Монах василий росляков: Иеромонах Василий (Росляков): «Обыкновенный» святой

Разное

Иеромонах Василий (Росляков): «Обыкновенный» святой

Иеромонах Василий (Росляков) был убит на Пасху в 1993 году вместе с иноками Трофимом и Ферапонтом.

Как удивительно иногда бывает: живёшь в одном времени, в одном пространстве с человеком, но не видишь его, даже не знаешь о его существовании… А потом этот человек покидает мир, проходят годы… и вдруг происходит Встреча! Да такая, что чувствуешь: этот человек – родная душа, и его смерть, о которой ты даже не знал,  становится страшной потерей, раной, особенно мучительной оттого, что человек жил совсем недавно, ходил где-то рядом и с ним можно было бы встретиться, поговорить…

Эти две стихии – одновременно Встреча и Потеря, возникнув вспышкой в твоей жизни, — пересекаются в крест…

Так было и у меня, когда однажды, тёплым весенним днём стояла между библиотечными полками, листала старые литературные журналы. И вот мне в руки попал журнал «Наш современник» за 1996 г., где на обратной стороне титульного листа были размещены фотографии трёх монахов с надписью: «Три года назад в Оптиной Пустыни были убиты три её насельника». И всё. Ни имен, ни описания трагедии, ничего. Когда я взглянула на фотографию одного из монахов – резануло по живому: Я потеряла брата! Я старалась спрятаться, уйти подальше, чтоб не разреветься на виду у других читателей.

Душа томилась вопросами: Кто он? Как его звали? Какова была его жизнь? Почему он ушёл в монахи? Я смотрела на его портрет и чувствовала: какой это сильный духом человек! Сколько в нём и смирения, и чувства достоинства! И то, что этот человек Божий – у меня не было сомнений: с Богом даже не по той причине, что монаха убили (с него ведь не требовался выбор как в первые века  христианства: или поклонись идолам или смерть за Христа), а с Богом по самому содержанию жизни. Было ясное ощущение: его душа – сбылась!

Позже я узнала, что звали этого человека Игорь Росляков (в монашестве иеромонах Василий), был он единственным долгожданным сыном, которого мать Анна Михайловна родила в 40 лет, мастером спорта по водному поло. Закончил журфак МГУ. В 28 лет ушёл в монастырь, в 32 – убили.

Об Оптинских монахах вышло несколько книг, самая популярная – это «Красная Пасха» Нины Павловой. Мне приходилось встречать людей, которым эта книга помогла прийти к вере.

Однажды на электронную почту пришло письмо от паренька Саши, который рассказал, какое сильное впечатление произвела на него эта книга. Он иногда безумно пил, был зависим от компьютерных игр, но всё переменилось вдруг от одной прочитанной книги! Саша стал задумываться о том, как живёт, стал рассказывать своим приятелям об этой книге и монахах, но те только крутили у виска. И всё-таки парень «взялся за ум», окончил университет, а потом поступил в семинарию на очное отделение. В течение двух лет мы поддерживали с ним связь, а потом как-то потерялись. Но я за него очень рада!

Приходили и отрицательные отзывы о книге.

Скажу, что и мной эта книга не была воспринята «на ура», я читала, выбирая сведения, и не со всеми выводами могла согласиться. Но в целом – книга хорошая и, думается, именно потому, что написана она с любовью!

Хотя за 18 лет со дня убиения оптинских монахов написано немало воспоминаний, но мне захотелось узнать об отце Василии ещё — непосредственно от одноклассников и однокурсников по МГУ. А где же можно найти этих людей, как не на сайте «Одноклассники»?! И я решила поспрашивать, что о нём помнят.

В школьные годы

Он жил в районе Кузьминок, учился в школе № 466. Задав поиск, отправила около 40 писем, начав с одноклассников. Честно сказать, я особо и не ждала, что люди будут делиться воспоминаниями с абсолютно чужим человеком. Одно дело, когда спрашивают для издания или сайта, а я-то для них просто человек с улицы. Но «надежда умирает последней».

Первый ответ пришёл не от одноклассника, а человека на класс младше. Очень тепло о нём отозвался, говорит, что как раз высокого роста он и не был (как в книгах пишут), но спортивный был, что уважали его все, прислушивались.

Потом отозвалась девочка (тогда девочка, сейчас-то им по 50 лет) на класс старше! Тоже тепло отозвалась, но общаться близко – она с ним не общалась. А потом пошли одноклассники… Фамилии я напишу только инициалами.

Ирина К.: «Действительно, Игорь Росляков — тот самый отец Василий, Вы правы. Мы с ним не только учились все 10 лет, но и в одну группу детского садика ходили.

Рассказывать о нем можно много, скажу лишь, что он был из простой, скромной семьи, единственный и долгожданный ребенок. Очень одаренный, скромный, замкнутый мальчик, в классе с ним дружили многие, все девчонки были влюблены в него.

Прекрасно учился, параллельно занимался водным поло, был капитаном юношеской сборной, потом и на международный уровень вышел… Я с ним не особо была близка, просто росли вместе. У меня в друзьях Вы можете увидеть Галину С., Галину С., вот они были ему ближе, дружили с ним в школе, они могут Вам рассказать о нем побольше…»

К сожалению, обе «Галины С.» так и не ответили.

Елена Б.: «Игорь Росляков действительно был моим одноклассником. Книгу «Пасха Красная» я тоже, конечно, читала. Но после некоторых отзывов своих одноклассниц, которые там прочитала, как-то не хочется ничего комментировать.

Единственное скажу — он выделялся своей добротой. А так: интересный умный парень, который часто уезжал на соревнования. Ничто человеческое, мне кажется, тогда ему не было чуждо, одноклассницы добивались его внимания, открыто конкурировали. Лучше всего о нем могла бы рассказать Ира К… Она тонкий и умный человек, они дружили.

И она уж точно не будет писать, что помогала ему нагнать в учебе. Даже много отсутствуя, он учился лучше большинства, имел нестандартное мышление, что поощрялось нашей «классной» на уроках литературы да и в жизни…

Он же был мальчишкой: подшучивал над кем-то, участвовал в шуточных потасовках, все это снимала наш «штатный фотокорреспондент» класса Лена К…»

Их классная руководительница Наталья Дмитриевна Симонова (она же учитель русского языка и литературы) впоследствии стала его духовной дочерью, и они переписывались.

Школьный выпускной. Игорь – в центре.

Влдимир С.: «С Игорем мы выросли в одном дворе и учились в одном классе… Игорь был нормальным мальчишкой, играл вместе с нами и в войну, «казаки разбойники» и т. д.  с 1 класса Игорь занимался плаванием, мы вместе с ним ходили на тренировки, потом я бросил, а он продолжил.  Затем перешел  заниматься водным поло, добился хороших результатов, был игроком молодежной сборной и кандидатом в основную сборную СССР, объездил всю Европу, также играл за МГУ, где учился на факультете журналистики. Женат он был на гимнастке (фамилию ее, к сожалению, не знаю), зовут ее Мария…»

Поиск однокурсников по МГУ (журфак) оказался сложнее. В тот год (1985 г.) выпуск был большой. На «Одноклассниках» задала поиск по факультету с этим годом выпуска — выдало около 6 страниц. Выборочно отправила около 130 писем.

Первый отклик был «мимо»: «К сожалению, я Игоря не знал, он учился на пару-тройку лет старше нас. Но книгу, о которой Вы пишете, читал, и на фотографиях, думаю, узнал его. Видимо встречал где-то в коридорах журфака. Удивительную и замечательную жизнь Господь ему послал!! Ему довелось стоять у истоков возрождения Оптиной пустыни. Очень хороший жизненный пример для многих из нас».

Потом откликнулся Александр С.: «…Все, что вы мне рассказали, для меня полностью в новинку. Но… Начну с того, что в официальных списках выпускников журфака действительно числится Росляков Игорь Иванович.

Когда мы начали обучаться на военной кафедре, то вдруг узнали, что с нами учится Игорь Росляков и Олег Жолобов. Никто на курсе их не знал, и потому невозможно было объяснить, почему они на занятия не ходят. Но поскольку его определили в нашу группу, то можно предполагать, что он в школе изучал французский язык. Потом стало известно, что эти таинственные личности — выдающиеся спортсмены, которые отстаивают честь СССР на международной спортивной арене. Им потому вовсе не обязательно учиться вместе со всеми. Кто такой Олег Жолобов  — я узнал много лет спустя, когда среди спортивных обозревателей на телевидении появился Олег Жолобов.

А как же Игорь Росляков? Мне довелось его видеть. После военной кафедры было принято проводить лагерные сборы. Это было после четвертого курса. Вот тут-то неожиданно и появились в нашей учебной роте знаменитые спортсмены, среди которых был и Игорь Росляков. Военная кафедра посчитала, что на сборах должны быть все без исключения. Никому поблажек не делать.

Но долго в военной форме они не были. Почти сразу же спортсмены, и Игорь Росляков тоже, уехали на соревнования в Рим. Говорили, что Игорь был большой мастер в таком виде спорта, как водное поло. Кстати, тогда команда МГУ по водному поло была сильнейшей в стране. Потом спортсмены вернулись на сборы. И было это в самый последний день, когда весь курс уже возвращался в Москву.

Уверяю, что вряд ли кто-то из однокурсников сможет рассказать что-то больше. Ведь по сути такие люди, как Игорь, не были с нами…С Игорем не общался. Но в памяти он остался таким: среднего роста, худощавый, и кажется, черноволосый. Хотя нас на сборах всех постригли.

Игорь Росляков — мастер спорта

Он был какой-то спокойный. Казалось, что он сам себе на уме. Какой он на самом деле — не знаю…

Я не согласен с тем, кто написал на каком-то сайте, что он был ростом под два метра. Игорь был незаметным человеком. Незаметным во всем. Я помню его, как человека среднего роста… Вполне возможно, что Игорь попал в кадр, когда был на сборах. Это было летом в 1984 году в Федулово, что в Ковровском районе Владимирской области. Мы жили тогда в палатках в лесу. Вероятность маленькая, но есть. А кто тогда был с фотоаппаратом в руках? Точно помню, что фотографировал много Валера М. с фотогруппы. Вместе с нами на сборах были ребята с другого факультета. Кажется, с филологического факультета.

Я помню, как один студент с филфака бегал и всем говорил, что в его палатке живет Росляков, знаменитый спортсмен».

Больше никого из однокурсников найти не удалось.

Однажды мне пришло письмо из Эстонии: «… Я живу в Эстонии. Когда-то давно, в марте 1986-го счастливый случай свел меня с Игорем Росляковым. В декабре 91-го от его товарища-ватерполиста я узнала, что Игорь постригся в монахи. И вот совсем недавно, ища в интернете молитву Оптинских Старцев, узнала страшную весть о трагической гибели отца Василия.

Студенческая фотография

Очень волнуюсь. Хочется плакать. Человек я абсолютно светский и от Церкви, в общем-то, далекий. Хотя мысли о Боге с возрастом приходят все чаще. Что, наверное, естественно…

Эти два дня все думала про Игоря. И, обращаясь к нему мысленно, не перестаю путаться в обращении… то Игорь, то отец Василий. Это оттого, что знала его лишь в миру… Напрягала память, вспоминая подробности знакомства.

Я приехала из Таллина в Москву в феврале 86-го. Мне только исполнилось 18. Бюро путешествий, где я работала бухгалтером, направило меня на курсы повышения квалификации. На Ленинградском вокзале сдала багаж в камеру хранения, где и познакомилась с Игорем. Там работал его товарищ по водному поло Алик Перепелкин. Игорь просто зашел к нему. Они еще были студентами, кажется, последнего курса.

Посидели-посмеялись, обменялись телефонами на случай, если нужна будет помощь в чужом городе. Веселые открытые ребята, оставившие о себе приятное впечатление.

Весной того же года я снова оказалась в Москве. С билетами были проблемы, и я позвонила Игорю. Теперь даже и не вспомню, помог ли он с билетами. Но то, КАК(!) он говорил со мной, меня поразило и помнится всю жизнь. С такой теплотой и заботой, и беспокойством за меня, девчонку, одну в большом городе. Как отец или брат.

Я-то, дурёха, конечно, приписала такое внимание своему обаянию и очарованию. Мой тогдашний возраст извиняет это.

Позже Алик пару раз приезжал в Таллин. Я ему помогала с гостиницей, но очной встречи не было. А во второй раз он приехал в декабре 91-го, позвонил мне уже из Таллина и хотел встретиться. Я бы с удовольствием, но со дня на день должна была родить. И мы поболтали по телефону. За разговором и узнала про Игоря…

Прошло много-много лет… И не смотря на мимолетность знакомства, я ребят не забыла…»

Вечная память убиенным иеромонаху Василию, инокам Трофиму и Ферапонту!

***

Иеромонаху Василию Рослякову

Я на могилу красных тюльпанов
Вам принесу с сердцем. Приимите.
Отченька, отче! Благословите!..
Тронет ладони солнце и ветер,
Тихой любовью взгляд Ваш ответит.
Божий избранник, мученик светлый!..
Крест деревянный, дух же бессмертный.
Я в мире дольнем, Вы в мире дальнем.
Благословите звоном Пасхальным.

Читайте также:

Мученики Оптинские. Об отце Василии (Рослякове)

Об отце Василии (Рослякове). Часть 2.

Творчество иеромонаха Василия (Рослякова)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Жизнеописание иеромонаха Василия (Рослякова). Оптина Пустынь

Предстоятель
Биография Патриарха Кирилла Патриархия
Наместник
История монастыря
Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
Оптинские старцы
Общая страница Наследие Обретение мощей
Новомученики и исповедники
Жития Статьи, документы
Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
3D-экскурсия
Монастырь Скит
Храмы
Паломникам
Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
Проповеди
Молитвослов
Библиотека
Книги, статьи Ноты Исповедный листок
Публикации
Аудиогалерея
Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
Видеогалерея
Фотогалерея
Пожертвования
Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
Поиск по сайту

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

Официальный сайт Шамординского монастыря

В ка­ком мес­те наз­на­че­но от Гос­по­да че­ло­ве­ку уме­реть, то, хо­тя бы был он за гра­ни­цею за мно­гие ты­ся­чи верст, неп­ре­мен­но при­бу­дет он к мес­ту сво­е­го наз­на­че­ния, и в свое вре­мя, ибо по­ве­ле­ние Бо­жие вы­пол­ня­ет­ся в точ­нос­ти.

преп. Антоний

Мы не мо­жем пос­тиг­нуть, по­че­му мо­ло­дой преж­дев­ре­мен­но уми­ра­ет, а ста­ри­чок иной ску­ча­ет уже са­мой жиз­нию и от бес­си­лия то и де­ло оха­ет, но не уми­ра­ет. Гос­подь же Бог всеп­ре­муд­ро, че­ло­ве­ко­люб­но и не­до­ве­до­мо нам всем и каж­до­му по­лез­ное уст­ро­я­ет и да­ру­ет.

преп. Антоний

Гос­подь Бог глу­би­ною муд­рос­ти Сво­ея че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет, т.е. ес­ли чью жизнь про­дол­жа­ет, бла­го­де­тель­ству­ет; и ес­ли чьи дни сок­ра­ща­ет, то то­го ра­ди, да не зло­ба из­ме­нит ра­зум его или лесть прельс­тит ду­шу его. Так Гос­подь Бог ис­тин­но че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет. А наш долг – и в том и в дру­гом слу­чае с детс­кою по­кор­нос­тию ко От­цу Не­бес­но­му долж­ны го­во­рить: От­че наш, да бу­дет во­ля Твоя!

преп. Антоний

Оптинских мучеников | Сайт Русской Православной Церкви

В 1993 году весь православный мир потрясло трагическое событие, произошедшее в Оптиной пустыни: в пасхальную ночь были зверски убиты трое насельников монастыря. Это были иеромонах Василий (Росляков), инок
Ферапонт (Пушкарев) и инок Трофим (Татаринов).

Пасхальная служба в Оптиной началась в обычном режиме. По сложившейся традиции, крестный ход в Иоанно-Предтеченский скит, расположенный восточнее монастыря, и обратно подходил к концу. С колокольни монастыря и скита доносился праздничный пасхальный звон. Количество людей было огромным — до 10 тысяч человек (как потом сообщали ополченцы, охранявшие монастырь во время праздничной службы). После Литургии монахи пошли в трапезную разговляться. По окончании трапезы двое звонарей, монах Ферапонт и монах Трофим, вернулись на звонницу, чтобы продолжить пасхальный звон. К тому времени было десять минут седьмого. Внезапно звон колокола стал неровным, а затем и вовсе прекратился. На звоннице было совершено страшное преступление — монахи были злодейски убиты ударами ножа.

Монах Ферапонт умер сразу. После ранения преподобный Трофим издал громкий вопль: «Боже, помилуй нас!» и «Помогите!; приподнявшись, он позвонил — и упал.

 Убийца убежал в скит, куда собирался и иеромонах Василий для исповеди. Преступник нанес ему удар в спину тем же ножом.

Затем убийца перелез через монастырскую стену и выбросил окровавленный самодельный нож. Он был обоюдоострым, шириной пять сантиметров и напоминал меч. На его клинке были выгравированы «666» и «сатана». Такая же надпись позже была обнаружена на ноже в кармане брошенной убийцей шинели.

Убийца Николай Аверин нанес ножевые ранения в спину. По версии следователя, травмы были нанесены с необычным профессионализмом «и преднамеренно — они были не слишком глубокими — чтобы пострадавший долго истекал кровью». На самом деле иеромонах Василий страдал несколько часов, а монахи Трофим и Ферапонт умерли сразу.

Аверин убил монахов Ферапонта и Трофима, когда они возвещали миру на звоннице Воскресение Христово. А иеромонах Василий был убит, когда шел в скит на исповедь. Совершив убийство, Аверин спустил край монашеских ряс на головы и натянул клобуки на лица.

Казалось, что в монахе Трофиме есть еще жизнь. Его принесли во Введенский собор, но через несколько минут он скончался.

Несмотря на страшное ранение, иеромонах Василий прожил дольше других. Он посмотрел на окружающих его людей и даже попытался подняться. Его также привезли в собор и положили рядом с мощами преподобного старца Амвросия, а затем на скорой помощи доставили в местную больницу в Козельске. Там он вскоре и скончался.

Удивительно было и то, что монахи перед убийством стали раздавать свое имущество, в том числе и личные инструменты, говоря, что они им больше не понадобятся (что было тем более необычно в то время, когда инструментов так не хватало в монастыре, что нужно было приносить их из дома или добывать как-то через знакомых, иначе нельзя было заниматься своим делом). Все в Оптиной обители были удивлены этому происшествию, но после убийства стало ясно: монахи предвидели уготованную им славу мученичества.

Чтобы понять, почему монахи были готовы умереть, нужно знать, какой жизнью они жили.

Более десяти лет в Оптиной пустыни собирали информацию о монахах Трофиме, Ферапонте и Василии.

Радостный Подвижник

Леонид Татарников, будущий монах Трофим, родился в селе Дагон Иркутской области 4 февраля 1957 года. лет, так что некоторые думали, что он вряд ли выживет. Но он стал тихим, как только его крестили, и с тех пор стал улыбающимся здоровым мальчиком.

Леонид рос высоким красивым юношей и нравился девушкам. Кроме того, что он был красив, он был эрудирован (читал по ночам и даже получил прозвище Книжный червь), трудолюбив и никогда не прикасался к алкоголю. Девушки изо всех сил старались выйти за него замуж, некоторые даже обращались к магии. Один из них даже сказал ему: «Или ты будешь моим, или ничьим!» Но Леонид оставался спокоен и обращался к девушке только одним словом: «сестра». Он был прирожденным монахом, но понял это гораздо позже.

Окончив среднюю школу, Леонид учился в техникуме железнодорожного транспорта. После окончания службы в армии работал матросом на траулере.

Когда Леонид получал заграничный паспорт, он почему-то сменил имя и стал Алексеем. Алексей перепробовал множество занятий: фотографирование, разведение лошадей для местной конефермы, сапожное дело (обувь он делал такую, что все в городе выстраивались в очередь за парой). Он был членом различных кружков по интересам, таких как яхт-клуб
, общества борьбы и карате, а также школы классического и народного танца. Он был очень гибким. В тридцать лет он все еще мог сесть на шпагат, не напрягаясь. Вместе с сестрой Наташей Алексей занимался в школе классического танца и занимал призовые места на конкурсах. Однажды ему даже предлагали заключить контракт и стать профессиональным танцором, но он отказался.

Будущий монах искал смысл жизни и все никак не мог понять, чего ему не хватает. Он занялся «благополучием» и даже отказался от мяса. В его комнате висело расписание, по которому Алексей два раза в месяц обходился без пищи по десять дней в тщетной надежде бросить курить (курить начал в очень раннем возрасте). Потом он стал ходить в церковь, и священник сказал ему, что ему нужно выбирать между Богом и никотином. Алексей наконец избавился от своей давней привычки.

Как мог этот жестокий человек неизвестного телосложения одолеть трех монахов?! А какие монахи! Монах Трофим умел завязывать кочергу в узел (был эпизод, когда водители пытались выровнять вмятину на крыле грузовика кувалдой, и все их попытки проваливались, пока Трофим не сделал это голыми руками). Двухметровый иеромонах Василий в прошлой жизни был известен как один из лучших ватерполистов страны
. Он был членом сборной команды СССР. Его 9Время реакции 0003 было ошеломляющим, и он был известен потрясающим могучим броском
. Даже умирая, он смог нанести сокрушительный удар. Монах
Ферапонт отлично владел боевыми искусствами (айкидо, каратэ).

Комиссия по расследованию утверждает, что все дело в том, что удары были нанесены в спину. Но звонница, где были убиты иноки Трофим и Ферапонт , довольно мала, и чужестранец не может пройти туда незамеченным. Однако православному человеку и без всякого расследования ясно, что монахи не могли отомстить за насилие теми же
насилие. Это было их последнее искушение. Настоящий монах не должен пачкать руки в кровь.

Очевидно, к тому времени иноки Трофим, Василий и Ферапонт были готовы к смерти. По воспоминаниям свидетеля, мученики предвидели свою смерть. Преподобный Трофим часто говорил, что ему осталось мало времени – полгода, год. А Ферапонт, когда-то безмолвный монах, стал просить всех молиться за него.

В день Пятидесятницы 1990 года Алексею было видение. Он сразу решил стать монахом и купил билет в Оптину пустынь. Но когда он собрался уезжать, у него украли паспорт, деньги и билет, и он добрался до Оптиной всего за полтора месяца. Его духовные искания длились долго, пока в возрасте тридцати шести лет он не остался в Оптиной пустыни и не принял монашеский постриг, став монахом Трофимом.

Поселившись в монастыре, он нашел это святое место довольно заброшенным. Местные жители, которые после Великой Отечественной войны построили деревню на монастырских территориях, проклинали эту неплодородную землю, хотя раньше она была очень плодородной. Помидоры там растут в таком количестве, что их бесплатно раздавали всем, кто просил. Теперь земля снова приносит плоды. Иноки сумели возделывать эту бедную землю, и трудолюбивый монах Трофим тоже принимал в этом участие.

Местные крестьяне рассказывают, что везде, где монах Трофим сажал картошку для стариков, колорадских жуков не было, а в соседних огородах их было много. Некоторые люди даже приходили в монастырь, чтобы узнать, что за молитву читает монах. К настоящему времени некоторые земледельцы берут щепотку земли с его могилы и, растворив ее в воде, используют ее для посыпания своих садов.

Трофим ценил время, и он все успевал. Его основными обязанностями были обязанности старшего звонаря, пономаря и тракториста. Кроме того, он работал секретарем, продавцом свечей, маляром, пекарем; работал в букмекерской конторе, на складе, в кузнице. Окружающие его люди чувствовали, что он может все. Только после убийства узнали, что монах Трофим никогда прежде не был ни фальшивомонетчиком, ни трактористом, ни пекарем, ни конторщиком, и никогда не умел звонить в колокола. Бог дал ему возможность делать все это за свои молитвы.

Когда решили испечь свой хлеб в Оптиной пустыни (в начале 90-х запасы хлеба в России были ограничены), задание было поручено монаху Трофиму. В монастыре никто не умел печь хлеб. Монаху пришлось побегать, чтобы найти расписку. Но в результате его батоны получались пористыми, легкими и вкусными. Его хлеб в округе называли «целебным». Уезжая из монастыря, один бизнесмен даже попросил особую квитанцию ​​на монастырский хлеб. Мужчина объяснил, что его больной желудок вообще не переваривал хлеб, кроме монастырского «целебного». Ему дали квитанцию, но он не знал самого главного: как усердно молился инок Трофим на каждой выпечке и сколько поклонов делал перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов». .

Трофим был настоящим монахом — тайным, сосредоточенным вовнутрь, и внешней, показной преданности в нем не было. По его мнению, на свете не было плохих людей, и каждый в любое время дня и ночи мог обратиться к нему за помощью и получил ее. Именно к монаху Трофиму все ходили просить починить часы, фотоаппарат или даже сапоги.

Он много молился, но мало спал, и очень скромно ел, ограничивая себя даже в воде. Но, несмотря на эти ограничения, он никогда не болел и никогда не казался уставшим. И все в Оптиной привыкли к его настойчивости. Трудно было представить себе этого сильного монаха, всегда веселого и бодрого, подвижником и имеющим привычку ничего не есть в первую и последнюю недели Великого поста.

Однако во время последнего (для Трофима) поста у него можно было заметить признаки усталости. Для
жителей Оптиной стало ясно, что преподобный находится на грани истощения. Как правило, в пять утра, когда все монахи собирались на полунощницу, в темноте трудно было узнать лица. Но монаха Трофима всегда можно было узнать даже издалека по его летящей длинной походке. Он спешил в церковь, обгоняя на своем пути многих. Но в последние дни его стало трудно узнать. Саша-просфорщик вспомнил случай, когда он медленно шел к полунощнице и в темноте кого-то обогнал. Обернувшись посмотреть, кто это, он не поверил своим глазам, что это был Трофим. Саша заметил, что Трофим шел так медленно и с таким усилием, как будто нес непосильную ношу.

Мать монаха Трофима не успела на погребение сына. Когда пришло известие о его смерти, она лечилась в больнице после инсульта. Врачи запретили ей летать на самолете, поэтому ей пришлось ехать поездом из Сибири. Она пришла в монастырь и провела там некоторое время. Она даже хотела остаться там навсегда, но ей благословили вернуться домой и обратить к Богу других своих детей. Таким образом через смерть возлюбленного брата и благодаря усилиям матери ее дети пришли к Богу. Однажды Лена, младшая сестра 9 лет0003 монах, видел во сне Трофима. В этом сне он выглядел таким измученным и в глазах у него была такая печаль, что девушка вздрогнула, услышав его голос, как наяву: «Я так устала. Я изо всех сил молюсь за всех вас, но вы все еще не ходите в церковь». А в свое время крестили вместе 14 родственников Трофима.

Жил, не касаясь земли

Будущий монах Ферапонт родился на свет Владимир Пушкарев в праздник иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1955. Он родился в глухом захолустном городке тайги , где за рубку леса платили всего
копейки, а многие бедствовали или спились. Все работники были некрещены, так как до ближайшей церкви можно было добраться только на самолете, а денег на это
не было ни у кого.

В жизни Владимира все было нормально. Он учился в школе, затем в армии (обязательная, а затем дополнительная добровольная служба), где он изучил восточное искусство ведения войны, которое, как он позже обнаружил, было смешано с оккультизмом. Закончив армию, он изучал сельское хозяйство. После этого работал техником-лесником на лесопилке на Байкале. Он никогда не пил, никогда не курил, и все его уважали. Но его жизнь в мире была затруднена тем, что некоторые люди считали его колдуном.

Общеизвестно, что обращение Владимира произошло во время его работы лесорубом. Говорят, однажды в тайге к Владимиру явился старик, который дал ему книгу о волшебстве и устроил другую встречу на том же месте через год. Владимир колдунов не любил, и на вторую встречу они не явились. Но он
показывал фокусы на потеху местным девчонкам. Он отправлял их в какую-нибудь местную кисть и велел им написать записку, которую он зачитывал на расстоянии. Он был мистически одарен природой. Его игры едва не закончились трагедией. По словам его собственного друга, Владимир пережил собственную смерть. Его душа отделена от
его тело, и он отправился в королевство ужаса. Он умер. Но ему явился ангел и сказал, что отправит Владимира на землю только в том случае, если он согласится после этого пойти в церковь.

После всего этого Владимир вскоре покинул лесхоз, где до церкви не было и сотен километров, и переехал в Ростов-на-Дону. Там он начал работать дворником в соборе Рождества Богородицы. Вскоре заметили, что он был исключительным постником: во время Великого поста брал несколько просфор, сухариков и
бутылка святой воды. После службы он ел это только в церкви за колонной.

Будущий монах прожил в Ростове-на-Дону три года, а по праздникам ездил по монастырям
в поисках подходящего. На тот момент решение стать монахом уже было принято, и он получил благословение старца Кирилла (Павлова) Троице-Сергиевой Лавры. Позже Владимир пошел к владыке Владимиру, нынешнему митрополиту Киевскому и всея Украины, и сказал ему: «Владыко, я могу даже унитазы почистить, если только ты
дайте мне рекомендацию в монастырь!». И оказалось, что собору нужен был человек для уборки туалетов. Будущий монах делал это около года, после чего получил рекомендацию и покинул город.

Пришел в Оптину Пустынь из Калуги (довольно большое расстояние) пешком и принял постриг с именем Ферапонт.

Когда-то у него была обязанность нести вахту у Святых ворот монастыря, чтобы в них не вошла неподобающе одетая женщина. Он должен был дать им шарфы и рабочие халаты. Оказалось, что он не заметил женщин и даже не понял, как они были одеты. Начальник тюрьмы постоянно критиковал и обвинял его: «Вы что, не видите! Ты должен внимательно следить за тем, как они все одеты!» Но монах лишь повторял с покаянием: «Прости меня, отче, я не достиг того совершенства, чтобы уметь смотреть на женщин! Я виновата!» Вскоре эта обязанность была снята с него.

Что касается других видов работ, многие восхищались его талантом: талантом изучать что-то новое. Он все делал очень аккуратно. В монастыре он стал отличным резчиком по дереву. Половина оптинской братии носит его параманские кресты.

Художник Сергей Лавров назвал Ферапонта «Тицианом» за округлые скулы, ярко-голубые глаза и «золотые кудри на плечах». Лавров вспомнил тот день, когда Ферапонт показал ему свою первую работу — резной крест из парамана. Впечатление это произвело очень сильное. Сегодня есть, конечно, изящные кресты, украшенные множеством деталей. Каждый локон подстрижен настолько изящно, что им можно любоваться, как самостоятельной картиной. Но детали скрывают главное, а на первый план выходит мастерство художника и его гордость. В творчестве Ферапонта были скромность, строгость и лаконичность – взгляд сразу же захватывал образ Спасителя.

В Оптиной Ферапонт описан как человек, который жил, не касаясь земли. Незаметный, молчаливый, он молился день и ночь. У него действительно была очень сильная молитва!

Однажды к старосте церкви подошел человек и сказал, что попал в монастырь случайно, сомневаясь в существовании Бога, и, наконец, поверил. «Я видел здесь, как один монах молился, — сказал он, — я видел лицо ангела, говорящего с Господом. Знаете ли вы, что среди вас есть ангелы? «Какие ангелы? — удивленно сказал надзиратель. Затем гость указал на Ферапонта, который в этот момент выходил из церкви.

Монахи также рассказывают, что когда монах Ферапонт завершал монашеские молитвы «пятисоткой» (500 повторений Иисусовой молитвы), а не
обязательной для инока, то он потом еще долго молился ночью . Один из его собратьев-братьев решил посчитать, сколько поклонов он сделал за одну ночь. Келья была разделена завесой, а монах Ферапонт молился в углу, бросив тулуп на пол перед аналой. Его сокамерник считал и считал поклоны, и пока считал, заснул.

Иеродиакон, живший с Ферапонтом в келье, рассказывал, что перед кончиной Ферапонта он вообще не спал, всю ночь молился и находил покой склонившись над стулом. Более того, в течение всей Страстной седмицы он не ел ни кусочка.

После того, как его убили, в его кармане нашли письмо. В нем говорилось, что «если понадобится помощь, я буду рад подать руку». Кому было адресовано это письмо, пока неизвестно.

Но многие верующие уверены — адресатом являются все те, кто молится за мученика Ферапонта Оптинского.

Перевод: Любимова А., Марчук А., Волкова Н., Жолудева Л. Под редакцией фр. Савватий (Льюис)

Святые Новомученики Оптинские

Из номера 19

В 1917 году революция в России и установление коммунизма привели к гибели миллионов верующих и разрушению бесчисленных церквей и монастырей. Оптину обитель, некогда центр истинной духовности для всего региона, поначалу пощадили… но ненадолго. В 1938 году коммунисты расстреляли последнего настоятеля, а монастырь закрыли. Его земли были захвачены крестьянами, а красивый собор превратился в государственный музей. Он стоял, молча разлагаясь, ожидая собственного возрождения. Незадолго до падения коммунизма Оптина была возвращена Церкви, а многие ее бывшие старцы были официально причислены к лику святых. Монастырь начал восстанавливаться и сегодня снова процветает.

Святых мучеников Оптинских

 

Родился иеромонах Василий Игорь Росляков. После окончания школы он проработал на автомобильном заводе, прежде чем поступить в Московский университет журналистики. Он получил степень магистра спорта и был квалифицированным газетным журналистом. Позже он женился и впоследствии развелся без детей. Как и многие современные выпускники, хотя он и отличался академической успеваемостью, ему не хватало направления. Современная жизнь, казалось, не имела смысла. В 1984 году он принял древнюю христианскую веру России и стал регулярно посещать богослужения в Богоявленском соборе. Его набожность росла с каждым днем, его всегда можно было найти стоящим на одном и том же месте на каждой службе, возле иконы святого Василия (Василия Блаженного).

В 1988 году Игорь поселился в Оптиной пустыни, которая все еще лежала в руинах. После пострига в монахи и возведения в сан священника ему дали имя Василий, в честь святого Василия. Он и немногочисленные братья начали восстанавливать Оптину и возвращать Святому месту его прежнюю физическую и духовную славу. Те, кто был с ним в монастыре, помнят слезы на его глазах на каждой пасхальной службе. Многие – и паломники, и монахи – заметили в о. Василий. Он стал мудрым духовным Отцом для многих, кто помнил его глубокое, потустороннее сострадание. Однажды кто-то из верующих спросил его: «Отец, есть ли у тебя особое, святое желание?»

«Да, — ответил он, — я хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов». Все знали отца Василия как не по годам мудрого советника, самоотверженного священника, готового на все ради своих духовных чад. Он имел великую веру в Бога и был предан своим Святым. Чего они не ожидали, так это того, что он получит смерть, которую желал.

 

Леонид Татарников родился в небольшой деревне в 1957 году. В детстве люди думали, что он болен, потому что он так часто плакал. Когда его крестили в возрасте двух лет, он сразу остановился и выздоровел. Все местные девушки любили его, когда он превратился в красивого юношу, а одна, как известно, пыталась использовать колдовство, чтобы наложить на него чары, сказав ему: «Ты будешь моим или ничьим другим!» А Леонид просто игнорировал девушек вообще, а сосредоточился на учебе. Известно, что он никогда не притрагивался к алкоголю, вместо этого сосредоточившись на учебе, за что получил прозвище «книжный червь».

После училища поступил в Красную Армию. По окончании службы Леонид подрабатывал разными случайными заработками: моряком, коневодом, фотографом и даже сапожником. Он интенсивно изучал танцевальные боевые искусства, и однажды ему даже предложили контракт стать профессиональным танцором. Он все еще мог сесть на шпагат без каких-либо усилий в свои тридцать. Тем не менее, он был пуст внутри. Вскоре в поисках ответов он стал ходить в местную церковь, и на праздник Пятидесятницы в 1990 году Леонид (который теперь называл себя Алексеем) наконец получил ответ на свои молитвы. У него было видение, и он сразу бросил все, чтобы стать монахом, купив билет в один конец до Оптиной пустыни. На вокзале у него украли билет и паспорт, но это его не остановило. Используя все необходимые средства, в том числе пройдя большую часть расстояния пешком, он добрался до монастыря всего за полтора месяца. В возрасте тридцати шести лет он принял постриг и стал монахом Трофимом.

Трофим много работал в монастыре. После того, как Оптина была закрыта коммунистическими властями, крестьяне тщетно пытались заставить монастырские земли выращивать что-нибудь. Когда монахи вернулись в Оптину, она снова начала приносить плоды. Сам монах Трофим помогал местным сельчанам (особенно старикам) сажать картошку, и они удивлялись, что везде, где он работал, растения были совершенно здоровы. Во всех окрестных садах колорадские жуки завелись все, а там, где подвизался монах Трофим, не нашлось ни одного жука. Местные крестьяне даже приезжали в монастырь, спрашивая монахов, какие молитвы отец Трофим читает над огородами, надеясь помочь собственному урожаю. Он работал на других послушаниях, добровольно беря на себя дополнительную работу. Молитва была его единственной подготовкой, и он был искусным звонарем, трактористом, администратором, маляром, пекарем, клерком и работал в кузнице.

Преподобный Трофим подвизался, очень мало ел и еще меньше спал. Вместо этого он посвящал свои часы молитве, совершая поклоны перед иконой Божией Матери. Несмотря на свой труд и жестокое обращение с телом, он никогда не болел и, казалось, никогда не чувствовал ни малейшей усталости. Первую и последнюю неделю Великого поста, как выяснилось позже, он вообще ничего не ел, питаясь только молитвой. Но как-то ближе к концу жизни он стал ходить медленно и казаться утомленным, когда никогда прежде не утомлялся, как будто знал, что недолго ему осталось на этой земле, и до конца ему предстоит многое сделать…

 

 

Владимир Пушкарев родился в 1955 году в захудалом селе, где большинство мужчин сломали себе спину, рубя дрова за копейки, и сломили свой дух в нищете, пропивая то немногое, что они могли заработать. Никто не был крещен, и добраться до ближайшей церкви оттуда можно было только на самолете, что было невозможно себе позволить. Владимир учился в школе и выбрался из маленького городка через армию, где прослужил сверх обязательных лет. За это время он научился восточному искусству ведения войны, подобно юному Леониду Татарникову, закалил свое тело интенсивными физическими тренировками. После службы работал лесорубом на Байкале. Он никогда не пил и не курил, и хотя его уважали, некоторые люди считали его колдуном из-за его естественной склонности к духовному и оккультного характера восточных боевых искусств, которыми он практиковался.

В лесу к Владимиру в Тайге явился старик и дал ему книгу о магии. Старик сказал, что встретит Владимира на том же месте через год. Хотя Владимир не вернулся, чтобы снова встретиться со стариком, он все же проделывал магические трюки, чтобы развлечь местных девушек. Некоторых он посылал в лес и велел им написать записку, а потом рассказывал им, что они написали, на расстоянии. Однако вскоре веселье закончилось, когда Владимир пережил собственную смерть. Благодаря его практике магии его душа отделилась от тела и отправилась в царство ужаса. Внезапно перед ним предстал Ангел и предложил отправить его обратно, но только в том случае, если он после этого согласится пойти в церковь.

После этого Владимир сразу посвятил себя Богу, переехав из тех краев, где не было храма, в Ростов-на-Дону, где устроился дворником при соборе в честь Рождества Богородицы. Его эгоистичный образ жизни полностью изменился, когда он трудился и постился, питаясь в течение всего поста только сухариками и просфорами с небольшим количеством святой воды. Он стал в праздники разъезжать по округе, посещая монастыри и надеясь найти там, где можно остановиться. Он был принят на работу в Киеве и работал уборщиком туалетов в соборе, когда епископ благословил его и порекомендовал ему ехать в Оптину.

Владимир пешком прибыл в Оптину и был пострижен с именем Ферапонт. Он быстро отдался своему делу, став искусным резчиком по дереву, изготавливая для братьев кресты. Во всем он стал преданным Богу, распиная свои страсти послушанием и молитвой. После того, как монахи совершили все дневные молитвы, многие заметили, что монах Ферапонт продолжает молиться до глубокой ночи. Однажды один из братьев решил тайно сосчитать, сколько поклонов он сделал за ночь, но, как ни старался, уснул задолго до того, как отец Ферапонт закончил свои молитвы.

Однажды в монастырь случайно попал человек, сомневавшийся в существовании Бога, и, наконец, уверовавший. Он объяснил старосте: «Я видел здесь, как один монах молился», — сказал он. «Я увидел лицо ангела, говорящего с Господом. Знаете ли вы, что ангелы среди вас?» — Какие ангелы? — спросил удивленный надзиратель. Гость повернулся и указал на преподобного Ферапонта, который в это время вышел из храма. Иеродиакон, живший с Ферапонтом в келье, рассказывал, что перед кончиной Ферапонта он совсем не спал, всю ночь молился и только находил покой, согнувшись над стулом. Более того, в течение всей Страстной седмицы он не ел ни кусочка.

 

В 1993 году иноки Трофим, Ферапонт и отец Василий постились со всей братией на Страстной неделе, предвкушая Пасху, славную службу, праздник Воскресения Христова. В Оптиной на Пасху совершается крестный ход из монастыря в Иоанно-Предтеченский скит, который находится на некотором расстоянии к востоку от собственно монастыря. На Пасху пришло более десяти тысяч паломников. После литургии все монахи пошли в трапезную разговляться. После трапезы двое звонарей, иноки Ферапонт и Трофим, вернулись на колокольню, чтобы продолжить пасхальный звон, звоня в Воскресение Христово. В десять минут седьмого звон колокола стал неровным и вдруг совсем прекратился.

Мужчина по имени Николай Аверин, признанный сатанист, забрался на колокольню и зарезал монаха Ферапонта ножом. Он умер мгновенно. Преподобный Трофим закричал: «Боже, помилуй нас!» прежде чем он тоже был зарезан. Поднявшись, чтобы позвонить в дверь, он закричал: «Помогите!» и пал ниц, испустив дух. Совершив убийство, Аверин спустил край монашеских ряс на головы и натянул клобуки на лица. Убийца быстро побежал в сторону скита, куда собирался и иеромонах Василий для исповеди. Преступник ударил его ножом в спину, затем перелез через монастырскую стену и выбросил самодельный нож. По данным полиции, он был обоюдоострым, шириной пять сантиметров и напоминал меч. На его клинке было выгравировано «666» и «Сатана».

Аверин ударил ножом в спину богобоязненных монахов, ныне Мучеников. По версии следователя, травмы были нанесены с необыкновенным профессионализмом «и преднамеренно — они были не слишком глубокими — чтобы потерпевший долго истекал кровью». Несмотря на страшную рану, иеромонах Василий прожил дольше других. Он посмотрел на окружающих его людей и даже попытался подняться. Его также привезли в собор и положили рядом с мощами святого Амвросия, после чего на скорой помощи доставили в местную больницу в Козельске. Там он тоже вскоре скончался.

Многие исследователи задавались вопросом; «Как этот человек смог одолеть двух монахов на колокольне?» Монах Трофим был так силен, что мог голыми руками завязать в узел огненную кочергу. Отец Василий до того, как стать монахом, был одним из лучших ватерполистов в СССР. Его время реакции было описано как «ошеломляющее», и он был чрезвычайно мощным. Преподобный Ферапонт в прежней жизни был мастером боевых искусств. Кроме того, колокольня была настолько мала, что многие отмечали, что посторонний человек не мог проникнуть внутрь незамеченным.

Всем монахам и всем верующим было ясно, что монахи мужественно перенесли свою мученическую смерть. Мученики не могли отплатить насилием насилием. Это было их последнее искушение. Настоящий монах никогда не должен окровавлять свои руки. Все постепенно осознали, что к тому времени Мученики были приготовлены к смерти. Они предвидели уготованную им славу мученичества. По свидетельству многих свидетелей, в последнее время монах Трофим часто говорил, что ему осталось мало времени – полгода, год. А Ферапонт, когда-то безмолвный монах, стал просить всех молиться за него. Кроме того, все монахи перед убийством начали раздавать свое немногочисленное имущество, в том числе свои личные инструменты, говоря другим, что они им больше не понадобятся, хотя в то время в монастыре было так мало инструментов, что у многих их не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts