Молитва живый в помощи псалом 90: Псалом 90 «Живый в помощи вышняго» – Православный журнал «Фома»
Содержание
90-й псалом: Живый в помощи Вышняго: текст и толкование
Издавна каждый верующий знал, что при любых ситуациях он может обратиться к Богу. Обращением к нему были Псалмы. Они до сих пор считаются сильнейшими молитвами. Самым употребляемым является хвалебный Псалом 90. Также он несет и другое название «Живые в помощи Вышняго». Многие верующие убедились на собственном опыте, что молитва может помочь в опасных ситуациях.
Даже в древние времена каждый человек знал текст главной охранительной молитвы Псалом 90 Живый в помощи Вышняго. Но большинство современных православных людей так же помнят наизусть его святые слова, носят освященный поясок с текстом. В статье мы поговорим о том, как правильно молиться этой, по истине, чудотворной молитвой.
Содержание
- Текст молитвы Псалом 90
- История создания Псалма 90
- Псалом 90. В каких случаях читается?»
- Правила чтения псалма «Живый в помощи…»
- Толкование Псалма 90
- Слушать Псалом 90
- Псалом 90 в культуре и искусстве
Текст молитвы Псалом 90
Текст молитвы Живые помощи творит чудеса в мире. Если верующий произносит эти слова, то даже в самые трудные минуты Господь подсказывает, что необходимо делать дальше. Данный священный текст может исцелять больных людей, оберегать от несчастий, быть лучшей защитой, если очень страшно.
Псалом 90 на старославянском языке
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Псалом 90 на старославянском языке с ударениями
Самым употребляемым вариантом является старославянский.
Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.
Псалом 90 на русском языке
Существует современный перевод текста на русском языке Псалом 90.
Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое.
История создания Псалма 90
Во многих источниках еврейский вариант молитвы Псалом 90 не имеет заголовка. Но в «Переводе семидесяти толковников» он есть, и переводится как «Хвалебная песнь Давида». Это название вошло в переводы на другие языки. Написан он пророком Давидом.
Главная идея текста молитвы Псалом 90 в том, что Господь – защитник каждого истинного в него верующего. Данная хвалебная песнь отличается от остальных горячей верой, живостью языка и возвышенностью мысли.
Что такое Псалом?
Псалом представляет собой молитвенное гимнографическое поэтическое произведение, исполняемое нараспев, обращенное к всемилостивому Богу. Само понятие происходит от греческого глагола «псалло», что в переводе означает «щипать, перебирать струны, воспевать».
Псалмы были созданы в IX – I вв. до Р.Х.
Основным автором псалмов является царь Давид, хотя называют и других авторов, в числе которых Моисей, Соломон, Асаф, сыновья Корея и др. Псалмы всех жанров необычайно образны и отличаются выразительностью в эмоциональном аспекте.
Даже слова сатаны, во время искушений Спасителя, доказывают нам, насколько действенны против него слова 90-го псалма. После Своего Крещения, Господь Иисус Христос на сорок дней удалился в пустыню для молитв и там Спасителя начал искушать диавол. Одним из искушений было: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:
Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6).
«Ангелам своим…» – это слова из девяносто псалма и, сатана вряд ли бы их повторил, если бы они не были настолько сильны в борьбе с ним.
Псалом 90. В каких случаях читается?
Текст 90-го псалма представляет собой молитву верующей души, обращенную к Всевышнему в надежде получить помощь, особенно при нахождении в затруднительных обстоятельствах.
Данный псалом принято читать при всевозможных опасных ситуациях, при опасности быть поверженным врагом как видимым, так и невидимым. По этой причине этот псалом особо почитаем у верующих воинов, которые читают его перед сражениями, во время горячих схваток с противниками.
Псалом 90 также полезно читать, находясь в любом бедственном положении, при тяжких обстоятельствах, в случае тяжелой болезни, когда донимают всевозможные помыслы, при депрессивном состоянии на грани уныния.
Если ознакомиться не просто с переводом текста на русский язык, а с толкованием, станет понятно: всегда и везде человек находится под покровительством Божиим. Это значит, что ничего страшного не случится с тем, кто регулярно обращается к защите Небесных Сил. Когда прибегают к «Живый в помощи»:
- При любых угрозах со стороны злых людей.
- Если преследуют страхи, кошмарные сны, наведена порча, сглаз, проклятие. Псалом 90, вместе с молитвой «Да воскреснет Бог», оградит от всякой нечисти.
- Когда одолевает лень или иные страсти, мешающие в делах.
- Чтобы не попасть под дурное влияние (наркоманов, алкоголиков, распутников и пр.).
- От нападения врагов, при защите жилья от разорения, от издевательств.
- Если грозит смерть (при отравлении, эпидемии, от неизвестных причин, при гнойных воспалениях, от радиации).
Примечание: Лучше всего выучить молитву наизусть. Причем, узнав ее смысл, легче запомнить и читать на старославянском. Поверьте, вы полюбите эти слова. Они льются, как песня: сами рождаются и восстанавливаются в уме. Утверждаю это из собственного опыта: современный перевод, какой-то корявый. Традиционный – сам с языка просится, и когда необходимо, легко читается по памяти.
Правила чтения псалма «Живый в помощи…»
Самые часто употребляемые и любимые псалмы, это – 50 (покаянный) и 90 (хвалебный и защищающий от всех бед). Последний входит в чтение 6 часа, упоминается на погребении и панихидах. Православные давно убедились, что «Живый в помощи» помогает в самых опасных ситуациях. Известно: на войне нет неверующих, ибо смерть стоит за спиной, поэтому текст молитвы:
- либо учили наизусть
- либо зашивали в гимнастерку
- либо носили с собой и регулярно читали, прося защиты у Бога
И получали ее. Есть много историй, когда по словам молитвы, освобождались из лап «костлявой старухи». Нередко люди носили ленточку (поясок) с текстом 90 Песни, веря, что имеют защиту (бес не приблизится), как от креста Господня (особенно, когда крестик носить запрещали).
Чтение этого псалма обязательно входит в Правило (состоящее из 3-4 молитв), читаемое в самых тяжелых ситуациях, когда вся надежда возлагается на Бога. Например, в любых трудностях постоянно произносят, пока положение не выправится, такие молитвы:
- Отче наш
- Псалом 90
- Псалом 50/26
- Да воскреснет Бог
- Честнейшая Херувим
Примечание: Псалом 50/26 читают, когда грозит смертельная опасность. Например, бомбят населенный пункт, враг приближается к жилью, за человека, находящегося в горячей точке. Или за попавших в тюрьму, на чужбину (плен), чтобы над ними не издевались, и не глумились жестокие люди.
Толкование Псалма 90
90-й псалом заключает в себе огромную надежду на Бога, как на Защитника и понимание того, что Бог не наказывает людей за проступки, а помогает им. Некоторые учат наизусть текст псалма, кто-то носит с собой поясок с 90 псалмом, кто-то выписывает текст в блокнот. Важно понимать, что без твердой веры, без понимания того, о чем говорится в псалме царя Давида, все это не имеет никакого значения.
В содержании 90-го псалма принято выделять три раздела.
Стихи 1-2. Защиту можно найти у Всевышнего. «Живущий под кровом Всевышнего» можно всегда рассчитывать на защиту Господа. Кров – это место, где любой путешественник найдет пристанище.
Стихи 3-8. Злые враги могут создавать любую опасность, избавление от них может дать Бог. В истине Божьей можно найти защиту. В 4 песне Господь сравнивается с птицей, которая защищает птенцов своим крылом. В стихе 5 описывают опасности, которые в земном мире могут происходить с каждым. Но только истинная вера может помочь.
Стихи 9-16. С 10 стиха мы встречаем обещания безопасности верующему и его дому. Господь велит охранять праведников своим Ангелам. Кто действительно горячо верит в Господа, тот получит защиту от бедствий, опасностей, болезней, нечисти и недугов. Бог услышит и праведника вознаградят за верность и веру.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, – это значит, что тот, кто живет, надеясь на Бога, живет под кровом Небеснаго, под защитой Господа. Бог распространяет над верующим Свой Покров. Бог содержит человека под Небесным кровом. Как в родном доме верующий чувствует себя в этом мире, если он молится, читает 90 псалом и обращается к Богу, как к Отцу и Защитнику.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, – какие бы опасности не подстерегали человека, Богу под силу защитить нас от любой из них. Бог покрывает нас Своими Руками, поддерживает нас, как родители поддерживают под руки своего малыша. Мы под крылом у Господа, так птица покрывает крыльями своих птенцов, чтобы защитить их от опасности.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое, – Бог обращается со Своей милостью к каждому из нас, если мы обращаемся к Нему с искренней верой, старается жить по заповедям Божьим. В жизни человека много скорбей и испытаний, но тем, кто проходит их с искренним упованием на Бога, легче перенести их.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое, – уверенность в помощи Божьей, в том, что Он обязательно нас услышит и придет, помогает нам справляться с трудностями и порой являет настоящие чудеса. Ведь все, что не подвластно человеку, подвластно Богу. Именно для этого, чтобы ощутить поддержку Господа, обычно читается 90 псалом – Живый в помощи Вышняго.
Слушать Псалом 90
Девяностый псалом имеет великую силу, эта молитва – мощное ограждение от любого зла, и от недобрых людей и от бесов.
Блаж. Феодорит пишет:
«Сей псалом учит, что сила упования на Бога есть необорима: ибо блаженный Давид, прозря издали духовными очами, что имело быть при блаженном Езекии и, увидев, как он в надежде на Бога истребил войско Ассириан, написал сей псалом в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога».
«Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан», – свидетельствует иеромонах Иов (Гумеров).
Слушать Псалом 90 на русском языке
Псалом 90 в культуре и искусстве
Мощь псалма 90 или «Живый в помощи Вышняго» заключается не только в словах, но зависит от веры, обращающегося к Могущему Все. Смысл текста можно свести к следующему: кто доверяет, надеется, уповает на Бога, тот получает просимое, всегда имеет Его защиту. Возлюбивший Имя Господне – будет долголетен и прославлен. И автор перечисляет виды помощи, получаемые верующим.
Псалом 90 часто употребляется в культуре и искусстве всех стран и народов.
В художественной литературе
- Упоминания о псалме 90 и информация об использовании его текста встречаются в произведении Б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Слова из 90-го псалма использованы в наименовании книги В. Николаева «Живый в помощи».
В музыкальной культуре
- В оратории «Илия» (№7) композитором Ф. Мендельсоном использованы стихи 11-й и 12-й из псалма 90.
- В варианте исполнения песни «Течет река Волга» музыкальным коллективом «Пикник» использовано прочтение данного псалма на латинском языке.
- В записи песни «Never Get Old» ирландской певицы и композитора Шинейд О’Коннор также использовано чтение псалма 90.
- В музыкальном треке коллектива Soulfly использован текст псалма на португальском языке.
В кинематографе
Чтение псалма 90 героями встречается в фильмах:
- «Десять негритят»
- «Бой с тенью 2: Реванш»
- «Бой с тенью 3D: Последний раунд»
- «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»
- «Царь»
- Легенда о пианисте»
- «Викинг»
В мультипликации
В анимационном фильме «Необыкновенное приключение Серафимы» 90-й псалом читает прп. Серафим Саровский в молении на камне.
Молитвы Живые помощи – настоящее чудо, которое можно увидеть собственными глазами. Это текст, после прочтения которого в душе благодать. Текст можно произносить как дома перед иконками, так и в церкви со свечкой. Не забывайте, что Бог помогает всем и каждому, достаточно лишь к нему обратиться. Верьте в Господа – это лучшее, что есть у христиан!
текст молитвы живый в помощи Вышняго, читать на русском и церковнославянском языке, толкование, как и когда правильно читать, от чего помогает
Полезные материалы
Святитель Спиридон из Тримифунта
Житие святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Царь Давид
Псалом 90 — одна из самых знаменитых молитв. Она содержится в Библии, в книге Псалтирь. Текст молитвы, его толкование, а также пояснения как правильно читать вы найдете в этой статье.
Содержание страницы
- Псалом 90 — читать текст на русском языке
- Псалом 90 — читать текст на церковно-славянском языке
- Когда и как правильно читать псалом 90?
- История и авторство псалма 90
- Толкование и особенности псалма 90
- Псалом 90 в культуре и искусстве
- В художественной литературе
- В музыкальной культуре
- В кинематографе
- В мультипликации
- Похожие статьи
Псалом 90 — читать текст на русском языке
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Читайте также: Псалом 26, 50
Псалом 90 — читать текст на церковно-славянском языке
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
Когда и как правильно читать псалом 90?
Текст 90-го псалма представляет собой молитву верующей души, обращенную к Всевышнему в надежде получить помощь, особенно при нахождении в затруднительных обстоятельствах. Его можно читать как на русском, так и на церковно-славянском языке.
Данный псалом принято читать при всевозможных опасных ситуациях, при опасности быть поверженным врагом как видимым, так и невидимым. По этой причине этот псалом особо почитаем у верующих воинов, которые читают его перед сражениями, во время горячих схваток с противниками.
Псалом 90 также полезно читать, находясь в любом бедственном положении, при тяжких обстоятельствах, в случае тяжелой болезни, когда донимают всевозможные помыслы, при депрессивном состоянии на грани уныния.
Поскольку все наши трудные и опасные обстоятельства жизни связаны, как правило, с действиями на нас сил «князя тьмы», то содержание 90-го псалма, выражающего надежду на помощь Господа сил, как нельзя лучше способствует отгнанию всякого зла и умиротворению души молящегося под кровом Всевышнего.
Псалом 90 очень востребован среди верующих людей, которые часто осуществляют поиск его текста в сети интернет. Очень полезным будет запомнить текст этого псалма и читать его в преддверии каждого значимого дела в жизни.
История и авторство псалма 90
Этот псалом хорошо знаком многим, по первым словам, содержащимся в нем: «Живый в помощи Вышнего…»,часто этими словами его и называют. А в простонародье его название звучит просто: Живые помощи. Данный псалом включен во многие молитвенные правила и постоянно звучит на богослужениях.
Согласно преданию, история написания этого псалма такова: он является благодарностью и хвалой Богу за чудо избавления богоизбранного народа от морового поветрия, разразившегося в страшную эпидемию.
Автором этого псалма, как и большинства других, является великий пророк и царь иудейский Давид.
Псалтирь на Богослужении
Толкование и особенности псалма 90
Псалом 90-й характеризуется следующими особенностями:
- ведение рассказа об уповании на Господа Бога, Его защите и помощи двумя лицами в виде диалога;
- размышляющие и чувствующие лица быстро сменяют друг друга.
Помыслы участвующих в диалоге лиц устремлены горе́, они выражают пламенную веру и чувства посредством высокопоэтичного языка и убедительных образов, например, «…изба́вит тя от се́ти ло́вчи, … под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его…от стрелы́ летя́щия во дни, …» т.п.
В содержании 90-го псалма принято выделять три раздела.
Первый раздел включает 1-й и 2-й стихи:
«1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.».
Первый стих вещает нам о том, что тот, кто пребывает в помощи Господа Всевышнего находится всегда под Его покровом и в безопасности.
Второй стих исходит от лица, утвердившегося в уповании на Господа, считающего Его своим заступником, который на Камне строит дом своего спасения.
Второй раздел включает стихи с 3-го по 13-й. В этих стихах даётся ответ на основной вопрос данного песнопения: «Почему следует без сомнений уповать на Господа?». В ответе на этот вопрос использованы поэтические образы врагов, от которых избавит и защитит всевышний:
«3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. ».
Кульминацией псалма является третий, завершающий раздел, включающий стихи
с 14-го по 16-й. В этих стихах Сам Господь даёт обетования уповающим на Него:
«14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.».
Последний 16-й стих говорит об исполнении обетованного спасения в Жизни Будущего Века.
Об этом хорошо сказал свт. Афанасий Великий в своем знаменитом «Толковании на псалмы»: «А спасение это – Сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в Новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Псалом 90 в культуре и искусстве
В художественной литературе
- Упоминания о псалме 90 и информация об использовании его текста встречаются в произведении Б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Слова из 90-го псалма использованы в наименовании книги В. Николаева «Живый в помощи».
Псалом 90
В музыкальной культуре
- В оратории «Илия» (№7) композитором Ф. Мендельсоном использованы стихи 11-й и 12-й из псалма 90.
- В варианте исполнения песни «Течет река Волга» музыкальным коллективом «Пикник» использовано прочтение данного псалма на латинском языке.
- В записи песни «Never Get Old» ирландской певицы и композитора Шинейд О’Коннор также использовано чтение псалма 90.
- В музыкальном треке коллектива Soulfly использован текст псалма на португальском языке.
В кинематографе
Чтение псалма 90 героями встречается в фильмах:
- «Десять негритят»;
- «Бой с тенью 2: Реванш»;
- «Бой с тенью 3D: Последний раунд»;
- «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»;
- «Царь»;
- Легенда о пианисте»;
- «Викинг».
В мультипликации
В анимационном фильме «Необыкновенное приключение Серафимы» 90-й псалом читает прп. Серафим Саровский в молении на камне.
Интересный факт
В соответствии с повествованиями Евангелий от Матфея и от Луки словеса из псалма 90 произнес «князь тьмы» во время искушения Иисуса на кровле храма в Иерусалиме
(Мф. 4:5-7, Лк. 4:9-12).
Автор Сергей Запольнов
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Псалом 90: Жизнь с перспективой вечности
Согласно названию «Молитва Моисея, человека Божия», автором 90-го псалма является Моисей. Поскольку он жил около 1400 г. до н.э., это означает, что 90-й псалом является старейшим из псалмов, а Моисей является первым автором священных гимнов.
Моисей был назван «человеком Божьим», потому что он был посредником между Богом и детьми Израиля. Он служил, ходатайствуя за детей Израиля в молитве и призывая на них Божье благословение. Истинный человек Божий — это человек молитвы. Таким образом, Псалом 90 называется «Молитва Моисея, человека Божия».
В данном случае Моисей молился о том, чтобы дети Израиля усвоили важный жизненный урок. Урок был тем, чему он научился, когда бродил с ними по дикой местности. То, что должно было стать относительно коротким путешествием из Египта в Израиль, превратилось в 40-летнее путешествие, полное поражений, разочарований и смертей. Урок, который Моисей усвоил за это время, заключался в том, чтобы жить целенаправленно в свете вечности.
События Числа 20 могут быть историческим фоном для Псалма 90. Сестра Моисея Мариам умерла (Чис. 20:1), Моисей согрешил против Бога, ударившись о скалу (20:2–13), а брат Моисея Аарон умер. (20:22–29). Эти последовательные события подкрепляют эту истину: ввиду краткости нашей жизни мы должны научиться жить мудро, зависимо от Бога.
Реальность вечности служит жизненной мотивацией для тех, кто оказывает значительное влияние на мир во имя Христа. Говорят, что Джонатан Эдвардс незабываемо молился: «Господи, запечатай вечность в моих глазах».
Бог вечен
Псалом 90:1–2
Господи, Ты был нашим жилищем во всех поколениях. Прежде, чем воздвигнуты были горы или когда-либо образовал Ты землю и мир, от века и до века, ты есть Бог.
Псалом начинается с непостижимой истины, что Бог существовал в вечности в прошлом. Бог создал все, что существует в современном мире. Бог будет продолжать существовать еще долго после того, как этот мир исчезнет. Только Бог вечно постоянен.
Для сравнения, Моисей и дети Израиля жили в шатрах в течение 40 лет, путешествуя по пустыне в качестве кочевников. В это время у них было два постоянных опыта: собирать палатки и посещать похороны. Они жили в постоянном движении. Единственное, что было постоянным для бездомных детей Божьих, это присутствие Господа, обитающего среди них.
Где бы мы ни жили в этом постоянно меняющемся мире, наши души будут чувствовать покой только тогда, когда с нами вечный Бог. Вечный Господь – наше жилище. Он тот, кто заставляет нас чувствовать себя как дома!
Человек временен
На фоне вечности Бога Моисей резко изображает хрупкость и конечность человеческого существования. Мы формации праха, живущие недолго и подверженные праведному гневу Божию.
Происхождение человека скромное
Псалом 90:3
Ты обращаешь человека в погибель; и говорите: возвратитесь, дети человеческие.
Наш первоначальный состав – прах (Быт. 2:7). Наша конечная цель — вернуться в пыль. Мы никогда не сможем подняться выше грязи под нашими ногами. Уместно смиренно помнить, что наша последняя судьба в этой жизни — смерть и что наши тела разложатся. Смерть — великий уравнитель. Богатые и бедные, знаменитые и безвестные, интеллектуалы и неграмотные, гуманисты и преступники — все мы в конце концов разложимся на глубине шести футов.
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю; ибо из него ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3:19)
Продолжительность жизни человека коротка
Псалтирь 90:4
Ибо тысяча лет в глазах твоих, как вчерашний день, когда он миновал, и как стража в ночи.
Моисей противопоставляет взгляд Бога на время человеческой точке зрения. Все в глазах Бога либо меньше по размеру, либо короче по времени. Например, Бог видит население народов «как каплю из ведра»:
Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. (Ис. 40:15)
Точно так же тысяча лет в глазах Бога подобны прошедшему дню или четырехчасовой страже в ночи (Пс. 90:4). Долгая, полная жизнь кажется вечностью, когда мы молоды. Но время идет с варп-скоростью.
Смерть человека стремительна
Псалом 90:5–6
Ты уносишь их, как потопом; они подобны сну: утром они подобны траве, которая растет вверх. Утром цветет и растет; вечером срубается и засыхает.
Отрезвляющие реалии нашего скромного происхождения и короткой продолжительности жизни указывают на третье: жизнь заканчивается внезапно. Тремя природными образами Моисей изображает, как быстро нисходит на нас смерть: наводнения, сны и травы.
Во-первых, смерть подобна внезапному наводнению. На земле Израиля одной из самых опасных угроз для жизни людей является внезапный паводок в вади .
Моисей тоже говорит, что жизнь подобна сну. Пока мы спим, наши сны кажутся такими реальными. Мы оказываемся глубоко погруженными в фантазии, пока внезапно не просыпаемся и не понимаем, что сон исчез.
Во время зимних дождей в Израиле трава быстро вырастает на холмах в Иудейской пустыне только для того, чтобы увянуть под палящим весенним зноем. Мы не похожи на деревья, которые стоят высоко, указывая на небо. Мы подобны траве, которая низко сгибается и слегка парит над землей.
Божий суд справедлив
Псалом 90:7–9
Ибо гнев Твой снедает нас, и гневом Твоим мы смущаемся. Ты представил наши беззакония пред Собою, наши тайные грехи в свете лица Твоего. Ибо все дни наши проходят во гневе Твоем: мы проводим наши годы, как рассказываемую сказку.
Еврейский народ получил непосредственный опыт Божьего справедливого суда в пустыне. Целое поколение было погребено в песках пустыни из-за своего греха. Господь не позволил израильтянам забыть свое идолопоклонство, бунт, безнравственность и ропот. Их обстоятельства были ежедневным напоминанием о Божьем суде за то, что они сделали.
Моисей говорит, что люди жили с осознанием того, что им грозит смертный приговор. В конце своей жизни все, что они могли делать, это вздыхать с чувством печали и пустоты, когда они делали последний вздох.
Псалом 90:10–12
Дней лет наших шестьдесят лет и десять; и если по причине силы они будут восемьдесят лет, то сила их будет трудом и скорбью; ибо он скоро отрубается, и мы улетаем. Кто знает силу гнева твоего? каков страх твой, таков и гнев твой. Так научи нас считать дни наши, чтобы мы могли употребить наши сердца к мудрости.
Наша жизнь коротка. Мы живем до 70 лет; некоторые доживают до 80. У нас хватает сил работать несколько лет, а потом мы стареем и улетаем смертью. Мы все неизлечимы из-за Божьего праведного проклятия за наш грех, однако большинство людей не понимают гнева Бога против греха.
Эти стихи должны помочь нам осознать, что время – это не товар, который можно тратить впустую. У нас есть только так много. Как только время ушло, мы не можем вернуть его. Мы должны вести учет количества дней, которые нам осталось прожить, чтобы не потерять ни одного часа, а вложить свою жизнь в то, что вечно.
Молитва необходима
В третьем стихе 90-го псалма Бог призывает человека вернуться к Нему. В стихе 13 псалмопевец призывает Бога вернуться к человеку. Наша необходимая реакция на краткость жизни – взывать к Богу в молитве. Это то, что Моисей делает в Псалме 90:13–17.
Молись о милосердии
Псалом 90:13–14
Вернись, Господи, доколе? и да покается тебе о рабах твоих. О рано насыти нас милостью Твоею; дабы мы могли радоваться и веселиться во все дни наши.
Народ Божий долгое время страдал от карающей руки Бога. Моисей вслух задумался, как долго это будет продолжаться. Бог заключил завет со Своим народом через Авраама — завет, подкрепленный Его собственной верностью и любовью. Моисей молился о том, чтобы Бог вернулся к Своему народу и показал Свою верную любовь, основанную на Его обязательстве завета.
Молитесь о радости
Псалтирь 90:15
Обрадуй нас в соответствии с днями, в которые Ты угнетал нас, и годами, в которые мы видели зло.
Народ Божий пострадал из-за своего греха. Теперь они жаждали восстановления истинной радости. Истинное прощение принесет истинное общение с Богом и переход от печали к радости среди Его народа.
Псалом 126 выражает подобный опыт. Фон этого псалма в том, что Израиль ушел в плен из-за греха. Они много плакали. Они молились об повороте — о том, чтобы Бог вернул их на свою землю и восстановил утраченную радость.
Обрати снова наш плен, Господи, как потоки на юге. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. Тот, кто выходит и плачет, неся драгоценное семя, несомненно, вернется с радостью, неся с собою свои снопы. (Пс. 126:4–6)
Молитесь о благословении
Псалом 90:16–17
Да явится дело Твое рабам Твоим, и слава Твоя детям их. И да пребудет на нас красота Господа Бога нашего; и дело рук наших утверди на нас; да, дело рук наших утверди его.
Странствия Израиля по пустыне были 40-летним упражнением в круговой тщете. Божий народ просто выжил. Однако они усвоили один незабываемый урок. Их опыт в пустыне породил страстное желание попасть в обетованную землю Божьего благословения. В конце 90-го псалма Моисей молится о том, чтобы Бог выполнил Свою работу и явил Свою славу среди Своего народа.
Моисей заканчивает этот псалом молитвой о том, чтобы Божья милость (красота) была на Его народе и чтобы их работа процветала в руке Божьей. Его желание состоит в том, чтобы их работа была твердой и прочной, поскольку они зависят от Бога.
Наше время на земле коротко в свете вечности. Мы должны искать Бога в молитве о Его милости, Его радости и, в конечном счете, Его благословении на все, что мы делаем в этой жизни.
Прослушайте проповедь доктора Петтита в псалме 90:
Присоединяйтесь к нам в часовне с понедельника по четверг в 11:00 по восточному поясному времени.
Поделиться:
Псалом 90: В поисках значимости
Автор: Лия Джой Тейлор
Журнал: Внутренние ресурсы для лидеров
Выпуск: 2
Том: 1
Год: 2008
В нашем современном обществе много жизни тратится на Fractic стремясь не отставать от многих требований, предъявляемых к нему. В разгар суеты мы время от времени поднимаем головы и останавливаемся на достаточно долгое время, чтобы задаться вопросом, к чему мы стремимся, есть ли вечная цель в том, что мы делаем, или мы застряли в бесконечном колесе. Взгляд на наши журналы и книги по самопомощи напоминает нам, что наша ценность и смысл будут найдены, как только мы, наконец, получим ускользающий приз в виде богатства, славы или аналогичного значения. И мы снова мчимся. Медленно наши силы иссякают, и в изнеможении мы падаем в прах только для того, чтобы понять, что из праха мы вышли и в прах безвозвратно вернемся. Какой же тогда смысл в наших достижениях, если память о них давно стерлась? Какой смысл была в нашей жизни, когда центр внимания искал свою следующую знаменитость? Наши сердца начинают отчаиваться от безысходности, бессмысленности и тщетности. «Мы заканчиваем наши годы, как вздох… их похвальба — только труд и печаль; ибо скоро он отрубается, и мы улетаем». 1
Псалом 90 ясно описывает эту загадку человеческой жизни и мощно дает надежду на существование и цель человека. Посредством исследования 90-го псалма эта статья попытается дать ответ на вечный вопрос о смысле и цели, особенно в предпринимательской сфере бизнеса. Тогда я приглашаю вас следовать за мной по пути во времени, который приведет к ответам на сегодняшний день.
В первом стихе 90-го псалма Бог представлен и как прибежище, и как Творец. Время Бога также представлено в этой картине — Его время вечно, «от вечности до вечности». 2 Напротив, в третьем стихе говорится, что человек будет уничтожен, что указывает на неизбежную смерть. Далее в четвертом стихе вечное время Бога сравнивается с преходящим, мимолетным временем человека: «Ибо тысяча лет в Твоих глазах как вчерашний день, когда он прошел, и как стража в ночи». Кроме того, сам человек уходит, здесь и исчезает, как внезапный потоп, скоро забытый, как ночной сон. Хотя он цветет днем, к вечеру он увядает и исчезает. Таково и время человека, когда его придерживаются вечных стандартов.
Почему эта краткость жизни? Если такой поверхностный шепот, то почему человек вообще говорит? И если когда-то было предназначено для большего, как биение сердца человека, почему теперь тщетность? Псалом 90, стих 7 отвечает: «Ибо…» Причина? Бог гневается на нас. Но почему, спросите вы, что я сделал Ему? «Ты представил пред Собою беззакония наши, тайные грехи наши во свете лица Твоего». 3 Каждое совершенное зло раскрывается перед этим вечным Богом-Творцом, и мы не можем скрыться.
«Так научи нас считать дни наши, чтобы мы могли обрести мудрость в сердце». 4 Наступает рассвет. По сравнению с вечностью наша жизнь всего лишь дыхание. Как засыхающая трава, наш труд тщетен и скоротечен. А мы, ничтожные, временные создания, согрешили против вечного Бога и прогневили Его. Медленно, с тревожной уверенностью, наш разум осознает нашу ужасную ситуацию.
С псалмопевцем вопиют сердца наши: «Возвратись, Господи! Сколько? И сжалься над рабами Твоими». 5 Это смелое заявление из отчаяния. Мы буквально просим Бога покаяться и помиловать нас. «Еврейский глагол повернуть/вернуться (shûv)… это глагол, используемый в пророческой литературе, чтобы призвать людей вернуться (в покаянии) к своему Богу». 6 «О, насыти нас рано Твоей милостью, чтобы мы могли радоваться и веселиться во все дни наши!» 7 Теперь мы знаем, что в нашем падшем состоянии мы можем только взывать о пощаде. Подобно псалмопевцу, остается желание, чтобы жизнь имела радость, смысл и цель.
Теперь в последних двух стихах 90-го псалма появляется проблеск надежды. «Да явятся дела Твои рабам Твоим и слава Твоя детям их. И да пребудет на нас красота Господа Бога нашего, и дело рук наших утвердит для нас; Да, утверди дело рук наших». Здесь псалмопевец говорит о деле Божием, о чем-то великой славы. Поэтическими шагами эта работа и слава связана с возложенной на нас красотой Господа Бога нашего. На нас больше не гнев Божий почиет, а Его славная красота. Благодаря поразительному преображению мы занимаем новое положение Его слуг, и наша мирская деятельность приводится в соответствие с Его вечной работой. Преходящее теперь переходит в постоянное, мимолетное дыхание — в ударное движение. Теперь наша работа может быть налажена.
Как убедительно показывает Псалом 90, смысл жизни придет не через то, что мы делаем, а через Того, Кого мы знаем. В своей статье под названием «Работа и смысл» Марк Колден напоминает нам, что «работу и другие виды деятельности можно рассматривать как важные, но не имеющие высшей ценности, значимые, но также зависящие и поддерживаемые автором всего смысла». 8 Эта реальность указывает на значимость призвания по сравнению с карьерой.
В отличие от самостоятельной карьеры понятие призвания. Призвание уходит своими корнями в латиницу vocare , что означает «звонить», что «подразумевает отношение к тому, кто нам звонит». 9 Призвание — это больше, чем просто карьера, по которой мы движемся. Скорее, это дает нам ощущение призвания. Роулс проницательно заявляет, что «для христиан призвание к делу как к призванию восстанавливается в искуплении Христа». Используя Колоссянам 1:20 в качестве своей предпосылки, Роллес утверждает: «Если действительно призвание к делу коренится в творении, то оно также избавлено от греха победой Христа. Еще раз можно заявить, что материальное развитие и экономический обмен, повседневная работа многих людей, могут быть возобновлены». 10 Наконец, надежда, смутно мерцавшая футуристическим отражением в 90-м псалме, прорывается во всей красе. Именно победа Христа освобождает нас от тщетности, к которой мы были привязаны, и теперь, через послушное подчинение Христу, мы обретаем вечный смысл нашего существования и действий. Чувство призвания, в котором мы сейчас живем, наделяет нас ответственностью и подотчетностью перед Богом, поощряя совершенство во всем, что мы делаем в отношении продукта, услуги или другого аспекта бизнеса.
Таким образом, смысл нашей жизни определяется не тем, что мы делаем, а тем, для кого и через кого мы это делаем. Вдали от Бога мы подпадаем под Его гнев, и наши несколько дней проходят впустую и вскоре забываются. Однако по Его милости наша жизнь была искуплена от проклятия греха. Нам снова дали радость жизни. Бог-Творец, Господь Неба и Земли, устанавливает нашу работу, возлагая Свою славу на то, что мы делаем, тем самым придавая постоянство и непреходящий смысл. Предпринимательский бизнес является продолжением и продолжением работы Бога. Таким образом, предприниматель несет ответственность перед Богом за свои действия и поведение; т. е. целостность, используемая по отношению к клиенту или покупателю, или стандарт качества для продукта или услуги. Знание призвания, призвания означает, что работа человека больше, чем работа. Это неотъемлемая часть жизни, придающая смысл и удовлетворение, потому что мы делаем это как для Господа.
«И да пребудет на нас красота Господа Бога нашего, И дело рук наших утвердит для нас; Да, утверди дело рук наших».
Псалом 90:17
Библиография
Колден, Марк. «Работа и смысл: некоторые богословские размышления». Толкование , 1994: 269.
«Псалом 90». В Библии жизни, наполненной новым духом , NKJV. Нэшвилл: Thomas Nelson, Inc., 2002.
Роэлс, Ширли. «Христианское призвание к деловой жизни». Theology Today , 2003: 358.
Урброк, Уильям Дж. «Псалом 90: Моисей, смертность и… утро». Currents in Theology and Mission , 1998: 29.
Об авторе
Лия Тейлор в настоящее время учится в аспирантуре Риджентского университета и получает степень магистра делового администрирования. Дочь родителей-миссионеров, Лия выросла в южноамериканской стране Боливии. В молодости она преподавала английский язык в Японии, изучала бизнес в Китае и занималась краткосрочной работой по развитию в Мьянме, Сингапуре и Таиланде. Ее постоянный интерес к международным культурам помог ей овладеть испанским, японским и китайским языками. В планах на будущее — стажировка по программе обучения в Индии. Электронная почта: [email protected]
Примечания
1 Псалом 90:9-10. (Все ссылки цитируются в NKJV, если не указано иное.)
2 Псалом 90:2.
3 Псалом 90:8.
4 Псалом 90:12.
5 Псалом 90:13.
6 (Урброк 1998)
7 Псалом 90:14.
8 (Kolden 1994)
9 (Roels 2003)
10 (Roels 2003)
О компании Regent
Университет Риджент, основанный в 1978 году, является ведущим христианским университетом Америки, в котором более 11 000 студентов обучаются в кампусе площадью 70 акров в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, а также в Интернете по всему миру. Университет предлагает степени младшего специалиста, бакалавра, магистра и доктора в более чем 150 областях обучения, включая бизнес, общение и искусство, консультирование, кибербезопасность, богословие, образование, правительство, право, лидерство, уход за больными, здравоохранение и психология. Regent University занимает первое место в рейтинге лучших аккредитованных онлайн-колледжей в США (Study.com, 2020 г.), первое место в рейтинге самых безопасных университетских городков колледжа в Вирджинии (YourLocalSecurity, 2021) и первое место среди лучших онлайн-программ бакалавриата в Вирджинии за 10 лет. подряд (US News & World Report, 2022).
Школа бизнеса и лидерства является золотым победителем в номинациях «Лучшая бизнес-школа» и «Лучшая программа MBA» по версии журнала Coastal Virginia Magazine. Школа также вошла в пятерку лучших в рейтинге US News & World Report за свои онлайн-программы MBA и онлайн-программы для выпускников по бизнесу (не MBA). Школа предлагает как онлайн, так и очные степени, включая степень магистра делового администрирования, степень магистра делового администрирования.