Можно ли крестить умершего человека: Как покрестить человека после смерти? – Православный журнал «Фома»

Разное

Крещение умерших


Одним из спорных в христианстве считается обряд «Крещение умерших».


Само понятие было популяризировано в годы раннего становления религии. Многие язычники, уверовав во Христа, задавались мыслью о том, смогут ли они встретиться со своими родственниками, похороненными без крещения. Ведь если христианский Рай, куда стремится попасть верующий, открыт лишь для прошедших таинство Крещения, то встреча с умершими родителями и родственниками, оставшимися язычниками и некрещеными, неосуществима.

Корни обряда крестить мертвых – в раннем христианстве


Дабы успокоить умы своей паствы, ранние христианские священники практиковали обряд крещения мертвых. Сейчас сложно сказать, что подразумевалось под этим таинством и происходило ли оно заочно или с выкапыванием праха предков. Но о его распространённости можно судить по речи апостола Павла в Евангелии:


Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? (1-е Коринфянам 15:29)

Ярослав Мудрый крестил прах своих родственников


Достоверно известно, что Ярослав Мудрый, беспокоясь о посмертной судьбе своих дядьёв Олега и Ярополка, приказал извлечь их останки и окрестить. После совершения обряда прах был упокоен в Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве.


Подробнее об этом изложено в древнерусской памятке «Повесть временных лет».


Родня принимает крещение за умерших


Существует ещё одна трактовка вышеприведённых строк апостола Павла: вместо и за умерших пройти таинство Крещения могут их близкие родственники. По некоторым раннехристианским трактовкам считалось, что дух усопшего временно пребывает во плоти живущего человека и тем самым, получает через него божью благодать. По окончанию обряда Крещения душа вновь выходит за грань телесного и устремляется к Господу.


Данное понимание цитаты из Святого Писания принимается с оговорками. Проведение Крещения за умершего не означает, что упокоенного можно именовать христианином. Ведь только сам человек (в данном случае – его душа), решает, принимать ли учение Христа.


Обряд, совершённый в земных условиях, лишь даёт возможность обрести Бога после смерти. В случае, если крещение было проведено в разрез с волей почившего, он в загробном мире может отвергнуть проявленную милость.

Православие и католицизм осуждают крещение покойных


Православные и католические теологические доктрины осуждают обряд крещения мертвых и считают его еретическим.


Одним из аргументов выступает невозможность причастия – мертвое тело не может причаститься телу и крови Христовой – вкусить хлеба и вина. Большинство протестантских деноминаций также отвергает подобную традицию.

Мормоны – семья вместе, крещение врозь?


Мормоны верят, что посмертное крещение помогает душам умерших в посмертной жизни и практикуют крещение предков членов церкви. Посмертное крещение связано с учением церкви о том, что семьи проводят вечность вместе, но крещение автоматически не обращает ушедших из жизни в мормонство.

Какие еще христианские конфессии принимают обряд крещения покойных?


Практикуют обряд Староапостольская и Новоапостольская Церкви, японская Церковь «Дух Иисуса» и ряд других конфессий.


Возможно, вам будет интересно:

  • Похороны в Православии
  • Похороны в Иудаизме
  • Похороны в Протестантизме

24 апреля 2018

Консультация по организации похорон

Звоните

+7 (495) 100-3-100

Оставить заявку на звонок

что делать с крестиком покойного

Жизнь многогранна и скоротечна. У каждого из нас наступает такой момент, когда уходят в мир иной близкие родственники, друзья, коллеги. По православным канонам нательный крестик отправляется в последний путь вместе со своим хозяином. Но бывает и так, что родители, дедушка или бабушка оставляют символ веры в наследство. Что делать с крестиками умерших людей? Куда и как их следует передать или носить самостоятельно?

Важно понимать, что нательный крест — это не красивое и дорогое украшение, а принадлежность к определенному религиозному течению, олицетворяющая неразрывную связь с Господом!

После смерти верующего, согласно православным канонам, символ веры должен оставаться на шее его обладателя.

Золотая подвеска «Крестик» с бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)

Можно ли носить крестик умершего родственника

В силу разного рода обстоятельств, священная реликвия, принадлежавшая умершему, может попасть в руки наследников или дорогих и близких ему по духу людей. Как правильно носить крестик умершего мужа или жены? Можно или нельзя дочерям и сыновьям носить крестик умершего отца или мамы? Православная церковь дает положительный ответ на заданные вопросы.

Если крестик освящен и носился родителем или родственником при жизни или хранился в семье, как фамильная реликвия, — его можно и нужно использовать по назначению. Одно условие: правопреемники должны тоже быть верующими и крещеными.

Если крестик был ранее приобретен или получен в дар и не освящен, наследники могут освятить его в церкви (обряд освящения выполняет только священнослужитель). А затем верующие и крещеные родственники могут использовать его в качестве нательного креста.

Также следует поступить и в том случае, если правопреемники сомневаются в том, был ли изначально освящен нательный крестик.

Носить крестик умершего родственника или хранить его как семейную реликвию, — каждый решает для себя самостоятельно.

Освященный нательный символ, оставшийся от умершего, несет в себе две важнейших функции:

  • Дает возможность почувствовать единение с Господом, жить в соответствии с заповедями Христа, находиться под его незримой защитой.
  • Ощущать внутреннюю взаимосвязь, помощь и поддержку в трудные минуты от бывшего хозяина крестика.

Возможно, такое энергетическое единение является плодом воображения, но, тем не менее, если эта взаимосвязь близких ранее людей ощущается и после смерти одного из них — это хороший знак.

В реальной жизни отрицательные эмоции и стрессовые ситуации являются настолько частым явлением, что любая «помощь» дорогого человека, пусть даже на ментальном уровне, очень важна.

Куда деть крестик умершего человека

Ситуация, когда наследники или правопреемники покинувшего мир человека не являются верующими людьми или следуют другой религии, также разрешима. Можно хранить крестик умершего родственника дома в качестве фамильной, передаваемой из поколения в поколение реликвии. 

Время от времени, возвращаясь к нательному крестику умершего человека, в памяти всплывают лучшие моменты жизни, отношений с ним и становится приятно и тепло оттого, что он просто был рядом. Память хранит многие ситуации, не давая возможности забывать все лучшее, что было на разных этапах жизненного пути.

Золотая подвеска с сапфирами и бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)

Некоторые малообразованные и неверующие люди, столкнувшись с ситуацией, когда после смерти родственников остаются атрибуты веры, либо попросту не знают, куда девать крестик умершего человека, либо пытаются любыми путями избавиться от вещи. Это в корне неправильно! Такая позиция, согласно ответу священника, не только попирает устои веры, но и является безнравственной по отношению к умершему.

Если по какой-либо причине нательный крестик невозможно использовать или оставить дома на хранение, — принесите его в храм и отдайте священнослужителю. Христианская реликвия должна быть возвращена в лоно Христа и оставаться там до востребования.

К вещам умерших людей, особенно связанных с вероисповеданием, всегда следует относиться с особым уважением. Для близкого, ушедшего в иной мир человека, они представляли определенную духовную ценность. Поэтому можно в полной мере воспользоваться правом преемственности поколений и оставить реликвию, как память о близком.

Есть ли такая вещь, как крещение для мертвых? (1 Коринфянам 15:29)

В 1 Коринфянам 15:29 Павел заявляет: «Если же воскресения нет, то что будут делать крестившиеся для мертвых? Если мертвые вовсе не воскресают, то зачем за них крестятся?» Из этого отрывка Писания можно предположить, что Павел утверждал существование крещения для мертвых. Концепция крещения за умерших не согласуется с теологией Павла; поэтому, почему Павел вообще упоминает об этом? Существует ли на самом деле крещение за мертвых?

Есть ли крещение мертвых?

Эту концепцию трудно понять, поскольку она не соответствует Библии, и многие комментаторы Библии не уверены в точном значении крещения за умерших. Общее мнение о крещении за умерших состоит в том, что считается, что живой человек может быть крещен вместо умершего любимого человека, чтобы умерший обрел спасение.

Заявление живого человека о исповедании веры умершего человека должно означать, что умерший человек был «крещен» и, в конечном счете, «спасен». Происхождение этой концепции, кажется, началось с языческих практик Древней Греции. К сожалению, эта концепция до сих пор преподается среди культов, таких как Церковь Святых последних дней, ранее известная как мормонизм.

Нельзя обойти стороной тот факт, что Павел упоминает концепцию крещения за умерших в своем знаменитом рассуждении о воскресении Христа (1 Коринфянам 15:1-58). Павел не утверждает это ошибочное убеждение, а скорее указывает на это убеждение в связи со своей общей главной темой — воскресением Христа.

Коринфская церковь практиковала крещение за умерших, хотя это и не совсем библейская практика. Спасение можно получить только по вере во Христа, когда человек еще жив (Ефесянам 2:8-9). ; Римлянам 3:28). После того, как человек скончался, второго шанса не будет.

Всем нам дана одна жизнь, и каждый из нас должен лично выбрать, примем мы Иисуса как своего Спасителя или нет. Вера в Иисуса — это личное решение, которое каждый человек должен принять сам. Точно так же, как вы не можете поверить в Иисуса за меня, я не могу поверить в Иисуса за вас.

Многим христианам тяжело осознавать, что многие из их близких не поверили в Иисуса, но мы не можем поверить за них. Каждый человек должен свободно поверить в Иисуса самостоятельно. Мы можем молиться о том, чтобы наши близкие познали Христа, но мы не можем заставить их принять Его и не можем поверить за них.

Точно так же после смерти человека мы не можем пройти «крещение за умерших», чтобы обеспечить спасение умершему близкому человеку. Если неверующий умрет, он не попадет к Богу на небеса. Из-за наших грехов каждый человек, который не верит в Иисуса для спасения, после смерти попадет в ад.

Когда человек умирает, мы ничего не можем сделать, чтобы гарантировать ему спасение. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим близким, которые не являются верующими, — это молиться за них и продолжать проповедовать им Евангелие.

Концепция крещения для мертвых не соответствует Библии, и Павел не поддерживает эту идею, упоминая ее в этом отрывке Писания. Павел не одобряет практику «крещения за мертвых»; скорее, он связывает это с воскресением.

Другими словами, Павел говорит: «Зачем кому-то креститься для мертвых, если Христос не воскрес?» Павел использовал это ложное убеждение, которое практиковали коринфяне, указывая на более важную проблему, а именно на его речь о воскресении.

Существуют ли современные практики?

Как упоминалось ранее, Церковь Святых последних дней все еще практикует крещение за умерших. Они основывают эту практику на неправильном толковании слов Павла в 1 Коринфянам 15:29. Это неудивительно, поскольку Церковь Святых последних дней одобряет многие практики, не имеющие ни библейских доказательств, ни библейских оснований.

Церковь Святых последних дней — это культ, и верующие должны воздерживаться от практик, применяемых в этом культе, таких как идея крещения за умерших. Крещение за умерших не соответствует действительности, поскольку Библия никогда не говорит нам, что люди могут креститься за умерших.

Как бы ни хотелось многим верующим спасти своих потерянных близких, которые скончались, мы просто не можем. Каждый человек должен принять свое собственное решение, пока он жив, собирается ли он доверять Иисусу для спасения или нет.

Печально осознавать, что многие из наших близких ушли из жизни, не доверившись Иисусу, но сейчас мы ничего не можем сделать, чтобы помочь им обрести спасение. Бог полон милости и любви; однако Он также свят, праведен и истинен. «Ибо Господь праведен, Он любит правду; праведник увидит лице его» (Пс. 11:7).

Бог дал каждому из нас шанс обрести спасение, поверив в Иисуса Христа. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для осуждения мира, но для того, чтобы чрез Него спасти мир» (Иоанна 3:16-17).

Он желает спасения всем людям, включая ваших близких (1 Тимофею 2:4). Поскольку Бог свободно показал нам, что мы должны делать, чтобы унаследовать спасение, мы все должны обратиться к Богу и принять Его безвозмездный дар спасения, поверив в Иисуса.

Почему это важно?

Как только мы умрем, у нас не будет второго шанса. Никто не сможет участвовать в крещении за умерших за нас после того, как мы умрем, потому что крещение за умерших не спасет человека.

Крещение за умерших преподается в рамках нескольких ложных верований, что означает, что эта практика не должна практиковаться среди верующих. Нет спасения, если только отдельный человек лично не поверит в Иисуса, поверив, что Он умер за их грехи, был погребен и воскрес.

Теперь, братья и сестры, я хочу напомнить вам о Евангелии, которое я проповедовал вам, которое вы приняли и на котором вы стоите. Этим евангелием вы спасены, если твердо держитесь слова, которое я проповедовал вам. В противном случае вы поверили напрасно. Ибо то, что я принял, я передал вам как первостепенное: что Христос умер за грехи наши, по Писанию, что Он был погребен, что Он воскрес в третий день, по Писанию (1 Коринфянам 15:1- 4).

Для дальнейшего чтения:

Что такое крещение верующего?

Какова цель крещения в христианской жизни?

Что такое традиция крещения?

Был ли Иисус бесчувственным, когда сказал: «Пусть мертвые погребают мертвых»?

Что означает фраза «Иисус плакал» перед лицом смерти?

Фото: © iStock/Getty Images Plus/FMNG


Вивиан Брикер  любит Иисуса, изучает Слово Божье и помогает другим в их хождении со Христом. Она получила степень бакалавра гуманитарных наук и степень магистра христианского служения с глубоким академическим акцентом на богословие. Ее любимые занятия — проводить время с семьей и друзьями, читать и проводить время на свежем воздухе. Когда она не пишет, она пускается в другие приключения.

Что Павел имеет в виду под «крещением за умерших»?

Ближе к середине своего великого размышления о воскресении апостол Павел останавливается, чтобы спросить своих читателей: «Что люди имеют в виду, когда крестятся от имени мертвых? Если мертвые вовсе не воскресают, то для чего крестятся за них» (1 Кор. 15:29)? Стих можно также перевести так: «Почему крестящиеся для мертвых делают это? То есть, если мертвые вовсе не воскресают, то почему они [некоторые коринфяне] крестятся для мертвых?»

Фраза «крещение за умерших» настолько неясна и сбивает с толку, ее значение настолько неопределенно, а разнообразие толкований настолько многочисленно, что кажется мудрым сказать, что кажется невозможным узнать, что означает эта фраза. Учитывая трудности, некоторые задаются вопросом, почему мы вообще должны заниматься расследованием. Но крещение за умерших имеет значение как потому, что мормоны придают ему исключительное значение, так и потому, что Павел использует его для защиты грядущего воскресения верующих.

Самое простое прочтение текста состоит в том, что некоторые коринфские христиане крестились вместо тех, кто уже умер, ища духовной пользы. Однако проблема с этим представлением двоякая. Во-первых, в Библии, ранней церкви или языческих религиях нет прецедента крещения за умерших. Никто не знает, кто это сделал и какую духовную пользу они искали. Во-вторых, представление о том, что христиане крестят ради тех, кто умер, оскорбляет наше богословие. Звучит как магический сакраментализм. Кажется, что это противоречит оправданию только верой.

Чтобы избежать этих проблем, некоторые ученые предположили, что ключевые термины Павла имеют редкие или переносные значения. Во-первых, они говорят, что «крещение» метафорично, как в выражении Петра «крещение огнем». Во-вторых, они говорят, что «за» не означает «от имени». В-третьих, они говорят, что «мертвые» — это духовно мертвые или умирающие, а не физически мертвые. Тем не менее текст не дает нам повода искать метафорические значения. Ученые всех мастей сходятся во мнении, что наиболее вероятным является простой смысл, хотя никто точно не знает, что делали коринфяне.

Вопрос напоминает обсуждение авторства Послания к Евреям. Над этим вопросом работало столько ученых, что кто-то наверняка предложил подходящего автора. Но поскольку мы страдаем незнанием ключевых моментов, мы вынуждены строить догадки.

Даже если ученый догадывается правильно, он все равно догадывается; тот, кто прав, не может наслаждаться этим. Тем не менее, даже если уверенность ускользает от нас, мы можем узнать важные вещи. Мы можем никогда не узнать имя автора Послания к Евреям, но мы знаем, каким человеком он был. Точно так же мы, возможно, никогда не узнаем точно, почему коринфяне крестились для умерших, но мы можем знать, что точка зрения мормонов ложна.

Два руководящих принципа

Два принципа должны руководить нами. Во-первых, мы устанавливаем то, что знаем, и работаем исходя из этого. Во-вторых, наши выводы должны соответствовать контексту 1 Коринфянам и согласовываться с теологией Павла.

Начиная с контекста, Павел слышал, как некоторые коринфские христиане отрицают будущее телесное воскресение верующих. Учитывая, насколько неотъемлемой частью воскресения Иисуса является Евангелие, апостол спрашивает: «Как некоторые из вас могут говорить, что нет воскресения мертвых?» (15:1–12). В свете союза Христа и верующих, если кто-то отрицает воскресение христиан, он отрицает и воскресение Христа.

Если мертвые христиане не воскресли, то и Христос тоже. А если Христос не воскрес, то евангелие Павла ложно, наша вера тщетна, и мы все еще блуждаем во грехе. Но, продолжает Павел, Христос воскрес , так что все, кто соединен с Ним, имеют жизнь воскресения. Он воскрес как начаток из мертвых (15:12–28).

На этом богословский аргумент Павла в пользу воскресения верующих заканчивается. Следующий раздел, начиная с нашего стиха, добавляет ряд ad hoc 9.0048 аргументов за воскрешение. Тема Павла заключается в том, что и его практика, и практика коринфян согласуются с верой в воскресение мертвых. Значение практики Павла ясно: если нет воскресения, спрашивает он, почему он каждый час сталкивается с опасностью? Почему он должен ежедневно рисковать смертью? В таких жертвах нет пользы без воскресения. Действительно, было бы лучше «есть и пить, потому что завтра мы умрем» (15:30–32).

Два вывода

Два вывода. Во-первых, точно так же, как жертвы Павла предполагают воскресение, так и практика крещения за умерших у коринфян предполагает воскресение. Во-вторых, поскольку в 1 Коринфянам 15 говорится о воскресении мертвых, а не о спасении, мормоны вырывают этот отрывок из контекста.

Кроме того, поскольку Павел не упрекает коринфян за их практику, тогда их крещение за умерших было безвредным или, в худшем случае, незначительным оскорблением. Если бы крещение за умерших действительно извратило евангелие, он осудил бы его, как осуждает в письме другие грехи.

Взгляд мормонов подрывает Евангелие

Этих выводов достаточно, чтобы опровергнуть точку зрения мормонов на крещение за умерших. Что бы ни означало крещение за умерших, практика мормонов не может быть правильной, поскольку она игнорирует библейский контекст и подрывает библейское Евангелие. Мормонское крещение за умерших — это доверенное лицо, совершающее крещение для умершего человека, который не слышал мормонского «Евангелия» при жизни.

Джозеф Смит ввел эту практику в 1840 году в ответ на озабоченность своих последователей судьбой предков, умерших некрещеными. Сегодня эти крещения также совершаются как акт любви к неродственным людям, выбранным из генеалогических записей в мормонских архивах.

Согласно учению мормонов, эта практика дает мертвым возможность искать спасения через систему праведных дел. Мормоны открыто учат спасению добрыми делами. Крещение за умерших является частью этой системы.

Как и некоторые христиане, мормоны задаются вопросом о судьбе тех, кто умер до времен Христа. В то время как христиане интересуются теми, кто упускает евангелие его искупления, мормоны боятся упустить его учения о пути праведной жизни.

Кроме того, мормоны заявляют, что крещение Смита за умерших восстановило утраченную апостольскую практику — что-то, якобы лежащее в основе учения Иисуса после воскресения. Согласно мормонам, врата ада не помешают спасению мертвых, для которых это крещение необходимо. «Достойные» мормоны с особыми храмовыми привилегиями служат доверенными лицами, проходя крещение в бассейне, созданном по образцу бронзового моря храма Соломона.

Практика мормонов противоречит Евангелию. Евангелия и Деяния провозглашают, что учение Иисуса после воскресения было сосредоточено на Его Царстве, ветхозаветном свидетельстве о нем и поручении воспитывать учеников по всему миру. Если бы коринфяне практиковали то, что делают мормоны, Павел не мог бы этого допустить, поскольку это противоречит Евангелию.

Что это значит?

Тем не менее остается вопрос правильного толкования крещения за умерших. Признаюсь, что я не ближе к уверенности, чем кто-либо, я думаю, что было бы разумно принять этот отрывок за чистую монету: кажется, что некий коринфянин крестился от имени людей — возможно, членов семьи или друзей, которые умерли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts