Неизданный дневник иоанн кронштадтский: Неизданный дневник — читать онлайн | Неизданный дневник

Разное

Неизданный дневник — читать онлайн | Неизданный дневник

Настройки

Проекты «Правмира»

  • Pravmir.ru
  • Матроны.RU
  • Не инвалид.RU
  • pravmir.com
  • Форум
  • Книги
  • Лекторий
  • Благотворительность

По книге: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я

По автору: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я

Рубрикатор

  • Священное Писание
  • Богословие
  • История
  • Монастыри и монашество
  • Подвижники благочестия
  • Богослужение
  • О жизни христианской
  • Церковно-богословские науки
  • Церковные искусства
  • Церковь и современный мир
  • Научная литература
  • Художественная литература
  • Книги для детей
  • Свидетели истории
  • Книги на церковнославянском языке
  • Справочные материалы
  • Православная семья
  • Акафисты и каноны
  • Афон
  • О молитве
  • Аудиокниги

Новости

04. 01

«В 12 лет поступил в мединститут». Три истории вундеркиндов

04.01

Не только «Один дома». 10 праздничных и зимних фильмов для всей семьи

04.01

«А собачку, мама, ты не выгоняй». Сын исчез, а Максимовна проснулась в слезах

04.01

Православная стенгазета № 1 (681)

Все новости

Свидетели истории
» Дневники

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского в подлиннике. Помню, у меня перебывало разной формы и величины шестнадцать тетрадей, исписанных рукой великого светильника. К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хорошо разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного. Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания, все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки — о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами — остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования.

Епископ Арсений (Жадановский) (1874 — 1937)

Читать онлайн

Скачать:
EPUBFB2MOBIPOCKETDOCHTML

Код вставки на сайт

Содержание

  • Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском
  • Иоанн Кронштадтский
    Неизданный дневник
  • Информация о первоисточнике

Создание сайта: Hamburg Church Studio и itmedia. by

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. НЕИЗДАННЫЙ ДНЕВНИК | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт

Епископ Арсений Серпуховский (1874-1937), викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле опубликовал неизвестные до этого дневниковые записи святого праведного Иоанна Кронштадтского Чудотворца, которого почитал своим духовным наставником.

– Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского в подлиннике. Помню, у меня перебывало разной формы и величины шестнадцать тетрадей, исписанных рукой великого светильника.

К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хорошо разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного.

Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания. Все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки – о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами – остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования.

27 июня 1907 года. Ну, уж и враг рода человеческого. Хитер он на выдумки и мечтания во время моего сна!

То с папами и кардиналами вводит меня в любезное общение, непременно любезное, заискивающее – с моей и их стороны. То с царскими чиновниками разных рангов и на свидание с царем влечет, как бы требующими от меня материальных жертв, а я жертвую скупо, неохотно, ссылаясь на мои монастыри, требующие материального пособия.

29 июня 1907 года. Утро. Всякую ночь злые демоны поят меня презрением и насмешками.

Под видом учителей средних и высших учебных заведений, директора и коллегии преподавателей они посмеялись над книгами моими, прекрасными, духовного содержания, коим я просил дать место в библиотеке. Ловко.

А потом, когда я уходил от них с бесчестием, один из них подшутил, сказав, что он выписал мои слова. Я поверил и поблагодарил за честь. Все это будто наяву.

19 июля. 7 часов утра. Во сне ночном враг всяким образом издевается и коварствует надо мной. Молиться надо усерднее на ночь и просить Господа послать мне Ангела святого, чтобы он окружил меня святыми видами и святыми, чистыми, назидательными сновидениями.

Нужно непрестанное к себе внимание и хранение ума и сердца от помыслов суетных и чувств греховных, житейских и страстных. И наполнение души своей помыслами и чувствами святыми, образами чистыми, божественными. Елика суть истинна, елика чиста, елика пречиста, елика достохвальна, елика прелюбезна. Сия помышляйте, и Бог любве и мира будет с вами.

27 августа. 10 часов вечера. Господи, отыми от меня зависть к автору книги «Начало и конец видимого мира» и даруй мне благодать сорадоваться ему и благодарить Тебя, Господи, Источника разума и премудрости.

27-е июля 1905 года. Господи, еще я сильно тяготею к земле. Еще я ревную к лукавнующим и обогащающимся быстро за счет бедного русского народа.

Господи, Ты все мне даровал, преисполнил милостию и щедротами – и благодарю Тебя! Дай мне в достояние Тебя Самого, да ничего, кроме Тебя, не желаю, не ищу и не хочу, не жажду, никому не завидую. Чего ты не имеешь, чтобы завидовать кому-либо, – богатому и знатному человеку? Ты все имеешь по милости Божией: и здоровье, и богатство, и славу добрую, и, что всего дороже, веру живую и созерцательную, действенную, освящающую, укрепляющую душу и тело, грехи очищающую, с Богом соединяющую, твердое упование на Бога дарующую.

А ты завидуешь преуспевающему в делах своих богачу, корыстолюбивому, немилосердному, жестокосердному, собирающему себе, а не в Бога богатеющему! Покайся, осуди, обличи себя и впредь не будь безумен, а разумен. Все земное считай за сор.

Продолжение следует.

 

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

АНГЕЛЬСКИЙ МИР

ДУША И СОБЛАЗНЫ

БЛАГОДАТНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

БОГ ИЛИ МАМОНА

ВЗОР СВЕТЛЫЙ И ЛУКАВЫЙ

ДУШЕВНО СЛЕПЫЕ

ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ

Писиотис о Кизенко, «Блудный святой: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ» | H-Россия

Надежда Кизенко.
Блудный святой: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ.
Университетский парк: Penn State University Press, 2000. xiii + 384 стр.
65 долларов США (ткань), ISBN 978-0-271-01976-5 .

Отзыв Argyrios K. Pisiotis (Кентский государственный университет)
Опубликовано на H-Россия (январь 2002 г. )

Современная святость в тисках нечестивой современности

Современная святость в тисках нечестивой современности

Иногда приятно представить, каково быть объектом всеобщего обожания: ваше изображение массово печатается на кружках, открытках и брелоках; вы боитесь покинуть свой дом без небольшой армии вышибал, чтобы защитить вас от ваших безумных поклонников, некоторые из которых путешествовали на большие расстояния, чтобы увидеть вас, поцеловать вас, разорвать клочья вашей одежды, а некоторые даже укусить вас — чтобы они могли получить часть вас в качестве трофея; национальная пресса сообщает в новостях мельчайшие подробности вашей жизни, иногда опираясь на сомнительные источники; корреспонденты иностранной прессы распространили вашу славу в дальние страны; издатели соревнуются за право публиковать ваши литературные труды; интеллектуальная элита одержимо обсуждает корни и следствия вашей известности, в то время как высшие слои общества приглашают вас к себе домой; сам глава государства приглашает разделить с ним самый личный семейный момент. Если вы думали, что такая массовая истерия началась с Beatles, MTV или «Entertainment Tonight», подумайте еще раз. Такова была жизнь православного святого Иоанна Кронштадтского (1829 г.-1908).

Надежда Кизенко, доцент кафедры истории Университета штата Нью-Йорк в Олбани, написала прекрасную биографию этого убедительного исторического деятеля, известного на английском языке как Отец Иоанн Кронштадтский. Кизенко выходит далеко за рамки простого повествования о его жизни, статичного описания черт его характера и схематического обзора его идей, избитого материала, уже пройденного агиографами и биографами, как дружественными, так и враждебными, самого прославленного русского святого ХХ века. век. Хотя 9Его происхождение, убеждения, нововведения и внутренняя борьба, он также исследует степень, в которой различные версии его жизни соответствовали меняющимся социальным и политическим условиям. Кизенко представляет многомерный портрет отца Иоанна, который позволяет ей углубиться в роль Православной церкви в позднеимперской России, народное благочестие и живую религию, важность пола в религиозности, взаимосвязь между святыми и их культами, а также участие религиозные деятели в политике. Автор пытается исследовать особенности современной святости в целом. Попутно она раскрывает современные тенденции в религиозности, выходящие за пределы России, такие как возрастающее значение священников, в отличие от монахов или епископов, в определении благочестия и диалектическую связь между современной святостью, с одной стороны, и средствами массовой информации, гласностью. , а с другой — политика. 9По его мнению, он выбирает «духовный (то есть целомудренный) брак». Его дневники обнаруживают у Кизенко глубоко религиозную натуру, придававшую символическое значение и нравственную ценность каждому событию, каким бы обыденным оно ни было. Его модели взяты в основном из аскетических отцов церкви. Несмотря на свое глубоко пессимистическое восприятие человеческой природы, он не удаляется от светского мира, как это делают монахи, и страдает от последствий этого решения, не последними из которых являются постоянные напоминания о его социальной неполноценности среди блеска и власти имперская столица. Нарушая общую традицию Православной и Римско-католической церквей, он не считает женщин более склонными к греху, чем мужчин, и его относительное гендерное равенство делает его особенно популярным среди женщин.

Во второй главе исследуются литургические нововведения, которые впервые сделали отца Иоанна знаменитостью, по крайней мере, в его приходе, с 1850-х по 1870-е годы. Он создал более эмоционально непосредственную и живую литургию, включавшую воодушевленное хоровое пение и проповеди на острые социальные темы (отец Иоанн не уклонялся от оплакивания бедности и бичевания богатых). Восстановив Евхаристию как центр приходской жизни и введя беспрецедентные массовые исповеди, отец Иоанн внес важнейший личный вклад в новое благочестие, основанное на таинствах. 9Его смерть. Отягощенный теми же человеческими недостатками и страстями, что и соседний человек, отец Иоанн вел искреннюю, настойчивую, методичную и в конечном счете успешную борьбу со своим скромным аппетитом, чувственными желаниями, гордыней, скупостью и равнодушием к человеческому обществу. Достигнув противоположных этим порокам добродетелей, отец Иоанн соединил в своем лице две модели духовного служения, обычно считавшиеся различными: силу молитвы и духовного руководства, предлагаемого мирянам подвижниками, и практические советы и материальную помощь в повседневных делах. жизненные проблемы, которые самые активные приходские священнослужители передавали своей пастве. Интуитивно проникнутый бедностью своего детства, легитимированный святоотеческими чтениями и вдохновленный нищей сельской местностью и обездоленными рабочими кварталами индустриализирующейся, урбанизированной России, суровые призывы отца Иоанна к социальной справедливости аналогичны призывам его современников-радикалов-социалистов, таких как Добролюбов и Чернышевский. Как и они, он видел решение в перестройке общества. В отличие от радикалов, отец Иоанн видел в христианстве, а не в социалистических теориях, основу этой перестройки. Как и они, он также одобрял работу как дополнительный способ избежать бедности. В отличие от большинства из них, он применил свои идеи при основании Дома промышленности как приюта / школы профессионального обучения / мастерской для бедных. Он дополнял свои убеждения безграничной личной благотворительностью.

Все это принесло отцу Иоанну широкое признание и уважение соотечественников, чьи тысячи писем к нему Кизенко кропотливо классифицирует и анализирует в четвертой главе. Строгая дихотомия между высокой и низкой культурой, между элитой и народным благочестием рушится при таком рассмотрении. Малограмотные крестьяне, политически проницательные рабочие, коллеги по духовенству и ведущие аристократы обращались к святому священнику с прошениями, чтобы отец Иоанн помолился об их исцелении, оказал неотложную финансовую помощь или ходатайствовал от их имени перед властями об особых милостях. Вопреки преувеличенным представлениям о строгом разделении послепетровского общества на две культуры Кизенко выявляет общность в понимании просителями православия. В отличие от научного стереотипа о русских массах как о совершенно незнакомых с церковным учением, автор блестяще демонстрирует менее разорванный континуум общественной морали, в котором даже смиренные просители понимали и принимали на себя личную ответственность за «правила», посредством которых Божественная благодать могла даровать им исцеление или другую помощь. Более того, большинство заявителей иллюстрируют взгляд на общество как на нравственную вселенную и на самих себя как на активных участников экономики спасения, что удивительно согласуется с православным богословием. 9Это неофициальная, но общепризнанная святость. Консервативные публицисты считали его идеалом православного духовенства вместо интеллектуально модной бюрократической иерархии. «Иоанниты», миряне, религиозные ригористы, которые отвергли современность и порвали с иерархической дисциплиной, чтобы изображать из себя единственного «истинного православного» и поддерживать свои собственные протестантские общины, почитали его как святого или даже как Христа. Писатель Николай Лесков напал на отца Иоанна за его неприятие толстовской оппозиции официальному православию. Радикальные публицисты внесли то, что стало самым продолжительным образом отца Иоанна как реакционного мракобеса. С 1881 года и до самой его смерти они поносили отца Иоанна, который, потрясенный насилием, атеизмом и антиклерикализмом революционного движения, начал отождествлять русское православие с самодержавием и поддерживал крайне правых как самых стойких противников революции. 9Его популярность среди женщин постоянно игнорировалась или представлялась как доказательство его мракобесия, т. е. он мог апеллировать только к более сентиментальному и менее образованному полу. Его политическую активность подыгрывала как эмигрантская монархическая паства Русской Православной Церкви Заграницей, канонизировавшая его в 1964 году, так и советская власть, сделавшая термин «иоаннит» синонимом контрреволюционной деятельности религиозных фанатиков. Когда Московская Патриархия наконец канонизировала его в 1990 году, отца Иоанна снова использовали, на этот раз как оружие в межцерковных распрях. Иерархия Патриархии совершенно игнорировала его политику и подчеркивала его русскость, стремясь установить свою территориальную связь со святителем и тем самым свое превосходство над зарубежной Церковью. 9Его способность предложить понимание православного религиозного благочестия, основанное на жизненном опыте, а не на широких выводах или социологической теории. Этим автор обязан своему глубокому знанию истории христианской церкви в целом, православных богослужебных традиций и новейшей социальной истории России. Например, большинство иностранных путешественников и наблюдателей, а также последующие историки, писавшие о духовенстве в царской России, приписывали низкое уважение к священникам их низкой образованности или пьянству. Эта точка зрения, однако, не объясняет, почему после двух веков семинарского образования, подготовленного высококвалифицированными священниками, многие из которых были вовлечены в различные интеллектуальные усилия, от истории до археологии и этнографии, образ сословия почти не улучшился и не изменился. единственный священник был канонизирован к концу царской России. Кизенко, напротив, утверждает, что традиционно высокая оценка девственности, ставившая отшельников, странников и монахов ближе к небу, является более убедительным объяснением относительно низкого мнения приходского духовенства. Точно так же нечастость причащения в России традиционно рассматривалась — особенно иностранными путешественниками неправославной веры — как доказательство поверхностного распространения христианства среди нации, которая оставалась языческой в ​​душе, или как результат роста секуляризации к концу империи. Кизенко поясняет, что многих верующих от причащения отговаривали православные запреты причащаться «недостойно». Реликвии, святая вода, освященный хлеб, святое масло и кресты были более доступны для населения. 9Его выводы амбициозны, но четко сформулированы. На европейском уровне она сравнивает Иоанна Кронштадтского с аналогичными явлениями народной святости во Франции ХХ века (Жан-Мари Вианне) и Италии (Падре Пио). Самым общим из них является то, что к концу девятнадцатого века и Русская Православная, и Римско-Католическая Церкви начали «принимать эмоциональные, личные и сверхъестественные формы благочестия, которые они не одобряли в восемнадцатом веке» (с. 285). приняли народное благочестие перед лицом вызовов современности, которые угрожали существующим церквям. В случае с Россией один человек, по словам Кизенко, оказался исключительно важным для того, чтобы повлиять на это изменение. Иоанн Кронштадтский приблизил официальное православие к верующим, обратившись к их житейским материальным и эмоциональным нуждам. В то же время он приближал людей к официальному православию, привлекая их к более таинственному благочестию. Однако за эту уступку современности церковь заплатила цену, ибо она потеряла свою монополию на престиж святости. В эпоху массового производства и улучшенного транспорта святость стала и остается товаром в руках всех, кто ищет на ней выгоду, от торговцев безделушками до политических партий, муниципальных властей и государственных учреждений. 9Разумные выводы. Все еще находясь под угрозой секуляризации, Церковь предприняла дальнейшие шаги навстречу народным чувствам. Иоанн Павел II канонизировал в качестве мучеников внушительное количество жертв политических преследований в бывших социалистических странах, в то время как после 1982 года Ватикан требует для канонизации только одно чудо вместо трех. Сочетая аскетический идеал старцев с социальной активностью послереформенного поколения приходских священников, Иоанн Кронштадтский действительно стал современным клерикальным супергибридом неотразимой привлекательности. Эти и другие черты делают его исключительно актуальным для наших дней. Его спонсирование социально активного женского монашества вызывает у него симпатию к современным представлениям о гендерном равенстве. Его поддержка выздоравливающих алкоголиков и их семей находит отклик во многих семьях постсоветского общества, опустошенных пьянством. Время, сознание официальной Церкви и верующих ответили и на мучительный вопрос об одной несовременной черте святого, которая занимала его либерально настроенных современников: «что же делать, если человек Божий, человек бесспорная святость, выражает политические взгляды, которые находят тревожными или даже отвратительными» (стр. 257)? Их просто игнорируют. 9…как сословие — для нравственно-социального руководства будущей Россией, предлагающие себя в качестве альтернативы светской интеллигенции с сомнительными национальными данными, не очень понимающей народ ( narod ). Конечно, письма рабочих и крестьян к отцу Иоанну, в которых признавалось, что «нечего делать, кроме как обратиться за помощью к нашему духовенству» (с. 247), могли навести православных священников на мысль, что их амбиции не так уж надуманы. То, что тысячи сельских и городских прихожан спрашивали своих священников, за какую партию голосовать на выборах в Думу, и что такое количество священнослужителей было избрано во все четыре Думы, по-видимому, свидетельствует о том, что православное духовенство было гораздо более политизированным и политически популярным элементом в конце империя, чем признавалась ранее. То, что поддержка отцом Иоанном радикальных правых затмила все другие аспекты его жизни, включая его смелую защиту социальной справедливости, также кажется параллельным, а не противоречащим судьбе многих собратьев-священников, чье либеральное или популистское политическое участие было скрыто Правая принадлежность — часто поверхностная — других священнослужителей. 9Его особая популярность у женщин «не соответствовала классическим линиям политических конфликтов начала ХХ века» (с. 198). Ведь можно было быть одновременно членом Союза Русского Народа и карателем богачей, как Иоанн Кронштадтский, или монархистом и едким критиком антисемитских погромов, как архиепископ Антоний (Храповицкий), или правый депутат Думы и крестьянский адвокат, как епископ Евлогий, или радикальный социалист-публицист и женоненавистник и антисемит, как некоторые критики отца Иоанна.

Кизенко удается переплести биографию, социально-политический анализ, теологическую дискуссию и церковную историю, чтобы создать ясную и увлекательную книгу по теме, которая страдала от недостатка научного внимания. Единственная широкая критика, которую можно было бы сделать по поводу этой прекрасной работы, касается орфографии. Хотя Кизенко прилагает серьезные усилия, чтобы вставить объяснение технических или русских терминов, читатели, незнакомые с церковной историей, русским православием или русским языком, могли бы счесть глоссарий полезным для таких терминов, как 9Òs Sons in Late Imperial Russia», Slavic Review 57, № 1 (весна 1998 г.): 50–76; Вера Шевзова, «Народное православие в позднеимперской сельской России», докторская диссертация, Йельский университет, 1994; Пейдж Херрлингер, «Религиозная идентичность рабочих и крестьян-мигрантов в Санкт-Петербурге, 1880–1917», докторская диссертация, Калифорнийский университет в Беркли, 1996 г. Дженнифер Э. Хедда, «Добрые пастыри: пастырство в Санкт-Петербурге и появление социальной активности в Русской православной церкви, 1855-1917 гг. », докторская диссертация, Гарвардский университет, 1998; Роберт П. Джерачи, Окно на Восток. Национальная и имперская идентичность в позднецарской России (Итака, Нью-Йорк и Лондон: издательство Корнельского университета, 2001; А.К.Пизиотис, «Православие против самодержавия: православная церковь и клерикальное политическое инакомыслие в позднеимперской России, 1905-1914», доктор философии дисс., Джорджтаунский университет, 2000. Скотт Кентуорти и Джордж Косар в Брандейском университете в настоящее время заканчивают диссертацию на тему «Монашеское возрождение в современной России: Свято-Троицкий Сергиев монастырь, 1764-1719 гг.Влияние на официальное и народное православное благочестие 1874-1884 гг.

Версия для печати:
http://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=5827

Ссылка:
Аргириос К. Писиотис. Отзыв Кизенко, Надежда, Блудный святой: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ .
H-Россия, H-Net Обзоры.
Январь 2002 г.
URL: http://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=5827

Copyright © 2002 H-Net, все права защищены. H-Net разрешает повторное распространение и перепечатку этой работы в некоммерческих, образовательных целях с полным и точным указанием автора, веб-сайта, даты публикации, исходного списка и H-Net: Humanities & Social Sciences Online. Для любого другого предполагаемого использования обращайтесь в редакцию Reviews по адресу [email protected].

Жития святых

Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу
ВЕЛИКОЕ СВЕТИЛЬНИК РОССИИ И МИРА

(100-летие преставления святителя Иоанна Кронштадтского)

20 декабря 2008 года по старому стилю (по новому стилю дата будет 2 января 2009 года)) приурочено к 100-летию со дня кончины великого русского светила, праведного священника святителя Иоанна Кронштадтского. Святитель Иоанн занимает особое место в списке святых, имея большое значение не только в духовном плане, но и в историческом плане, будучи посланным Господом, как некогда Иона в Ниневию, чтобы пророчествовать русским людям и всему миру грядущий вселенский катаклизм и наступление отступничества, т.е. конца времен.

Житие пастыря Кронштадтского
Святитель Иоанн Кронштадтский Сила исцеления
Святитель Иоанн Кронштадтский и святоотеческая внутренняя молитва
Святитель Иоанн Кронштадтский и враги Христовы
Святитель Иоанн Кронштадтский как служитель Божественной литургии
Святитель Иоанн Кронштадтский и духовный кризис Руси
Святитель Иоанн Кронштадтский пророчества о России
Воспоминания кронштадтца
Пастырь всея Руси
Православная духовность


Жизнь пастыря Кронштадта

19 октября 1829 года на крайнем севере России в семье Ильи Сергиева, чтеца села Сура Архангельской губернии, родился слабый и болезненный ребенок по имени Иоанн (Иоанн). Этот ребенок был будущим светилом Церкви Христовой.

Ваня с ранних лет ходил с отцом в их бедную и скромную церковь, служил в алтаре, полюбил богослужебные книги, стал очень набожным. Его любимой книгой было Святое Евангелие. Все это стало для мальчика прочным религиозным основанием в его последующей долгой и славной жизни во Христе.

Учение давалось Ване в детстве очень тяжело, что сильно его огорчало, но и побуждало к особо горячим молитвам к Богу о помощи. И произошло чудо! Однажды, во время пребывания в своем духовном училище, после усердной ночной молитвы мальчик почувствовал внезапную дрожь по всему телу, и как будто с глаз его упала пелена, как будто открылось его мысленное зрение, и он испытал легкость и радость на душе. После этой ночи мальчик тотчас же стал очень легко читать, стал с величайшей легкостью все понимать и запоминать. Он закончил школу лучшим учеником, окончил Архангельскую семинарию первым и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Его духовное развитие шло еще более успешно. В академии св. Иоанн мечтал о миссионерской работе среди туземных племен Северной Америки и Сибири; однако наблюдение показало, что жители Петербурга знали Христа не лучше, чем аборигены других стран. Размышляя о своих стремлениях, святой Иоанн неоднократно видел детское видение: он видел себя священником в некоем соборе и принимал это как знамение свыше. По окончании академии в 1855 г. святитель Иоанн был рукоположен в священники. Войдя впервые в Андреевский собор в Кронштадте, к которому он был приписан, он замер на пороге: это был тот самый храм, который явился ему много лет назад в видении детства! Остаток жизни и пастырской деятельности святитель Иоанн провел в Кронштадте. Многие даже забыли фамилию святого Иоанна (Сергиев), да и сам он подписывался Иоанном Кронштадтским.

После окончания академии Сент-Джон записал в своем дневнике: «Я многому научился. Слава Тебе, Господи! Но я хочу знать больше. Мой дух жаждет знаний. Мое сердце не удовлетворено, не насыщено. Я учусь и буду учиться. Вступая на путь самостоятельной жизни с такими настроениями, молодой пастор с большим усердием продолжал свое книжное обучение. Но уже с первых дней своего священства святитель Иоанн начал свой духовный подвиг заниматься благотворительными делами любви, намеренно сохраняя их в тайне. Хотя впоследствии он говорил, что не вел подвижнической жизни, эти слова были сказаны им из глубокого смирения. В действительности же, скрывая от людей свои духовные подвиги, святитель Иоанн был величайшим подвижником, и с первых дней своего священства начал претворять в жизнь знания о победе над собой. Молитва и пост составляли основу его духовных подвигов, равно как и воздержание, причем не только в пище, но и во всех чувствах. Одно только ежедневное служение литургии, которое брал на себя, как правило, святитель Иоанн, по уставу православной церкви требовало обширного поста. Однако святитель Иоанн не ограничивал себя ежедневными службами, постоянной молитвой во все времена и во всех местах, богомыслием, постом и воздержанием. С первых дней своего священства он посвятил себя служению бедным и обездоленным, всегда отыскивал их и находил, помогал им, заботился о больных, утешал отчаявшихся, донося до всех не только слова Христовы, но также Его живая любовь и свет. Есть много счастливых семей и без нас, Лиза. Посвятим себя служению Богу, говорил святой Иоанн, девственный до конца своих дней, своей жене Елизавете.

Ежедневно Святой Иоанн ходил среди бедных и обездоленных Кронштадта, беседовал с ними, утешал их, ухаживал за больными, помогал им материально по мере своих возможностей. На самом деле даже не по средствам, а намного сверх них, ибо нередко молодой пастор приходил домой без шинели или сапог, раздавая их бедным. Все это стало привычкой, правилом; но такая жизнь вызвала нападки на святого Иоанна со всех сторон. Его наказывала собственная семья, над ним издевались другие, его ругали духовные начальники. Почему-то своеобразие христианской жизни молодого священника раздражало окружающих. Его называли юродивым. Епархиальное управление запретило отдавать ему в руки его жалованье (потому что, получив его, он раздавал его бедным до последней копейки), вызвало его для объяснений. Но святой Иоанн мужественно переносил все эти испытания, не меняя своего образа жизни. И с помощью Божией он победил всех и вся, и за все то, за что в первые годы священства над ним издевались, ругали, клеветали и преследовали, впоследствии и прославился, как стало пониматься, что он истинный ученик Христа, настоящий пастырь, отдавший жизнь за свой народ. Нужно любить каждого человека, и в его грехе, и в его позоре. Не следует смешивать человека, который есть образ Божий, со злом, которое в нем есть. Без таких настроений святой Иоанн вряд ли смог бы умилостивить тех, к кому он обращался, кронштадтских нищих, большинство из которых были высланы из столицы за пьянство и нищенство. Здесь святителя Иоанна встречали не только грубостью, но часто и неприязнью, враждой, раздражением. Терпение и любовь преподобного Иоанна преодолели все, и результаты его духовных трудов можно увидеть на следующем примере, одном из многих, изложенных в письме простого мастера:

В то время мне было 22-23 года. Теперь я старик, но до сих пор хорошо помню, как впервые увидел батюшку. У меня была семья, двое детей. Я работал и пил. Семья голодала. Жена тихо попрошайничала на стороне. Мы жили в ветхой хижине. Однажды я пришел домой не слишком пьяным и увидел молодого священника, который сидел внутри, держал моего сына на руках и говорил ему что-то очень ласково. Ребенок внимательно слушал его. Мне показалось, что батюшка похож на Христа на той картине «Благословение детей». Я сначала хотел выругаться: почему он тут торчит? но любящие и торжественные глаза батюшки остановили меня: мне стало стыдно. Я опустила глаза, а он продолжал смотреть на меня, глядя прямо мне в душу. Он начал говорить. Я не могу даже надеяться воспроизвести все, что он сказал. Он говорил о том, что моя хижина похожа на рай, потому что там, где есть дети, везде светло и тепло, и что я не должен променять этот рай на прокуренную атмосферу бара. Он не обвинял меня, нет, он все оправдывал меня, только мне не хотелось извиняться. Он ушел, а я продолжала сидеть тихо, я не плакала, хотя душа моя была на грани слез. Жена все смотрела на меня И с тех пор я снова стал порядочным человеком

Такова была вера во Христа и любовь, которою горел святой Иоанн изо дня в день, из года в год, без единой мысли о человеческой славе и прочей мирской суете, проповедуя светлое иго Христово трудолюбивым и отягощал людей, отрекаясь от самого себя, изнуряя себя постом и молитвой, навлекая на себя вражду и ожесточение от завистливых и жестокосердных людей.

Кроме того, св. Иоанн был замечательным проповедником. Он установил себе правило читать проповедь на каждой службе. Он не стремился к красноречию, а говорил просто и часто без особой подготовки. Его проповеди имели сильное влияние на простых людей. Читая эти проповеди в печатном виде, поражаешься глубине мысли, необычайной богословской учености, простоте и силе каждого слова. Все помыслы, все дела, каждую минуту своей жизни преподобный Иоанн посвящал во славу Божию, так что неудивительно, что его проповеди были наделены силой Христовой.

Так через святителя Иоанна, через его молитвы и посты, через его любовные дела и через его вдохновенные слова свет Христов озарял озлобленный и убогий русский народ. В свою очередь, эти несчастные люди были первыми свидетелями его чудесных исцелений. Бродяги Кронштадта первыми открыли святость святого Иоанна, но открытие его вскоре распространилось по всей России при содействии праведной Параскевы, посланной на служение рабу Божию святому Иоанну, все еще скрытому от мира в то время.

Дар чудотворения прославил святителя Иоанна далеко за пределами России. Совершенно невозможно перечислить все его чудеса, немалое число которых касалось бедных и неграмотных людей, не умевших описать или опубликовать увиденное. К тому же не вся пресса сочувствовала святому Иоанну. Атеистическая интеллигенция и ее печать замалчивали известия о проявлениях силы Божией, а в 1905 г. пользовались свободой печати для оскорблений и клеветы на святителя Иоанна. Тем не менее, многие его чудеса были записаны и сохранены в памяти. Его молитвами и возложением рук исцелялись тяжелейшие болезни, перед которыми медики стояли в полной беспомощности. Исцеления обычно происходили тайно (частно), но иногда чудеса происходили и в присутствии множества людей. Святой Иоанн исцелял всех, кто к нему обращался, в том числе мусульман, иудеев, иностранцев из Франции, Италии, Швейцарии, Америки и других стран. Остается точный отчет о собственном описании самого первого чуда св. Иоанна. Своим собратьям-священникам он описал это так: однажды к нему поступил призыв помолиться за больного человека; Святой Иоанн начал молиться; и, как обычно, я доверил больного в руки Божии, прося Господа исполнить Свою святую волю в отношении больного. Но неожиданно явилась старица, которую святой Иоанн почитал за ее праведность (это была упомянутая выше Параскева) и потребовала, чтобы святой Иоанн помолился о полном исцелении больного. — Помню, я тогда почти испугался, — сказал Сент-Джон. Я подумал про себя: откуда у меня такая смелость? Однако старуха настояла и поверила в силу моей молитвы. Тогда я исповедал свое смирение и свою греховность перед Господом, увидел волю Божию в этом вопросе и стал просить об исцелении больного. Он выздоровел. В другой раз по моим молитвам снова произошло исцеление. Тогда я увидел в этих двух случаях непосредственную волю Божию, новое послушание мне от Бога молиться за всех, кто будет просить об этом от меня

Из житий святых мы знаем, что дар чудотворения был дан Богом Своим святым в награду за их великие труды, молитвенные подвиги, посты, дела любви, сострадания. Мы видели, что каждый день в жизни св. Иоанна был днем ​​великого духовного труда. И за это прославил его Господь Иисус Христос, Которому он так верно и усердно служил.

Святитель Иоанн почти 25 лет провел в своих духовных подвигах, известных только простолюдинам города Кронштадта и частично Санкт-Петербурга. Свой труд любви и свое служение Царю Небесному он совершал со смирением и кротостью. И не он, подвижник, отрекшийся от мира и самого себя, нуждался в славе. Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу. По особому промыслу Божию и через упомянутую праведную Параскеву совершилось прославление святителя Иоанна и явление светила Христова всей России. Господь поставил святителя Иоанна пастырем не только Кронштадта, но и всей России.

Святитель Иоанн Кронштадтский

Вся верующая часть России устремилась к чудотворцу. Эта слава, казавшаяся многим завидной, была для святителя Иоанна новым и весьма тягостным бременем. Раньше он сам выходил к людям исключительно в пределах своего города. Оставалась некоторая небольшая свобода передвижения и неограниченное время. Так, более 20 лет святитель Иоанн преподавал Закон Божий в городских школах. Теперь даже эта маленькая йота свободы исчезла. Тысячи людей со всех концов России ежедневно прибывали в Кронштадт, ища помощи у святителя Иоанна; он получил еще большее количество писем и телеграмм. Справиться с таким количеством запросов одному человеку было физически невозможно; возникла необходимость иметь секретарей, преподавание Закона Божия должно было быть прекращено, необходимость диктовала учреждение общей исповеди, как правило, и частной, как исключение.

Таким образом, вторая часть жизни и пастырской деятельности св. Иоанна внешне значительно отличалась от первой. Присмотримся внимательно к тому, как теперь проводил свое время св. Иоанн, чтобы понять тяжесть и величие его духовного труда. Сент-Джон вставал в 3 часа ночи. и приготовили к утрене в соборе. Некоторое время он бродил по саду своего приходского дома, молча молясь. Около 4 утра он ушел в собор. У ворот своего дома его встретила ожидающая толпа паломников. Он мог говорить индивидуально только с некоторыми из них. Большинство довольствовались тем, что получили его благословение, поцеловали руку чудотворца, прикоснулись к его одежде, поймали его светлый взор. У собора святого Иоанна встретили сотни местных нищих, которым он по установленному обычаю раздал милостыню. В 4 часа началась утреня, которую святитель Иоанн отслужил, не урезав ни одной песнопения, и сам прочел все каноны. Перед началом литургии была исповедь. После этого, не выходя из храма, святитель Иоанн начал служить литургию. Собор, вмещавший до 5000 человек, обычно был полон верующими, так что причастие длилось долго, а литургия никогда не заканчивалась раньше 12 часов дня. Во время богослужения святителю Иоанну приносили письма и телеграммы прямо в алтарь, и он тотчас читал их и молился над ними. После службы, окруженный тысячами молящихся, святитель Иоанн покинул собор и отправился в Петербург по призыву бесчисленного множества больных, от которых возвращался домой не ранее 12 часов ночи, ловя иногда час ночи. спать в поезде. А в 3 часа ночи он снова встал. Много ночей святой Иоанн вообще не ложился спать (вместо этого он молился), но никто никогда не видел его уставшим или сонным. Если мы хорошенько вдумаемся в образ жизни, который вел святитель Иоанн, то легко поймем, что только чудом Божиим можно было так жить и трудиться десятилетиями. Такая жизнь и такие труды были выше человеческих сил; они были сверхъестественными. Так могут жить только земные ангелы и небесные люди, как говорится о святых.

Несмотря на такую ​​занятость, святитель Иоанн находил время для ведения духовного дневника, куда ежедневно заносил все мысли, приходящие к нему во время молитвы и созерцания, вследствие благодатного озарения его души. Святым Духом. Эти мысли наполнили целую замечательную книгу, изданную под названием «Моя жизнь во Христе». Эта книга представляет собой истинную духовную сокровищницу и во все века останется свидетелем того, как жил великий святой и как должны жить все те, кто желает не только называться, но и действительно быть христианами. Основная мысль всех сочинений св. Иоанна — потребность иметь искреннюю и горячую веру в Бога и жить по вере, необходимость постоянной борьбы со страстями и пороками, необходимость быть верным вере и православию. Церковь как единственный источник спасения.

Для своей родины, России, святитель Иоанн был как бы громогласным пророком Божиим, проповедующим истину, обличающим ложь, призывающим к покаянию и предсказывающим близкую мщение Божие за грех и отступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви ко всякому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, святитель Иоанн с большим негодованием относился к тем безбожным, материалистическим и либеральным течениям, которые разлагали веру русского народа и саботировали Россию. тысячелетнее правительство. Последующие события кровавой русской революции и торжество безбожного и бесчеловечного большевизма показали, насколько прав был великий святой земли русской в ​​своих предостережениях и пророческих видениях.

Преподобный Иоанн пребывал в Ливадии в последние дни жизни императора Александра III, и в его присутствии совершилось упокоение государей. Больной Государь встретил святителя Иоанна словами: Я не смел пригласить тебя от себя. Спасибо что пришли. Пожалуйста, помолись за меня. Я совсем болен. Это было 12 октября 1984 года. После того, как Государь помолился на коленях вместе со святителем Иоанном, в состоянии Императора наступило значительное улучшение. Это продолжалось 5 дней; 17 октября ситуация снова ухудшилась. В последние часы своей жизни Государь сказал святому Иоанну: Ты святой человек. Вы праведник. Вот почему русский народ любит вас. Да, сказал Сент-Джон, ваши люди любят меня.

Вместе со славой и почестями к Святому Иоанну стекались большие суммы денег на благотворительность. О размерах этих денежных сумм можно судить лишь приблизительно, так как святой Иоанн сразу все раздал. Регистрировались только почтовые квитанции. По словам близких к Святому Иоанну людей, через его руки проходил добрый миллион рублей в год. Одной рукой брал, другой отдавал. Были случаи, подобные следующему: однажды, посреди огромной толпы, святой Иоанн принял из рук купца пакет и, не раскрывая его, тут же передал его в протянутую руку нищего. Купец заволновался: батюшка, там тысяча рублей! Ему повезло, спокойно ответил Сент-Джон. Однако иногда он отказывался принимать пожертвования от определенных людей. Известен случай, когда он не принял 30 000 рублей от богатой вдовы. Этот случай был ярким примером ясновидения св. Иоанна, так как женщина получила эти деньги нечестным путем, в чем впоследствии раскаялась.

На эти пожертвования святой Иоанн совершил великое множество благотворительных дел. Он ежедневно кормил тысячу нищих. В Кронштадте он устроил Дом промышленности, включающий в себя школу, церковь, мастерские и приют. В родном селе он основал женский монастырь и построил каменную церковь, а в Петербурге, на улице Карповке, основал еще один женский монастырь (в котором впоследствии и был похоронен).

Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, святой Иоанн спокойно принял и облачился в подаренные ему почитателями богатые ризы, так как ризы эти были во славу Божию, а не свою. Более того, они даже служили для сокрытия его духовных подвигов. Но полученные пожертвования он отдавал до последней копейки.

Святитель Иоанн преставился 20 декабря 1908 года, предсказав день своей кончины. На его похороны пришли десятки тысяч человек, и у его могилы произошло множество чудес, как тогда, так и в последующие времена.

Его похороны были поистине экстраординарными. На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоаннова монастыря виднелись толпы плачущих людей: батюшка, батюшка наш, зачем ты нас покидаешь? отчаянно кричал простой народ. Слезы людей на похоронах были такими горькими и искренними, что временами даже певцы лейб-гвардии Павловского полка не могли удержаться от слез. Заунывный звон колоколов, тихое мерцание свечей в сгущающемся мраке туманного петербургского вечера, пение погребального канона и слезы народа — все слилось в величественный и могучий аккорд, который долго не продлится. быть забытым свидетелями этого события.

Пастор Кронштадт

Никогда еще не было случая, чтобы столь многолюдная толпа людей была поражена горем общей утраты. Петербург помнит десять тысяч человек, присутствовавших на похоронах императора Александра II, помнит тридцать тысяч человек на похоронах Достоевского, но множество скорбящих православных людей (не менее шестидесяти тысяч), присутствовавших на похоронах кронштадтского пастыря, беспрецедентное событие, подобного которому никто не помнит. Так прощалась Россия с пастырем, который сам был образом народной доброты, народной совести, народной веры

Чему учит нас житие святителя Иоанна Кронштадтского? Поистине это был великий знак времени, посланный России накануне ее невообразимой катастрофы. В лице святителя Иоанна, как в капле воды, отразилось солнце великой души русского народа: непоколебимая вера во Христа, простота, смирение, кротость. Святитель Иоанн происходил из простонародья и сохранил эту простоту происхождения, одновременно соединив с ней великий ум и широкий круг знаний. Святитель Иоанн был поистине образом многомиллионного русского народа, зеркалом, отражавшим светлые черты Святой Руси. В нем слились и отразились чувства царя и крестьянина, купца и дворянина, богача и нищего, всех, принявших сердцем заповеди Христовы.

Святитель Иоанн Кронштадтский канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей 1 ноября 1964 года.

* * *

Единственное, что нужно
(Из духовного дневника св. Иоанна Кронштадтского, Моя жизнь во Христе)

Что мне нужно? На земле нет ничего, что мне нужно, кроме самого необходимого. Что мне нужно, что самое главное? Мне нужен Господь, мне нужна Его благодать, Его Царство во мне. На земле, которая есть место моих странствий, мое временное бытие, нет ничего истинно моего, все принадлежит Богу и временно, все временно служит моим нуждам. Что мне нужно? Мне нужна истинная и деятельная христианская любовь; Мне нужно любящее сердце, которое сострадает своим ближним; Мне нужна радость об их достатке и благополучии, и скорбь об их горестях и болезнях, их грехах, недостатках, неурядицах, бедах, нищете; Мне нужно теплое и искреннее сострадание ко всем обстоятельствам их жизни, радость к радостным и слезы к плачущим. Хватит эгоизма, эгоизма, жизни только для себя и приобретения всего только для себя: богатства, удовольствий, славы мира сего; хватит духовно умирать вместо жизни, печалиться вместо радости и носить в себе яд эгоизма, ибо эгоизм есть яд, который постоянно изливается в наши сердца сатаной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts