Монах киприан в челябинске: В Челябинске состоялась встреча с Героем Советского Союза монахом Киприаном
Содержание
Монах Киприан, Герой СССР, оставшийся без ног: «Моя Звезда на рясе – это уже целая проповедь»
Комсомольская правда
ОбществоОбщество: ВОПРОС ДНЯ
Юлия РЕУТОВА
9 декабря 2022 16:57
Как человек-легенда помогает раненым вернуть силу духа
Отец Киприан знает цену жизни.Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Монаха Киприана (в миру Валерия Буркова) называют человеком-легендой. На его рясе блестит Звезда Героя. В Афганистане он лишился обеих ног, но смог продолжить службу. На гражданке вел бизнес, стал депутатом Курганской области, советником президента Ельцина по делам инвалидов. А потом в одночасье бросил все, приняв монашеский постриг. Сейчас отец Киприан ездит по госпиталям, где лежат раненые, и помогает им вернуть силу духа.
— У вас на груди Звезда Героя. Вы ее не снимаете?
— Ну почему же, снимаю, когда в монастыре хожу. А так, носить награду – это мое послушание, на которое меня благословили.
Это произошло на третий день после пострига в монахи. Благочинный нашего архиерейского подворья в Дагестане вдруг сказал: «Надевай звезду, сейчас с тобой поедем в одну общественную организацию». Я думал, что он имел в виду награду и гражданский костюм. А он: «Нет-нет, на рясу надевай». Я, конечно, недоуменно спросил зачем. Он так на меня посмотрел и говорит: «Это проповедь». Я тогда ничего не понял.
Спустя три месяца, я был на юбилее ЧВВАКУШа, где учился. На аэродром пришел в рясе со Звездой. Меня долго курсанты не отпускали, спрашивали и о службе, и о монашестве. Вот тогда я понял, что за проповедь имелась ввиду. Звезда в каком-то смысле дополняет монашескую одежду, а монашеская одежда дополняет Звезду.
— Ваш отец был военным и погиб в Афганистане. Вы окончили ЧВВАКУШ. А был какой-то другой путь – не военный?
— Да, у нас с отцом были такие разговоры. Когда я учился в восьмом классе, думали о Суворовском училище, о техникуме, чтобы выучиться и стать следователем или машинистом дальних поездов. Батя спрашивал, может быть что-то другое, а не военное училище, но в итоге я ничего другого для себя не нашел.
Несмотря на все трудности, отец Киприан не потерял чувства юмора.Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
— Вы же сами просились в Афган?
— Да! Когда Афганистан начался, я тогда был молодым лейтенантом и летал с экипажем. Как-то надо мной ребята подшутили, говорят: «Мы улетаем в Афган, а поскольку ты молодой, мы не можем тебя взять с собой». Я тогда расстроился, сказал, что буду делать все, что надо. Они, конечно, признались в шутке. А потом батя поехал в Афган, и спросил, не хочу ли я с ним. Я сказал, что конечно.
Понимаете, мотив был – нас воспитывали как воинов-интернационалистов, хотелось помочь братскому афганскому народу. А уже потом, когда отец погиб, иллюзии все романтичные юношеские прошли. Я понял, что все может закончиться смертью. И появился другой мотив – я хотел познать, за что можно воевать, жить и умирать. Мне надо было понять, а стоила ли смерть моего отца этой поездки в Афганистан. У него, конечно, был свой ответ на этот вопрос. Он дан в письме, которое было написано за несколько дней до гибели — «За долю лучшую и за совесть, а не за награды жизнь отдавал».
Я когда приехал в Афганистан, увидел, как там люди живут – действительно жалко стало: детишки босые, нагие. По-человечески хотелось, чтобы они жили не хуже наших детей. В песни «Что же я сумел понять», которая у меня последняя в афганском цикле, я даю себе ответ на тот вопрос, который сам перед собой поставил. Там такие слова – «Да, за счастье ребятишек, пусть чужой страны детишек, стоит жить и умирать».
— И это вы сказали себе, даже потеряв обе ноги?
Эту песню я написал спустя четыре года после ранения. Ног я лишился в 1984 году. все произошло на высоте 3300 метров в Панджерской долине, после того как я залез в укрепленную позицию. Там был крупнокалиберный пулемет, лежали документы, гранаты, ленты с патронами. Я это вынес оттуда, сделал шаг и раздался взрыв. Мина была всего лишь одна на всей горе! И я ее нашел.
Отец тоже погиб один. Вертолет взорвался, потому что попали в бак с керосином. Отца сразу облило этим горящим керосином, и он сгорел. Его, правда, выбросило взрывной волной из вертолета. Как ребята говорили, на теле осталась одна белая полоска – от портупеи. Тоже видите как – все остались живы, а он погиб. И я вот одну мину нашел.
— Вы потеряли обе ноги. С рукой тоже были проблемы. И это в 27 лет. Помните свои первые мысли, когда поняли, что остались без ног?
— Одну ногу сразу оторвало, вторую раздробило. Когда я это увидел, было не до думаний, как дальше жить. Авиация висела в воздухе и думать надо было только о том, как эвакуировать с этой высоты. Сесть-то там вертолету негде. Когда поднимали меня, еще и уронили. Ударило током, когда за лесенку металлическую ухватился и разряд с вертолета пошел в меня. Меня бросило опять на камни. Но со второй попытки эвакуировался.
На следующий день, когда врачи делали операцию очередную, я уже побывал на том свете. Очнулся – смотрю, а правая рука в гипсе. Скинул простынку, а там еще и ног нет. Этот момент решающий, потому что мысли могли развиваться в двух направлениях – как теперь без ног жить, теперь не смогу летать, а как жениться и много-много других вопросов. И тут до отчаяния можно дойти. Но у меня случилось по-другому. Передо мной, как наяву, как икона, явился Алексей Маресьев – Герой СССР, летчик, который летал без ног, бил фашистов. И у меня такой мысленный разговор произошел, когда я на него смотрел внутренним взором. Он советский человек, и я, он летчик и я летчик, он остался без ног и я, но он же добился, что остался служить, летать. Значит, и я смогу. Я махнул на свой ноги рукой: «Ай, ерунда, новые ноги сделают».
Мне помогла именно вера. Но веру мне дал пример Алексея Маресьева, о котором я читал в школьные годы и фильм смотрел. Пример и вера – это очень важные вещи.
— Как приучались к жизни без ног?
— Я себя не успокаивал. Когда я махнул рукой, больше вообще не переживал. У меня не было сомнений, что останусь в боевом строю. У меня же были еще неудачные и тяжелые операции на руке, горело все изнутри, но я и тогда говорил: «Терпение и труд все перетрут, трудности сейчас укрепляют». А вера горы двигает, это же огромная внутренняя сила. Не зря говорят, что побеждают сильные духом, а верующий как раз и силен, он верит, что все по силам.
Я сразу поставил себе задачу, что должен ходить без палочки, и форму надену тогда, когда выброшу палочку. Так и сделал. Когда отправился на собеседование по поводу оставления в кадрах, в кабинет зашел строевым шагом: «Майор Бурков на собеседование прибыл». Полковник сидел за столом с бумагами, не глядя так махнул – мол, присаживайся, в ногах правды нет. Я говорю: «А у меня и ног-то нет».
Он сразу от бумаг оторвался, фамилию переспросил, щупать протезы начал. Потом по кабинетам меня повел со словами: «Смотрите, у нас второй Маресьев». И все, мне даже уговаривать не пришлось, оставили в армии.
Бог не допускает испытаний, которые не по силам. Бог нас тренирует. Иногда до последних сил. Халява тут не прокатит.
Носить Звезду Героя для отца Киприана — послушание.Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
— Вы сегодня много ездите по госпиталям, что вам говорят ребята, которые там лежат?
— Я бы не сказал, что ребята особо разговорчивые. Хотя могу сказать, что многие доверяют мне. Я обычно езжу в паре с Александром Карпенко, поэтом нашим, афганцем, очень сильно обожженным человеком, или еще с кем-то. Например, Володя Ширцев – слепой. У нас есть Игорь Задорожный – Герой России, который остался без двух ног и без руки. если знаем, что в палате будет ослепший, то обязательно Володя Ширцев едет, он уже рассказывает о жизни в таком состоянии и берет на сопровождение. Если без конечностей остались, то Игорь Задорожный едет.
Такой интересный диалог был как-то на встрече. Парень лежачий задает вопрос – а почему вы без протеза руки. Тот говорит: «Да ну его, мешает только». И дальше они рассуждали, в каких случаях лучше пристегивать протез, когда не надо. И парня как-то настрой прям на глазах поменялся. Мы ему и стихи прочитали, и песни спели.
