Неизданный дневник иоанн кронштадтский: Неизданный дневник — читать онлайн | Неизданный дневник
Содержание
Неизданный дневник — читать онлайн | Неизданный дневник
Настройки
Проекты «Правмира»
- Pravmir.ru
- Матроны.RU
- Не инвалид.RU
- pravmir.com
- Форум
- Книги
- Лекторий
- Благотворительность
По книге: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я
По автору: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я
Рубрикатор
- Священное Писание
- Богословие
- История
- Монастыри и монашество
- Подвижники благочестия
- Богослужение
- О жизни христианской
- Церковно-богословские науки
- Церковные искусства
- Церковь и современный мир
- Научная литература
- Художественная литература
- Книги для детей
- Свидетели истории
- Книги на церковнославянском языке
- Справочные материалы
- Православная семья
- Акафисты и каноны
- Афон
- О молитве
- Аудиокниги
Новости
04. 01
«В 12 лет поступил в мединститут». Три истории вундеркиндов
04.01
Не только «Один дома». 10 праздничных и зимних фильмов для всей семьи
04.01
«А собачку, мама, ты не выгоняй». Сын исчез, а Максимовна проснулась в слезах
04.01
Православная стенгазета № 1 (681)
Все новости
Свидетели истории
» Дневники
святой праведный Иоанн Кронштадтский
Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского в подлиннике. Помню, у меня перебывало разной формы и величины шестнадцать тетрадей, исписанных рукой великого светильника. К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хорошо разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного. Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания, все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки — о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами — остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования.
Епископ Арсений (Жадановский) (1874 — 1937)
Читать онлайн
Скачать:
EPUBFB2MOBIPOCKETDOCHTML
Код вставки на сайт
Содержание
- Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском
- Иоанн Кронштадтский
Неизданный дневник - Информация о первоисточнике
Создание сайта: Hamburg Church Studio и itmedia. by
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. НЕИЗДАННЫЙ ДНЕВНИК | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
Епископ Арсений Серпуховский (1874-1937), викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле опубликовал неизвестные до этого дневниковые записи святого праведного Иоанна Кронштадтского Чудотворца, которого почитал своим духовным наставником.
– Я имел счастье видеть и читать дневники отца Иоанна Кронштадтского в подлиннике. Помню, у меня перебывало разной формы и величины шестнадцать тетрадей, исписанных рукой великого светильника.
К сожалению, по сложности занятий я не смог в свое время хорошо разобрать и изучить их, а между тем они содержат много интересного.
Оттуда извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания. Все же дневниковые записи о личных и интимных переживаниях батюшки – о его непрестанной борьбе с греховными помыслами и чувствами – остались ненапечатанными, тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ищет духовного совершенствования.
27 июня 1907 года. Ну, уж и враг рода человеческого. Хитер он на выдумки и мечтания во время моего сна!
То с папами и кардиналами вводит меня в любезное общение, непременно любезное, заискивающее – с моей и их стороны. То с царскими чиновниками разных рангов и на свидание с царем влечет, как бы требующими от меня материальных жертв, а я жертвую скупо, неохотно, ссылаясь на мои монастыри, требующие материального пособия.
29 июня 1907 года. Утро. Всякую ночь злые демоны поят меня презрением и насмешками.
Под видом учителей средних и высших учебных заведений, директора и коллегии преподавателей они посмеялись над книгами моими, прекрасными, духовного содержания, коим я просил дать место в библиотеке. Ловко.
А потом, когда я уходил от них с бесчестием, один из них подшутил, сказав, что он выписал мои слова. Я поверил и поблагодарил за честь. Все это будто наяву.
19 июля. 7 часов утра. Во сне ночном враг всяким образом издевается и коварствует надо мной. Молиться надо усерднее на ночь и просить Господа послать мне Ангела святого, чтобы он окружил меня святыми видами и святыми, чистыми, назидательными сновидениями.
Нужно непрестанное к себе внимание и хранение ума и сердца от помыслов суетных и чувств греховных, житейских и страстных. И наполнение души своей помыслами и чувствами святыми, образами чистыми, божественными. Елика суть истинна, елика чиста, елика пречиста, елика достохвальна, елика прелюбезна. Сия помышляйте, и Бог любве и мира будет с вами.
27 августа. 10 часов вечера. Господи, отыми от меня зависть к автору книги «Начало и конец видимого мира» и даруй мне благодать сорадоваться ему и благодарить Тебя, Господи, Источника разума и премудрости.
27-е июля 1905 года. Господи, еще я сильно тяготею к земле. Еще я ревную к лукавнующим и обогащающимся быстро за счет бедного русского народа.
Господи, Ты все мне даровал, преисполнил милостию и щедротами – и благодарю Тебя! Дай мне в достояние Тебя Самого, да ничего, кроме Тебя, не желаю, не ищу и не хочу, не жажду, никому не завидую. Чего ты не имеешь, чтобы завидовать кому-либо, – богатому и знатному человеку? Ты все имеешь по милости Божией: и здоровье, и богатство, и славу добрую, и, что всего дороже, веру живую и созерцательную, действенную, освящающую, укрепляющую душу и тело, грехи очищающую, с Богом соединяющую, твердое упование на Бога дарующую.
А ты завидуешь преуспевающему в делах своих богачу, корыстолюбивому, немилосердному, жестокосердному, собирающему себе, а не в Бога богатеющему! Покайся, осуди, обличи себя и впредь не будь безумен, а разумен. Все земное считай за сор.
Продолжение следует.
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
АНГЕЛЬСКИЙ МИР
ДУША И СОБЛАЗНЫ
БЛАГОДАТНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
БОГ ИЛИ МАМОНА
ВЗОР СВЕТЛЫЙ И ЛУКАВЫЙ
ДУШЕВНО СЛЕПЫЕ
ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ
Писиотис о Кизенко, «Блудный святой: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ» | H-Россия
Надежда Кизенко.
Блудный святой: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ.
Университетский парк: Penn State University Press, 2000. xiii + 384 стр.
65 долларов США (ткань), ISBN 978-0-271-01976-5 .
Отзыв Argyrios K. Pisiotis (Кентский государственный университет)
Опубликовано на H-Россия (январь 2002 г. )
Современная святость в тисках нечестивой современности
Современная святость в тисках нечестивой современности
Иногда приятно представить, каково быть объектом всеобщего обожания: ваше изображение массово печатается на кружках, открытках и брелоках; вы боитесь покинуть свой дом без небольшой армии вышибал, чтобы защитить вас от ваших безумных поклонников, некоторые из которых путешествовали на большие расстояния, чтобы увидеть вас, поцеловать вас, разорвать клочья вашей одежды, а некоторые даже укусить вас — чтобы они могли получить часть вас в качестве трофея; национальная пресса сообщает в новостях мельчайшие подробности вашей жизни, иногда опираясь на сомнительные источники; корреспонденты иностранной прессы распространили вашу славу в дальние страны; издатели соревнуются за право публиковать ваши литературные труды; интеллектуальная элита одержимо обсуждает корни и следствия вашей известности, в то время как высшие слои общества приглашают вас к себе домой; сам глава государства приглашает разделить с ним самый личный семейный момент. Если вы думали, что такая массовая истерия началась с Beatles, MTV или «Entertainment Tonight», подумайте еще раз. Такова была жизнь православного святого Иоанна Кронштадтского (1829 г.-1908).
Надежда Кизенко, доцент кафедры истории Университета штата Нью-Йорк в Олбани, написала прекрасную биографию этого убедительного исторического деятеля, известного на английском языке как Отец Иоанн Кронштадтский. Кизенко выходит далеко за рамки простого повествования о его жизни, статичного описания черт его характера и схематического обзора его идей, избитого материала, уже пройденного агиографами и биографами, как дружественными, так и враждебными, самого прославленного русского святого ХХ века. век. Хотя 9Его происхождение, убеждения, нововведения и внутренняя борьба, он также исследует степень, в которой различные версии его жизни соответствовали меняющимся социальным и политическим условиям. Кизенко представляет многомерный портрет отца Иоанна, который позволяет ей углубиться в роль Православной церкви в позднеимперской России, народное благочестие и живую религию, важность пола в религиозности, взаимосвязь между святыми и их культами, а также участие религиозные деятели в политике. Автор пытается исследовать особенности современной святости в целом. Попутно она раскрывает современные тенденции в религиозности, выходящие за пределы России, такие как возрастающее значение священников, в отличие от монахов или епископов, в определении благочестия и диалектическую связь между современной святостью, с одной стороны, и средствами массовой информации, гласностью. , а с другой — политика. 9По его мнению, он выбирает «духовный (то есть целомудренный) брак». Его дневники обнаруживают у Кизенко глубоко религиозную натуру, придававшую символическое значение и нравственную ценность каждому событию, каким бы обыденным оно ни было. Его модели взяты в основном из аскетических отцов церкви. Несмотря на свое глубоко пессимистическое восприятие человеческой природы, он не удаляется от светского мира, как это делают монахи, и страдает от последствий этого решения, не последними из которых являются постоянные напоминания о его социальной неполноценности среди блеска и власти имперская столица. Нарушая общую традицию Православной и Римско-католической церквей, он не считает женщин более склонными к греху, чем мужчин, и его относительное гендерное равенство делает его особенно популярным среди женщин.
Во второй главе исследуются литургические нововведения, которые впервые сделали отца Иоанна знаменитостью, по крайней мере, в его приходе, с 1850-х по 1870-е годы. Он создал более эмоционально непосредственную и живую литургию, включавшую воодушевленное хоровое пение и проповеди на острые социальные темы (отец Иоанн не уклонялся от оплакивания бедности и бичевания богатых). Восстановив Евхаристию как центр приходской жизни и введя беспрецедентные массовые исповеди, отец Иоанн внес важнейший личный вклад в новое благочестие, основанное на таинствах. 9Его смерть. Отягощенный теми же человеческими недостатками и страстями, что и соседний человек, отец Иоанн вел искреннюю, настойчивую, методичную и в конечном счете успешную борьбу со своим скромным аппетитом, чувственными желаниями, гордыней, скупостью и равнодушием к человеческому обществу. Достигнув противоположных этим порокам добродетелей, отец Иоанн соединил в своем лице две модели духовного служения, обычно считавшиеся различными: силу молитвы и духовного руководства, предлагаемого мирянам подвижниками, и практические советы и материальную помощь в повседневных делах. жизненные проблемы, которые самые активные приходские священнослужители передавали своей пастве. Интуитивно проникнутый бедностью своего детства, легитимированный святоотеческими чтениями и вдохновленный нищей сельской местностью и обездоленными рабочими кварталами индустриализирующейся, урбанизированной России, суровые призывы отца Иоанна к социальной справедливости аналогичны призывам его современников-радикалов-социалистов, таких как Добролюбов и Чернышевский. Как и они, он видел решение в перестройке общества. В отличие от радикалов, отец Иоанн видел в христианстве, а не в социалистических теориях, основу этой перестройки. Как и они, он также одобрял работу как дополнительный способ избежать бедности. В отличие от большинства из них, он применил свои идеи при основании Дома промышленности как приюта / школы профессионального обучения / мастерской для бедных. Он дополнял свои убеждения безграничной личной благотворительностью.
Все это принесло отцу Иоанну широкое признание и уважение соотечественников, чьи тысячи писем к нему Кизенко кропотливо классифицирует и анализирует в четвертой главе. Строгая дихотомия между высокой и низкой культурой, между элитой и народным благочестием рушится при таком рассмотрении. Малограмотные крестьяне, политически проницательные рабочие, коллеги по духовенству и ведущие аристократы обращались к святому священнику с прошениями, чтобы отец Иоанн помолился об их исцелении, оказал неотложную финансовую помощь или ходатайствовал от их имени перед властями об особых милостях. Вопреки преувеличенным представлениям о строгом разделении послепетровского общества на две культуры Кизенко выявляет общность в понимании просителями православия. В отличие от научного стереотипа о русских массах как о совершенно незнакомых с церковным учением, автор блестяще демонстрирует менее разорванный континуум общественной морали, в котором даже смиренные просители понимали и принимали на себя личную ответственность за «правила», посредством которых Божественная благодать могла даровать им исцеление или другую помощь. Более того, большинство заявителей иллюстрируют взгляд на общество как на нравственную вселенную и на самих себя как на активных участников экономики спасения, что удивительно согласуется с православным богословием. 9Это неофициальная, но общепризнанная святость. Консервативные публицисты считали его идеалом православного духовенства вместо интеллектуально модной бюрократической иерархии. «Иоанниты», миряне, религиозные ригористы, которые отвергли современность и порвали с иерархической дисциплиной, чтобы изображать из себя единственного «истинного православного» и поддерживать свои собственные протестантские общины, почитали его как святого или даже как Христа. Писатель Николай Лесков напал на отца Иоанна за его неприятие толстовской оппозиции официальному православию. Радикальные публицисты внесли то, что стало самым продолжительным образом отца Иоанна как реакционного мракобеса. С 1881 года и до самой его смерти они поносили отца Иоанна, который, потрясенный насилием, атеизмом и антиклерикализмом революционного движения, начал отождествлять русское православие с самодержавием и поддерживал крайне правых как самых стойких противников революции. 9Его популярность среди женщин постоянно игнорировалась или представлялась как доказательство его мракобесия, т. е. он мог апеллировать только к более сентиментальному и менее образованному полу. Его политическую активность подыгрывала как эмигрантская монархическая паства Русской Православной Церкви Заграницей, канонизировавшая его в 1964 году, так и советская власть, сделавшая термин «иоаннит» синонимом контрреволюционной деятельности религиозных фанатиков. Когда Московская Патриархия наконец канонизировала его в 1990 году, отца Иоанна снова использовали, на этот раз как оружие в межцерковных распрях. Иерархия Патриархии совершенно игнорировала его политику и подчеркивала его русскость, стремясь установить свою территориальную связь со святителем и тем самым свое превосходство над зарубежной Церковью. 9Его способность предложить понимание православного религиозного благочестия, основанное на жизненном опыте, а не на широких выводах или социологической теории. Этим автор обязан своему глубокому знанию истории христианской церкви в целом, православных богослужебных традиций и новейшей социальной истории России. Например, большинство иностранных путешественников и наблюдателей, а также последующие историки, писавшие о духовенстве в царской России, приписывали низкое уважение к священникам их низкой образованности или пьянству. Эта точка зрения, однако, не объясняет, почему после двух веков семинарского образования, подготовленного высококвалифицированными священниками, многие из которых были вовлечены в различные интеллектуальные усилия, от истории до археологии и этнографии, образ сословия почти не улучшился и не изменился. единственный священник был канонизирован к концу царской России. Кизенко, напротив, утверждает, что традиционно высокая оценка девственности, ставившая отшельников, странников и монахов ближе к небу, является более убедительным объяснением относительно низкого мнения приходского духовенства. Точно так же нечастость причащения в России традиционно рассматривалась — особенно иностранными путешественниками неправославной веры — как доказательство поверхностного распространения христианства среди нации, которая оставалась языческой в душе, или как результат роста секуляризации к концу империи. Кизенко поясняет, что многих верующих от причащения отговаривали православные запреты причащаться «недостойно». Реликвии, святая вода, освященный хлеб, святое масло и кресты были более доступны для населения. 9Его выводы амбициозны, но четко сформулированы. На европейском уровне она сравнивает Иоанна Кронштадтского с аналогичными явлениями народной святости во Франции ХХ века (Жан-Мари Вианне) и Италии (Падре Пио). Самым общим из них является то, что к концу девятнадцатого века и Русская Православная, и Римско-Католическая Церкви начали «принимать эмоциональные, личные и сверхъестественные формы благочестия, которые они не одобряли в восемнадцатом веке» (с. 285). приняли народное благочестие перед лицом вызовов современности, которые угрожали существующим церквям. В случае с Россией один человек, по словам Кизенко, оказался исключительно важным для того, чтобы повлиять на это изменение. Иоанн Кронштадтский приблизил официальное православие к верующим, обратившись к их житейским материальным и эмоциональным нуждам. В то же время он приближал людей к официальному православию, привлекая их к более таинственному благочестию. Однако за эту уступку современности церковь заплатила цену, ибо она потеряла свою монополию на престиж святости. В эпоху массового производства и улучшенного транспорта святость стала и остается товаром в руках всех, кто ищет на ней выгоду, от торговцев безделушками до политических партий, муниципальных властей и государственных учреждений. 9Разумные выводы. Все еще находясь под угрозой секуляризации, Церковь предприняла дальнейшие шаги навстречу народным чувствам. Иоанн Павел II канонизировал в качестве мучеников внушительное количество жертв политических преследований в бывших социалистических странах, в то время как после 1982 года Ватикан требует для канонизации только одно чудо вместо трех. Сочетая аскетический идеал старцев с социальной активностью послереформенного поколения приходских священников, Иоанн Кронштадтский действительно стал современным клерикальным супергибридом неотразимой привлекательности. Эти и другие черты делают его исключительно актуальным для наших дней. Его спонсирование социально активного женского монашества вызывает у него симпатию к современным представлениям о гендерном равенстве. Его поддержка выздоравливающих алкоголиков и их семей находит отклик во многих семьях постсоветского общества, опустошенных пьянством. Время, сознание официальной Церкви и верующих ответили и на мучительный вопрос об одной несовременной черте святого, которая занимала его либерально настроенных современников: «что же делать, если человек Божий, человек бесспорная святость, выражает политические взгляды, которые находят тревожными или даже отвратительными» (стр. 257)? Их просто игнорируют. 9…как сословие — для нравственно-социального руководства будущей Россией, предлагающие себя в качестве альтернативы светской интеллигенции с сомнительными национальными данными, не очень понимающей народ ( narod ). Конечно, письма рабочих и крестьян к отцу Иоанну, в которых признавалось, что «нечего делать, кроме как обратиться за помощью к нашему духовенству» (с. 247), могли навести православных священников на мысль, что их амбиции не так уж надуманы. То, что тысячи сельских и городских прихожан спрашивали своих священников, за какую партию голосовать на выборах в Думу, и что такое количество священнослужителей было избрано во все четыре Думы, по-видимому, свидетельствует о том, что православное духовенство было гораздо более политизированным и политически популярным элементом в конце империя, чем признавалась ранее. То, что поддержка отцом Иоанном радикальных правых затмила все другие аспекты его жизни, включая его смелую защиту социальной справедливости, также кажется параллельным, а не противоречащим судьбе многих собратьев-священников, чье либеральное или популистское политическое участие было скрыто Правая принадлежность — часто поверхностная — других священнослужителей. 9Его особая популярность у женщин «не соответствовала классическим линиям политических конфликтов начала ХХ века» (с. 198). Ведь можно было быть одновременно членом Союза Русского Народа и карателем богачей, как Иоанн Кронштадтский, или монархистом и едким критиком антисемитских погромов, как архиепископ Антоний (Храповицкий), или правый депутат Думы и крестьянский адвокат, как епископ Евлогий, или радикальный социалист-публицист и женоненавистник и антисемит, как некоторые критики отца Иоанна.
Кизенко удается переплести биографию, социально-политический анализ, теологическую дискуссию и церковную историю, чтобы создать ясную и увлекательную книгу по теме, которая страдала от недостатка научного внимания. Единственная широкая критика, которую можно было бы сделать по поводу этой прекрасной работы, касается орфографии. Хотя Кизенко прилагает серьезные усилия, чтобы вставить объяснение технических или русских терминов, читатели, незнакомые с церковной историей, русским православием или русским языком, могли бы счесть глоссарий полезным для таких терминов, как 9Òs Sons in Late Imperial Russia», Slavic Review 57, № 1 (весна 1998 г.): 50–76; Вера Шевзова, «Народное православие в позднеимперской сельской России», докторская диссертация, Йельский университет, 1994; Пейдж Херрлингер, «Религиозная идентичность рабочих и крестьян-мигрантов в Санкт-Петербурге, 1880–1917», докторская диссертация, Калифорнийский университет в Беркли, 1996 г. Дженнифер Э. Хедда, «Добрые пастыри: пастырство в Санкт-Петербурге и появление социальной активности в Русской православной церкви, 1855-1917 гг. », докторская диссертация, Гарвардский университет, 1998; Роберт П. Джерачи, Окно на Восток. Национальная и имперская идентичность в позднецарской России (Итака, Нью-Йорк и Лондон: издательство Корнельского университета, 2001; А.К.Пизиотис, «Православие против самодержавия: православная церковь и клерикальное политическое инакомыслие в позднеимперской России, 1905-1914», доктор философии дисс., Джорджтаунский университет, 2000. Скотт Кентуорти и Джордж Косар в Брандейском университете в настоящее время заканчивают диссертацию на тему «Монашеское возрождение в современной России: Свято-Троицкий Сергиев монастырь, 1764-1719 гг.Влияние на официальное и народное православное благочестие 1874-1884 гг.
Версия для печати:
http://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=5827
Ссылка:
Аргириос К. Писиотис. Отзыв Кизенко, Надежда, Блудный святой: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ .
H-Россия, H-Net Обзоры.
Январь 2002 г.
URL: http://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=5827
Copyright © 2002 H-Net, все права защищены. H-Net разрешает повторное распространение и перепечатку этой работы в некоммерческих, образовательных целях с полным и точным указанием автора, веб-сайта, даты публикации, исходного списка и H-Net: Humanities & Social Sciences Online. Для любого другого предполагаемого использования обращайтесь в редакцию Reviews по адресу [email protected].
|