Мощи иоасафа белгородского где находятся адрес в белгороде: Яндекс Карты — подробная карта мира
Содержание
Пещерка Святителя Иоасафа
Святитель Иоасаф Белгородский, в миру Иоакима Горленко, родился 8 сентября 1705 года в городе Прилуки (ныне Черниговской области). С 16 лет Иоаким стал помышлять о монашеской жизни, в тайне от родителей в Киево-Межигорском Спасо-Преображенском монастыре принял монашеский постриг с именем Иларион. Через два года был переведен в воспитавшую его Братскую академию учителем. Здесь он был пострижен в мантию и назван Иоасафом. В июне 1737 года Иоасаф был назначен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской губернии. Приняв на себя труд по сбору денег на восстановление обители, он отправился в Москву и Петербург, где в присутствии императрицы Елизаветы Петровны произнес «Слово о любви к Богу и ближнему», императрица была глубоко тронута проповедью молодого игумена. По личному указанию Елизаветы Петровны через полтора месяца он был вызван в Москву и назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. В январе 1748 года в Петропавловском соборе в Петербурге в присутствии Елизаветы Петровны состоялось рукоположение Иоасафа Горленко в епископа Белгородского и Обоянского (1748-1754).
В то время Белгород был губернским городом. Его центральная площадь с южной стороны замыкалась женским монастырем в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а с западной стороны кафедральным Свято-Троицким собором и архиерейским домом. Величественный Свято-Троицкий собор, возвышавшийся над прилегающей застройкой, нуждался в капитальном ремонте и завершении строительных работ.
Вертикальное объемно-пространственное построение собора восходило к композициям храмов украинского барокко XVII века. Это был ярусный храм с четырех лепестковым крещатым планом, к центральному четверику примыкали пониженные объемы рукавов креста, увенчанные, куполами с поставленными на них барабанами с маленькими главками. Архитектурный декор собора более характерен для зрелого классицизма, чем для барокко. Что вполне объяснимо, так как собор на протяжении XVIII и XIX веков подвергался ремонтам, перестройкам и «обновлениям». При епископе Иоасафе были достроены небольшие по высоте приделы в северо-западном, северо-восточном, юго-западном и юго-восточном углах крестообразного плана. Выполнены крупные ремонтные работы по восстановлению крыш, по отделке фасадов и интерьеров, обновлен иконостас, отремонтированы архиерейские покои.
В 1754 году, предчувствуя близкую кончину, уезжая в Прилуки, чтобы проститься с родителями, владыка Иоасаф распорядился похоронить его под юго-западным приделом, где он устроил склеп для своего захоронения. Закончив длительное летнее путешествие, и возвращаясь в Белгородско-Обоянскую епархию, владыка Иоасаф остановился на отдых в архиерейском доме в слободе Грайворон. В Грайвороне он сильно заболел и не смог продолжить свой путь в Белгород. Скончался преосвященный Иоасаф в Грайвороне 10 декабря (по старому стилю), 15 декабря гроб с телом перевезли в Белгород.
Для совершения обряда погребения Синод назначил Переяславского епископа Иоанна Козловича. Но из-за разлива рек тот не смог вовремя прибыть в Белгород. Открытый гроб с телом стоял без признаков тления два с половиной месяца в кафедральном Свято-Троицком соборе. После отпевания гроб с телом владыки Иоасафа перенесли в склеп, получившем в народе название «пещерка». В приделе над склепом брат владыки Иоасафа полковник Андрей Горленко на свои средства устроил небольшую церковь с престолом во имя Страшного суда Божия для поминовения всех усопших. Через два года открыли крышку гроба и увидели, что тело владыки Иоасафа продолжало оставаться нетленным. С тех пор в течение более полутора веков белгородцы почитали Иоасафа Горленко святым, хотя он еще не был канонизирован. Торжественное прославление нетленных мощей владыки Иоасафа состоялось 4 сентября 1911 года. В них приняли участие многие российские иерархи во главе с московским митрополитом Владимиром. Перед прославлением мощи святителя Иоасафа были перенесены из склепа (пещерки) в храм. Закончились торжества 17 декабря, когда в Белгород почить память святого Иоасафа прибыл император Николай II со своей семьей. Девять лет мощи Святителя находились в Свято-Троицком соборе в раке из серебра, изготовленной в Москве известной фирмой Хлебниковых.
Опустевшая после 3 сентября 1911 года пещерка, тем не менее, продолжала оставаться местом паломничества богомольцев. В ней также оставался деревянный гроб и главная святыня пещерки — икона Владимирской Божией Матери, которой благословила мать Мария Даниловна Горленко своего сына. Люди, приходившие и приезжавшие на богомолье в Белгород, помолившись в соборе у мощей новоявленного угодника Божия, всегда спешили посетить и пещерку – первое место упокоения святителя Иоасафа.
Попасть в склеп можно было из юго-западного придела храма через «дверь», устроенную в уровне пола, по крутой внутренней лестнице. В плане склеп представляет прямоугольное помещение со срезанным юго-западным углом, противоположный угол (северо-западный) под 90 градусов ограничен стенами с внутренними размерами: с северной стороны — 5 метров, с восточной — 5.38 метров, Склеп освещался двумя окнами, расположенными в западной и южной стенах. Погребальное помещение было перекрыто кирпичным сводом с проемом, расположенным, предположительно, в центре свода, через который можно было попасть в склеп. Проем по периметру был укреплен металлическим распорным кольцом.
В 1920 году по решению местных властей мощи святителя Иоасафа вскрыли, произвели обследование на предмет фальсификации, но ничего не доказав, отправили в Москву в музей Наркомздрава, из Москвы мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В 16 сентября 1991 года мощи святителя Иоасафа были перевезены в Белгород, где по случаю их второго обретения состоялись большие торжества. В настоящее время мощи святителя Иоасафа находятся в кафедральном Преображенском соборе г. Белгорода.
К 100-летию прославления и канонизации святителя Иоасафа Белгородская и Старооскольская епархия при поддержке и помощи светских властей в 2009 году начали поиск пещерки (склепа) Святителя. Были проведены архивные, библиографические, картографические и археологические изыскания. В результате планомерных поисков были найдены стены пещерки (склепа), частично разрушенные, они были отреставрированы, свод, перекрывавший склеп, не сохранился. После реставрации в пещерку можно попасть подземным коридором из надземной часовни, возведенной южнее фундаментов Свято-Троицкого собора. Размеры и конфигурация плана собора, известные по сохранившимся обмерочным чертежам, повторены в уровне земли тротуарной плиткой желтого цвета. Над пещеркой святителя Иоасафа возведен стеклянный купол, чтобы паломники могли осматривать пещерку с улицы.
Про музей религии и атеизма и мощи святителя Иоасафа Белгородского
23 декабря – день памяти святителя Иоасафа Белгородского – Мария решила провести в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, хотя изначально собиралась поехать в Покровский собор Гатчины, где в его правом пределе на стене висит большая икона святителя, даровавшего ей 20 лет назад интересную работу. Тогда она была молодой женой и счастливой матерью маленькой дочки. Сколько воды утекло с тех пор! Все кардинально изменилось в ее жизни, а вот чувство благодарности святителю Иоасафу со временем только усиливается. И ей он помог, и ее больному брату посодействовал в лечении. Разве не чудо, что его – жителя Харькова – по молитвам святителей Иоасафа Белгородского и Луки Крымского совершенно бесплатно лечили в лучших больницах Москвы и Белгорода?
Переехав из Харькова в Москву, бывая у родных в Белгороде, Мария и представить себе не могла, что будет жить в Санкт-Петербурге, молиться в Казанском соборе и даже помогать здесь как доброволец. Ей дают разные послушания – то у подсвечников помогать, то иконы протирать. Самое благодатное и почетное послушание – потрудиться у чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Нет ни дня, чтобы к ней не выстроилась большая очередь.
22 декабря во время всенощного бдения сразу после елеопомазания Мария встала на свой «пост» у чудотворной иконы, увешанной дарами благодарных верующих. Она одновременно благодарила Господа и молилась Божией Матери и святителю Иоасафу – ведь его праздник нынче. Какой же он великий чудотворец! Когда в 1911 году при его канонизации шла процессия, то многие люди, страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Один Бог знает, сколько за эти годы случилось чудесных исцелений – прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных. От мощей святителя Иоасафа в дни торжеств особенно обильно изливалась благодать чудесных исцелений.
«Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас!» – мысленно вторила Мария диакону. Без устали поднимаясь и спускаясь по ступенькам у чудотворной иконы Богородицы, с трепетом протирая образ, украшенный драгоценной короной, подаренной митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом), Мария вспоминала свои поездки в Белгород. Прямо с вокзала ехала в кафедральный Преображенский собор, чтобы поблагодарить святителя Иоасафа за его помощь. Ни разу не получилось у нее отметить дни его памяти (17 сентября и 23 декабря) у его мощей. Зато теперь она впервые молится ему в кафедральном соборе Санкт-Петербурга, где его мощи находились в годы гонений на Церковь.
Вспомнилось время, когда они были в Ленинграде с мужем и маленькой дочкой. Казанский собор был тогда Государственным музеем истории религии и атеизма. Атеизм. Этот предмет Мария сдала в Харьковском университете на «отлично» и хорошо помнит, как спорила о существовании Божьем с глубоко верующей бабушкой мужа. Сразу после одного такого разговора Мария провалилась в погреб, и еле смогла дохромать до дома. В травмпункт ее вел муж, который, в отличие от нее был крещен бабушкой Клавой еще в детстве. Справедливо связав полученную травму со своим «атеизмом», Мария впредь ничего такого о Боге не говорила. А через год после рождения дочери крестилась вместе с ней в храме Петра и Павла, расположенном недалеко от бабушкиного деревянного дома на Журавлевке в Харькове.
Но от крещения до воцерковления было еще очень и очень далеко. Большую роль в ее воцерковлении сыграли апостол Андрей Первозванный и святитель Иоасаф Белгородский. В Белгород переехали из Красноярска ее родители. Отец был атеистом, маму в детстве крестили, но в храм она никогда не ходила, молитв не знала. Оба уже умерли, и дочь уже никогда не узнает, были ли они хоть раз у мощей святителя Иоасафа. Его мощи стали самой первой святыней, в благодатной силе которой Мария смогла убедиться на своем собственном опыте.
Первое чудо произошло, когда отец Марии попал в больницу с инфарктом. Она запомнила день, когда впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная, – 8 марта 2003 года – почти 20 лет назад! А 9 марта, Мария так горячо молилась в Преображенском соборе о выздоровлении ее некрещенного отца, что испытала катарсис. Ни о защищенной кандидатской диссертации по творчеству Достоевского, ни о своих мечтах посвятить себя науке, Мария тогда не думала. Наукой в те годы невозможно было прокормить семью с маленькой дочкой. Не имея постоянной работы, Мария еле-еле сводила концы с концами. Но в тот день об этом она не думала, а просила Бога исцелить ее отца и дать ей возможность окрестить его. Спустя пару дней они с батюшкой из Преображенского собора отправились в больницу для совершения таинства, но вдруг позвонила вторая жена отца и запретила крестить его. 11 марта он умер. А 13 марта Марии неожиданно позвонили из московской газеты, с которой она сотрудничала внештатно, и предложили работу в штате в отделе гуманитарных проблем. Так святитель Иоасаф подарил ей интересную журналистскую работу.
Впервые увидев архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) в тот исторический день, когда она молилась у мощей святителя Иоасафа, Мария не могла знать, что спустя время владыка не раз даст ей интервью. Вспомнит он и чудо, когда на его глазах приехавший на инвалидной коляске ветеран афганской войны приложится к мощам святителя, после чего встанет на парализованные ноги и начнет бегать по храму. Свидетелями этого были высокопоставленные лица России. Это было потрясением и для них, и для самого человека!
А ведь этого чуда могло и не быть, если бы не произошло чудо второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые в конце 1920-х годов считались утраченными. Но 17 сентября 1991 года, день в день через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород. Тогда на Белгородскую землю для участия в торжествах впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II, давший Марии много позже свое архипастырское благословение.
А в самый первый день молитвы у мощей святителя Иоасафа Мария получила в дар от владыки Иоанна освященную на Афоне иконку преподобного Серафима Саровского. Позже она узнает, что мощи двух великих чудотворцев хранились одно время в Государственном музее истории религии и атеизма, расположенном в Казанском соборе. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского в Дивеево, а вот со вторым обретением мощей святителя Иоасафа все было гораздо сложнее. История возвращения великой святыни в Белгород очень интересна.
В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова написала митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну о том, что бригада ее отца Аркадия Васильевича занималась ремонтом храмов. В начале 1960-х годов, заменяя кровлю Казанского собора, Соколов нашел деревянную раку с чьим-то телом. Позже рака была выставлена в экспозиции музея. В 1970 году из-за случаев заболевания холерой в Ленинграде администрация музея распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но два плотника тайно закопали его в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия на чердаке Казанского собора, не зная, чьи это мощи. Настоятель Казанского собора просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию для открытия и опознания найденных мощей. В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия, в которую входил Соколов, обследовав останки, установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского.
Идентифицировать их с его телом помог Н-образный разрез в районе печени. В декабре 1920 года его сделал скальпелем приглашенный из Харькова профессор, известный патологоанатом, который бальзамировал Ленина. Дело в том, что при мумификации печень удаляется, а была попытка доказать, что это искусственная мумия. Но при вскрытии мощей печень и все внутренние органы оказались на месте. Разрез не зашили, а прикрыли. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году.
Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей святителя Иоасафа
Неся послушание у Казанской иконы Божией Матери, Мария удивлялась тому, что она жила во всех трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Белгороде, где находятся его мощи и где сейчас живут ее родные, в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора, и в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа (Горленко). Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Эту уникальную книгу Мария получила в подарок в год 100-летия со дня канонизации святителя от настоятеля Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерея Олега Кобеца, награжденного медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени.
На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».
Эти слова могла бы произнести и Мария, ведь после чудес святителя Иоасафа, который подарил ей интересную работу и круто изменил ее жизнь, позже было множество чудес по молитвам апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Шанхайского, блаженной Матроны Московской, преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе). Была и помощь Божией Матери от ее икон и честного Пояса. Благодаря Ей и святым угодникам Божиим Мария смогла бесплатно побывать во многих странах мира, прикоснуться ко многим православным святыням, узнать жития разных святых, среди которых особое место занимают Великая княгиня Елизавета Федоровна и святая семья последнего Императора России Николая II, которые очень почитали святителя Иоасафа еще до его прославления.
Елизавета Федоровна писала о нем и своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне, и в своем дневнике, где есть запись о духовной радости, которую она испытала, проезжая через Белгород и чувствуя, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях. Как настоятельница московской Марфо-Мариинской обители милосердия Елизавета Федоровна вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью. В те дни власти и духовенство Белгорода ожидали участия Императора Николая II и членов царствующей фамилии. Но приезд Царя не состоялся по не зависящим от него причинам. Лишь в декабре 1911 года он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа
Благодаря Императору Николаю II и Великой княгине Елизавете Федоровне затянувшийся почти на век процесс канонизации святителя, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года, был, наконец, завершен 4 сентября 1911 года, в канун ее тезоименитства. Почти 100 лет ходатайство местного населения о прославлении святителя не поддерживалось Святейшим Синодом, несмотря на всенародное почитание и множество свидетельств о чудесах по молитвам святителя. Впервые вопрос о его канонизации поднимался жителями Белгорода еще в 1815 году. Но прославили его лишь в 1911 году по инициативе Императора Николая II.
После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду изучить дела, связанные с канонизацией святителя Иоасафа. Император воочию убедился в 100-процентном нетлении его мощей, проезжая через Белгород в 1904 году. В 1910 году была создана комиссия, прибывшая в Белгород для освидетельствования мощей. Врачи проверили достоверность более ста исцелений и подтвердили, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря (в день кончины святителя Иоасафа) 1910 года по старому стилю на докладе Царь написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай».
Когда гроб со святыми мощами святителя был поставлен в раку, возле нее уже горели самые красивые лампады, подаренные Императрицей Александрой Федоровной и Великой княгиней Елизаветой Федоровной от всей Царской семьи. Лампады были украшены рубинами, изумрудами, жемчугами.
Рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского
В Казанском соборе, который был в свое время освящен спрятанными там мощами святителя Иоасафа, в настоящее время есть огромная икона святых Царственных великомучеников и икона поменьше, на которой Император Николай II изображен с Цесаревичем Алексием. Именно светлый отрок и его святая семья и привели Марию в город на Неве – к Казанской иконе Божией Матери и ко многим другим святыням Санкт-Петербурга.
А начался этот долгий и тернистый путь воцерковления Марии по молитвам святителя Иоасафа. Он родился на Украине в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, любил посещать Харьков, обрел недалеко от Изюма чудотворную Песчанскую икону Божией Матери, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня.
И вот 23 декабря, в день памяти святителя Иоасафа, Мария молится у Казанской иконы о примирении дорогих его сердцу России и Украины, о том, чтобы брат не убивал брата, о том, чтобы воины Владимир, Алексей, Павел и другие парни, потеряв на войне руки и ноги, не озлобились, а обрели веру, а представители властей и воинства научились молиться перед каждым важным решением и сражением, как это делали Александр Суворов и Федор Ушаков. Мария учится каяться сама и молится о том, чтобы весь наш народ покаялся в грехах клятвопреступления, Цареубийства, абортов, оскудения веры, как от проповеди Ионы покаялись ниневитяне, прощенные Господом.
Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас!
Икона преподобного Иоасафа Белгородского
Память 10 декабря
Святитель Иоасаф родился на Пролуке, в бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Происходил он из древнего и почтенного малороссийского (украинского) рода Горленковых. При Крещении он был назван Иоакимом.
В 1712 году отец записал семилетнего Иоакима в Киевскую духовную академию. В стенах академии его тянуло к монашеской жизни. В течение семи лет он изучал его дальше и, наконец, открыл свое намерение своим родителям.
Мать и отец долго умоляли своего первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г., без их ведома, он стал «расофором» («рясноносным послушником») с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 г. был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киевском монастыре. -Братский монастырь. Это событие совпало с завершением его учебы в духовной академии.
После кончины Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил заметил способности молодого подвижника и направил его на большее служение Церкви. На него была возложена обязанность экзаменатора Киевской архиепископии.
В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил рукоположил иеродиакона Иоасафа во иеромонахи, и он был переведен из Братского монастырского училища в Киево-Софийский архиерейский дом. В то же время он был назначен членом Киевской духовной консистории.
Исполняя обязанности ревизора, много сил приложил к исправлению нравственных недостатков среди приходского духовенства. Служба святителя в консистории позволила ему развить административные способности. За это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, отметив как достоинства, так и недостатки епархии. Его административный талант сочетался с большим духовным усилием. Он быстро восходил по лестнице духовного совершенства, что можно увидеть в его произведении «Конфликт семи почтенных добродетелей с семью смертными грехами».
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря и возведен в сан игумена. Здесь он всеми силами работал над благоустройством монастыря, ибо он был старым оплотом православия в борьбе с унией. В этом монастыре находились мощи святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского и Лувенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз святой Афанасий являлся игумену Иоасафу в знак своего покровительства.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был призван в Москву и вскоре по указанию Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В этом монастыре преподобный Сергий также неустанно нес послушание Церкви (этот год потребовал больших усилий для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископа Белгородского. Вступая на архиерейский престол, святой Иоасаф строго заботился о благочестии и состоянии храмов, о надлежащем совершении богослужений и особенно о нравственном состоянии своей паствы.
Большое внимание святитель уделял воспитанию духовенства, правильному соблюдению церковных норм и традиций. Как и прежде, святитель изо всех сил трудился в архипастырском служении, не заботясь о своем здоровье.
Накануне своей кончины святитель запретил своему келейнику Стефану стремиться к священству и предсказал, что, если тот не послушается его, его ждет безвременная кончина. Другому келейнику Василию святитель указал, что будет диаконом, но никогда не станет священником. Позднее это предсказание сбылось. Скончался святитель Иоасаф 10 декабря 1754 года, а прославился 4 сентября 19 года.11.
Часовня святого Иоасафа Белгородского в г. Белгороде
Часовня святого Иоасафа Белгородского, несмотря на свои скромные размеры, является одним из самых посещаемых объектов российского города Белгорода, жители которого, по статистике, отличаются самой высокой религиозностью среди всех регионов страны, население которого преимущественно православные христиане. Построенная в 2011 году, эта часовня тесно связана с прошлым города и его богатым духовным наследием.
Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф в XVIII веке был причислен к лику святых в 1911. На его могиле происходили чудесные исцеления, по молитвам святому многие верующие обрели то, чего не могли достичь многие годы. Еще до официального церковного прославления святого его народное почитание было очень сильным: даже российские императоры — Александр I, Николай II с семьей — посещали могилу Иоасафа Белгородского…
До революционных событий 1917 года мощи почитаемого угодника Господа Бога пребывала в одном из приделов Троицкого собора — но затем собор был закрыт безбожной властью, а затем разрушен. Святые мощи святителя были вскрыты и отправлены на экспертизу в Москву, а затем в Ленинград. Это было только в 1991, что они были повторно приобретены. Сегодня мощи епископа Иоасафа находятся в Спасо-Преображенском соборе Белгорода. Многие паломники, приобщившиеся к ним, спешат посетить пещеру.
Как появился этот грот? Из жития преподобного Иоасафа известно, что перед отъездом на родину, в город Прилуки, он, предвидя скорый отход ко Господу, повелел устроить во дворе Троицкого собора подземный склеп. Там его останки хоронили с 1755 г. до церковного прославления в 19 г.11. После известных революционных событий придел, в котором находились святые мощи святителя, был разрушен, а склеп под ним засыпан землей.
В 2009 году в ходе археологических исследований, проводившихся на территории бывшего соборного двора, был обнаружен грот — небольшая пещера, в которой до церковной канонизации находились мощи угодника Божия. Грот быстро стал объектом притяжения паломников со всей России. Чтобы сохранить пещеру, ее накрыли стеклянным куполом, увенчанным позолоченной фигурой ангела. А рядом с ней в год столетия канонизации святого Иоасафа в его честь и славу была построена небольшая часовня в стиле классицизма, представляющая собой четырехугольник, увенчанный ротондой с соответствующим декором.