Молитва филарета митрополита московского: Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова)

Разное

Содержание

Ежедневная молитва святителя Филарета , митрополита Московского. Молитвослов на русском языке

Ежедневная молитва святителя Филарета , митрополита Московского. Молитвослов на русском языке

ВикиЧтение

Молитвослов на русском языке

Содержание

Ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского

Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты Един[18] ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня более, нежели я умею любить себя. Отче, дай рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце моё Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться; Сам во мне молись! Аминь.

О смерти митрополита Филарета

О смерти митрополита Филарета
Читаю о предсказании смерти знаменитого митрополита Московского Филарета. Было это в 1867 году, когда исполнилось пятьдесят лет архиерейского служения владыки, тогда восьмидесятичетырехлетнего. Отпраздновав этот юбилей, митрополит ушел на

Ежедневная молитва святителя Филарета , митрополита Московского

Ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского
Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты Един[18] ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня более, нежели я умею любить себя. Отче, дай рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни

759. Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С.-Петербургского Исидора.

Ответное письмо святителя Феофана к Митрополиту Исидору

759. Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С.-Петербургского Исидора. Ответное письмо святителя Феофана к Митрополиту Исидору
Истинная причина удаления преосвященного Феофана на покой. Много было недоумений, когда святитель

Сон святителя московского Филарета

Сон святителя московского Филарета
Один священник с особенным усердием поминал за литургией покойников, так что, если кто раз подавал ему записку о поминовении, он выписывал имена усопших в свой синодик и, не говоря о том подавшему, поминал всю жизнь. При соблюдении

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского
Отец Небесный, ниспошли мне то,
Чего просить я сам не разумею:
Ты лучше знаешь, Мудрый и Святой,
В чём каждый день потребности имею.
И ближним всем моим пошли того же.
Ты видишь всё с Небес, великий Боже,
Людей Ты любишь

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского
Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только

4. ИЗЛОЖЕНИЕ ДОГМАТА ИСКУПЛЕНИЯ В ТВОРЕНИЯХ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА)

4. ИЗЛОЖЕНИЕ ДОГМАТА ИСКУПЛЕНИЯ В ТВОРЕНИЯХ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА)
Тремя рассмотренными системами не исчерпывается русское богословие XIX века, и не они составляют его высшее достижение. Такое значение, бесспорно, принадлежит богословствованию

Об уповании на волю Божью в обретении своего счастья.

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Об уповании на волю Божью в обретении своего счастья. Ежедневная молитва святителя Филарета Московского
Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
Владыко Господи Вседержителю, приими мой дух с миром; пошли от пресвятой Своей славы мирного Ангела, ведущего меня к трисолнечному Божеству, чтобы начальник тьмы с своими силами не остановил меня в пути; не посрами меня

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского
Господи, не знаю чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только

Стихотворный диалог Пушкина и святителя Филарета, Митрополита Московского (1783–1867)

Стихотворный диалог Пушкина и святителя Филарета, Митрополита Московского (1783–1867)
Пушкин:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил

1. Из жизни святителя Филарета, митрополита московского.

1. Из жизни святителя Филарета, митрополита московского.
Много случаев доказали, как при жизни митрополита Филарета, так и по смерти его, ту помощь, какую духовная его сила оказывала людям.Вот несколько из них. Девочка восьми лет была расслаблена и не могла ходить. Недалеко

Письмо святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского, к Преосвященному Стефану (Романовскому), епископу Вологодскому и Устюжскому [19 ]

Письмо
святителя Филарета (Дроздова),
Митрополита Московского,
к Преосвященному Стефану (Романовскому),
епископу Вологодскому и Устюжскому [19]
Преосвященнейший Владыко,Достопочтенный о Господе Брат!Из Указа Святейшего Синода, на сих днях последовавшего, известно Вашему

Письма святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского, к святителю Игнатию [20 ]

Письма
святителя Филарета (Дроздова),
Митрополита Московского,
к святителю Игнатию [20]
№ 1
Преподобный Отец Игумен. Судьба Божия, поставив меня с Вами в сношение по службе, в то же время открывает случай, чтобы мы друг друга узнали в лице. Я сему рад: только забочусь, не было

Из жизни Святителя Филарета, митр. Московского

Из жизни Святителя Филарета, митр. Московского
Святитель Филарет Московский был с 15-го марта 1819 года по 26-е сентября 1820 года архиепископом тверским. Святитель почти ежедневно совершал службу и не пропускал ни одного праздничного и воскресного дня. Народ с любовью спешил в

кто на самом деле написал эту известную молитву? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Молитва, надписанная именем святителя Филарета Московского – наверное, одна из самых известных и любимых в православной среде. Ее можно найти почти в любом молитвослове, она часто соседствует с такими широко распространенными прошениями к Богу, как, например, великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина или молитва Оптинских старцев на начало дня. Однако немногие знают, что на самом деле эту молитву сложил вовсе не святитель Филарет. Но кто же? Давайте разбираться.

Для начала вспомним, как звучит молитва, часто приписываемая святителю Филарету:

«Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

А теперь прочтите текст человека, который родился на 130 лет раньше святителя Филарета — французского католического писателя и богослова, архиепископа Камбрийского Франсуа де Салиньяка де ла Мот Фенелона*:

«Господи! Я не знаю, чего просить у Тебя должно. Тебе одному известно, что для нас потребно. Ты лучше любишь меня, нежели как я сам себя могу любить. О Отче! Дай сыну Твоему то, чего он сам просить не умеет. Я не смею просить ни крестов, ни утешений, а предоставляю токмо себя и открываю Тебе сердце мое. Воззри на мои нужды, кои мне неизвестны, воззри и сотвори по милосердию Твоему. Поражай или исцеляй; утишай или возставляй меня; я чту все Твои изволения, не познавая их; молчу, жертвую собою, предаюся Тебе. Нет у меня инаго желания, кроме исполнения воли Твоея. Научи меня молитися; молися Сам во мне».

*

Цитируется по книге «Многiя важныя разсужденiя и наставленiя о благочестiи, нравахъ и внутренней жизни хрiстiанъ», изданнной в 1799 году московской губернской типографией А. Решетникова. В одном месте этой книги (часть вторая, страница 184) Фенелон обращается к словам апостолов ко Христу: Научи нас молиться (Лк. 11: 1) – и далее помещает цитируемый нами фрагмент «О том, что един Бог может научить молиться».

При сравнении этого текста с «ежедневной молитвой святителя Филарета» становится совершенно очевидно, что молитва эта целиком позаимствована у Фенелона, а святитель сделал лишь перевод и небольшую редактуру!

|Читайте также: Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова

Как это могло получиться?

В эпоху царствования Александра I – а годы зрелости святителя Филарета пришлись как раз на его правление, первую четверть XIX века, – популярным чтением в России были переводы сочинений западных авторов. Одним из таких авторов был Фенелон. 

Хотя жил он столетием раньше (1651-1715), в России его сочинения стали пользоваться успехом именно в конце XVIII – начале XIX века, с возникновением осознанного спроса на западное образование. Неоднократно переводили и издавали, к примеру, роман Фенелона «Приключения Телемака» (о странствиях сына Одиссея) и трактат «О воспитании девиц». Духовные его сочинения перекладывал на русский язык, например, Евгений Болховитинов, будущий митрополит Киевский и Галицкий, один из идеологов реформы российского духовного образования начала XIX века – об этом пишет автор книги «Русское богословие: очерки и портреты» Николай Гаврюшин. Фенелоном зачитывались профессора Московской духовной академии А.В.Горский (будущий сподвижник митрополита Филарета) и П.С.Казанский. 

Звучит парадоксально, но литературное наследие епископа Камбрийского оказалось «важной страницей в истории русского религиозного сознания», заключает Гаврюшин.

Очевидно, что с литературным творчеством Фенелона был хорошо знаком и святитель Филарет. Вероятно, молитва французского епископа пришлась ему по сердцу, и он выписал ее для себя. А уже впоследствии почитатели таланта московского святителя, разбирая его записи и архивы, сочли эту молитву плодом его творчества.  

Ошибиться было не так уж и сложно: ведь из-под руки митрополита Филарета в самом деле вышло немало молитвословий и богослужебных чинопоследований.

Возможно, он самостоятельно перевел молитву французского архиепископа и внес в нее отдельные коррективы (например, заменил «сына» на «раба») – но автором его он определенно не был.

Чем известен Фенелон?

Франсуа де Салиньяк Фенелон

Он был католическим архиепископом, но при этом даже внутри Католической Церкви отношение к нему было противоречивым. Одну из его книг – «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» – Рим счел не вполне соответствующей учению Католической Церкви и даже осудил.

Учение Фенелона близко к направлению мысли, получившему название квиетизм (от латинского quies — «отдых, покой»). Стержневая идея французского епископа заключалась в том, что человек должен научиться не желать ничего своего, а только того, чего хочет Бог. Отправной точкой для размышлений Фенелона стал вопрос: как можно бескорыстно любить Бога, если от Него мы получаем всё? В итоге он пришел к выводу: подлинная, чистая любовь к Богу – такая, которая не становится меньше, даже если Бог решает отправить человека в ад. Всякое раздумье человека над своим поступком уже корыстно, считал Фенелон: идеал для христианина, с его точки зрения, – забыть самого себя, стать простым «проводником» воли Божией, как бы «раствориться» в Божественной Личности.

Эти выводы смутили католических кардиналов, и понятно почему: христианство вовсе не проповедует растворения личности человека в Боге (это специфика некоторых восточных религий, например, индуизма). Наоборот, христиане говорят о предстоящем обóжении человека, об установлении  настоящего, полноценного, глубокого общения между человеком и его Создателем. А настоящее общение возможно только между личностями.

Впрочем, о полном растворении человека в Боге Фенелон все-таки не говорил, так что оснований обвинить его в ереси у Рима не нашлось. Римская курия осудила книгу, но не самого Фенелона. До самой смерти тот продолжал оставаться архиепископом и временами даже пользовался расположением папы Римского.

Так могут ли православные молиться этой молитвой?

Святитель Филарет Московский (Дроздов)

Конечно, да. В молитве, носящей имя святителя Филарета, нет ничего неправославного.

О том, что человек должен искать исполнения воли Божией, а не своей собственной, в один голос говорят все святые отцы. Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам обращаться к Богу Отцу со словами: Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли (Мф. 6: 10). А что касается молитвы – сам апостол Павел говорит: Мы не знаем, о чем молиться, как дóлжно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8: 26).

И, безусловно, не стоит забывать о масштабе фигуры самого святителя Филарета – знаменитого проповедника и богослова, ставшего настоящим нравственным ориентиром своей эпохи, создателя и поныне самого авторитетного Катехизиса, главного инициатора работы по переводу Библии на русский язык (до середины XIX века у Библии в России имелся только церковнославянский перевод). 

К слову митрополит Филарет относился в высшей степени уважительно: он вообще держался мнения о мистической силе слова как творческой силы Божией, о его глубокой связи с тем, что оно означает. И слова, включенные святителем Филаретом в его личное молитвенное правило, безусловно, заслуживают того, чтобы мы повторяли их вслед за ним.

пятничных молитв | Утренняя молитва Митрополита Филарета

Эй, коллектив! Каждую пятницу в ноябре мы с авторами моего блога будем делиться своими любимыми молитвами и объяснять, почему мы их так любим и почему мы находим их такими действенными. Если вы еще не ознакомились с некоторыми потрясающими работами наших авторов блогов, вам следует ознакомиться с ними здесь, здесь и здесь.

В эту первую пятницу я начну с утренней молитвы, подходящей, я думаю, для нашей первой молитвы. Я не верю, что это есть в вашем обычном маленьком красном молитвеннике — по крайней мере, этого нет в моем. Я добавил его в свои утренние молитвы. С ним я познакомился в маленьком молитвеннике, который кто-то сделал для меня в лагере искусств и ремесел в прошлом году, и с тех пор я им пользуюсь. Это Утренняя молитва митрополита Московского Филарета, и она звучит так:

Господи, дай мне встретить грядущий день с миром.
Помоги мне во всем полагаться на Твою Святую Волю.
В каждый час дня открывай мне Свою волю.
Благослови мои отношения со всеми, кто меня окружает.
Научи меня относиться ко всему, что приходит ко мне
в течение дня, с душевным спокойствием,
и с твердой уверенностью, что Твоя воля правит всем.
Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами.
В непредвиденных случаях дай мне не забыть, что все послано Тобою.
Научи меня действовать твердо и мудро, не озлобляя и не смущая других.
Дай мне силы перенести усталость грядущего дня со всем, что он принесет.
Направь мою волю.
Научи меня молиться.
Молись во мне.
Аминь.

Вау. Я все еще такой большой поклонник. Новые маленькие самородки выделяются мне каждый раз, когда я читаю это.

Мне нравится начинать день с этой молитвы по двум важным причинам. Во-первых, из-за моей личной борьбы, если мне и нужно что-то «встречать грядущий день», так это покой. Я думаю, что это верно для многих из нас, но я могу говорить только за себя, и я знаю, что мне нужен этот покой.

Изображение с Викисклада

Естественно. Я контролирую. Я сосредоточен на результатах. Я своевольный. И только эта вступительная строка иногда заставляет меня задуматься, и я действительно думаю о том, что она означает, и повторяю ее. «Господи, дай мне встретить грядущий день с миром». Я иду навстречу, Господи, — грядущий день действительно грядет, и нет никакой возможности остановить приход жизни. Но если я хочу встретить его мирно, мне нужна Твоя помощь.

Во-вторых, и в том же духе, в конце молитвы проситель просит «силы перенести усталость грядущего дня со всем, что он принесет». Я только что понял, что обе мои любимые строки относятся к «грядущему дню». Это действительно здорово, и это говорит о том, почему мы должны думать о том, что мы думаем, думать о том, почему мы чувствуем то, что чувствуем — этот самоанализ, эта проверка себя открывает новые истины. Эта молитва так направлена ​​вперед, так ориентирована на будущее, и это находится в гармонии с моим отношением к жизни. Я не понимал этого до сих пор. Насколько это круто?

Эта молитва не только ориентирована на будущее, но и честна — думаю, это моя любимая часть. Не сказать, что другие молитвы лживы, но сказать, что эта молитва проста, она беззастенчива – действительно, она человечна. В молитве есть неотъемлемое признание — грядущий день принесет усталость. Нет пути вокруг этого. В разгар утренней молитвы, в разгар того, как мой день начинается ЛУЧШИМ способом… Я все еще осознаю, что день будет трудным, будет утомительным.

Удивительно. Как отчаянно мы хотим, чтобы молитва просто избавила нас от борьбы, но дело не в этом. Даже в утренней молитве, когда еще ничего не могло пойти не так! — грядущий день принесет усталость, и мне нужна Твоя сила, Господи, чтобы вынести ее.

Итак, это Утренняя молитва митрополита Московского Филарета. Я надеюсь, что вы сможете найти в ней какое-то применение или, увидев ее пример, вы можете обратиться к своим любимым молитвам и начать задаваться вопросом, почему они так много значат для вас. А до тех пор ждите следующей пятницы для следующей молитвы.

-B

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) [+1867] о молитвах об усопших – НФТУ

Есть некоторые «христиане», которые лишают себя утешения молитвами об усопших. И кто они? Без сомнения, те, кто, сознательно или по неведению, любит спорить, а не верить. Почему не принимают молитв об умерших? По-видимому, нет иной причины, кроме того, что они не понимают, как действенность молитвы может простираться так далеко — от одного мира к другому — от видимого к невидимому.

Я бы спросил человека, рассуждающего таким образом, понимает ли обычный разум действенность молитвы, возносимой одним живым человеком за другого, особенно если она совершается за отсутствующего или хотя бы за присутствующего, во имя какого-либо нравственного или духовная польза; как прощение грехов, исправление некоторых недостатков, подавление страстей, просвещение ума, утверждение в добродетели? Разве две души, взятые каждая со своим собственным разумом, своей волей, своими склонностями, своей свободой, не являются двумя различными мирами друг для друга и тем более различными, что обе они ограничены своими телами? Как же тогда молитва одного может распространять свою силу на другого?

Пусть каждый ответит на эти вопросы как хочет. Если он возьмется продемонстрировать, что различие между бытием и свободой не препятствует действенности молитвы о живых; тем самым он в то же время демонстрирует действенность молитвы за умерших. Если бы он сказал, что действенность молитвы за живых возможна, хотя она может быть и необъяснима разумом, то я, в свою очередь, говорю: не отрицайте же действенности молитвы за умерших только потому, что она также необъяснима. , или кажется так.

Но, на мой взгляд, безопаснее всего меньше спорить и больше верить; и полагаться не на собственную мудрость, а на Слово Божье. Но Слово Божие говорит нам: «Теперь мы знаем, о чем нам молиться, как должно» (Рим. 8:26). Следовательно, разум без благодати не может научить нас, должны ли мы молиться за кого-либо. «Но Сам Дух, — продолжает апостол, — ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» в молитве каждого по его положению; и Тот же Дух, для общего руководства в молитве, особенно в публичной, ясно выражает то, о чем мы должны просить. Например: «Итак увещеваю прежде всего совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1). согрешит грехом не к смерти, попросит, и даст ему жизнь за согрешающих не к смерти. Есть грех к смерти, не говорю, что он должен молиться за него» (1 Иоанна 5:16). И еще: «Молитесь друг за друга, чтобы получить исцеление». Много может действенная и усердная молитва праведного» (Иак. 5:16). Фессалоникийцам, «чтобы Бог наш соделал вас достойными этого звания и совершил всякое благоволение благости Своей и дело веры и силы, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, а вы в Нем по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (2 Фес. 1:11, 12). да прославится, как у вас» (2 Фес. 3:1). И в другом послании: «Всякою молитвою и прошением молясь всегда духом и бодрствуя о том со всяким постоянством и молением о всех святых, и для меня, чтобы мне было дано слово, чтобы я мог смело открыть свои уста, чтобы возвещать тайну Евангелия, для которого я являюсь амтом Ассадора в узах» (Еф. 6: 18, 19)

Не сводя воедино многочисленные свидетельства Священного Писания о молитве вообще, как о вещи общеизвестной, приложим к частному предмету этих размышлений те, которые мы здесь привели.

Если мы теперь знаем, о чем должны просить, и, чтобы возместить наше невежество, обладаем этим Священным Писанием, «которое может умудрить нас во спасение» до такой степени, «чтобы человек Божий был совершен, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15, 17), мы можем положиться на мудрость и благость Святого Духа, Который продиктовал это место Писания не только для того, чтобы научить нас удовлетворительным образом, как что мы должны спросить; но и за то, что Своими запретами удерживает нас от обращения к Богу с молитвами, которые были бы Ему неугодны. Эта уверенность оправдывается самими фактами. Мы видим, в самом деле, как Священное Писание, в то же время внушая молитву за всех людей, удерживает верующего от молитвы, неугодной Богу и бесполезной для людей, тем, что запрещает ее. «Есть грех к смерти, я не говорю, что он должен молиться за него». выведены из более общих принципов и заповедей молитвы; так как, с другой стороны, нет запрета, запрещающего такую ​​молитву, как на самом деле и нет, — само это отсутствие запрета, само это умалчивание Священного Писания есть доказательство того, что молитва об умерших не неприятна ни Богу, ни бесполезна для мужчин.

Сомневающийся может спросить: Не лишнее ли молиться за усопших с верой и надеждой? Присоединяюсь: не лишнее ли, по-видимому, молиться за святых? И все же св. Павел хотел бы, чтобы мы молились «о всех святых». Церковь, «прежде Апостолы» (1 Кор. 12:28)? А между тем апостол Павел просит и тех, кто не апостолы, молиться за него, и более того, он сделал это в то самое время, когда уже приблизился к венцу, обещанному подвигами его апостольства. Если молитва полезна для самого Евангелия, «чтобы Слово Божие распространялось и прославлялось», хотя само Евангелие есть «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16), разумно ли — возможно ли — опасаться, что молитва за усопших верных будет излишней?

Но опять же, можно спросить: не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Отвечаю: напрасно умершим в духовной смерти смертным грехом, и пораженным телесной смертью в том состоянии, – тем, которые внутренне отпали от духовного тела Церкви Христовой, и от жизнь веры своим неверием, своим нетерпением, своим решительным и окончательным сопротивлением Милости Божией. Когда знамения этой печальной кончины ясны для просвещенного и беспристрастного взгляда, нет места утешению молитвой: «Есть грех к смерти, не говорю, чтобы он молился о нем». Но что может молитва? сделать согрешившему грех, но не к смерти? Это может «дать ему жизнь»! Но относится ли это также и к тому, кто телесно умер? Св. Иоанн в словах, которыми мы сейчас занимаемся, не говорит «да», но и не говорит «нет», он не запрещает молиться за умерших, хотя и запрещает молиться за нераскаявшихся и отчаянный грешник.

Всепредусмотрительная Премудрость Божия не провозглашает открыто заповеди молитвы за усопших в Божественном Писании, может быть, по этой причине; чтобы живущие, уповая на такую ​​помощь, не ослабляли своих усилий «со страхом и трепетом совершать свое спасение» перед телесной смертью… и до сих пор существует в Церкви; не как установление, торжественно провозглашенное и необходимое для веры, или как строго предписанное; но как традиция и благочестивый обычай, всегда поддерживаемый свободным послушанием вере и частыми духовными переживаниями. Обратимся к некоторым свидетельствам в его поддержку.

«Расторопность, — пишет Сын Сираха, — имеет благодать перед каждым живущим человеком; и от мертвых не удерживай» (Еккл. 7:33). Что здесь имеется в виду под «простодушием»? Если же это будет дар, приносимый к жертвеннику, то слова «от мертвых не удерживай его» явно означают: принесите жертву за умерших или, что то же самое, помолитесь за умерших. Если предположить более вероятным, что «щедрость» означает благосклонность к бедным, независимо от того, была ли та или иная из этих мыслей мыслью Сына Сирахова, обе они предполагают одно и то же общее для них основание, а именно то, что живые могут и должны творить добрые дела, которые могут быть полезны душам умерших.

В Истории Маккавеев мы находим фактические упоминания о жертвоприношениях и молитвах за умерших. Иуда предложил его за тех воинов, которые умерли в грехе, взяв в качестве военной добычи «предметы, посвященные идолам», которыми праведники не должны пачкать своих рук. (2 Макк. 12:39, 46)

С тех пор, как христианское богослужение было публично учреждено, молитва за умерших всегда допускалась в нем как неотъемлемая его часть. Все древние обряды священной Литургии доказывают это, начиная со св. Иакова, Брата Господня. Поэтому не может быть сомнения, что молитва об умерших была апостольской традицией.

«Даже если грешник и умрет, — говорит св. Златоуст, — подобает помогать ему сколько возможно: и то не слезами, а молитвами, прошениями, милостынями и приношениями. В самом деле, не по глупому воображению и не напрасно мы совершаем память об умерших в Божественных Тайнах; и что мы приближаемся к Жертвенному Агнцу, Который взял на Себя грехи мира, чтобы помолиться за них; но чтобы оно могло получить для них некоторое освежение. И не напрасно пред Престолом во время совершения Великих Таин священник молится о умерших во Христе Иисусе и о ходатайствующих о них». (Слово 41 на 1-е Коринфянам)  И далее он говорит: «Не усомнимся в помощи умершим и вознесем за них свои молитвы; ибо весь мир нуждается в очищении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts