Монастырь на кубенском озере: Спасо-Каменный монастырь | Туризм в Вологодской области

Разное

Где это невероятное место: монастырь на крошечном острове в

Где это невероятное место: монастырь на крошечном острове в | Perito

Чаты и каналы по границам в телеграме: собрали все основные по Грузии, Казахстану, Монголии, Финляндии и Норвегии

PeritoНаправленияРоссияРусский Север

Невероятные местаМонастыриОстроваРусский Север

Дата публикации 16.10.2020

До Спасо-Каменного монастыря можно добраться только на лодке, предварительно связавшись с монахами.

Антон Дьяконов

текст

Один из старейших монастырей Русского Севера находится на маленьком острове (его длина не превышает 120 метров, а ширина — 70 метров) на Кубенском озере в Вологодской области. Спасо-Каменный монастырь был основан еще в XIII веке. По преданию, князь Белозёрский Глеб Василькович попал в страшную бурю и дал обет построить храм в том месте, где его суда смогут пристать к берегу. Корабли прибило к Каменному острову — отсюда и название монастыря.

В XV веке в обители был построен Спасо-Преображенский собор — первый каменный храм на землях, окружающих Вологду и Белозерск. Белый камень и кирпич для него доставляли с территории современной Тверской области. С XIX века при монастыре действовала единственная в Вологодской губернии спасательная станция. Кроме того, на острове было два маяка, а монастырская колокольня использовалась в том числе для оповещений о непогоде.

Фото: © Спасо-Каменный Монастырь/VK.com

Фото: © Maxim Sterlyadkin/Instagram

При советской власти монастырь был закрыт и практически уничтожен. В 1937 году Спасо-Преображенский собор взорвали ради кирпича, который в итоге использовать не удалось. В настоящее время из оригинальных построек монастыря сохранилась только возведенная в XVI веке Успенская церковь-колокольня.

Восстановление монастыря по федеральной программе «Наследие» запустили в начале 1990-х. Работами руководил житель Вологды Александр Плигин, который вместе с семьей продолжил реставрацию обители, даже когда государственные деньги закончились. В 2004 году Плигин умер от болезни сердца. Его похоронили на острове. С 2010 года в местном храме возобновились богослужения, а в 2017 году монастырь вновь стал действующим.

Фото: © Спасо-Каменный Монастырь/VK.com

Фото: © Maxim Sterlyadkin/Instagram

Фото: © Спасо-Каменный Монастырь/VK.com

Сейчас на территории можно посмотреть отреставрированную Успенскую церковь и колокольню, часовню во имя всех вологодских святых, гостиницу для богомольцев, дом священнослужителей, музей и спасательную станцию. Сюда ездят паломники, которые помогают с восстановлением обители.

Фото: © Спасо-Каменный Монастырь/VK.com

Территорию монастыря могут посетить и простые туристы. Экскурсии устраивают с мая по октябрь. Чтобы попасть на остров, нужно связаться со служителями подворья через страницу во «Вконтакте» или по почте [email protected] Посещение монастыря бесплатное, но приветствуются пожертвования, а также помощь продуктами или стройматериалами.

Спасо-Каменный монастырь
Адрес: Вологодская область, Усть-Кубинский район, Кубенское озеро, остров Каменный
Координаты: 59.607581, 39.573118
Связь: ВК @Спасо-Каменный Монастырь, e-mail [email protected]

Еще у нас вышла большая статья про сервис «Тинькофф Путешествия». Если вы клиент банка «Тинькофф», то узнаете о секретных фишках приложения, которые будут очень полезны путешественникам (про страховку вы точно знаете), а если еще нет, то научитесь экономии в 7 процентов на любой авиаперелет! Мир путешествий изменился — изменились и способы экономии. Как тратить деньги, силы и время на планирование путешествий в 2021 году.

Невероятные местаМонастыриОстроваРусский Север

Дата публикации 16.10.2020


Антон Дьяконов

текст

Читать дальше

СибирьМоскваДальний ВостокГлэмпингиКавказПоволжьеСанкт-ПетербургУралПодмосковьеРоссияЦентральная РоссияЮг РоссииРусский СеверКалининградПодборки

Дата публикации 15. 10.2020

Читать дальше

Невероятные местаАрктикаПутеводителиРусский Север

Дата публикации 13.10.2020

Спасо-Каменный монастырь

 

 

Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь»

 

Историческая справка

 

Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере — древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. 

Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 км2, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина — 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области. 

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить  их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе. 

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование — Спасо Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо -Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский- благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского. 

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился  в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар- неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь.  После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители  вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была  создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть  камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера. 

До 90 годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.  

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод , установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса.  В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

 

Oбратная связь

Вы можете поделиться своим мнением о работе органов местного самоуправления, сообщить о проблемах, получить ответы на вопросы, которые находятся в ведении администрации Усть-Кубинского муниципального района.
Ваше обращение будет официально рассмотрено в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 № 59 «О порядке обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней.
Ответ на электронное обращение направляется заявителю только в письменном виде по указанному электронному адресу (пункт 4 статьи 10 вышеуказанного закона).
Информация о персональных данных авторов обращений хранится и обрабатывается с соблюдением требований Российского законодательства о персональных данных, не публикуется в открытом доступе.
Для направления обращения необходимо заполнить приведённую ниже форму.

Все поля обязательны для заполнения

20 января — Православная река

  • #святые

    ,
    #календарь

    ,
    #январь

  • 13 минут чтения

02 февраля 2020 г. — 20 января 2020 г.

Преподобный Евфимий Великий (+ 473). Мученицы Инна, Пинна и Римма (I-II). Мученики Фирсий и Анна. Мученики Вассий, Евсевий, Евтихий и Василид († 303). Мученик Захарий (+ 1782). Святой император Лев Великий (+ 474).

Иноки Евфимий схимонах (XIV) и Лаврентий пустынник (XIII-XIV) Печерские в Дальних пещерах. Преподобный Евфимий Санжемский и Вологодский (+ ок. 1465).

Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелетины в Армении, при реке Евфрат. Его родители, Павел и Дионисия, были знатными людьми и благочестивыми христианами. Долгое время у них не было детей, и, наконец, по усердной молитве у них родился сын, явлению которого на свет божий предшествовало Божественное явление, предсказавшее ребенку великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, преподобному Евдоксию. Он представил отрока епископу Мелетинской церкви Отрею, который с любовью взял на себя заботу о нем. Видя его хорошее поведение, епископ вскоре сделал его чтецом. Святой Евфимий позже принял монашество и был рукоположен в сан пресвитера. В то же время ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность домоправителя монастырей тяготила ищущего покоя подвижника, и на 30-м году жизни он тайно покинул город и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую Лавру. Найдя вне монастыря уединенное пустое жилище, он поселился в нем, зарабатывая себе на пропитание плетением корзин. Рядом подвизался преподобный Феоктист. У обоих было одно стремление к Богу, одна воля, одна цель. Обычно после праздника Богоявления удалялись в пустыню Кутилею (недалеко от Иерихона). Но однажды они ушли оттуда, выбрав труднодоступное место в горах, и поселились в пещере. Однако вскоре Господь открыл их уединенное место на благо многих людей: пастухи, перегонявшие стада, наткнулись на пещеру и рассказали о ней в селении. К отшельникам стали стекаться люди, ищущие духовной пользы. Постепенно росла монашеская община – из Фаранского монастыря пришло несколько монахов, среди них Марин и Лука. Преподобный Евфимий поручил управление растущей обителью своему другу Феоктисту, а сам стал духовным братом. Он увещевал братию: «Знайте, что желающий вести монашескую жизнь не должен иметь своей воли, должен всегда пребывать в послушании и смирении и в помышлении о смерти, в страхе перед судом и вечного огня и желать Царства Небесного».

Монах повелел юным монашествующим заниматься телесным трудом с внутренней мыслью о Боге. «Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и семью, и сверх того творят милостыню и приносят жертвы Богу, то тем более надлежит нам, как монахам, трудиться, чтобы избежать праздности. и не питайся трудом чужих». Авва требовал, чтобы монахи молчали в церкви во время богослужений и за трапезой. Он не позволял молодым инокам, желающим поститься более других из братии, следовать своей воле, но призывал их вкушать всю пищу за трапезой с воздержанием, не переедая.

В эти годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был воевода Аспевет и его сын Теревон, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил имя Петра в крещении и впоследствии был епископом среди арабов.

Быстро разнеслась молва о чудесах, совершенных преподобным Евфимием. Люди стали стекаться отовсюду; принесенные с болезнью, они получили исцеление. Не выдержав человеческой известности и славы, преподобный тайно покинул монастырь, взяв с собой только своего ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рув и поселился на высокой горе Мардес, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный исследовал пустыню Зеф и поселился в пещере, где некогда святой царь Давид скрывался от преследования царя Саула. Преподобный Евфимий основал там монастырь, а при пещере Давида устроил церковь. За это время преподобный Евфимий обратил многих иноков в пустыне от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и изгонял бесов.

Посетители святого нарушили покой пустыни; любя тишину, он решил вернуться в покинутую им обитель преподобного Феоктиста. По пути монаху приглянулось уединенное место на горе, и он остался на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.

Блаженный Феоктист вышел с братией к преподобному Евфимию и просил его вернуться в обитель, но преподобный не подчинился. Однако он пообещал приезжать в монастырь по воскресеньям на общие богослужения.

Преподобный Евфимий не желал иметь никого рядом, устраивать общий монастырь или лавру, но в видении Господь повелел ему не прогонять пришедших к нему для спасения душ. Через некоторое время вокруг него снова собралась братия, и он организовал Лавру по образцу Фаранской Лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, иерусалимский патриарх Ювеналий освятил лаврский храм и поставил в нем пресвитеров и диаконов.

Лавра сначала была бедна, но преподобный твердо верил, что Бог ниспошлет все необходимое для людей. Однажды к лавре пришло около 400 мужчин-паломников – голодающих армян из Иерусалима. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Управитель ответил, что в монастыре нет такого количества еды. Однако монах упорствовал. Подойдя к комнате, где хранился хлеб, приказчик нашел там большое количество хлеба. Вместе с этим вышли вино и масло. Странники ели во славу Божию: наелись досыта, и после этого оставался трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо через веру святого Евфимия.

Однажды один из монахов отказался нести возложенное на него послушание. Несмотря на то, что монах, вызвав его, убеждал его подчиниться, монах оставался упорным. Тогда монах громко закричал: «Увидишь, какова награда за непослушание». Монахиня упала на землю в припадке бреда. Братия стала просить о нем авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. «Послушание, — говорил святой Евфимий, — есть великая добродетель. Господь любит послушание больше, чем жертву, а непослушание ведет к смерти».

Двое из братии монастыря преподобного Евфимия, охваченные суровым образом жизни, решили бежать. Предвидя духом их замысел, преподобный призвал их и долго уговаривал отказаться от своего разрушительного намерения. Он сказал: «Не обращайте внимания на то состояние ума, когда мы испытываем печаль и ненависть к месту, в котором живем, и побуждаемы уйти в другое место. Пусть монах не воображает, что, перейдя в другое место, он приходит к чему-то лучшему, так как добрые дела совершаются не местом, а твердой волей и верой. Откуда дерево, которое часто пересаживают на другое место, не плодоносит».

В 431 году в Эфесе был созван Третий Вселенский Собор, направленный против несторианской ереси. Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия, но скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория.

В 451 году был созван в Халкидоне IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в отличие от Нестория, утверждал, что в Господе Иисусе Христе есть только одна природа — Божественная, поглотившая в Воплощении человеческую природу. (поэтому ересь была названа монофизитской).

Преподобный Евфимий принял Халкидонское исповедание и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, прежде ошибочно уверовавшие, по примеру святителя Евфимия приняли исповедание Халкидонского Собора.

За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил титул Великий. Утомленный общением с миром, святой авва поселился на время во внутренней пустыне. По возвращении его в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сошел с неба и окружил святого. Сам преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним Святую Литургию. Преподобный обладал даром прозорливости – видел внутреннюю работу духа и различал наклонности человеческие. Когда монашествующие причащались Святых Таин, открывалось монаху – кто подходит достойно, а кто во осуждение себе.

Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва (будущий Савва Освященный, память 5 декабря), который был тогда еще юношей. Старец принял его с любовью и отпустил в монастырь преподобного Феоктиста. Он предсказал, что преподобный Савва будет блистать в монашеской жизни.

Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и сподвижник преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий приехал навестить своего друга и остался в монастыре; он попрощался с ним и присутствовал в конце. Предав тело в могилу, он вернулся в лавру.

Время его кончины было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, призвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше не будет совершать с ними другое бдение, потому что Господь призывал его из земной жизни. Все исполнились великой печали, но преподобный повелел братии собраться с ним утром. Он стал наставлять братию: «Если любите меня, соблюдайте заповеди мои, стяжайте любовь, которая есть соединение совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради Своей Любви к нам смирил Себя и стал Человеком, как и мы. Поэтому нам нужно непрестанно возносить Ему хвалу, особенно нам, отрекшимся от страстей мира сего. Никогда не уходите с церковных служб, тщательно соблюдайте традиции и монастырские правила. Если же кто из братии борется с нечистыми помыслами, – непрестанно наставляй и наставляй его, да не увлечет диавол брата в яму».

«Присоединяю также и другое повеление: ворота монастыря да не запираются никогда для странников и все, что имеешь, подноси нуждающимся, а бедным в беде их делай, чем можешь помочь». После этого, дав наставление для руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, кто пожелает нести подвиг в его обители до скончания веков.

Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил при себе только одного своего ученика Дометиана и, пробыв с ним в алтаре три дня, скончался 20 января 473 года в возрасте 9 лет.7 лет.

На погребение святого аввы тотчас же собралось множество иноков из монастырей и пустынь, среди которых был и святой Герасим. Пришел и патриарх Анастасий с клиром, нитрейскими монахами Мартирием и Илией, ставшими впоследствии иерусалимскими патриархами, о чем им предсказал преподобный Евфимий.

Блаженный Дометиан не отходил от могилы своего наставника 6 дней. На 7-й день он увидел святого авву, радостно возвратившегося с любовью к своему ученику: «Пришел, чадо, приготовить тебе мир, потому и умолил Господа Иисуса Христа, чтобы Ты был со мною». Рассказав братии о видении, святой Дометиан пошел в церковь и с радостью принес дух свой Богу. Похоронен рядом со святым Евфимием. Мощи преподобного Евфимия находились в его монастыре в Палестине: их видел русский паломник игумен Даниил в XII веке.

Святые мученицы Инна, Пинна и Римма, славяне по происхождению из северной Скифии, были учениками святого апостола Андрея Первозванного. Они учили об имени Христа и крестили многих варваров, обращенных в истинную веру. За это их схватил местный князь, но они не отреклись от Христа и не принесли жертвы идолам. Тогда преобладала лютая зима; реки так замерзли, что по льду ездили не только люди, но и лошади с телегами. Князь приказал положить на лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в ледяную воду. Когда лед достиг шеи святых, они, измученные страшным холодом, принесли Господу свои блаженные души.

Святые мученики Вассий, Евсевий, Евтихий и Василид были придворными императора Диоклитиана. Он послал их свидетелями страданий никомидийского епископа Феопемпта (память 5 января) за веру во Христа. Они сами уверовали и приняли святое Крещение. За это они были подвергнуты пыткам и приговорены к смертной казни. Святого Басса зарыли в землю и зарубили; Святого Евсевия повесили вниз головой и разрубили надвое; Святого Евтихия связали по рукам и ногам к столбу и разорвали; Святого Василида разрезали ножом в живот. Мученики пострадали в 303 году.

Святой мученик Захария пострадал от турок за веру во Христа в 1782 году в древних Патрах (Пелопонес). Приняв вначале мусульманство, он потом, раскаявшись, снова вернулся к истинной христианской вере. Он умер, растянувшись на дереве.

Схимонах Евфимий Печерский (XIV век) наложил на себя обет безмолвия, открывая уста только для богослужения и для молитвы. Безмолвный схимонах ел только травы. Похоронен в Отцовской Феодосиевой пещере Киево-Печерского монастыря. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

Преподобный Евфимий Сянжемский и Вологодский – родился в Вологде, постригся в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Некоторое время он жил в уединенной келии на реке Кубень, а затем уступил место преподобному Александру Куштскому и переселился в Сянжем, где основал Вознесенский монастырь и стал его игуменом.

Преподобный скончался около 1465 года, поставив своим преемником преподобного Харитона (память 28 сентября). Сообщение о явлении его мощей записал в XVI веке вологодский епископ Иоасаф, известный агиограф своего времени.

© 1999 переводчик Фр. С. Янош

Православный церковный календарь

апреля

1907

Он упоминается в Книге Откровения как «Антипа, верный мученик Мой, убитый у вас, где обитает сатана» (Откр. 2:13) — город Пергам. Жители этого города жили во тьме идолопоклонства и в глубине нечистоты: были они рабами своих страстей, клеветниками, хулиганами, кровосмесителями; короче, рабы сатаны. Среди них жил Антипа «как свет среди тьмы, как роза среди шипов, как золото в грязи». Тот, кто схватил и убил христианина, считался добрым и справедливым. Вся их идолопоклонническая вера состояла в прорицаниях, толковании снов, служении бесам и крайних излишествах разврата. В страхе перед Антипой, как перед огнем, демоны являлись во сне языческим жрецам и рассказывали им, как сильно они боятся его и как этот страх гонит их из города. Священники возмутили народ, и стали его мучить и принуждать к отречению от Христа и поклонению идолам. Антипа сказал им: «Когда ваши так называемые боги и владыки вселенной боятся меня, смертного человека, и вынуждены бежать из города, почему вы не узнаете из этого, что вся ваша вера напрасна?» И далее святитель говорил с ними о христианской вере как о единственно истинной и спасительной вере. Но они разгневались, как дикие звери, и потащили престарелого Антипу к храму Артемиды, где стоял вол, отлитый из бронзы. Растопили быка и бросили внутрь раба божьего. Святой Антипа в раскаленном воле славил Бога с благодарением, как Иона в ките и Трое отроков в горящей огненной печи. Антипа молился за свою паству и за весь мир, пока его душа не отделилась от измученного тела и не отправилась к ангелам в Царствие Христово. Он умер под пытками и был увенчан неувядаемой славой в 9 году.2.

Подробнее…

Они были надзирателями в римской тюрьме, где содержались апостолы Петр и Павел. Услышав слова и увидев чудеса этих апостолов, они крестились и освободили апостолов из темницы. Апостолы покинули Рим, но Господь явился Петру на Аппиевой дороге. «Господи, куда Ты идешь?» — спросил Петр у Него, и Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы быть распятым заново». Апостолы с позором вернулись в Рим, где были арестованы и убиты; два мужественных мученика Процесса и Мартиниана, обезглавленные вместе с Павлом.

Подробнее…

Преподобный Фармуфий жил в IV веке в той пустынной обители, где в колодце подвизался преподобный Иоанн (память 29 марта), которому преподобный Парфумий накормил.

Подробнее…

Преподобный Иаков Железноборовский, сын боярского рода Аносовых (или Амосовых), имевших свои земли в Костромском Галиче, родился во второй половине XIV в. Века. В юности он пошел к преподобному Сергию Радонежскому, принял от него монашеский постриг и несколько лет жил в Троицком монастыре. В 1392 Преподобный Иаков поселился в дремучем лесу близ железных рудников, в месте, называемом Железными Соснами, на берегу речки Тебзы. Его святость жизни была известна уже в его время. В 1415 г. перед родами тяжело заболела жена великого князя Василия Дмитриевича (1389-1425) Софья Витовтовна (в монашестве Синклетикия, + 1453). Великий князь послал к преподобному Иакову грамоту, умоляя преподобного помолиться за его жену и спрашивая, будет ли она жива. Преподобный велел ему помолиться святому мученику Лонгину и предсказал счастливое рождение сына Василия. (В 1450 году этот сын, великий князь Василий Васильевич (1425-1462), после победы над князем Димитрием Шемякой, посетил монастырь преподобного Иакова и молился там с благодарностью).
Благодарный князь Василий Дмитриевич щедро наградил преподобного Иакова и дал ему средства для постройки на месте его подвигов монастыря с церковью во имя святого пророка Иоанна Предтечи. В 1429 г.Хазанские татары опустошили окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками спрятался глубоко в лесу. Вернувшись, они нашли монастырь в руинах. Все пришлось строить заново. Преподобный построил церковь во имя святителя Николая и выкопал с братией пруды. На примере Троице-Сергиева монастыря было введено строгое общежитие. Многие голодные и обездоленные люди, разоренные татарами, кормились в монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts