Можно ли зажигать церковные свечи дома вечером: Можно ли дома жечь церковные свечи: объяснение священника

Разное

08. Зажигание свечей до захода солнца или поздно ночью в случае необходимости

Тот, кто не успел зажечь ханукальные свечи приблизительно до 9 часов вечера, может зажечь их в течение всей ночи до зари. В таком случае можно произнести благословения, только если есть большая вероятность, что по улице пройдет человек и увидит свечи, либо если дома есть еще кто-то, кто увидит их (например, жена или дети). Но если все домочадцы пошли спать и огорчатся, если их разбудят, а по улице, скорее всего, никто не пройдет и не увидит горящие свечи, то следует зажечь свечи, не произнося благословений 1.

Тот, кто не зажег свечи в течение всей ночи, упустил возможность исполнить заповедь этого дня, но на следующий день должен зажечь свечи как обычно (Рама, 672, п. 2).

Хотя, как мы говорили, в канун субботы ханукальные свечи зажигают до захода солнца, в обычный день свечи нельзя зажигать до захода. И только когда нет иного выхода, можно зажечь свечи после плаг ѓа-минха 2. Это касается, например, человека, который должен уйти из дома до захода солнца и возвратится домой очень поздно, когда уже не останется никого, кто увидел бы зажженные им свечи, а также нет никого, кто мог бы зажечь для него свечи у него дома. И поскольку у него нет иного выхода, он может зажечь свечи, начиная от плаг ѓа-минха, то есть за 40 мин. до захода солнца, и произнести благословения. Такого мнения придерживается большинство законоучителей. Если же ему надо выйти из дома еще раньше, то он может, в крайнем случае, зажечь свечи примерно за час до захода солнца, но тогда произносить благословения не следует 3.

  1. В трактате Шабат (21б) сказано, что свечи должны гореть до тех пор, «пока на рынке никого не останется». Ранние законоучители объясняют: приблизительно через полчаса после времени зажигания свечей. Они расходятся во мнениях, можно ли зажигать свечи после этого. Согласно словам Рамбама (в Законах Хануки, гл. 4, ѓалаха 5), после этого времени нет заповеди зажигать ханукальные свечи (то же самое пишут автор Ѓалахот гдолот и прочие). Другие законоучители говорят, что указанное мудрецами время изначально является наиболее подходящим для исполнения заповеди, однако постфактум (бедиавад) свечи можно зажечь в течение всей ночи, но в таком случае практически невозможно исполнить обязанность открытого свидетельства о ханукальном чуде (Рашба, рабейну Йерухам и другие). Есть и мнение, что между двумя объяснениями, приведенными в этом месте Талмуда, есть противоречие. И поскольку эта заповедь является постановлением мудрецов, законоучители избрали в качестве закона менее строгое мнение, согласно которому постфактум свечи можно зажигать всю ночь (как пишет Раавиа от имени рабейну Тама, и как следует из слов Роша). Так постановил Шульхан арух, 672, п. 2. Но даже согласно рассуждению, что свечи можно зажигать лишь до тех пор, «пока на рынке никого не останется», − многие ранние законоучители считают, что в наше время, когда свечи зажигают дома, заповедь открытого свидетельства о ханукальном чуде можно, в равной мере, исполнить в течение всей ночи, а значит, свечи можно зажигать и после того, как на рынке никого не останется. Так пишут Тосафот, Рашба, Ран, Рош, Трума и многие другие. Так пишет и Рама (672, п. 2), но добавляет, что все же лучше зажечь свечи раньше, во время, установленное мудрецами. Однако, в крайнем случае, можно зажечь свечи позже, согласно мнению большинства законоучителей, также см. написанное в предыдущей ѓалахе и предыдущем примечании.

    Из Шульхан арух следует: тот, кто зажигает свечи поздно, должен произнести благословения в любое время ночи, хотя, на первый взгляд, следовало бы учесть мнение Рамбама и зажигать свечи без благословений. Однако здесь возникает несколько сомнений. 1) Возможно, Ѓалаха соответствует второму разъяснению, приведенному в Талмуде, и изначально (ми-лехатхила) можно зажигать свечи всю ночь. 2) Быть может, согласно первому разъяснению Талмуда, также можно произносить благословения всю ночь. 3) Даже если мы не согласимся с вышесказанным, не исключено, что если свечи зажигают в доме, то можно зажигать свечи с благословениями всю ночь. Кроме того, согласно распространенному обычаю, принято произносить благословения всю ночь. И действительно, по мнению При хадаш, Хемед Моше и других, постфактум (бедиавад), даже если нет никого, кто увидел бы горящие свечи, все равно нужно перед их зажиганием произнести благословения. По мнению этих авторитетов, главным фактором, определяющим закон, является то, что постфактум можно произносить благословения всю ночь. Это подобно тому, что, согласно мнению всех законоучителей, человек, живущий в пустынном месте, может в начале вечера зажечь свечи с благословениями, так как это время, установленное мудрецами. То же самое можно сказать и о зажигании свечей поздно ночью. И так написано в Игрот Моше, Орах хаим, ч. 4, 105, 7 (в Шаар ѓа-циюн, 17, также написано, что не следует спорить с этим мнением). Однако многие поздние законоучители постановляют, что на практике, «после того, как на рынке никого не останется» можно произнести благословения только при условии, что заповедь открытого свидетельства о ханукальном чуде будет действительно исполнена. Так пишут Маген Авраѓам (672, 6) и Мишна брура (11). А из того, что сказано «домочадцы», можно сделать вывод: необходимо, чтобы там были еще люди, и так пишет Бен Иш Хай (Вайешев, 7). В Арух ѓа-шульхан, 7, сказано, что достаточно присутствия одного человека, даже маленького ребенка, который хоть немного понимает смысл заповеди, чтобы можно было произнести благословения. И я написал выше, что это усредненное мнение.

    Еще одно убедительное рассуждение приводится в труде Ритва, в новом издании: в каждом месте следуют обычаю этого места. А раз так, то там, где есть электрическое освещение, свечи позволено зажигать позднее. Это можно обосновать двояко. Первая возможность: мы берем в расчет лишь последнюю группу людей, возвращающихся с работы, и соответственно этому определяем время, называемое «пока на рынке никого не останется». В некоторой степени такой вывод можно сделать на основе сказанного в Шильтей гиборим. В наши дни это время наступает приблизительно в 9 часов вечера. Вторая возможность: все зависит от заповеди открытого свидетельства о ханукальном чуде. Поэтому, если по улице еще ходят люди, даже в поздний час, то еще не наступило время, называемое «пока на рынке никого не останется», и можно зажигать свечи с благословениями. И представляется, что таково мнение Маѓаршаля (ответ 85), который писал, что до полуночи еще можно исполнить заповедь открытого свидетельства о ханукальном чуде. Так написано и в Сфат эмет. Также см. Ѓилхот хаг бе-хаг, 6, 12. Однако на практике, как я написал в конце п. 7, в крайнем случае, можно отложить зажигание свечей на более позднее время, но не позднее 9 часов вечера, потому что в это время люди, которые задержались на работе допоздна, возвращаются домой, и это близко к принципу, установленному мудрецами: «пока на рынке никого не останется» (также см. Пискей тшувот, 672, п. 4). Кроме того, принято откладывать ужин до этого часа, и нет большого опасения, что люди забудут зажечь свечи. Помимо вышесказанного, следует также отметить, что можно откладывать зажигание свечей ради работы и заработка, в которых есть крайняя необходимость, но не ради иных целей. По моему скромному мнению, представляется, что, поскольку до этого часа люди еще возвращаются с работы, можно зажечь свечи и произнести благословения, даже если эти свечи никто не увидит. А тому, кто вынужден отложить зажигание свечей на более позднее время, до тех пор, пока по улице возле его дома еще ходят люди, − есть, на чьи мнения положиться. Однако, по моему скромному мнению, так можно поступать только в случае крайней необходимости.  ↩

  2. Плаг ѓа-минха – ѓалахическое понятие, связанное со временем. Ѓалахический день разделен на четыре части, и плаг ѓа-минха регламентирует его последнюю четверть. Это понятие применяется, в основном, для определения времени чтения послеполуденной молитвы минха и зажигания ханукальных свечей (прим. пер.). ↩
  3. Рамбам считает, что нельзя зажигать ханукальные свечи до захода солнца. Согласно же мнению Орхот хаим, в крайнем случае, можно зажечь свечи, начиная от плаг ѓа-минха, и это мнение приведено в Шульхан арух, 672, п. 1. А по мнению большинства поздних законоучителей, в таком случае можно и произносить благословения. Так написано в Мишна брура, 3. Однако есть мнение, что произносить благословения не следует, и так написано в Торат ѓа-моадим, 4, 2. А в книге Микраэй кодеш рава Ѓарари, 4, 4-5, написано от имени рава Мордехая Элияѓу, что нужно произносить благословения.

    Относительно вычисления времени плаг ѓа-минха, мнения законоучителей разделились. Одни считают, что ѓалахический день длится до захода солнца (Виленский Гаон), а другие – что до появления звезд (Трумат ѓа-дешен), как говорится в Мишна брура, 233, 4. Здесь же в Мишна брура объясняется (672, п. 3), что отсчет ведут относительно появления звезд (также см. «Жемчужины Ѓалахи», Молитва, гл. 24, прим. 9, и гл. 25, прим. 3, а также Игрот Моше, Орах хаим, 4, конец п. 62, где сказано, что две части, на которые делится ѓалахический день, не равны между собой). И поскольку в Хануку ѓалахический «временной час» (шаа зманит) длится 51 мин., и плаг ѓа-минха составляет приблизительно 63 мин., я написал, что ханукальные свечи, в крайнем случае, можно зажечь за 40 мин. до захода солнца. Если же человек должен выйти из дома до этого, он может зажечь свечи за 63 мин. до захода солнца, согласно мнению, что плаг ѓа-минха отсчитывают от захода. Но поскольку этот вопрос является спорным в двух аспектах (так как, возможно, ѓалаха соответствует мнению Рамбама, а возможно, Трумат ѓа-дешен) − произносить при этом благословения не следует (также см. выше, прим. 10, где говорится, что, согласно мнению рабейну Тама, если вычислять плаг ѓа-минха относительно времени появления звезд, то получается приблизительно 3 мин. до видимого захода солнца: если же вести отсчет относительно захода солнца, по его методу, то получается приблизительно 16 мин. до видимого захода, но это мнение не принимается во внимание). ↩