Название куда в церкви ставят свечи: Как правильно ставить свечи в церкви: правила, последовательность, особенности
Содержание
Как правильно ставить свечи в церкви: правила, последовательность, особенности
Когда бы вы не пришли в храм, он всегда окажется наполнен теплым светом десятков восковых свечей, больших и маленьких, и каждая из них — это чья-то молитва к Богу. Но как же правильно ставить свечи в церкви, чтобы не нарушить никаких канонов?
Екатерина Гурская
Журналист
Отец Игорь
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Рыбачьем (Алушта)
Как правильно ставить свечи
- Основные правила
- Советы священника
- Свечи за здравие
- Свечи за упокой
- Популярные вопросы и ответы
Основные правила постановки свечей
Для любого человека, даже полностью далекого от веры и церковной жизни, визит в православный храм связан с возжиганием свечей, да и сам внутренний интерьер церкви совершенно неотделим от мерцания крошечных огоньков. Так что каждый, зайдя в церковь, сперва заглядывает в лавку (к так называемому свечному ящику) и покупает несколько свечек. Но зачастую потом не очень хорошо понимает, что нужно делать с ними дальше. А между тем, тут есть свои правила.
Свечи, которые вы ставите в храме, должны быть обязательно приобретены в свечной лавке, поскольку там они надлежащим образом освящены. Зажигать свечки полагается от других, уже горящих. Для этого поднесите фитиль к огню и дождитесь пока тот загорится, после чего немного оплавьте противоположный кончик, чтобы свечка плотнее держалась в подсвечнике. Если в нем много свободных мест, старайтесь ставить свечку ближе к середине, чтобы другие люди потом не тянулись через огонь, обжигая руки и подпаливая себе рукава. Зажигать свечу с помощью спичек или зажигалки не стоит, так же как не следует пользоваться для этого огнем горящей посреди подсвечника лампады — капнувший воск может случайно загасить ее.
Перед тем, как ставить свечу, вознесите молитву Господу и святым, осените себя крестным знамением и поклонитесь.
Если вы пришли на службу, ставить свечи лучше либо до ее начала, либо уже после, чтобы в то время, как все замерли, внимая словам священников и хора, не ходить по храму. Но это опять же не жесткое предписание, а просто правило хорошего тона.
Стоять с зажженной свечкой в руках допускается только на определенных службах, например, в ходе панихиды. В остальных же ситуациях свечу нужно ставить у икон или святых мощей.
С постановкой свечей связано много суеверий, не имеющих никакого смысла. Так что, если вдруг какая-нибудь излишне бдительная прихожанка, заметив, что вы ставите свечку левой рукой, сделала вам замечание, не обращайте внимания.
Советы священника
Отец Игорь (Сильченков), настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП: «Некоторые люди приходят в храм, только чтобы брать: «На тебе, Господи, свечку, но Ты мне взамен дай вот это, вот это и вот это». Конечно, Господь подает помощь, но не за свечку, ведь она Богу в общем-то не нужна, поскольку Он владеет не только свечой, что горит в храме, Он Творец всех звезд, которые светят на небе и которые в миллионы раз больше и чем эта свечка, и чем наша Земля. Звезды — это огромные свечи, которые горят по всему небосводу, и все это принадлежит Богу. Поэтому наивно думать, что Ему не хватает нашей свечки. А нуждается Господь в том, чтобы мы были счастливы и радостны, чтобы наши души оказались спасены, потому что Бог есть любовь. Так же как родители только из любви и без всякой корысти мечтают о здоровье и благополучии своих детей. Радость Бога в том, что человек пришел в храм, что добровольно и безропотно пожертвовал какие-то средства на приобретение свечки, а главное, что он, наконец, соизволил Бога заметить и признать Его существование. Что человек признал, что не обезьяны превратились в людей и что Вселенная — это результат не взрыва, а мудрой творческой силы любви. Богу радостно, что человек из своего безумия приходит в разум, что он победил сребролюбие и выделил, небольшие в общем-то, деньги на покупку свечки».
Свечи за здравие
Самые распространенные моления, которые люди возносят Богу, — это, конечно, просьбы о здоровье — собственном и близких. Но как правильно поставить свечу за здравие?
Каких-то жестких правил, кроме общих, которые мы рассмотрели в первой части статьи, тут нет. Самое главное, чтобы молитва была искренней, возносилась с верой и смирением — то есть не стоит требовать у Бога немедленного исполнения своих желаний, а полностью вверить свою судьбу и тех, о ком вы молитесь, Его воле, понимая, что в любом случае Господь сделает именно так, как будет лучше для спасения души.
Ставить свечи за здравие можно перед любыми иконами и мощами, но считается, что особенно помогают в вопросах здоровья те святые, которые сами занимались целительством: святой великомученик Пантелеимон, святые Косма и Дамиан, святитель Лука Крымский. Кроме того, часто молятся о здравии блаженной Матроне Московской, святому Иоанну Кронштадтскому и, конечно, святому угоднику Божию Николаю. Отдельно стоит упомянуть иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», молитвы перед которой помогают излечиться от наркотической и алкогольной зависимости, и «Троеручица», которой также ставят свечки о здравии.
Однако стоит помнить, что какой-либо «профессиональной» специализации у святых нет, поэтому молиться можно всем и о любых нуждах.
Это интересно
Как правильно молиться дома
В храме все относительно понятно, а если нет, то всегда есть те, кто подскажет. А как правильно, когда и каким святым молиться дома? Читайте в нашем материале
Подробнее |
Свечи за упокой
Для того, чтобы помянуть дорогих усопших и поставить о них свечку, существует специальный столик — так называемый канун. Чаще всего он находится в левом приделе храма и представляет собой горизонтальный подсвечник с Распятием.
Чтобы правильно поставить свечи за упокой, подойдите к нему, подумайте о тех, кого хотите помянуть, прочитайте молитву об усопших (для тех, кто еще не выучил ее наизусть, обычно рядом с кануном находится текст) и поставьте свечу, подпалив ее от других. Не забудьте перекреститься.
Не будет никакой беды, если вы поставите свечку не на канун, а перед ликом Господа, Богородицы или святых. Главное, чтобы ваша молитва шла от сердца.
Свечи с молитвой о других нуждах
Как мы уже не раз писали, святые не имеют «узкой специализации», так что с любой нуждой идите к тому образу, который вам ближе. И, конечно, к Господу и Богородице можно и должно возносить абсолютно все молитвы. Однако пережиток язычества, когда считалось, что каждое из многочисленных божеств пантеона покровительствует лишь одной сфере жизни, существует и по сей день, только теперь люди делят святых по «профессиональным» признакам. Церковь не борется с подобным поверьем, ведь в этом нет абсолютно ничего вредного или неправильного, более того, существуют иконы Богородицы, перед которыми также ставят свечи с просьбой об определенных вещах. Так, например, кроме упомянутых уже образов «Неупиваемая чаша» и «Троеручица», известны иконы «Утоли моя печали», «Семистрельная» (ставят свечи с просьбой о Небесной защите), «Экономисса» (молятся о материальном достатке), «Всем скорбящим радость» и другие. Что же касается святых, то перечислим самые популярные «специализации».
О создании семьи ставят свечки перед иконой святых Петра и Февронии, святых Константина и Елены, блаженной Ксении Петербуржской. Покровительницей всех учащихся традиционно считается святая мученица Татьяна, с просьбой о даровании хорошей работы подходят к образу святого мученика Трифона, в делах, связанных с недвижимостью, помогает святитель Спиридон Тримифунтский, а святой Власий опекает братьев наших меньших.
Перед образами же святого Николая Чудотворца, святого Серафима Саровского или, например, блаженной Матроны Московской можно смело ставить свечи с любыми просьбами.
Популярные вопросы и ответы
Можно ли ставить свечи за упокой или здравие некрещеных людей?
Да, можно, равно как и молиться о них самостоятельно. А вот подавать записки на литургию — нет, поскольку эти люди не являются членами Православной Церкви.
Что будет, если случайно поставить свечу за упокой живого человека?
Вопреки бытующим суевериям, ничего плохого не случится. Бог ведь знает, кто из людей жив, а кто уже в Его Царствии, поэтому разберется. А кроме того, все мы смертны, поэтому считайте, что вы заранее помолились о том, чтобы однажды душа этого человека попала в рай.
Что делать, если купил свечи, а поставить их некуда — все подсвечники заняты?
Такое нередко случается во время больших праздников — подсвечников оказывается гораздо меньше, чем прихожан в храме. В этом случае не стоит пытаться запихнуть в одну ячейку сразу несколько свечей, лучше положить их на столик рядом с одним из подсвечников — работники храма обязательно поставят их на освободившееся место. Мы ведь не язычники, нам важен не акт возжигания огня, а, как было сказано выше, жертва Богу.
Поставил свечу за здравие близкого человека, а она потухла. Это дурной знак?
Это знак исключительно того, что на изготовление этой свечки пошел некачественный воск или в церкви гуляют сквозняки. Не стоит верить в приметы, особенно в храме.
Перед тем, как ставить свечу, вознесите молитву Господу и святым, осените себя крестным знамением и поклонитесь. Фото: pixabay.com
Зачем нужно ставить свечи?
Традиция эта очень древняя и уходит корнями еще к первым катакомбным церквям, когда христиане вынуждены были прятаться под землей от языческих гонителей. Само собой, что там было очень темно, так что в любое время суток приходилось пользоваться масляными светильниками (восковые свечи в том виде, в котором их знаем мы, тогда еще широко не использовались). Более того, до Рождества Христова иудеи возжигали в храмах семисвечник, как повелел пророку Моисею Бог на Синайской горе. Православная церковь смогла сохранить в чистоте христианскую веру благодаря своему консерватизму. И если некоторые католические храмы уже перешли на электрические лампочки, в наших храмах до сих пор, как и тысячу лет назад, благоухают воском настоящие свечи. Это, так сказать, материальная сторона вопроса.
Символический же смысл церковных свечей заключается в том, что наша вера, подобно светильнику, рассеивает тьму безверия. В Нагорной проповеди Господь так и сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). И каждая наша молитва, будто огонек, зажигается перед Богом — вот почему порой изнутри храм похож на небо, усеянное сотнями звезд.
И третий смысл — жертва. Именно поэтому свечки в храме всегда платные и всегда имеют разную цену, чтобы каждый имел возможность принести жертву по своим силам. Ведь совершенно не обязательно покупать самую большую свечу — ее размер никак не повлияет на результат молитвы. Можно купить и ту, что поменьше и подешевле, главное — молиться искренне и всей душой верить. Как справедливо заметил отец Игорь в своем комментарии, Богу нужна не свеча, Ему дорога наша добрая воля, тот факт, что мы что-то сделали ради Него. Как родители искренне радуются, когда ребенок дарит им неумело нарисованный цветными карандашами рисунок, ценность которого не в красоте изображения, а в том, что малыш сделал это с любовью специально для них.
В какой последовательности нужно ставить свечи?
Для начала стоит определиться, о чем вы собираетесь просить Бога, после этого подойти к центральным подсвечникам — обычно они стоят с двух сторон от аналоя перед алтарем — и вознести свою молитву Господу, обращаясь к образам на иконостасе. Также можно подойти к любой иконе с ликом Спасителя или к голгофе — большому Распятию. Далее можно ставить свечи возле образов Пресвятой Богородицы и святых мощей, которые обычно есть в каждой церкви. После этого зажгите свечки за здравие и за упокой перед любимыми святыми. Впрочем, все это не жесткое правило, а скорее рекомендация. Ничего страшного не случится, если вы нарушите этот порядок.
Сколько свечей нужно поставить?
На этот счет нет никаких правил, количество зависит от того, перед сколькими иконами вы хотите возжечь свечи. Обычно ставят минимум две: за здравие и за упокой, но если вы пришли в храм с какой-то определенной нуждой, то можно поставить и одну. А можно много — чуть ли не перед каждой иконой. Тут решать только вам, важно понимать, что свечи — не деньги, и исполнение вашей просьбы зависит не от их количества.
Почему служители тушат свечи в храме?
Нередко неопытных прихожан смущают церковные служащие, которые подходят и деловито тушат зажженную ими свечу, бросая ее в ведерко для огарков. И возникают возмущенные мысли: «Как же так? Я ведь столько молился, с таким трепетом ставил эту свечку не для того, чтобы кто-то взял ее и затушил. Теперь просьба не исполнится, ведь свеча не успела догореть!»
Конечно, это заблуждение. Зажжение свечи в церкви — это не магический ритуал, в котором важно соблюсти все условия, не имеет никакого значения, догорела она до конца или ее затушили и выбросили. А работники храма и уборщицы обычно тушат свечки, чтобы освободить подсвечник для других прихожан, когда совсем не остается свободных мест.
Так что не стоит переживать, лучше порадуйтесь, что таким образом вы смогли помочь ближнему, которому без вас не хватило бы места.
Можно ли принести свою свечу?
Конечно, нет такого правила, что свечи, купленные в других храмах, недействительны и их нельзя ставить перед иконами. Самое главное, чтобы свеча, в принципе, была приобретена в православной церкви, а не в магазине. А кроме того, покупая свечку в церкви, вы таким образом жертвуете деньги на содержание прихода, что тоже очень важно.
Но нужно понимать, что в церкви используются свечи только канонического образца, так что те, что продаются в супермаркетах, — разноцветные и ароматические, конечно, не подойдут.
Это интересно
Как правильно креститься православным христианам
Крестное знамение православных отличается от католического и старообрядческого. Почему так получилось и как креститься правильно православному христианину — читайте в этом материале
Подробнее |
А вы часто ходите в церковь? Ставите свечи?
Комментарии для сайта Cackle
Кому и за что ставить свечи в храме православным заступникам
В церкви часто можно услышать вопрос, кому поставить свечку за здравие, за путешествующих, за детей, чтобы они хорошо сдали экзамены, и прочее, и прочее. Один мой знакомый диакон рассказывал, как он начал рассуждать перед зашедшим в храм туристом о храме как о проекции созданной Богом вселенной в церковном микрокосме, но посетитель грубо осёк его: «Да вы скажите, куда свечку поставить, а все эти домыслы оставьте при себе!».
Действительность такова, что многим попросту не хочется вникать в богословские тонкости: я просто свечку поставлю, постою минуту и буду надеяться, что экзамен будет сдан, путешествие совершится без затруднений, здоровье не подведёт. Вопросам богословия икон был посвящён целый Вселенский собор в 787 году в Нике, по результатам которого состоялось «торжество Православия» в том смысле, что христианская Церковь сформулировала богословские догмы по всем важнейшим пунктам своего вероучения. А по поводу икон, в частности, заключила, что икона есть писаный красками образ, посредством которого нашей ограниченной природе проще возноситься в молитве к Первообразу – Богу. И неправильно делать из иконы идола, требующего в качестве жертвы свечу. С другой стороны, разве это правильно – запрещать человеку обращаться к Богу через изображённого святого, если так этому человеку проще и понятней? Что ж, постараемся перечислить, каким святым в Православной Церкви принято ставить свечи и за что. А самым терпеливым в конце статьи приведём краткий срез по богословию иконы.
Икона Господа Иисуса Христа
Православные христиане верят, что Бог, Троичный в Лицах (Отец, Сын и Дух Святой), во-плотился (то есть стал телесным, принял человеческий образ) во втором Лице – Господе и Спасителе Иисусе Христе. В этом смысле христианская религия уникальна: Господь, по Своей безмерной любви к нам, вочеловечился, и в результате этого мы получили возможность изображать Спасителя на иконе. Поэтому икона Спасителя является, если можно так выразиться, универсальным образом, к которому можно обращаться по любым вопросам.
Православная Церковь учит, что, обращаясь к каким-либо святым, мы должны умом возноситься от их телесного образа к Первообразу – Богу. Молясь святым, мы обращаемся к ним как к заступникам и ходатаям за нас перед Богом. Но молитва, в конечном счёте, должна быть обращена к Богу. Просьба о здоровье близких – это прекрасно, но важнейшей целью богообщения является перемена собственной жизни, духовное преображение, а не исполнение конкретного желания или просьбы. Магизм совершенно чужд Православию, монеты под пятками противоречат самому духу христианской веры.
Однако фактом остаётся и то, что со временем многие святые прославились определёнными чудотворениями. Поэтому к ним стали обращаться со вполне узконаправленными проблемами. В нижеследующем списке постараемся представить основные заботы и тяготы рода человеческого, которые помогают преодолевать те или иные святые.
Механизм формирования «зон ответственности»
Благодаря чему тот или иной святой стал «ответственным» за излечение от определённого недуга – это интересная тема, позволяющий понять механизм формирования «областей заступничества», назовём их так. Причём связь между святым и «застолбленным» за ним исцелением зачастую бывает весьма специфической. Вот пример.
Святой Иоанн Креститель, Предтеча Христа, осудил царя Ирода Антипу в прелюбодеянии: тот взял в жёны Иродиаду, супругу собственного брата. Саломея, родная дочь Иродиады и падчерица Ирода, попросила в качестве подарка голову Иоанна Крестителя. Приказ царя был исполнен: голову святого во дворец принесли на блюде. С тех пор Иоанну Предтече молятся об избавлении от мигреней. Согласитесь, логика жутковатая.
Или вот другой пример. Великомученица Екатерина Александрийская по приказу языческого императора Максимина, жену которого святая привела в христианство, была казнена в 305 году через обезглавливание. Поэтому святой Екатерине также молятся страдающие от головных болей.
По такому же принципу:
— волхвы, упавшие в ноги младенцу Христу, стали покровителями эпилептиков, то есть больных падучей;
— святой апостол Андрей Первозванный – исцелителем подагры, профессионального заболевания рыбаков
Ниже представлены заступники, «ответственные» за определённые заболевания и недуги.
Бесплодие – святая Анна
Мать девы Марии, святая Анна, жила в супружестве со святым Иоакимом 50 лет, но зачать детей они не смогли. Святому Иоакиму явился ангел, возвестивший, что его жена зачнёт и родит дочь. Так и случилось.
С того времени святой Анне молятся при бесплодии и перед процедурами ЭКО.
Слепота – Иероним Стридонский и Фёкла Иконийская
Блаженный Иероним Стридонский известен как учёный аскет. Он выполнил латинский перевод Библии. Во время работы он испортил себе зрение, поэтому блаженному молятся перед операцией на глаза.
Другая святая, которой также молятся и ставят свечи при болезни глаз, – раннехристианская святая Фёкла Иконийская. При жизни она не совершала чудес, однако после смерти святой произошло исцеление. По преданию, перед святой Фёклой расступилась скала, когда её преследовали язычники. Впоследствии из этой скалы забил источник, к которому приплыл с Кипра ослепший человек. Он отёр глаза водой из источника и прозрел. А масло из лампады святой Фёклы считалось отличным средством от болезней глаз.
Глухонемота – святые Феодосия, Косма и Дамиан
Первая мученица эпохи иконоборчества, святая Феодосия при жизни так же не имела дара чудотворения. Однако спустя много веков после её смерти, в 1306 году, на её могиле обрёл слух и речь глухонемой кузнец. Причём это произошло столь незаметно, что тот продолжал браниться, используя самые скверные слова, но не подозревал об этом.
А другая женщина, также поражённая глухонемотой, была, напротив, набожной верующей. Она молилась святым бессеребренникам Косме и Дамиану и сама не заметила, как во время литургии вместе с хором спела вслух «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!».
Косма и Дамиан неслучайно упоминаются вдвоём. Однажды они исцелили сразу двоих – мужчину и женщину. Первый страдал от паралича, вторая – от немоты, и оба остановились в качестве паломников у могилы святых. Во сне заступники явились мужчине и приказали возлечь с женщиной. Тот был немало озадачен, поскольку не был с ней знаком, однако повиновался приказу святых. Когда спящая увидела приближавшегося, то от страха закричала и обрела голос. А мужчина, соответственно, избавился от паралича.
Мужские проблемы – святой Артемий
Одному из мужчин святой Артемий явился во сне с твёрдым наказом идти к местному кузнецу, который вылечит его от проблем, выражаясь медицинским языком, мочеполовой системы. Однако кузнец чрезвычайно удивился, когда услышал о возможности исцелять от таких болезней, и отказал. Но святой Артемий явился страдальцу во сне во второй и в третий раз, после чего кузнец разозлился, приказал гостя выложить на наковальню средоточие мужского наследства и хорошенько ударил по ним молотом. В результате от этого удара у больного прошла грыжа, которая и явилась причиной его проблем.
Отравления – святой Феодор Студит
Феодор Студит (759 — 826 гг.) — один из крупнейших богословов эпохи иконоборчества, аскет, церковный писатель и деятель. Своё прозвание святой Феодор получил по Студийскому монастырю Константинополя, который он возглавил в 798 году.
От елея из лампады перед иконой святого исцелился один человек, который вкусил отравленной пищи. Поэтому перед Феодором Студитом молятся при отравлениях.
Николай Чудотворец – покровитель путешествующих и детей
Святитель Николай Чудотворец (270 – 345 гг.) – один из самых почитаемых святых в Православной Церкви. Архиепископ Мир Ликийских, он известен как покровитель детей, путешествующих, заключённых и сирот. К Николаю Угоднику обращаются моряки, особенно при кораблекрушении и угрозе потопления. Согласно житию святителя, будучи ещё молодым человеком, Николай воскресил моряка во время морского путешествия из Миры в Александрию.
В западной традиции святитель известен как Санта Клаус, то есть дословно «святой Николай». Именно с его чудом связано появление традиции рождественских подарков для детей. Однажды святитель узнал, что у отца одного семейства нет приданого для трёх его дочерей и что, по этой причине, он хочет выдать их замуж ради обогащения. Тогда святой Николай незаметно подбросил им в дом мешок с золотом и вернулся домой. Католическое предание сообщает, что мешок, подброшенный святым, застрял в сушившемся перед очагом белье, поэтому в католических странах подарки на Рождество принято класть не под ёлку, а в специальные мешки в виде носков.
Целитель Пантелеймон
Святой великомученик Пантелеймон родился в 275 году в Малой Азии и с юных лет стал учеником знаменитого врача Евфросина. С течением времени Пантелеймон стал настолько искусным в вопросах врачевания, что император Максимилиан приблизил его ко двору. Узнав о христианской вере, Максимилиан, язычник по воспитанию и царившей в империи религиозной традиции, приказал казнить Пантелеймона, которые претерпел все пытки и принял мученический венец с именем Христа на устах. Пантелеймон был известен тем, что служил безвозмездно и часто навещал больных в тюрьмах и местах, куда отказывались идти другие врачи. На иконах Пантелеймон изображается с небольшой шкатулкой с отделениями под снадобья.
Неразрешимые проблемы — святой Трифон
В жизни бывают такие моменты, когда перед человеком встают поистине неразрешимые проблемы. В этих случаях в Православной Церкви принято обращаться с молитвой к Богу через святого заступника Трифона. Он жил во Фригии в III веке и прославился любовью к обездоленным и даром исцеления. Будучи 17-летним юношей, он прославился изгнанием беса из дочери императора Гордиана. Святой был жестоко умучен по приказу префекта Аквилина в 250 году.
Святой Трифон особенно почитаем на Руси и на русских иконах всегда изображается с соколом на руке. И связано это с историей, которая произошла через тринадцать веков после мученической кончины Трифона. Его тёзка, сокольничий Трифон, однажды упустил сокола, за что впал в немилость царя Иоанна Грозного. Три дня он безуспешно искал сокола, но не мог его найти. Тогда он стал усердно молиться своему небесному заступнику, чтобы избежать царского гнева. Во сне святой Трифон явился сокольничему, и тот, проснувшись, увидел у себя на руке сокола. В память о чудесном избавлении от неминуемой смерти сокольничий дал слово построить церковь на месте свершившегося чуда церковь. Этот храм стоит и теперь — недалеко от станции метро Рижской на улице Трифоновской. С тех пор с неразрешимыми затруднениями принято с молитвой обращаться к святому Трифону. Хотя логика подсказывает, что главным заступником для человека в аналогичном случае должен выступать небесный заступник, во имя которого крещён верующий.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Личность святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, поистине уникальная в Русской Церкви. В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в будущем прославленный в лике новомучеников и исповедников российских, был выдающимся врачом. В 1904 году он окончил медицинский факультет Киевского университета, после чего не одно десятилетие работал хирургом и успел спасти без преувеличения тысячи жизней. По его научной работе «Очерки гнойной хирургии» до сих пор преподают в медицинских вузах и проводят операции.
Но Валентина Феликсовича неуклонно тянуло к иному поприщу: он принял сан священника и монашеский постриг с именем Лука. Уже в сане архиепископа ему было доверено возглавлять сначала Тамбовскую, а затем Крымскую епархии. Репрессии за религиозные убеждения и 11 лет лагерей не сломили в нём дух христианского подвижника. И все годы вплоть до своей кончины он служил на поприще врачевания. В 2000 году за подвижничество и исцеление недужных он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Перед его иконой принято ставить свечи за исцеление от болезней.
Статьи на церковную тематику
Русские церковнологизмы | Странные иконы | Церковь о табаке |
Свечи – Епископальная церковь
Свечи имеют широкое церемониальное применение в христианской литургической традиции. Зажженные свечи можно увидеть как символ света Христа или света Евангелия или просто как напоминание прихожанам о том, что время и место для поклонения священны. Свечи обеспечивают освещение, которое подчеркивает красоту церкви и может обеспечить дополнительный свет для богослужений. Свечи могут нести процессия прислужников и держать их во время чтения или пения Евангелия. Свечи можно ставить на алтарь, или на reredos за алтарем, или на тротуарные фонари рядом с алтарем. БКП предусматривает зажигание напрестольных свечей в определенное время на специальных службах. На Пасхальном Бдении алтарные свечи зажигаются после Возобновления Обетов Крещения и перед Пасхальным Возглашением «Аллилуйя. Христос воскресе» (BCP, стр. 204). Свечи зажигаются после освящения алтаря епископом при освящении церкви (BCP, стр. 574). В чине вечернего богослужения зажигание алтарных свечей и других свечей следует за молитвой о свете и предшествует гимну «Милостивый свет» (Фос хиларон). (BCP, стр. 112). BOS предоставляет различные гимны ( Lucernaria ) при зажигании свечей для дополнительного использования в Вечернем Ордене Поклонения, включая сезонные гимны. Некоторые свечи имеют особое литургическое назначение. Пасхальная свеча — это большая украшенная свеча, символизирующая свет Христа, распятого, умершего, воскресшего и вознесшегося на небо. Его зажигают на Пасхальном бдении и на всех богослужениях во время Пасхи. В адвентистском венке есть четыре свечи, которые представляют четыре воскресенья сезона Адвента, а также может включать «свечу Христа», которая зажигается в канун Рождества. Каждому из новокрещенных или крестному отцу после крещения можно подарить свечу. Эту свечу можно зажечь от пасхальной свечи, и она служит напоминанием о крещении. Свечи можно зажигать и гасить с помощью свечной свечи.
Свечи часто используются как знак праздника и торжественности в христианском богослужении. Использование таких огней имеет давнюю и разнообразную традицию. В Деяниях 20 записано, что на служении в Троаде, когда Павел и другие христиане собрались, чтобы преломить хлеб, было «много огней». Лампы и свечи были обычным явлением в христианском богослужении к четвертому веку, но в течение многих лет не было принято ставить свечи на алтарь. Первым известным упоминанием об использовании алтарных светильников было сообщение двенадцатого века о том, что две свечи стояли по бокам алтарного креста в папской часовне. Постановление Эдуарда VI от 1547 г. призывало к тому, чтобы на главном алтаре было два светильника «в знак того, что Христос есть истинный свет миру». Свечи использовались в некоторых английских соборах и церквях с семнадцатого века. Использование свечей на евхаристии оспаривалось в англиканской и епископальной церкви в девятнадцатом веке. В годы ритуалистической полемики в Епископальной церкви Генеральные конвенты 1868, 1871 и 1874 годов рассматривали предложения о запрещении употребления алтарных свечей. Епископалы католической традиции активно поддерживали использование свечей в богослужении, а сторонники евангельской традиции сопротивлялись этому. Использование алтарных свечей никогда не запрещалось Генеральной конвенцией. Использование алтарных светильников и других свечей в богослужении в церкви теперь принято. Некоторые службы BCP специально предусматривают использование свечей в богослужении. Пасхальное бдение начинается с зажжения пасхальной свечи, которая должна гореть на всех богослужениях со дня Пасхи до Пятидесятницы (BCP, стр. 285-287). В Порядке поклонения на вечер зажигание свечей следует за молитвой о свете (стр. 112).
Назад к Глоссарию
Определения глоссария
предоставлены компанией Church Publishing Incorporated, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (все права защищены) из « Епископальный словарь Церкви, удобный справочник для епископалов », Дон С. Арментраут и Роберт Боак Слокум, редакторы.
Пасхальная свеча: все, что вам нужно знать
я была у ребенка
Крещение в прошлые выходные. Я наблюдал, как пастор зажег крестильную свечу от
большая, красиво украшенная свеча, расположенная на красивом и прочном подсвечнике рядом с
купель для крещения. Когда эту только что зажженную свечу отдали родителям ребенка, я
напомнили о прекрасном символизме этого действа. Возможно, у вас тоже
заметил большую и красивую свечу, называемую пасхальной (паскульской) свечой,
в вашей церкви и задавались вопросом о ее значении.
Эта пасхальная свеча — один из самых священных и непреходящих элементов христианства. Сделано из
пчелиный воск символизирует чистоту Христа, фитиль свечи символизирует
человечества, а пламя Его Божественной Природы. Украшен одним или несколькими
Христианские символы, часто крест, символизирующий Его искупительную жертву; в
первая и последняя буквы греческого алфавита — альфа и омега — обозначают
что Он есть начало и конец; символы пшеницы и винограда или чаша
и хозяина, ибо Евхаристия — истинное присутствие Христа и наше духовное
прочность; 12 апостолов – свидетели и писцы страстей, смерти,
воскресение и вознесение Христа; и другие символы, такие как Добро
Пастырь, Агнец, Святейшее Сердце и Воскресший Христос.
Пасха
свеча является богатым символом нашей веры. Он достигает своего апогея на Пасху. Каждый
года во время пасхального богослужения в ночь на Великую Субботу зажигается огонь
в металлической чаше, называемой
мангал (брай-жур).
Из жаровни исходит «новый» и благодатный огонь, который освещает Пасху.
свеча, которую процессией несут в темную церковь. «Новый» огонь служит образом Воскресения.
Свеча, изображающая самого Христа, ставится на специальную пасхальную свечу.
стоять возле алтаря. Пять зерен
в свечу вставлены благовония, чтобы напомнить ароматные специи, которые были
использовали для подготовки тела Христа ко гробу, а раны на руках, ногах
и сторона, которая осталась после Его воскресения.
Пасхальная свеча
остается в Святилище на специальном подсвечнике в течение полных 50 дней
в пасхальный сезон и зажигается для богослужения в это время. После
Пятидесятницу свечу поставят рядом с купелью. Свеча
зажигаются во время всех крещений в течение года, передавая свет Христа
каждый крестился, начиная с оглашенных на Пасхальном бдении
оказание услуг. Свечу также можно использовать на панихидах и ставить рядом с
гроб во время похоронной мессы. На панихидах это напоминание о том, что
Таинство Крещения само есть смерть и воскресение во Христе, и
свидетельствует о христианской уверенности в воскресении мертвых и жизни с
Христос в мире грядущем.
Эта свеча,
также называемая пасхальной свечой, возникла в первые дни христианства,
когда вечерняя молитва начиналась с зажжения свечи. Эта практика была
вероятно, вдохновлен еврейским обычаем зажигать лампаду в конце
суббота. В исторических источниках упоминается
Люцернариум , вечерний молитвенный обряд, с которым ранние
Христиане начинали каждое воскресное бдение. Зажжение свечи рассеяло
тьму и представляли Христа – Свет Мира.
Этот торжественный обряд
с еще большим благоговением совершалось во время пасхального бдения. в
времен Константина историк Евсевий сообщает нам, что император
«превратил ночь священного пасхального бдения в сияние
день, зажигая по всему городу восковые столбы, чтобы это мистическое
бдение стало ярче самого яркого дневного света».
на итальянском языке
базилики пасхальный подсвечник был сделан из мрамора и выполнен в виде
постоянная привязанность к амвону. Некоторые из этих подсвечников сохранились до сих пор.
как в базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Святого Лаврентия за пределами
стены) в Риме, который был построен в 3 в.
Ко второй половине IV в.
был спет гимн во славу свечи и пасхального таинства, на что ссылается
Святой Иероним в 384 году нашей эры. Известно, что святые Амвросий и Августин сочинили
эти хвалебные гимны.
Точное использование
Пасхальная свеча менялась на протяжении веков. Изначально он был разбит
после Пасхи Всенощная и осколки раздавались верующим, а от
С 10 века и позже он хранился на почетном месте рядом с Евангелием до праздника.
Вознесения Господня, через 40 дней после Пасхи. К 12 веку было принято писать
свеча с текущим годом. Над
время свеча увеличилась в размерах, чтобы заслужить описание «столп». К середине XVI века некоторые
Пасхальные свечи весили до трехсот фунтов и после употребления
переплавляли в свечи для использования на похоронах бедняков.