Ну что говорят ребята? Главное, что они понимают, за что мы там сейчас воюем. Для солдата плохо, когда он не понимает, ради чего рискует жизнью. Слава Богу, это понимание есть. Недавно был в санатории, там уже восстановительное лечение у парней, и один хочет остаться в армии, хотя у него тяжелое ранение, позвоночник поврежден и осколок погулял по внутренностям, но он ходит, хочет пройти переподготовку и остаться в армии. Мы с ним все обсудили, я взял все данные. Будем помогать через Главное управление по кадрам Минобороны.
В этом ключе в отличие от нашего времени, когда мы с Афгана возвращались, сейчас, конечно, очень большое внимание всем раненым со стороны Министерства обороны. Очень много людей гражданских и не только артистов, которые посещают госпиталя, поддерживают ребят.
Заметны сразу оккультисты. Вот в палату заходишь, сразу оцениваешь же, кто в каком состоянии, с чего начать разговор и с кем. Многие ребята невоцерковлены, но на войне потребность ребят в исповеди, в причастии очень великая, просто стоят в очередях, плачут, потому что понимают, что могут погибнуть. И потребность в военных священниках велика. Там быстро неверие проходит. Если ты завтра будешь убит – все, конечно, ничего дальше не будет, ты как личность прекратил свое существование. Тогда зачем жил? А когда ты понимаешь, что нет большей любви, чем отдать свою жизнь за жизнь других – как говорит Господь, а что попадешь в Царствие Небесное, совсем другое дело. Как мой отец, например. Я не горюю, что он ушел на тот свет, я точно знаю, что он, спасая других, теперь с Богом.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
СПРАВКА
Валерий Бурков — предпоследний Герой СССР. Родился в 1957 году в Шадринске Курганской области. В 1978-м окончил Челябинское высшее военно-авиационное училище штурманов, служил в дальней авиации. 1984 год — участвовал в боевых действиях в Афганистане. В апреле 1984 года был тяжело ранен, потерял обе ноги. С 5 августа 1991 года — советник Президента РСФСР по делам инвалидов. В октябре 1991 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 2016 году принял постриг.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.
Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77
Также у нас есть канал на Яндекс. Дзен и Телеграм
Почта: [email protected]
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес редакции: г.Челябинск, ул.Красная, 4, 6 этаж Почтовый индекс: 454091 г. Челябинск, офис 611 Контактные телефоны: +7 (351) 266 66 81, +7 (351) 265 80 66
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Монах Киприан: «В монашестве гораздо труднее, чем на войне!»
Валерий Анатольевич Бурков известен как один из последних офицеров, получивших звание Героя Советского Союза. Кадровый военный во втором поколении, авианаводчик, он потерял в Афганистане обе ноги, пережил три клинические смерти, выжил и вернулся в армию. В 90-е сделал блестящую политическую карьеру, был советником Президента РФ, депутатом. А потом — Бурков пропал. Исчез из публичного пространства. С 2009 по 2016-й — словно дыра в его биографии. Вернулся в 2016 году — уже как инок Киприан. На вопрос, что произошло за эти годы, отвечает: «Я учился быть христианином».
Готовясь к встрече с отцом Киприаном (Бурковым), изучив интервью прошлых лет, погрузившись в военные, афганские песни, которые сам писал и исполнял Бурков, я ожидала увидеть, наверное, совсем другого человека. Валерий Анатольевич принял постриг совсем недавно, летом 2016 года, и большую часть своей жизни он все-таки — военный, офицер, политик.
Нас встретил исполинского роста человек, с лучистыми глазами и седой бородой — так что наш оператор забывался и норовил-таки взять у него благословение как у священника: мирского в этом облике почти не осталось. И к слову, ни за что нельзя и подумать, что отец Киприан уже более 20 лет ходит на протезах!
Монашество стало логичным продолжением жизни Героя Советского Союза, но вместе с тем — это уже совсем другой человек. Уже не тот, который получал высшую военную награду, медаль «Золотая звезда», в 1991 году…
Валерий Бурков
Война — противоестественное явление
«Путь человека к Богу, — рассказывает отец Киприан, — идет через всю жизнь. Христос сказал: «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и с ним вечерять буду». И вот таких «стуков» в моей жизни было много, причем явных!»
Одним из самых серьезных поводов задуматься, переосмыслить жизнь, конечно, стала война.
…Однажды ему, молодому офицеру, выпускнику Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, приснился сон: как он подорвался на мине. Казалось бы, хуже не придумаешь. Бурков поделился этим сном со своим товарищем. «Не дай Бог! Лучше застрелиться», — сказал он тогда…
1979 год. Начинается война в Афганистане. В составе ограниченного контингента советских войск в страну уехал полковник Анатолий Иванович Бурков, отец Валерия. В октябре 1982 года домой придет известие о его гибели: Бурков-старший спасал экипаж подбитого вертолета, сам был подбит, сгорел вместе с Ми-8 (экипаж остался жив).
Орденом Красной Звезды Анатолий Иванович был награжден посмертно.
БУРКОВ Анатолий Иванович
(31.03.1934 — 12.10.1982)
Валерий Анатольевич в армии — с середины 70-х, получив высшее военное образование, служил на Дальнем Востоке, а после смерти отца — буквально вырвал у командования разрешение лететь в Афганистан, хотя по состоянию здоровья мог не лететь. Кто-то думал — едет мстить, а на самом деле он ехал, потому что обещал отцу приехать — в их последний долгий разговор.
К войне как таковой отец Киприан относится однозначно: это не игра, не место, где играют мускулами, а вещь страшная, глубоко противная человеку:
«Когда во время первой боевой операции я увидел убитых и раненых, я вам скажу, меня мутило, тошнило, в общем, было очень неприятно. Война — это психологическая травма в любом случае, потому что ты каждый день видишь смерть, кровь, трагедии. Хотя к смерти привыкнуть нельзя, но все равно включается какая-то внутренняя защита, и ты по-другому начинаешь воспринимать происходящее. И на войне ты постоянно стоишь перед выбором: преступить нравственный закон, Богом в нас вложенный, или нет».
Как-то Бурков не остался в стороне, когда можно было бы и остаться — спас от смерти человека. Война есть война, схватили душмана, оказалось, что вроде это никакой не душман, обычный афганец, но чтоб не таскать его с собой и не сомневаться, враг он или не враг, отпускать его или нет (а врага отпускать нельзя и таскать за собой тоже опасно), начальство решило «пустить его в расход».
Бурков не дал этого сделать командиру батальона, к большому облегчению самих солдат, которым был отдан соответствующий приказ. До сих пор он считает, что это его единственный в жизни, на войне настоящий поступок.
Любой военный, говорит он, ненавидит войну:
Проклятый сон в руку
…Сон сбылся в апреле 1984 года. В ходе очередной Панджерской операции молодой майор подорвался на мине. Местность горная, его эвакуировали на вертолете, с большими сложностями. Пока лежал на скале, ждал помощи, терпел боль, переживал и думал об одном: как мама все это переживет? Сначала отец погиб, теперь сын подорвался — как она это вынесет?
Госпиталь, три клинические смерти, врачам чудом удалось сохранить офицеру руку, ноги пришлось ампутировать.
«Когда я утром после ранения очнулся, лежал под простыней, правая рука в гипсе, левой рукой снял простынку, смотрю — там остатки ног загипсованы. Передо мной вдруг, словно какая-то икона, возник образ Алексея Маресьева, летчика Великой Отечественной войны. Я подумал: «Он летчик, и я летчик, и я тоже советский человек. Почему я должен быть хуже, чем он? И рукой махнул: ерунда! Новые ноги сделают!» И — как отрубило: я больше не переживал. Был абсолютно уверен, что останусь в армии, вернусь в боевой строй».
В один из дней, когда Бурков был уже на протезах, приехал тот самый товарищ, с которым он поделился когда-то своим страшным сном. «Ну что, — говорит, — стреляться будешь? — Нет, ты что!». Сон оказался вещим, и это был тот самый «стук» из иного мира, потому что такие совпадения наводили на вопросы: откуда такая информация, которая вдруг сбывается? И свет в конце туннеля, который он видел во время клинической смерти — откуда это все?..
— Отец Киприан, — спрашиваю, — Неужели ни разу не задавались вопросом: за что вам это?
— Нет. Хотя в песне задавался, но это, скорее, образно: «Да за что же вы так меня, боги? Лежал я распятый на голой скале, стиснув зубы и сжав свои нервы». Нет, не было таких переживаний. Я же поехал в Афганистан осознанно, понимал, чем там может закончиться моя служба.
Но вот служба и закончилась. Отец погиб, сын потерял ноги — для чего? Бурков потом ответил сам себе на этот вопрос, написал песню:
«Что же я сумел понять, как ответить, что сказать? Да, за счастье ребятишек, пусть чужой страны детишек, стоит жить и умирать».
И хотя в одном из радиоинтервью отец Киприан — тогда еще Валерий Анатольевич Бурков — обмолвился о том, что афганская война была не нужна, и это становилось понятно тем, кто провел там некоторое время… но для офицера служба есть служба, долг есть долг, он и его отец были так воспитаны:
«Родина сказала: «Афганский народ нуждается в помощи», — и мы ехали помогать афганскому народу».
Никогда не думал, что так можно рыдать
Афганский период заканчивался. Война, говорит отец Киприан, при всех ее ужасах дала ему внутренний стержень, которого не было раньше. Он рассказывает о переоценке всей жизни, которая там произошла. Вспоминает о людях, которые жертвовали там собой:
«Я вам простой пример приведу, он красноречивей любых описаний. Это произошло на боевой операции. Наши саперы, как полагается, шли впереди, и случилось так, что духи выскочили из-за дувалов прямо перед ними и в упор открыли огонь.
Командиру, старшему лейтенанту, с которым мы только вчера чай пили, разговаривали, пуля попала в живот. А сержанту, который шел рядом с ним, полчерепа снесло — мозги просто наружу. И в таком состоянии он все равно оттащил своего командира, и только после этого умер. По сути дела, он не дал его добить, а сам погиб».
Отец Киприан признается, что после войны стал сентиментальным — прорвались эмоции, которые там волей-неволей пришлось сдерживать.
— А Вы плакали когда-нибудь? — спрашиваю.
— В связи с войной или с чем-то мирским — не плакал. Но на похоронах отца разрыдался, когда читал его прощальное письмо и дошел до строк: «Не жалей меня мама, я не страдаю, и не трудная жизнь у меня, я горел, я горю и сгораю, но не будет стыда за меня». Он же именно сгорел в том вертолете. Но потом рыдания, и гораздо большие, у меня были связаны с Богом. Я в жизни не думал, что так можно рыдать — целый потоп из души шел, очистительный потоп…
Наступает 1985-й год. Валерий Анатольевич Бурков действительно возвращается в строй после года, проведенного в госпитале. Идет учиться в Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. И встречает свою будущую жену — Ирину.
Вот тогда отпали последние сомнения, из-за которых переживал еще в госпитале: «Думал: как девчата ко мне с таким ранением отнесутся? Я же был холостым тогда. В скором будущем узнал, как: нормально!».
После первого курса они поженились. Журналисты как-то расспрашивали Ирину, долго ли Валерий за ней ухаживал, на что она сказала: «Да вы что! Это я за ним полгода ухаживала, чтоб он поверил, что я буду хорошей женой!». И Бурков сдался, поверил.
Пройдут годы, и жена даст свое согласие на постриг Валерия в монахи.
Митрополит Питирим и Патриарх Алексий
1991-1992 годы. Валерий Анатольевич занимается проблемами инвалидов в качестве председателя Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте России, с 1992 по 1993 годы работает советником Президента по вопросам лиц с ограниченными возможностями. Отставание в этой области немалое, многое приходится начинать фактически с нуля. Например, то, что мы сегодня знаем как «безбарьерное пространство», закладывалось именно тогда.
А Господь стучит в двери… Однажды Валерий Анатольевич возглавляет делегацию, которая направляется на конференцию по проблемам инвалидов в Рим. В состав делегации включен также митрополит Питирим (Нечаев). В свободное время владыка рассказывал Валерию о православии, о его отличии от католицизма, водил по храмам — католическим и православным, они много беседовали. Но, как говорит отец Киприан, в одно ухо влетело — в другое вылетело. Была и встреча с патриархом Московским и всея Руси Алексием, так что «стуки были ого-го какие!».
И где-то в памяти осталась еще один маячок — образ бабушки, жившей когда-то по соседству: вся в черном, с толстой, старинной Библией, которую она читала.
Валерий был тогда мальчишкой лет десяти, и ему с тех самых пор очень хотелось эту таинственную Библию прочитать. Но, говорит, как обычно бывает — всегда было некогда, суета сует!..
Внешне — «в шоколаде», внутри — одиночество
2003 год. Бурков вновь возвращается в политику, возглавляет партию «Русь» на выборах в Государственную Думу России. В 2008-м входит в состав Курганской областной Думы. Снова — социальная работа, попытки помочь людям.
2009 год. У Валерия Буркова есть все, о чем может мечтать обычный человек. Карьера идет в гору — в администрации президента его рассматривают как приоритетную кандидатуру в списке кандидатов на пост губернатора. Есть семья, вырос сын, есть призвание, успех — все сбылось, жизнь состоялась. «А в душе — пустота, — рассказывает отец Киприан. — Я зашел в мирской жизни в полный тупик, в пустоту и одиночество, в полное разочарование жизнью. Хотя внешне был, наоборот, «в шоколаде»».
В интернете можно отыскать фантастические версии его поворота к вере — через знакомство с экстрасенсами и тут же — с монахами; через полтергейста в его доме и тут же — с чудодейственным, убийственным действием на врагов рода человеческого освящения дома святой крещенской водой; через автомобильную аварию. На самом деле, как говорит отец Киприан, он больше не мог не откликаться на «стук», Бог слишком явно, лично призывал его.
А авария действительно была: снова он оказался на волосок от смерти, в четвертый раз, и снова Господь спас, уберег. Но авария случилась уже потом. Это, говорит отец Киприан, была совершенно реальная месть демонов, пожелавших избить и убить его за крещение мусульман…
А в 2009 году, еще не сложив с себя депутатских полномочий, Бурков встал на путь к Богу. Со всей скрупулезностью стал изучать Новый Завет, духовную литературу, святых отцов. И провел свой первый Великий пост в 2010 году. И на Пасху, как он говорит, принял своего рода присягу на верность Господу!
О первой своей исповеди отец Киприан рассказывает с иронией и сам над собой смеется:
«Я пришел на исповедь с семью листами — отчет о проделанных грехах был шикарный! Я подошел к этому делу как военный человек, как аналитик — все построчно, плюсики, минусы, где надо, словом, все, как положено!
Иеромонах Пантелеимон (Гудин) (ныне — исполняющий обязанности настоятеля патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской), который меня исповедовал, поглядел на мою таблицу грехов и сказал: «Да… Я такого еще не видел».
Я исповедовался, а напоследок говорю: «Знаете, а вот что касается гордыни, я вот тут как-то у себя не нашел…» Иероманах посмотрел на меня ласково и сказал, улыбаясь: «Ничего, ничего! Господь еще откроет». На следующий день утром я причастился, потом зашел в церковную лавку. Только переступил порог, вижу книгу «Господи, помоги изжить гордыню». Я ее купил и весь день над собой ухахатывался: вот слона-то я и не приметил!»
В его окружении много военных людей, людей, которым достаточно, чтоб «Бог был в душе». А ему — недостаточно. «Я всегда — говорит, — на это отвечаю: «Друг мой! А с чего ты это взял? Бога даже не спросил, прикарманил Его себе, в свою душу!»».
Многим советским офицерам сложно перестроиться, с того, во что верили с младых ногтей, на новое мировоззрение. А он перестроился: «Препятствие — исключительно внутреннее: мы привыкли жить тем или иным образом, нам не хочется отказываться от своих взглядов. Ничего более! Нам просто лень даже задуматься. Суета сует!»
Сложно было отвергнуть свои ложные представления обо всем. Буквально каждая строка Нового Завета вызывала сопротивление, сомнение: а кто сказал, что Христос — Бог? Почему я должен в это верить?
«Но Слово Божие действует таким образом, — объясняет отец Киприан, — Что, как бы ты не сопротивлялся, в глубине сердца своего ты понимаешь: здесь — Истина!»
Отец Киприан вспоминает, как впервые увидел по телевизору беседу со священником.
Но вот один батюшка, выступающий по телевизору, оказался совсем юный, и боевой офицер Бурков, конечно, усмехнулся:
«Ну чему этот молодой священник, безусый юнец, может меня научить? Вот я прошел огонь и воду, и медные трубы, а он что? Салага, моря не видал!». Но все-таки слушал, слушал и… «в какой-то момент почувствовал, что я, со всем своим жизненным опытом, дурак-дураком по сравнению с молодым священником, через которого Бог говорит! Несколько позже до меня дошло, почему: он говорил не свое, а Слово Божие, а в нем — истинная сила».
Они мне как дети!
2010 год. Валерий Бурков снимает с себя депутатские полномочия.
Перестает давать интервью, отказывается от участия в радио и телепередачах: «Тому, кто познает Бога, уже не до этой суеты». От привычных за эти годы выступлений перед школьниками тоже отказался, потому что перестал понимать — что им теперь говорить. Раньше — говорил о патриотизме, о любви к Родине, о нравственности, а потом понял на себе самом, что все это пустое без Бога, что и любовь-то без Бога — не любовь. Так, чувства, а чувства изменчивы.
Однажды Героя Советского Союза все-таки дозвались на телевидение, уговорили: сказали, что в передаче к 9 мая на Первом канале будет участвовать супружеская пара, фронтовики, он согласился — с детства, говорит, питал чувство восхищения к ветеранам, уважение к этим людям необычайного мужества, благородства и терпения. Люди-кремень! Поехал только ради ветеранов и…понял окончательно, что он «потерянный для телевидения человек!».
Начался новый этап жизни: «Я познавал Бога, Священное Писание, учился на богословских курсах — занимался изменением ума, покаянием. Всеми способами, которые нам открыты». Но помимо этого, поскольку вера без дел мертва, появляется и новое дело…
Его дача в Подмосковье становится своего рода реабилитационным центром, куда приходят люди с серьезными жизненными проблемами: алкоголики, люди, пострадавшие от сект, бывшие колдуны, экстрасенсы, просто заблудшие.
«Приходили такие люди, — рассказывает отец Киприан, — которые дошли до ненависти ко всему. Они ненавидят Россию, людей, детей, одним словом, все, что должно бы радовать. В их жизни — просто ад, одна сплошная боль, сплошная ненависть и ничего больше. Человек же не сразу приходит к такому состоянию, его довели до ручки. Как правило, все идет от детско-родительских отношений. Так что это не вина его, а беда… А ненависть побеждается только любовью: это долгий, кропотливый процесс».
Как ни странно, приходили даже баптисты, было немало мусульман, 12 из них приняли крещение.
«Они все мне как дети», — говорит отец Киприан. — Говорят мне: Батько!»
Бывший депутат обеспечивал их едой и кровом, вместе с ними изучал православие, подсказывал, что почитать, что послушать. И наблюдал, как люди менялись:
«Я просто поражаюсь милости Божьей! Как Господь меняет людей! Потом звонят мне, говорят: «Спасибо, отец Киприан, вашими молитвами все изменилось», а я готов сквозь землю провалиться — какими моими молитвами?! Молиться-то толком не могу. Для меня очевидно, что это чудо творит Господь. Я же только ретранслятор.
Когда человек открывает дверь Христу, все в его жизни начинает меняться, причем в корне. Люди удивляются, и я в свое время удивлялся: когда человек сердце свое открывает Богу, он становится счастливым! Как и я: был опустошенным и одиноким, а стал наполненным и счастливым, радующимся жизни».
Физические дефекты, говорит, ерунда по сравнению с «дефектами» души: «Ну что такое ног нет? Нет и нет, протезы есть. Лично для меня это вообще никакого значения не имеет. А вот то, что внутри тебя, от этого и зависит твое счастье или несчастье».
Так прошли 7 лет — такого полумонашеского образа жизни.
Но чего-то не хватало… «Послушания не хватало!» — говорит отец Киприан. И была потребность в чем-то большем, ощущение, что нечто еще должно произойти в жизни. Рядом с ним постоянно жили от 3 до 9 человек, а хотелось уединения.
Есть ли воля Божия, чтобы я был монахом?
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
А потом нежданно-негаданно случилась поездка к старцу Илию (Ноздрину), в 2015 году. На нее будущий инок Киприан не напрашивался, его пригласили. Не знал, что у отца Илия спрашивать: он ведь старец — наверное, сам скажет волю Божию. Первым делом отец Илий подошел к товарищу Буркова, с которым тот приехал, Константину Кривунову, и сказал: «Вот, священником будешь!».
«А ведь до этой встречи у нас с Константином был разговор о священстве, — вспоминает отец Киприан. — Он сказал, отвечая на мой вопрос: «Знаешь, Валера, священником — не знаю, смогу ли быть, потяну ли, а вот диаконом — не отвергаю, может быть, это мое…».
Когда настала очередь Буркова, Герою Советского Союза ничего иного не пришло в голову, как только спросить: «Есть ли воля Божия на постриг меня в монахи?». И старец не сразу, а помолившись с минуту-другую, шлепнув его по голове, благословил.
Прошло полгода, и вдруг — звонок от иеромонаха Макария (Еременко), благочинного Казанского мужского архиерейского подворья города Кара-Балта Бишкекской и Кыргызстанской епархии: «Смотри электронную почту. Мы тебя благословляем послушником, будешь возглавлять киргизскую общину на территории РФ, будешь заниматься катехизацией и оказывать социальную помощь».
А 8 месяцев спустя, в июне 2016, точно такой же звонок: «Приезжай в апостольский пост на постриг. Владыка благословил!»
«Я думаю, — вспоминает отец Киприан, — ничего себе! Без меня меня женили! Но у меня же принцип: ни от чего не отказываться, кроме греха, конечно, тем более, если предложение или просьба исходят от священника, и ни на что не напрашиваться самому. Но все-таки — так неожиданно это произошло. Я сомневался, думал, может, следующим постом меня постригут в монахи…»
Но оказалось, что владыка уже подписал распоряжение — перенести нельзя. Так, без своей инициативы, Валерий сначала стал послушником, а затем иноком Киприаном.
И человек, который всю жизнь командовал, отдавал распоряжения, был во власти, отдал себя в полное послушание:
Инок со звездой Героя
2016 год. На второй день после пострига инока Киприана благословили надеть звезду Героя Советского Союза. Он очень удивился! Думал, что с «гражданкой» покончено, со звездой тоже, больше не придется надевать костюм. А ему говорят: это проповедь. Сначала не понял: как это? А за несколько месяцев поездок по России все встало на свои места.
«А уединения как не было, так и нет, — улыбается отец Киприан — Думал, наконец-то в келье запрусь и молиться буду, но Господь устроил иначе».
С осени 2016 года он — в разъездах по стране. Признается, что даже будучи политиком не говорил так много, как сейчас. Но сейчас, конечно, другое — проповедь.
И — никогда, кажется, не оканчивающаяся учеба. Педагогическое образование в Свято-Тихоновском университете — оно нужно для того, чтобы заниматься катехизацией; психологическое — в РПУ, чтобы лучше помогать страждущим; и учеба на миссионерском факультете — в Киргизии без таких навыков и знаний сложно. «Мы обязаны нести свет братьям-мусульманам, и надо это делать по-умному», — объясняет отец Киприан.
На мужском подворье в Кара-Балта, в Киргизии, сейчас всего 6 монахов. Живут в глинобитных кельях-землянках с печным отоплением, одну такую летом отец Киприан ремонтировал, условия самые скромные, храм не отапливается. Восстановление монастыря идет тяжело, без поддержки трудно создать даже элементарные условия для существования воскресной школы, центра душепопечения и психологической помощи. Негде расселить приезжающих даже на ночь, негде побеседовать с обращающимися к монахам за помощью, кроме своей кельи. Но ведь это не дело.
Герою Советского Союза теперь приходится поднимать свои старые связи, ездить, чтобы помочь миссии в Киргизии. Про киргизов отец Киприан говорит: простой, хороший, дружелюбный народ. И не перестает удивляться:
«Вот интересно! В Подмосковье Господь ко мне кого приводил? Киргизов и немножко казахов, инославных. Где я принял постриг? В Кыргызстане! Вот как Господь управляет. Сам бы никогда в жизни не подумал, что здесь окажусь. А раз оказался — значит, я тут нужен».
Отец Киприан не выпал из жизни. Рассказывает, что знаком с офицерами, которые сейчас служат в Сирии, что новое поколение военных выросло достойным, ими можно гордиться. Говорит о том, что отношение к армии сейчас поменялось — стало лучше. Теперь даже большой конкурс в военные училища и на службу по контракту.
«Военному что важней всего? Тыл: чтобы он знал, уходя на войну, в случае его гибели о его семье позаботятся. Тогда и умирать не страшно, потому что для тебя семья и есть твоя Родина».
Но теперь главное дело его жизни не связано ни с политикой, ни с армией, ни с общественной деятельностью:
«Главное — это проповедь. Донести до сердец людских: «Возлюби Господа всем сердцем своим, всей душой своей, всем разумением своим, всей крепостью своей, и ближнего, как самого себя.
Центр всей жизни человека — это любовь. Бог есть любовь, а пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог — в нем. Без Бога любви не бывает».
В 1992 году, лежа в госпитале, Валерий Анатольевич Бурков услышал выражение: «Вера горы двигает». И эти слова его укрепили, помогли сохранить оптимизм. А сейчас…
«Сейчас, — говорит отец Киприан. — я не верю, я знаю! Я просто человек знающий и убежденный через знания, что все будет хорошо для тех, кто любит Господа. А для тех, кто отвергает, ад уже здесь начинается — такие люди ко мне сейчас и приходят».
Война для Буркова продолжается, но она совсем другая. «Армия отдыхает по сравнению с монашеством!» — улыбается полковник в отставке, ныне — монах. Внутренняя война и война с духами злобы — тяжелее:
«Знаете, что я вам скажу. Есть три подвига: подвиг на войне, подвиг в миру, в повседневной жизни, и подвиг монашеский. Я имею все три опыта. Я был на войне, я жил в миру, был женат, сейчас я в монастыре.
Я вам скажу, что монашеский подвиг — гораздо сложнее остальных. Я его по тяжести поставил бы на первое место! Но и по радости — тоже на первое… Как говорят, если бы люди знали, какие трудности есть в монашестве, никто бы не пошел в монастырь. Но если б знали, какая радость доступна монахам, пошли бы все!»
Быть в бою легче, чем быть монахом
Валерий Анатольевич Бурков известен как последний офицер, удостоенный высшей награды Советского Союза — звания Героя Советского Союза. Профессиональный военный во втором поколении, офицер воздушного боя, он потерял обе ноги на войне в Афганистане, трижды умер от клинической смерти, выжил и вернулся в бой. В девяностые годы он сделал блестящую карьеру в политике, работал консультантом президента РФ, был депутатом Думы. Затем Бурков исчез. Исчез из поля зрения публики. Кажется, в его биографии есть пробел с 2009 года.по 2016 г. Вернулся в 2016 г. , но уже как монах Киприан. На вопрос, что происходило в те годы, он отвечает: «Я учился быть христианином».
Валерий Анатольевич Бурков
Готовясь к встрече с отцом Киприаном (Бурковым), изучая его более ранние интервью, слушая написанные и спетые им песни об афганской войне, думаю, я ожидал увидеть кого-то другого. Валерий постригся совсем недавно, летом 2016 года, поэтому большую часть своей жизни он был и военным, и офицером, и политиком.
Мы увидели мужчину колоссального роста, с яркими блестящими глазами и седой бородой. Наш оператор все забывался, все пытался получить благословение от отца Киприана, как от священника – в его внешности почти не осталось ничего мирского. Кстати, вы бы никогда не подумали, что отец Киприан уже более двадцати лет ходит на протезах!
Хотя монашество было закономерным этапом в жизни Героя Советского Союза, тем не менее, это уже другой человек, сильно отличающийся от человека, награжденного высшим воинским знаком — Золотой Звездой (знак отличия, который носят кавалеры ордена Советского Союза). звание Героя Советского Союза), в 1991.
«Путь человека к Богу проходит через всю жизнь, — говорит отец Киприан, — Христос сказал: се, стою у двери и стучу. если кто услышит голос Мой, войду к нему и буду вечерять с ним’ (Откр. 3:20). Я слышал много «стуков в мою дверь» в своей жизни, и притом очевидных!»
Одной из самых серьезных причин остановиться и подумать, переоценить жизнь, очевидно, стала война.
Когда он был еще молодым офицером, выпускником Челябинского Краснознамённого института штурманов, ему приснился кошмар. Ему приснилось, что он подорвался на мине. «Хуже уже быть не может», — подумал он про себя. Бурков рассказал другу о своем сне. «Не дай бог! Я лучше застрелюсь!» сказал он тогда…
1979 год. Начало войны в Афганистане. Отец Валерия, полковник Анатолий Иванович Бурков, отправляется в Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск. В октябре 1982 года известие о его смерти доходит до дома. Выполняя задание по спасению экипажа сбитого вертолета, Бурков старший. был подбит и загорелся на своем Ми-8 (экипаж спасен).
Анатолий Бурков награжден Золотой Звездой посмертно.
Валерий служил с середины семидесятых. Выпускник военного вуза, он служил на Дальнем Востоке России, но после смерти отца буквально вынудил армейское командование отправить его в Афганистан, хотя по медицинским показаниям мог и не ехать. Некоторые думали, что он мстит, но на самом деле дал обещание отцу в последний раз, когда они разговаривали.
Отец Киприан может смотреть на войну только с одной стороны – это не игра и не место для игры мускулами, это нечто страшное, нечто совершенно чуждое человеку.
«Когда я увидел убитых и раненых в свое первое наступление, меня тошнило, тошнило, было очень неприятно. Война – это психологическая травма в любом случае, потому что ты каждый день видишь смерть, кровь и трагедию. К смерти нельзя привыкнуть, но срабатывает какой-то внутренний защитный механизм, и ты начинаешь иначе смотреть на происходящее. На войне ты постоянно сталкиваешься с выбором: преступить нравственный закон, заложенный в нас Богом, или нет».
Однажды Бурков не остался в стороне, когда мог бы, тем самым спас человеку жизнь. Война войной, взяли в плен душмана (бунтовщика), который оказался не душманом, а обычным афганцем, но чтобы не тащить его за собой и не сомневаться освобождать его или нет (ни в коем случае нельзя отпускать врага, но и брать его с собой опасно), командование решило от него избавиться.
Бурков не позволил командиру батальона сделать это к огромному облегчению солдат, которым было приказано казнить этого человека. Он и по сей день считает это единственным достойным поступком во всей своей жизни и на войне.
Любой солдат, говорит он, ненавидит войну:
«Никто не может ненавидеть войну больше, чем солдаты, особенно те, кто побывал в боях. Никому не пожелаю участвовать в бою! Война жестока, неестественна».
…Кошмар сбылся в апреле 1984 года. Во время Панджшерского наступления молодой майор подорвался на фугасе. Это была горная местность, с большим трудом его эвакуировали вертолетом. Ожидая помощи на вершине утеса, от боли он думал только о том, как воспримет известие его мать. Сначала погиб отец, теперь подорвался сын — как она это вынесет?
Военный госпиталь, три клинические смерти, врачам чудом удалось спасти руку офицера, ноги пришлось ампутировать. «Утром, когда я пришел в себя после ранения, моя правая рука была в гипсе, поэтому я поднял простыню левой рукой и увидел остатки своих ног в гипсе. Внезапно, как некая икона, в моем сознании возникло видение Алексея Маресьева, летчика Великой Отечественной войны, который, потеряв обе ноги, вернулся к полетам на своем реактивном самолете. Я подумал: «Он был пилотом; Я пилот; и я тоже советский человек. Почему я не могу добиться того, что сделал он?» И я перестала волноваться: «Все будет хорошо! Они сделают мне новые ноги!» С тех пор я больше не беспокоился. Я был уверен, что останусь в армии и вернусь в бой».
Однажды, когда Бурков уже был на протезах, к нему пришел тот самый друг, которому он поверил свой кошмар. «И что теперь?» — он спросил. — Ты собираешься застрелиться? «Конечно, нет!» Тот кошмар оказался пророческим, и это был «стук в дверь» из потустороннего мира, потому что такие совпадения заставляли задуматься, откуда взялось то пророческое сообщение? А свет в конце туннеля, который он увидел, когда был клинически мертв, откуда взялся?
– Отец Киприан, – спрашиваю, – Вы когда-нибудь спрашивали себя: «Чем я это заслужил?»
– я спрашивал в песне, но это была скорее метафора: «Почему боги меня так наказывают? Я лежу на скале, распятый, скрежещу зубами, напрягаю нервы». Нет, таких эмоций у меня никогда не было. Я сделал осознанный выбор, поехав в Афганистан, я знал, чем может закончиться служба там.
И служба в армии закончилась. Отец умер, сын лишился конечностей, к чему это? После этого Бурков сам ответил на его вопрос и написал песню
«Итак, что я могу сказать, что я понял?
Да, для счастья молодежи,
Хоть они и из чужой страны,
Стоит жить и умереть.
Хотя в радиоинтервью отец Киприан, в то время еще Валерий Анатольевич Бурков, проговорился, что война в Афганистане не нужна и что это поняли те, кто там побывал, тем не менее, военная служба есть служба офицер, долг есть долг, и он, и его отец были так воспитаны,
«Родина сказала: «Афганскому народу нужна наша помощь», и мы пошли помогать афганскому народу».
Афганский этап его жизни подходил к концу. Отец Киприан говорит, что война, несмотря на все ее ужасы, дала ему какую-то внутреннюю силу, которой у него никогда не было. Он описывает, как переоценил всю свою жизнь там. Он вспоминает людей, принесших себя в жертву там,
«Приведу простой пример, красноречивее любого описания. Произошло это во время военной операции. По уставу наши саперы шли впереди нас. Внезапно из-за забора из сырцового кирпича выскочили душманы и открыли по ним огонь.
«Наш командир старший лейтенант, с которым мы только накануне сидели за чаем, получил пулю прямо в живот. Сержант, идущий рядом с ним, был прострелен в голову, у него не было половины черепа, можно было видеть его мозг. И в таком состоянии он оттащил своего командира в сторону и только тогда погиб. По сути, он не дал убить своего командира, а погиб сам».
Отец Киприан признается, что стал сентиментален после войны – эмоции, которые там насильственно сдерживались, вырвались наружу.
– Вы когда-нибудь плакали? Я спрашиваю.
– Я никогда не плакал из-за войны или из-за чего-то мирского. Но я расплакалась на похоронах отца, когда прочитала его последнее письмо и дошла до слов: «Не жалей меня, матушка, я не страдаю, и жизнь моя не тяжела. Я обожглась и горю до сих пор, но я не дам тебе повода стыдиться меня». Он буквально сгорел в этом вертолете. После этого я плакал и еще больше плакал перед Богом. Я никогда не знал, что можно так плакать – потоки шли из моей души, очищая потоки…
1985 год. Валерий Бурков возвращается в армию после года, проведенного в госпитале. Он поступает в Военно-воздушную академию имени Гагарина, где знакомится со своей будущей женой Ириной.
Вот когда сомнения, охватившие его в больнице, рассеялись: «Я думал, девчонки посмотрят на меня с этой раной? Я тогда был холост. Позже я узнал, что они все еще это делали — их это устраивало!»
Поженились после первого года обучения. Отвечая на вопросы журналистов о том, как долго Валерий за ней ухаживал, Ирена сказала: «Вы издеваетесь! Это я ухаживала за ним шесть месяцев, чтобы доказать ему, что буду хорошей женой!» Наконец Бурков сдался и поверил ей.
Спустя годы его жена дала согласие на то, чтобы Валерий стал монахом.
1991-1992 гг. Валерий занимается вопросами инвалидов в качестве Председателя Комитета связи по делам инвалидов при Президенте России. С 1992 по 1993 советник Президента по вопросам инвалидов. Россия очень сильно отстала в этом секторе, им фактически пришлось начинать с нуля. Например, тогда же было введено нынешнее понятие «безбарьерное пространство».
Митрополит Питирим (Нечаев)
Но Господь стучится в дверь… Валерий возглавляет делегацию, направляющуюся на конференцию в Рим по проблемам людей с инвалидностью. Митрополит Питирим (Нечаев) также был в составе делегации. В свободное время Его Преосвященство говорил с Валерием о Православии, о его отличиях от католицизма, посещали храмы, как католические, так и православные, говорили на разные темы. Потом он познакомился с Алексием, Патриархом Московским и всея Руси, так что «стучать стало очень громко!»
Потом было еще одно воспоминание, образ пожилой дамы, которая когда-то жила по соседству, одетая в черное с головы до пят и читавшая толстую старую Библию.
Валерию тогда было около десяти, но с тех пор ему всегда очень хотелось прочитать эту загадочную Библию. Но, говорит он, как обычно, времени не хватало, суета сует (Еккл. 1:2)…
2003. Бурков возвращается в политику, возглавляет партию «Русь» на выборах в Госдуму. В 2008 году он становится депутатом Курганской областной Думы. Вернуться к социальной работе в попытке помочь людям.
2009. У Буркова есть все, о чем может мечтать нормальный мужчина. Его карьера идет полным ходом – в Офисе президента его видят как одного из основных кандидатов на пост губернатора. У него есть семья, взрослый сын, призвание, он успешен – все цели достигнуты, жизнь кажется насыщенной. «Однако внутри у меня на душе было пусто, — вспоминает отец Киприан. «В мирской жизни я зашел в полный тупик, пустоту, одиночество и абсолютное разочарование в жизни, хотя внешне я казался «в шоколаде».
В сети есть несколько диких историй о его обращении к вере: через встречу с экстрасенсами, а затем с монахами; чрез полтергейст в его доме и чудесное освящение дома святой водой из Богоявления, пагубное для врага рода человеческого; через автомобильную аварию. А на самом деле, по словам отца Киприана, он уже не мог игнорировать «стук», потому что призыв Божий был слишком явным, слишком личным.
Произошла, однако, автомобильная авария: снова он был на вершок от смерти, в четвертый раз, и снова Господь спас и защитил его. Но несчастный случай произошел позже, и, по словам отца Киприана, это явно была месть демонов, которые хотели, чтобы его избили и убили за крещение мусульман…
Но еще в 2009 году, еще до того, как он сложил с себя депутатские полномочия, Бурков отправился в путь к Богу. Усердно он начал изучать Новый Завет, духовную литературу, святых отцов. В 2010 году у него был первый Великий пост, и тогда, по его словам, он дал своего рода присягу на верность Господу на Пасху.
Отец Киприан с иронией говорит о своей первой исповеди и смеется над собой,
«Я принес на исповедь список в семь страниц — сказочный отчет о совершенных грехах! Я занимался этим как военный, как аналитик – все грехи по строчкам, плюсы, минусы, в принципе, все как положено!
«Иеромонах Пантелеимон (Гудин) (ныне исполняющий обязанности настоятеля патриаршего подворья в храме иконы Пресвятой Богородицы «Мультипликатор пшеницы» в станице Приазовской), принимавший мою исповедь, взглянул на мою таблицу грехов и сказал , «Вау, я никогда раньше не видел ничего подобного!»
Я закончил свою исповедь словами: «Что касается гордыни, то я ее в себе не очень вижу…» Иеромонах ласково взглянул на меня и улыбнулся: «Не волнуйся! Когда-нибудь Господь покажет тебе». На следующее утро я причастился, потом пошел в церковный книжный магазин. В тот момент, когда я ступил на порог, я увидел книгу «Господи, помоги мне избавиться от гордыни». Я купил его и провел остаток дня, смеясь над собой — я не видел леса за деревьями!»
Для многих военных, которых он знал, было достаточно «иметь Бога в своей душе». Но этого ему было мало. На это я всегда отвечал: «Друг! Что заставляет вас думать, что это правда? Вы хоть у Бога просили или просто запихнули Его себе в душу?»
«Многим советским офицерам трудно перейти от того, во что они верили с младенчества, к новому взгляду на жизнь. Однако он переключился: «Препятствие только внутреннее — мы привыкли жить определенным образом и не хотим отказываться от своих мнений — больше ничего нет! Нам просто лень думать. Суета сует!»
«Трудно было отказаться от ложного понимания вещей. Я обнаружил, что сопротивляюсь и сомневаюсь в каждой строчке Нового Завета: кто говорит, что Христос есть Бог? С какой стати я должен этому верить?
«Но так действует Слово Божие», — объясняет отец Киприан. «Как бы ты ни сопротивлялся этому, в глубине души ты знаешь, что Истина рядом!»
Отец Киприан вспоминает, как впервые увидел священника в телевизионном ток-шоу.
Послушал и подумал: «А почему их расстреливали в советское время? Они проповедуют любовь!»
В другой раз священник, появившийся в передаче, оказался совсем молодым, и боевой офицер Бурков усмехнулся:
«Чему мог научить меня этот молодой священник, этот безбородый парень? Я был в аду и обратно. Что насчет него? Новичок, он ничего не знает о жизни! Тем не менее, я продолжал смотреть, и тогда «в какой-то момент я почувствовал себя полным идиотом со всем своим жизненным опытом по сравнению с этим молодым священником, через которого говорил Бог! Чуть позже я понял, что это потому, что священник говорил не от себя, а от Слова Божия, в котором настоящая сила!»
2010. Валерий Бурков уходит с должности заместителя.
Больше не дает интервью, отказывается выступать на радио и телепередачах, «Человека, познающего Бога, такие суеты больше не беспокоят». Он стал отказываться выступать перед школьниками – к чему он привык за эти годы – потому что уже не знал, о чем с ними говорить. Раньше он говорил им о патриотизме, о любви к родине, о нравственности, а потом понял, что все это бессмысленно без Бога, что и любовь не любовь без Бога, это только чувства, а чувства склонны изменение.
Однажды ему удалось уговорить его выступить на телевидении. Говорили, что супружеская пара, ветераны войны, появится в программе Первого канала, которая выходит 9 мая, в День Победы. Он согласился только потому, что с детства восхищался фронтовиками, потому что уважал этих людей невероятного мужества, благородства и терпения, твердых как скала. Он пошел туда только из-за ветеранов только для того, чтобы понять, что он был «совершенно безнадежным делом для телевидения!»
Начался новый этап в его жизни: «Я познавал Бога, Священное Писание, ходил на богословские курсы, исправлял свой ум, каялся всеми известными способами». Но так как вера сама по себе, если не имеет дел, мертва (Иак. 2:17), то он находит себе новое занятие…
Его загородный дом в Подмосковье становится своего рода реабилитационным центром для людей с серьезными проблемами: алкоголиков, жертв религиозных сект, людей, прикоснувшихся к магии, экстрасенсов, а также людей, которые просто почувствовали себя потерянными.
«Были такие, — вспоминает отец Киприан, — которые доходили до того, что ненавидели все: Россию, людей, детей, словом, все, что должно было сделать их счастливыми. Их жизнь была не чем иным, как ненавистью, это был ад и постоянная боль. Это не то состояние, которого человек достигает легко, он сходит с ума. Как правило, все начинается с детско-родительских отношений, а значит, это не чья-то вина, а их беда… И единственное, что может победить ненависть, это любовь, это долгий, медленный процесс.
Как ни странно, пришли даже баптисты, мусульман было довольно много, из них двенадцать крестились.
«Они все мне как дети, — говорит отец Киприан, — зовут меня папой».
Бывший депутат предоставил им комнату и питание, изучал с ними православие, говорил им, что им читать или слушать, и наблюдал, как они менялись,
«Я могу только удивляться милости Божией! Как сильно Господь меняет людей! Потом мне звонили: «Спасибо, отец Киприан, теперь все иначе по твоим молитвам», и хотелось, чтобы земля меня поглотила — какие молитвы?! Я даже не знаю, как правильно молиться. Для меня было очевидно, что Господь сотворил чудо, я был только транспондером.
Когда человек открывает дверь Христу, все в его жизни начинает кардинально меняться. Люди удивляются, и я когда-то поражался: когда человек открывает свое сердце Богу, он становится счастливым! То же самое произошло и со мной: я чувствовал себя опустошенным и одиноким, а потом моя жизнь стала полной, счастливой и полной наслаждения!»
«Говорят, что физические недостатки ничто по сравнению с «изъянами» в душе: «Что за дело, если у меня нет ног? Так что у меня их нет, но есть протезы. Лично мне вообще без разницы. Однако от того, что внутри, зависит счастье или несчастье человека».
Прошло семь лет этой почти монашеской жизни.
Но чего-то не хватало… «Не хватало послушания!» говорит отец Киприан. Было желание чего-то большего, ощущение, что в жизни должно произойти что-то еще. Рядом всегда жили от трех до девяти человек, а он жаждал уединения.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Потом вдруг в 2015 году был организован визит к старцу Илию (Ноздрину). Будущий монах Киприан не просил присоединиться, его пригласили. Он не знал, о чем спросить отца Илия, но тот был старец, он, вероятно, сам скажет, какова воля Божия. Отец Илий сначала подошел к Константину Кривунову, другу, с которым приехал Бурков, и сказал: «Ну, ты будешь священником!»
«Мы с Константином раньше обсуждали священство, — вспоминает отец Киприан. «На мой вопрос он ответил: «Знаешь, Валера, что касается священства, то я не знаю, справлюсь ли, как дьякона, что, пожалуй, справлюсь…»
Когда очередь Буркова пришел, единственное, о чем мог думать Герой Советского Союза, было: «Неужели воля Божия, чтобы я стал монахом?» Старец ответил не сразу, а помолился минуту-две, потом ударил его по голове и благословил.
Прошло пол года, и вдруг звонок от иеромонаха Макария (Еременко), настоятеля Казанского мужского архиерейского подворья в городе Кара-Балте Бишкекско-Кыргызской епархии: «Проверьте почту. У вас есть благословение стать новичком. Вы будете руководить кыргызской общиной в России. Вы будете заниматься религиозным образованием и социальной работой».
А через восемь месяцев, в июне 2016 года, снова звонок: «Приходите в Апостольский пост для пострига в монашество! Благословил епископ!»
«Я подумал про себя, — вспоминает отец Киприан, — мой, мой! Все было сделано без меня! Но я верю в то, чтобы ни от чего не отказываться, кроме греха, особенно когда предложение или просьба поступает от священника, и ничего не просить самому. Тем не менее, это было очень неожиданно. Я засомневался, надеясь, что, может быть, в следующий пост меня поставят в монахи…»
Оказалось, что епископ уже подписал указ, дату изменить было нельзя. Так, без всякого своего шага, Валерий стал сначала послушником, потом монахом.
И человек, который всю свою жизнь командовал, отдавал приказы, находился под чужой властью, отдавал себя полностью в послушание,
«Сначала, когда я читал молитву: «Да будет воля Твоя, а не моя ,’ я вообще не мог понять, что это значит? Что происходит со мной сейчас? Я всегда принимал все свои решения сам и действовал в соответствии с ними. Однако со временем я понял, что нет ничего лучше, чем отдаться воле Божией и повиноваться опытному человеку. Потому что никто лучше Бога не знает, что для вас лучше!
«Ты сам никогда не сможешь устроить свою жизнь так, как это может сделать Бог. А потом ты притворяешься удивленным!
«Лучше ничего не планировать. Раньше я все планировал на год вперед. В эти дни я не знаю, что произойдет через несколько дней, и я больше не строю планов!»
2016 г. На следующий день после пострижения монах Киприан был благословлен носить знак отличия — звезду Героя Советского Союза. Он был очень удивлен! Он думал, что покончил со своей мирской жизнью, а также со своими знаками различия, так как ему больше не придется носить костюмы. Тем не менее, ему сказали, что носить его будет проповедью. Сначала он не мог этого понять, но за несколько месяцев путешествия по России все встало на свои места.
«Однако все же нет одиночества», — улыбается отец Киприан. «Раньше я думал, наконец, запрусь в своей келье и буду молиться, но Господь распорядился иначе».
С осени 2016 года ездит по стране. Признается, что даже будучи политиком говорил меньше, чем сейчас. Сейчас, конечно, все по-другому, это проповедь.
И, кажется, учеба никогда не заканчивается. Педагогическое образование Свято-Тихоновского университета для направления религиозного образования, диплом психолога РПГУ для оказания помощи страждущим, курс миссионерства – в Кыргызстане тяжело без специальных навыков и знаний. «Мы должны нести свет нашим братьям-мусульманам, и делать это нужно с умом», — объясняет отец Киприан.
В мужском подворье в Кара-Балте, Киргизия, всего шесть монахов. Живут в глинобитных кельях с дровяными печами, одну из них починил отец Киприан. Условия очень простые, в церкви нет отопления. Восстановление монастыря идет не очень хорошо. Трудно обеспечить даже самые элементарные условия для воскресной школы, для центра духовно-психологической помощи. Людям негде остановиться, даже если они приедут на одну ночь, негде поговорить с людьми, пришедшими к монахам за помощью, кроме собственных келий, что не совсем правильно.
Теперь Герою Советского Союза предстоит разыскать старые связи и отправиться на помощь миссии в Киргизию. Отец Киприан описывает кыргызов как простых, добрых и дружелюбных. Он не перестает удивляться,
«Интересно! В Москве кого послал мне Господь? Киргизы и казахи, неправославные. И где я стал монахом? В Кыргызстане! Так устроен Господь. Никогда бы в жизни не подумал, что окажусь здесь. Но если я здесь, значит, я здесь нужен».
Отец Киприан не совсем забыл о жизни. Он упоминает офицеров в Сирии, которых знает, считает новое поколение военных достойным уважения и похвалы. Говорит отношение к армии изменилось, улучшилось. Сейчас многие претендуют на поступление в военные училища и на службу по контракту.
«Что самое главное для военного? Тыл, чтобы знать, что если он погибнет на войне, о его семье позаботятся. В таком случае страха смерти нет, потому что твоя семья — это твоя родина».
В эти дни самое главное в его жизни не имеет ничего общего ни с политикой, ни с армией, ни с общественной работой,
, всей душой, всем умом, всей силой, а ближнего твоего, как самого себя.
«Средоточием жизни человека является любовь. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Где нет любви, там нет Бога».
В 1992 году, когда Валерий лежал в больнице, он услышал выражение «вера двигает горы». И эти слова придавали ему сил, помогали сохранять оптимизм. В эти дни…
«В эти дни, — говорит отец Киприан, — не верю, знаю! Я просто знающий человек, который через знание убедился, что у любящих Господа все будет хорошо. А те, кто Его отвергает, уже в аду – это люди, которые приходят ко мне».
Война Буркова еще не закончилась, но это совсем другая война. «Служба в армии — ничто по сравнению с монашеством!» улыбается отставной полковник, новый монах. Внутренняя война и борьба с духами зла намного сложнее,
«Позвольте мне сказать вам кое-что. Есть три вида подвига: на войне, в миру, который есть повседневная жизнь, и монашеский подвиг. У меня есть опыт во всех трех. Я ходил на войну, жил в миру и был женат, теперь я в монастыре.
«Позвольте мне сказать вам кое-что, монашеский труд намного сложнее, чем другие. Я бы назвал его самым сложным! Но я бы причислил его и к самым радостным… Говорят, если бы люди знали, как тяжело бывает в монашестве, никто бы не стал монахом. Но если бы они знали, какая радость принадлежит монахам, все стали бы монахами».
Подготовила Валерия Михайлова. Видео, фото Виктор Аромштам. Фотографии использованы при подготовке статьи eparchia.kg, Sputnik, mil.ru, shadrinsk.info, Museumnahimov.ru, optina.ru, Газета.ru
Перевод с русского Марии Некипеловой
ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО ТОГДА И СЕЙЧАС: август 2012 г.
Чудеса, упомянутые ниже, были отобраны из архивов Ватопедского монастыря.
1. Трудно иметь детей
Отец Феотимос родом из Конго. Изучал богословие в Греции. Он очень хотел иметь детей, но у него была проблема. Он попросил ленту, освященную на Святой пояс. Он описывает результат.
03.12.1995
Мефонис 23, Афины
Имя Богочеловека Христа всегда должно быть прославлено и имя Богородицы, Богородицы, должно быть прославлено.
Святой пояс мы получили в марте 1992 года. В мае 1992 года моя жена забеременела, и у нас родился сын весом 2,9.00 гр. Он родился с помощью кесарева сечения, и мы окрестили его Мариосом, чтобы почтить имя Панагии. Врачи предварительно подтвердили, что нам было бы трудно иметь детей.
В апреле 1993 года моя жена была на восьмом месяце беременности, и у нее возникла проблема. Ей пришлось сделать еще одно кесарево сечение до окончания срока беременности. Моя жена два дня перед операцией носила на себе Святой пояс. Младенец, девочка, весом всего 1400 гр. родилась с удвоением своего веса.
Пр. Феотимос и Евангелия Цала.
2. Настало долгожданное время
Афины
Хочу отметить чудо, которое произошло с моей женой, когда она была одета в Пояс Пресвятой Богородицы, который священник из вашего монастыря дали нам в августе 1992 года, когда я посетил Святую Гору.
Но перед тем, как перейти к этому, я хотел бы рассказать о другом чуде, которое произошло с нами обоими и заставило нас полностью изменить свой образ жизни. Наша жизнь была определенно светской. Мы были по колено в грязи лжи и греха, которых наше общество в избытке. Мы шли по пути, который якобы вел нас к счастью и радости, но в основном это приводило к раздорам и, наконец, к вечной духовной смерти.
Всемилостивый Бог помиловал нас. Он сделал нам подарок, который нам сначала показался невыносимым. Моей жене поставили диагноз компульсивный невроз. Ей прописали двенадцать таблеток в день, чтобы справиться с депрессией, грустью и суицидальными наклонностями. У нее были приступы, и она плакала весь день. Мы обошли многих врачей, пока не нашли своего духовника отца Е. С тех пор все изменилось. Мы свернули на правильный путь.
Несмотря на то, что проблема жены полностью не исчезла, психиатр в сотрудничестве с нашим духовником посоветовал нам завести ребенка. Однако из-за проблемы моей жены ей было трудно забеременеть. Мы ждали помощи свыше.
А теперь перейду ко второму чуду.
Во время нашего поклонения святым мощам священник рассказал о чудесах, которые наша Панагия совершает над бездетными женщинами с освященными лентами. Все те, кто их носил и жил с покаянием, беременеют. Тогда я боролся с мыслью, чтобы получить один для нас, но я был смущен. Я был готов уйти, но что-то подтолкнуло меня, и я получил один.
Моя жена носила его все время. Мы молились и ждали. В ноябре того же года настало время, которого мы так жаждали. Сейчас, когда я пишу это, у нас есть дочь, которой 9 лет..5 месяцев и зовут Ирэн.
С уважением,
Василис и Панайота Асланидес.
3. Врачи разочаровали обоих
20.11.94
Ливадия Ларнака, Кипр
В 1993 году я праздновал Благовещение Пресвятой Богородицы на Святой Горе. Кроме моей личной нужды в молитве, я попросила отцов помолиться за двух духовных сестер, не имевших радости стать матерями. Врачи разочаровали обоих.
По окончании Параклисиса для Б. и Г. я взял ленты, после того как они были благословлены Святым Поясом. Когда я вернулся на Кипр, я пригласил их обоих получить благословения, которые я для них привез. Б. подошла и приложилась к иконам у иконостаса, но ленточки в тот день не взяла, взяла позже. Тем временем она забеременела.
G потребовалось больше времени, чтобы получить благословение, потому что она находилась далеко. Она усыновила ребенка. Когда мы встретились, она взяла ленточку, и через несколько дней врач подтвердил, что она беременна.
Они оба пришли ко мне, чтобы сообщить свои хорошие новости. Все вместе мы прославили Панагию, Богородицу.
Ленос Скитинис
4. Я был женат семь лет и не имел детей у меня есть ребенок. Мы с мужем много раз пытались завести ребенка и посещали разных врачей в Афинах и Салониках. Наконец, в конце концов, вы прислали мне ленту, освященную Поясом Пресвятой Богородицы. Я забеременела и родила здорового мальчика 31 августа 1993 г., в праздник Святого Пояса.
Я, конечно, не могу выразить в достаточной мере свою благодарность, а также мое обожание и благоговение перед нашим Создателем, который творит великие и чудесные дела и продолжает благословлять своего никчемного слугу. Я снова беременна, и врач сказал мне, что они близнецы. Пожалуйста, впишите имя моего сына в список чудес нашей Панагии.
С большим уважением и любовью,
Рабы Божьи,
Димитрий и Мария
5. Три исцеления
06.05.1995
Салоники
Мы чувствуем необходимость выразить нашу благодарность за большую честь, которую вы оказали, доставив Святой Пояс в наш дом. Было бы большим упущением не упомянуть о чудесах, которые мы видели совершающимися. Ссылаемся на некоторые из них, вполне осознавая масштаб того, о чем собираемся написать.
Военный судья, у которого были серьезные проблемы со спиной и который ходил сгорбившись, выздоровел, как только вышел из нашего дома.
Пятнадцатилетний ребенок, который никогда не мог стоять на ногах из-за врожденного дефекта, начал ходить, как только вошел в дом. Важно сказать, что его родители целовали Пояс, когда уже сели в машину и собирались уезжать. О чуде нам рассказали через несколько дней, потому что боялись!
Коллега моего мужа, как только он капнул святой водой на смешное пятно, которое вдруг разрослось и стало беспокоить его, оно тут же исчезло! Этот человек не пришел к нам домой, чтобы приложиться к Святому Поясу, и чудо было совершено только святой водой.
Желаем вам благословения!
Поль и Фотини Папулиду
6. Нам подарили двух здоровых мальчиков
06.07.1995
Арх. Chrysostomos 1, Пафос, Кипр
Пишу это письмо в знак признательности нашей Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии, еще раз оказавшей великодушие к грешным и смиренным рабам Господа нашего.
Она сотворила с нами чудо, подарив нам двух здоровых мальчиков после семи лет брака. Посетив Ваш монастырь в 1993 году, я помолился перед ее чудотворной иконой и взял ленточку от ее освященного Пояса. Через год случилось чудо. Моя жена забеременела двойней.
Я также благодарю вас за то, что вы помогли мне найти истинный путь Бога, ведущий к вечной жизни. Помолитесь, пожалуйста, Богородице, чтобы Она даровала детям здоровье, которое Она так чудесным образом дала нам.
С любовью Христовой,
Стелиос и Элени Калли
7. Боли в спине прекратились
20.09.1995
Фемистоклеус 31, Афины
Во время визита в Великий монастырь Вато 25. 08.1995 г., после вечерни, священник вынес для поклонения посетителей останки святых и Пояс Пресвятой Богородицы. Когда это закончилось, я попросил священника прочитать за меня несколько молитв в присутствии Святого Пояса. Он положил свою палантин и Пояс Панагии и начал читать молитву. Пока он читал, я почувствовал, что держу большую и очень тяжелую ношу на спине, которая отступала по ходу чтения. Когда молитва закончилась, я почувствовал, что тяжесть исчезла. С этого момента боль в спине, которая так долго доставляла мне столько хлопот, исчезла.
Хочу выразить огромную благодарность нашей Панагии за то чудо, которое она сотворила со мной, полностью излечив мою боль в спине.
С бесконечной благодарностью,
В. Папахристопулос
8. Святой Пояс чудесным образом подарил мне 12 детей
18.10.1995,
Патра
,4 член семьи: Николай, моя жена Анти и двенадцать детей. Решающее и великое чудо Святого Пояса — это то, что у нас есть двенадцать детей.
Когда моя жена была беременна нашим первым ребенком, у нее были серьезные проблемы со здоровьем. Она приближалась к своему сроку, но схваток не было. Врачи сказали, что ребенок мертв и что ей придется сделать аборт, иначе ее жизнь будет в опасности. Однако она уверовала в Бога, читала Параклесис и молилась с четками. Наш ребенок в итоге родился живым и здоровым при следующих чудесных обстоятельствах.
Набожная женщина, узнав о нашей проблеме, подарила мне ленту Святого Пояса. Она сказала, чтобы я сказал жене, чтобы она надела его, и все будет в порядке. Моя жена сделала, как ей сказали, и через некоторое время она родила изящную и благословенную девочку.
Другие беременности моей жены тоже были проблемными, но по милости Святого Пояса у нас родилось двенадцать детей, шесть мальчиков и шесть девочек.
И вот еще что, что тоже немаловажно. У моей жены было варикозное расширение вен на ногах, и врачи посоветовали ей не заводить еще одного ребенка, так как она собиралась поставить под угрозу жизнь своего ребенка, а также свою собственную во время родов.