Нагорной проповеди: Нагорная проповедь Иисуса Христа: текст и толкование
Содержание
Нагорная проповедь
5 ступеней веры
- Святоотеческие толкования
- Беседы на Евангелие от Матфея, 15 свт. Иоанн Златоуст
- Толкование на Евангелие от Матфея, 5 Феофилакт Болгарский
- Из Бесед на Евангелие от Матфея свт. Афанасий Великий
- Толкование на Евангелие по Матфею, 5 блаж. Иероним Стридонский
- Толкование Нагорной проповеди прп. Исидор Пелусиот
- О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поползнуться в пропасть прп. Петр Дамаскин
- О евангельских заповедях свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О изучении евангельских заповедей и о жительстве по евангельским заповедям свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Беседы на Евангелие от Матфея свт. Филарет (Амфитеатров)
- Изъяснение нагорной проповеди Евфимий Зигабен
- Труды современных богословов
- Нагорная проповедь А. Г. Долженко
- Нагорная проповедь Б.И. Гладков
- Нагорная проповедь еп. Александр (Милеант)
- Нагорная проповедь прот. Серафим Слободской
- Нагорная проповедь архиеп. Аверкий (Таушев)
- О Нагорной проповеди М.В. Барсов
- Нагорная проповедь прот. Александр Глебов
- Толкование на Евангелие по Матфею Толковая Библия
- Закон и Евангелие по учению Господа в Евангелии Матфея гл. V, ст. 13–48 проф. С.М. Зарин
- Нагорная проповедь Спасителя: Опыт истолкования свящ. Владислав Кумыш
- Беседы на нагорную проповедь прот. Олег Стеняев
Наго́рная про́поведь – проповедь Ииcyca Христа, в которой выражена сущность новозаветного нравственного закона (нравственного учения) и его отличие от ветхозаветного.
Нагорная проповедь была произнесена Спасителем на холме близ Капернаума в Галилее, вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Евангелии от Матфея гл. 5–7 и Луки гл. 6, 17–49.
Jesus Sermon On The Mount drawing (Vector cliparts) clip art, jesus, appears, sermon
протоиерей Александр Глебов
Библейская история Нового Завета
Только в Евангелие от Матфея есть связная речь Христа, состоящая из отдельных изречений. Эти изречения касаются нравственной жизни человека и его поведения. Называется эта речь – Нагорная проповедь. Нагорная проповедь представляет собой очень тщательную композицию. Она изложена единым блоком у евангелиста Матфея в пятой, шестой и седьмой главах, то есть занимает три главы. Но, конечно, она не была произнесена так, как это описано у евангелиста Матфея. Скажем, у евангелиста Луки темы, которые затрагивает Нагорная проповедь, разбросаны по всему Евангелию, что, наверное, более соответствует тому, как Христос и произносил свои нравственные поучения. Мы не можем говорить о Нагорной проповеди так, как будто это была отдельная проповедь, произнесенная в одном месте. Есть веские и убедительные доводы в пользу того, что Нагорная проповедь намного больше, чем лишь только одна проповедь. Просто евангелист Матфей для удобства собрал все изречения Спасителя, которые касаются нравственной жизни человека и взаимоотношений между людьми, и объединил их в одну композицию. Например, любой человек, слушающий Нагорную проповедь в первый раз в ее изложении у Матфея, был бы просто переутомлен еще задолго до ее окончания. В ней заложено слишком много, чтобы это можно было усвоить за один раз. Ведь одно дело – сидеть и читать, задерживаясь, останавливаясь при чтении, осмысливая прочитанное. И совсем другое – слушать ее впервые в устной форме. Читать мы можем так, как привыкли, с привычной для нас скоростью, а слышать ее в первый раз, значит быть перегруженным избытком информации, а значит упустить из вида многое важное, что в этой проповеди содержится.
Евангелие от Матфея – это, прежде всего, Евангелие христианского учения. Для Матфея характерно, что он собирает учения и деяния Христа в отдельные блоки. Есть раздел, посвященный притчам, есть – чудесам, есть – учению о конце света. Вот по такому принципу и нравственное учение Христа Матфей собрал воедино для удобства его изучения. В Евангелии от Луки Нагорная проповедь следует сразу за избранием двенадцати апостолов. В лице апостолов Христос выбирает себе помощников, но чтобы эти помощники могли успешно и эффективно выполнять свою работу, их надо сначала научить. Поэтому в Нагорной проповеди Господь дает наставления своим апостолам, а через них и всем нам. Поскольку Господь сам ничего не записывал, все, что мы о нем знаем, дошло до нас от его учеников, поэтому Церковь и называется «Апостольская». Поэтому один богослов назвал Нагорную проповедь: «проповедью по случаю посвящения в сан двенадцати». Точно так же, как перед впервые приступающим к служению молодым священником должна быть поставлена задача, так и Христос произнес перед двенадцатью учениками проповедь, перед тем как они приступили к исполнению своих задач. Есть такое предположение, что, окончательно избрав двенадцать апостолов, Христос удалился с ними на неделю, может быть даже больше, в какое-то спокойное место и учил их в течение этого времени, а Нагорная проповедь – это уже краткое изложение того учения. Но это, конечно, только предположение.
Наверное, нет в Евангелии другого такого материала, который бы столь тщательно обсуждался, как Нагорная проповедь. Споры начались уже с первого века христианства и продолжаются до сих пор. Одни понимают заповеди буквально, другие – символически, и множество разделений произошло в христианстве из-за разного понимания слов Нагорной проповеди. Некоторые течения, возникшие под влиянием Нагорной проповеди в русской культуре, нам хорошо известны, например, толстовцы – последователи религиозного учения великого русского писателя, графа Льва Николаевича Толстого. Толстой по-своему понимал некоторые положения Нагорной проповеди, например, о непротивлении злу. Толстой воспринимал это буквально и многое другое, чем он противопоставил себя официальной Церкви. Одни видят в заповедях Нагорной проповеди требования, которые невозможно исполнить в полной мере, и поэтому говорят о символическом значении заповедей. Другие видят конкретные указания и говорят об их буквальном значении. При чтении Нагорной проповеди мы не должны забывать и наш личный опыт. Вряд ли существует какой-то другой евангельский текст, который предъявлял лично нам, нашей совести, такие требования, как Нагорная проповедь. Мы должны учесть, что Нагорная проповедь была произнесена не для нашего конкретного общества, а была произнесена в определенной исторической обстановке. Ведь не христиане слушали эту проповедь, а иудеи. Необходимо помнить, что заповедям Нагорной проповеди предшествовала тысячелетняя религиозная история иудейского народа – культовый закон, этический закон. Поэтому слова Нагорной проповеди обращены не просто к первому встречному, но к людям, которые прошли уже долгий путь религиозного и нравственного развития. Это надо учитывать, когда мы читаем Нагорную проповедь.
Поговорим о форме Нагорной проповеди. Евангелист Матфей пытается подражать Торе. Христос восходит на гору перед произнесением Нагорной проповеди, откуда Он и дает людям заповеди, провозглашает свой нравственный закон. В сознании иудеев все это ассоциировалось с дарованием ветхозаветных заповедей Моисею на горе Синай. Здесь евангелист Матфей показывает Христа как нового Моисея. Христос начал учить, когда сел. Это очень важно. Христос сел на кафедру как учитель. Во время официального учения иудейский раввин всегда сидел. Греческое слово «кафедра» значит «сидение», и во многих европейских языках до сих пор говорится, что стол профессора – это и есть кафедра. Кстати, папа римский, когда он говорит ех cathedra, со своего сидения, со своего трона, когда он говорит с кафедры, тогда он провозглашает учение. Именно на этом зиждется догмат о папской непогрешимости. Раввин часто учил, расхаживая или прогуливаясь, но официальное учение он начинал, усевшись на свое место, на кафедру. Таким образом, само указание на то, что Христос сел, прежде чем начал учить своих учеников, указывает на то, что это учение занимает центральное место и является как бы официальным.
Прежде чем рассмотреть само содержание Нагорной проповеди, надо задуматься о том, как понимать сказанное в ней Христом. Это важный вопрос, ибо очевидно, что Христос здесь предлагает свое учение совершенно иначе, чем учебники этики и даже иначе, чем то, как простые люди выражают те же мысли. Будучи хорошим учителем, Христос естественно использует формы языка и выражения, которые много значат для тех, кто слушает Его. Его учение содержит, как минимум, три отличительных свойства.
Первое. Бо’льшая часть Нагорной проповеди – стихи, хотя нам это трудно распознать как поэзию, поскольку наша поэзия строится на эффекте рифмы и ударения. Еврейская поэзия была иной. Она строилась на эффекте параллелизма, то есть соответствия мысли. Сходства мысли или ее различия. Европейская поэзия и ближневосточная, в том числе еврейская, строятся на совершенно разных принципах. Мы привыкли к, так называемой, слоговой, ритмической поэзии. Любое наше стихотворение делится на слоги, на слоги падает ударение и получается какой-то определенный ритм: «Мороз и солнце, день чудесный…». Слоговая ритмика создает нашу европейскую поэзию, она как бы происходит из музыки. Но совершенно иная поэзия в Библии, а Библия пронизана поэзией. Там очень много стихов, но мы, когда читаем Библию, Ветхий Завет, не замечаем этого, потому что мы привыкли к другой поэзии. В Библии не ритм слогов, а ритм понятий, ритм слов, ритм символов, и происходит это следующим образом. Например, любой псалом – это стихи. «Псалом» значит «песня». Он делится на строчки, и когда вторая строчка по смыслу повторяет первую строчку либо отрицает ее, то эти строки параллельны либо антипараллельны. Когда вторая строка по смыслу повторяет первую, то это называется – синонимический параллелизм. И в псалмах, и в других поэтических разделах Ветхого Завета этому много примеров. Любой псалом, например, самый известный, 50-ый псалом начинается так: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – это первая строчка. «И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» – это вторая строчка. Они похожи по смыслу, просто в разных словах выражается одна и та же мысль. «Наипаче омый мя от беззакония моего» – первая строчка. «И от греха моего очисти мя». Но «омый от беззакония» и «очисти от греха» – это же одно и то же. Это называется в поэзии параллелизм или ритм по параллелям. Такая структура пронизывает практически всю Библию, потому что вся Библия очень поэтична. В Нагорной проповеди Господь следует этой поэтической традиции своего народа. Например, Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Перед нами подлинная еврейская поэзия, в которой вторя строка повторяет мысль, то есть параллельна первой, но использует просто иной образ. Псалом состоит из строф, в каждой строфе две строчки, но каждая из строчек может быть не только параллельна, но и антипараллельна другой. Антипараллельный тип еврейской поэзии называется антитетический параллелизм. Примеров антипараллельности также очень много. Например: «Всякое доброе дерево приносит плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые» или «Верующий в Меня имеет жизнь вечную, а неверующий идет в погибель». Обе строки содержат похожие уроки, но мысль выражена с использованием прямо противоположных концепций. Такая поэзия также часто встречается в Ветхом Завете. Даже молитва Господня может быть расположена поэтически.
Второе свойство учения Христа – это его образность. Иногда учение дается в форме притч, в других случаях это просто живые иллюстрации из повседневной жизни. Многие притчи преподают нравственные уроки, но Нагорная проповедь использует больше образов из реальной жизни. Мы чаще говорим об этике абстрактно, а Христос всегда оперирует конкретными вещами. Например, мы можем сказать так: «Материализм может быть помехой духовному росту». А Христос сказал так: «Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и мамоне», то есть более конкретно.
Третье. Христос учит очень живо. Он часто прибегает к преувеличениям, чтобы оттенить смысл. Например, Он говорит, что «лучше вырвать глаз или отсечь руку, чем впасть в прелюбодеяние». Понятно, что Христос не призывает нас к членовредительству, но Он использует столь экстравагантный язык, чтобы вызвать у слушателей чувство серьезности Его вести. Или, например, «кто соблазнит одного из этих малых, верующих в Меня, тому лучше было бы, если повесили ему мельничный жернов на шею и утопили его в морской глубине». Конечно же, это не призыв к убийству. Здесь речь идет о повышенной ответственности тех, кто своими словами или действиями может поколебать веру в людях. Еще Он говорит: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Но это не значит, что степень своей веры надо проверять таким способом – повелевать горам, чтобы они вверглись в море. Господь этим сравнением дает понять, какой силой обладает вера в Него. Для незыблемой веры нет ничего невозможного, потому что для Бога нет ничего невозможного. Когда мы читаем Нагорную проповедь, то необходимо иметь в виду эти различные приемы, используемые Христом в своем благовестии. Распознание различных форм может помочь нам лучше понять, что Христос имел в виду и о чем Он говорил.
Итак, какую этику предложил Христос? Какие принципы поведения должны руководить теми, кто принимает божественную волю в своей жизни? Есть два момента, которые отличают этику Нового Завета от большинства других этических систем.
Первое. Этическое учение Христа совершенно неотделимо от Его учения о власти Божьей в жизни людей. Без понимания этого, очень трудно понять смысл Нагорной проповеди. Все этические системы имеют фундамент, на котором они строятся. Этическое учение Христа основано на заявлении, что Бог, сотворивший все и действовавший в истории Израиля в Ветхом Завете, может быть познан действительным, личным образом. Поведение и образ жизни Его последователей являются путем познания Бога. Этот принцип всегда занимал центральное место в иудаизме. Сам Ветхий Завет был основан на начале, которое фундаментально для учения Христа и в Новом Завете. Этой основой является то, что доброта человека имеет свое начало в Боге. Центральным положением одного раздела ветхозаветного закона было утверждение: «Святы будьте, ибо Свят Я, Господь Бог ваш». И Христос говорит в Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». В Ветхом Завете Господь призывает людей к святости, но зачем призывает? Почему люди должны быть святыми? Потому что Бог свят, а люди должны быть подобны Ему. «Святы будьте, ибо Свят Я, Господь Бог ваш». И Христос дает то же самое обоснование своему нравственному учению: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», то есть мы должны быть совершенны, потому что Бог совершен. Этические нормы, которых требуется достигать людям Божьим, были не менее как отражением характера самого Бога. Нам важно понимать, для чего нам дан нравственный закон. Совершенно неправильно думать, что если мы будем исполнять заповеди, то, когда умрем, получим за это награду, как ребенок за хорошее поведение поощряется родителями. А если мы не будем исполнять, то в будущем нас ждет расплата. Конечно, воздаяние существует, и каждый из нас получит то, что он заслужил, но божественное воздаяние – это не приговор судьи преступнику за совершенное преступление. Бог в юридическом смысле не наказывает и не поощряет. Он просто выявляет внутренний мир каждого человека и состояние этого мира либо обрекает человека на страдание, либо открывает ему радость общения с Богом. В Евангелии есть рассказ об исцелении Господом бесноватого человека. Интересно, что когда Христос стал к нему приближаться, то бесноватый закричал: «Не мучай меня». Значит Бог, который есть любовь, явился источником мучений для беса, которым был одержим человек, а значит, если люди уподобляют себя темной силе, если они творят волю дьявола, а не волю Божию, то предстояние перед Богом станет для человека мучением. Не в том смысле, что Бог начнет мучить человека, а в том, что человек ощутит свою полную несовместимость. Ведь каждый чувствует себя комфортно только в соприродном себе мире, среди единомышленников. Для каждого нормального человека, случайно оступившегося, попадание в тюрьму будет мучением, потому что он попал в совершенно чуждый ему мир: со своими законами, понятиями, лексикой, взглядами на жизнь и так далее. Но с другой стороны, когда закоренелый рецидивист выходит на свободу, то он не может найти себя среди нормальных людей. Этот нормальный мир ему чужд, он в нем мучается. Такие люди часто вновь совершают преступления не для наживы, а только для того, чтобы вновь попасть на нары, в мир несвободы, который так пугает любого человека, но для преступника он естественен. Он в камере как рыба в воде. Это, конечно, сравнение и хотя каждое сравнение грешит неточностью, но все-таки оно может помочь нам понять природу страданий грешной человеческой души, когда она предстает перед Богом. Для того чтобы страдания не было, чтобы мир Бога стал близок миру человека, надо взять на себя труд по формированию в себе мира Божия. И вот заповеди и вообще все нравственные положения евангельского учения, изложенные в Нагорной проповеди, являются теми механизмами, теми инструментами, с помощью которых человек формирует в себе качества Бога. Бог – это не нечто аморфное, Бог – это живая личность, а значит, у Него есть характер, есть какие-то качества, свойства. В цикле наших бесед я уже упоминал, что человек создан по образу и подобию Божию. Подобие – это цель человеческого бытия. В результате жизни человек должен уподобиться Богу, стать похожим на Него. Совершив грех, люди утратили эту способность, поскольку порвали связь с Богом, но во Христе сообщение между Богом и людьми было восстановлено. Бог вошел в мир силой своей благодати, и цель богоуподобления стала опять реальной. Дар благодати – это то, что Бог сделал для нас, а в Нагорной проповеди Господь говорит, что нам надо делать для достижения этой цели. С помощью нравственного закона человек – образ Божий – развивает себя до богоподобия. Исполняя заповеди, человек вырабатывает в себе качества Бога, Его характер, поступает так, как поступал Христос, а, как известно, подобное познается подобным. Представая после физической смерти перед лицом Божьим, человек попадает в близкий и соприродный ему мир Царствия Божия.
Вторая основа новозаветной этики – в чем она состоит? Один ученый, суммировав все положения Нагорной проповеди, описал библейскую этику как «науку человеческого поведения, как она определяется божественным поведением», то есть люди должны поступать так, как поступает Бог. Одна из самых характерных черт действия Бога в опыте Израиля – это Его готовность заботиться о людях, которые о Нем даже не думают. Авраам был вызван из Месопотамии, ему была дана новая страна, но не по причине какого-то его нравственного или духовного превосходства, которым бы он обладал, а просто потому, что внимание и любовь Божьи были излиты на него. Впоследствии Израиль был сохранен во всех трудностях исхода из Египта и того что за этим исходом последовало, не за его собственное нравственное совершенство, а просто благодаря заботе любящего Бога. На основании этих незаслуженных действий милости Бог предъявил определенные требования своему народу. Ведь десять заповедей начинаются положением: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» и так далее. Это та предпосылка, на которой основаны заповеди. Поскольку Бог сделал нечто для своего народа, он должен Ему отплатить любовью и послушанием. То же можно найти и в других местах ветхозаветного закона: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь Бог твой, потому Я сегодня и заповедаю тебе…», дальше то, что Он уже заповедает. Новозаветная этика имеет точно такую же основу. Например, поразительно, что апостол Павел, желая остановить раздоры, продолжающиеся в Филиппийской церкви, призывает не к обычному здравому смыслу, чтобы разрешить проблему, но именно к тому же аспекту характера Божия, который мы видели в Ветхом Завете. Он приводит пример того, как Бог во Христе отдал Себя для нашего спасения. Я зачитаю этот отрывок: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:5-8). Вот что делает апостол Павел основой своего нравственного призыва к читателям: поскольку Христос для нас отказался от всего, то мы должны быть готовы пожертвовать нашим эгоизмом, чтобы быть угодными Ему. Мы должны поступать так же, как поступал Христос: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». В другом месте апостол скажет, что мы должны иметь «ум Христов» (1Кор.2:16). Имеется в виду, конечно, не Божественная Премудрость, а человеческий ум Христа. Мыслить надо в тех категориях, в которых мыслил Он. А что эта за категории ясно из заповедей и этического учения Нагорной проповеди.
Значит, есть два момента, на которых основывается новозаветная этика. Первое: мы должны быть совершенны и святы, потому что Бог совершен и свят, а люди должны быть подобны ему. И второе: мы должны относиться к Богу так, как Он относится к нам. В конечном итоге это то, что Сам Христос провозгласил как высшую и двуединую заповедь о любви к Богу и ближнему. Через любовь к ближнему проявляется наша любовь к Богу. Когда мы любим ближнего, то пытаемся отнестись к Богу так, как Он относится к нам.
Значение Нагорной проповеди
А. Г. Долженко
Нагорная проповедь
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии…»
Скачать
epub
fb2
О Своем учении Иисус Христос говорил:
«Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан.7:16), то есть Бога-Отца. В Нагорной проповеди ясно и вразумительно, с применением наглядных примеров из жизни, рассказано о том, как человеку надлежит жить, как строить свои отношения с Богом и ближними, чтобы достигнуть счастья на земле, спасения и вечного блаженства.
В Нагорной проповеди отражены основные понятия и истины учения Иисуса Христа. Люди были поражены Нагорной проповедью, так как в ней говорилось много нового о смысле жизни человека, о счастье и о законах жизни. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи присвоили себе исключительное право толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном сточки зрения обрядности. Помимо этого они толковали закон Божий произвольно, с учетом своих выгод и корысти. К народу они относились с презрением, как к невежественной массе. Считали бесполезным и ненужным просвещать невежественный народ. Они говорили что
«народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49). Причем, толкуя закон Божий, книжники и фарисеи не скрывали от народа то, что могут его пояснять на разные лады, так, как им это выгодно. Так, например, один из фарисеев похваляясь, говорил, что может дать каждому стиху Святого писания тысячу различных толкований. Поэтому очень часто евреи не верили своим духовным руководителям и не понимали их объяснений.
Иисус Христос говорил просто и ясно, на доступном для каждого человека языке, применяя для пояснений наглядные и понятные примеры, взятые из обыденной жизни. Причем говорил Спаситель не об обрядности, о которой любили рассуждать фарисеи, а о том, как человеку надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света, Разума, Справедливости и Добра. Спаситель рассказал людям о том, что человеческая душа бессмертна. И что краткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. А достижение этой цели можно осуществить через исполнение воли Божией, через соблюдение законов Божиих, совершая добрые поступки, творя в земной жизни добро. Этим самым человек содействует созданию на земле Царства Божьего и правды Его.
В Нагорной проповеди Иисус Христос рассказал о том, что человеку не надо заботиться о благах земных, то есть не надо собирать сокровища земные, но надо заботиться о том, что приводит к жизни вечной через собирание сокровищ небесных. Спаситель рассказал о том, что все люди перед Богом равны, так как являются сынами Отца Небесного и что не богатство и родовитость помогают войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, выражающаяся в исполнении Его законов через добрые дела, и любовь к ближним. А ближними являются не только друзья из своей нации, но и все люди, даже враги, которых надо любить, благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящих вас, молиться за обижающих и гонителей. Нужно побеждать зло добром, идти узким путем через тесные врата ко спасению. И всё это нужно делать для того, чтобы быть сынами Отца Небесного.
Своей Нагорной проповедью Спаситель научил людей, как надлежит жить праведно, указал на путь жизни, ведущий ко спасению и вечному блаженству. Изложил морально-нравственные и философско-религиозные основы Своего учения.
С тех давних дней до нашего времени Нагорная проповедь благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком дорогу к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно воздействует на поступки и общественные взаимоотношения людей, и политическое устройство общества. Она благотворно влияет на формирование духовного облика человека и на его религиозно-философское развитие, указывая людям путь к всестороннему совершенству, к улучшению не только отдельной личности, но и мировой цивилизации.
Учение Спасителя, Иисуса Христа, произвело сильное впечатление на людей. И когда Он окончил излагать Нагорную проповедь, множество народа пошло за ним.
«Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа» (Матф.8:1). Этот подлинный факт, связанный с завершением изложения Нагорной проповеди, символически говорит об огромном интересе людей к словам Иисуса Христа, о признании правоты этих слов и о распространении Его учения среди народов всего мира.
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии…»
Нагорная проповедь — Библейские стихи и смысл
1
Иисус, увидев народ, взошел на гору и сел. К нему пришли его ученики,
2
и он начал их учить. Он сказал:
3
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены детьми Божиими.
10
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11
«Блаженны вы, когда люди оскорбляют вас, преследуют вас и ложно говорят о вас всякое зло из-за меня.
12
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, ибо так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13
«Ты соль земли. Но если соль потеряет свою соленость, как ее снова сделать соленой? Оно уже ни на что не годится, кроме как быть выброшенным и растоптанным ногами.
14
«Ты свет миру. Город, построенный на холме, не может быть скрыт.
15
Также люди не зажигают лампу и не ставят ее под чашу. Вместо этого его ставят на подставку, и он освещает всех в доме.
16
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17
«Не думайте, что я пришел отменить Закон или пророков; Я пришел не отменить их, а исполнить.
18
Ибо истинно говорю вам, пока небо и земля не исчезнут, ни малейшая буква, ни малейший штрих пера никоим образом не исчезнут из Закона, пока все не совершится.
19
Поэтому всякий, кто отложит в сторону одну из заповедей сих малейших и научит соответственно этому других, малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто исполняет эти заповеди и учит их, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20
Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и законоучителей, то вы, конечно, не войдете в Царство Небесное.
21
«Вы слышали, что давным-давно сказано людям: «Не убивай, и всякий, кто убьет, подлежит суду».
22
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата или сестру, подлежит суду. Опять же, всякий, кто скажет брату или сестре: «Рача», подлежит суду. И всякий, кто скажет: «Глупец!», будет в опасности адского огня.
23
«Поэтому, если вы приносите свой дар к алтарю и там помните, что ваш брат или сестра имеет что-то против вас,
24
оставь свой дар там перед алтарем. Сначала иди и примирись с ними; тогда приходите и предложите свой подарок.
25
«Поскорее улажи дела с твоим противником, который ведет тебя в суд. Сделай это, пока вы еще в пути, иначе ваш противник может выдать вас судье, а судья выдаст вас офицеру, и вы можете быть брошены в темницу.
26
Истинно говорю вам, вы не выйдете, пока не отдадите последнюю копейку.
27
«Вы слышали, что сказано: «Не прелюбодействуй».
28
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29Если твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и выбрось. Лучше тебе потерять одну часть своего тела, чем все тело быть брошенным в ад.
30
И если твоя правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось прочь. Лучше тебе потерять одну часть своего тела, чем всем телом отправиться в ад.
31
«Говорят: «Каждый, кто разводится со своей женой, должен дать ей свидетельство о разводе» 9. 0003
32
А Я говорю вам, что всякий, разводящийся с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, делает ее жертвой прелюбодеяния, и всякий, женящийся на разведенной, прелюбодействует.
33
«Опять вы слышали, что было сказано народу давным-давно: «Не нарушай клятвы твоей, но исполни пред Господом обеты твои».
34
А Я говорю вам, не клянитесь вовсе: или небом, ибо оно престол Божий;
35
или землей, ибо она подножие его ног; или Иерусалимом, ибо это город Великого Царя.
36
И не клянись своей головой, ибо ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37
Все, что вам нужно сказать, это просто «Да» или «Нет»; все, что сверх этого, исходит от лукавого.
38
«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
39
А Я говорю вам, не сопротивляйтесь злому человеку. Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую щеку.
40
А если кто захочет подать на тебя в суд и отобрать у тебя рубашку, отдай и пальто.
41
Если кто-то заставляет вас идти одну милю, идите с ним две мили.
42
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43
«Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
44
А Я говорю вам, любите врагов ваших и молитесь за тех, кто преследует вас,
45
да будете сынами Отца вашего Небесного. Он заставляет свое солнце восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46
Если вы любите тех, кто любит вас, какую награду вы получите? Разве даже сборщики налогов не делают этого?
47
И если ты приветствуешь только своих, что ты делаешь больше, чем другие? Разве даже язычники не делают этого?
48
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Иисус — Нагорная проповедь
Иисус
Назарета
Нагорная проповедь (KJV)
Мэтью 5
1: И, увидев множество людей, взошел на гору:
и когда он был поставлен, к нему подошли ученики его:
2: И он отверз уста свои и учил их, говоря:
3:
Блаженны нищие духом: ибо их
царство Небесное.
4:
Блаженны плачущие, ибо они будут
утешил.
5:
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6:
Блаженны алчущие и жаждущие
праведность: ибо они насытятся.
7:
Блаженны милостивые: ибо они помилованы будут.
8:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9:
Блаженны миротворцы: ибо они будут призваны
дети Божии.
10:
Блаженны преследуемые за
правды ради: ибо их есть Царство Небесное.
11:
Блаженны вы, когда будут поносить вас люди, и
преследовать вас и всячески злословить о вас ложно, ибо я
сакэ.
12: Радуйтесь и веселитесь, ибо велик ваш
награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13: Вы соль земли: но если соль имеет
потерял вкус, чем его посолить? это хорошо для
ничего, кроме как быть изгнанным и растоптанным людьми.
14: Вы свет миру. Город, который установлен на
холм не скрыть.
15: Также мужчины не зажигают свечу и не ставят ее под
бушель, а на подсвечнике; и светит всем сущим в
жилой дом.
16: Пусть твой свет так сияет раньше
людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который в
небеса.
17: Не думайте, что я пришел нарушить закон или
пророки: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля,
ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19: Итак, кто сокрушит одно из сих малейших
заповеди, и будет учить так людей, тот малейшим наречется в
Царство Небесное; а кто сотворит и научит их, тот будет
назван великим в Царстве Небесном.
20: Ибо говорю вам, что кроме вашей праведности
превзойдет праведность книжников и фарисеев, то ни в коем случае не
войти в Царство Небесное.
21: Вы слышали, что сказано от них в древности,
Не убий; и всякий, кто убьет, подвергнется опасности
суждение.
22: А Я говорю вам: всякий, гневающийся на свое
брат без вины подлежит суду; и всякий,
скажет брату своему Рака, будет в опасности синедриона; а кто
скажи: глупец, тебе грозит адский огонь.
23: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и
там помнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя;
24: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди;
прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25: Мирись с противником скорее, пока ты в
путь с ним; дабы противник не предал тебя судье, и
судья отдаст тебя офицеру, и ты будешь брошен в темницу.
26: истинно говорю тебе: ты ни в коем случае не придешь
оттуда, пока не заплатишь до последнего фартинга.
27: Вы слышали, что сказано от них в древности,
Не прелюбодействуй.
28: А Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину
возлюбить ее, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29: и если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и
брось его от себя, ибо лучше для тебя, чтобы один из членов твоих
погибнуть, а не чтобы все тело твое было брошено в геенну.
30: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и
брось его от себя, ибо лучше для тебя, чтобы один из членов твоих
погибнуть, а не чтобы все тело твое было брошено в геенну.
31: Сказано: кто разведется с женою своею,
пусть даст ей разводное письмо.
32: А Я говорю вам: всякий, кто отложит свое
жену, сохраняя для блуда, вводит ее в прелюбодеяние; и
кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33: Еще вы слышали, что они говорили о
старое время, не отрекайся от себя, но исполняй пред Господом
клятв:
34: А Я говорю вам: не клянитесь вовсе; ни по
небеса; ибо это престол Божий:
35: Ни землей; ибо это подножие ног Его: ни
Иерусалим; ибо это город великого Царя.
36: ни головою твоею не клянись, потому что ты
не может сделать ни одного волоса белым или черным.
37: Но пусть ваше общение будет, Да, да; Нет, нет: для
все, что больше этого, от зла.
38: Вы слышали, что сказано: око за око
глаз и зуб за зуб:
39: А Я говорю вам, что вы не противитесь злу, но
кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
40: И если кто будет судиться с тобою по закону и отнимать
твой плащ, пусть у него будет и твой плащ.
41: И кто заставит тебя идти милю, иди с
он двойник.
42: Просящему у тебя дай и от желающего
займи у тебя, не отворачивайся.
43: Вы слышали, что сказано: возлюби
ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте тех, кто
проклинают вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас
использовать вас и преследовать вас;
45: да будете сынами Отца вашего, Который в
небес: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает
дождь на праведных и неправедных.
46: Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда
вы? Не то же ли делают и мытари?
47: И если вы приветствуете только ваших братьев, что более
чем другие? даже мытари не так?
48: Итак, будьте совершенны, как Отец ваш, Который есть
на небесах совершенен.
Новая международная версия
Новый пересмотренный
Стандартная версия
Мэтью 6
1: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми, чтобы они вас не видели:
иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2: Итак, когда творишь милостыню, не труби прежде
тебе, как лицемеры поступают в синагогах и на улицах, чтобы
может иметь славу людей. Истинно говорю вам: у них есть награда.
3: Но когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что правая
рука делает:
4: Да будет милостыня Твоя втайне, и Отец твой, видящий в
тайна сама вознаградит тебя открыто.
5: И когда ты молишься, не будь, как лицемеры:
ибо они любят молиться стоя в синагогах и на углах
на улицах, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: у них есть награда.
6: А ты, когда молишься, войди в комнату твою, и когда ты
затворил дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и твой Отец
видящий тайное воздаст тебе явно.
7: А когда молитесь, не говорите лишнего, как язычники; ибо
они думают, что будут услышаны за многословие свое.
8: Не уподобляйтесь им, ибо Отец ваш знает, что
то, в чем вы имеете нужду, прежде чем вы попросите Его.
9 Итак молитесь так: Отче наш, Сущий на небесах,
Да святится имя Твое.
10: Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя на земле, как и на небе.
11: Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
12: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
13: И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого: ибо
Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь.
14: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш Небесный сотворит
также простит вас:
15: Но если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не
прости твои прегрешения.
16: Кроме того, когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры:
ибо они обезображивают лица свои, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам: у них есть награда.
17 Ты же, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое;
18: чтобы Ты явился постящимся не людям, но Отцу твоему, Который
втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе
открыто.
19: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и
ржавчина портит, и где воры прорываются и крадут:
20 Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль
ржавчина не портит, где воры не подкапывают и не крадут:
21: Ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.
22: Свет тела есть око: итак, если око твое будет чисто,
все тело твое будет полно света.
23: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть,
и любить другого; иначе он будет держаться одного и пренебрегать другим.
Не можете служить Богу и маммоне.
25: Посему говорю вам: не заботьтесь о жизни вашей, что вы
будете есть или что пить; ни для вашего тела, что вы должны
надевать. Не больше ли душа, чем пища, и тело, чем одежда?
26: Взгляните на птиц небесных: они не сеют и не
жнешь и не соберешь в житницы; но Отец ваш Небесный питает их. Находятся
вы не намного лучше, чем они?
27: Кто из вас, задумавшись, может увеличить рост свой на один локоть?
28: И что вы заботитесь об одежде? Рассмотрите лилии
поле, как они растут; не трудятся и не прядут:
29. И все же я говорю вам, что даже Соломон во всей своей славе был
не устроен так, как один из них.
30: А потому, если Бог так одевает траву полевую, которая сегодня
есть, а завтра будет брошен в печь, неужели он больше не оденет
вы, маловеры?
31: Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что
будем пить? или во что нам одеться?
32: (Ибо всего этого ищут язычники:) для вашего небесного
Отец знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33: Но ищите прежде Царства Божия и правды Его; и
все это приложится вам.
34 Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтра
думать о вещах о себе. Достаточный день — это зло
из этого.
Новая международная версия
Новый пересмотренный
Стандартная версия
Мэтью 7
1: Не судите, да не судимы будете.
2: Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и каким
мерите, и вам отмерят.
3: И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а
неужели бревна в твоем глазу не замечаешь?
4 Или как скажешь брату твоему: дай мне вытащить сучок
твоего глаза; а вот, бревно в твоем глазу?
5: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза; и
тогда увидишь ясно, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6: Не давайте святыни псам и не бросайте
жемчуг перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и не обратились
снова и разорвать вас.
7: Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стук,
и он будет открыт для вас:
8: Ибо всякий просящий получает; и кто ищет, тот находит;
и стучащему отворят.
9 Или кто из вас есть человек, который, если сын его попросит хлеба, попросит
дать ему камень?
10: Или если он попросит рыбу, даст ли он ему змею?
11 Итак, если вы, будучи злы, умеете давать детям вашим добрые дары,
тем более Отец ваш Небесный даст блага
те, которые спрашивают его?
12: Итак, все, что бы вы ни хотели, чтобы люди делали для
то и вы поступайте с ними: ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами, ибо широки врата и широки
есть путь, ведущий в погибель, и многие идут по
при этом:
14: Потому что тесны врата и узок путь, ведущий
к жизни, и немногие находят ее.
15: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде,
а внутри они хищные волки.
16: По плодам их узнаете их. Собирают ли люди гроздья терновника,
или фиги чертополоха?
17: Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; но коррумпированный
дерево приносит худой плод.
18: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни худое
дерево приносит добрый плод.
19: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают, и
бросить в огонь.
20: А потому по плодам их узнаете их.
21: Не всякий, говорящий мне: Господи, Господи, войдет в
Царство Небесное; но исполняющий волю Отца Моего, который есть
в раю.
22: Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи, не пророчествовали ли мы
на твое имя? и именем Твоим бесов изгоняли? и во имя твое сделано
много замечательных работ?
23: И тогда я признаюсь им, что никогда не знал вас: отойдите от
меня, вы, делающие беззаконие.
24: Итак, всякий, кто слушает слова Мои сии и исполняет их,
Я уподоблю его мудрецу, который построил свой дом на камне:
25: И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
и бить в тот дом; и не упал, ибо был основан на камне.