Монастырь иосифа волоцкого: Иосифо-Волоцкий Монастырь |
Содержание
Иосифо-Волоцкий Монастырь |
Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.
Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.
Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.
Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.
И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.
Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады. В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.
Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.
Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.
И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.
Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.
Таких людей никогда не было много, их всегда не хватало нашему обществу. Но в силах каждого человека стать именно таким, чтобы противостоять антихристианским вызовам нашего времени. Личность хозяина Волоколамской Земли является чётким ориентиром того, как прожить жизнь временную, чтобы удостоиться жизни вечной.
Воскресная проповедь 13 ноября 2022 года.
Воскресная проповедь 13 ноября 2022 года. Иеромонах Питирим.
Вечер памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева)
9 ноября 2022 года наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий принял участие в вечере памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), который прошел в Российском университете транспорта (МИИТ). Вечер вел генеральный директор благотворительного фонда «Наследие митрополита Питирима» А.А.Выгнанов. С…
Панихида по монаху Пантелеимону
4 ноября 2022 года на подворье Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря в селе Покровское настоятель подворья священник Валерий Былба и иеродиакон Моисей (Семянников) отслужили Панихиду по монаху Пантелеимону (Дементиенко). Монах Пантелеимон нес послушание в Иосифо-Волоцком монастыре с 2005 года и преставился…
Воскресная проповедь 6 ноября 2022 года.
Воскресная проповедь 6 ноября 2022 года. Иеродиакон Моисей.
День народного единства под покровом Матери Божией.
Иеродьякон Моисей (Семянников) провёл в подшефных молодёжных учреждениях ряд бесед, посвящённых особому покровительству Богородицы Русской земле.
Монастырь | Иосифо-Волоцкий Монастырь
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия.
Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.
Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.
В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий.
В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.
Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.
Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.
Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.
Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.
До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом “павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.
На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.
В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.
После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г.
В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.
Иосифо-Волоцкий монастырь — подробное описание и фото.
Карта мест, туристические маршруты
Москва, Центр, Россия
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий мужской монастырь — один из красивейших монастырей Подмосковья. Он расположен в 130 км к северо-западу от Москвы, по Новорижскому шоссе. Монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Патриарху Русской Православной Церкви.
Иосифо-Волоцкий монастырь основан в 1479 г.. Учитывая его расположение к западу от Москвы, в монастыре практически сразу стали возводиться каменные храмы, а также мощные крепостные стены и башни. Он стал крепостью. На протяжении нескольких столетий Иосифо-Волоцкий монастырь был причастен не только к религиозным, но и к политическим событиям России. На той же дороге находится Новоиерусалимский монастырь.
Преподобный Иосиф Волоцкий
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился в 1439 г.в селе Язвище под Волоколамском. Он много сделал для церковного просвещения и борьбы с ересью. Он также много сделал для того, чтобы объединение Руси в единое государство под властью князя Ивана III Московского произошло как можно бескровнее. В частности, он способствовал примирению князя Ивана III с братьями во время нашествия войск хана Ахмата и Стояния на реке Угре в 1480 году, после чего на Руси окончательно закончился период монголо-татарского ига.
Сначала Иосиф Волоцкий был послушником Пафнутьево-Боровского монастыря, где прожил 18 лет. После кончины преподобного Пафнутия он был назначен игуменом монастыря. Он попытался ввести более строгий устав монастыря, но большая часть монахов его не приняла, поэтому Иосиф Волоцкий ушел странствовать на два года. В этот конфликт вмешался князь Иван III, и Иосиф снова стал игуменом, но лишь ненадолго. В то время он уже решил основать свой монастырь близ села Теряево, в 20 километрах от Волоколамска. В 1479 г., строительство монастыря началось при слиянии рек Сестра и Струга.
Иосиф Волоцкий был известным богословом и проповедником. Книгопечатания в те годы не было, поэтому почти каждый монах в своем монастыре переписывал старинные книги. Библиотека Иосифо-Волоцкого монастыря в те годы была одной из богатейших в России. Иосиф Волоцкий лично написал книгу «Просветитель», где затронул самые острые темы церковного устройства.
Иосиф Волоцкий умер в 1515 г., а в 1579 г.он был канонизирован. Такая быстрая канонизация говорит о его великих заслугах перед церковью. Мощи святителя хранятся в нижнем ярусе Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря.
Храмы Иосифо-Волоцкого монастыря
Каменное строительство в монастыре началось практически сразу после его основания. Первый каменный храм был построен в 15 веке, но постройки того периода до наших дней не сохранились.
Соборы и церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, сохранившиеся до наших дней, построены в XVI-XVII веках. Старейшим зданием является Трапезная с Богоявленской церковью, построенная в 1505 году. Церкви построены в стиле московского барокко и имеют богатый внешний декор, фасад Успенского собора украшен старинными изразцами.
Успенский собор — главный храм Иосифо-Волоцкого монастыря. Первый деревянный собор был построен в 1479 г. , но в 1484 г. на его месте был возведен каменный храм. В 1688 г. обветшавший собор был разобран, а на его месте воздвигнут огромный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.
Каменные стены Иосифо-Волоцкого монастыря были построены в период с 1543 по 1566 год. Мощная стена и 9 башен делали монастырь не только монастырем, но и крепостью. Во время Великой Смуты монастырь выдержал длительную осаду польскими войсками, после чего стены были еще больше укреплены. Крепостные стены и башни, сохранившиеся до наших дней, были построены в 1677-88 гг.
Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря
У входа в Успенский собор находилась высокая колокольня, построенная в 1490 году. Некоторые историки считают эту колокольню прообразом колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. возведен в 1505 году. Однако это преувеличение, так как высота колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря в 15 веке достигала всего 17 метров. Итальянский зодчий Бон Фрязин, построивший колокольню Ивана Великого, имел свои прототипы в итальянских городах.
Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря построена в 1692-1694 гг. В результате его высота достигла 76 метров. Это была одна из самых высоких колоколен в России. Высота колокольни Ивана Великого составляет 81 метр, выше на Руси строить было запрещено. В это время появилось подобие двух колоколен.
Со временем у колокольни появился наклон, как у Пизанской башни или Наклонной башни в Невьянске. К 19 веку этот уклон достиг 1,5 метра. В 1847 году были проведены реставрационные работы. Мастерам удалось остановить рост уклона и стабилизировать фундамент.
Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря была взорвана 19 ноября 1941 года отступающими советскими войсками, посчитавшими, что она может служить хорошим ориентиром для немецкой артиллерии во время оборонительных боев. Сейчас от колокольни остались только руины высотой 5 метров, но есть планы по ее восстановлению.
Иосифо-Волоцкий монастырь в политических событиях
Учитывая, что Иосифо-Волоцкий монастырь был крепостью, он был причастен к политическим событиям страны. Все цари с 16 века приезжали в монастырь для паломничества. Здесь же были заключены многие известные люди того времени, в том числе царь Василий Шуйский. Во времена Великой Смуты все военные отряды стремились взять под контроль монастырь, который был важной опорной крепостью.
В 16 и 17 веках появились два церковных учения иосифлян и нестяжателей. Группу иосифлян основал лично Иосиф Волоцкий, отстаивавший право монастырей на собственные земли. Идеологом движения нестяжателей был Нил Сорский, который говорил о необходимости отказаться от любого имущества и дать обет бедности. В Иосифо-Волоцкий монастырь были заключены некоторые виднейшие представители нестяжательства, в частности Василий Косой и Максим Грек.
На территории монастыря находится некрополь, где захоронены исторические личности. Многие могилы, к сожалению, не сохранились. В Иосифо-Волоцком монастыре в 1573 г. Имение в Яропольце, в монастыре скончалась теща Александра Пушкина, Наталья Ивановна Гончарова. Похоронена здесь, в монастыре.