Московский петр чудотворец: Святитель Петр Московский, всея Руси чудотворец, митрополит

Разное

Святитель Петр Московский, всея Руси чудотворец, митрополит

Краткое житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя­той мит­ро­по­лит Петр ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Две­на­дца­ти лет по­сту­пил в мо­на­стырь. До­стиг­нув свя­щен­ства, он по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­став­ни­ка уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и ос­но­вал оби­тель в уеди­нен­ном ме­сте на бе­ре­гу ре­ки Ра­ти. Здесь он так про­сла­вил­ся по­дви­га­ми бла­го­че­стия, что сде­лал­ся из­вест­ным всей Во­лы­ни. В 1308 го­ду пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий воз­вел св. Пет­ра на Рус­скую мит­ро­по­лию. Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в го­ды управ­ле­ния. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской Зем­ле утвер­ждал ис­тин­ную ве­ру, при­зы­вал враж­до­вав­ших кня­зей к ми­ро­лю­бию и един­ству.

В 1325 го­ду свт. Петр по прось­бе Иоан­на Ка­ли­ты пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву, что име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской Зем­ли. Свт. Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, скон­чал­ся 21 де­каб­ря 1326 го­да. (Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 21 де­каб­ря.) Пер­вое пе­ре­не­се­ние его мо­щей бы­ло 1 июля 1472 го­да, то­гда же уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние. Вто­рое пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра бы­ло по­сле освя­ще­ния вновь по­стро­ен­но­го Успен­ско­го со­бо­ра, 24 ав­гу­ста 1479 го­да, а празд­но­ва­ние 1 июля бы­ло от­ме­не­но. Из­вест­но так­же празд­но­ва­ние про­яв­ле­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра (4 ав­гу­ста) по слу­чаю яв­ле­ния су­пру­ге Иоан­на Гроз­но­го (1533–1584) ца­ри­це Ана­ста­сии (1547–1560). Свя­ти­тель Петр явил­ся ца­ри­це Ана­ста­сии и не раз­ре­шил ни­ко­му рас­кры­вать свой гроб. Он по­ве­лел за­пе­ча­тать гроб пе­ча­тью и уста­но­вить празд­ник.

От свя­ти­те­ля Пет­ра со­хра­ни­лось три по­сла­ния. Пер­вое – к свя­щен­ни­кам с уве­ща­ни­ем до­стой­но про­хо­дить пас­тыр­ское слу­же­ние, усерд­но па­сти ду­хов­ных чад. Оно за­кан­чи­ва­ет­ся из­ло­же­ни­ем цер­ков­но­го за­ко­но­по­ло­же­ния о вдо­вых свя­щен­ни­ках: с це­лью ограж­де­ния их от на­ре­ка­ния и со­блаз­нов им пред­ла­га­лось по­се­лять­ся в мо­на­сты­рях, а де­ти долж­ны бы­ли опре­де­лять­ся на вос­пи­та­ние и обу­че­ние в мо­на­стыр­ские шко­лы. Во вто­ром по­сла­нии свя­ти­тель при­зы­ва­ет свя­щен­ни­ков быть ис­тин­ны­ми пас­ты­ря­ми, а не на­ем­ни­ка­ми, за­бо­тить­ся об укра­ше­нии се­бя хри­сти­ан­ски­ми и пас­тыр­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми. В тре­тьем по­сла­нии свя­ти­тель Петр сно­ва да­ет на­став­ле­ния свя­щен­ни­кам об их пас­тыр­ских обя­зан­но­стях, а ми­рян уве­ща­ет ис­пол­нять за­по­ве­ди Хри­сто­вы.

Вы­да­ю­ща­я­ся цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Пет­ра уже совре­мен­ни­кам да­ва­ла ос­но­ва­ние срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра – борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли[1].

Полное житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Фе­о­до­ра и Ев­прак­сии. Еще до рож­де­ния сы­на в сон­ном ви­де­нии Гос­подь от­крыл Ев­прак­сии бла­го­дат­ную пре­ды­з­бран­ность ее сы­на. В 12 лет юный Петр по­сту­пил в мо­на­стырь. К то­му вре­ме­ни он успеш­но изу­чил книж­ные на­у­ки и с осо­бой рев­но­стью стал ис­пол­нять мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния. Мно­го вре­ме­ни уде­лял бу­ду­щий свя­ти­тель вни­ма­тель­но­му изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и обу­чил­ся ико­но­пи­са­нию. Ико­ны, на­пи­сан­ные ино­ком Пет­ром, раз­да­ва­лись бра­тии и по­се­щав­шим мо­на­стырь хри­сти­а­нам. За доб­ро­де­тель­ную по­движ­ни­че­скую жизнь игу­мен оби­те­ли ру­ко­по­ло­жил ино­ка Пет­ра в сан иеро­мо­на­ха. По­сле мно­го­лет­них по­дви­гов в мо­на­сты­ре иеро­мо­нах Петр, ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, оста­вил оби­тель в по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста. На ре­ке Рате он по­ста­вил кел­лию и стал под­ви­зать­ся в без­мол­вии. Впо­след­ствии на ме­сте по­дви­гов об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на­зван­ный Но­во­двор­ским. Для при­хо­див­ших ино­ков был вы­стро­ен храм во Имя Спа­са. Из­бран­ный игу­ме­ном, свя­той Петр крот­ко на­став­лял ду­хов­ных чад, ни­ко­гда не гне­вал­ся на про­ви­нив­ше­го­ся ино­ка, сло­вом и при­ме­ром по­учал бра­тию. О доб­ро­де­тель­ном игу­мене-по­движ­ни­ке ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми оби­те­ли. Неред­ко в мо­на­стырь при­хо­дил Га­лиц­кий князь Юрий Льво­вич, чтобы услы­шать ду­хов­ные на­став­ле­ния свя­то­го по­движ­ни­ка.

Од­на­жды оби­тель по­се­тил Вла­ди­мир­ский мит­ро­по­лит Мак­сим, об­хо­див­ший Рус­скую зем­лю со сло­вом по­уче­ния и на­зи­да­ния. При­ни­мая свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, игу­мен Петр при­нес в дар на­пи­сан­ный им об­раз Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ред ко­то­рым свя­ти­тель Мак­сим до кон­ца сво­ей жиз­ни мо­лил­ся о спа­се­нии вве­рен­ной ему Бо­гом Рус­ской зем­ли.

Ко­гда мит­ро­по­лит Мак­сим скон­чал­ся, Вла­ди­мир­ская ка­фед­ра неко­то­рое вре­мя оста­ва­лась неза­ня­той. Ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский, а им был в это вре­мя свя­той Ми­ха­ил Твер­ской (па­мять 22 но­яб­ря), на­пра­вил к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му сво­е­го спо­движ­ни­ка и еди­но­мыш­лен­ни­ка игу­ме­на Ге­рон­тия с прось­бой о по­став­ле­нии его на Рус­скую мит­ро­по­лию.

По со­ве­ту Га­лиц­ко­го кня­зя Юрия игу­мен Петр так­же от­пра­вил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху для при­ня­тия свя­ти­тель­ской ка­фед­ры. Бог из­брал для окорм­ле­ния Рус­ской Церк­ви свя­то­го Пет­ра. Плыв­ше­му Чер­ным мо­рем Ге­рон­тию но­чью во вре­мя бу­ри яви­лась Бо­жия Ма­терь и ска­за­ла: «На­прас­но тру­дишь­ся, сан свя­ти­тель­ский не до­ста­нет­ся те­бе. Тот, кто на­пи­сал Ме­ня, Рат­ский игу­мен Петр, воз­ве­ден бу­дет на пре­стол Рус­ской мит­ро­по­лии». Сло­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри в точ­но­сти ис­пол­ни­лись: пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий (1289–1293) с со­бо­ром воз­вел на Рус­скую мит­ро­по­лию свя­ти­те­ля Пет­ра, пе­ре­дав ему свя­ти­тель­ские об­ла­че­ния, жезл и ико­ну, при­ве­зен­ные Ге­рон­ти­ем. По воз­вра­ще­нии в Рос­сию в 1308 го­ду мит­ро­по­лит Петр в те­че­ние го­да пре­бы­вал в Ки­е­ве, а за­тем пе­ре­ехал во Вла­ди­мир.

Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в пер­вые го­ды управ­ле­ния Рус­ской мит­ро­по­ли­ей. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской зем­ле не бы­ло твер­до­го по­ряд­ка, и свя­ти­те­лю Пет­ру при­хо­ди­лось ча­сто ме­нять ме­ста сво­е­го пре­бы­ва­ния. В этот пе­ри­од осо­бен­но важ­ны бы­ли тру­ды и за­бо­ты свя­ти­те­ля об утвер­жде­нии в го­су­дар­стве ис­тин­ной ве­ры и нрав­ствен­но­сти. Во вре­мя по­сто­ян­ных объ­ез­дов епар­хий он неустан­но по­учал на­род и ду­хо­вен­ство о стро­гом хра­не­нии хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Враж­до­вав­ших кня­зей он при­зы­вал к ми­ро­лю­бию и един­ству.

В 1312 го­ду свя­ти­тель со­вер­шил по­езд­ку в Ор­ду, где по­лу­чил от ха­на Уз­бе­ка гра­мо­ту, охра­няв­шую пра­ва рус­ско­го ду­хо­вен­ства.

В 1325 го­ду свя­ти­тель Петр по прось­бе ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ты (1328–1340) пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. Это со­бы­тие име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской зем­ли. Свя­ти­тель Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.

По его бла­го­сло­ве­нию в Мос­ков­ском Крем­ле в ав­гу­сте 1326 го­да был за­ло­жен со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Это бы­ло глу­бо­ко зна­ме­на­тель­ное бла­го­сло­ве­ние ве­ли­ко­го Пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской зем­ли. 21 де­каб­ря 1326 го­да свя­ти­тель Петр ото­шел к Бо­гу. Свя­тое те­ло пер­во­свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском со­бо­ре в ка­мен­ном гро­бу, ко­то­рый он сам при­го­то­вил. Мно­же­ство чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам угод­ни­ка Бо­жия. Мно­гие ис­це­ле­ния со­вер­ша­лись тай­но, что сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ком сми­ре­нии свя­ти­те­ля да­же по­сле смер­ти. Глу­бо­кое по­чи­та­ние пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской Церк­ви со дня его пре­став­ле­ния утвер­жда­лось и рас­про­стра­ня­лось по всей Рус­ской зем­ле. Через 13 лет, в 1339 го­ду, при свя­ти­те­ле Фе­о­гно­сте, он был при­чтен к ли­ку свя­тых. У гро­ба свя­ти­те­ля кня­зья це­ло­ва­ли крест в знак вер­но­сти ве­ли­ко­му кня­зю Мос­ков­ско­му. Как осо­бо чти­мый по­кро­ви­тель Моск­вы свя­ти­тель при­зы­вал­ся в сви­де­те­ли при со­став­ле­нии го­судар­ствен­ных до­го­во­ров. Нов­го­род­цы, имев­шие пра­во из­би­рать се­бе вла­дык у Свя­той Со­фии, по­сле при­со­еди­не­ния к Москве при Иоанне III клят­вен­но обе­ща­ли ста­вить сво­их ар­хи­епи­ско­пов толь­ко у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра чу­до­твор­ца. При гро­бе свя­ти­те­ля на­ре­ка­лись и из­би­ра­лись рус­ские пер­во­свя­ти­те­ли.

О нем по­сто­ян­но упо­ми­на­ют рус­ские ле­то­пи­си, ни од­но зна­чи­тель­ное го­судар­ствен­ное на­чи­на­ние не об­хо­ди­лось без мо­лит­вы у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра. В 1472 и 1479 го­дах со­вер­ша­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра. В па­мять этих со­бы­тий уста­нов­ле­ны празд­но­ва­ния 5 ок­тяб­ря и 24 ав­гу­ста.

Празд­но­ва­ние в один день в честь все­рос­сий­ских свя­ти­те­лей Пет­ра, Алек­сия и Ио­ны уста­нов­ле­но пат­ри­ар­хом Иовом 5 ок­тяб­ря 1596 го­да. Свя­ти­тель Филипп при­чис­лен к ним в 1875 го­ду по хо­да­тай­ству свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го (па­мять 31 мар­та и 23 сен­тяб­ря), а свя­ти­тель Ер­мо­ген – в 1913 го­ду.

Празд­нуя па­мять свя­ти­те­лей в один день, Цер­ковь воз­да­ет каж­до­му из них рав­ную честь как небес­ным по­кро­ви­те­лям го­ро­да Моск­вы и мо­лит­вен­ни­кам за на­ше Оте­че­ство.

См. так­же:

  • «Жи­тие свя­то­го Пет­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Рос­сии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.
  • «Празд­но­ва­ние свя­ти­те­лям мос­ков­ским Пет­ру, Алек­сию, Ионе и Филип­пу» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.
  • Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец († 1326)

Примечания

[1] О свя­ти­те­ле Пет­ре – «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1959, N 8, с. 54-59; 1966, N 9, с. 54-61; 1976, N 12, с. 61-66.

Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец

Монастырь » Святые » Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси

Святитель Петр родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье благочестивых христиан Федора и Евпраксии, которые, вероятно, принадлежали к боярскому сословию.

В семь лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. Отрок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания; по прошествии же положенных лет за добродетельную жизнь и ревностное несение вверенного послушания игуменом обители было определено рукоположить инока Петра в сан иеромонаха.
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это искусство и стал подлинным мастером. Созданные им образы распределялись среди братии монастыря и богомольцев.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр испрашивает у игумена монастыря благословение оставить обитель, чтобы удалиться в уединённое место для продолжения монашеского подвига. На берегу реки Раты он поставил себе маленькую келью. И уже вскоре место тайного подвига будущего митрополита стало монастырем, где он и был избран игуменом.
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.

Однажды обитель посетил митрополит Киевский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар архипастырю написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, престол русских митрополитов некоторое время был не занят. Великий князь Владимирский святой Михаил Тверской направил к Патриарху Константинопольскому игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

В то же время и Галицкий князь Юрий направил в Константинополь игумена Петра, желая, чтобы Патриарх поставил его митрополитом Галицким. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий с Собором архиереев возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит».

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду за подтверждением своих полномочий. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Путешествуя по Руси, святитель Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. Святитель нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это место напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Раты, где он был прежде игуменом; здесь и был устроен монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – его небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским (это именование обители встречалось в документах даже спустя более трехсот лет после переосвящения ее главного храма уже в честь самого святителя Петра). Именно так началась история Высоко-Петровского монастыря.

Здесь, молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укрепляется в мысли о перенесении митрополичьей кафедры в Москву. В 1325 году святитель окончательно переехал в этот город. Князь выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля «обширный двор». Однако святитель по-прежнему любил останавливаться в небольшой основанной им обители. От монастыря к Кремлю в лесу была проложена дорога, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель Великому князю, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут». Строительство началось 4 августа. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Переезд святителя Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что святитель Петр сделал Москву местом своих первосвятительских трудов и своего упокоения, она стала духовным центром Руси и в будущем Русской столицей.

У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: С. Власов

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: «А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени – Предстоятели Русской Православной Церкви – местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси».
По преданию, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Князь Иван Данилович был тогда в отъезде, и святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера святой начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: «Мир тебе, сын мой, я умираю».

21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе.

Во время торжественного перенесения мощей в храм, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, неизвестный иноверец с укором высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Князь Иван Данилович Калита приказал составить описание чудес святого, которое и было всенародно прочитано Ростовским епископом Прохором во Владимире с церковного амвона при соборном служении в праздничный день. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя.Первый митрополит Москвы был местно прославлен в лике святых уже через год после преставления. Это было событие чрезвычайной духовной, значимости для московских князей и всего государства.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Преставление святителя Петра, митрополита Московского, чудотворца всея Руси

Тропарь и кондак

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына Господь открыл Евпраксии предопределенное блаженство сына. В возрасте двенадцати лет юный Петр поступил в монастырь. Он успешно изучал книжные науки того времени и ревностно исполнял монашеские послушания. Будущий святитель много времени уделял внимательному изучению Священного Писания, занимался и иконописью. Иконы, написанные святителем Петром, раздавались братии и христианам, посещавшим обитель.

За добродетельную и подвижническую жизнь игумен монастыря рукоположил святого Петра во иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр по благословению игумена оставил монастырь в поисках уединенного места.

Построил келью у реки Раты и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвижнических подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших к нему монахов была построена церковь, посвященная Спасителю. Избранный игуменом, святой Петр руководил своими духовными чадами и никогда не гневался на провинившегося монаха. Вместо этого он наставлял братьев словом и личным примером. Добродетельный игумен и подвижник стал известен далеко за пределами монастыря. Князь Юрий Галицкий часто посещал монастырь, чтобы получить духовное наставление от святого подвижника.

Однажды в своем путешествии по русской земле митрополит Киевский и Владимирский Максим (память 6 декабря) посетил монастырь со словом наставления и назидания. Получив благословение преподобного Максима, святой Петр подарил ему написанную им икону Успения Пресвятой Богородицы. Святой Максим молился перед иконой о спасении вверенной ему Богом земли Русской до конца своих дней.

После смерти митрополита Максима Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Игумен по имени Геронтий, желавший стать предстоятелем России, отправился в Константинополь с облачением святого Петра, архипастырским посохом и написанной им иконой. Великий князь Владимирский, святой Михаил Тверской (память 22 ноября), послал его к Константинопольскому Патриарху с прошением о назначении его Митрополитом Русским.

По предложению князя Галицкого Юрия игумен Петр неохотно отправился к Константинопольскому Патриарху с прошением о рукоположении его в митрополиты. Бог избрал святого Петра для питания Русской Церкви. Богородица явилась Геронтию во время бури на Черном море и сказала: «Напрасно ты трудишься, ибо никогда не будешь епископом. Тот, кто написал эту икону, ратский игумен Петр, будет возведен на киевский престол».

Исполнились слова Богородицы. Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 г.-1293) возвел святителя Петра в митрополиты Российские, пожаловав ему принесенные Геронтием архиерейские ризы, посох и икону. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр через год прибыл в Киев, а затем проследовал во Владимир.

Немало испытаний испытал первосвятитель в первые годы своего руководства Русской митрополией. Страдая от татарского (монгольского) ига, русская земля была в смятении, и святой Петр был вынужден часто менять место своего жительства. В этот период особое значение имели труды и заботы святителя об утверждении истинной Веры и нравственности в царстве. В своих поездках по епархии он непрестанно наставлял народ и духовенство о сохранении христианского благочестия. Он также привел к миру и единству сварливых князей.

В 1312 году святитель совершил путешествие в Орду, где получил от хана Узбека указ, охраняющий права русского духовенства.

В 1325 году митрополит Петр по просьбе великого князя Иоанна Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело очень большое значение для всей Русской земли. Святой Петр пророчески предсказал избавление от татарского ига и то, что Москва станет передовым городом России.

По его благословению в августе 1326 года заложено основание собора Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле.

Преставился святитель Петр ко Господу 21 декабря 1326 года. были погребены в Успенском соборе в каменной гробнице, которую сам же и приготовил. Многие чудеса совершались по молитвам святого. Многие исцеления совершались даже тайно, что свидетельствует о его глубоком смирении даже после смерти.

Почитание первоиерарха Русской Церкви утвердилось и распространилось по Русской земле. В 1339 году, при святом Феогносте (память 14 марта), святой Петр был причислен к лику святых. Князья целовали крест на могиле святого в знак своей верности великому князю Московскому.

Как особо почитаемый защитник Москвы, святитель Петр был призван присутствовать при составлении правительственных договоров. Когда-то новгородцы имели право назначать своего епископа в Софийском соборе. После присоединения их к Москве при Иване III они дали клятву, что впредь будут посвящать своих архиереев только у гроба святого Петра Чудотворца. И именно у гроба святителя были названы и избраны первоиерархи России.

Русские летописи часто упоминают его, и ни одно важное государственное начинание не обходилось без молитв у гроба святого Петра. Мощи святителя Петра были перенесены в 1472 и 1479 годах. В память об этих событиях установлены праздники 5 октября и 24 августа.

1 марта — Святитель Ермоген, Патриарх Московский, чудотворец всея Руси

28.02.2020

0 комментариев

 

Святитель Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, родился в Казани около 1530 года, происходил из донских казаков. По собственному свидетельству Патриарха, он служил священником в Казани в храме во имя святителя Николая Чудотворца у Казанского рынка. Вскоре он стал монахом, а с 1582 года архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 г.он был рукоположен во епископа и стал первым митрополитом Казанским.

В бытность его священником в Никольском храме в 1579 году в Казани была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери. По благословению архиепископа Казанского Иеремии он перенес новоявленную икону с места обретения в Церковь Святого Николая. Обладая недюжинным литературным талантом, святитель в 1594 году составил повествование о явлении чудотворной иконы и о совершенных ею чудесах. В 1591 Ермоген крестил татар в соборную церковь и несколько дней наставлял их в вере.

Гермоген проявил ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций и посвятил себя просвещению казанских татар верой Христовой.

Признанный достойным патриаршего престола, митрополит Гермоген был избран на первопрестольный престол и 3 июля 1606 года поставлен Патриаршим сонмом святителей в Успенском соборе Москвы. Митрополит Исидор вручил новопоставленному Патриарху, по обычаю Русской Православной Церкви, жезл святителя Петра, чудотворца Московского, а царь преподнес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По старинному обычаю патриарх Гермоген въехал верхом на осле.

Деятельность патриарха Гермогена совпала с тяжелым периодом для Русского государства: появлением лжецаревича Димитрия и польского короля Сигизмунда III. Все свои силы Патриарх посвятил служению Церкви и народу.

Патриарх Гермоген был не одинок в этом подвиге: его самоотверженные земляки последовали его примеру и помогали ему. С особым вдохновением Патриарх восстал против предателей и врагов народа, желавших распространить униатство и западное католичество по всей России и уничтожить православие, поработив при этом русский народ.

Когда самозванец прибыл в Москву и поселился в Тушино, Патриарх Гермоген послал два письма русским предателям. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты нашей Православной Веры, в которой мы рождены, крещены, вскармливаемы и воспитываемся. Ты нарушил клятву свою и крестное целование стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское царство, но пал за ложного своего горе-царевича. .. Душа моя болит, сердце мое тошнит, все во мне агонизирует, и все мое тело содрогается. Плачу и рыдая плачу: Помилуй, помилуй, братие и чада, души свои и родителей своих усопших и живых… Подумайте, как опустошается и ограбляется народ наш иноплеменниками, наносящими оскорбление святым иконам. и церкви, и как проливается невинная кровь, вопиющая к Богу. Считать! Против кого вы вооружитесь: не против ли Бога, сотворившего вас? Разве это не против ваших собственных братьев? Разве ты не опустошаешь свою страну?.. Заклинаю тебя именем Бога, откажись от своего предприятия, еще есть время, чтобы ты не погиб в конце». Во втором документе святитель взывает: «Ради Бога опомнитесь и обратитесь, порадуйте родителей, жен и детей, и мы стоим молиться Богу за вас…»

Вскоре лжецаревич Димитрий был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в городе оставались поляки и предатели, верные Сигизмунду III. Документы, разосланные патриархом Ермогеном по городам и селам, увещевали русский народ освободить Москву от врагов и избрать законного русского царя.

Москвичи подняли восстание, а поляки сожгли город, запершись в Кремле. Вместе с русскими предателями они насильно схватили патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудов монастырь.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки часто посылали к Патриарху гонцов с требованием приказать русскому ополчению покинуть город, угрожая казнью в случае отказа.

Святитель твердо ответил: «Чем ты угрожаешь мне? Я боюсь только Бога. Если все враги наши уйдут из Москвы, благословлю русское ополчение уйти из Москвы, а если вы останетесь здесь, то благословлю всех выстоять против вас и умереть за Православную веру».

Еще находясь в заточении, священномученик Ермоген послал русскому народу последнее послание, благословив освободительную армию на борьбу с захватчиками. Русское командование не могло договориться о том, как взять Кремль и освободить патриарха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts