Византия собор софийский: Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Разное

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.  

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Схема храма Святой Софии 

1. Вход   2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна   4. Алтарь. Михраб  5. Минбар
6. Ложа Султана   7. Омфалос («пуп мира»)   8. Мраморные урны из Пергама
 a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
 b.) Минареты султана Селима II

Видео про собор Святой Софии

Где находится храм Святой Софии на карте

 

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Храм святой Софии (Византия) | это… Что такое Храм святой Софии (Византия)?

«Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София.
Православный собор

Софийский собор
Αγία Σοφία

Вид на Софийский собор

СтранаТурция
ГородСтамбул
Координаты41.008611, 28.9841°00′31″ с.  ш. 28°58′48″ в. д. / 41.008611° с. ш. 28.98° в. д. (G)
КонфессияПравославие
Тип зданияСобор
Автор проектаИсидор Милетский и Анфимий Тралльский
ОсновательКонстантин I Великий
Первое упоминание324 год
Строительство532—537 годы
Основные даты:

415 год — Базилика Феодосия
532 год — Юстиниановская базилика (современное здание)

Дата упразднения1453 год
СтатусОхраняется государством
Состояниемузей
Софийский собор на Викискладе

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией[1], София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Располагался в центре Константинополя рядом с императорским дворцом (в настоящее время это исторический центр Стамбула, район Султанахмет). После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть; в 1935 году приобрёл статус музея.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола 31 метр.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Фотогалерея
  • 4 Элементы собора
  • 5 Рунические надписи
  • 6 Кампания за «освобождение» храма
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История

Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция)

Внутренняя часть Айя-Софии

Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.

Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте базилику, что и было выполнено в 415 году, однако и её постигла та же печальная участь — в 532 году при восстании «Ника» базилика сгорела (развалины её были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора).

Император Юстиниан (483—565) решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Сергия и Вакха. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм.

Обвалившийся во время землетрясения 989 купол собора перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора.

16 июля 1054 г. в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софие, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов. [2]

Архитектурные особенности

План собора

Интерьер собора

Мозаичное изображение Христа Вседержителя в южной галерее собора

В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Фотогалерея

Внешняя часть

Софийский собор

Силуэт Айя-Софии и Голубой мечети (вид с Босфора)

Вид с площади Султанахмета

Вид на апсиду с опорами, пристроенными архитектором Синаном

Вид ночью

Внутренняя часть

Вид мозаики Богородица в апсиде

Византийские колонны и арки

Капитель с монограммой

Ворота в наружный притвор, украшенные мозаикой

Вид Императорских ворот и Ложи Императрицы

Ворота Güzel Kapi

Стелла св. Григория Чудотворца, которая по преданию обладает чудодейственной силой

Одна из рунических надписей в соборе Святой Софии, вероятно начертанной членом Варяжской гвардии

Мраморный сосуд из Пергама

Верхняя галерея

Верхняя галерея около Ложи Императрицы

Галерея

Византийские колонны с мозаикой и рисунками Оттоманской эры

Мозаика, изображающая Императора Александра, держащего свиток и державу

Крупный план на мраморную дверь, замочную скважину и ключ

Мозаика «Принц Алексей Комнин»

Резной крест на одной из мраморных панелей

Крупный план на Серафима на куполе

Вид на Голубую мечеть из окна

Исламские элементы

Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати

Минбар, где молится имам

Мозаика Iznik, изображающая Кааба (расположен за апсидой)

Иракский манускрипт из De Materia Medica (1224 AD), сохранившийся в библиотеке

Место для омовения перед молитвой, снаружи от основного входа

Исторические рисунки

Набросок мозаики в восточной арке и апсидах, найденной в XIX веке, сделан братьями Фоссати

Набросок мозаики шести патриархов на южном тимпане (Фоссати)

Набросок мозаики шести патриархов на северном тимпане (Фоссати)

Элементы собора

  • Плачущая колонна
  • Гробница Энрико Дандоло

Рунические надписи

Основная статья: Рунические надписи в соборе Святой Софии

Кампания за «освобождение» храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии[3] — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council)[4]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству.»[5]

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou)[6] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

«Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Все дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению».[7]

Примечания

  1. По мнению некоторых богословов, наречение храма во имя Святой Софии надлежит понимать как посвящение его Господу Иисусу Христу, Богу-Слову (см. ЖМП. 1982, № 8, стр. 73.)
  2. В Айя-Софие возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов (тур.)
  3. Международная группа активистов продолжает возвращения Церкви константинопольского собора Святой Софии Православие.Ру 26 июля 2007.
  4. Free Agia Sophia Council of America сайт «Совета по освобождению Святой Софии».
  5. Remarks of Raymond Buckley(англ.) Текст выступления Р. Бакли на слушаниях.
  6. Константинопольская София — мать всех церквей (см. справку в примечании) Православие.Ру 29 октября 2007.
  7. Крис Спиру. Возвращение Святой Софии «Завтра» 22 апреля 2009, № 17, стр. 5.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Айя-София
  • Айя-София
  • София на WikiMAPIA

Церкви и монастыри Константинополя
Св. Софии | Свв. Апостолов | Св. Ирины | Студийский монастырь | Монастырь Хора (Кахрие-джами) | Монастырь Паммакаристы (Фетие-джами) | Монастырь Пантократора (Зайрек-джами) | Монастырь Христа Пантепопта (Эски Эмарет-джами) | Монастырь Липса (мечеть Фенари-Иса) | Мирелейон (Будрум-джами) | Монастырь Панагии Одигитрии | Свв. Сергия и Вакха | Св. Андрея в Крисе | Св. Феодосии (Гюль-джами) | Богородицы Кириотиссы (мечеть Календерхане) | Мария Монгольская | Св. Феодора (Килисе-джами) | Иоанна Предтечи (мечеть Ахмат-паши) | Свв. Петра и Марка (мечеть Атик Мустафы-паши) | Св. Николая (Кефели-джами) | Св. Павла (Арап-джами) | Богородицы во Влахернах

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляют собой два выдающихся комплекса памятники культурного наследия Средневековья и раннего Нового времени (Киевская Русь и Гетманщина).

Объект состоит из двух отдельных частей: Софийского собора и связанных с ним монастырских построек и монастырского комплекса Киево-Печерской Лавры с Спасской церковью в Берестово.

Софийский собор, расположенный в историческом центре Киева, является одним из крупнейших памятников архитектуры и монументального искусства начала 11 века. Собор был построен при участии местных строителей и византийских мастеров в годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого как главный христианский храм столицы Киевской Руси. Собор сохранил свои старинные интерьеры, а коллекция мозаик и фресок XI века уникальна своей целостностью. Среди его шедевров — Пантократор, Богородица Оранта, Причастие апостолов, Деисус и Благовещение. Архитектура и монументальное искусство собора оказали большое влияние на архитектуру и убранство храмов Киевской Руси. Собор окружают монастырские постройки XVII-XVIII веков в стиле украинского барокко. В архитектурный ансамбль входят колокольня, дом митрополита, трапезная, Заборовские ворота, южная въездная башня, кельи соборных старцев и обнесенная каменной стеной семинария. Собор и монастырские постройки на протяжении веков выражали неповторимую гармонию архитектурных и природных форм, национального духа и занимали значимое место в традиционном историческом ландшафте Киева.

Киево-Печерская Лавра — архитектурный ансамбль монастырских построек, расположенный на плато с видом на правый берег Днепра. Ансамбль формировался на протяжении многих веков в органичном сочетании с ландшафтом и выступает общей городской доминантой. Основанный святыми Антонием и святыми Феодосиями в XI веке, монастырь стал выдающимся духовным и культурным центром, внесшим значительный вклад в развитие образования, искусства и медицины. В архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры входят уникальные наземные и подземные храмы 11-19 вв.века, в комплексе лабиринтных пещер, простирающихся более чем на 600 м, а также жилых и хозяйственных постройках 17-19 веков. Свой современный вид архитектурный ансамбль приобрел в результате строительных работ XVII–XVIII вв., в период расцвета украинского барокко. Основными памятниками ансамбля Киево-Печерской лавры являются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, Большая колокольня, церковь Всех Святых, Трапезная церковь, монастырские оборонительные стены с башнями, пещерные комплексы св. Антония ( Ближний) и Святой Феодосии (Дальний) с надводными церквями, Крестовоздвиженской и Рождества Богородицы и церковью Спаса на Берестове.

На протяжении столетий Киево-Печерский монастырь с мощами святых, захороненными в пещерах, был одним из важнейших центров христианского паломничества в мире.

Критерий (i): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляет собой шедевр человеческого творческого гения как по своему архитектурному замыслу, так и по замечательному убранству.

Софийский собор – уникальный памятник архитектуры и монументального искусства начала XI века, обладающий крупнейшей сохранившейся коллекцией мозаик и фресок того периода. Архитектура собора отличается дополнительными нефами, пристроенными к пятинефному ядру, и пирамидальной пространственной композицией крестово-купольного храма. Монументальное убранство собора составляет уникальный по концептуальному замыслу ансамбль, отражающий основные богословские идеи того времени и являющийся выдающимся образцом византийского искусства. Огромный пантеон христианских святых, изображенных в соборе, имеет непревзойденное многообразие среди византийских памятников того времени. Росписи собора включают в себя также комплекс уникальных светских фресок в лестничных башнях, выполненных в традициях византийского искусства.

Ансамбль Киево-Печерской Лавры – шедевр украинского искусства, определенно сформированный в эпоху барокко. Он объединяет уникальные наземные и подземные здания и сооружения XI-XIX веков в сочетании с богатым ландшафтом.

Критерий (ii): Объект является результатом культурного взаимодействия Киевской Руси, Византийской империи и Западной Европы. Архитектура и монументальная живопись объекта отражают изменения византийских архитектурно-художественных традиций, которые приобрели новый смысл под влиянием местного видения. Выявлено, как в духовной традиции, так и в архитектурно-планировочной, заключающей в себе традицию подземного православного культового зодчества Киево-Печерской Лавры. Успенский собор был образцом для строительства подобных церквей в регионе Восточной Европы в течение 12-15 веков.

Критерий (iii): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра является исключительным свидетельством многовековых византийских культурных традиций соседних стран в целом и Киевской Руси в частности. На протяжении веков эта собственность имела большое духовное влияние в Восточной Европе.

Критерий (iv): Софийский собор – уникальное сооружение, отражающее в своей архитектуре и росписи особенности старостенного строя. Строительство собора положило начало архитектурной школе, оказавшей влияние на культовое зодчество и монументальное искусство Киевской Руси, а затем и Восточной Европы.

Киево-Печерская Лавра – исключительно ценный архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении почти девяти веков, отражающий изменения стилистических направлений в архитектуре, а также процесс совершенствования инженерных сооружений.

Целостность

Все важные элементы и атрибуты, необходимые для передачи Выдающейся универсальной ценности, содержатся в границах собственности и сохраняются.

По первоначальному проекту Софийский собор был построен как доминанта архитектурного элемента городской среды, открытый для широкого и всестороннего обзора. В 19XX века обстановка собора изменилась в связи с модификацией традиционной городской ткани.

Целостность ансамбля Киево-Печерской Лавры пострадала во время Великой Отечественной войны, когда Успенский собор, главный храм Лавры, был почти полностью разрушен, за исключением его юго-восточной башни. В 1999-2000 годах собор был реконструирован по архитектурным формам периода украинского барокко конца 18 века.

Что касается гидрогеологических условий, пещеры Киево-Печерской Лавры требуют постоянного наблюдения за состоянием их сохранности и проведения профилактических мероприятий.

Быстрое городское развитие, особенно за счет высотных зданий, и отсутствие механизмов защиты и планирования могут угрожать непосредственной близости от собственности. Целостность объекта с точки зрения пространственных связей между его компонентами и их связи с окружающими городскими и монастырскими речными ландшафтами также требует структурированного планирования для устранения любой потенциальной угрозы.

Подлинность

Атрибуты объекта отражают его выдающуюся универсальную ценность. Все построенные элементы восстановлены с использованием оригинальных материалов.

Работы по реконструкции собора Святой Софии были награждены «Европейской золотой медалью за охрану исторических памятников» в 1987 году. Собор Святой Софии и связанные с ним монастырские постройки используются как музей в образовательных целях и для проведения государственных мероприятий.

Киево-Печерская Лавра используется в музейных целях, а также для религиозных обрядов, соответствующих ее первоначальному назначению.

Хотя доминантность силуэта ансамбля уменьшилась за счет городской застройки, традиционные панорамы и силуэты Киево-Печерской Лавры вдоль Днепра сохраняются.

Требования к охране и управлению

Киево-Печерская Лавра была объявлена ​​«Государственным историко-культурным заповедником» в 1926 году, а Софийский собор с прилегающими к нему монастырскими постройками – в 1934 году. в том числе Законы Украины «Об охране культурного наследия», «Об охране археологического наследия». Кроме того, различные постановления Кабинета Министров Украины обеспечивают правовую основу для конкретных объектов по охране, сохранению и использованию объекта.

Национальная заповедная зона «София Киевская» и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник находятся в ведении Министерства культуры Украины, которое теперь отвечает за единое оперативное управление всем объектом.

В соответствии с национальным законодательством разработаны Планы организации территории обеих составляющих объекта (Национальный заповедный заповедник «София Киевская» и Киево-Печерский национальный историко-культурный заповедник). Эти планы определяют границы и режимы охранной зоны объекта, план мероприятий по восстановлению, консервации и охране объекта. Вышеупомянутые планы соответствуют Плану консервации. Кроме того, на государственном уровне утверждаются ежегодные планы реставрации памятников, территорий и инженерных систем объекта.

В целях обеспечения сохранности Варяжских пещер разработан проект программы консервации и план мероприятий тех участков пещер, которые требуют профилактических и реабилитационных мероприятий.

Для решения задач по сохранению и управлению необходимо, чтобы План управления полностью функционировал. Применение законодательных и нормативных мер будет иметь решающее значение для обеспечения сохранения выдающейся универсальной ценности объекта. Инструменты планирования должны быть скоординированы, чтобы обеспечить наличие политики, основанной на изучении городского ландшафта и определенных точек зрения, для контроля за развитием в пределах буферной зоны и ее более широких границ.

Собор Святой Софии | История, архитектура, мозаика, факты и значение

Самые популярные вопросы

Когда был построен собор Святой Софии?

Большая часть здания собора Святой Софии, очевидного сегодня, была завершена в 6 веке (в основном в 532–537 годах), во время правления византийского императора Юстиниана I. Первоначальная церковь на этом месте (называемая Мегале Экклесия) была построена по заказу Император Константин I в 325 году, разрушенный во время беспорядков в 404 году, позже перестроенный и снова разрушенный в 532 году, прежде чем Юстиниан ввел в эксплуатацию здание, которое существует сегодня. С тех пор мозаики добавлялись на протяжении византийского периода, структурные модификации были внесены как в византийский, так и в османский периоды, а элементы, важные для исламской архитектурной традиции, были построены во время османского владения строением.

Константин I

Подробнее о Константине I.

Верующие каких религий поклонялись в соборе Святой Софии?

Первоначально на месте собора Святой Софии был построен христианский собор под названием Мегале Экклесия, построенный по заказу первого христианского римского императора Константина I. До этого на этом месте располагался языческий храм. Он прошел еще одно религиозное преобразование после завоевания Константинополя османским султаном Мехмедом II в 1453 году, когда он был назначен мечетью. Так оно и оставалось на протяжении многих столетий, пока не было секуляризовано в 19 веке.34 первого президента Турецкой Республики. Год спустя он был преобразован в музей, и это решение остается спорным.

Мехмед II

Узнайте больше о Мехмеде II.

Почему так важен собор Святой Софии?

Собор Святой Софии является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле. В течение почти тысячелетия после постройки это был самый большой собор во всем христианском мире. Он служил центром религиозной, политической и художественной жизни византийского мира и предоставил нам много полезных научных сведений об этом периоде. Это также было важным местом поклонения мусульман после того, как султан Мехмед II завоевал Константинополь в 1453 году и назвал это сооружение мечетью. Она оставалась мечетью, пока не была преобразована в музей в 19 веке.30 с.

Византийская империя

Узнайте больше о Византийской империи.

Как собор Святой Софии изменился в османский период?

Султан Мехмед II объявил бывшую христианскую церковь мечетью вскоре после завоевания города в 1453 году. Приведение строения в соответствие с исламской традицией потребовало ряда других модификаций, не все из которых были предприняты во время правления Мехмеда. II. Во время правления Мехмеда были добавлены деревянный минарет (уже не стоящий), михраб (ниша, расположенная в направлении Мекки), минбар (кафедра), медресе (школа) и парадная люстра. Более поздние модификации включали строительство большего количества минаретов, побелку христианских мозаик и добавление структурных опор.

Османская империя

Узнайте больше об Османской империи.

Как собор Святой Софии получил свое название?

Собор Святой Софии, на самом деле, не единственное название, под которым прошло это сооружение. Даже сейчас он известен под несколькими разными прозвищами: Ayasofya на турецком языке, Sancta Sophia на латыни и Holy Wisdom или Divine Wisdom на английском языке (альтернативные английские переводы греческих слов Hagia Sophia). Название Айя-София появилось только около 430 г. н.э. Первая из трех христианских построек, которые должны были быть построены на этом месте, носила совсем другое название: Мегале Экклесия, или «Великая церковь».

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Собор Святой Софии , турецкий Айя-София , латинский Санкта София , также называемый Церковь Святой Мудрости или Церковь Божественной Мудрости , важный византийский памятник мира в Стамбуле и один из величайших византийских памятников мира в Стамбуле. Он был построен как христианская церковь в VI веке н. э. (532–537 гг.) под руководством византийского императора Юстиниана I. В последующие века он стал мечетью, музеем и снова мечетью. Здание отражает религиозные изменения, которые происходили в регионе на протяжении веков, с минаретами и надписями ислама, а также с роскошными мозаиками христианства.

Узнайте об истории и важности собора Святой Софии

Просмотреть все видео к этой статье

Первоначальная церковь на месте собора Святой Софии, как говорят, была построена по приказу Константина I в 325 году на фундаменте языческого храм. Его сын, Констанций II, освятил ее в 360 г. Она была повреждена в 404 г. пожаром, вспыхнувшим во время беспорядков после второго изгнания св. Иоанна Златоуста, патриарха Константинополя. Он был перестроен и расширен римским императором Константом I. Восстановленное здание было повторно освящено в 415 году Феодосием II. Церковь была снова сожжена во время восстания Ники в январе 532 г., и это обстоятельство дало Юстиниану I возможность придумать блестящую замену.

Получившийся в результате собор Святой Софии был построен в удивительно короткие сроки, примерно за шесть лет, и был завершен в 537 году н.э. Необычно для того периода, когда оно было построено, хорошо известны имена архитекторов здания — Анфемий Тралльский и Исидор Милетский, а также их знакомство с механикой и математикой. Сооружение, которое сейчас стоит, по сути, представляет собой здание 6-го века, хотя землетрясение вызвало частичное обрушение купола в 558 г. (восстановлено в 562 г.), и было еще два частичных обрушения, после которых оно было перестроено в меньшем масштабе, а вся церковь укреплена. снаружи. Он был снова восстановлен в середине 14 века. Более тысячелетия это был Собор Вселенского Константинопольского Патриархата. Он был разграблен в 1204 году венецианцами и крестоносцами во время Четвертого крестового похода.

После завоевания Константинополя турками в 1453 году Мехмед II перепрофилировал его в мечеть, добавив деревянный минарет (снаружи башня, используемая для призыва к молитве), большую люстру, михраб (нишу указывает направление на Мекку) и минбар (кафедра). Либо он, либо его сын Баязид II возвели красный минарет, стоящий в юго-восточном углу сооружения. Оригинальный деревянный минарет не сохранился. Баязид II воздвиг узкий белый минарет на северо-восточной стороне мечети. Два идентичных минарета на западной стороне, вероятно, были заказаны Селимом II или Мурадом III и построены известным османским архитектором Синаном в 1500-х годах.

В 1934 г. турецкий президент. Кемаль Ататюрк секуляризировал здание, и в 1935 году оно было превращено в музей. В 1985 году собор Святой Софии был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Исторические районы Стамбула», в который входят другие крупные исторические здания и места этого города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы