Можно ли сидя молиться дома: Можно читать молитвы дома сидя?
Содержание
Можно ли молиться сидя: положение во время молитвы, жесты, поведение молящегося и соблюдение молитвенных правил
Не всегда есть силы и возможность стоять. Работа связана с тяжелым физическим трудом, и к вечеру человек устает настолько, что ноги гудят. В силу преклонных лет открываются возрастные заболевания. Беременная женщина, у которой тянет поясницу и отекают ноги. Причин много, а человек испытывает потребность в молитве.
Что же теперь, не молиться вовсе? Нет, конечно. Обязательно молиться сидя. И так делать можно, несмотря на возмущение бабушек из церкви.
Что такое молитва?
Это непосредственное общение с Богом. Разговор с Ним. Это беседа ребенка со своим Отцом. Но не станем объясняться высокими словами, а расскажем об этом проще.
Когда мы молимся, мы встречаемся с Богом. Встречаемся с Богородицей и со святыми, к которым молитвенно припадаем. Мы просим их о чем-то, а через какое-то время понимаем, что наша просьба исполнена. И благодаря этому приходит осознание участия святых в нашей жизни, равно как и участия Бога. Он всегда рядом, всегда готов помочь и терпеливо ждет, когда же мы обратимся к нему.
Есть еще один вид молитвы. Это молитва — диалог. Когда человек ведет беседу, ему важно не только высказаться, но и услышать мнение собеседника. В тот момент, когда мы возносим молитвы Богу, нужно быть готовыми к тому, что Он открывается нам. Порой не так, как мы представляем Его. Поэтому и нельзя придумывать себе образ Бога, как-то представлять его. Мы видим Бога на иконах, видим Матерь Божью, святых угодников. Этого достаточно.
Читать молитвы сидя можно ли? Представьте, что человек пришел к своему отцу. Пришел после работы, очень хочет поговорить с ним, но ноги болят и устали так, что стоять просто сил нет. Неужели отец, видя это, не станет разговаривать со своим ребенком? Или заставит его стоять в знак уважения к родителю? Нет, конечно. Скорее наоборот: видя, насколько устал сын, предложит ему скорее сесть, выпить чашку чая и поговорить.
Так неужели Бог, видя рвение человека, не примет искренней молитвы только из-за того, что молящийся сидит?
Когда мы молимся?
Чаще всего, когда что-то случается в жизни и срочно нужна помощь. Тогда человек начинает молиться и просить этой помощи у Бога. Иной надежды у него просто не остается. Помощь приходит, довольный человек радуется, забывает поблагодарить и отходит от Бога до следующей экстренной ситуации. Правильно ли это? Вряд ли.
В идеале мы должны жить с молитвой. Жить с ней так же, как мы живем с воздухом. Люди же не забывают дышать, ибо без кислорода мы просто умрем через несколько минут. Без молитвы умирает душа, это ее «кислород».
При нашей загруженности и условиях жизни непрестанно находиться в молитве крайне непросто. Суета на работе, суета в быту, окружающие люди — этого всего слишком много. И слишком шумно вокруг нас. Однако мы просыпаемся утром. И о чем думаем в первую очередь? О том, что должны сделать сегодня. Встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем и вперед — навстречу новой суете. А нужно немного скорректировать свое утро. Встать и поблагодарить Бога за еще один дарованный день. Попросить Его заступничества в течение дня. Конечно, самый лучший вариант — прочесть утренние молитвы. Но и благодарность от сердца еще никто не отменял.
Молитва в течение дня
Такое возможно при нашей-то загруженности? Почему бы нет, все возможно. Можно ли молиться сидя, например, в машине? Конечно. Можно ехать на работу, а мысленно молиться Богу.
Сел человек кушать — перед трапезой нужно помолиться мысленно, прочесть «Отче наш». Этого никто не услышит, а какая польза для молящегося! Поел, поблагодарил Господа за трапезу — и снова пошел работать.
Молитва в храме
Можно ли молиться сидя православному человеку? Тем более в храме, где все стоят? По немощи — можно. Есть такая замечательная фраза Митрополита Московского Филарета: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
При некоторых болезнях человеку сложно стоять. И при других немощах не всегда легко. Поэтому не стоит смущаться от того, что присели на лавочку в храме. Есть в богослужении определенные места, при возглашении которых нужно встать. Это Херувимская песнь, чтение Евангелия, молитвы «Верую» и «Отче наш», вынос Чаши. В остальных случаях, если чувствуете, что не можете выстоять службу, присядьте.
Домашняя молитва
Можно ли перед иконами сидя молиться дома? В этом нет ничего страшного в том случае, если человек это делает по болезни или другим уважительным причинам. Если же просто от лени, лучше не лениться и встать, помолиться стоя.
В том случае, когда молящийся сильно устал, вполне допустимо сесть на стул или на диван возле икон, взять в руки молитвослов и помолиться от души.
Как быть больным людям?
А что, если человек настолько болен, что не может самостоятельно подняться? Или прикован к кровати? Или лежит в силу совсем преклонного возраста? Ему даже молитвослов в руки не взять. Как тогда молиться? И вообще, можно ли молиться лежа или сидя?
В таком случае можно попросить кого-то из домочадцев подать молитвослов. Держать его в непосредственной близости от кровати, таким образом, чтобы больной мог самостоятельно дотянуться до него. Точнее, протянуть руку и взять. Что касается чтения Евангелия, то домашние вполне могут выделить пару минут и прочесть по просьбе больного отрывок из него.
Ко всему прочему, лежачий человек способен творить молитву мысленно. Обращаться к Богу своими словами, в этом нет ничего предосудительного. В молитве, идущей из глубины сердца, от всей души, разве может быть что-то оскорбительное для Бога? Даже если она читается в «неустановленной» позе. Господь видит сердце молящегося, знает его мысли. И принимает молитву больного или немощного.
Можно ли молиться дома, сидя или лежа? Да. И не просто можно, а нужно. «Врача к себе не кличут здравые, а вот болящим очень нужен врач». И не только в буквальном смысле этих слов.
Может ли молитва быть неугодной?
Сложный вопрос. Она может быть не услышана, скорее. Почему? Все зависит от качества молитвы. Если человек шаблонно прочел молитвенное правило за 15 минут, не вдумываясь в слова и их смысл, закрыл молитвослов — и на этом точка, какая же это молитва? Человеку непонятно, что и зачем он читал. А Богу шаблон не нужен, Ему нужна искренность.
Кому можно молиться сидя, дома? И Богу, и Богородице, и святым. Пусть молитва будет совершаться в сидячем положении, но исходя из сердца. Это лучше, чем стоя перед иконами просто прочитать правило, ничего в нем не поняв и не попытавшись это сделать.
Детская молитва
Можно ли молиться сидя ребенку? Детская молитва считается самой искренней. Потому что дети невинны, наивны и доверяют Богу. Не зря же сам Господь сказал: будьте как дети.
Для деток существуют послабления. В том числе и в молитвенном правиле. Самое главное — это не принуждать ребенка читать длинные и непонятные для него молитвы. Пусть малыш прочитает перед сном, например, «Отче наш» и поговорит с Богом своими словами. Это куда полезнее, нежели вычитывание правила с холодным сердцем, потому что мама так сказала, то есть по принципу «надо взрослым». А надо не взрослым, надо должно быть самому ребенку.
Благодарственные молитвы
Мы часто просим, не благодаря. О последнем нельзя забывать. Нам было бы неприятно выполнить чью-то просьбу, а в ответ не услышать спасибо. Почему же Бог должен нам что-то давать, зная нашу неблагодарность?
Можно ли молиться сидя, читать благодарственный акафист или возносить благодарственные молитвы? Вы устали? Плохо себя чувствуете? Болят ноги? Тогда сидите и не переживайте по этому поводу. Сели, взяли в руки акафист или молитвослов, и читаете спокойно, не торопясь, вдумчиво. Огромная польза для молящегося. И Богу радостно видеть такую искреннюю благодарность.
Когда нет сил молиться
Бывает такое, что нет сил молиться. Никак. Ни стоя, ни сидя, ни лежа. Не идет молитва, человек не хочет этого делать.
Как быть тогда? Заставить себя подняться, встать перед иконами, взять в руки молитвослов и прочитать хотя бы одну молитву. Через силу. Потому что не всегда нам хочется молиться, как бы это удивительно ни звучало. Разве можно не хотеть общаться с Богом? Это дико, странно, непонятно, но такие состояния бывают. И при их появлении необходимо понуждать себя на молитву.
Но она же будет не от души наверное? А тут уже все зависит от молящегося. Можно вчитываться в каждое слово с предельным вниманием, хотя бы это и всего лишь одна молитва. Такой молитвенный настрой будет куда полезнее, чем если не помолиться вообще или прочитать правило одними губами, когда мысли при этом где-то далеко-далеко витают.
Сколько времени занимает утреннее и вечернее правило? Минут 20, не более. Это потому, что человек быстренько его прочитывает, и все. Так лучше эти 20 минут потратить на прочтение двух молитв, но с толком и сосредоточением, чем отчитать кое-как, потому что положено так.
Важное дополнение
Что необходимо знать, приступая к молитве? Только лишь ответ на вопрос, можно ли молиться сидя или лежа? Нет. Основное, о чем необходимо помнить — что молиться нужно вдумчиво. Пытаться понять каждое слово молитвы. А еще последняя должна исходить из сердца. Вот для чего нужно не только вычитывать правила, но и молиться своими словами.
Заключение
Из статьи мы узнали, можно ли молиться сидя. В случае тяжелого заболевания, старческой немощи, беременности или очень сильной усталости это не возбраняется. Разрешено молиться сидя деткам.
Что касается лежачих больных, то в их случае вполне уместно возносить молитвы Богу в привычном положении.
Важно не положение, хотя оно играет не последнюю роль. Самое главное — это сердце и душа человека, искренняя, горящая и стремящаяся к Богу.
Как молиться дома, какие молитвы читать
20 февраля, 2012.
Редакция «Правмира»
Зачем молиться дома? Зачем нам нужны молитвы дома, если мы ходим в храм? Как правильно молиться дома? Может ли молитва быть вменена человеку во грех, если он «неправильно» или «плохо» молится? Каждый христианин хочет, чтобы его молитва была услышана. В катехизисе для христиан мы читаем важные слова:«Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является […]
Содержание статьи
- Зачем молиться дома?
- Как правильно молиться дома?
- Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
- Что обычно содержится в православном молитвослове?
Зачем молиться дома?
Зачем нам нужны молитвы дома, если мы ходим в храм? Как правильно молиться дома? Может ли молитва быть вменена человеку во грех, если он «неправильно» или «плохо» молится?
Каждый христианин хочет, чтобы его молитва была услышана. В катехизисе для христиан мы читаем важные слова:«Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Разговор с Богом, молитвенный диалог — это естественная потребность верующего человека. Можно ли молиться неподобающим образом? Скорее, человек может совершать ошибки, но мы постараемся кратко рассказать о том, как правильно молиться дома.
Как правильно молиться дома?
- Молитва — это не список требований.
К кому нам обращаться с нашими просьбами, как не к Небесному Отцу. Часто мы просим о помощи в решении даже самых мелких бытовых проблем, и в этом нет ничего плохого! Но, что, если они не исполняются? Не стоит таить обиду на Бога. Когда мы приводим маленького ребенка ко врачу, чтобы вылечить его и сделать болезненный укол, малыш плачет, мы жалеем его, но знаем — так будет лучше для него, хоть он в силу младенчества пока не может этого понять. Возможно, Господь так же смотрит на наши просьбы «помочь найти новую работу» или «познакомить с хорошим женихом». Господь видит тайное и для нашего же спасения не вмешивается в нашу историю.
- Молитвослов рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Мы не можем сказать, что один текст молитвы лучше, а другой — хуже. Но иногда молитвы составлены с участием странных суеверий и со словами, совершенно далекими от жизни Церкви. Нередко можно увидеть такие парадоксальные сборники молитв, как «молитвы на удачу в казино», «молитвы для богатства и власти», «молитвы от лихого глаза и изгнания злых духов». Можно молиться и своими словами, но логично, что текст молитвы не противоречит христианскому вероучению, которое стоит хорошо изучить. Чтобы не ошибиться можно воспользоваться молитвословом, который составлен в Церкви.
- Разнообразнее — не значит лучше.
Вы произносите «Отче наш», знаете нашу главную — евхаристическую молитву и никогда не обращались к новым текстам? Душа знает, чего просит. Даже, если все вокруг ищут новые молитвословы для «келейной молитвы», верьте, что Господь ждет от нас не высот выдающегося красноречия, а искренней веры и покаяния.
- Не стоит ждать «особого состояния».
Да, молитва призвана помочь нам «достучаться до Неба», отвлечься от наших мирских сует, чтобы обратиться к самым важным для человека вопросам. Но не стоит ждать, что во время молитвы вы впадете в некий транс, увидите видения, обязательно станете свидетелями некого христианского чуда. Иногда, мы знаем из Жития Святых, во время молитвы действительно происходят чудеса. Но, если духовный опыт пока не позволяет достичь этого, то помните, что молитвенное общение с Богом — уже есть чудо.
- Не молитесь неодушевленным предметам.
Это может показаться странным, но иногда по незнанию люди, которые молятся в Церкви Господу нашему, вдруг начинают дома молиться природе, небесным светилам, куличу, абстрактному мирозданию. Не стоит уподобляться язычникам.
Читайте также — Великопостная молитва святого Ефрема Сирина
- Не стоит молиться формально.
Если вы очень устали, хотите спать, плохо себя чувствуете, но, вздыхая, думаете «надо помолиться, вдруг, иначе Господь накажет меня», молиться не стоит. Как правильно молиться дома, если молиться сейчас не получается? Бог ждет от нас диалога, но это — не формальная беседа, а искреннее и живое общение. Не стоит считать Церковь карательным органом и думать «что же будет, если я не помолюсь». В вопросах веры нет места слепому формализму. У каждого таинства, у каждого действия есть глубокий смысл. Смысл молитвы в общении с Богом, не формальном общении.
Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского
- Утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…» и один раз Символ веры.
- Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
- После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
- Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.
Читайте также — Молитва — разговор с Богом
Что обычно содержится в православном молитвослове?
- главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
- утреннее и вечернее молитвенное правило
- каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи.
Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Когда разрешено совершать обязательные молитвы сидя?
Хвала Аллаху.
Во-первых:
Стояние во время молитвы – обязательный столп, который нельзя опускать. Никому не позволено молиться сидя, если только он не может стоять, или ему очень трудно стоять, или он болен, и есть опасение, что его болезнь может ухудшиться, если он будет молиться стоя.
Это также включает парализованного человека, который вообще не может стоять, и пожилого человека, которому трудно стоять, и больного человека, которому будет вредно стоять, потому что это либо усугубит его болезнь, либо замедлит его выздоровление .
Основным принципом по этому поводу является сообщение, переданное аль-Бухари (1050) от Имрана ибн Хусейна (да будет доволен им Аллах), который сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). на него) о молитве. Он сказал: «Молитесь стоя; если не можешь, то сидя; а если не можешь, то лежа на боку».
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал: Если стояние усугубляет болезнь больного, то ему следует молиться сидя. Ученые единодушно согласны с тем, что человек, который не может стоять, может молиться сидя. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Имрану ибн Хусейну: «Молитесь стоя; если не можешь, то сидя; а если не можешь, то лежа на боку».
Передано также аль-Бухари, Абу Даудом и ан-Насаи, которые добавили: «Если вы не можете, то лягте на спину, и Аллах не обременяет ни одну душу сверх ее возможностей».
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (С) упал с лошади и был ранен в правый бок. Мы вошли к нему, чтобы навестить его, и пришло время для молитвы. Он молился сидя, а мы молились сидя за ним. Согласовано.
Если он может стоять, но боится, что его болезнь ухудшится, или что его выздоровление может затянуться, или ему слишком тяжело стоять, тогда он может молиться сидя. Нечто подобное говорили Малик и Исхак. Маймун ибн Маран сказал: «Если он не может стоять ни для какой мирской цели, то пусть молится сидя». Нечто подобное было передано от Ахмада.
т. е., если он может стоять для какой-то мирской цели, то он также должен молиться стоя, и ему не разрешено молиться сидя.
Тогда Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Но Аллах говорит (перевод смысла): «[Он] не возложил на вас в религии никаких трудностей» [Аль-Хадж 22:78]. Обязать человека встать в этом случае – тяжесть. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сел, когда он был ранен на правый бок, хотя кажется, что он не был полностью не в состоянии стоять, но из-за трудностей, связанных со стоянием, это требование было отменено для ему, и отказано и другим. .. Если человек может стоять, опираясь на палку или на стену, или опираясь на кого-то, кто рядом с ним, то он должен делать это, потому что он может стоять без этого причинение ему вреда, поэтому он должен сделать это, как если бы он мог сделать это без этих вещей. Конечная цитата из аль-Мугни, 1/443
Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: Умма единогласно согласилась, что тот, кто не может стоять в обязательной молитве, может молиться сидя, и ему не нужно ее повторять. Наши товарищи сказали: Это не умаляет награды, которую он получит, если будет молиться стоя, потому что он освобожден. Доказано в Сахих аль-Бухари, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если человек болен или находится в пути, ему записана (награда) за деяния, которые он совершал. делать, когда он был здоров или не путешествовал». Наши сподвижники сказали: Для того, чтобы человеку было позволено молиться сидя, это не условие, что он должен быть совершенно не в состоянии стоять, и недостаточно, если он находит это немного затруднительным; скорее, что имеет значение, так это очевидные трудности. Если он боится, что это будет очень трудно или усугубит его болезнь и т. д., или человек, путешествующий на лодке, опасается, что он может утонуть или у него закружится голова, то он может молиться сидя, и ему не нужно повторять это. . Конец цитаты из аль-Маджму’, 4/201.
Шейх Ибн Усеймин (да помилует его Аллах) объяснил определение трудности, которая позволяет человеку не стоять в обязательной молитве, и как сидеть. Он сказал: «Определение трудности — это то, что отнимает хушу’ (должную сосредоточенность и смирение). Khushoo’ означает, что сердце сосредоточено и находится в покое. Если это так, что стояние вызывает у человека сильную тревогу и отсутствие душевного спокойствия, и он жаждет дойти до конца аль-Фатиха, чтобы он мог поклониться, потому что ему слишком трудно стоять, то это Ему слишком трудно молиться стоя, поэтому ему следует молиться сидя.
То же самое относится и к тому, кто боится и не может молиться стоя, например, если он молится за стеной, а враги вокруг наблюдают за ним, и если он стоит, они смогут увидеть его из-за стены а если сядет, то скроется от врагов своих. В этом случае мы говорим ему: Молись сидя.
На это указывает аят, в котором Аллах говорит (перевод смысла):
«И если вы боитесь (врага), совершайте намаз (молитву) пешком или верхом»
[аль-Бакара 2:239]
Аллах освободил того, кто боится, от поклона, простирания и сидения, и то же самое относится к стоянию, если он боится.
А как ему сидеть?
Он должен сидеть мутарабби’ан на ягодицах, прижимая каждую икру к бедру. Это называется тараббу, и в этой позе видны икры и бедра справа и слева, тогда как в случае ифтираша икры исчезают под бедром, а в тараббу все четыре части (бедро и икры на обеих сторонах). стороны) видны.
Обязательно так сидеть?
Нет, это Сунна. Если человек совершает молитву муфтаришан (в позе, называемой ифтираш), в этом нет ничего плохого, а если он совершает молитву мухтабиян (сидя, подобрав ноги и закутавшись в одежду), в этом нет ничего плохого, из-за общего значения слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если не может, то сидит». Он не объяснил, как ему сидеть.
Если человек говорит: «Есть ли основания полагать, что он должен молиться мутараббиан?» Ответ положительный. Аиша сказала: Я видела, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву мутараббиан. И потому что это обычно удобнее, чем аль-ифтираш. Хорошо известно, что стоя требуется более продолжительное чтение, чем произнесение: «Рабб игфир ли вархамни (Господи, прости меня и помилуй меня)». Поэтому лучше сидеть мутараббианом. И есть еще одно преимущество, заключающееся в различии между сидением вместо стояния и сидением, когда предполагается сидеть; если мы скажем, что человек должен сидеть муфтаришан во время стояния, то не будет никакой разницы между тем, как сидеть, когда он должен, и тем, как сидеть, когда это делается вместо того, чтобы стоять.
Если это во время поклона, некоторые из них говорят, что это должно быть муфтаришаном, но правильное мнение состоит в том, что это должно быть мутарабби’ан, потому что при поклоне нога и бедро человека находятся в вертикальном положении, и он только сгибает спину . Итак, мы говорим, что если человек мутараббиан, он должен оставаться таким и кланяться в этой позе. Это правильное мнение по этому вопросу. Конец цитаты из аш-Шарх аль-Мумти’, 4/461.
Во-вторых:
Что касается нафил-намазов, во время них разрешено сидеть без уважительной причины, согласно общему мнению ученых, но награда сидящего в этом случае составляет половину награды того, кто стоит, из-за сообщение, переданное Муслимом от Абд-Аллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Мне сказали, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва человека сидящий составляет половину молитвы стоящего». Я пришел к нему и нашел его молящимся сидя. Я положил руку ему на голову, и он сказал: «В чем дело, о Абд-Аллах ибн Амр?» Я сказал: «Мне сказали, о Посланник Аллаха, что ты сказал: «Молитва сидящего человека составляет половину молитвы человека, который стоит», а ты молишься сидя». Он сказал: «Да, но я не такой, как один из вас».
Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал в Шарх Муслим: Это означает, что молитва сидящего приносит половину награды молитвы стоящего, что означает, что она действительна, но приносит меньшее вознаграждение. Этот хадис следует понимать как относящийся к молитве нафил, совершаемой сидя, когда человек может стоять. Это приносит половину награды за молитву, возносимую стоя. Но если человек совершает наафиль сидя, потому что он не может стоять, то награда не уменьшается, а будет такой же, как у того, кто стоит. Что касается обязательных молитв, то если человек молится сидя, когда он может стоять, то его молитва недействительна и он не будет вознагражден, скорее, он грешит.
Наши сподвижники (шафииты) сказали: Если он считает, что это дозволено, то он кафир и подчиняется постановлениям о вероотступниках, точно так же, как тот, кто считает зина (прелюбодеяние), ростовщичество и другие запретные вещи допустимо.
Если человек совершит обязательную молитву сидя, потому что он не может стоять, или лежа, потому что он не может стоять или сидеть, то его награда будет такой же, как у стоящего, и она не будет уменьшена согласно по соглашению наших товарищей. Хадис об уменьшении награды следует понимать как относящийся к тому, кто совершает нафил-молитву сидя, когда он может стоять. Это различие является нашим мнением и мнением большинства относительно значения этого хадиса.
И он сказал: Что касается слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я не похож ни на одного из вас», согласно нашим сподвижникам, это одна из уникальных характеристик Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что его нафиль-молитвы, возносимые сидя, когда он был в состоянии стоять, были подобны его нафиль-молитвам, возносимым стоя, как честь для него, так как он также был отмечен другими почестями, которые хорошо известны в книги наших спутников и др. Мы обсуждали их в начале «Тахзиб аль-Асма’ ва’ль-Лугхат». Конечная цитата из Шарх Сахих Муслим, 14.06
Аллах знает лучше.
См. также ответ на вопрос №. 50180.
Как молиться сидя на стуле
Краткое изложение ответа
Если человек совершает обязательную молитву сидя, когда он может стоять, его молитва недействительна. Кто не может стоять, кланяться и падать ниц из-за болезни или старости, для него Сунной является сидеть на земле или на стуле.
Если молящийся собирается молиться на стуле от начала молитвы до конца, то ему следует сделать место, где он будет сидеть, на одном уровне с рядом.
Если он будет молиться стоя, но будет сидеть на стуле, когда кланяется и падает ниц, то здесь важно положение стоя, поэтому он должен стоять на одном уровне с рядом.
Хвала Аллаху.
Стояние, поклоны и простирания являются столпами молитвы
Стояние, поклоны и простирания являются столпами или неотъемлемыми частями молитвы. Кто может их совершать, тот обязан делать их в порядке, предписанном Шариатом. Тому, кто не может их выполнять из-за болезни или старости, Сунной является для него сидеть на земле или на стуле.
Аллах говорит (интерпретация смысла):
«Охраняйте строго (пять обязательных) ас-салават (намазов) особенно средний намаз (т.е. лучший намаз – ‘аср). И стойте перед Аллахом с покорностью [и не разговаривайте с другими во время намаза (молитвы)]» [аль-Бакара 2:238]
‘Имран ибн Хусейн (да будет доволен им Аллах) сказал: У меня был геморрой, поэтому я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о молитве. Он сказал: «Молитесь стоя; если не можешь, то молись сидя; а если не можешь, то молись (лежа) на боку». (Передал аль-Бухари, 1066 г.)
Ибн Кудама аль-Макдиси сказал:
«Ученые единодушно согласны с тем, что если человек не может стоять, он может молиться сидя». (Аль-Мугни, 1/443)
Ан-Навави сказал:
«Умма единогласно согласилась, что тот, кто не может стоять во время обязательной молитвы, может молиться сидя, и ему не нужно ее повторять. Наши сподвижники сказали: награда его будет не меньше награды за стоящую молитву, потому что он помилован. Доказано в Сахих аль-Бухари, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если человек болен или путешествует, то ему будет выписана такая же награда за то, что он делал раньше. когда он не путешествовал и был здоров». (Аль-Маджму’, 4/226)
Аш-Шавкани сказал:
«Хадис Имрана указывает на то, что дозволено тому, у кого есть оправдание и он не может стоять, молиться сидя, а тому, у кого есть оправдание, и кто не может молиться сидя, молиться лежа на боку. ». (Найл аль-Аутар, 3/243)
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия сказал:
«Мусульмане согласны с тем, что если молящийся не может выполнять некоторые обязательные обязанности молитвы, такие как стояние, чтение, поклоны , земной поклон, покрытие аурата, обращение лицом к кибле и т. д., то то, что он не может сделать, от него отказывается. «Маджму’ аль-Фатава, 8/437»
Исходя из этого, если человек совершает обязательный намаз сидя, когда он может стоять, его намаз недействителен.
Как молиться на стуле
Следует отметить, что если человек не может стоять, его оправдание не позволяет ему сидеть на стуле для поклона и земного поклона.
Если он освобождается от надлежащего поклона и земного поклона, это оправдание не дает ему права не вставать и вместо этого сидеть на стуле.
Основной принцип в отношении обязательных обязанностей молитвы состоит в том, что все, что молящийся может сделать, он обязан это сделать, а все, что он не может сделать, от него освобождается.
Тому, кто не может стоять, разрешено сидеть на стуле во время стояния, и он должен кланяться и простираться надлежащим образом. Если он может стоять, но ему трудно кланяться и падать ниц, то он должен молиться стоя, затем садиться на стул при земных поклонах и земных поклонах, а для земного поклона он должен наклоняться ниже, чем для поклона.
Ибн Кудама аль-Макдиси сказал:
«Если человек может стоять, но не может поклониться или пасть ниц, ему не отказывают в стоянии; он должен молиться стоя и наклонить голову для поклона, затем сесть и наклонить голову для простирания. Это мнение аш-Шафии…
Потому что Аллах говорит (интерпретация смысла): «И стойте перед Аллахом с покорностью» [аль-Бакара 2:238], и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на него) сказал: «Молитесь стоя». А поскольку стояние является одним из столпов (необходимых частей молитвы) для того, кто способен это делать, то он должен это делать, как и чтение. Неспособность делать другие вещи не означает, что от этого отказываются, как и в случае, если он не может читать». (Аль-Мугни, 1/44)
Шейх Абд аль-Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Тот, кто молится сидя на земле или на стуле, должен делать свой земной поклон ниже своего поклона. Сунной для него является класть руки на колени при поклоне, а при простирании Сунна — класть их на землю, если это возможно; если он не может этого сделать, то он должен поставить их на колени, потому что было доказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне было велено пасть ниц на семь костей: лоб – и он указал к его носу — две руки, два колена и ребра двух ног (т. е. пальцы ног)».
Если человек не может этого сделать и молится на стуле, в этом нет ничего плохого, потому что Аллах говорит (интерпретация смысла):
«Итак, соблюдай свой долг перед Аллахом и бойся Его, сколько можешь » [ат-Тагабун 64:16]
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если я скажу вам сделать что-то, то делайте столько, сколько сможете». Сахих – согласовано». (Фатава Ибн Баз, 12/245, 246)
Где поставить стул в ряду
Что касается расположения стула в ряду, ученые (да помилует их Аллах) заявили, что тот, кто молящийся сидя должен иметь свою заднюю часть на одной линии с рядом, когда он сидит, поэтому он не должен быть перед рядом или позади него в этой точке, потому что это место, в котором располагается тело. (См. Асна аль-Маталиб, 1/222; Тухфат аль-Мухтадж, 2/157; Шарх Мунтаха аль-Ирадат, 1/279.)
В al-Mawsu’ah al-Fiqhiyyah (6/21) сказано:
«Чтобы следование человека за имамом было действительным, он не должен стоять перед имамом согласно большинству факихов (ханафиты, шафииты и ханбалиты).
Откуда мы знаем, впереди он имама или нет, судят по тому, где находятся пятки. Если они стоят на уровне пяток, а пальцы ног молящегося позади имама окажутся впереди, потому что у него более длинные стопы, это не беда. Что касается сидящих, то судят по тому, где находится зад.