская энциклопедия — архимандрит Никифор Бажанов
архимандрит Никифор (Бажанов)
Библейская энциклопедия
Моисеево Пятикнижие, или ЗаконМолада
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf69Мб
Моисей (извлеченный или спасенный из воды) (Исх. II, 10 и др.) – вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р. X. и был сын Амрама и Иохаведы.
Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения по приказанию фараона еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать дольше не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона, ц. египетского, вышла на реку мыться и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом, взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери.
Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости (Исх. II, 1–10, Деян. VII, 19–22). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10).
Несмотря, однако же, на выгодное свое положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр. XI, 24–26). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьей над нами? сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? (Деян. VII, 23–28). Услышав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до фараона, бежал в землю Мадиамскую.
В доме мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорой и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву (Исх. II, 1).
Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своей помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощники же Моисею Господь указал брата его, Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа.
Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо фараона, ц. египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил египтян страшными казнями, из коих последней было избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем.
Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам Бог показывал, куда направлять им путь свой: Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их (Исх. XIII, 21, 22). Фараон и египтяне вскоре раскаялись, что отпустили евреев, и пустились с войском догонять их и вот уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять жезл свой и разделить море так, чтобы сыны Израилевы могли пройти среди моря по суше. Моисей поступил согласно с повелением Божиим, и море разделилось, и открылось сухое дно. Сыны Израилевы пошли среди моря по суше, так что воды были им стеной с правой и левой стороны. Египтяне последовали за ними в середину моря, но, приведенные Богом в смятение, бросились бежать назад. Тогда Моисей, по выходе уже израильтян на берег, снова простер свою руку на море, и воды возвратились снова в свое место и покрыли фараона со всем войском и колесницы и всадников его; не осталось ни одного из них, чтобы сказать в Египте об этой страшной гибели.
На берегу моря Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море, а Мариам и все женщины, ударяя в тимпаны, пели: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он (Исх. XIV, 5–21). Моисей повел евреев в Землю Обетованную пустыней Аравийской. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры). Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное Им дерево. В пустыне Син вследствие народного ропота на недостаток пропитания и требования ими мясной пищи Бог послал им множество перепелов и с сего времени и во все последующие сорок лет ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме вследствие недостатка воды и ропота народа Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь амаликитяне сделали было нападение на евреев, но были побеждены при молитве Моисея, который во все продолжение битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. XVII, 11, 12).
В третий месяц по исходе из Египта евреи подошли наконец к подошве горы Синай и расположились станом против горы. На третий день по повелению Божию народ поставлен был Моисеем около горы, на некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек десять заповедей Закона Божия.
Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства и, когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, и провел там сорок дней и сорок ночей, и получил подробные наставления от Бога о сооружении Скинии и жертвенника и обо всем, что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (Исх. XIX, Исх.XX, Исх.XXIV, Исх.XXXI, 18).
По возвращении с горы Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения пред золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассеял по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея пало в тот день от меча сынов Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После сего Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь преклонился на милость. Возбужденный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою.
И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на лице его, и, когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него; почему он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом.
Через полгода после сего сооружена была Скиния и освящена со всеми ее принадлежностями священным елеем. Для служения в Скинии назначен был Аарон со своими сыновьями, а вскоре на помощь им отделено было и все колено Левиино (Исх. XXXV, 4–35, Лев. VIII, IX). Наконец в двадцатый день второго месяца второго года облако поднялось от Скинии, и евреи двинулись в дальнейший путь, пробыв при горе Синай около года (Чис. IX:5, X:11, 12).
Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Так, напр., в пустыне Фаран народ роптал на недостаток мяса, рыбы: ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших, с упреком Моисею говорили они. В наказание за это часть стана была истреблена посланным от Бога огнем. Но это мало вразумило недовольных. Вскоре они стали пренебрегать манной и требовали себе мясной пищи. Тогда Господь воздвиг сильный ветер, который принес от моря перепелов в громадном количестве. Народ бросился с жадностью собирать перепелов, собирал их день и ночь и ел до пресыщения. Но эта прихоть и пресыщение были причиной смерти многих из них, и место, где погибло от страшной язвы множество народа, было прозвано гробами похотения, или прихоти.
В следующем стане Моисей испытал неприятность от самих родных своих, Аарона и Мариами, но Бог превознес его как верного своего служителя во всем Дому Его (Чис. XII). Продолжая далее свой путь, евреи приблизились к Земле Обетованной и скоро могли бы овладеть ею, если бы тому не воспрепятствовало неверие их и малодушие. В пустыне Фаране, в Кадесе, произошел самый возмутительный ропот, когда от 12 соглядатаев, посланных осмотреть Землю Обетованную, евреи услышали о великой силе, великом росте жителей той земли и укрепленных городах ее. При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40-летнее странствование, так что все они свыше 20 лет должны были умереть в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева (Чис. XIII, XIV).
Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона (Чис. XVI, Чис.XVII, 1–11). Тридцать с лишком лет странствовали евреи по пустыне и почти все вышедшие из Египта умерли.
С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Кадес, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне Земли Обетованной (Чис. XX, 1–12).
В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавший первосвященство сыну своему, Елеазару (Чис. XX, 22–29). В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей и, когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания (Чис. XXI, 4–9, Ин. III, 14–15).
Приблизившись к пределам амморейским, евреи поразили Сигона, ц. амморейского, и Ога, ц. васанского, и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое евреи были вовлечены моавитянами и мадианитянами, из них погибло 24000 человек, а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в Землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои (Чис. XXVIII, 22, 23).
Таким образом, Моисей передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении Земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их и трогательно напомнив им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования. Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей.
В последний раз, будучи призван пред Скинию, вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песне. Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом Землю Обетованную, умер на горе 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня, говорит бытописатель (Втор. XXXIV, 6). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем.
Св. Церковь совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина): И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу (Втор. XXXIV, 10). У пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля (Ис. LXIII, 11–13).
Как вождь, законодатель и пророк Моисей во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе израильском (Сир. XLV, 1–6).
В Новом Завете Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения (Мф. XVII, 1–3, Лк. IX, 30, 31). Великое имя Моисея не может терять своего важного значения и для всех христиан, и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем.
Моисеево Пятикнижие, или ЗаконМолада
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
МОИСЕЙ • Большая российская энциклопедия
МОИСЕ́Й (евр. משה – Моше; вероятно, от егип. ms – сын, однако в евр. традиции распространена народная этимология от евр. глагола «машá» – извлекать из воды), в Библии пророк, законодатель и вождь народа Израиля во время его Исхода из Египта и странствий по Синайской пустыне.
«Моисей и Неопалимая Купина». Мозаика пресбитерия церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547.
О М. повествуется в библейских книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Он родился в Египте в период пребывания там народа Израиля. Младенцем М. был найден в корзине в зарослях тростника на берегу р. Нил дочерью егип. фараона и усыновлён ею. Обучался при царском дворе «всей мудрости египетской» (Деян. 7:22). После того как М. убил египтянина, издевавшегося над рабом-евреем, он бежал из Египта в пустыни Синайского п-ова и жил среди пастухов. В пустыне в горящем, но не сгорающем кусте («купине неопалимой») М. явился Бог, повелев ему увести евреев из Египта. Фараон не пожелал отпускать евреев, но 10 кар («казни египетские»), которые постигли за это Египет, заставили его согласиться. Фараон всё же попытался нагнать беглецов, однако по мановению жезла М. Божией силой расступилось море, дав евреям возможность уйти от египтян, а затем, сомкнувшись, потопило преследователей. В память об Исходе из Египта был установлен праздник Пасхи, ставший прообразом христианской Пасхи.
За Исходом последовало 40-летнее странствие евреев по пустыне. Наряду с чудесами, сотворёнными М. в пустыне силой Божией (перепела и манна, данные евреям в пищу, иссечённая из скалы вода для утоления жажды), гл. событием этого периода явилась встреча с Богом, сошедшим на гору Синай, в ходе которой М. получил от Бога важнейшие религ.-нравств. предписания (10 заповедей), записанные на скрижалях (каменных табличках), а также подробные инструкции по созданию святилища (скинии), в котором хранился Ковчег Завета, и распорядку богослужений в нём, ряд бытовых, гражд. , уголовных и ритуальных законов и предписаний. Странствие евреев по пустыне завершилось завоеванием ими Земли обетованной (Палестины), накануне которого М. умер.
В еврейской и христианской традициях М., который выступает, прежде всего, как учитель и законодатель, приписывается авторство Пятикнижия. Библейская критика опровергает эту атрибуцию, считая бóльшую часть преданий о М. недостоверными. Согласно библейской хронологии, Исход евреев из Египта и, следовательно, жизнь М. должны приходиться на 15 в. до н. э., что не согласуется с данными об истории Древнего Востока. В новоевропейской науке получила распространение датировка Исхода кон. 13 в. до н. э.
В христианской традиции М. рассматривается как один из прообразов Христа (Евр. 3:1–6 и др.). В Евангелии описывается беседа М. и пророка Илии с Иисусом Христом на горе Фавор во время Преображения Господня (Мф. 17:3–4). День памяти М. по календарю Рус. православной церкви отмечается 4(17) сентября.
Мусульмане почитают М. (Мусу) как одного из пророков.
Наиболее ранние изображения М. и эпизодов из его жизни встречаются в иудейском иск-ве (росписи синагоги в Дура-Европос, 245–256; см. илл. к этой статье).
В восточнохристианском иск-ве образ М. встречается в нескольких памятниках монументальной живописи доиконоборческой эпохи, где он трактуется как ветхозаветный прообраз Христа (мозаики пресбитерия ц. Сан-Витале в Равенне, 546–547). Мозаики «Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей получает законы» в апсиде базилики Св. Екатерины на Синае (ок. 565–566) соотносятся с местоположением монастыря на горе Синай и с легендой о его возникновении на месте, где свершилось чудо с несгорающим кустом. Эти же сцены получают наибольшее распространение в ср. -визант. иск-ве: они представлены многочисл. иконами 11–13 вв. из собрания Синайского мон. Св. Екатерины и миниатюрами рукописей. В собрании этого монастыря хранится и единственная житийная икона М. с 20 клеймами (12 в.). Песни Моисея (Исх. 15:1–19:2; Втор. 32:1–43:3), включённые в состав ветхозаветных песен Псалтири, иллюстрировались сценами «Моисей ведёт народ Израиля через воды Красного моря», «Моисей получает скрижали» (Феодоровская псалтирь, 1066, Британская б-ка). В рукописях Октатевха житие Моисея сопровождается подробными циклами иллюстраций, их открывает «Рождество пророка» и завершает «Переход через Красное море» (рукописи из Ватикана, Евангелич. школы в Смирне, музея дворца Топкапы в Стамбуле, мон. Ватопед на Афоне, все 12 в.). В ср.-визант. системе декорации храма образ М. встречается в росписях барабанов куполов вместе с др. пророками непосредственно под образом Пантократора (напр. , в кафоликоне мон. Дафни, ок. 1100).
«Моисей». Статуя работы Микеланджело в ансамбле гробницы папы Юлия II. 1515. Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим). Мрамор.
В зап.-европ. иск-ве атрибутами М. выступают скрижали Завета. В 11 в. в европ. иск-ве сложилась новая иконография М.: его атрибутом становятся рога; это основано на тексте Вульгаты (Исх. 34:29), в котором сказано, что лицо М. после того, как он говорил с Богом, стало «рогатым» (cornuta). Хотя некоторые филологи считают, что перевод Вульгаты верен евр. оригиналу (притом что в иконографии древнего Ближнего Востока рога – знак божественности), большинство полагает, что употреблённый в этом месте в евр. оригинале глагол karan означает не «быть рогатым», а «сиять лучами». Новый тип изображения рогатого М. из англосаксонской книжной миниатюры распространился в сев.-европ. иск-ве в 12–14 вв. и утвердился в Италии в 15–16 вв. (статуя работы Микеланджело, 1515, ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим). Иногда рога заменяли ниспадающими на лоб локонами.
История М. занимает важное место в ветхозаветных циклах: мозаики ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440), собора Св. Марка в Венеции (кон. 12 – нач. 13 вв.), росписи свода ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп в Пуату (ок. 1100), стен Сикстинской капеллы в Ватикане (1481–1482, С. Боттичелли и П. Перуджино, К. Росселли, Л. Синьорелли), боковых стен капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо во Флоренции (ок. 1540–1545, А. Бронзино), Скуолы-Гранде-ди-Сан-Рокко в Венеции (1575–78, Я. Тинторетто). Отд. сюжеты истории М. широко представлены в европ. живописи и скульптуре 15–19 вв.: «Нахождение Моисея» (П. Веронезе, 1570–75, Прадо, Мадрид; К. Лоррен, 1637–39, там же), «Неопалимая Купина» (алтарный образ Н. Фромана, ок. 1476, собор Сен-Совёр, Экс-ан-Прованс), «Испытание огнём Моисея» (Джорджоне, ок. 1498–1505, галерея Уффици, Флоренция), «Медный змий» (Ф. А. Бруни, 1834–41, ГРМ), «Моисей на горе Синай» (Эль Греко, 1570–72, Историч. музей Крита, Ираклион), «Моисей со скрижалями Законов» (1659, Рембрандт, Гос. музеи, Берлин), «Поклонение золотому тельцу» (Лука Лейденский, ок. 1530, Рейксмюсеум, Амстердам), «Иссечение воды из скалы» (рельеф И. П. Мартоса, 1804, ГРМ), «Моисей защищает дочерей Иофора» (Россо Фьорентино, 1523, галерея Уффици), «Сбор манны» (Дж. Б. Тьеполо, 1740–42; церковь в Веролануова) и др.
Поскольку М. является одним из гл. ветхозаветных прообразов Христа, эпизоды его жития служили параллелями евангельских событий и помещались в непосредственной близости друг от друга (напр., «Медный змий» и «Распятие»). «Неопалимая Купина» нередко объединялась с «Благовещением» (миниатюра «Прекрасного часослова герцога Беррийского из Нотр-Дам», ок. 1400, Гор. музей старинного иск-ва Палаццо Мадама, Турин). В числе прообразов и предшественников Христа М. изображался на порталах готич. церквей (портал сев. трансепта собора Нотр-Дам в Шартре, 1200–10). Наряду с др. пророками, представлен в «Колодце Моисея» К. Слютера (ок. 1396–1406, Археологич. музей, Дижон). В числе праотцев М. изображался в сценах Страшного суда. В новозаветных сюжетах фигура М. присутствует в «Преображении» (вместе с пророком Илией), в «Сошествии во ад» в числе праведников, выводимых Христом. В классицистич. аллегориях фигура М. выступает персонификацией Закона.
Кем был Моисей? — Vox
Баннер cookie
Мы используем файлы cookie и другие технологии отслеживания, чтобы улучшить ваш просмотр на нашем сайте, показывать персонализированный контент и таргетированную рекламу, анализировать трафик сайта и понимать, откуда приходит наша аудитория. Чтобы узнать больше или отказаться, ознакомьтесь с нашей Политикой в отношении файлов cookie. Также ознакомьтесь с нашим Уведомлением о конфиденциальности и Условиями использования, вступившими в силу 20 декабря 2019 г.
Выбирая Я принимаю , вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и других технологий отслеживания.
По
Дара Линд
Поделитесь этой историей
Моисей — самый важный еврейский пророк. Ему традиционно приписывают написание Торы и вывод израильтян из Египта через Красное море. В книге Исход он родился в то время, когда у египетского фараона было 9 лет.0025 приказал утопить каждого еврея мужского пола. Чтобы защитить Моисея, его мать отправляет его вниз по Нилу в корзине, где его в конце концов замечает дочь фараона. Она усыновляет его как своего собственного и воспитывает при дворе фараона.
Несмотря на то, что он свободен, сострадание Моисея к рабам заставляет его убить надзирателя, который, как он видит, избивает раба, что вынуждает Моисея бежать из Египта. Хотя история Песаха показывает сострадание Моисея, она также изображает его нежелающим повиноваться Божьему приказу спасти евреев. Но общий мотив иудаизма состоит в том, что вещи, которые человек должен делать, являются не добродетелями, а мицвот — заповеди и обязанности. Моисею приказано вернуться и вывести евреев на свободу.
После того, как Моисей и евреи покидают Египет, Бог дает ему Десять Заповедей, которые становятся основой еврейского закона и мысли. По этой причине Моисея часто называют законодателем.
через www.liquorsnob.com
Моисей и евреи не достигнут Израиля, пока они не бродят по пустыне целое поколение. Моисей ведет народ в Землю Обетованную, но не может ввести себя — иллюстрация того, насколько идеализирован Израиль в еврейской традиции, и почему политика Израиля сегодня, включая израильско-палестинский конфликт, может стать иногда щекотливой темой во время седера.
Вы поддержите разъяснительную журналистику Vox?
Миллионы людей обращаются к Vox, чтобы узнать для себя, своей семьи и друзей о том, что происходит в окружающем мире, и узнать о вещах, которые пробуждают их любопытство. Финансовые пожертвования наших читателей являются важной частью поддержки нашей ресурсоемкой работы и помогают нам сделать нашу журналистику бесплатной для всех.
Пожалуйста, подумайте о том, чтобы сделать единовременный вклад в Vox сегодня.
Один раз
Ежемесячно
Ежегодный
95 долларов в год
120 долларов в год
250 долларов в год
Другой
Да, дам 120 долларов в год
Да, дам 120 долларов в год
Мы принимаем кредитные карты, Apple Pay и
Google Pay. Вы также можете внести свой вклад через
Кто такой МОИСЕЙ? — Энциклопедия WebBible
также известен как: מֹשֶׁה (иврит), Mωϋσῆς (греческий) — транслитерация: Mōÿsēs )
Значение: нарисованный (или египетское: mesu, «сын», отсюда царственный сын фараона)
Фон
По приглашению фараона (Бытие 45:17-25) Иаков и его сыновья отправились в Египет. Это переселение произошло, вероятно, примерно за 350 лет до рождения Моисея. За несколько столетий до Иосифа Египет был завоеван пастушьей семитской расой из Азии, гиксосами, которые жестоко подчинили себе коренных египтян, которые были африканской расой. Иаков и его свита привыкли к пастушьей жизни и по прибытии в Египет были благосклонно приняты царем, который выделил им для проживания «лучшую часть земли», землю Гесем. Царем, оказавшим благосклонность Иосифу и его семье, по всей вероятности, был фараон Апоп (или Апоп).
Получив такое преимущество, израильтяне начали «чрезвычайно размножаться» (Бытие 47:27) и распространились на запад и юг. Наконец господству гиксосов пришел конец. Потомкам Иакова было позволено спокойно сохранить свое владение Гесем, но после смерти Иосифа их положение стало не столь благоприятным. Египтяне стали презирать их, и начался период их «страдания» (Бытие 15:13).
Их сильно угнетали. Однако их число продолжало увеличиваться, и «земля наполнилась ими» (Исход 1:7). Туземные египтяне относились к ним с подозрением, так что чувствовали на себе все тяготы борьбы за существование.
С течением времени «возник царь [вероятно, Сети I], который не знал Иосифа» (Исход 1:8). (См. ФАРАОН.) Обстоятельства в стране были таковы, что этот царь счел необходимым ослабить своих израильских подданных, угнетая их и постепенно сокращая их число. Соответственно, они были сделаны общественными рабами и использовались в связи с его многочисленными постройками, особенно при возведении городов-магазинов, храмов и дворцов. Дети Израилевы были призваны служить со всей строгостью. Их жизнь стала горькой из-за тяжкого рабства, и «все их служения, в которых они заставляли их служить, были с суровостью» (Исход 1:13-14). Но это жестокое угнетение не привело к ожидаемому сокращению их числа. Наоборот, «чем больше египтяне притесняли их, тем больше они умножались и возрастали» (Исход 1:12).
Акушерки
Затем царь попытался через соглашение, тайно заключенное с гильдией повивальных бабок, добиться уничтожения всех еврейских детей мужского пола, которые могли родиться. Но желание короля не было строго соблюдено; повивальные бабки щадили детей мужского пола, так что «народ умножался» больше, чем когда-либо. Таким образом, сбитый с толку, царь издал публичную прокламацию, призывающую народ предать смерти всех еврейских детей мужского пола, бросив их в реку (Исход 1:22). Но и этим указом цель короля не была достигнута.
Одной из еврейских семей, в которую этот жестокий указ царя навел большую тревогу, была семья Амрама из семьи Каафитов (Исход 6:16-20), который со своей женой Иохаведой и двумя детьми, Мариам, девушкой лет пятнадцати, а Аарон, трехлетний мальчик, жил в Мемфисе, столице того времени, или недалеко от него. В этом тихом доме родился ребенок мужского пола (1571 г. до н. э.). Его мать прятала его в доме в течение трех месяцев от ведома городских властей. Но когда задача сокрытия стала трудной, Иохаведа ухитрилась привлечь внимание дочери царя к своему ребенку, соорудив для него ковчег из тростника, который она положила среди флагов, росших на берегу реки в том месте, где где принцесса имела обыкновение спускаться и купаться.
Ее план удался. Королевская дочь «увидела ребенка; и вот, ребенок плакал». Царевна (см. ДОЧЬ ФАРАОНА) послала Мариам, которая стояла рядом, за нянькой. Она пошла и привела мать ребенка, которой принцесса сказала: «Возьми этого ребенка и вскорми его для меня, и я дам тебе твою плату». Таким образом, ребенок Иохаведы, которого царевна назвала «Моисей», т. е. «Спасенный из воды» (Исход 2:10), в конце концов был возвращен ей.
Королевское воспитание
Как только подошло естественное время для отлучения ребенка от груди, он был переведен из скромного жилища отца в царский дворец, где воспитывался как приемный сын царевны, при сопровождении и заботе матери его, вероятно, до сих пор. для него. Он вырос среди всего величия и волнения египетского двора, поддерживая, однако, вероятно, постоянное общение со своей матерью, что имело первостепенное значение для его религиозной веры и его интереса к своим «братьям». Несомненно, за его образованием будут тщательно следить, и он будет пользоваться всеми преимуществами обучения как для своего тела, так и для своего ума. В конце концов он «научился всей мудрости Египетской» (Деяния 7:22).
В то время в Египте было два главных центра обучения или университетов, в одном из которых, вероятно, в Гелиополе, его образование было завершено. Моисей, которому сейчас около двадцати лет, прожил еще более двадцати лет, прежде чем обрел известность в библейской истории. Эти двадцать лет, вероятно, прошли на военной службе. Существует предание, записанное Иосифом Флавием, что он возглавил войну, которая тогда велась между Египтом и Эфиопией, в которой он прославился как искусный полководец и стал «сильным в делах» (Деяния 7:22).
После окончания войны в Эфиопии Моисей вернулся к египетскому двору, где можно было разумно ожидать, что он будет осыпан почестями и обогатится.
Но «под плавным течением его прежней жизни, чередующейся роскошью при дворе и сравнительной суровостью в лагере и при исполнении воинских обязанностей, скрывался от детства к юности, от юности к зрелости тайное недовольство, может быть, тайное честолюбие. Моисей среди всего египетского окружения никогда не забывал, никогда не хотел забыть, что он был евреем».
Убийство
Теперь он решил ознакомиться с положением своих соотечественников и «вышел к братьям своим и увидел бремена их» (Исход 2:11). Эта инспекционная поездка открыла ему жестокое угнетение и рабство, от которых они повсюду стонали, и не могла не натолкнуть его на серьезное рассмотрение своего долга по отношению к ним. Настало время для того, чтобы он объединился с ними, чтобы тем самым помочь сломить их иго рабства. Соответственно, он сделал свой выбор (Евреям 11:25-27), заверив, что Бог благословит его решимость на благо своего народа. Теперь он покинул царский дворец и поселился, вероятно, в доме своего отца, как один из евреев, которые в течение 40 лет терпели жестокие оскорбления от рук египтян.
Он не мог оставаться равнодушным к положению вещей вокруг себя, и, выйдя однажды в народ, возмутился он против египтянина, который жестоко обращался с евреем. Он опрометчиво поднял руку и убил египтянина, а тело его спрятал в песок. На следующий день он снова вышел и нашел двух евреев, ссорящихся вместе. Он быстро обнаружил, что дело предыдущего дня было известно. Оно достигло ушей фараона («великого Рамсеса», Рамсеса II), который «пытался убить Моисея» (Исход 2:15).
Мадиан
Движимый страхом, Моисей бежал из Египта и отправился в землю Мадиамскую, южную часть Синайского полуострова, вероятно, почти тем же путем, которым он 40 лет спустя привел израильтян на Синай. Провидение привело его к поиску нового дома в семье Рагуила, где он оставался 40 лет (Деяния 7:30), бессознательно готовясь к великому делу всей своей жизни.
Горящий куст
Внезапно в горящем кусте явился ему Ангел Господень (Исход 3) и повелел ему сойти в Египет и «вывести сынов Израилевых» из рабства. Сначала он не хотел идти, но в конце концов повиновался небесному видению и покинул землю Мадиамскую (4:18-26).
По дороге его встретили Аарон и старейшины Израиля (27-31). Перед ним и Аароном стояла трудная задача; но Господь был с ними (главы 7-12), и искупленное воинство выступило с торжеством. (См. ИСХОД.)
Смерть
После насыщенного событиями путешествия взад и вперед по пустыне мы наконец видим, как они расположились лагерем на равнинах Моава, готовые перейти через Иордан в Землю Обетованную. Там Моисей обратился к собравшимся старейшинам (Второзаконие 1:1-4; 5:1-26:19; 27:11-30:20) и дал народу свои последние советы, а затем репетировал великую песню (Второзаконие 32), облекая в подходящие слова глубокие чувства своего сердца в такое время, и в обзоре такой чудесной истории, как та, в которой он играл столь заметную роль. Затем, благословив колена (33), он восходит «на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона» (34:1), и оттуда обозревает землю.
«Иегова показал ему всю землю Галаад до Дана, и всю Неффалимову землю, и землю Ефрема, и Манассию, и всю землю Иудейскую, до самого моря, и юг, и равнину долины Иерихон, город пальм, до Сигора» (Второзаконие 34:2-3)
Это было великолепное наследство племен, предводителем которых он так долго был; и там он умер в возрасте 120 лет, по слову Господа, и был погребен Господом «в долине в земле Моавитской против Беф-Фегора» (34:6). Народ оплакивал его 30 дней.
Так умер «Моисей, человек Божий» (Второзаконие 33:1; Иисус Навин 14:6). В Иуд. 1:9 упоминается спор между ангелом Михаилом и дьяволом из-за тела Моисея. Предполагается, что этот спор имел отношение к сокрытию Богом тела Моисея, чтобы предотвратить идолопоклонство.
Характер Моисея
Моисей отличался кротостью, терпением и твердостью и «терпел, как видя Невидимого». Благодаря своему жизненному опыту и знакомству с Божьей мудростью он стал человеком глубокого смирения.
Муж же Моисей был весьма смирен, более всех людей на земле. — Числа 12:3 NASB
«Не появлялось с тех пор в Израиле пророка, подобного Моисею, которого Господь знал лицом к лицу во всех знамениях и чудесах, которые послал его Господь совершить в земле Египетской к фараону и ко всем рабам его и во всей земле его, и во всей этой крепкой руке, и во всем великом ужасе, который навел Моисей на глазах у всего Израиля». — Второзаконие 34:10—12.
Имя Моисея часто встречается в Псалмах и Пророках как глава пророков.
В Новом Завете он упоминается как представитель закона и как прообраз Христа (Иоанна 1:17; 2 Коринфянам 3:13-18; Евреям 3:5-6).
Моисей — единственный персонаж Ветхого Завета, которому Христос уподобляет себя (Иоанна 5:46; ср. Второзаконие 18:15, 18-19; Деяния 7:37). В Евреям 3:1-19 это сходство с Моисеем представлено в различных деталях.
Место рождения
Земля Гошен в Египте
Родственники
- Отец: Амрам
- Дедушка: Кохат
- Прадедушка: Леви
- Мать: Иохаведа
- Братья: Аарон
- Сестры: Мириам
- Жена: Сепфора и
- Сыновья: Гершом, Элиэзер
- Дочери: не названы и не пронумерованы в Библии
- Тесть: Джетро, он же Руэль и Хобаб