Московское подворье соловецкого монастыря: Соловки — Подворье Соловецкого монастыря в Москве. Храм мученика Георгия Победоносца в Ендове. Подворья Соловецкого монастыря.

Разное

Соловки — Подворье Соловецкого монастыря в Москве. Храм мученика Георгия Победоносца в Ендове. Подворья Соловецкого монастыря.

История

Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове находится за Москвой-рекой, недалеко от Москворецкого моста и Балчуга, на улице Садовнической (историческое название — Нижние Садовники). Строительство первой деревянной церкви на этом месте относится ко времени Иоанна Грозного.

Наименование «в Ендове» связано, вероятнее всего, с особенностями местности: от прежнего русла реки остались ложбины, «ендовы».

В конце XVI века здесь была поставлена каменная церковь, согласно пожеланию архиепископа Арсения Елассонского, приехавшего в Москву в составе константинопольского патриаршего посольства в 1588 году.

В «смутное время» (1601-1612) храм был сильно поврежден. В эти годы при многих московских храмах устраивали небольшие крепости-остроги. Такой «острожек» был и около церкви великомученика Георгия.

Слобожане Нижних Садовников в 1653 году возвели новую пятиглавую церковь с трапезной палатой и шатровой колокольней. Главный престол храма был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя великомученика Георгия помещался с южной стороны алтаря. Около церкви находилось кладбище.

Облик храма менялся с течением времени. В 1729 году с северной стороны трапезной построен придел во имя святителя Николая Чудотворца, увенчанный одной главой.

В 1786 году храм постигло несчастье: разрушилась до основания колокольня, из-за того, что грунт под ней размыло водой, переполнившей Раушский канал. Повреждена была и трапезная. Долгое время церковь оставалась без паперти и колокольни.

Новая трехъярусная колокольня сооружена в 1806 году заботами прихожанина Павла Григорьевича Демидова. Она поставлена отдельно от храма с северной стороны.

Пожары 1812 года не миновали церковь великомученика Георгия. Выгорел весь интерьер, пострадали стены снаружи, утрачена большая часть церковной утвари. Прихожане храма терпели бедствия военного времени и были разорены пожаром. С величайшим трудом они восстановили придел во имя святителя Николая Чудотворца.

Через два года был сооружен новый придел во имя великомученика Георгия с южной стороны трапезной (ранее он располагался за иконостасом храма).

Только в 1829 году отстроена главная часть храма и освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1836 году в храме была построена существующая до нашего времени паперть. Особенно тщательно благоустройство и украшение храма проводилось стараниями церковного старосты Ивана Елисеевича Привалова (с 1864 по 1876 год). Сделана роспись стен в храме и трапезной, сооружены новые иконостасы в центральной части и в приделах, поставлены новые печи.

Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908 году, привело к затоплению храма и причинило серьезные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью. Работы по восстановлению храма проводились под руководством епархиального архитектора Н. Н. Благовещенского. В 1910 году трапезная была расписана художником А. И. Нахровым по образцам прежней росписи. Отреставрирована стенопись в центральной части храма.

Община храма осуществляла благотворительную деятельность. В начале XVIII века была построена богадельня для престарелых и больных. Находились здесь в основном люди военного звания. В течение некоторого времени она не действовала, но известно, что в конце XIX века богадельня была открыта вновь. При храме работала церковно-приходская школа, существовало Георгиевское братство трезвости. В годы первой мировой войны был развернут лазарет.

Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя. В 1960-1970 годах церковь великомученика Георгия была реставрирована. В результате реставрационных работ возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон. Окружавшие церковь домики причта были снесены.

Современность

16 июня 1992 года вновь учреждено Московское подворье Соловецкого монастыря. Монастырю был при этом передан московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове, настоятелем подворья назначен иеромонах (ныне архимандрит) Мефодий (Морозов).

После открытия подворья его деятельность заключалась главным образом, в подготовке совершившегося 20-22 августа 1992 года перенесения из Санкт-Петербурга на Соловки святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.

Первое Богослужение в храме Московского подворья состоялось 7 января 1993 года, в праздник Рождества Христова. Впервые, в течение всего Великого поста в храме проходили все службы, за исключением Божественной Литургии, а в Великий Четверток, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, настоятель подворья совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.

До января 1998 года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в 1998 году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале 2000 года возобновлены.

3 февраля 2001 года, в день празднования иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», на подворье был воздвигнут девятиметровый Поклонный крест в честь новомучеников Соловецких. Наместником монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения, Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.

Реставрационно-восстановительные работы на подворье продолжились в 2002 году. Были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведено частичное восстановление белокаменного цоколя, вызолочены медные подзоры на куполах. С февраля по август 2002 года проводилась реставрация масляной живописи XIX века на своде четверика храма. Осуществлялась эта работа бригадой под руководством художника-реставратора I категории Е.Н. Чабана.

2003 год стал юбилейным для храма великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Исполнилось 350 лет с того времени, когда в 1653 году была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученика Георгия. Она сохранилась до наших дней, несмотря на стихийные бедствия, войны, действия советской власти, которые уничтожили многие московские храмы.

12 ноября 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма был освящен в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Таким образом, был отмечен юбилей: 350-летие возведения древнего храма (1653) и 10-летие возобновления в нем богослужений (1993).

Работа над иконостасом в центральной части храма началась в феврале 2002 года. К началу 2003 года был сооружен первый ярус (местный чин). Иконы второго яруса (деисусный чин) создавались в течение 2003 года и перед Великим освящением храма были установлены в иконостасе. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (сентябрь 2004 года) он был уже трёхъярусным, с иконами праздничного чина. Начата работа над пророческим и праотеческим чином. Полный пятиярусный иконостас украсил храм к Пасхе 2006 года.

В октябре 2006 годы художники завершили настенную роспись алтаря в Николо-Георгиевском приделе. В настоящее время идет работа над эскизом росписей интерьеров храма, которую возглавляет известный московский иконописец Н. В. Нужный.

Хозяйственная деятельность Московского подворья тесно связана с оказанием помощи Соловецкому монастырю. Подворье направляет на Большой Соловецкий остров большое количество всевозможных грузов, как по железной дороге, так и автотранспортом. Эти грузы необходимы для ведения реставрационно-восстановительных работ, для обеспечения повседневной жизни братии монастыря.

Деятельность Попечительского совета обители, в состав которого входят представители различных учреждений, оказывающих благотворительную помощь Соловецкому монастырю, скитам и подворьям координируется на Московском подворье.

На подворье находится подразделение редакционно-издательского отдела, которое осуществляет большую помощь обители в издании литературы, под-бору материалов для включения в ежегодные издания: настольный и настенный выпуски «Соловецкого календаря», осуществляет полиграфическую деятельность в виде печатной продукции к Рождественским и Пасхальным праздникам (открытки, упаковки и др. ), принимает участие в подготовке фотовыставок, создании презентаций для проведения Попечительского совета монастыря. Ежемесячно издается московский выпуск «Соловецкого вестника», на страницах которого, кроме расписания богослужений на предстоящий месяц, помещаются душеполезные святоотеческие чтения, проповеди и поучения.

Святыни храма

Главная святыня храма — икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением Акафиста преподобным.

Особо чтимыми являются иконы Божией Матери «Державная» и «Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей. Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма.

Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии. Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май — в храме Московского подворья.

Приходская жизнь

При Соловецком подворье в Москве действует воскресная школа «Колокольчики» для детей прихожан. В настоящее время число воспитанников составляет 15 человек (их состав меняется в зависимости от различных обстоятельств) в возрасте от 6 до 13 лет. Целью деятельности школы является сообщение воспитанникам основных знаний о сущности Православной веры, их воцерковление и организация жизни в соответствии с традициями Русской Православной Церкви. Каждое воскресенье учащиеся воскресной школы причащаются Святых Христовых Таин за Божественной Литургией и, по мере возрастания, приучаются к исповеди.

Перед занятиями совершается трапеза. Организуют трапезу родители учащихся. Согласно монастырской традиции во время трапезы читаются жития и литературные произведения духовно-нравственного содержания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Занятия в воскресной школе обязательно соотносятся с церковным календарем. Темы и содержание занятий по разным предметам максимально скоординированы преподавателями, ведется дневник воскресной школы. Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников Подворья и прихожан на концерт. В притворе храма периодически вывешивается стенная газета, которая рассказывает о жизни воскресной школы Соловецкого подворья, на 3-м этаже административно-братского корпуса сформирован информационный уголок, где размещаются фотовыставка о работе воскресной школы и выставка поделок и рисунков учащихся.

Наряду с занятиями на Подворье регулярно совершаются паломнические поездки, организуются учебные экскурсии в музеи Москвы. На занятиях активно используются и обсуждаются кино- и видеоматериалы, образовательные компьютерные программы. Традиционными стали посещения театров «Камерная сцена» и «Глас».

Ответственным за деятельность воскресной школы является помощник На-стоятеля Подворья иеромонах Аксий (Лобов).

Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников подворья и прихожан храма на концерт.

Для учащихся организуются экскурсии по музеям Москвы и паломнические поездки с целью посещения монастырей и храмов Москвы и Подмосковья.

На Соловецком подворье в Москве ведется работа с учащимися и преподавателями Московской международной киношколы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Строителей, д. 15. Ответственным за эту деятельность является насельник Подворья иеромонах Лонгин (Новоселов), который проводит беседы с учащимися средних и старших классов. Тематика этих бесед весьма разнообразна. Ребят интересуют не только вопросы, связанные с историей Церкви, с ее таинствами и обрядами, но и всё, с чем сталкивается молодежь в современном обществе (вопросы выбора жизненной позиции, взаимоотношений со сверстниками, брака и многое другое). Для некоторых подобные беседы — первый опыт общения со священником на духовные темы. Встречи проходят как на территории Подворья, так и в стенах киношколы. Учащиеся киношколы принимают активное участие в трудах по благоустройству храма и территории Соловецкого подворья в Москве (моют окна в храме, подметают и убирают территорию и др.), причем делают это с большим воодушевлением и прилежанием.

Московское подворье планирует, по возможности, активизировать паломническую деятельность. Начиная с осени 2011 года целенаправленно и последовательно стала осуществляться организация паломнической службы. На первом этапе была спланирована организация пешеходных и автобусных экскурсий по Москве и Подмосковью. С ноября месяца 2011 года пешеходные экскурсии проводятся еженедельно, а единожды в месяц совершается автобусная паломническая поездка. Совершаются паломничества по монастырям, храмам и музеям Москвы с православной тематикой. Паломнические экскурсии тематически связаны с историей Соловецкого монастыря. Этим особенностям отвечает автобусная поездка в с. Фаустово (Подмосковное подворье монастыря), поездка по Москве, объединенная темой «Святитель Филипп и Иван Грозный в Москве», поездка в музей «Коломенское», где находятся старинные иконы из Соловецкого монастыря.

Деятельность паломнической службы носит и катехизаторский характер, поскольку раз в месяц после экскурсии проводятся беседы паломников с кем-либо из священномонахов Соловецкого подворья в Москве. После слова священника паломники имеют возможность задать вопросы на любые интересующие их темы. Это очень важная часть работы, которая привлекает новых прихожан и паломников.

Дальнейшее развитие паломнической деятельности на Подворье видится в организации поездок на Соловецкие острова. В настоящее время совместно с паломнической службой Соловецкого монастыря разрабатывается график данных поездок, их программа и периодичность.

Богослужения в храме совершаются ежедневно.

Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).

Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители.

В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00: читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00: служится малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.

По такому чину совершается суточный круг богослужения во все дни в течение года.

Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается таинство Соборования.

Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение. Начиная с 2012 года предполагается совершать богослужение в ночь с 31 декабря на 1 января, каковая традиция существует во многих московских храмах. 

Контакты

Почтовый адрес: 115035, Москва, ул. Садовническая, д. 6. Церковь великомученика Георгия в Ендове

Телефон/факс: +7 (495) 951 5644; e-mail: [email protected], официальный сайт: http://solovki.moscow/

Проезд: до станции метро «Новокузнецкая», далее по ул. Пятницкой в сторону Кремля

Подворье Соловецкого монастыря в Москве / Монастырский вестник


В конце XVI века здесь была поставлена каменная церковь, согласно пожеланию архиепископа Арсения Елассонского, приехавшего в Москву в составе константинопольского патриаршего посольства в 1588 году.

В «смутное время» (1601-1612) храм был сильно поврежден. В эти годы при многих московских храмах устраивали небольшие крепости-остроги. Такой «острожек» был и около церкви великомученика Георгия.

Слобожане Нижних Садовников в 1653 году возвели новую пятиглавую церковь с трапезной палатой и шатровой колокольней. Главный престол храма был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Придел во имя великомученика Георгия помещался с южной стороны алтаря. Около церкви находилось кладбище.

Облик храма менялся с течением времени. В 1729 году с северной стороны трапезной построен придел во имя святителя Николая Чудотворца, увенчанный одной главой.

В 1786 году храм постигло несчастье: разрушилась до основания колокольня, из-за того, что грунт под ней размыло водой, переполнившей Раушский канал. Повреждена была и трапезная. Долгое время церковь оставалась без паперти и колокольни.

Новая трехъярусная колокольня сооружена в 1806 году заботами прихожанина Павла Григорьевича Демидова. Она поставлена отдельно от храма с северной стороны.

Пожары 1812 года не миновали церковь великомученика Георгия. Выгорел весь интерьер, пострадали стены снаружи, утрачена большая часть церковной утвари. Прихожане храма терпели бедствия военного времени и были разорены пожаром. С величайшим трудом они восстановили придел во имя святителя Николая Чудотворца.

Через два года был сооружен новый придел во имя великомученика Георгия с южной стороны трапезной (ранее он располагался за иконостасом храма).

Только в 1829 году отстроена главная часть храма и освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1836 году в храме была построена существующая до нашего времени паперть. Особенно тщательно благоустройство и украшение храма проводилось стараниями церковного старосты Ивана Елисеевича Привалова (с 1864 по 1876 год). Сделана роспись стен в храме и трапезной, сооружены новые иконостасы в центральной части и в приделах, поставлены новые печи.

Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908 году, привело к затоплению храма и причинило серьезные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью. Работы по восстановлению храма проводились под руководством епархиального архитектора Н. Н. Благовещенского. В 1910 году трапезная была расписана художником А.И. Нахровым по образцам прежней росписи. Отреставрирована стенопись в центральной части храма.

Община храма осуществляла благотворительную деятельность. В начале XVIII века была построена богадельня для престарелых и больных. Находились здесь в основном люди военного звания. В течение некоторого времени она не действовала, но известно, что в конце XIX века богадельня была открыта вновь. При храме работала церковно-приходская школа, существовало Георгиевское братство трезвости. В годы первой мировой войны был развернут лазарет.

Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя. В 1960-1970 годах церковь великомученика Георгия была реставрирована. В результате реставрационных работ возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон. Окружавшие церковь домики причта были снесены.

Современность:

16 июня 1992 года вновь учреждено Московское подворье Соловецкого монастыря. Монастырю был при этом передан московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове, настоятелем подворья назначен иеромонах (ныне архимандрит) Мефодий (Морозов).

После открытия подворья его деятельность заключалась главным образом, в подготовке совершившегося 20-22 августа 1992 года перенесения из Санкт-Петербурга на Соловки святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.

Первое Богослужение в храме Московского подворья состоялось 7 января 1993 года, в праздник Рождества Христова. Впервые, в течение всего Великого поста в храме проходили все службы, за исключением Божественной Литургии, а в Великий Четверток, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, настоятель подворья совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.

До января 1998 года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в 1998 году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале 2000 года возобновлены.

3 февраля 2001 года, в день празднования иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», на подворье был воздвигнут девятиметровый Поклонный крест в честь новомучеников Соловецких. Наместником монастыря архимандритом Иосифом было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения, Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.

Реставрационно-восстановительные работы на подворье продолжились в 2002 году. Были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведено частичное восстановление белокаменного цоколя, вызолочены медные подзоры на куполах. С февраля по август 2002 года проводилась реставрация масляной живописи XIX века на своде четверика храма. Осуществлялась эта работа бригадой под руководством художника-реставратора I категории Е.Н. Чабана.

2003 год стал юбилейным для храма великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Исполнилось 350 лет с того времени, когда в 1653 году была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученика Георгия. Она сохранилась до наших дней, несмотря на стихийные бедствия, войны, действия советской власти, которые уничтожили многие московские храмы.

12 ноября 2003 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма был освящен в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Таким образом, был отмечен юбилей: 350-летие возведения древнего храма (1653) и 10-летие возобновления в нем богослужений (1993).

Работа над иконостасом в центральной части храма началась в феврале 2002 года. К началу 2003 года был сооружен первый ярус (местный чин). Иконы второго яруса (деисусный чин) создавались в течение 2003 года и перед Великим освящением храма были установлены в иконостасе. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (сентябрь 2004 года) он был уже трёхъярусным, с иконами праздничного чина. Начата работа над пророческим и праотеческим чином. Полный пятиярусный иконостас украсил храм к Пасхе 2006 года.

В октябре 2006 годы художники завершили настенную роспись алтаря в Николо-Георгиевском приделе. В настоящее время работа по росписи интерьера храма полностью завершена. Большую часть её выполнила бригада художников под руководством известного московского иконописца Н. В. Нужного.

Хозяйственная деятельность Московского подворья тесно связана с оказанием помощи Соловецкому монастырю. Подворье направляет на Большой Соловецкий остров большое количество всевозможных грузов, как по железной дороге, так и автотранспортом. Эти грузы необходимы для ведения реставрационно-восстановительных работ, для обеспечения повседневной жизни братии монастыря.

Деятельность Попечительского совета обители, в состав которого входят представители различных учреждений, оказывающих благотворительную помощь Соловецкому монастырю, скитам и подворьям, частично координируется на Московском подворье.

На подворье находится подразделение редакционно-издательского отдела, которое осуществляет помощь обители в подготовке изданий литературы к печати, а также осуществляет собственную полиграфическую деятельность в виде печатной продукции к Рождественским и Пасхальным праздникам (открытки, упаковки и др.), а также принимает участие в подготовке фотовыставок, презентаций для проведения Попечительского совета монастыря, предоставляет оргтехнику при подготовке ежегодных годовых отчетов для монастыря и всех скитов и подворий. Ежемесячно издается московский выпуск «Соловецкого вестника», на страницах которого, кроме расписания богослужений на предстоящий месяц, помещаются душеполезные святоотеческие поучения по теме предстоящих праздников и злободневных тем, касающихся духовной жизни прихожан.

Святыни храма:

Главная святыня храма — икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением Акафиста преподобным.

Особо чтимыми иконами Божией Матери являются: «Державная», «Хлебенная» (список келейного образа, святителя Филиппа, другое название – «Запечная», поскольку она явилась ему, когда он подвизался в хлебопекарне будучи молодым иноком) и «Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей. Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма. Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей поставлена на аналое для поклонения в Николо-Георгиевском приделе. Наконец, в центральном приделе находится мощевик с частицами святых мощей преподобных Глинских старцев.

Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и Целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии. Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май — в храме Московского подворья.

Приходская жизнь:


При Соловецком подворье в Москве действует воскресная школа «Колокольчики» для детей прихожан. Учащиеся, число которых обычно не превосходит 20–25 человек, разделены на три возрастные группы – от 6 до 15 лет. Целью деятельности школы является разъяснение и усвоение воспитанниками основных истин Православной веры, организация жизни в соответствии с традициями Русской Православной Церкви, воспитание навыков церковного искусства (пение, рисование и др.). Каждое воскресенье учащиеся воскресной школы причащаются Святых Христовых Таин за Божественной Литургией и, по мере возрастания, приучаются к исповеди.


Перед занятиями совершается трапеза. Согласно монастырской традиции во время трапезы читаются жития и литературные произведения духовно-нравственного содержания, которые обсуждаются на последующих занятиях. Занятия в воскресной школе обязательно соотносятся с церковным календарем. Темы и содержание занятий по разным предметам максимально скоординированы преподавателями. 2-3 раза в учебном году проводятся литературно-музыкальные композиции, посвященные истории Отечества, истории Церкви, выдающимся соотечественникам и проч. Так, например, были проведены вечера, посвящённые Александру Невскому, П.И. Чайковскому, Куликовской битве, преподобному Иоанну Дамаскину. Ежегодно особо отмечается праздник, посвященный Дню Победы, 9 мая.


Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию, сотрудников Подворья и прихожан на спектакль и праздничный концерт. В притворе храма периодически вывешивается стенная газета, которая рассказывает о жизни воскресной школы Соловецкого подворья, на 3-м этаже административно-братского корпуса сформирован информационный уголок, где помещены списки учащихся, расписание занятий, фотовыставка о работе воскресной школы и выставка поделок и рисунков учащихся.


Наряду с занятиями на Подворье регулярно совершаются паломнические поездки (Троице-Сергиеву лавру, Соборы Московского Кремля, Новодевичий монастырь, храм Воскресения Христова в Кадашах, прогулки по Москве с посещением храмов Св. Николая в Клёниках, Косьмы и Дамиана на Маросейке, где знакомимся с историей храма), организуются учебные экскурсии в музеи Москвы: музей Достоевского, Третьяковскую галерею, музей Васнецова, дом-музей П.И. Чайковского в Клину, поездка на Бородинское поле и др. В 2016 году была организована поездка на Соловецкие острова.


На занятиях активно используются и обсуждаются кино- и видеоматериалы, образовательные компьютерные программы. Традиционными стали посещения театров «Камерная сцена» и «Глас».


Проводились встречи с художником-монументалистом, переводчиком «Слова о полку Игореве» Артемьевым А.В., с детским психологов, автором книг Ириной Яковлевной Медведевой.


Ответственной за деятельность воскресной школы является  Ольга Глебовна Кожевникова.


Социальная деятельность Подворья, которая ведется с 2011 года,   в основном сосредоточена на помощи инвалидам из числа прихожан Подворья и  на переписке с заключенными (отправка им посылок и бандеролей).  Осенью 2016 года появилось новое направление деятельности Службы милосердия – социальная помощь в дошкольном отделении школы № 518 г. Москвы, где функционирует группа «Особенные дети» для детей-инвалидов.


 Церковное социальное служение осуществляется силами прихожан, добровольцев Социальной службы милосердия (около 30 человек), которая была создана в апреле 2015 года.


Духовное окормление Социальной службы совершает иеромонах Лонгин (Новоселов). Координатор Службы милосердия – помощник Настоятеля по вопросам социального служения Анапольская Наталья Александровна.  


Начиная с осени 2011 года целенаправленно и последовательно стала осуществляться деятельность паломнической службы. На первом этапе была спланирована организация пешеходных и автобусных экскурсий по Москве и Подмосковью. С ноября месяца 2011 года пешеходные экскурсии проводятся еженедельно с октября по май, а единожды в месяц совершается автобусная паломническая поездка.  Наши паломники совершают поездки и на Святою Землю, к православным святыням Крыма, других городов России. Пользуются популярностью автобусные поездки по монастырям Подмосковья. Такое разнообразие привлекает все новых паломников, многие из которых приезжают летом на Соловки и становятся нашими прихожанами в Москве.


В настоящее время основная задача Паломнической службы – организация поездок на Соловецкие острова, где паломники знакомятся с историей и современной жизнью Спасо-Преображенского ставропигиального Соловецкого мужского монастыря. Весь зимний сезон набираются группы индивидуальных паломников и из приходов. Поездки осуществляются в летнюю навигацию — с начала июня до середины сентября. Сотрудники Службы в это время работают с паломниками непосредственно на Соловках. Паломническая служба предлагает наиболее оптимальную программу из 6 дней пребывания на островах. График экскурсий строится с учетом расписания богослужений.


Паломническая служба проводит и благотворительную работу. На Подворье монастыря (в храме во имя Великомученика и Победоносца Георгия в Ендове) принимаются группы паломников, для которых проводятся экскурсии с рассказом о монастыре, храме и подворье. Регулярно в социальных учреждениях Москвы проходят лекции и экскурсии для пожилых людей. Дважды в год организуются вечера-встречи, посвященные Соловкам, благотворительные рождественские и пасхальные концерты.



Богослужения в храме совершаются ежедневно:


Божественная Литургия служится 3-4 раза в неделю, согласно расписанию, утвержденному настоятелем подворья. В эти дни богослужение начинается в 8:00 чтением утренних молитв, затем служится полунощница, часы и Божественная Литургия, после которой совершаются благодарственный и заказные молебны (по будням) и панихида (в субботу). В воскресные и праздничные дни по окончании Литургии совершается Крестный ход (кроме периода Великого Поста).

Вечернее Богослужение начинается в 17:00 чтением 9-го часа, затем совершается вечерня, утреня, 1-й час (если на следующий день служится Литургия). Всенощное бдение совершается накануне воскресных и праздничных дней и также начинается в 17:00, заканчиваясь 1-м часом и славлением преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. По средам в 17:00 служится молебен с акафистом святым преподобным Первоначальникам Соловецкой обители Зосиме, Савватию и Герману.

В дни, когда не совершается Божественная Литургия, богослужение начинается в 6:00 – читаются утренние молитвы, полунощница, служится братский молебен; вечернее богослужение начинается в 17:00, на котором совершается малое повечерие с канонами и Акафистом, входящими в ежедневное монашеское правило, и лития об усопших.

Кроме того, в период Великого Поста в храме по четвергам в 18:00 совершается Таинство Елеосвящения (Соборования) – кроме первой и последней седмицы Поста. В период Рождественского Поста это Таинство совершается лишь дважды.

Трижды в год совершаются ночные богослужения: Рождество Христово, Великая Суббота, Светлое Христово Воскресение.

Божий ГУЛАГ — Атлантика

Глобальный

Удаленный архипелаг — одно из самых святых мест России — и самое часто посещаемое.

Джеффри Тайлер

С верхушки побеленной колокольни — между пушечными луковичными куполами Спасо-Преображенского собора — гигантский колокол возвестил вечернюю литургию. Женщины в платках в широких шерстяных юбках и лохматые бородатые монахи в черных одеяниях спешили по мощеному двору Соловецкого монастыря, минуя меня, отводя глаза.

Я повернулся лицом к солнцу над массивными каменными стенами, ища тепла, которое ускользает здесь, в самой отдаленной святой цитадели России, расположенной на самом большом из Соловецких островов среди бушующего штормами Белого моря, сразу за Полярным кругом.

Соловецкий монастырь считается одним из самых значимых в стране. Но в монастыре, да и на самих Соловецких островах (сокращенно Соловках), находилась и самая печально известная тюрьма Иосифа Сталина, ГУЛАГ, в который он отправил многих своих идейных противников. Это двойное назначение сделало Соловецкий монастырь своего рода русской Голгофой, храмом-кладбищем, населенным как святым, так и ужасающим. Братские могилы разбросаны по всему острову. Мой гид резюмировал опыт жизни здесь: «Куда бы мы ни пошли сюда, мы чувствуем, что наступаем на кости».

Даже из Москвы, где я живу, поездка на Соловки, почти 650 миль на север, долгая и трудная для вновь прибывших. Из-за прерывистого полета я оказался на взлетно-посадочной полосе, кишащей арктическими комарами; изматывающая почки поездка из аэропорта на полноприводном фургоне привела меня по разбитой грунтовой дороге в поселок из лачуг и бараков с населением менее 1000 человек. Моя гостиница, тихая и наполовину утопающая в ольхах и березах, стояла у заброшенной тюрьмы, открытой всем ветрам, с черепами и скрещенными костями, все еще нарисованными на дверях камер. Почти везде, где я был во время моего пребывания, я слышал ветер, а не голоса, и был один или почти один или чувствовал себя в одиночестве — возвышенное, а временами и жуткое переживание. Но, возможно, не новый.

Перспектива уединения привлекла сюда первых русских. В начале 15 века два монаха высадились на северном побережье острова в поисках места религиозного уединения среди нетронутой тайги и болот. Они положили начало монастырским традициям, которые вскоре привели к основанию Соловецкого монастыря. Но почти с самого начала Соловецкие острова были также обителью ссылки и заключения. Изоляция и суровый климат хорошо подходили для исправительных нужд авторитарного государства, управляемого царем. Монахи и служили Богу, и исполняли обязанности тюремных надзирателей. В самых темных уголках монастыря они построили камеры, в которых содержались самые разные заключенные, от диссидентов-шляхтичей и странствующих священнослужителей до мятежных казаков и революционеров-декабристов.

Я поднялся по лестнице над монастырским амбаром и осмотрел несколько келий — невысокие сводчатые кирпичные камеры с крошечными зарешеченными окнами, выходящими на пустынный бурлящий залив Процветания. Опыт, созданный монахами, был легко превзойден, когда большевики установили царство садистского террора, который принес Соловкам дурную славу во всем Советском Союзе. За стеклом в одном из холодных сырых коридоров монастыря экспозиция фотографий и документов демонстрирует ужасное наследие того режима — разбросанные по полям скрюченные трупы, сложенные друг на друга черепа, разграбленные церкви, разбитые церковные колокола и приказы о казни. В 1923 января власти преобразовали монастырь-тюрьму (и остальную часть острова) в первый в стране концлагерь, предназначенный для «реабилитации» наиболее потенциально опасных «врагов народа» — писателей, поэтов, ученых и всех, кто попали в поле зрения революции. В 1930-е годы, когда отношения между Сталиным и Гитлером были теплыми, хотя и настороженными, немецкие офицеры посещали остров и изучали его «исправительный» режим, собирая по крупицам элементы, которые они вскоре использовали в гораздо более ужасающих масштабах.

Жуткие жестокости всех советских ГУЛАГов хорошо задокументированы, но даже в этом случае Соловки выделяются. Власти лагеря приветствовали каждую группу прибывающих заключенных, сразу расстреливая двух заключенных и избивая остальных лопатами. Запертые зимой в неотапливаемых камерах заключенные спали штабелями по три-четыре в глубину для тепла. Некоторых охранники обливали водой и заставляли часами ютиться на морозе. Из 80 000 советских людей, приговоренных к Соловкам в период с 1923 по 1919 г.39 здесь погибло около 40 000 человек.

Наконец, даже для сталинских властей на материке несанкционированные зверства Соловков превышали допустимые. В 1939 году лагерь закрыли, а некоторых его администраторов расстреляли. Остальных заключенных перевезли на материк. Как отметил другой экскурсовод, историк Олег Кодола, «к 1940 году вся страна превратилась в лагерь для военнопленных. Неважно, по какую сторону колючей проволоки ты находишься».

Сейчас, конечно, есть. В 1967, советские власти открыли музей в Соловецком монастыре, и монахи вернулись в 1990 году. Судя по консервативной одежде большинства русских туристов, окружавших меня во дворе, многие из них были в своего рода паломничестве, что-то прежнего, атеистического режима. никогда бы не потерпел. Их присутствие, а также монахов, направляющихся в церковь на вечернюю службу, напоминает, что для выживания в суровой Соловецкой обстановке вера может быть единственной константой.

Соловецкий кремль — подробное описание и фото. Карта мест, туристических маршрутов

Соловецкие острова, Северо-Запад, Россия

Первые деревянные храмы Соловецкого кремля были построены на острове в 30-х годах 15 века монахами Германом и Савватием, приплывшими на Соловки в общей лодке для основания обители там. Преподобный Зосима был первым игуменом обители.

Получив от царя грамоту на «вечное владение Соловецкими островами», монастырь стал быстро развиваться и к 18 г. стал одним из крупнейших землевладельцев России.

В 16 веке Соловецкий монастырь был окружен крепкими стенами со сторожевыми башнями из гигантских валунов. Так сформировался облик монастыря, который с тех пор стал называться Соловецким кремлем. По своей территории Соловецкий кремль входит в число крупнейших монастырей России и уступает только Кирилло-Белозерскому монастырю.

Средний вес каменных блоков, использованных для стен и башен Соловецкого кремля, колебался от 5 до 8 тонн. Вес некоторых фундаментных блоков достигал 20 тонн. Промежутки заполнялись особо прочным кирпичом и раствором.

Николаевские ворота и большие валуны у основания Никольской башни Соловецкого Кремля

Стена Соловецкого Кремля, обращенная к Белому морю, со Святыми воротами (справа), Успенской башней в центре) и Корожной (сторожевой) башне (на холме).

В большинстве северных городов монастыри строились примерно так же, но нигде не использовалось такое количество каменных блоков. Прочность стен Соловецкого Кремля была доказана во время Крымской войны, когда в 1854 году Соловецкий Кремль был осажден двумя английскими военными кораблями «Бриск» и «Миранда». Три дня обстреливали монастырь с близкого расстояния, но чугунные ядра не наносили ущерба стенам, а просто отскакивали от них.

Соловецкий Кремль защищала небольшая бригада отставных солдат, которых тогда называли «инвалидами». Они обстреляли корабли из орудий Корожной и Приадильной башен, помешали высадке десанта и повредили мачту «Миранды». Капитан эскадры писал в своих мемуарах: «Я мог бы уничтожить три города тем количеством шаров, которые были выпущены по Соловецкому кремлю, но он остался цел». 16 век. Первая каменная церковь, Успенская, была построена в 1552-56 гг. А уже через два года, в 1554 году, на деньги, собранные по всей России, был заложен огромный Спасо-Преображенский собор. Он построен русскими мастерами, хотя некоторыми элементами напоминает готические соборы Европы. Высота пятиглавого Спасо-Преображенского собора достигает 40 метров, а толщина стен – 5 метров. Звонница и несколько других церквей Соловецкого Кремля были построены в последующие века.

Арка входа в Спасо-Преображенский собор Соловецкого Кремля

Стены и храмы Соловецкого Кремля, вид с южного берега Бухты Благоденствия

Все стены и башни Соловецкого Кремля сложены из таких огромных валунов ( по 6-8 тонн каждый)

Очень интересно будет провести экскурсию по флигелям Соловецкого монастыря, как технически был обеспечен монастырь несколько веков назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts