Монастырь в скале крым: Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь / Монастырский вестник
Содержание
Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь / Монастырский вестник
Пещерный монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая. Точная дата основания монастыря неизвестна, но, вероятнее всего, это было в XV в., к концу которого Успенский монастырь становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней обители и почиталась не только христианами, но и мусульманами.
Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.
Читать подробнее
Отсюда в 1778 г. совершился выход крымских христиан в Приазовье. После переселения православных христиан из Крыма Успенский монастырь пришел в упадок, обитель обезлюдела, литургия служилась от случая к случаю.
К середине XIX в. начинается восстановление христианских святынь. 15 августа 1850 г., в праздник Успения Богоматери, состоялось торжественное открытие Бахчисарайского скита. Монахи в первое время испытывали здесь и голод, и холод, не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появился скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор.
К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была значительно расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка, построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.
Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. Наверх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.
Во время Крымской войны 1853–1856 г.г. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, здесь работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них — генерал адъютант П. А. Вревский и генерал-майор П. В. Веймарн, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.
В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были разобраны на стройматериалы.
В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.
Монастырь возродился в 1992 г., когда в пещерном храме Митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка и храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое.
Успенский пещерный монастырь в скале (Бахчисарай). Мужской монастырь в Крыму – Crimea Stories
Его называют Крымской Лаврой. Ученые предполагают, что святая обитель была основана в VI веке. Христианские захоронения, найденные археологами на территории монастыря, относятся к этому времени. В позднеантичный период христианство уже пришло в земли Тавриды, но еще не набрало силы. Только через 200 лет византийские миссионеры-проповедники двинутся на полуостров, спасаясь от преследования властей. В начале VIII веке правитель Лев III Исар начнет борьбу с иконопочитателями и заставит многих православных покинуть земли Византии. Они выберут в качестве убежища полуостров Крым, и образуют поселение, которое назовут Мариамполь. В переводе с тюркского это слово означает «Ущелье Марии».
К Успенской скале в Бахчисарае во все времена шли монахи и миряне на поклонение Богородице. В скиту, расположенном в горном ущелье, долгое время находилась главная икона обители – Панагия. Также её называют Бахчисарайской Божией Матерью. Монахи и паломники уверены, Царица Небесная распростерла над этим местом свой покров, она хранила обитель во все времена и хранит сейчас.
Предания Успенского пещерного монастыря
Христианские источники не сохранили исторических свидетельств явления чудотворной иконы, но до наших дней дошли три предания. Первое рассказывает о змее, терзавшем окрестности в давние времена. Животные покинули леса Бахчисарая, и страшное чудовище начало пожирать людей. Никто не мог победить его. Жители долины молили Богородицу избавить их от мучителя. Однажды глубокой ночью один из праведников увидел свет, горевший в ущелье, где жил змей. Он решил, что это знак, и уговорил своих соплеменников подняться наверх. Мужчины высекли в скале ступени, и зашли в пещеру. На каменном полу лежал поверженный змей, а над ним горела свеча. И увидели жители долины в её сиянии образ Владычицы Небесной. Чудовище было немедленно сожжено, а ущелье с тех пор почитается святым местом.
Змей, пожирающий людей и скот, частый образ в христианской символике. Он олицетворяет язычество и идолопоклонство. Ученые считают, что в средневековый период он начал ассоциироваться с мусульманством – религией захватчиков. Обычно чудовище убивает главный русский воин Георгий Победоносец. Он пронзает его копьем и топчет конем. Этот сюжет неоднократно изображался на древних иконах.
Второе предание иное. В нем говорится о явлении иконы пастуху. Молодой юноша водил отару овец вблизи Успенской скалы. В один из жарких летних дней заметил он на вершине свет, поспешил туда и узрел чудо. Высоко над землей парила икона Богородицы, а перед ней горела свеча. Пастух рассказал об увиденном своему правителю. Князь Михаил велел перенести Божий Образ во дворец. Слуги выполнили его волю, но в следующую ночь Панагия вновь появилась на скале. Снова внесли икону в дом, и опять она вернулась на прежнее место. Тогда владыка бахчисарайской земли решил высечь храм в горе, находящейся напротив места, где явился образ. С молитвой подданные князя взялись за дело, и прорубили пещеру. Поставили рядом с ней лестницу. Храм освятили в честь Успения Богородицы, потому что именно в этот день пастух увидел чудо. По преданию, именно с церкви в скале и начинается история Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в Крыму.
Последнее предание еще интересней, поскольку больше похоже на правду. Она говорит, что икона хранилась в Сумельском ските – монастыре конца III в. н.э., который располагался вблизи греческого портового города Трапезунда. Основателями обители считаются монахи Варнава и Софроний. Они покинули Афины, где родились и приняли постриг, и отправились к Святому Афону. Их путь лежал через пустыню, по которой их вела икона Богородицы Одигитрии. Христианские тексты утверждают, что она была написана одним из апостолов – Евангелистом Лукой. Всего он написал 72 образа Небесной Царицы. Существует предположение, что именно Одигитрия была перенесена в Крым.
Не все историки верят, что византийцы были основателями обители. Архитектурные особенности пещерных храмов не соответствуют византийской религиозной традиции. Согласно ей иноки должны были жить сообща, в одной спальне. А Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в Бахчисарае полуострова Крым разделен на множество отдельных келий, устройство которых вы можете увидеть на фото.
Исследователи Александр Герцен и Юрий Могаричев в 1993 году предположили, что пещерный монастырь организовали схимники подземного города Чуфут-Кале.
История Свято-успенского мужского монастыря в скале
У монастыря сложная судьба. В период правления крымских ханов православные культовые сооружения разрушались. Иногда их переделывали в мечети. Но это место завоеватели не тронули. Легенда говорит, что восточные правители перед принятием важных решений тайком, под покровом ночи, пробирались в храм и просили помощи у Божией Матери. Правда это или красивая выдумка, мы никогда не узнаем. Достоверно известно лишь то, что монастырь действительно пережил времена мусульманского господства, а сам основатель династии Гиреев, великий крымский хан, жертвовал ему «свечей на целый год».
В конце XV века, когда Османская империя захватила южный берег и покорила столицу крымских ханов, он не только не прекращал принимать верующих христиан, но и становится центром православия на полуострове. Митрополит Готфский свт. Игнатий переносит сюда свою резиденцию. Русские цари поддерживают обитель. Об этом свидетельствуют грамоты, сохранившиеся до наших дней.
Когда в Крым вошла русская армия, митрополит обратился к императрице Екатерине Великой с прошением. Он ратовал за предоставление христианам, проживающим на территории полуострова, российского подданства. Турция и Россия заключила мир, и армия покинула крымские земли. Власть предложила свт. Игнатию переселиться вместе с паствой в Приазовье. Русское войско отбило эти земли у Турции. Их нужно было обживать. Колонизация крымских христиан была политически выгодна Правительству Российской империи. Эти люди были основным трудовым населением Крымского ханства. Их уход лишал ранее независимое феодальное образование экономической самостоятельности.
В конце ХVIII греческие паломники последний раз приходят к Успенской скале. Летом 1778 года жители Бахчисарайской обители и ближайших поселений покинули монастырь. Жители Мариамполя создали современный Мариуполь. Вместе с христианами уходят монахи. Обитель пустеет, и возрождается только в начале XIX века.
Незадолго до присоединения полуострова к Российской империи в Крым из Малой Азии греческий священник Константин Спиранди. Он служит в пещерном храме с разрешение последнего крымского хана, Шагин-Гирея. В 1800 году Успенская церковь становится кладбищенской. Жители Бахчисарая ходят в новый приходской храм, построенный в городе.
В середине ХIX века свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предложил возродить обитель. В 1850 году на Успение Богородицы начались восстановительные работы. Свт. Иннокентий в тот момент сравнил Свято-успенский монастырь в Бахчисарае с Ново-Афонским в Абхазии, сказав: «Отныне в пределах собственного отечества будем мы иметь утешение, подобие древнего Афона».
Монастырь неоднократно посещал император Александр I. Источники говорят, что в 1818 году, во время первого визита, он вышел на балкон, приставил к скале лестницу, поднялся по ней, с благоговением приложился к иконе и поставил перед нею горящую свечу.
Во время Крымской войны, в 1853-1856 годах, здесь размещался военный госпиталь. Монахи лечили раненых и хоронили умерших. Кладбище сохранилось до наших дней. Недалеко от героев, погибших во время первой обороны Севастополя, покоятся в братской могиле останки 170 советских солдат, защищавших Крым в годы Великой Отечественной войны.
В советские годы монастырь закрыли. Он пребывал в запустении до конца ХХ века.
Что взять на экскурсию в бахчисарайский Свято-успенский монастырь в Крыму
По монастырю бесплатно водят экскурсионные группы. Гидами выступают монахи и послушники. Обычно монастырь посещают вместе с пещерным городом Чуфут-Кале. На территорию обители пускают только в закрытой одежде: шорты и майки неприемлемы. Заранее возьмите длинные вещи, закрывающие ноги, для всех и платки на голову для женской половины.
Мы рекомендуем захватить с собой пустую тару. В неё можно будет набрать святой воды. Источник бьет из скалы.
Подписаться на Instagram
Discover Ukraine : Места : Крым : Севастополь : Мыс Фиолент
Предыдущий
Следующий
Мыс Фиолент занимает особое место среди крымских красот. Его суровые скалы, нагромождающиеся на бескрайней морской глади, тянутся на несколько километров от Севастополя до Балаклавы. Это один из самых очаровательных и неповторимых уголков Крымского полуострова, завораживающий красотой дикой природы и нескончаемой романтикой. Расположенный вдали от шума и суеты южнобережных курортов, он является лучшим местом для спокойного сбалансированного отдыха и любования великолепными крымскими панорамами.
Любого путника, приехавшего на мыс Фиолент, встречает чарующий пейзаж: остроконечные скалы причудливой формы, выходящие из морской пучины, лазурные бухты с абсолютно чистой водой, миниатюрные островки и каменные нагромождения, отличные пляжи, образовавшиеся в прибрежных ущельях.
Фиолент имеет вулканическое происхождение: он образовался в результате деятельности древнего вулкана, действовавшего здесь более 150 миллионов лет назад. Потоки лавы и слои туфа до сих пор видны на прибрежных обрывах по обеим сторонам мыса. В толщах мыса также отмечаются вкрапления различных минералов — яшмы, халцедона, сердолика и других.
В древности этот мыс назывался Партениум, что означает «Мыс Девы». Это имя связано с древнегреческим мифом об Ифигении, дочери царя Агамемнона. Она была похищена богиней охоты Артемидой, которая принесла ее на облаке на юг Крымского полуострова, чтобы превратить в жрицу в храме Девы. В средние века мыс называли Георгиевским — по имени расположенного здесь Георгиевского монастыря. Согласно легенде, генуэзцы назвали его Фиолентом: «виоленто» в переводе с итальянского означает «бурный, неистовый». А учитывая частые волнения моря у мыса, это название вполне соответствует действительности.
Помимо ярких природных богатств, самой примечательной достопримечательностью Фиолента является Георгиевский монастырь — один из старейших в Крыму, стоящий на самом крутом склоне. По легенде, он был основан в 891 году греческими мореплавателями. В тот момент, когда они прошли мыс, начался шторм и началось кораблекрушение. Испуганные моряки стали звать на помощь святого Георгия – он появился на большой скале у берега и успокоил бурю. После чудесного спасения моряки обнаружили на скале икону, вынесли ее на берег и основали на скале пещерный храм. Позже вокруг него образовался монастырский комплекс. С его закрытием в 20 веке монастырь сильно пострадал. Сегодня здесь живут несколько монахов, которые восстанавливают монастырь.
Самая высокая в Крыму каменная лестница, спускающаяся к морю от Георгиевского монастыря. Он насчитывает 800 ступенек и ведет к самому известному пляжу мыса Фиолент — Яшмовому, также известному как Монастырский. Протянувшийся почти на километр, он считается одним из самых чистых и живописных пляжей Южного Берега Крыма: прозрачная вода, золотистый песок, разноцветная галька… А вдобавок особый микроклимат, смесь морского и горного. воздух делает Фиолент лучшим местом не только для отдыха, но и для оздоровления.
Прямо напротив пляжа Джаспер находится скала Святого Явления, выступающая из моря. Именно здесь древние греки увидели знак своего спасения – икону Святого Георгия. В честь 1000-летия монастыря здесь установлен семиметровый крест весом почти 1,5 тонны. Сегодня это один из самых известных символов мыса Фиолент.
Как добраться. Есть два способа добраться сюда. Первый – от железнодорожного или автовокзала Севастополя на маршрутном такси № 107, 109 или 84 до остановки «Площадь имени 50-летия Октября», а затем на автобусе № 2, 19.или 78 до остановки «СТ Фиолент — Царское село». Второй способ – сесть на автобус № 17 или 20 от железнодорожного или автовокзала Севастополя до транспортной развязки «5-й км», а затем на автобусе № 2 до остановки «Фиолентовское шоссе».
Севастополис-Ялта-Украин Тур-Баххисарайский дворец, Успенский монастырь и Чуфут-Кейл Сити
Тур номер
.0035
Дружелюбный: Нет.
Инвалидная коляска в порядке только в Ханском дворце в Бахчисарае. До Успенского монастыря и Чуфут-Кале нужно идти в гору.
Максимум путешественников: 6
Язык(и)
Английский (свободно), немецкий (свободно)
Знакомимся с восточной, средневековой и православной культурой вместе!
Бахчисарайский дворец в восточном стиле – самый выдающийся памятник Крымского ханства, национальная святыня крымскотатарского народа и великое достижение мировой культуры.
Высеченный в известняковой скале Успенский православный монастырь — один из древнейших в Крыму, конец VIII — начало IX века.
Пещерный город Чуфут-Кале расположен недалеко от Бахчисарая, на плато, возвышающемся на 200 м над соседними долинами и ограниченном с трех сторон обрывами высотой до 50 м. Эта крепость восходит к концу 6-го или 7-го века как византийская цитадель и населена местными племенами аланов, которые были союзниками Империи.
Сегодня Чуфут-Кале представляет собой систему укреплений с оборонительными стенами, южными и восточными воротами, башнями; улицы с узкими тротуарами, жилые дома, молитвенные дома караимов, или «кенассы»; мавзолей дочери хана Тохтамыша; и пещерные сооружения, которые вырезались для различных целей.
Маршрут
В течение дня посетим Бахчисарайский дворец, Успенский православный монастырь, пещерный город Чуфут-Кале.
Место встречи + продолжительность тура
Варианты места встречи: Железнодорожный или автобусный вокзал, аэропорт, гостиница
Продолжительность: 8 часов
Транспорт
Частный автомобиль с кондиционером
Что включено
- Услуги гида
- Частный транспорт
Другое: Мои услуги в качестве вашего личного гида и трансфер (автомобиль или микроавтобус) от места встречи и обратно.
Ориентировочная потребность в наличных деньгах
50 USD — — Входные билеты в музей в Бахчисарайском дворце 25$ за индивидуальную экскурсию, в Пещерном городе билет около 5$ на человека;
900:30 — татарский обед в г. Бахчисарай;
— Личные покупки.
Что дополнительно
- Личные расходы
- Сувениры
- Билеты на общественный транспорт
- Еда, напитки, закуски
Прочее: — Входные билеты в музей в Бахчисарайском дворце 25$ за индивидуальную экскурсию, в Пещерном городе билет около 5$ на человека;
— Татарский обед в г. Бахчисарай;
— Личные покупки.
** Рекомендую женщинам удобную обувь и платок, чтобы покрыть голову при посещении православного Успенского монастыря.
** Из-за санкций OFAC против моей страны, 100% стоимости тура оплачивается наличными в долларах США или евро мне в начале тура
Ограничения
**В связи с санкциями OFAC против моей страны, 100% стоимости тура оплачивается мне наличными в долларах США или евро в начале тура.