На небеси да святится имя твое да: От Матфея святое благовествование 6:9-13 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, | Синодальный перевод (SYNO)
Текст молитвы Господней По-церковнославянски: Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! По-русски: Отче наш, сущий на небесах! Отче наш, сущий на небесах! По-гречески: Πάτερ ἡμῶν, ὁἐν τοῖς οὐρανοῖς. По—латински: Pater noster, По-английски (католическая литургическая версия) Our Father who art in heaven, Для чего Сам Бог дал особую молитву? «Позволить людям называть Бога Отцом может только Сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И не смотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати». (Свт. Кирилл Иерусалимский) Как Христос научил апостолов молиться
«Отче наш» в домашнем молитвенном правиле Молитва Господня входит в состав ежедневного молитвенного правила и читается как во время Утренних молитв, так и Молитв на сон грядущим. Полный текст молитв приводится в Молитвословах, Канонниках и других сборниках молитв. Тем, кто особенно занят и не может уделить молитве много времени, прп. Серафим Саровский дал особое правило. «Отче наш» в него также входит. Утром, днем и вечером нужно трижды прочесть «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и один раз «Верую». Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Существует обычай читать «Отче наш» перед едой наряду с другими молитвами (к примеру, «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения»). |
|
Толкования Священного Писания. Толкования на Лк. 11:2
Содержание
Толкования на Лк. 11:2
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Прп. Максим Исповедник
Блж. Феофилакт Болгарский
Прот. Иоанн Бухарев
Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе
См. Толкование на Мф. 6:9-10
Прп. Максим Исповедник
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе
См. Толкование на Мф. 6:9
Блж. Феофилакт Болгарский
Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе
См. Толкование на Лк. 11:1
Прот. Иоанн Бухарев
Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш, иже на небесех, да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли
Егда (когда) молитеся, глаголите (говорите). Предлагая Свою особую молитву, несомненно, Господь не требует, чтобы мы молились только словами этой молитвы и не употребляли других молитв. В молитве Господней содержится только сущность христианской молитвы. Посему, по образцу этой молитвы в христианской церкви составлено и употребляется много других молитв.
Отче (Отец) наш. Бог есть Отец всех людей вообще, как их Творец, Промыслитель и Хранитель, и кроме того Он есть преимущественно Отец всех христиан – по особенному благодатному усыновлению Ему всех их чрез Христа Спасителя (Ин. 1:12; Рим. 8:14-17). «Называя Бога Отцом, пишет блаж. Августин, мы и любовь свою к Нему свидетельствуем, и уверенность в получении просимого изъявляем: ибо что для детей сладостнее имени отца, и откажет ли в каком прошении сынам Своим Бог?» Не говорится мой, а наш, как равно далее читаем в молитве, хотя молился бы кто и один, даждь нам, не введи нас, потому, что по христианской любви друг к другу мы должны молиться не только за самих себя, но и за всех других. (Злат, и Феоф.)
Иже еси (Сущий) на небесех. Бог находится везде, но на небесах есть место особенного Его присутствия. Там – престол Его, где окружают и воспевают Его Ангелы (Ис.66:1; Пс. 2:4 и др.). Оттуда нисходит Дух Святый, как напр., сошел на Христа Спасителя при крещении (Мф гл. 3, 16:17) и на Апостолов (Деян. 2:3-4). Оттуда был глас Божий при крещении И. Христа и в других случаях. (Мф. 3:17; Ин. 12:28). Слова Иже еси на небесех внушают молящемуся во время молитвы отлагать все земное и возносить ум свой и сердце на небо к Богу (Злат, и Феоф).
Да святится (славится) Имя Твое, так как оно может и бесславится богохулением и тяжкими пороками и грехами людей. Имя Твое, т.е. все, что имя Божие выражает собою: и Божие существо, и Его совершенства и свойства, напр., Его всемогущество, премудрость, благость. Святится, – славится всеми, но особенно верующими, славится в их словах и делах во все времена, во всей вселенной. (Злат, и Феоф.) Так славили имя Божие святые, живя на земле. Прошение: Да святится имя Твое. Отец Наш небесный можно выразить так: «Господи, помоги нам призывать Святое Имя Твое всегда со страхом, не произносить Его всуе, не хулить Его своею порочною жизнию, а прославлять и в делах и в словах своих». Царствие Твое, т.е. царство Христово.
Произнося слова: Да приидет царствие Твое, христиане молятся: 1) чтобы царство Христово, т. е. христианская вера распространялась и утверждалась во вселенной, – чтобы неверные принимали христианскую веру; 2) чтобы Сам Христос царствовал в душах Своих последователей, т. е. направлял ко благу их жизнь и дела, а не царствовал бы в них грех (Рим. 6:12); и 3) чтобы после сей временной жизни принял их в Свое небесное царство: (Мат. 25:34. Мих.)
Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (и на земле, как на небе). Христианин должен всецело покориться воле Божией, подобно тому, как всецело подчиняются ей и исполняют ее на небесах Ангелы и Святые; покориться, потому что наша человеческая воля часто бывает несогласна с волею Божиею, и потому, что часто мы желаем себе, собственной душе своей, вредного. Пример послушания воле Божией – Сам Христос Спаситель, свв. Авраам, и Иов и все святые угодники Божии.
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе
В ответ на просьбу ученика, который, очевидно, говорил от лица всех других учеников, Господь научает их молитве «Отче наш». Таким образом, молитва Господня, очевидно, была дана ученикам в ответ на их просьбу, и евангелист Матфей, очевидно, поместил ее в Нагорной беседе только потому, что начал излагать учение Христа о том, как вообще нужно молиться (Мф.6:9). В новейших изданиях (например, у Тишендорфа) молитва Господня по Евангелию Луки имеет более сокращенный вид, чем у евангелиста Матфея. Так, во 2-м стихе пропущены слова: «наш, иже на небесех» и «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Некоторые (например, И. Вейс) приписывают очень большое значение этому различию, говоря, что вообще Церковь не сохранила в подлинном виде слов Христа: Но нам кажется, что эти обвинения напрасны и несправедливы. Во-первых, еще нужно доказать, что действительно оба евангелиста не сходятся друг с другом в передаче молитвы Господней. Ведь принятый в Восточной Церкви текст этой молитвы, как его приводит евангелист Лука, имеет также для себя основания в некоторых древних кодексах (см. прим. Тишендорфа к 11-й главе Луки, с. 561), и очень возможно, что в тех кодексах Евангелия от Луки, где молитва Господня приведена в сокращенном виде, предложено чтение, какое существовало только в тех церквах, где были написаны эти кодексы. На самом же деле молитва Господня сначала одинаково записана была в Евангелиях и Матфея и Луки. А затем, во-вторых, возможно и такое предположение, – если принять за факт, что у Луки молитва Господня имеет только пять прошений, – что евангелист Матфей дал в своем Евангелии формулу молитвы, а евангелист Лука только очертил ее содержание в более кратком виде, так как в самом деле, например, выражение: «да будет воля Твоя», по существу, сходно с предшествующим прошением: «да приидет Царствие Твое». Словом, вопрос о том, какой первоначально вид имела молитва Господня в Евангелии Луки, не может еще считаться окончательно решенным. Нельзя, в самом деле, игнорировать свидетельства Синайского кодекса, который имеет у себя прошение «да будет воля Твоя как на небе, так и на земле:».
Объяснение молитвы Господней см. в комментариях к Мф.6:9–13.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Почему мы говорим «Да святится имя Твое»?
Что означает святится имя твое? Когда мы были детьми, мы все учили и запоминали стихи и песни, которые мы просто машинально декламировали. У Марии был овечка, Звездочка светлая, звездочка яркая, Теперь я укладываюсь спать — но подождите, последнее — не стихотворение и не песня — это молитва. Молитва Богу, Отцу. Тем не менее, многие из нас учатся произносить это посредством привычного повторения.
Теперь ложусь спать, молю Господа душу мою сохранить. Если я умру до того, как проснусь, я молю Господа забрать мою душу.
Иногда мы запоминаем что-то до того, как полностью понимаем его значение. Что значит освященный твоим именем? Давайте рассмотрим этот вопрос в этой статье.
Что означает «Да святится твое имя»?
Посмотрим правде в глаза, слово «освященный» — это не то слово, которое мы используем в повседневной жизни. Хоть убей, я точно не могу вспомнить, когда я мог бы использовать это в обычном разговоре. Когда оно используется, как правило, в сочетании с клише или старой пословицей — «святые залы». Но думаем ли мы, что это то, чему Иисус учил нас, когда учил молитве «Отче наш» — приравнивать имя Бога к зданию, которое является старым и вызывающим восхищение, или имело важное значение в какой-то исторический момент и имеет хорошую репутацию? Нет, я тоже.
Теперь довольно легко ввести в Google святилище или святить и обнаружить, что это означает «делать святым или священным, освящать или освящать, почитать». Я думаю, что мы все можем согласиться с тем, что это явно наше впечатление, когда мы произносим это слово. Сейчас я далеко не богослов, но я копнул немного глубже и провел некоторые исследования.
Интересно, что греческое слово, которое мы переводим как «освященный», имеет пару разных соответствующих слов в иврите и используется в Ветхом Завете — кадаш и годеш. Оба имеют схожие значения, и оба похожи на английское слово «hallowed». Кадаш и Кодеш. Кадаш, глагол, означающий быть святым; освятить. Кодеш, существительное, означающее священное место или вещь; святость — нечто святое.
Между ними слова встречаются в Ветхом Завете около шестисот тридцати раз. Когда что-то написано в Библии шестьсот тридцать раз, мне кажется, это означает, что мы должны обратить на это внимание.
Греческое слово, используемое в Книге Матфея, — агиазо — означает «очищать или освящать».
Что такое молитва Господня?
Все мы знаем Молитву Господню. Я уверен, что даже многие неверующие могли бы произнести эти слова. Но знаем ли мы что мы говорим? Мы слышим это, мы говорим это так много раз, что даже не задумываемся об этом. Вроде как воздух, которым мы дышим, или даже земля под ногами.
Вот что происходит, когда мы молимся наизусть — иногда мы рискуем, что слова станут роботизированными, а не осмысленными. Молитва произнесена, но понята ли она и прочувствована ли?
Отче наш, сущий на небесах
Как часто в групповой обстановке мы произносили молитву Господню таким образом? Может слишком часто? Интересно, как это поражает уши Господа и его сердце.
Пожалуйста, поймите правильно, я вовсе не пытаюсь указать пальцем или осудить заученные молитвы. Я часто читаю многие псалмы по памяти — псалом 22 целиком, 103:1-4 и 63:1-2 просто в качестве примера.
А еще я читаю молитву «Отче наш». При этом я абсолютно допускаю, что бывают моменты, когда слова просто повторяются, но не ощущаются в моем сердце и даже не думают о них. Я отвлекаюсь — говорю слова, но не чувствую смысла. Осмелюсь сказать, это человеческая природа и случается со всеми нами.
Есть одно слово, в частности, мы как будто летим, даже когда молимся от души. Мы вроде бы говорим на нем, но серьезно не задумываемся. Это слово освящено . Да святится имя Твое. Да святится имя Твое, Господи. Да славится имя Твое, Отец наш Небесный.
Я почти уверен, что если подумать, то все поймут, о чем мы там говорим. Слава имени Твоему, Господи. Пусть твое имя будет святым; освященный. Пусть твое имя будет почитаемо и прославлено. Благослови Господа, душа моя, и поклоняйся святому имени Его.
Но насколько глубже значение слова «святой»? И разве имя Бога уже не освящено?
(Транскрипт видео выше) Освятить что-либо означает считать это святым, хранить это как священное. Итак, когда Иисус говорит, что вы должны молиться: «Да святится имя твое», это молитва о том, чтобы имя Бога, Сам Бог и вещи Божьи были бы почитаемы; признан святым, и достойным, и прекрасным.
В каком-то смысле это Иисус указывает нам на третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе». Верно? «Не произноси имени Бога всуе» не означает просто не использовать имя Бога в качестве ругательного слова, но это означает не относиться к Богу или Божьим вещам тривиально; это серьезные, трезвые, весомые вечные дела.
Итак, когда христианин молится: «Да святится имя Твое», это желание, чтобы имя Божие и слава Божия были известны всему миру, чтобы были известны всему миру в жизни христианина, ярко в жизни местной церкви. И затем, по мере его распространения, по мере обращения грешников, по мере основания церквей, по мере роста церквей, имя и слава Бога освящаются жизнью веры и благочестия.
Давайте прославим святое имя Бога
Таким образом, мы явно не ошибаемся, прославляя святое имя Бога. Несомненно, это имя свято, поставлено выше всех других. Его имя должно почитаться его творением выше всех других богов и авторитетов, как единого, истинного Бога. Яхве.
В своей книге «Невидимое царство» Майкл Хейзер приводит убедительные доводы в пользу того, что в духовном мире действительно существуют другие, меньшие, элогим , которые ниже Бога. (Он особенно отмечает псалом 82, где слово «элохим» используется во множественном числе в древнееврейском оригинале).
Наш Отец — Царь Царей; Лорд Лордов; Господь Воинств. Но независимо от того, прав Хейзер или нет, а я верю, что это так, это только увеличивает важность того, чтобы имя Бога было освящено — святым и поставленным выше всех других. Каждому из нас.
Действительно, я верю, что Иисус учил нас тому, что мы не должны легкомысленно относиться к имени Бога. Он не «человек наверху» или «большой парень». Он есть, всегда был и всегда будет «Всевышним Богом»; Эль-Шаддай, Иегова, Адонай. Великий Я ЕСМЬ.
Но я думаю, что есть еще кое-что, что мы можем упустить.
Что в имени?
Что означает святится имя твое? Я верю, что Иисус упомянул не только настоящее имя Бога — как я уже говорил, у Бога много имен. Что из этого мы должны освятить? Я верю, что мы должны прославлять самого Бога. Именно того Бога мы и должны прославлять. Его характер. Его атрибуты. Вот что представляет имя Бога.
Здесь, в физическом мире, каждый из нас в какой-то момент своей жизни хочет «сделать себе имя». Когда я рос, мой отец всегда поощрял меня «идти туда и делать что-то великое. Сделай себе имя».
Даже сейчас, когда вы слышите чье-то имя, мы действительно думаем о нем только как об имени, или мы связываем его с тем, кто и что это за человек? Если я скажу «Мать Тереза», что придет вам на ум? Каждый из нас определенно вызывает в воображении нечто большее, чем ее образ.
Мы даже используем ее имя для описания других. С другой стороны, то же самое с любым количеством других исторических и вымышленных персонажей. Билли Грэм. Альберт Эйнштейн, Супермен и даже Дарт Вейдер. Каждый президент, который жил в нашей соответствующей жизни. Иисус Христос. У каждого есть соответствующая репутация или положение — имя.
Матфей написал слова Иисуса, учащего нас молиться, в главе 6, стихах 9-13. «Итак, вот как вы должны молиться: «Отче наш на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как и на небе».
Бог создал нас по образу Своему — то есть он создал нас, чтобы мы были его образами, как и Иисус. «Сын есть образ невидимого Бога, первенец над всей тварью» (Колоссянам 1:15). В Евангелии от Иоанна 14:7 Иисус сказал своим ученикам: «Если вы действительно знаете Меня, то узнаете и Отца Моего. Отныне вы знаете его и видели его».
Во время творения «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Мы были созданы по образу Божьему — по Его подобию. Но Бог невидим, так что это не могло быть физическим подобием.
Иисус хотел, чтобы мы молились о том, чтобы мы содействовали святому имени Бога — как Он известен, кто Он. Мы должны помочь hagiazo — очистить и освятить — имя Бога в глазах других. Когда другие смотрят на нас — носителей Его образа — они должны видеть проблески Бога. Вот почему Его Святой Дух живет в нас, чтобы наделить нас силой, чтобы, увидев нас, другие увидели, кто такой Бог.
В Исход 34:6-7 Бог описывает нам Себя. «И он прошел перед Моисеем, возвещая: «Господь, Господь, Бог сострадательный и милосердный, долготерпеливый, многолюбящий и верный, сохраняющий любовь к тысячам и прощающий беззаконие, непокорность и грех». кто такой Бог. Его имя. Да святится его имя.
Почему это важно?
Закончу вопросом и вызовом.
Вопрос, который следует задать себе: когда другие видят вас, кто и что вы такое и как вы живете, видят ли они плод Божьего Духа – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость и самообладание»?
Задача: выделите несколько минут на чтение молитвы «Отче наш» в одиночестве. Когда вы говорите это, чувствуйте слова, которые вы произносите. Подумай об этом.
Тогда попросите Святого Духа помочь вам пережить это.
Для дальнейшего чтения:
В чем смысл молитвы Господней? (Отче наш, сущий на небесах)
Является ли Иегова истинным именем Бога?
Есть ли сила в имени Иисуса?
Какие виды молитв описаны в Библии?
Какие имена Бога встречаются в Библии?
Фото предоставлено: © gettyimages/digitalskillet
Greg Grand Chanc который отвечает на самые распространенные вопросы об Иисусе Христе. Был ли он настоящим? Кем он себя выдавал? Чему он учил? Грег — обычный парень, путешествующий по тому же пути, что и все остальные, — в погоне за правдой. Вы можете связаться с Грегом по электронной почте [электронная почта защищена] и на Facebook.
Да святится Имя Твое — Колледж Гутенберга
Перейти к содержимому
Иногда мы можем годами думать, что поняли отрывок из Библии, а потом обнаруживаем, что ошибались. Для меня одним из этих стихов стало начало известной молитвы «Отче наш»:
Отче наш, сущий на небесах,
Да святится имя Твое.
Да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя на земле, как на небе.
Дай нам сегодня хлеб наш насущный.
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки веков.
Аминь.
Я знал, что у меня есть вопросы по некоторым разделам этой молитвы, но одна часть, которая показалась мне очевидной, была «да святится имя Твое». Христиане читают эту молитву вместе часто, иногда еженедельно, и я готов поспорить, что многие из нас разделяют ту же ошибочную идею, что и я, а именно, что значение «да святится имя Твое» было настолько очевидным, что не нуждалось в объяснении. В этой статье мы рассмотрим эту обманчиво простую фразу, чтобы лучше понять, что мы повторяли все это время.
Первая просьба
Чтобы показать вам, где я ошибся, позвольте мне задать вопрос: где мы в первую очередь просим о чем-то в молитве «Отче наш»? Какова первая просьба, первое, о чем мы молимся? Нашим быстрым первым ответом может быть «хлеб наш насущный дай нам на сей день», но небольшое размышление показывает, что это не сработает; несколько запросов приходят перед этим. Но, возможно, у нас возникнет искушение ответить так, как раньше отвечал я: наша первая просьба: «Да приидет Царствие Твое».
Раньше я думал, что структура молитвы была такой:
Вступительное слово: Отец наш, сущий на небесах, да святится имя Твое.
Первый запрос: (май) Да приидет Царствие Твое.
Второй запрос: (май) Да будет воля Твоя на земле, как и на небе.
В любом случае, я никогда особо не задумывался о том, что «да святится имя Твое». Это звучало как причудливый способ сказать: «Твое имя свято». Это казалось хорошим способом начать молитву: обратиться к Богу и сказать: «Отче, твое имя свято», а затем перейти к просьбам. Но я был неправ; первая просьба в молитве «Отче наш» не «Да приидет Царствие Твое». Первая просьба: «Да святится имя Твое».
Одной из причин, по которой мы можем пропустить это, является наша неприязнь к King James English. Переведем первую часть молитвы «Отче наш» так, чтобы структура была более буквальной и ясной:
Отче наш, сущий на небесах:
Да будет освящено имя твое.
Да придет твое царство.
Да будет воля твоя на земле, как на небе.
Структура первых трех просьб в молитве на самом деле очень плотная. Это три параллельных императива от третьего лица: пусть ваш «X» сделает «Y»!
Да святится Твое… имя.
Да придет Твое… Царство.
Пусть Твоё… будет на земле, как на небе.
Эта структура очень продумана со стороны Иисуса, потому что каждая просьба очень тесно связана с двумя другими. В некотором смысле каждый запрос требует одного и того же. Чтобы лучше понять это, нам нужно на мгновение взглянуть на ветхозаветную концепцию Царства Божьего.
Царство Божье
Кто правит этим миром? Это кажется очевидным, когда мы смотрим вокруг. Богатые и влиятельные люди правят этим миром. Короли и президенты правят этим миром. Русские мафиози, колумбийские наркокартели и телевизионные сети правят этим миром. Короче говоря, этим миром правят склонные к ошибкам эгоистичные люди. И хорошо ли мы управляем этим миром? Нет, при нашем правлении несправедливость процветает, как и на протяжении всей истории человечества. Под нашим правлением человеческий грех не ослабевает, принося смерть и страдания каждой жизни, к которой прикасается. Наш мир был таким на протяжении многих веков, и кажется, что так будет всегда.
Однако пророки Израиля знали, что это лишь временное состояние. Приближался день, когда Бог, законный правитель всего творения, утвердит Свою власть. Он свергнет всех правителей этого мира. Он будет править миром через назначенного Им Царя, Мессию. Этот Царь будет править в праведности и справедливости. При таком правиле мир больше не был бы местом бунта и зла; король подавит все следы мятежа; каждый квадратный дюйм творения находился бы под властью Бога, отражая Его доброту и любовь. Вот что пророки подразумевали под «царством Божьим» или «царством небесным» — Божье правление через Его Мессию над всей землей, приносящее вечную праведность.
Освящение имени Бога
Какое отношение это имеет к «да святится имя Твое» (или, более буквально, «Да святится имя Твое?»)? Чтобы увидеть связь, давайте посмотрим на слова одного из этих пророков в Иезекииле 36, начиная со стиха 16:
Затем ко мне было слово Господа: жили на своей земле, осквернили ее путями своими и делами своими; путь их предо Мною был подобен нечистоте женщины в ее нечистоте. Поэтому Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они пролили на землю, за то, что они осквернили ее идолами своими. И рассеял их по народам, и рассеялись они по землям. По их путям и делам их Я судил их. Когда они пришли к народам, куда они пришли, они бесславили святое имя Мое, потому что о них было сказано: «Это народ Господень; но они вышли из земли Его». Но Я позаботился о святом имени Моем, которое дом Израилев обесславил среди народов, куда они пришли».
То, что Бог наказал Израиль, отправив его в изгнание и плен, плохо сказалось на Его репутации. Бог свят, т. е. Он не обычный и обычный, как мы с вами; Он поразительно уникален в Своей благости и силе. Вот что значит «святой»: отделенный, удивительный, неповторимо чудесный. Но если Бог так свят, почему евреи были побеждены другими народами? В глазах мира Бог должен быть довольно жалким, незначительным богом, если Он не может защитить Свой народ от ассирийцев и вавилонян. Имя Бога было осквернено; то есть вместо того, чтобы видеть Бога святым, мир видел в Нем обыкновенного, неудачника — всего лишь одного из длинной череды богов, и даже не очень хорошего, поскольку Он не смог спасти Свой народ. Имя Бога, репутация Бога были в грязи. Что бы Он сделал?
Поэтому скажи дому Израилеву: «Так говорит Господь Бог: не ради вас, дом Израилев, Я буду действовать, но ради святого имени Моего, которое вы осквернили среди народов, куда ты ходил. И освящу великое имя Мое, бесславимое среди народов, среди которых вы бесславили его. Тогда узнают народы, что Я Господь, — говорит Господь Бог, — когда Я освящу Себя среди вас в глазах их. Ибо Я возьму вас из народов, соберу вас из всех земель и приведу вас в землю вашу. Тогда Я окроплю тебя чистой водой, и ты будешь чист; Я очищу тебя от всей твоей нечистоты и от всех твоих идолов. Более того, Я дам вам новое сердце и вложу в вас новый дух; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. И вложу внутрь вас Дух Мой, и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих, и постановления Мои будете тщательно соблюдать. И вы будете жить на земле, которую Я дал вашим предкам; и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом».
Это описание прихода Царства Божьего. В 37-й главе Иезекииля становится ясно, что собирается сделать Бог: Он собирается послать Мессию править Израилем, править всем миром. Он собирается простить Израилю их грехи. Он соберет их вместе под властью Мессии. Он очистит их сердца от всякого греха и вложит в них новые сердца. Делая все это, Бог говорит, что собирается «освятить Мое великое имя». Народы больше не будут отвергать имя Бога как тривиальное и легко забываемое; в тот день все узнают, что Бог действительно Свят.
В молитве «Отче наш» Иисус говорит о той же концепции, что и Иезекииль, об освящении имени Бога. То, что Бог говорит, что Он собирается сделать в Иезекииле, — это то, о чем мы молимся, когда мы молимся «Отче наш». Бог дал много обещаний Своему народу, но мир вокруг нас чувствует себя в полной безопасности, игнорируя Его или высмеивая Его. Пока Он не придет и не сдержит все эти обетования, установив Свою власть над всем творением, народы будут смеяться над Его именем: «Бог не имеет большого значения. Осмотреться. Он не защищает Свой народ. Мир продолжается день за днем». Что ж, наступает день, когда никто больше не сможет игнорировать Бога. Бог собирается войти в историю и разрушить все царства этого мира, править Своим народом и благословлять его. Когда Он сделает это, Он «освятит Свое имя». Бог уже свят, но в этом мире Его имя, Его репутация воспринимаются как обычные и незначительные. Когда Иисус вернется, чтобы править всем, Божье имя, Божья репутация будут восстановлены на своем законном месте.
Возможно, лучшим выражением того, как имя Бога будет освящено, является знаменитое заявление Захарии о грядущем Мессианском царстве. В главе 14 Захария описывает Бога, пришедшего на защиту Израиля от всех народов земли. Бог победит, и живые воды потекут из Иерусалима на восток и на запад. Затем Захария делает прекрасное утверждение в стихе 9:
И Господь будет царем над всей землей; в тот день Господь будет один, и Его имя будет единственным.
Однажды Бог будет Царем над всей землей: все другие правители будут убраны, и Бог будет править всем через Христа. Однажды все восстания против Бога будут устранены. Когда придет Царство Божье, Его воля восторжествует; мир будет хорошим, чистым и праведным, именно таким, каким Он хочет его видеть. Однажды имя Бога будет единственным; вместо множества правителей, соревнующихся за власть и славу, каждый будет знать, что имя Бога превыше всего. Он один достоин похвалы. Другими словами, Его имя будет «освящено». Это день, о котором Иисус просит нас молиться в молитве Господней.
Молитва Господня
Итак, мы видим, что первые три просьбы в Молитве Господней объединены не только структурно, но и тематически:
Да святится имя Твое.
Да придет Твое Царство.
Да будет воля Твоя на земле, как на небе.
Чтобы выразить это в другом порядке, мы говорим это:
Боже, я хочу, чтобы настал тот день, когда Ты будешь править всей землей. (Да придет Царство Твое).
Боже, я хочу, чтобы наступил тот день, когда все восстания будут уничтожены и Твоя совершенная воля восторжествует над всей землей. (Да будет воля Твоя на земле, как на небе.)
Боже, я хочу, чтобы наступил тот день, когда Твоя репутация будет оправдана, когда весь мир увидит, что Ты — Единый Бог, Чье имя свято превыше всего. (Да будет освящено имя Твое).
Что это значит для нас? Почему Иисус говорит нам молиться именно так? Из учения Иисуса становится ясно, что то, о чем мы молимся, отражает то, что у нас на сердце. В первой половине Господней молитвы Иисус показывает нам, что должно быть в сердцах Божьих людей. Мы должны знать, что ничто в этом мире не может по-настоящему удовлетворить нас, не может по-настоящему решить нашу проблему. Чего мы жаждем? Что нам действительно нужно? О чем мы будем взывать к Богу? Если мы мудры, мы будем взывать о грядущем Его Царстве, потому что это то, в чем мы действительно нуждаемся. Наши сердца должны расти в нашем желании, чтобы Бог пришел и установил Свою власть над миром, чтобы Его желания восторжествовали, чтобы Его имя наконец было признано во всем мире.
Итак, мы видим, что такого рода молитва не имеет ничего общего с «движением руки Бога». Божье Царство придет, молюсь ли я о нем или нет. Прежде всего, это была Его идея, а не моя, и Ему, конечно же, не нужно, чтобы я убеждал Его установить это Царство. Важность молитвы в том, что она выражает о моем сердце. Что является центром моей жизни? Занят ли я заботами этой жизни? Разве мои молитвы наполнены только просьбами о мирском счастье и успехе? Или я услышал обетования Божьи и поверил им? Именно этому учит нас Иисус в первой части молитвы Господней. Бог обещал, что придет и будет править миром через Иисуса. Бог обещал, что Его совершенная воля победит все мятежи. И Бог пообещал, что однажды Его имя, Его репутация будут подтверждены по всей земле. Все узнают, что Бог уникален, праведен, могуществен, особен, устрашающ, прекрасен. Иисус говорит нам, чтобы наши сердца наполнились надеждой на эти обетования, и поэтому пусть наша молитва будет выражением этой надежды и стремления. Однажды весь мир узнает, что Бог свят, и это будет лучший день, который когда-либо знал мир. Если мы верим в это и стремимся к этому, то это желание будет в центре наших молитв, и мы сможем молиться «освяти имя Твое» и подразумевать это.
Рон Джулиан начал работать учителем в Исследовательском центре Маккензи в 1982 году, где его преподавание было сосредоточено на толковании Библии и распространении Евангелия, а с 1994 года до своей смерти в 2021 году он был наставником в колледже Гутенберга. Другие его интересы на протяжении многих лет включали библейские языки, фильмы, музыку, литературу и технологии. У него была степень бакалавра искусств. Он получил степень бакалавра лингвистики в Орегонском университете и степень магистра религиоведения в реформатской теологической семинарии, а также был автором Праведные грешники и соавтор книги Язык Бога: Здравый подход к пониманию и применению Библии.
Подписаться
Обновления по электронной почте информируют вас о событиях и классах. Бесплатный ежеквартальный информационный бюллетень Colloquy содержит статьи и новости.