Монастырь сергия радонежского сергиев посад: Великая гробница. У мощей преподобного Сергия
Содержание
Великая гробница. У мощей преподобного Сергия
Пять с лишним веков тому назад, 5 июля 1422 г., мощи великого старца преподобного Сергия Радонежского были торжественно изнесены из земли. Звенигородский князь Юрий Димитриевич (сын Димитрия Донского и крестник Сергия), братия монастыря, множество знати и толпы простолюдинов, собравшись у могилы выдающегося деятеля Руси, с благоговением созерцали дивную картину.
Преподобный Сергий Радонежский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры
В повествовании об этом событии (не установлено точно, принадлежит ли оно Епифанию — первому составителю жития преподобного Сергия — или Пахомию Сербину) можно прочитать следующие трогательные строки: «… священный собор, открывше чудотворный гроб… видеша чудное зрение и умиление достойно, яко не токмо честное святого тело цело и свято соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна. ..» Мощи были уложены в приготовленную для этой цели деревянную раку и установлены в сооруженном в это же время Троицком соборе (Троицкий собор и был воздвигнут на месте той тесной и низкой деревянной церквицы, которую в первые же дни по водворении своем на пустынножительство соорудил собственноручно молодой отшельник).
Несомненно, что такой праведник и опытнейший пастырь духовных чад, каким был в своей непорочной жизни «истинный воин Христа Бога», — как прославляет его Церковь, — начал почитаться в самом Троицком монастыре, как местный святой, вскоре после его кончины (до открытия мощей). В середине XV века имя Сергия Радонежского можно видеть включенным уже в немногочисленный еще тогда список общерусских святых. Так как первая известная церковь в честь преподобного Сергия была поставлена в 1463 г. Новгородским архиепископом Ионою — на владычнем дворе в Новгороде, — то вполне основательно утверждать, что к концу XV столетия преподобный считался признанным угодником по всей русской земле.
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
Усерднейший почитатель Сергия, царь Иван Грозный счел своим долгом устроить для священных останков более украшенное вместилище, чем первоначальный скромный ковчег. Около 30 лет лучшие мастера государевы трудились над созданием серебряной позолоченной раки [1]. 15 августа 1585 г. было торжественнейшим днем в Троицкой обители. Многочисленным сонмом духовенства, во главе с Митрополитом Дионисием, мощи преподобного Сергия были переложены в новый саркофаг (где почивают по сей день), после чего состоялось освящение только что законченного строителями величественного Успенского собора. И если сам инициатор столь богоугодных деяний не дожил до этого замечательного дня (Иван IV скончался 18 марта 1584 г.), то торжество было возглавлено не уступавшим отцу в благочестии Феодором Иоанновичем, который нарочито прибыл для такого празднества в монастырь. Радостный колокольный звон долго витал над окрестными полями и лесами.
В настоящее время мощи преподобного Сергия перенесены в Успенский собор и установлены около иконостаса, между алтарной дверью и южным входом, что соответствует их прежнему местоположению в Троицком соборе. Выбор нового места оказался удачным еще и потому, что как раз против гробницы в иконостасе помещается большой образ Преподобного. Простая деревянная сень, сменившая пышный балдахин времен Анны Иоанновны, напоминает посетителям храма, сколь приятна простота, которую так любил втечение своей долгой и светлой жизни скромный подвижник.
Серебряная рака с честными мощами преподобного Сергия Радонежского
в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры
Один за другим молящиеся прикладываются к мощам, получают благословение от стоящего рядом иеромонаха, крестятся и отходят в сторону. Созерцаешь это непрерывное поклонение и невольно задумываешься… Ведь вот уже шестое столетие притекают русские люди к этому гробу, в котором покоится бессребренник и миротворец, мудрец и патриот. Перед массивной и искусно отделанной гробницей (над нею неугасимо мерцают огоньки в разноцветных лампадах) появляются богомольцы разного возраста, общественного положения, характера и развития. Что же влечет сюда толпы и одиночек — интеллигентного человека, насыщенного всевозможными знаниями, и пожилую женщину, чей ум не искушен даже началами наук?
Можно найти на такой, вполне уместный для нашего критического века, вопрос многие частные ответы. Они будут так же разнообразны, как разнообразно духовное «я» человеческого существа, как многоцветна жизнь с ее радостями и невзгодами. Ведь ни влечения ума, ни порывы сердца неповторимы в каждом из нас, и если оказать, что один преклонил свою голову под этой безыскусственной сенью, чтобы оживить и обогатить дорогие воспоминания детства, другой — напомнить слуху старинные лаврские напевы, третья по обету, а кто-то, отягощенный старостью и предчувствием, что ему не придется больше побывать здесь — все это будет совершенно верно. Одно из подобных побуждении может быть необычайно сильно, а другое желание покажется постороннему недостаточно глубоким — и это будет иметь место. И здесь, как в паломничестве к любому объекту, среди веры и горения большинства затеряется примесь пустого любопытства некоторых.
Но это все детали, отдельные проявления чего-то основного, главного. А надо, извергнув неизбежные плевелы, для массы искренних и ревностных, волна за волною омывающих подножие этого замечательного гроба, дать единое и исчерпывающее объяснение — почему она так упорна в своем рвении, почему так неиссякаемо ее движение?
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
Причина, движущая столько индивидумов в одном направлении, не нуждается, по нашему мнению, в тысяче доказательств. Вера в Преподобного Сергия, в действенность его молитвы перед Тем, в исполнении заповедей Которого он был так неутомим, в его постоянное предстательство за русскую землю, ибо он сам был одним из лучших ее сыновей — эта вера приводит и будет приводить истинно православных к прославленным мощам. А такая неугасающая вера в Преподобного сама является следствием непоколебимой преданности нашего народа Православной Церкви вообще.
Есть у русского народа прекрасные традиции, порожденные нашей замечательной религией. К ним и принадлежит обыкновение прибегать к заступничеству великого угодника в больших и малых делах. Эта традиция уходит своими корнями в далекое XIV столетие, когда жил и подвизался на Руси кроткий игумен Троицкой обители. Основоположником такого благочестивого стремления надо считать великого князя московского Дмитрия Ивановича, чье дерзание поразить врагов Родины вдохновенно поощрял великий Сергий. С той поры и повелось так, что каждый из деятелей, завершивший правое начинание, спешил к мощам основателя Лавры со словами и лептой благодарности.
Вызванные памятью, преклоняют колени у мощей скорбные и величественные фигуры прошлого. Плачет перед ними внук Дмитрия Донского и отец знаменитого Ивана III, московский князь Василий Темный, в пылу междоусобицы лишенный зрения извергом-родичем. Однако слепоту сумел он воспринять не как непоправимое несчастье, которое обычно делает человека угрюмым и озлобленным, а как нужное испытание, и смог с признательностью сказать ослепившему его Шемяке: «Ты дал мне средство к покаянию!» Последние годы правления Василия были более благоразумными, чем начало. Так, с помощью Преподобного моральная сила русского человека проявилась в столь тяжелых обстоятельствах с достаточной полнотою.
Долго молился духовному организатору блестящей Куликовской победы Иван III, готовясь к великому делу свержения татарского ига. Покоритель Казани, юный еще Иван IV почел первейшей обязанностью посетить Сергиеву обитель, прежде чем въехать в Москву, куда он спешил, чтобы увидеть своего первенца и насладиться приветственными кликами народных толп.
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
Начало XVII века было для Московского государства суровым испытанием. Междуцарствие и боярские распри, крестьянские движения и иноземное нашествие — все это переплелось сложнейшим образом и вылилось в громадную повсеместную бурю. Героическая оборона Троицкого монастыря, выдержавшего шестнадцатимесячный вражеский натиск, ободряла неуверенных и отчаивающихся. К стенам всероссийской святыни пробивался доблестный полководец Михаил Скопин-Шуйский, чтобы прославиться победой над Сапегой и сделаться надеждой россиян. К мощам преподобного Сергия принесли храбрые москвичи Дмитрия Пожарского после ожесточенной битвы у церкви Введения на Лубянке, когда, обожженный и изнемогший от множества ран, упал в конце дня замертво мужественный отчизнолюбец. Гроб великого Сергия явился вдохновителем и собирателем воедино всех патриотических сил. От него устремились по русским просторам гонцы с призывными грамотами архимандрита Дионисия, двинулись посланцы для сбора ратных людей со всех концов страны. Отсюда, после многодневной тщательной подготовки, повели Пожарский и славнейший нижегородец Минин доблестное ополчение на спасение столицы и всего государства.
Проходит шесть лет, и еще раз поднимаются на стены отважные защитники монастыря, чтобы отстаивать святыню против отрядов польского королевича Владислава. Снова молитвы заступника Руси спасают Москву и обитель.
От какой непоправимой бы утраты сберегла Россию гробница Преподобного в конце того же века, когда в непосредственной близости от нее дважды спасся от убийц Петр Великий! Недаром признательный Петр первые из своих побед, которыми всегда будут гордиться соотечественники, отметил памятником своему спасителю: две восстановленные во взятом Азове башни царь приказал наименовать Сергиевскою и Никоновскою.
Наши предки имели благочестивый обычай брать с собой на поле боя священные реликвии. Еще одним весьма убедительным подтверждением их глубокой веры в то, что Преподобный Сергий является могучим соратником тех, кто обнажил меч в защиту справедливости, служит следующий факт. Образ «Видение Богоматери св. Сергию», обычно находившийся около мощей, сопровождал русские армии и полки в Полтавском сражении, в Отечественной войне 1812 г. и в других кампаниях. Обращая взоры к изображению наставника, вырастившего таких богатырей, как Пересвет и Ослябя, бомбардиры Петра и солдаты Кутузова ощущали душой невидимое содействие Преподобного и смело поражали неприятеля. Таким образом, бережно хранимая икона олицетворяла собой небесного патрона русского войска.
И вот, перелистав столько полных величия и драматизма страниц лучшей в мире истории нашего Отечества, что надлежит заключить русскому человеку вообще и верующему в особенности? Ведь в том, что размышление и благоговение воспроизводят перед любым из нас, нет ничего предвзятого и искусственного. Остается притти к неизбежному выводу, что эта гробница составляет неотъемлемую часть нашей истории, что этот гроб имеет многие основания называться хранителем русской земли. Православный же человек обязательно доведет ту линию событий, по которой продвигалась его мысль, до необходимого логического ее завершения. Именно, до убеждения в том, что изумительные подвиги нашего воинства и всего населения в Великой Отечественной войне, на четыре с лишним гола нарушившей мирный труд советских людей — эти небывалые и восхитившие весь мир победы одержаны Родиной не без помощи Божией, не без помощи Преподобного Сергия, который не забудет и впредь «посещать чад своих» в трудную годину.
Но не только цари и полководцы молились у гроба Преподобного и поверяли ему свои помыслы и надежды, — не одни лишь Патриархи Востока, каждое посещение которыми Руси бывало весьма благотворным для развития нашей Православной Церкви, спешили в приснославную обитель. Тысячи безвестных людей, чьи имена живут недолго после их носителей, поклонялись останкам великого подвижника, множество молящихся припадает к ним теперь, и, можно не сомневаться в этом, всегда будут итти паломники к «Сергию-Троице», как зовется в просторечьи Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Троице-Сергиева Лавра
Если бы кто-нибудь поинтересовался опросить богомольцев, что привело их под своды старого собора, хранящего ковчег с мощами, то вопрошающий убедился бы, как много хороших древних обычаев сохраняется в среде верующих. Принято исстари просить Преподобного Сергия помочь отстающему в обучении от сверстников ребенку, ибо памятуют чтущие святого, что сам отрок Варфоломей всегда сопровождал учение горячей молитвой и с молитвою постигнул многое. Возносятся к смиренному Сергию благодарственные молитвы тех, чьи родственники и близкие сохранены невредимыми на поле брани, ибо знают, что сам Преподобный благословил оружие, воздвигнутое против полчищ Мамая, несших Руси новое разорение и поругание. С самыми разнообразными прошениями, с какими принято обращаться к угодникам, идут к тому, кто неустанно заботился о ближнем, совершенно забывая о себе. Никакому психологу и знатоку человеческого сердца не удалось бы охватить все содержание и оттенки этих обращений. Поэтому стоит только восхищаться, видя, какую силу и постоянство имеет вера православного человека в Преподобного Сергия, в его снисходительность к людским немощам, в действенность его ходатайства за всех просящих.
Солнечные лучи освещают в течение долгого летнего дня все уголки собора. Поутру они льются сквозь узкие окна алтаря и словно зажигают узоры на облачениях и воздухах, а к вечеру, скользнув по стволам старых лип, как бы тают в воздухе. Попрежнему теплятся лампады, горят свечи, и чередой прикладываются люди к мощам, прикладываются до тех пор, пока не отойдет всенощная и двери храма не закроются до следующего утра. А завтра явятся новые богомольцы; среди них будут и здешние поселенцы, приедут с поездами жители столицы и окрестных мест.
Когда паломник [2] покидает Лавру и уже отошел от нее на значительное расстояние, его неудержимо влечет оглянуться еще и еще; вот уже скрылись из глаз монументальные главы Успенского собора, и только вершина монастырской колокольни точно плывет над деревьями и остальными предметами.
Г. Звенигородский
Примечания
[1] Современникам, привыкшим к совершенно другим измерениям, этот почти тридцатилетний срок (есть известие, что тетка царя Ивана, княгиня Ефросиния Старицкая, делала вклад на изготовление раки в 1556 г.) может показаться маловероятным. Помимо необычайной трудоемкости работ по украшению раки, вполне можно допустить, что имели место и некоторые перерывы в таком ответственном деле.
[2] Иногда приходится встречаться с недоумением такого рода: возможно ли в наши дни паломничество в том виде, как оно совершалось прежде? Такое недоумение возникает у лиц, не понимающих, что в разные времена паломничество неизбежно должно принимать и различные формы. Если в прошлом имело место хождение в Лавру пешком и такое путешествие занимало трое-четверо суток, а сейчас до Троице-Сергиева монастыря можно добраться по железной дороге менее чем за два часа, то нет никаких оснований утверждать, что от этого умаляется возвышенная цель паломничества.
STSL.Ru
Источник: Журнал Московской Патриархии, № 8, август 1946
Теги: Исторические заметки
12 ноября 2018
Поделиться
Монастырь Сергия Радонежского, Сергиев Посад. Расписание богослужений, фото, история, адрес, как добраться
Содержание
В православном религиозном мире одно из главных мест занимает монастырь Сергия Радонежского, который выстроен в городе Сергиев Посад. Его многовековая история, святыни и богатая архитектура привлекают миллионы паломников ежегодно.
Месторасположение монастыря
Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад считает своей достопримечательностью, которая ныне носит название Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Ее официальный адрес: Сергиев Посад, Московская обл., 141300.
Как добраться на машине
В 70 км от Москвы находится крупный и привилегированный монастырь, за свои большие габариты получивший статус Лавры. Если путь до него проделывать на личном автомобиле, то лучше двигаться по Старому Ярославскому шоссе. Монастырь находится в самом центре города, поэтому путь следует держать по проспекту Красной Армии.
Проехать святое место невозможно — его видно за счет множества золотых и голубых куполов. Личный транспорт можно оставить на любой из 3-х автостоянок, расположенных близ Лавры. Все они охраняемые. От привокзальной площади города, где находятся железнодорожный и автобусный вокзалы, удобнее добраться пешком по ул. Сергиевская.
История монастыря
Основателями монастыря считаются Сергий Радонежский и его брат Стефан. В 1337 г. монахи возвели церковь и иные сопутствующие здания. Вплоть до XVII в. монастырь являлся крупным культурным и православным центром Руси. Монастырь стал местом жительства и создания известных работ писателей, живописцев, ремесленников.
Немаловажную роль монастырь играл в политической жизни Руси: был совещательным местом великих князей, способствовал организации народных ополчений.
Постепенно монастырь расстраивался и к современному времени вмещает в себя более 50 построек разного назначения, включая:
- храмы и соборы;
- усадьбы с постройками;
- кельи монахов;
- гостиницы и иные помещения для хозяйственных дел.
С 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны Лавра не использовалась по назначению. С 1946 г. началось возрождение обители. В современное время Троице-Сергиева Лавра занимает лидирующее место в жизни русской православной церкви, является крупным культурным и религиозным центром, занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Первый архитектор, начавший закладку главного колокола в 1741 г., считается московский Иван Мичурин. Строительство под его контролем затянулось на 30 лет.
Ныне монастырь выглядит в традиционно белых тонах стен, высота которых достигает на некоторых зданиях до 15 м, с разноцветными и золотыми куполами.
На музее, трапезных, кельях можно увидеть преобладание красного, зеленого и синего цветов. Заметное смешение стилей во внешней отделке, но все постройки органично вписаны и создают единое целое.
Архитектурный ансамбль монастыря
Свято-Троицкая Сергиева Лавра представляет собой религиозный ансамбль построек, накопившихся за многие века:
- Главный атрибут монастыря — 88-метровая колокольня. Пятиярусное сооружение имеет более 50 колоколов различных размеров и тональности. За изящный силуэт и декорированный вид здание звонницы приравнено к памятникам.
- Троицкий собор (XV в.). Белого цвета каменная постройка, которой предшествовал деревянный храм.
- Успенский собор (XVI в.). Пятикупольное величественное сооружение, поражает и внутренней отделкой. Внешний вид собора создан на основе одноименного московского комплекса в Кремле.
- Церковь Пр. Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.)
- Храм в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (XVII в.), воздвигнут на месте Надвратной церкви. Аристократично и парадно стилизованны Царские Чертоги.
- Церковь во имя Пр. Михея Радонежского, Смоленской иконы Богоматери, здание Митрополичьих покоев (XVIII в.).
По периметру окружавшей стены (XIV в.) встроены 11 башен, которые образовали вокруг монастыря изломанную четырехгранную геометрическую фигуру. Дополняют слаженный комплекс Водяная башня и Пафнутьев сад, расположенные за стенами Лавры.
Здесь же на территории находится Московская духовная семинария, корпус построен в конце XIX в. в качестве богомольной больницы при храме Прп. Иоанна Лествичника.
Внутреннее убранство
Монастырь Сергия Радонежского Сергиев Посад преображает своей величественностью и статностью. Роскошь соборов видна не только снаружи, но и во внутреннем убранстве. Все здания Лавры созданы в разное время и, соответственно, разнопланово стилизованы. Однако каждый храм, церковь, усыпальня завораживают красотой отделки. Троицкий собор является центром Лавры.
Цветовое оформление его в золотых тонах. От пола до куполообразного потолка по кругу в 5 ярусов изображены иконы, которые идут сплошным рядом и не разделены присущими им рамками. Росписью Свято-Троицкого собора занимались известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Однако подлинники изделий не дошли до наших дней, но спустя 2 века были восстановлены и приближены к оригиналу.
В центре собора в позолоченной раке покоятся нетленные мощи Сергия Радонежского.
Трапезная церковь, служившая для богослужений и торжественных обедов царей, как снаружи, так и внутри представляет стиль русского барокко. Внутреннее убранство поражает роскошью отделки: от лепнины до росписи. Иконостас и религиозная атрибутика традиционно выполнены в цвете золота, купольный потолок и плиточный пол — в комфортных пастельных тонах.
Святыни и мощи монастыря
Монастырь Сергия Радонежского (Сергиев Посад) хранит в своих зданиях для богослужения и открытых для прихожан мощи 9 святых:
Имя святого и вид хранения мощей | Собор (церковь) хранения |
Рака с мощами пр. Сергия Радонежского | Троицкий собор |
Рака с мощами пр. Максима Грека | Духовская церковь |
Рака с мощами пр. Антония (Медведева) | Духовская церковь |
Рака с мощами св. Иннокентия Московского | Успенский собор |
Рака с мощами св. Макария (Невского) | Успенский собор |
Мощи св. Серапиона Новгородского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Никоновская церковь |
Мощи св. Иоасафа Московского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Никоновская церковь |
Мощи пр. Дионисия Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Никоновская церковь |
Мощи пр. Михея Радонежского в земле, пустое надгробие для поклонения в церкви | Михеевская церковь |
Наставники
Учителем, наставником, а позже и основателем монастыря считается Сергий Радонежский. Смиренный и кроткий еще с подросткового времени, Сергий изо дня в день познавал библейские заветы, науку и грамотность, и считался очень образованным человеком.
Первый, кто основал и возглавил монастырь Сергия Радонежского стал сам Сергий.
Позже его приравняют к святым в помощь всем учащимся. Несмотря на его отшельничество, он был гуманным человеком. Его примеры человеколюбия дошли до наших дней и стали традицией для служителей Лавры. Ученики и последователи его наставлений открыли много монастырей по стране.
Расписание служб, режим работы
В монастырь можно попасть на любое богослужение. Каждый собор, храм и церковь имеет свое расписание служб. Самая ранняя литургия читается с 05.00 ч., начало вечерних молебен — в 18.30 ч.
Расписание богослужений составляется на неделю (Седмица) с учетом православных праздников и постов, его можно узнать в самой Лавре либо на официальном сайте, с указанием храма, в котором будет проходить служба. Для экскурсий, свободного посещения и молитвенной процессии монастырь открыт с 5.00 до 21.00 ч., в православные праздничные дни — круглосуточно.
Правила посещения монастыря
Сергиевопосадский монастырь Сергия Радонежского, известный далеко за пределами России, в первую очередь — место для проведения молитв и религиозных обрядов, и только потом музей и памятник культуры и многовекового искусства. Служители настоятельно рекомендуют паломникам придерживаться традиционных церковных правил, чтобы сохранить атмосферу и суть православного верования.
Они такие:
- внешний вид посетителя — закрытая одежда (исключить шорты, короткие юбки, глубокий вырез на груди), по возможности спокойные тона в цветовом исполнении, без головных уборов. Для женщин дополнительные условия: покрытая голова, низ одежды должен исключить брючные варианты, спокойный макияж;
- на территории Лавры запрещены телефонные звонки и разговоры;
- не фотографировать внутреннее убранство храмов, так как фотовспышка наносит невосполнимый вред старинным фрескам, а также процессию богослужений, так как это создает помехи для монахов при проведении службы;
- посетителей с детьми просят не оставлять чад без присмотра во избежания травматизма, нанесению вреда.
Престольные праздники
Ежегодно в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в обители проводится благотворительный обед для гостей Лавры. Трапеза начинается после последней утренней службы в 11.00 ч. и продолжается до 17.00 ч. Обед проводится за длинными столами под открытым небом. Готовка угощений — также на улице, всегда трудятся около 4 полевых кухонь.
Такую традицию зародил в монастыре его основатель Сергий Радонежский, он прославлял совместную трапезу монахов и гостей Молитвенных домов, как единение с Богом. Вот уже 7 столетий его традиция бережно передается от поколения к поколению.
Интересные факты про монастырь
Старинные богомольные места обрастают слухами и таинствами. Некоторые — вполне правдивые и имеют достоверные источники подтверждения этому. Не исключением стал и монастырь Сергия Радонежского. Известно, что огромное количество паломников в любое время года шли к святому месту. Среди них были и русские цари.
Так, религиозная Елизавета Петровна решила преодолеть расстояние в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру пешком от Москвы. Однако такой путь проделала она не сразу. По мере сил проходила около 3 километров в день, далее отправлялась обратно во дворец в карете. На следующий день извозчик привозил императрицу в карете на то место, где она накануне закончила путь.
И таким образом Елизавета Петровна добралась до Лавры за несколько месяцев. Во все времена колокольне Лавры принадлежал самый большой колокол. Ныне восстановленный после разрушений звонарь массой более 70 т находится на самой вершине колокольни и действует до сих пор. За свою масштабность и тяжеловесность получил имя Царь-колокол.
Однако в советские годы во время религиозных гонений все колокола монастыря, в том числе и Царь-колокол, были разрушены. Аналог звонаря создан в 2004 г. на Балтийском судостроительном заводе. Месторасположение монастыря, наличие в его покоях богатых и ценных украшений и предметов искусства искушали кочевников и разорителей.
Поэтому в подземном пространстве Лавры проделаны различные ходы, которые соединяют храмы, церкви и скиты между собой. Доподлинно учеными не подсчитан километраж подземных путей, также не проводилась проверка их эксплуатационного состояния. Однако подтверждающие источники говорят о том, что ходами пользовались во вторую мировую войну.
В апреле 1931 г. городские власти Сергиева Посада (в то время город именовался Загорском) своим решением запрещали колокольный звон в пасхальные дни. Звонари настолько громко трезвонили, что заглушали работу в учреждениях, предприятиях и школах, которые находились рядом с церквями.
Для иногородних посетителей паломническая поездка может продлиться более одного дня. Для знакомства с культурой и историей страны и совершения религиозных обрядов организаторы предлагают остановиться на ночлег близ Лавры: гостиницы Вознесенская и Старая.
Условия не отличаются роскошью, однако все необходимое для проживания имеется: новая и комфортная мебель, чистые санузлы, комнаты рассчитаны на 2-8 человек. Немаловажный фактор выбора пансионатов — шаговая доступность до обители. Для организованных групп предусмотрены комплексные завтраки и обеды в трапезной, с учетом расписания ранних литургий и иных богослужений.
Так, время начала литургии в храмах:
- в Троицком соборе — в 6:30 ч.;
- в Трапезном храме и Успенском соборе — в 6:00 ч. и 8:30 ч.
Всенощное бдение в молитвенных домах — с 17:00 ч. Исповедь начинается в 6.00 ч. и в 9.00 ч. в зависимости от начала литургии и проводится в Надвратном храме в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи (2 этаж).
Монастырь Сергия Радонежского является достопримечательностью не только Сергиев Посада, но и столицы. За масштабность построек и количество служителей церкви получил статус Лавры — самой крупной в России. Возможно, лучше один раз увидеть и прикоснуться к его величию, чем много раз услышать.
Автор: Анна Данина
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о монастыре Сергия Радонежского
Экскурсия по Троице Сергиевой Лавре:
youtube.com/embed/RuG-LW1q3vA?wmode=transparent&rel=0&feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Сергиев Посад — православная жемчужина Подмосковья
Если вы когда-нибудь будете в Москве, не упустите шанс совершить однодневную поездку в Сергиев Посад. Город расположен в 70 км к северо-востоку от столицы, и до него легко добраться на поезде. Так что, если вы устали от городской суеты Москвы, это идеальное место, чтобы насладиться атмосферой маленького русского городка. Помимо того, что Сергиев Посад является причудливым городом, он является домом для знаменитой Троице-Сергиевой Лавры монастырского комплекса, который на протяжении многих веков был домом Русской Православной Церкви. Архитектурный ансамбль Троицкой Лавры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
От деревянной церкви к благополучному монастырю
История Сергиева Посада восходит к 14 веку. Город берет свое название от основателя – преподобного Сергия Радонежского. Вместе со своим братом Сергий искал уединенное место, чтобы поселиться и вести подвижническую жизнь, посвященную Богу. Они поселились на Маковецком холме, окруженном диким лесом, где впоследствии построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. В последующие годы поселение превратилось в монастырский комплекс и со временем приобрело политическое значение в России. Сегодня Сергиев Посад вместе с еще семью городами составляет туристический маршрут «Золотое кольцо». Эти живописные провинциальные городки сохранили свой исторический облик и очарование до наших дней и пользуются популярностью как у туристов, так и у россиян.
За свою историю Сергиев Посад пережил несколько осад и успешно служил заслоном внешним врагам, стремившимся захватить Москву. Несмотря на попытки быть аполитичным, Сергий Радонежский все же сыграл решающую роль в нескольких исторических событиях. Его мнение и мудрость высоко ценились как правителями, так и простыми людьми. Например, Сергий вдохновил русских князей и простолюдинов на объединение против татаро-монгольских захватчиков в XIV веке (период, когда уезд переживал многочисленные внутренние конфликты). Вскоре после смерти Сергий был канонизирован православной церковью, а также причислен к лику святых католической церковью. Каждый год тысячи паломников посещают монастырь и, в частности, Троицкий собор, где хранятся мощи святого. Собор также является популярной достопримечательностью, так как в нем представлены работы самого известного русского иконописца Андрея Рублева.
Сегодняшний монастырский ансамбль включает более пятидесяти зданий и десять соборов. Центральный Успенский собор, украшенный пятью золотыми и голубыми приделами, был построен в 15 веке. Во время вашего визита в Сергиев Посад Успенский собор может напомнить вам Успенский собор Московского Кремля. Это не совпадение! Созданный по заказу Ивана Грозного, он повторяет форму московского собора, который был главным символом православия и, таким образом, послужил прототипом для многих культовых сооружений.
Помимо великолепного иконостаса, в соборе находится усыпальница самого противоречивого правителя России – Бориса Годунова. Однажды во время своего царствования, чтобы признать значение Троицкого монастыря, Годунов сделал монастырю ценный подарок. По приказу царя было отлито несколько медных колоколов, которые были установлены на звонницах монастыря. Среди других колоколов был один, который из-за дефекта имел удивительно чистый звук – за эту особенность люди стали называть его «Лебедем». Считалось, что колокольчик приносит удачу и может предвещать только хорошие новости.
Великолепному внешнему облику монастыря немало способствовал XVIII век. Благодаря частым визитам императрицы Елизаветы монастырь содержался в хорошем состоянии. Во время таких визитов монастырь празднично украшался, а для императрицы и ее свиты устраивались веселые застолья. Колокольня монастыря была построена в 1770 году и достигала 88 метров. Башня даже превышала по высоте звонницу Ивана Великого Московского Кремля, которая на протяжении многих лет была самым высоким зданием Москвы. Как и многие другие постройки монастыря, башня была ярко окрашена и построена в стиле барокко, особенно любимом императрицей. Также по приказу Елизаветы в монастыре было создано одно из крупнейших духовных учебных заведений.
Советская антирелигиозная кампания
Монастырь сильно пострадал от образования СССР в начале 20 века, когда Русская Православная Церковь начала страдать от репрессий. Некоторые культовые сооружения были разрушены, другие превращены в служебные постройки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра была преобразована в историко-архитектурный музей, а ее священнослужители отправлены в трудовые коммуны. Большинство колоколов были либо уничтожены, либо переплавлены для повторного использования. Сегодня «Лебедь» остается одним из немногих сохранившихся колоколов тех древних и мистических времен.
Чем еще заняться в этом районе
В настоящее время все вышеперечисленные достопримечательности являются частью современного музейного заповедника. Помимо посещения великолепных интерьеров соборов, здесь также можно отведать монастырский хлеб и выпить целебной воды. Для самых смелых и для настоящего русского опыта можно искупаться в Святом источнике, расположенном в овраге за пределами монастыря.
Если у вас осталось время после посещения Троице-Сергиевой Лавры, вот еще несколько мест, которые вы можете увидеть в Сергиевом Посаде.
Музеи Сергиева Посада
В Музее игрушек можно найти коллекцию из более чем 30 000 игрушек и узнать, какие из них пользовались популярностью у детей России и других стран.
Говоря об игрушках, знаете ли вы, что известную на весь мир Матрешку (матрешку) изначально изобрел мастер из Сергиева Посада? В городском государственном историко-художественном музее-заповеднике № № представлена большая экспозиция, посвященная истории самой любимой русской игрушки. Кроме того, в музее представлена экспозиция, посвященная русскому прикладному и декоративно-прикладному искусству, истории русской революции и Великой Отечественной войны (Второй мировой войны).
И последнее, но не менее важное: зайдите по адресу Музей-усадьба Абрамцево , расположенный в 20 км от Сергиева Посада. В 19 веке усадьба принадлежала русскому писателю Сергею Аксакову, здесь часто останавливались другие известные художники и писатели. На протяжении многих лет усадьба служила местом вдохновения и обмена идеями для начинающих художников. И это неудивительно, учитывая красоту местной природы. Кто знает – может, прогуливаясь по музею и красоте окрестностей, вы сами вдохновитесь :)!
Хотите посетить Сергиев Посад с дружелюбным местным экспертом? Ознакомьтесь с нашим экскурсионным туром по Сергиеву Посаду!
Свято-Троицкая Сергиева лавра | Золотое кольцо
Сергиеву Лавру, считающуюся самым важным монастырем в России и духовным центром Русской Православной Церкви, часто называют «русским Ватиканом». Каждый день сюда прибывают автобусы с русскими паломниками, чтобы посетить мощи его основателя, почитаемого в XIV веке преподобного Сергия Радонежского, испить воды из святого источника, полюбоваться средневековыми иконами и изысканной красотой многочисленных красочных церквей и церковных сооружений монастыря.
Поскольку это место считается особо святым, посетителей просят уважать неприкосновенность этого района. Мужчины должны быть в брюках и снять головные уборы, а для женщин предпочтительна консервативная юбка или платье и платок.
Вход в монастырь бесплатный. Вы должны платить только в том случае, если хотите снять видео или сфотографировать. Вход в музей ризниц оплачивается дополнительно.
Уточните параметры поиска
Выберите категории
Показать все категории
Сергиев Посад
— Святой Тринити Сергиус Лавра
— Отели в Сержиеве Посад
— Музеи в Сержиеве Посад
— Рестораны и кафе в Серживе Попад
Suzdal и Vladimir
—
. Великий
Выберите категорию
Сергиев Посад
— Свято-Троицкая Сергиева Лавра
— Гостиницы Сергиева Посада
— Музеи Сергиева Посада
— Рестораны и кафе Сергиева Посада
Суздаль и Владимир.
— Экскурсия по Суздалю
Ростов Великий
Sergiev Posad
Holy Trinity St. Sergius lavra
Hotels in Sergiev Posad
Museums in Sergiev Posad
Restaurants and cafes in Sergiev Posad
Suzdal and Vladimir
Sightseeing in Suzdal
Rostov Veliky
Choose Amenities
Показать все
Кондиционер
Завтрак
Подходит для детей
Расположение в центре города
Кредитные карты
Доставка на дом
Живая музыка
Кредитные карты запрещены
Курение запрещено
Еда на вынос
Wi-Fi
Выбрать удобства
Кондиционирование воздуха
Завтрак
Подходит для детей
Расположение в центре города
Кредитные карты
Доставка на дом
Живая музыка
Нет кредитных карт
Не курить
Еда на вынос
Wi-Fi
Кондиционирование воздуха
Завтрак
Бесполезное. Отправить
Связанные объекты
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Успенский собор (Успенский собор)
/moscow/Успенский-Успенский собор_142603v
Большой синеглавый собор в центре монастыря — Успенский собор, построенный по велению Ивана Грозного в 1585 году в честь…
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Колокольня
/москва/Колокольня_142606v
Колокольня Сергиева Посада, построенная с 1741 по 1768 год и имеющая высоту 88 м, несомненно, является центральным элементом Соборной площади. Этот пятиъярусный колокол …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Часовня у Колодца и Святого источника
/moscow/Часовня-У-Колодца-и-Святого-Источника_142608v
Святой источник монастыря защищен искусно украшенным павильоном, а в розовой часовне свадебного торта перед ним находится святой источник …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Трапезная церковь Сергия
/moscow/трапезная-Сергиевская церковь_142604v
Эта церковь, расположенная в южной части комплекса, сразу примечательна своим ярким геометрическим рисунком, точно …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Сергей Радонежский
/moscow/Сергий-Радонежский_142610v
Основатель монастыря Сергий Радонежский сыграл огромную роль в общественно-политической и религиозной жизни русских людей XIV-XV веков. …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
/moscow/Ворота-Церковь-Иоанна-Предтечи-Рождества_142605v
Мгновенно узнаваемая по своим пяти блестящим золотым куполам, эта церковь была построена на средства знатной семьи Строгановых и представляет собой типичную …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Ризница (Ризница)
Сергиев Посад, Московская область, пр. Красной Армии 144
/москва/ризница-ризница_142609v
В ризнице монастыря есть ценный музей, наполненный иконами, драгоценными церковными предметами, такими как украшенные драгоценными камнями посохи, шляпы, чаши и …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Туристический центр Свято-Сергиевой Лавры
Сергиев Посад, Московская область, Свято-Сергиева Лавра
/moscow/Туристический центр Сергиевой Лавры_142601v
Туристический центр Сергиевой Лавры предлагает экскурсии по всему городу и информацию обо всех его достопримечательностях, предоставляя услуги гида на английском, немецком, французском, греческом, …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Троицкий собор (Троицкий собор)
Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
/moscow/Троицкий собор-Троицкий собор_142602v
Построенный в 1420-х годах (старше всех церквей Московского Кремля) златоглавый белый храм — Троицкий собор, последний упокоившийся …
подробнее
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Царские залы
/moscow/Царские залы_142607v
Так называемые царские залы или дворцы — большие двухэтажные здания, расположенные на севере монастыря.