Монастырь святого креста иерусалим: Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Содержание
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Монастырь Святого Креста расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима. Его древние, пожелтевшие от времени высокие стены, тянущиеся из-за стен к небу два огромных кипариса привлекали внимание каждого, кто приезжал в Святой город. Но монастырские окна всегда оставались закрытыми, а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Массивные стены, возвышающийся купол монастырского собора, колокольня с мраморными часами так не похожи на расположенные поблизости современные городские дома. Художники не раз изображали монастырь на своих полотнах, архитекторы изумлялись гармонии его линий, обычные люди смотрели на него с любопытством. Монастырь выглядел таким неприступным.
Сведения о его истории весьма скупы. Впрочем, в трудах по истории греческого и грузинского монашества о монастыре писалось, ибо прежде всего с Грецией и Грузией связана история основания и процветания этого монастыря.
В 1985 году патриархом Иерусалимским Диодором были официально открыты ворота монастыря для всех, так что теперь можно подивиться архитектурному разнообразию построек, прежде скрытых массивными монастырскими стенами, и многоцветным мозаичным полам и фрескам древней церкви. Впечатления таковы, что не оставляют равнодушным никого.
Предания об основании монастыря
Монастырь Святого Креста и то место, на котором была построена монастырская церковь, упоминаются во многих преданиях и легендах. Они восходят преимущественно к Средним векам – эпохе расцвета монастыря, но некоторые из них намного древнее. По одному из таких преданий основание монастыря относится ко времени византийского императора Константина Великого и матери его Елены, то есть к IV веку н. э.
Другая легенда, вероятно XVIII столетия, датирует основание монастыря V веком. И связывает это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, предприняв паломничество в Святую Землю, решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю.
Третье предание относит строительство монастыря ко времени правления императора Ираклия (610-641). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий, прежде чем войти в Святой град, стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в силу того, что там выросло Крестное древо – то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и повелел на выбранном месте построить монастырь.
Данные современной исторической науки не могут подтвердить достоверность преданий, связанных с основанием монастыря Святого Креста, хотя в преданиях и говорится о реальных событиях и лицах, сыгравших важную роль в истории Святой Земли и в особенности города Иерусалима византийского периода.
Святая Елена, мать императора Константина Великого, действительно посещала Иерусалим и наблюдала строительство Церкви Воскресения во Святом граде и Елеонской базилики на горе Олив (Елеонской горе). Однако нет никаких исторических доказательств связи ее имени с возведением других сооружений в Иерусалиме, в том числе и монастыря Святого Креста. А в более позднее время каждое почитаемое христианами место на Святой Земле связывали с именем святой Елены.
Присутствие иберийских монахов и паломников, в особенности царского рода, в Палестине в IV-V веках является историческим фактом, но не было найдено современных той эпохе доказательств существования партикулярного иберийского монастыря, посвященного Святому Кресту, находящегося в окрестностях Иерусалима.
Исторически не подтверждается и тот факт, что иберийские цари Татиан и Мириан посещали Святую Землю. Кроме того, даже существование у иберийских правителей в V веке имени Татиан сомнительно. В противоположность им, имена византийских императоров Юстиниана и Ираклия тесно связаны с историей христианских святынь и с основанием церквей и монастырей на Святой Земле. Так что упоминание их имен в приведенных выше преданиях исторически обосновано.
Легенда, относящаяся к святости земли, на которой стоит монастырская церковь, не менее интересна. По легенде, церковь была построена на месте, где выросло древо Креста. До XV века паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви и то место, где это дерево росло, и часть его ствола. Сегодня это место находится внутри капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма.
О преданиях, связанных с древом Креста и монастырем, говорится в церковных источниках, в путевых заметках паломников и описаниях Святой Земли начиная с XII века. Тем не менее известно, что первоначальная, самая ранняя легенда относится к годам византийского владычества (IV-VII века). Впоследствии древнее предание записывалось с новыми добавлениями, пока в XVII веке не приобрело окончательной формы, имеющей хождение в наше время.
Согласно этому повествованию, история древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог Сам явился в Мамвре в виде трех ангелов (см. : Быт., гл. 18). Тогда ангелы, следовавшие в Содом, оставили три своих посоха Аврааму. После истребления Содома и грехопадения Лота и его дочерей (см.: Быт., гл. 19), Лот, встретив Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан. Если посохи прорастут, грех Лотов против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево – пинию-кипарис-кедр.
Далее предание повествует о том, что это необыкновенное дерево упало во время царствования царя Соломона и постройки храма, но для строительства иудейского храма не пригодилось. Балки, сделанные из него, оказались не впору и были выброшены как проклятые и бесполезные. Позже из этих балок и был сооружен Крест Христов.
Другое древнее предание связывает монастырь Святого Креста с сосудами иудейского храма в Иерусалиме. Согласно ему, Велисарий, военачальник византийского императора Юстиниана, захвативший в 536 году Рим, вывез оттуда сосуды, хранившиеся как военная добыча римлян, разрушивших Иерусалимский храм. Их поместили в огромной, построенной Юстинианом в Иерусалиме церкви, посвященной Богородице, которая известна как «Новая церковь». Во время персидского нашествия 614 года сосуды спрятали в монастыре Святого Креста. В 796 году арабы-мусульмане напали на монастырь и убили всех монахов, так что место, где сокрыты сосуды, остается неизвестным до сих пор.
История монастыря в V-X веках
Сегодня не приходится сомневаться в том, что монастырь Святого Креста был основан в византийский период истории Иерусалима. Соединение сведений из рукописных источников с археологическими находками позволяет с большой точностью определить начало монастырской истории.
Так, монастырь упоминается наряду с другими обителями, расположенными в окрестностях Иерусалима, в одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной Церкви, содержащей сведения о положении этой Церкви в VI-VII веках.
А недавно археологи обнаружили новые доказательства. С 1969 по 1973 год Иерусалимская Патриархия провела крупномасштабные работы по реставрации монастырских сооружений. Программа работ включала в том числе и консервацию мозаичных полов в монастырской церкви (Кафоликоне): мозаики были целиком удалены со своего основания, смонтированы на новую твердую основу и после реставрации положены на прежнее место. Это дало возможность провести некоторые археологические исследования, зафиксировав образцы найденной сохранившейся мозаики пола.
Большей частью эти находки были фрагментами раннего мозаичного пола, который может быть датирован VI веком н. э. Фрагменты этого древнего пола были обнаружены в диаконнике и жертвеннике, и их общее расположение дает основание полагать, что план первоначального здания, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви в настоящее время.
Следовательно, у нас есть и археологическое доказательство для определения начальной стадии строительства монастыря, который мог быть построен в годы византийского управления Святой Землей. Был ли монастырь основан в годы царствования императора Юстиниана (527-565) или императора Ираклия (610-641), с достоверностью узнать нельзя: известно, что в правление обоих императоров в Святой Земле было основано и построено множество монастырей и церквей.
Но при византийском императоре Юстиниане именно в Иерусалиме и его окрестностях шло активное строительство новых и восстановление прежних церковных и монастырских построек. Поэтому можно предположить, что выделение средств на закладку монастыря и строительство монастырской церкви было сделано еще при Юстиниана, в VI веке. Следует учесть и то, что именно VI век был «золотым веком» монашества в Святой Земле.
Последующая история монастыря Святого Креста схожа с историями других монастырей Палестины.
При вторжении персов в 614 году были разрушены многие церкви и разорена большая часть монашеских общин, а тысячи иерусалимских жителей-христиан безжалостно вырезаны. Конечно, монастырь Святого Креста, расположенный всего лишь в нескольких километрах от Иерусалима, вряд ли избежал участи большей части палестинских обителей и, скорее всего, был также опустошен и заброшен.
Захваченные палестинские земли были освобождены лишь после победного завершения войны Византии с персами в 629 году. Ираклий и его армия прошли по Палестине победным маршем, освободили пленных. Захваченный персами Крест Господень был возвращен в Палестину и воздвигнут на прежнем месте – на Голгофе. Прежде чем покинуть Иерусалим, Ираклий отдал распоряжение патриарху Иерусалима Захарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны.
Можно предположить, что в план восстановления был включен и монастырь Святого Креста. Вполне вероятно и то, что император мог отдать особые распоряжения именно о монастыре Святого Креста, так как военная кампания против персов имела характер крестового похода, а одной из главных ее целей было возвращение святого Креста Господня. Восстановление монастыря могло быть выражением благодарности императора святому Кресту за благоприятный исход войны против Персии.
Спустя несколько лет, в 638 году, Палестину и Иерусалим захватили арабы. Арабское нашествие стало началом периода тяжелых испытаний для христиан Палестины.
Отрыв Палестины от Византии и христианского мира, экономический упадок, репрессии арабских завоевателей против христиан, дикие набеги сарацин и других арабских племен на монастыри – все это стало причиной разрушения и запустения большинства христианских обителей Святой Земли. Из соображений безопасности небольшое число оставшихся монахов были вынуждены обосноваться в крупных городах, исполняя монашеские обеты в безмолвном терпении.
Притеснения христианского населения Палестины арабскими завоевателями стало особенно жестоким в конце X – начале XI веков, в период правления аль-Хакима, халифа из династии Фатимидов (996-1021). В 1009 году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе и храм Воскресения, и возобновлены жестокие гонения на христиан.
Монастырь Святого Креста, скорее всего, также был полностью разрушен, а если и нет, то, по крайней мере, опустошен настолько, что стал непригодным для проживания в нем и оказался заброшен.
История монастыря в X-XVII веках
Гонения на христиан прекратились в 1017 году. А вскоре было разрешено восстановить разрушенные церкви и монастыри, что и было сделано патриархом Иерусалимским при финансовой поддержке византийских императоров Михаила IV (1034-1041) и Константина IX Мономаха (1042-1054).
Пришедший в упадок монастырь Святого Креста с согласия Иерусалимского патриарха был отреставрирован Прохором, иберийским (грузинским) монахом с горы Афон на средства, выделенные царем Иберии Багратом III (980-1044). Это ознаменовало начало нового периода в истории обители – периода процветания, духовного и культурного возрождения, который, впрочем, закончился весьма драматичными событиями.
Работы по восстановлению монастыря были начаты до вступления крестоносцев в Иерусалим в 1099 году. Реставрации, проводимой Прохором, подлежал весь монастырский комплекс, но достоверно неизвестно, какие именно на территории монастыря были здания и как они выглядели в X веке, до того как монастырь был разрушен при халифе аль-Хакиме.
Однако несомненно, что исключительное внимание прежде всего было уделено восстановлению монастырской церкви. Мозаичные полы, которые были в разрушенной вандалами аль-Хакима церкви, заменили новыми, имитирующими византийские мозаичные полы VI века.
Сходные мозаики полов с аналогичным геометрическим орнаментом, растительными и животными мотивами обнаруживаются во многих церквях Святой Земли.
Неизвестно, была ли церковь внутри расписана самим Прохором или же ее стены были украшены изображениями святых, писанными в начале XII века игуменом Даниилом, знаменитым русским паломником по Святым местам, уже побывавшим здесь однажды несколькими годами ранее.
Ранняя роспись монастырской церкви не может быть датирована с большой точностью из-за более поздних записей, сделанных в XII веке при Шота Руставели, поверенном иберийской царицы Тамары, а также из-за поновлений росписей в середине XVII века. Сегодня мы можем видеть лишь фрагменты росписей, которые, однако, сохраняют темы и композицию росписей первоначальных.
Монастырь и церковь его тогда не просто восстанавливались после разрушения, но и перестраивались.
Монахи, населившие монастырь после восстановления, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона. Благодаря поддержке и финансовой помощи царей Иберии, главным образом Давида IV (1089-1125), иберийская община увеличивалась и процветала. Монастырь смог купить крестьянские земли, располагавшиеся вокруг него, и со временем монастырское хозяйство окрепло.
Правда, во время пребывания в Иерусалиме крестоносцев многие из монастырских земель были отобраны королем Балдуином IV (1173-1185), который передал право пользования чужой собственностью католическим монахам из храма Гроба Господня.
Настоящий расцвет монастыря Святого Креста начался после того, как крестоносцы оставили Иерусалим. В конце XII века, около 1185 года, во время правления в Иберии благоверной царицы Тамары, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Святой Земле.
Попечением Руставели и на средства, привезенные им из Иберии, владения монастыря были восстановлены, его церковь и остальные здания отреставрированы. Число насельников монастыря значительно выросло. Среди монахов было много ученых, агиографов и людей широко образованных. Некоторые из них посвящали свое свободное время переписыванию манускриптов, в то время как большая часть – сочинению богословских трактатов. Их труды положили начало первой монастырской библиотеке, которая, постепенно обогащаясь новыми рукописями, стала одной из самых значительных библиотек Иерусалима.
Особое внимание Шота Руставели уделил поновлению внутреннего убранства монастырской церкви. Новые фрески были написаны, следуя первоначальному плану настенных росписей. Но фрески эти воспроизводили иконографический стиль афонских монастырей. Вполне вероятно, что иконописцы, расписывавшие церковь монастыря Святого Креста в Иерусалиме, побывали в этом главном центре православного монашества, находившегося в то время в высшей точке своего расцвета.
Шота Руставели. Единственное портретное изображение великого поэта.
Фреска XIII в. в монастыре Святого Креста (Иерусалим)
Среди росписей можно увидеть и портреты некоторых греческих античных философов и мудрецов: Платона, Сократа, Аристотеля, Хилона, Солона и Плутарха. Поэт Шота Руставели и сам изображен на первой колонне справа, между изображениями гимнографов Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина.
Те росписи, что можно видеть в церкви сейчас, несмотря на то, что еще раз поновлялись в XVII веке, сохраняют первоначальные темы и во многом свою первоначальную композицию.
Процветание монастыря неожиданно прервалось на исходе XIII века, когда арабские налетчики, предводительствуемые Мелеком эль-Насиром Бен-Халауном, захватили монастырь Святого Креста и изгнали монахов, живших в нем. На какое-то время церковь была превращена в мечеть, а монастырь стал богословской школой для дервишей. Монастырь был восстановлен в правовом положении и возвращен его законным хозяевам в 1305 году, после вмешательства византийского императора Андроника II Палеолога (1281-1333).
После постигшего его бедствия монастырь был реорганизован. Монашеская иберийская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени. Число братии увеличилось за счет прихода новыми монахов из Иберии, а монастырские владения были пополнены новыми пожертвованиями и приобретениями. Монастырь купил все окрестные земли, которые были засажены оливковыми деревьями и виноградниками, что обеспечило крепкую экономическую основу для содержания иберийской монашеской общины Иерусалима. Монастырское благосостояние позволило братии отремонтировать многие древние разрушенные монастыри, а также открыть новые обители, многие насельники которых были выходцами из Иберии и Греции.
Центром иберийской монашеской общины Иерусалима оставался монастырь Святого Креста. В силу ряда политических причин того времени и вследствие географической, этнической и языковой близости грузин и завоевателей-мамелюков, иберийская община Иерусалима имела значительный политический вес и влияние. В те годы иберийцы оказывали поддержку Святогробскому братству и существенную помощь Иерусалимской Православной Патриархии, с которой они тесно сотрудничали.
Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок.
В отличие от мамелюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. В то время монастырь обнаруживает первые признаки упадка. Не только неблагоприятная политическая обстановка, но и внутренние разногласия и споры ослабили единство братии, что привело в конце концов к расформированию монастыря.
Признаки экономического ухудшения положения монастыря проявились сразу же.
Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Иберии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Число кредиторов росло, в то время как средства монастыря истощались. Монастырь вынужден был продать часть своих обширных владений. Земли и фермы перешли к арабским крестьянам. Многие иберийские монастыри, основанные в Иерусалиме, из-за финансовых затруднений были сданы в аренду разным христианским общинам, которые с течением времени присвоили их себе.
В начале XVII были предприняты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей иберийским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.
Настоятелем Никифором, весьма энергичным и деятельным, в 1643 году была предпринята попытка реставрации церкви монастыря с восстановлением купола, алтаря и иконостаса. Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон.
Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Иберии.
Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы.
В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла Иерусалимская Православная Патриархия во главе с патриархом Досифеем (1669-1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе патриархии во всех православных странах, включая Иберию, начался сбор средств для монастыря.
Освобожденный от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня.
Так печально завершилась семивековая история иберийской монашеской обшины в Иерусалиме.
С XVIII века до наших дней
Иерусалимский патриарх Досифей восстановил монастырь Святого Креста вместе с другими иберийскими (грузинскими) монастырями, перешедшими в его юрисдикцию. Благодаря официальному эдикту султана, монастырь был сохранен как христианский, хотя начиная с XIV века мусульмане не раз заявляли, что монастырь принадлежит им, и требовали от властей соответствующих распоряжений.
Патриархия пришла к соглашению с властями по поводу прав собственности на земли, лежавшие вокруг монастыря Святого Креста, и строений ближайшей к монастырю деревни Малха. Существует письменное свидетельство того, что первоначально жители этой деревни, теперь предъявлявшие права на монастырские земли, были христианами из Иберии, то есть теми, кого иберийская община поселила в XIII веке в этих местах для ведения хозяйственных работ. Со временем эти крестьяне были обращены в ислам, а после расформирования обители стали претендовать на владение монастырскими землями. Вопрос был окончательно решен после выкупа всех этих земель Иерусалимской патриархией.
В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.
В 1848 году Русская Православная Церковь запросила разрешение Иерусалимского Патриархата об учреждении в монастыре Святого Креста Русской духовной миссии. Однако патриарх Афанасий еще до того принял решение превратить монастырь в богословскую школу.
В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным для новой роли, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена капелла, подобная капелле святого Иоанна Дамаскина. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине и одной из наиболее интересных: в ее собрании было большое количество древних манускриптов. Тогда же были достроены верхние три этажа основного здания и колокольня. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.
Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет – до 1908 годы, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями патриархии. За это время она стала одной из самых знаменитых в мире. Из выступления главы школы на торжествах по поводу ее 50-летнего юбилея мы узнаем, что в 1905 году она насчитывала 485 действительных студентов и 94 аспиранта. Многие из ее выпускников занимали впоследствии высокие должности в Православных Церквях Востока и их духовное влияние было весьма значительно.
С закрытием богословской школы для монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля, который одновременно исполнял и обязанности монастырского сторожа.
Время, заброшенность и безвестность стали причиной того, что здания снаружи и внутри оказались серьезно повреждены, стены стали осыпаться, прекрасные полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи постепенно исчезали.
Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970-1973 годах. Это спасло многое из того, что еще можно было спасти, хотя значительная часть памятников и древностей монастыря, к сожалению, оказалась утраченной.
В настоящее время по решению покойного ныне патриарха Диодора I монастырь, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем, который рассказывает посетителям, независимо от их религиозных убеждений, прекрасную и грустную повесть о некоторых страницах истории христианства в Палестине.
Василиос Цаферис, доктор философии (PhD) Еврейского университета в Иерусалиме, член Верховного археологического совета Израиля.
Перевод с англ. Евдокии Поздняковой
5 апреля 2007 года
Православие.ru
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Главная \ Полезное о Грузии \ Религия Грузии \ Монастыри Грузии \ Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА – мужской монастырь греческой Иерусалимской православной церкви, расположенный в западной части Иерусалима. Это один из знаменитейших монастырей в Святой земле, обитель грузинской славы и обитель во имя Святого Креста. Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.
Монастырь Святого Креста расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима. Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Его древние, пожелтевшие от времени высокие, массивные стены всегда привлекали внимание. Из-за стен возвышается купол монастырского собора и колокольня с мраморными часами. Монастырские окна всегда закрыты, а единственные ворота никогда не впускают посетителей.
Так было до 1985 года… В 1985 году по велению Иерусалимского патриарха Диодора ворота монастыря официально были открыты для всех, и с этого времени каждый может увидеть архитектурное разнообразие построек, многоцветные мозаичные полы и фрески древнего храма. Тут все дышит историей. Тут действительно есть на что посмотреть!
ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ
Когда же и кем был основан этот неприступный монастырь? Легенд об основании обители великое множество. По одной легенде основание монастыря приписывают императору Константину I Великому (около 285—337) и его матери — императрицы Равноапостольной Елены (около 250—330).
Другая легенда гласит, что монастырь Святого Креста основал первый грузинский христианский царь Мириан III (265-360/361), который совершил паломничество в Святую Землю. Якобы равноапостольный император Константин I Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима, и там Мириан III решил возвести монастырь.
Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского императора Ираклия (610—641). Возвращавшийся из победного персидского похода император, прежде чем войти в Святой град, стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось с давних времен, так как там выросло Крестное древо – то дерево, из которого был изготовлен Животворящий Крест Господень. Ираклий из этого персидского похода вез с собой Животворящий Крест Господень, ранее захваченный персами и теперь у них отбитый. Сам Крест был водружен на Голгофе. А на этом месте император повелел построить монастырь и назвать его монастырем Святого Креста. До XV века паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви и то место, где росло Крестное дерево, и часть его ствола. Сегодня это место находится внутри капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма.
Согласно преданиям, история древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог явился в виде трех ангелов (см.: Быт., гл. 18). Тогда ангелы, следовавшие в город Содом, оставили три своих посоха Аврааму. После истребления Содома и грехопадения Лота и его дочерей (см.: Быт., гл. 19), Лот, встретив Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан. Если посохи прорастут, грех Лотов против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево – сосну-кипарис-кедр. Во времена царя Соломона (965—928 до н. э.) это необыкновенное дерево упало, и его решили применить для постройки иудейского храма. Однако по непонятным причинам балки, сделанные из этого дерева, не пригодились в строительстве и были выброшены. Позже из этих балок и был сооружен Животворящий Крест Господень. |
Другое древнее предание связывает монастырь Святого Креста с сосудами иудейского храма в Иерусалиме. Согласно ему, Велисарий, военачальник византийского императора Юстиниана, захвативший в 536 году Рим, вывез оттуда сосуды, хранившиеся как военная добыча римлян, разрушивших Иерусалимский храм. Их поместили в огромной, построенной Юстинианом в Иерусалиме церкви, посвященной Богородице, которая известна как «Новая церковь». Во время персидского нашествия 614 года сосуды спрятали в монастыре Святого Креста. В 796 году арабы-мусульмане напали на монастырь и убили всех монахов, так что место, где сокрыты сосуды, остается неизвестным до сих пор.
Сегодня не приходится сомневаться в том, что монастырь Святого Креста был основан в византийский период истории Иерусалима. Сопоставление сведений из рукописных источников с археологическими находками позволяет с большой точностью определить начало монастырской истории.
Так, монастырь упоминается наряду с другими обителями, расположенными в окрестностях Иерусалима, в одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной Церкви, содержащей сведения о положении этой Церкви в VI-VII веках.
Есть и другие доказательства. В 1969-1973 гг. Иерусалимская Патриархия проводила крупномасштабные работы по реставрации монастырских сооружений. Так, были обнаружены фрагментами раннего мозаичного пола, который может быть датирован VI веком н. э. Фрагменты этого древнего пола были обнаружены в диаконнике и жертвеннике монастырского храма, и их общее расположение дает основание полагать, что план первоначального здания, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви в настоящее время.
Итак, монастырь Святого Креста мог быть построен в годы византийского правления на Святой Земле. Однако, был ли монастырь основан в годы царствования императора Юстиниана (527-565) или императора Ираклия (610-641), с достоверностью узнать нельзя: известно, что в правление обоих императоров в Святой Земле было основано и построено множество монастырей и церквей. Ноименно при византийском императоре Юстиниане в Иерусалиме и его окрестностях шло активное строительство новых и восстановление прежних церковных и монастырских построек. Поэтому можно предположить, что выделение средств на закладку монастыря Святого Креста и строительство монастырской церкви было сделано еще при Юстиниане в VI веке. К тому же, именно VI век был «золотым веком» монашества в Святой Земле.
МОНАСТЫРЬ В VII – X ВЕКАХ
Это достаточно «темное» и мрачное время в истории Святой Земли (Палестины). При вторжении персов в 614 году были разрушены многие храмы и разорена большая часть монашеских общин, а тысячи иерусалимских жителей-христиан безжалостно вырезаны. Конечно, монастырь Святого Креста, расположенный всего лишь в нескольких километрах от Иерусалима, вряд ли избежал участи большей части палестинских обителей и, скорее всего, был также опустошен и заброшен.
Только в 629 году палестинские земли были освобождены от персов в связи с победой Византии в этой военной компании. Император Ираклий и его армия прошли по Палестине победным маршем и освободили пленных. Захваченный персами Крест Господень был возвращен в Палестину и воздвигнут на Голгофе. Прежде чем покинуть Иерусалим, Ираклий отдал распоряжение Иерусалимскому патриарху Захарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны. Скорее всего, в это же время был восстановлен и монастырь Святого Креста.
В 638 году Палестину и Иерусалим захватили арабы. Арабское нашествие стало началом периода очень тяжелых испытаний для христиан Палестины. Притеснения христианского населения арабскими завоевателями стало особенно жестоким в конце X – начале XI веков, в период правления аль-Хакима, халифа из династии Фатимидов (996-1021). В 1009 году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе и храм Воскресения, и возобновлены жестокие гонения на христиан. Монастырь Святого Креста, скорее всего, также был полностью разрушен, а если и нет, то, по крайней мере, опустошен настолько, что стал непригодным для проживания в нем и оказался заброшен.
ГРУЗИНСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА МОНАСТЫРЬ В XI – XVI ВЕКАХ
Гонения на христиан прекратились в 1017 году. А вскоре было разрешено восстановить разрушенные церкви и монастыри, что и было сделано патриархом Иерусалимским при финансовой поддержке византийских императоров Михаила IV (1034-1041) и Константина IX Мономаха (1042-1054).
Пришедший в упадок монастырь Святого Креста с согласия Иерусалимского патриарха был отреставрирован Прохором, грузинским монахом с горы Афон на средства, выделенные грузинским царем Багратом III (980-1044). Это ознаменовало начало нового периода в истории обители – периода процветания, духовного и культурного возрождения.
Работы по восстановлению монастыря были начаты до вступления крестоносцев в Иерусалим в 1099 году. Реставрации, проводимой Прохором, подлежал весь монастырский комплекс, но достоверно неизвестно, какие именно на территории монастыря были здания и как они выглядели в X веке, до того как монастырь был разрушен при халифе аль-Хакиме.
Однако несомненно, что исключительное внимание, прежде всего, было уделено восстановлению монастырской церкви. Мозаичные полы церкви, которые были в разрушенной воинами халифа аль-Хакима, заменили новыми, имитирующими византийские мозаичные полы VI века. Сходные мозаики полов с аналогичным геометрическим орнаментом, растительными и животными мотивами обнаруживаются во многих церквях Святой Земли.
Неизвестно, была ли церковь внутри расписана самим Прохором или же ее стены были украшены изображениями святых, писанными уже в начале XII века игуменом Даниилом, знаменитым русским паломником по Святым местам, уже побывавшим здесь несколькими годами ранее. Ранняя роспись монастырской церкви не может быть датирована с большой точностью из-за более поздних записей, сделанных в XII веке при великом грузинском поэте Шота Руставели, а также из-за новых росписей середины XVII века. Сегодня мы можем видеть лишь фрагменты росписей, которые, однако, сохраняют темы и композицию росписей первоначальных.
Монахи, населившие монастырь после восстановления, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона. Благодаря поддержке и финансовой помощи грузинских царей, особенно царя Давида IV Строителя (1089-1125), грузинская община в монастыре увеличивалась и процветала. В то время в монастыре проживало около 100 монахов. Монастырь смог купить крестьянские земли, располагавшиеся вокруг него, и со временем монастырское хозяйство окрепло.
Правда, во время пребывания в Иерусалиме крестоносцев многие из монастырских земель были отобраны королем Балдуином IV (1173-1185), который передал право пользования чужой собственностью католическим монахам из храма Гроба Господня.
Настоящий расцвет монастыря Святого Креста начался после того, как крестоносцы оставили Иерусалим. В конце XII века, около 1185 года, во время правления в Грузии знаменитой царицы Тамар (1166-1213), в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели (1160/1166-1216), посланный царским двором с миссией реорганизовать грузинскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Святой Земле.
Попечением Шота Руставели и на средства, привезенные им из Грузии, владения монастыря были восстановлены, его церковь и остальные здания отреставрированы. Число монахов значительно выросло. Среди монахов было много ученых, агиографов и людей широко образованных. Некоторые из них посвящали свое свободное время переписыванию манускриптов, в то время как большая часть – сочинению богословских трактатов. Их труды положили начало первой монастырской библиотеке, которая, постепенно обогащаясь новыми рукописями, стала одной из самых значительных библиотек Иерусалима.
Особое внимание Шота Руставели уделил обновлению внутреннего убранства монастырской церкви. Новые фрески были написаны, следуя первоначальному плану настенных росписей. Но фрески эти воспроизводили иконографический стиль афонских монастырей. Вполне вероятно, что иконописцы, расписывавшие церковь монастыря Святого Креста в Иерусалиме, прибыли со Святой горы Афон — главного центра православного монашества, находившегося в то время в высшей точке своего расцвета.
Среди росписей можно увидеть и портреты некоторых греческих античных философов и мудрецов: Платона, Сократа, Аристотеля, Хилона, Солона и Плутарха. Поэт Шота Руставели и сам изображен на первой колонне справа, между изображениями гимнографов Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина.
Процветание монастыря неожиданно прервалось на исходе XIII века, когда мамлюкский правитель эль-Насир Мухаммед бен-Калаун захватил монастырь Святого Креста и изгнал монахов, живших в нем. На какое-то время церковь была превращена в мечеть, а монастырь стал богословской школой для дервишей. Монастырь был восстановлен в правовом положении и возвращен его законным хозяевам в 1305 году, после вмешательства византийского императора Андроника II Палеолога (1281-1333).
После постигшего его бедствия монастырь был реорганизован. Монашеская грузинская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени. Число братии увеличилось за счет прихода новыми монахов из Грузии, а монастырские владения были пополнены новыми пожертвованиями и приобретениями. Монастырь купил все окрестные земли, которые были засажены оливковыми деревьями и виноградниками, что обеспечило крепкую экономическую основу для содержания грузинской монашеской общины Иерусалима. Монастырское благосостояние позволило братии отремонтировать многие древние разрушенные монастыри, а также открыть новые обители, многие иноки которых были выходцами из Грузии и Греции.
Центром грузинской монашеской общины Иерусалима являлся монастырь Святого Креста. В силу ряда политических причин того времени и вследствие географической, этнической и языковой близости грузин и завоевателей-мамлюков, грузинская община Иерусалима имела значительный политический вес и влияние. В то время грузины оказывали поддержку Святогорскому братству (монастырям Святой горы Афон) и существенную помощь Иерусалимской Православной Патриархии, с которой они имели тесные отношения.
МОНАСТЫРЬ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ГРЕКОВ (XVII ВЕК)
Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок.
В отличие от мамлюков, новые захватчики были не слишком расположены к грузинам. В то время стали обнаруживаться первые признаки упадка монастыря. Очень сильно ухудшилось экономическое положение обители. Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Грузии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Монастырь вынужден был продать часть своих обширных владений. Земли и фермы перешли к арабским крестьянам. Многие грузинские монастыри, основанные в Иерусалиме, из-за финансовых затруднений были сданы в аренду разным христианским общинам, которые с течением времени присвоили их себе.
В начале XVII века были предприняты попытки восстановить грузинскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей в Святой Земле грузинским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.
В 1643 году весьма энергичным и деятельным настоятелем Никифором была предпринята попытка реставрации церкви монастыря — восстановления купола, алтаря и иконостаса. Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон. Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число грузинских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Грузии. Деньги, высланные из Грузии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы.
В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла греческая Иерусалимская Православная Патриархия во главе с патриархом Досифеем II (1669-1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе патриархии во всех православных странах, включая Грузию, начался сбор средств для монастыря Святого Креста. Освобожденный от всех закладных, монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько грузинских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня. А монастырь Святого Креста отныне стал принадлежать грекам (перешёл под юрисдикцию Греко-Православной Иерусалимской Патриархии).
Таким образом, неблагоприятная политическая обстановка, критическое финансовое положение, а также внутренние разногласия и споры ослабили единство братии, что привело, в конце концов, к расформированию монастыря. Так печально завершилась семивековая история грузинской монашеской общины в Иерусалиме.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА С XVIII ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Иерусалимский патриарх Досифей восстановил монастырь Святого Креста вместе с другими грузинскими монастырями, перешедшими в его юрисдикцию. Благодаря официальному эдикту султана, монастырь был сохранен как христианский, хотя, начиная с XIV века, мусульмане не раз заявляли, что монастырь принадлежит им, и требовали от властей соответствующих распоряжений.
Патриархия пришла к соглашению с властями по поводу прав собственности на земли, лежавшие вокруг монастыря Святого Креста, и строений ближайшей к монастырю деревни Малха. Существует письменное свидетельство того, что первоначально жители этой деревни, теперь предъявлявшие права на монастырские земли, были христианами из Грузии, то есть теми, кого грузинская община поселила в XIII веке в этих местах для ведения хозяйственных работ. Со временем эти крестьяне были обращены в ислам, а после расформирования обители стали претендовать на владение монастырскими землями. Вопрос был окончательно решен после выкупа всех этих земель Иерусалимской патриархией.
В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре проживало относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.
В 1848 году Русская Православная Церковь запросила разрешение Иерусалимского Патриархата Кирилла II (1795-1877) об учреждении в монастыре Святого Креста Русской духовной миссии. Однако Кирилл II вынужден был отказать в этой просьбе. Патриарх Кирилл II, первый за долгое время Иерусалимский Патриарх, постоянно живший в Палестине, предпринял ряд шагов по укреплению положения Иерусалимской Церкви. Одним из них было создание полноценной духовной школы для подготовки духовенства. В качестве места для её размещения он избрал Монастырь Святого Креста и открыл здесь в 1853 году богословскую школу Святого Креста, в которой учились многие будущие архиереи как Иерусалимской, так и других православных Церквей.
В 1855 году начался новый расцвет монастыря как богословской школы. Для этого был произведен ремонт и перестройка всего комплекса, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена капелла, подобная капелле святого Иоанна Дамаскина. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине и одной из наиболее интересных: в ее собрании было большое количество древних манускриптов. Тогда же были достроены верхние три этажа основного здания и колокольня. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди церковных экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.
Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет – до 1908 годы, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями патриархии. За это время она стала одной из самых знаменитых в мире. Так, к 1905 году школа насчитывала 485 действительных студентов и 94 аспиранта. Многие из ее выпускников занимали впоследствии высокие должности в Православных Церквях Востока, и их духовное влияние было весьма значительно.
С закрытием богословской школы для монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь проживал только один настоятель, который одновременно исполнял и обязанности монастырского сторожа. Время, заброшенность и безвестность стали причиной того, что здания снаружи и внутри оказались серьезно повреждены, стены стали осыпаться, прекрасные полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи постепенно исчезали.
Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей была проведена Иерусалимской Патриархией в 1970-1973 годах. Это спасло многое из того, что еще можно было спасти, хотя значительная часть памятников и древностей монастыря, к сожалению, оказалась утраченной.
В 1985 году по велению Иерусалимского патриарха Диодора (1923-2000) ворота монастыря официально были открыты для всех желающих. Монастырь, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.
ЧТО ЗДЕСТЬ МОЖНО УВИДЕТЬ СЕЙЧАС
Монастырь Святого Креста находится в той части Иерусалима, которая называется Новым городом, в небольшой долине Креста. По внешнему виду монастырь напоминает обители Афона. Монастырь очень похож на крепость: выложенные из крупных блоков стены, небольшие окна, единственный вход — низкие и узкие ворота. Над стенами возвышается барочного вида колокольня, строительство которой завершили в 1850-е годы.
Самая большая святыня монастыря Святого Креста в Иерусалиме находится в крипте, вплотную примыкающей к алтарной части церкви. В полу крипты находится круглое отверстие, отмечающее то место, где росло когда-то священное триединое дерево Лота. Над этим отверстием установлен небольшой престол, а стены этой крипты сплошь в иконах, иллюстрирующих историю Святого Креста.
Соборный храм обители построен где-то в 1038 году. В архитектурном плане храм является тройной базиликой с одним главным куполом и тремя сводами (15,5 Х 14 метра), в Палестине это единственный храм подобного архитектурного стиля. В храме большинство мозаик относятся к XI веку. Неизвестно, перестраивался ли храм после XI века, достоверно известно лишь о некоторых работах на куполе в XVII веке, и об установке иконостаса в XIX веке. В храме видны два слоя мозаичного пола: первый датируется VI веком, а второй, сохранившийся по сей день, XI века.
Настенные изображения в храме – это достояние монастыря. Монастырь расписывался неоднократно. Все стены покрыты живописью с изображениями событий Ветхого и Нового Заветов, ликами святых пророков и христианских царей, щедротами которых поддерживалось благосостояние обители, а также изображениями мудрецов древнего языческого мира, между которыми особенно хорошо сохранился профиль философа Платона. Древнейшие фрески, сохранившиеся до наших времен, относят к концу XII — началу XIII веков. Здесь же находится фреска с изображением грузинского поэта Шота Руставели, созданная на рубеже XII—XIII веков. Надписи на иконах сделаны на греческом и грузинском языках. Причем греки не относились с большим почтением к древнегрузинским надписям на стенах храма, в некоторых местах надписывали поверх них по-гречески (уже в наши дни многое удалось восстановить реставраторам).
В то время, когда монастырь Святого Креста захватил мусульманский султан Салах Аль Дин, Грузией правила царица Тамар. Биограф Салах Аль Дина пишет, что царица Тамар послала посольство с просьбой вернуть монастырь и другие конфискованные грузинские владения в Иерусалиме грузинским монахам. И монастырь царице вернули! Вернее, царица Тамар выкупила монастырь у мусульман. Говорят, что она послала сюда своего казначея и министра, которые занялись реставрацией и реорганизацией монастыря. Считается, что великий грузинский поэт Шота Руставели был прислан сюда царицей для этих целей.
Но в этом вопросе все запутанно. Некоторые предания повествуют, что Шота Руставели не был послан в Иерусалим царицей, а последовал в Иерусалим за гробом горячо любимой им царицы Тамар, которая завещала похоронить себя на Святой Земле, и здесь уже этот блестящий царедворец принял монашеский обет, и вместе с остальными монахами-грузинами расписал стены монастыря.
Также имеется версия, что именно в монастыре Святого Креста, Шота Руставели написал «Витязя в тигровой шкуре». Говорят, что в этом монастыре Руставели умер, и там же похоронен, прямо за алтарем. Однако точно не известно место его захоронения, поскольку там рядом есть три могилы настоятелей монастыря, а надгробные плиты не сохранились.
Как бы там ни было, но в монастыре имеется единственный автопортрет Руставели. Он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми — Максимом Исповедником (582-662) слева и Иоанном Дамаскиным (675-753) справа. Надпись на грузинском гласит: «Расписавшему сей храм Шоте Руставели да простит Бог грехи, аминь. Руставели”
В 2004 году монастырь Святого Креста посетил Президент Грузии Михаил Саакашвили. Он принял участие в открытии памятника Шота Руставели рядом с монастырем.
В монастыре сейчас проживает 10 монахов-греков. Зона, где находятся монашеские кельи, закрыта, но можно прогуляться по монастырским залам. Очень интересны для осмотра монастырская кухня и трапезная.
Монастырь потрясающе красив, но при этом от него остается ощущение какой-то заброшенности. У монастыря по иерусалимским меркам очень огромная территория (земля, вплотную к нему прилегающая и ему принадлежащая). Она тоже запущена.
—
Монастырь Креста « См. Святую Землю
Рубрики: Израиль и Палестина — В Иерусалиме, Места — Метки: Адам, Распятие, Грузия, Греческий православный, Иисус, Лот, Монастырь Креста, дерево Иисуса креста — 4 :36 вечера
Иерусалим
Крестовоздвиженский монастырь — одна из малоизвестных жемчужин Иерусалима, хотя заявленная связь его с крестом, на котором был распят Иисус , может принадлежать скорее легенде, чем реальности.
Колокольня над Крестовоздвиженским монастырем (Seetheholyland.net)
Внешний вид крепостных стен и высоких окон подтверждает, что его местоположение в Долине Креста изначально было изолированным местом за пределами защитных стен города.
Сейчас монастырь и прилегающая к нему парковая зона в Западном Иерусалиме окружены израильским Кнессетом (парламентом) на севере, Музеем Израиля на западе, престижным районом Рехавия на востоке и четырехполосными шоссе на юге и восток.
Название монастыря происходит от традиционного поверья, что дерево креста Иисуса произошло от дерева, посаженного здесь в древние времена.
Самая распространенная версия гласит, что Лот посадил дерево, но другая версия связана с Адамом.
Картина, на которой Лот поливает дерево в монастыре Креста (Seetheholyland.net)
Монастырь, похоже, был основан не позднее V века, хотя нет единого мнения о том, кто его основал.
Некоторые приписывают императору Константину, его матери святой Елене или королю Грузии Мириану III.
Перестроен в XI веке грузинским монахом Прохором на остатках более раннего строения, разрушенного персами. Населенный сотнями монахов, он стал религиозным и культурным центром грузин, проживающих в Палестине.
В 1685 году, когда Грузия находилась в упадке и была порабощена персами и османами, монастырь был захвачен Греческий Православный , реставрировавший и отремонтировавший его в 1960-х и 70-х годах.
Здесь был написан грузинский эпос.
Фрески на стенах и колоннах Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
В комплекс входят часовня , жилые помещения для монахов, несколько дворов, небольшой музей с экспонатами, иллюстрирующими жизнь монастыря в прошлом, старая трапезная и кухня, кафе и сувенирный магазин.
В часовне, базилике с центральным куполом, стены и колонны украшены фресками 12-го и 17-го веков. Иконостас, отделяющий алтарь от нефа, содержит множество икон и картин.
Справа от алтаря мозаичный пол, все, что осталось от церкви V века, разрушенной персами в 614 году. монастырь в начале 13 века и написал эпическую поэму Витязь в тигровой шкуре .
В 2004 году неизвестный вандал выцарапал лицо Руставели и часть сопроводительной надписи — участь, которая в предыдущие десятилетия постигла и другие грузинские произведения искусства в монастыре.
Диск под алтарем, обозначающий предполагаемое местонахождение дерева в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
Фрески рассказывают историю дерева0007 сердце монастыря.
Узкий проход со старинными облачениями в стеклянных шкафах ведет к затемненной часовне. Под алтарем круглая пластина окружает место, где предположительно стояло дерево креста.
Рядом хранилище для фотографий больных или нуждающихся в помощи людей, за которых возносятся молитвы.
Серьезно отреставрированные средневековые фрески на стенах рассказывают историю дерева.
Во-первых, Авраам показан с тремя небесными посетителями (Бытие 18:1-15), которые дают ему три посоха из кедра, кипариса и сосны. После разрушения Содома Авраам отдает посохи своему племяннику Лоту.
Лот сажает посохи и поливает их из реки Иордан. Три леса вырастают в одно дерево .
Древесина дерева, используемого для Распятия (© Chad Emmett)
Столетия спустя дерево срублено и балка подготовлена для креста.
Управляющий: Братство Гроба Господня (греческое православие)
Тел.: +972 52-221-5144
Апрель-50007 Открыто: ; октябрь-март, пн-сб 10:00-16:00
- Древесина дерева, используемого для распятия (© Chad Emmett)
- Колокольня Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Двор Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Двор Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Иконостас в часовне Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Кипарисы-близнецы, привезенные с горы Афон в Греции, возвышаются над комплексом Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland. net)
- Колодец в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Двор Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Фреска с изображениями святых Петра (слева) и Павла в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Красочное кафе в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Колокольня и купол Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Трапезный стол, за которым ели монахи в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Картина Лота, поливающего дерево в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Произведения искусства и монашеские манекены в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Вход в Крестовоздвиженский монастырь (Seetheholyland. net)
- Колокольня над Крестовоздвиженским монастырем (Seetheholyland.net)
- Сильно укрепленный Крестовоздвиженский монастырь (Сэр Кисс)
- Крестовоздвиженский монастырь с подъездной дороги (Seetheholyland.net)
- Грузинские (слева) и греческие надписи над входом в часовню Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Последовательность картин, начинающаяся с Авраама и трех его посетителей (Seetheholyland.net)
- Икона Марии и Иисуса в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Кресло греческого православного патриарха в часовне Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Фрески на колоннах часовни Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
- Изображение Распятия в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland. net)
- Диск под алтарем, обозначающий предполагаемое место дерева в Крестовоздвиженском монастыре (Seetheholyland.net)
- Фрески на колоннах часовни Крестовоздвиженского монастыря (Seetheholyland.net)
Ссылки
Бар-Ам, Авива:
За стенами: церкви Иерусалима (Ahva Press, 1998)
Путеводитель по археологии Бурбона, Фабио и Лава5 Израиль, Синай и Иордания
(White Star, 2009)
Freeman-Grenville, GSP:
Святая земля: Путеводитель паломника по Израиль, Иордания и Синай (Continuum Publishing, 1996)
Гонен, Ривка:
Библейские святые места: иллюстрированный путеводитель (Collier Macmillan, 1987)
Мерфи-О’Коннор, Джером:
Святая Земля : Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 г. (Oxford University Press, 2005)
Праг, Кей:
Иерусалим: Blue Guide (A. & C. Black, 1989)
Россинг, Дэниел:
Между небом и Земля: Церкви и монастыри Святой Земли (Penn Publishing, 2012)
Внешние ссылки
Крестовоздвиженский монастырь (BibleWalks)
Крестовоздвиженский монастырь (Православная вики)
Крестовоздвиженский монастырь 9000 Новости 1 Основание монастыря восходит к византийским годам Палестины. Святой Алтарь церкви стоит на том месте, где, согласно христианскому преданию, Лот посадил дерево, из которого был построен Крест Христов. Несколько лет назад в главной церкви были обнаружены части мозаичного пола, датируемого 1040 годом нашей эры. Церковь была разрушена в 614 году персидской армией. Тем не менее вскоре после этого он был восстановлен Иерусалимским Патриархатом. В 11
-е века египетский халиф и имам Аль-Хаким (996-1021) нанес большой ущерб монастырям и церквям Иерусалима. Вскоре после этого монастырь был перестроен и укомплектован монахами афонским монахом иверского (грузинского) происхождения по имени Прохор. Во время оккупации мамлюками (средневековье) Палестины монастырь стал самым известным центром иберийского монашества на Святой Земле. Было более ста монахов, большинство из которых были учеными, образованными в науках и искусствах. С ними жил известный иберийский поэт Шота Руставели. В начале 18 г. г. монастырь был передан Греческой Патриархии вместе со всем своим духовным и материальным имуществом. В 1857 году Патриарх Кирилл основал выдающуюся Богословскую школу Святого Креста Иерусалимской церкви, которая действовала до 1905 года. Сегодня этот важный монастырь со всеми его бесценными духовными и художественными сокровищами хранится как живой музей Греческого Православного Патриархата. Иерусалима. Монастырь Святого Креста представляет собой масштабную строительную площадку. Он был завершен в своем нынешнем виде в 1855 году, когда здесь была основана Школа теологии. Впечатляющая колокольня монастыря восходит к 19-й век. В том же веке была построена выдающаяся библиотека монастыря.
Строительная площадка монастыря состоит из пяти этажей. На первом этаже находятся различные склепы, складские помещения, мастерские, маслобойня, цистерны, старые конюшни, просторные дворы и небольшие сады. На втором и третьем этажах расположены учебные классы, общая трапезная Школы, кухня, печи, малые часовни, центральная библиотека и учебные помещения студентов. На четвертом и пятом этажах располагались просторные и впечатляющие залы для торжеств, музей и кабинет директора школы. Строительная площадка монастыря имеет квадратную форму, католикон расположен в центре здания, а высокие стены создают крепостной образ монастыря.
Католикон Крестовоздвиженского монастыря изначально был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Позже он был посвящен королю и королеве, равноапостольным, Константину и Елене и Воздвижению Святого Креста. Архитектура церкви представляет собой трехнефную базилику с центральным куполом и тремя подкуполами, и это единственная церковь в Палестине с такой структурой. Тем не менее, он сохраняет византийский церковный архитектурный стиль, с которым мы сталкиваемся в 79 г.0350-е века в разных областях Византийской империи.
Католикон монастыря, а также большинство мозаик, украшающих его, относятся к 11 веку. После 11 века в здании не было известных реконструкций, в то время как в 1644 году были некоторые ремонтные работы на Куполе, а Храм был пристроен в 19 веке. В католиконе два слоя мозаики, первый из которых принадлежит первой византийской церкви 6 -й год.
Второй мозаичный слой относится к 11 веку, который сохранился до настоящего времени. Оба слоя мозаики выполнены в византийском стиле, как и в других церквях в палестинских городах и особенно в Мадабе.
Фрески семнадцатого века с греческими и иберийскими надписями украшают стены католикона, многие из которых расписаны в георгианском стиле. Этот факт свидетельствует о присутствии монахов, принадлежащих к обеим нациям, разделяющим одну и ту же веру.