Можно ли крестик снимать на ночь: Сайт Горловской и Славянской епархии
|
Почему нельзя снимать нательный крест — Кириллица — энциклопедия русской жизни
2017-09-28 14:32:57
Ирина Шлионская
Многие из нас, являясь крещеными, надевают нательные кресты, только отправляясь в церковь. Допустимо ли это? Священнослужители дают однозначный ответ – нет. Почему?
Зачем православным крест
Носить нательный крест постоянно не всем кажется удобным. Во-первых, не всегда мы стремимся демонстрировать свое вероисповедание. Во-вторых, крест, с нашей точки зрения, может неуместно смотреться в сочетании с деловым костюмом или вечерним нарядом. В-третьих, он может мешать в ванной, во время сна и прочее. Поэтому часто мы кладем крестик куда-нибудь в шкатулку, вспоминая о нем лишь когда собираемся посетить храм.
Казалось бы, ничего страшного в этом нет: на дворе XXI век, и светская жизнь отделена от духовной. Однако на деле это не так. Приняв православное крещение, мы вверяем себя Богу.
Крест – это вещественное свидетельство принадлежности человека к христианской церкви: «Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)» (Ефрем Сирин, преподобный. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Ч.1. Слово 103).
Иеромонах Иов (Гумеров) говорит: «Мы должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается таинство крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать».
Нательный крест – это не амулет
По словам иеромонаха Гумерова, человек, который крещен, но не носит креста, страдает маловерием и как бы отрекается от своей религии. Недаром о безнравственных людях на Руси говорили: «На нём креста нет».
К сожалению, многие воспринимают крещение как формальность и не видят необходимости в постоянном соблюдении церковных канонов. А ведь ношение креста – важнейший из них! Отказываясь от креста, вы отказываетесь и от самой православной веры.
Кстати, существует множество историй и легенд о том, как нательный крест спасал людей от смерти, нечистой силы и других бед. Даже если вы не воцерковлены, то по крайней мере стоит задуматься на эту тему.
Вместе с тем, нельзя однозначно расценивать человека с нательным крестом как истинно верующего, а человека без креста – как грешника. Ведь вера не заключается только в ношении креста.
Напротив, бывают случаи, когда человек на время вынужден снять крест в связи с какими-то обстоятельствами – например, крестик испортился, загрязнился, порвалась цепочка и т.п.
«Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия, — утверждает протодиакон Сергий Шалберов. — Но исторически сложилось так, что этот обычай настолько стал привычным и вошел в норму христианской жизни, что отсутствие крестика стало расцениваться как грех и отступление от веры. Отсюда у очень многих родилось ложное отношение к нательному кресту, как к некоему амулету, который помогает независимо от степени веры и нравственности носящего. Однако, если человек не будет стараться жить по евангельским заповедям, то крест, который он носит на себе, может послужить вовсе не во благо, а в еще большее осуждение. И напротив, вынужденное снятие креста для человека праведной жизни нисколько не умалит его праведности, и не будет грехом».
Как правильно обращаться с крестом
Другое дело, что не обязательно все время носить один и тот же крестик – например, тот, который на вас надели при крещении. Если вы потеряли его или по какой-то причине он вас не устраивает, можно приобрести в церковной лавке другой освященный крест и носить на шее. Старый же крестик лучше отнести в храм, там его могут отдать в переплавку. Или же можно хранить его дома, в укромном месте.
Не забудьте также, что нательный крест не положено носить поверх одежды или использовать его как украшение. Также не следует носить его на одной цепочке с иконками, ладанками или украшениями. Тем более нельзя сочетать православный крест с оккультной символикой.
Читайте наши статьи
на Дзен
Почему мы освещаем Распятия и другие изображения в последнюю неделю Великого поста?
В Римском Миссале мы находим такую информацию: «В епархиях Соединенных Штатов может соблюдаться практика покрытия крестов и образов по всему храму с [пятого] воскресенья [Поста]. Кресты остаются закрытыми до окончания празднования Страстей Господних в Страстную пятницу, а изображения остаются закрытыми до начала пасхального бдения».
Хотя закрытие статуй и изображений в последние недели Великого поста может показаться нелогичным, католическая церковь рекомендует эту практику, чтобы обострить наши чувства и пробудить в нас тоску по пасхальному воскресенью.
Но зачем прикладывать такие усилия, чтобы скрыть образы, призванные вознести наши сердца и умы к небесам?
Прежде всего, мы используем вуали, чтобы предупредить нас об особом времени, в котором мы находимся. Когда мы заходим в церковь и замечаем, что все покрыто, мы сразу же понимаем, что что-то изменилось. Эти последние две недели Великого поста должны стать временем непосредственной подготовки к Священному Триденствию, и эти завесы являются убедительным напоминанием о том, что нужно подготовиться.
Во-вторых, завесы сосредотачивают наше внимание на словах, произносимых на мессе. Когда мы слушаем повествование о Страстях, наши чувства позволяют сосредоточиться на поразительных словах из Евангелия и по-настоящему войти в сцену.
В-третьих, Церковь использует вуали, чтобы усилить чувство предвкушения пасхального воскресенья. Это еще более актуализируется, когда вы посещаете ежедневную мессу и каждый день видите завесы. Вы не хотите, чтобы они были там, потому что они скрывают очень красивые изображения.
И в этом вся суть: завесы не должны быть там вечно. Изображения должны быть раскрыты; для них неестественно быть покрытыми.
Открытие перед Пасхальным бдением — прекрасное напоминание о нашей собственной жизни на земле. Мы живем в «завуалированном» мире, в изгнании из нашего истинного дома. Только благодаря спасению завеса поднимается и мы, наконец, можем видеть красоту всего в нашей жизни.
Эта традиция должна выполняться не только в нашем приходе, но и может стать плодотворным занятием для «домашней церкви». Семьям также рекомендуется подражать этой практике и скрывать в своих домах видные религиозные изображения. Это также прекрасная традиция, которую мы передаем нашим детям, они будут ею заинтригованы и сделают это время года по-настоящему особенным для них. Мы прилагаем большие усилия, чтобы украсить наши дома к Пасхе, так почему бы не подготовиться к великому празднику, используя вуали?
[С сайта Aleteia.org — https://aleteia.org/2016/03/19/why-do-we-cover-crucifixes-and-statues-during-lent/]
изображение: Корин Симонсирик
Последние сообщения
Новогоднее сообщение
Рождественское сообщение
Что, Рождество в воскресенье?
Начните печатать и нажмите Enter для поиска
Апологетика: возможно ли, что тело Иисуса было оставлено на кресте?
Непристойность креста в древнем мире
За редким исключением, даже самые скептически настроенные ученые признают, что Иисус был распят, и не без оснований. О распятии Иисуса упоминают не только христианские авторы, но и римский историк Тацит. Крайне маловероятно, чтобы христиане первого века придумали такую позорную судьбу основателю своей веры. В первом веке нашей эры распятие представляло собой самый мрачный путь к смерти.
Современным людям почти невозможно осознать всю непристойность распятия в древнем мире. Уже с третьего века до нашей эры само слово «распни» было вульгаризмом, не шедшим свободно из уст культурных людей. В одном древнем документе римская проститутка бросила это оскорбление — возможно, самое непристойное ругательство в ее лексиконе — в адрес неотесанного покровителя: «Иди, распни себя!» Римский философ Сенека так описывал то, чему он был свидетелем при распятии: «Я вижу там колья — не одного вида, а многих. Некоторых жертв кладут головой вниз; у некоторых в гениталии вбиты шипы; другие протягивают руки на виселице».
Вот почему римляне в первом и втором веках называли христианское поклонение распятому Богу «глупостью», «безумием» и «идиотизмом».
Одним из самых ранних графических изображений такого поклонения является обрывок граффити конца второго века, обнаруженный недалеко от Рима во дворце, где рабов обучали служить императорской семье. На этом граффито мужчина с ослиной головой обнаженным свисает с креста. У подножия креста кто-то преклоняет колени, окруженный этими небрежно нацарапанными словами: Alexamenos sebete theon . «Алексаменос поклоняется Богу». Кто-то — возможно, слуга, готовившийся служить самому Цезарю, — высмеивал молодого человека по имени Алексаменос, потому что Алексаменос принял новую религию, веру, основанную на божестве, которое понесло наказание за грехи человечества на кресте.
Что случилось с трупами распятых?
Позор распятия был глубже, чем нагота, пытки и насмешки. В большинстве случаев распятые тела даже не хоронили. Вместо этого в дни, последовавшие за смертью распятых, клювы стервятников и зубы диких собак разорвали трупы в клочья и разбросали их останки по сельской местности.
Римское распятие было государственным терроризмом; его функция заключалась в сдерживании сопротивления восстанию, и тело обычно оставляли на кресте на съедение диким зверям. … Норма заключалась в том, чтобы распятые гнить на кресте или были брошены на падаль.
Согласно некоторым критикам новозаветных евангелий — например, Джону Доминику Кроссану из Семинара Иисуса — то же самое произошло и с Иисусом. Поглощенная птицами и зверями, плоть Иисуса выродилась в желудках диких тварей и превратилась в навоз, разлагающийся на солнце в переулках Иудеи.
Неприятная мысль, не так ли?
Не тот конец, который вы себе представляли для кого-то столь прославленного, как Иисус.
Ну и что, если это правда?
У этих критиков есть некоторые археологические и литературные свидетельства, которые стоят на их стороне. Вскоре после рождения Иисуса римский полководец Вар распял сразу две тысячи еврейских мятежников. Во время осады Иерусалима в 69 и 70 годах нашей эры римский полководец Тит распял еврейских пленников на глазах у жителей Иерусалима. В каждом из этих случаев — и во многих, многих других случаях массовых казней — тела, по-видимому, оставались на крестах. Там погода и дикие существа превратили их плоть в пыль и навоз. Светоний иронично заметил о распятом человеке: «Птицы-падальщики быстро позаботятся о его погребении». «Стервятник спешит, — утверждал сатирик Ювенал, — от мертвого скота к мертвым собакам и к крестам». Эпитафия жертве убийства во втором веке включает в себя этот навязчивый пункт: «Мой убийца был повешен на дереве еще при жизни на благо зверей и птиц».
У критиков тоже есть кость, которая может поддержать их аргументы — пяточная кость с шипом, если быть точным. На протяжении четырех столетий римляне распяли десятки тысяч убийц, революционеров и людей, оказавшихся не на той стороне политических течений. И все же единственный фрагмент, который был найден из этих тысяч трупов, — это одна единственная пяточная кость, все еще пронзенная шипом. Согласно надписи на стене склепа этого человека, этого человека звали Иоанн; он был евреем.
И почему сохранились останки только одного распятого тела? Ну, по мнению некоторых скептиков, таких как Джон Доминик Кроссан, это потому, что почти во всех случаях погода и дикие существа имели дело с трупами распятых. Кроссан заявляет:
Мы нашли только одно тело из всех тысяч, распятых вокруг Иерусалима в том столетии. Я все думаю обо всех тех тысячах евреев, распятых вокруг Иерусалима в том страшном первом веке, из которых мы нашли только один скелет и один гвоздь. … Думаю, я знаю, что случилось с их телами, и у меня нет причин думать, что тело Иисуса не присоединилось к ним.
Итак, согласно этой группе критиков, тело Иисуса никогда не хоронили. Вместо этого его плоть стала падалью для диких зверей.
А воскресение? С точки зрения Кроссана, воскресение было чистой фикцией — не более чем галлюцинацией, возникшей из глубоко укоренившихся надежд и мечтаний учеников о том, что они могут снова увидеть Иисуса.
Если такие критики правильно реконструировали историю, Страстная пятница не была хорошей, а Воскресение — не триумфом.
Иисус умер, его труп остался на кресте, а воскресение было не чем иным, как чередой галлюцинаций и вымыслов.
Так что же на самом деле случилось с телом Иисуса?
Есть ли историческое основание полагать, что тело Иисуса было погребено так, как утверждают новозаветные евангелия?
А может быть, Кроссан и другие критики правы?
Я убежден, что исторические свидетельства мало подтверждают утверждение Кроссана о том, что труп Иисуса стал падалью для собак и птиц. На самом деле, в контексте Иерусалима около 30 г. н.э., наилучшие доступные свидетельства указывают на точно противоположное направление . Даже если вы со мной не согласны, пожалуйста, по крайней мере взгляните вместе со мной на обе стороны доказательств захоронения распятого тела Иисуса.
Религиозные лидеры хотели, чтобы тело Иисуса было похоронено
В большинстве районов Римской империи распятые тела действительно становились добычей для стервятников и собак — это несомненно.
Но не всегда и не везде.
В Иудее — и особенно вокруг Иерусалима — существовал закон, который, с точки зрения еврейского народа, исходил из более высокого источника, чем кесарево. В этом законе Бог повелел израильтянам: «Если кто-то совершит преступление, караемое смертной казнью, за которое он будет казнен, и если вы повесите его на дереве, его тело не должно оставаться на дереве всю ночь. Похороните его в тот же день, ибо всякий, повешенный на дереве, осужден Богом. Не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел» (Второзаконие 21:22–23; см. также Иезекииль 39).:14-16).
Храмовый свиток из свитков Мертвого моря в Кумране свидетельствует о том, насколько серьезно евреи относились к этой заповеди даже во времена изгнания и оккупации: «Вы не должны оставлять тела на ночь на дереве; несомненно, вы похороните их даже в день их смерти». Еврейская книга Товита — занимательный небольшой текст, написанный в период между Ветхим и Новым Заветами — определяет погребение брошенных трупов как акт высшего благочестия. Ближе к концу первого века нашей эры еврейский историк Иосиф Флавий противопоставил еврейский взгляд на распятые тела типичным римским обычаям. По словам Иосифа Флавия, «евреи добросовестно относятся к своим погребальным обычаям — настолько, что даже преступников, приговоренных к распятию, убирают и хоронят до захода солнца!» В другом сочинении Иосиф Флавий заявил: «[Евреи] должны давать огонь, воду и пищу каждому, кто попросит, указывать правильный путь и никогда не оставлять труп непогребенным». Позже раввины поддержали эту заботу о покойном. По мнению раввинов, хотя тела преступников нельзя было сразу помещать вместе с телами их предков, даже преступников нужно было хоронить. После того, как их плоть разложилась, кости преступников были помещены в семейную гробницу.
Особенно в преддверии такого важного праздника, как Песах, еврейский народ и особенно религиозные лидеры хотели бы, чтобы тело Иисуса было снято с креста. И в случае такой популярной и потенциально проблематичной фигуры, как Иисус, вполне вероятно, что кто-то был готов похоронить его, даже если это действие сделало человека церемониально нечистым.
В этом контексте просьба Иосифа Аримафейского имеет смысл (Марка 15:43-45). Безусловно, Иосиф хотел почтить тело Иисуса. Но, с точки зрения Понтия Пилата и других членов правящего совета, вот как мог выглядеть его мотив: как член правящего совета Иосиф из Аримафеи хотел, чтобы труп был убран до захода солнца, чтобы избежать какого-либо осквернения на земле Израиля. (Второзаконие 21:23). Захоронение под надзором еврейского правящего совета также соответствует папирусу Каир 10759.— фрагментарное повествование о жизни Иисуса, которое, хотя и написано через несколько десятилетий после апостольских свидетелей, сохраняет остатки древнего пересказа повествования о воскресении, независимого от новозаветных евангелий.
Кто-то хотел бы похоронить тело Иисуса — это кажется несомненным. И римские власти, и правящий совет хотели как можно скорее подавить любую лояльность этому потенциальному Мессии. Кроме того, с еврейской точки зрения, не похоронить его тело было бы нарушением закона Божьего. Таким образом, вопрос не в том, просил ли бы кто-нибудь тело Иисуса — кто-то просил бы. Вопрос в том, действительно ли римляне удовлетворили бы такую просьбу? Ответ на этот вопрос однозначно да.
Понтий Пилат отдал бы тело Иисуса для погребения
Известно, что во времена восстаний и войн римляне игнорировали местные обычаи оккупированных народов. Вот почему, подавляя еврейское движение за независимость в 70 г. н.э., римляне распяли тысячи евреев и оставили трупы гнить на своих крестах.
Но Иисуса распяли не во время войны.
На самом деле он был распят в относительно мирный период истории Иудеи.
И во времена относительного мира римляне постоянно соблюдали законы оккупированных наций. «Римляне, — утверждал Иосиф Флавий, — не требуют… от своих подданных нарушать их национальные законы».
В рамках этой модели терпимости к местным особенностям Понтий Пилат передал бы тело умершего еврея своему народу, даже если бы римское право не требовало этого. Ведь разве Ирод Антипа не отдал своим ученикам тело Иоанна Крестителя после того, как обезглавил популярного пророка? Во время потенциально нестабильного религиозного праздника у Пилата была бы еще большая причина уважать местные обычаи. Отчаянная решимость Пилата сохранить мир во время Пасхи, вероятно, убедила правителя отдать тело Иисуса для погребения.
Но такие уступки были не просто римской практикой.
Римское право.
Вот что Pandectae — краткое изложение римского правового кодекса — заявил о телах распятых преступников:
Тела осужденных на смерть не должны отказывать их родственникам; и [Цезарь] Август Божественный в десятой книге своей Жития сказал, что это правило соблюдалось.
В настоящее время тела тех, кто был наказан, хоронят только тогда, когда это запрошено и получено разрешение; а иногда и не разрешается, особенно если лица осуждены за государственную измену. … Тела лиц, которые были наказаны, должны быть переданы тому, кто попросит их для захоронения.
Это полностью соответствует описанию в Евангелиях Нового Завета. Римский закон требовал, чтобы Пилат предоставил тело Иисуса «любому», кто просил его «для погребения». Когда Иосиф из Аримафеи попросил тело Иисуса, Пилат подтвердил, что Иисус мертв — он уже однажды имел дело с Иисусом и не хотел иметь с ним дела снова, если тот еще не совсем мертв, а его последователи каким-то образом воскресили его. Как только сотник подтвердил, что Иисус умер, Пилат удовлетворил просьбу Иосифа.
«Римская юридическая практика, — утверждает Герд Людеманн в книге Что произошло на самом деле?: Исторический подход к воскресению , — предусматривала, что кто-то, кто умер на кресте, сгниет там или будет съеден стервятниками, шакалами или другими животными. ». Несмотря на уверенное название текста Людеманна, это было , а не «что произошло на самом деле»; Римская юридическая практика прямо предусматривала прямо противоположное этому утверждению. За исключением массовых распятий во время войны или восстания, погребение было запрещено только тогда, когда римский гражданин был казнен за государственную измену — категория, в которую распятие Иисуса определенно не вписывалось. Иисус из Назарета не был римским гражданином; его казнили не потому, что он составил заговор против Цезаря, а потому, что утверждалось, что он утвердил царскую власть над еврейским народом, что могло (по крайней мере, с точки зрения римлян) привести к восстанию.
Почему на крестах осталось так много тел?
Так почему же — если семьи могли запросить казненный труп — в римской литературе так много упоминаний о поедании распятых трупов птицами и зверями? И почему была найдена только одна пяточная кость от одного распятого человека?
Не забывайте об этом важном факте: распятие считалось высшим бесчестием в древнем мире. Само слово «распять» в приличной компании не упоминалось. Римляне предпочитали самоубийство кресту. Таким образом, за пределами еврейских провинций для семьи было бы крайне необычно вернуть себе труп своего распятого родственника; семьи отреклись бы от этого человека из-за позора, который действия обвиняемого преступника навлекли на имя их семьи. Эти покинутые тела — подавляющее большинство жертв римского распятия — остались на своих крестах, чтобы быть сожженными. Так их останки превратились в прах Римской империи. Но случай с Иисусом — евреем, распятым недалеко от Иерусалима накануне популярного религиозного праздника — не соответствует типичной схеме: евреи хотели, чтобы Иисуса похоронили, и римская практика требовала, чтобы Понтий Пилат удовлетворил эту просьбу.
Источники
11QT64:11-13; 11QT48:10–14; 4Q524.
Крейг Эванс, «Еврейские погребальные традиции и воскресение Иисуса»: http://www.craigevans.com
Н. Хаас, «Антропологические наблюдения за останками скелетов из Гиват ха-Мивтар», Israel Exploration Журнал 20 (1970) 38–59.
Мартин Хенгель, Распятие в Древнем мире и безумие Крестного послания rev. изд. (Миннеаполис, Миннеаполис: Аугсбургская крепость, 1977).
Иосиф Флавий, Antiquitates Judaica, 17:10; 18:5; Еврейская война, изд. Х.