Татары вера: «Татарская вера». Образ ислама у русского населения Рязанской области | Абянов
Содержание
Народ татары — «Национальный акцент» их ациональность, религия и традиции народа, флаг
Факты
Численность в РФ — 5,3 млн человек
Основной регион — Республика Татарстан
Родной язык — татарский
Владение родным языком — .
Истоки — Алтай и степи Азии
ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан.
По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар. Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.
История этнонима татары
Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.
В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.
В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие — у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие — у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.
Язык татар
Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.
Религия татар
Большинство верующих татар — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как «меселман», т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.
Традиционные занятия татар
В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 — начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.
Национальный костюм татар
Традиционный татарский костюм мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой — стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар — кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.
Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008.
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с. : ил. — ISBN 5-85270-155-6
конфессиональная идентичность — Реальное время
Общество
00:00, 19.04.2022
Особенности статистического учета татарского народа в разные исторические периоды
В Институте истории им. Марджани вышла книга «Татары в переписях населения», в которой представлена динамика численности татарского народа, его социальная и конфессиональная структура, языковое поведение за последние почти три столетия. Во время работы авторы* издания опирались на материалы государственных переписей населения Российской империи, СССР и Российской Федерации. Книга знакомит нас с особенностями статистического учета татар в разные исторические периоды и спецификой переписных кампаний. «Реальное время» предлагает ознакомиться с этим интересным исследованием и публикует главу о конфессиональной идентичности татарского народа.
Ислам относится к одной из традиционных религий на территории России. На протяжении многих веков ислам играл определяющую роль в формировании основных элементов духовной культуры татарского народа. В течение X — первой половины XVI веков ислам являлся государственной религией и официальной идеологией тюркотатарских государственных образований.
Проникновение ислама в Волго-Уральский регион относится к IX веку и связано с установлением торговых контактов Волжской Булгарии со странами Средней Азии. Принятие булгарами ислама в качестве государственной религии в начале X века укрепило булгарское государство, а также позволило расширить политические, экономические и культурные связи с внешним миром в первую очередь со странами Ближнего Востока.
После образования Золотой Орды ислам не утратил свои позиции в Поволжье. Лояльное отношение ко всем конфессиям в Монгольской империи способствовало поступательной исламизации степного населения. Уже во время правления Узбек-хана (1312—1342) ислам в Золотой Орде превратился в государственную религию и стал основой формирующейся золотоордынской цивилизации. К концу XIV века мусульманство охватило значительную часть населения страны.
Укрепление позиций ислама и мусульманского духовенства, начавшееся в середине XIV века, завершилось с образованием самостоятельных татарских ханств — Астраханского, Казанского, Крымского и др. В этот период широкое распространение у татар получил конфессионим «мусульмане».
Мечеть Узбек-хана в Крыму
В Российском государстве положение ислама радикально изменилось. С захватом татарских ханств во второй половине XVI в. впервые под господством Москвы оказались территории с собственными традициями государственности, развитыми общественными институтами и иной религией. Царская власть, прочной идеологической опорой которой было православие, воспринимала ислам как препятствие для включения татарского населения в общеимперское пространство. Только принятие татарами православной веры, то есть смена религиозной идентичности, могла быть подтверждением верности и абсолютной лояльности государю.
Особенности конфессионального состава населения XVI—XVII вв. находили отражение в писцовых и переписных книгах в форме различных социальных категорий (ясачные иноверцы, служилые новокрещены, служилые мурзы и татары), которые, кроме этнического и сословного, сочетали в себе и вероисповедный признак. В XVII в. и более поздние периоды понятия этнической и религиозной принадлежности воспринимались государством и обществом как синонимы, т. е. фактически под терминами «татарин», «служилый татарин» или «ясачный татарин» подразумевались «мусульмане». Обобщающими названиями для всех неправославных подданных, исповедующих ислам или придерживающихся традиционных верований, были «некрещеные иноземцы» или «иноверцы». В России в XVII в. иноземцами считались не только выходцы из других государств, но и представители любой неправославной веры.
Материалы ревизий XVIII — середины XIX вв. представляют пестрый в социальном и конфессиональном отношении состав населения России. Хотя вероисповедание в ревизиях не указывалось, исключение было сделано лишь для принявших христианство нерусских народов, которые в ревизиях фиксировались как «новокрещены». «Новокрещеными» называли записавшихся христианами после первой ревизии 1719 г., а всех принявших крещение до нее «старокрещеными».
Со времени ориентации Петра I на западную модель развития общества новым внутриполитическим курсом светской власти стала унификация подданных в социальном и религиозном плане. В 1720-е гг. сформировалась государственная система поощрений для крещеных иноверцев, в которой ключевым было освобождение от уплаты налогов, исполнения повинностей, в том числе от самой тяжелой — рекрутской. Несмотря на пестование и защиту государством крестившихся процесс становления общности «новокрещен» шел довольно медленно. В начале XVIII в. насчитывалось около 17 тыс. крещеных татар. Вследствие реализации политики массовой христианизации, осуществляемой правительством, к 1762 г. удельный вес крестившихся в составе татар достиг 7,6% (30,3 тыс. человек).
Крещеные татарки Чистопольского уезда. 1890-е гг.
Массовое крещение нерусских народов с использованием мер административного и экономического давления развернулось при императрице Елизавете Петровне. Формирование основной части «новокрещеных» татар в Среднем Поволжье приходится на период деятельности Конторы новокрещенских дел во второй трети XVIII в., когда массовое крещение путем принуждения или предоставления вознаграждения, освобождения от налогов и повинностей осуществлялось и в отношении язычников средневолжского региона. За период с 1743 г. по 1760 г. православие приняло более 400 тыс. представителей коренных народов Поволжья и Сибири, в том числе более 12 тыс. татар. Основная масса бывших язычников: марийцы, чуваши, удмурты и мордва — под воздействием названных выше причин записались православными.
Тем не менее вопреки давлению со стороны государства, численность мусульман империи на протяжении всего XVIII в. росла: 1050,9 тыс. — в 1719 г., 1424,2 тыс. — в 1762 г., 2138,9 тыс. — в 1795 г. Происходило это в первую очередь за счет постепенного присоединения к России территорий Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Западного Казахстана.
Ислам в татарском обществе во второй половине XVI—XVIII веков выполнял роль хранителя элементов социальной структуры и культурных традиций. Постепенно идея единства татар как мусульман стала основой этноконфессиональной идеологии.
Государство старалось максимально четко регулировать жизнь мусульман. С 1744 г. от количества душ мужского пола в последней ревизии зависело появление мечети в населенном пункте. По согласованию со светскими и духовными властями допускалось строительство мечети в татарских деревнях при условии проживания в ней не менее 200—300 душ мужского пола.
Политика веротерпимости, провозглашенная Екатериной II, привела к небывалой активности татар. В 1788 г. государством было создано Оренбургское магометанское духовное собрание, которое должно было направлять и контролировать деятельность татарского духовенства. В конце XVIII — начале XIX веков началось интенсивное строительство мечетей и возрождение мусульманского образования.
21 сентября 1828 г. для мусульман всех губерний, подведомственных Оренбургскому магометанскому духовному собранию и таврическому муфтию, были введены метрические книги. Появление метрических книг в России относится к 1722 г., когда был издан указ, регламентировавший регистрацию православного населения империи. Во второй половине XVIII — первой половине XIX веков аналогичные указы появились для лютеран — в 1764 г., католиков — в 1826 г. и иудеев — в 1835 г. Как и регулярные переписи, метрические книги обеспечивали военные, фискальные и административные потребности государства. С появлением метрических книг для мусульман устанавливался постоянный порядок ведения актов гражданского состояния. В них заносились факты рождения, смерти и бракосочетания мусульман. Материалы метрических книг позволяют проанализировать демографические, миграционные и урбанизационные процессы в татарском обществе в XIX в.
Татарская мечеть в Челябинске. Начало ХХ века
В 1897 г. в обширную программу первой всеобщей переписи населения Российской империи впервые был включен вопрос о вероисповедании опрашиваемого. Подготовка и проведение переписи во многих местностях татарами была воспринята с настороженностью. В силу языкового барьера и неграмотности по-русски разъяснительное устное и печатное слово организаторов переписи о цели и задачах тотального учета населения для мусульман доходило урывками. В ряде регионов распространялись слухи о насильственном крещении. Общественная напряженность, вызванная вторжением властей в пореформенный период в сферу религиозной жизни, и слухи об ожидавшемся крещении послужили основой для народных волнений.
В большинстве случаев чиновники с опозданием реагировали на циркулирующие слухи о предстоящем крещении и просьбы татар об обеспечении гарантии сохранения их конфессиональной идентичности. Своевременно не было объявлено о гарантии религиозных прав мусульман в связи с предстоящей переписью, не было четко сказано о том, что перепись не предполагает русификаторство и христианизацию. На их обращения губернаторы отреагировали только в декабре 1896 г., когда начались массовые волнения и сельские общества прогоняли из деревень счетчиков. Единственное исключение в этом отношении представлял циркуляр муфтия М. Султанова от 18 июля 1896 г., в котором сообщалось, что от переписи не будет вреда «ни магометанской религии, ни магометанским школам», муллы и ахуны обязаны были разъяснять это прихожанам.
По переписи 1897 г. численность мусульман в Российской империи составила 13 889 421 человек, из которых 3 699 191 проживали в европейской части России и Сибири.
Октябрьские события 1917 г. внесли кардинальные изменения в общественную жизнь народов России. Первые законодательные акты, принятые советским правительством в 20-х гг. XX в., стали основой политики секуляризации общества. Ликвидировалось господствующее положение религии в государстве, отменились льготы и привилегии духовенства, а решение вопросов семейно-брачной сферы и образования было передано государственным учреждениям.
Веками складывавшиеся духовные ценности народов постепенно утрачивались либо оттеснялись в ограниченную сферу семейно-бытовых обычаев и обрядов. Верующие потеряли связь с религиозными организациями. Так, если на территории Казанской губернии в 1917 г. было 1 152 мечети, в которых работали 2 648 мулл, то к 1931 г. на территории ТАССР сохранилось лишь 980 храмов, а количество официально зарегистрированных священнослужителей сократилось до 625. В результате масштабной атеизации татарского населения (исчезновение исламской классической культуры, уничтожение духовной элиты и системы религиозного образования) в 30-е годы и в первую половину 40-х гг. прошлого столетия религиозная жизнь татар мусульман СССР находилась в очень трудном положении.
В советских переписях вопрос о религиозной принадлежности респондента не задавался, поскольку религия рассматривалась как пережиток прошлого. Единственный раз вопрос о религии был введен в переписной лист в 1937 г. в рамках подготовки к Всесоюзной переписи. По мнению исследователей, сделано это было по личному распоряжению И.В. Сталина. Руководство страны рассчитывало, что результаты переписи продемонстрируют всему миру достижения советского государства в деле пропаганды атеизма. К этой переписи был подготовлен ««Словарь религий, составленный для разработки данных переписи 1937 г.», являющийся сводом данных о существовавших в СССР религиозных группах.
Результаты переписи 1937 г. не оправдали надежд советского руководства и были признаны руководством страны неудовлетворительными. Верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 56,7% от всех выразивших свое отношение к религии. В результате Советом народных комиссаров материалы Всесоюзной переписи 1937 г. были объявлены дефектными, а ее материалы засекречены. В 1939 г. была проведена новая перепись, но вопрос о религиозной принадлежности в нее не был включен.
В 60—70-е гг. ХХ в. основными направлениями антирелигиозной работы стали закрытие мечетей, препятствие проповеднической деятельности мусульманских служителей культа, борьба против религиозных обрядов и традиций в повседневном быту, стремление отделить национальную традицию от религиозной. Если в 1952 г. количество зарегистрированных мечетей по всей стране составляло 351, то к началу 1965 г. это количество снизилось до 305. В 1988 г. на территории современного Татарстана сохранилось всего 19 зарегистрированных мусульманских общин.
Открытие Белой мечети в Болгаре. 10 июня 2012 г. Фото: М.Козловского
Перемены в религиозной сфере произошли в 1990-е гг. Возрождение исламских традиций привело в 1992 г. к формированию самостоятельного Духовного управления мусульман Республики Татарстан. На 1 января 2013 г. в Республике Татарстан по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано 1 594 религиозных организации, в том числе мусульманских — 1 193. Всего верующим с 1989 г. возвращено более 100 культовых зданий, включая 28 мечетей. Общее число татаро-мусульманских махаллей в Российской Федерации составляет около 2,6 тыс. Есть небольшие по численности (около 35 тыс. чел., 2002 г.) этноконфессиональные группы татар, обращенных в XVI—XVIII вв. в православное христианство (кряшены, нагайбаки).
С начала 1990-х гг. наблюдается усиление религиозного компонента в этнической идентичности татар. Религия воспринималась как часть народной культуры и национальной традиции. Если в 1994 г. 70% опрошенных из числа татар — жителей Татарстана — называли себя мусульманами, то уже в 1997 г. их оказалось более 90%. В 2000-х гг. выросла религиозная идентичность: число татар республики, считающих себя верующими людьми, в 2002 г. составило 81% (мусульманами — 92%), в 2013 г. она совпала с конфессиональной — 84%.
*А.С. Бушуев, Г.Ф. Габдрахманова, И.К. Загидуллин, Б.И. Измайлов
ОбществоИсторияКультура Татарстан
История, культура, религия
О республикеИстория, культура, религия
История
Волжская Булгария была первым государством, образовавшимся в регионе. Он был создан тюркскими племенами на рубеже IX-X вв. В 922 году ислам стал официальной религией. В 1236 г. Болгария вошла в состав империи Чингисхана, после чего вошла в состав Золотой Орды, а в результате ее распада в 1438 г. возникло новое государство – Казанское ханство, которое в 1552 г. вошло в состав России9.0003
В 1920 году была провозглашена Татарская АССР.
Декларация о государственном суверенитете республики принята 30 августа 1990 года. В 1994 году Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между государственными органами Российской Федерации и Государственных органов Республики Татарстан. За ним последовал Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Республики Татарстан в 2007 г.
Культура
В республике проживают люди с различными историческими и культурными традициями. Сочетание как минимум трех типов культурного взаимодействия (тюркского, русско-славянского и финно-угорского) определяет уникальность этой территории, своеобразие культурно-исторических ценностей.
С Татарстаном переплелись судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратинского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Прославили татарскую культуру такие классики татарской поэзии, как Габдулла Тукай, герой и поэт Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Софья Губайдулина и многие другие.
Религия
Традиционными религиями Республики Татарстан являются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. почти половина населения республики) исповедуют ислам. Остальные, в том числе русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва – православные христиане. Католицизм, протестантизм, иудаизм и другие конфессии также представлены в Татарстане.
В основе межконфессионального согласия в республике лежит соблюдение баланса интересов двух основных религий и равенство всех религий перед законом.
- Образовательный портал РТ
- Инвестиционный портал РТ
- СМАРТ Сити Казань
- Государственная телерадиовещательная компания «Татарстан»
- Онлайн-сервисы Пенсионного фонда России
- 45-й чемпионат мира по профессиональному мастерству 2019 г.
- Фонд «Янарыш»
- Деловой центр РТ
- Казань
- Городской туристический портал Казани
- Дом книги Татарстана
татар-мусульман: патриоты, исповедующие «облегченную версию ислама» | История
Год был 1395.
Тохтамыш и его татаро-мусульманское войско мчались на северо-восток через бескрайние степи Украины, не зная, что их ждет.
Путешествие было долгим и напряженным, но воины были дисциплинированными кочевниками, искусными в верховой езде и привыкшими к лишениям.
Армия Тохтамыша бежала с поля боя на реке Тереке, ища спасения после унизительного поражения от рук Тамерлана, правителя Империи Тимуридов.
Для Золотой Орды – Тохтамышского ханства это было началом длительного упадка.
Армия направлялась в Великое княжество Литовское, которое при Витовте Великом переживало период наибольшей территориальной экспансии, стремясь захватить земли на востоке.
В обмен на военную поддержку в борьбе с Тамерланом Тохтамыш предложил Витовту права на управление всей Киевской Русью, включая Москву.
В польской истории на протяжении 600 лет татары всегда сражались за Польшу, начиная с Грюнвальдской битвы и заканчивая сентябрем 1939 года как отдельные татарские части польской армии.
Кшиштоф Мухарский, польский татарин
В то время как совместный поход по восстановлению власти над Золотой Ордой в итоге провалился, армия Тохтамыша и их потомки остались в Великом княжестве Литовском.
Они поселились в центре и на окраинах государства и стали его верными защитниками. В последующие века татары принимали участие во всех крупных сражениях региона.
В 1385 году Великое княжество Литовское и Корона Королевства Польского образовали союз, который позднее преобразовался в Речь Посполитую, одно из крупнейших и самых густонаселенных государств Европы 16-го и 17-го веков.
Но только Иоанн III Собеский, король польский и великий князь литовский, пригласил татар на территории польско-литовского пограничья во второй половине XVII века.
В обмен на участие в боях на стороне польско-литовской армии он предоставил татарам земли протяженностью более 150 км в районе Белостока, населенные представителями различных культур и религий, в том числе евреями, православными белорусами и поляками-католиками.
Мечеть в Бохониках на северо-востоке Польши, где проходят межконфессиональные молитвы [Агнешка Пикулицка-Вильчевска/Аль-Джазира]
Татары в основном принадлежали к привилегированному классу, и многие из них получили дворянские титулы и гербы в обмен на свою службу.
Поскольку им разрешили жениться на местных женщинах, татары вскоре потеряли свой язык, но сохранили свою веру.
«В XVII и XVIII веках татарская община была уникальной в пределах христианской Европы, за исключением России. Это была мусульманская группа, которая была в меньшинстве, но к ней относились терпимо», — сказал «Аль-Джазире» Адам Бальцер, преподаватель Центра восточноевропейских исследований Варшавского университета. «В то время в Испании мусульман заставляли обращаться в христианство или изгоняли».
В Польше татарам разрешалось не только исповедовать свою веру, но и выступать в роли посредников между Востоком и Западом.
Я бы сравнил польских татар с католической церковью на Западе. Это облегченная версия ислама.
Томаш Мицкевич, муфтий Польши
Недавнее открытие, сделанное группой ученых из Университета Николая Коперника в Торуни под руководством Иоанны Кульвицкой-Каминской и Чеслава Лапича, показало, что уже во второй половине XVI века польские татары переводили Коран на польский язык. .
Татарский перевод долгие годы оставался загадкой для ученых, так как славянский текст – северо-восточная пограничная разновидность польского языка – был написан арабским алфавитом и потребовалось несколько лет исследований для расшифровки исходного текста.
По словам Кульвицкой-Каминской, это был третий — после итальянского и латинского — перевод Корана на европейский язык.
«Вероятнее всего, во второй половине XVI века появились первые переводы религиозных писаний на славянские языки, на которых говорила татарская община, так как только на этих языках можно было знакомить мусульман с правилами и учениями. их веры», — сказала Кулвикка-Каминска Al Jazeera. «Это должно было обеспечить татарам их дальнейшее этническое обособление и культурную идентичность, которая уже в XVI веке определялась только исламом».
Авторы переводов остаются неизвестными, но они определенно входили в элиту образованного духовенства, поддерживали связи с мусульманским Востоком и говорили как на восточном, так и на славянском языках.
Мечеть в Крушинянах [Агнешка Пикулицка-Вильчевска/Аль-Джазира]
В последующие века татары продолжали присутствовать в кругах польской элиты, и, как объясняет Бальцер, в межвоенный период они были чрезмерно представлены среди судей, в армии, и политика.
В 1919 декабря по требованию главы государства Юзефа Пилсудского был сформирован татарский полк, воины которого водрузили символы звезды и полумесяца.
Сегодня в Польше всего 35 000 мусульман и не менее 2 000 татар.
Их вера, внешний вид и кухня — это лишь некоторые особенности, которые они унаследовали от своих предков.
Архитектура двух старинных мечетей, расположенных в селах Крушиняны и Богоники, напоминает католический и православный костелы.
«Мы мусульмане, выросшие среди христиан», — сказал Мацей Щеснович, глава мусульманского прихода в Бохониках. «Вместе с католиками и православными мы организуем совместные молитвы за мир и справедливость во всем мире. Священники и епископы приезжают сюда и вместе молятся в нашей мечети».
Хотя татары сохраняли свою идентичность на протяжении 600 лет, есть опасение, что они постепенно откажутся от своей культуры.
«Я бы сравнил польских татар с католической церковью на Западе. Это облегченная версия ислама», — сказал «Аль-Джазире» Томаш Мицкевич, муфтий Польши и председатель Польской мусульманской религиозной ассоциации.
«Есть места, где пятничные молитвы вообще не проводятся, и места, которые все больше уходят в историю. Это уход от нашей идентичности».
Межрелигиозные браки становятся обычным явлением среди молодого поколения.
«Раньше это было немыслимо, были такие ситуации, но это было табу», — говорит Дагмара Сулькевич, татарская учительница религии из Белостока. «Две недели назад меня пригласили на настоящую татарскую свадьбу. Но это реликвия».
Интерьер мечети Бохоники [Агнешка Пикулицка-Вильчевска/Аль-Джазира]
Растущая исламофобия влияет на общество, хотя некоторые татары говорят, что не сталкиваются с дискриминацией в повседневной жизни.
«Татары менее подвержены исламофобии, чем другие мусульманские общины страны, отчасти из-за их исторического присутствия, а также из-за того, что в них мало религиозных признаков, по которым их можно было бы легко узнать как мусульман», — Конрад Педзивятр из Краковского университета им. Об этом Al Jazeera сообщил экономист.