Призвание апостола матфея: Описание картины «Призвание апостола Матфея», Караваджо
Содержание
Описание картины «Призвание апостола Матфея», Караваджо
Призвание апостола Матфея – Караваджо. Холст, масло. 323 x 343 см
Религиозную составляющую в картинах Микеланджело Меризи да Караваджо можно считать основополагающей. Несмотря на то, что у художника множество других произведений, признание художник получает именно после написания «Призвание апостола Матфея».
Примечательно, что это первая публичная картина художника, написанная не по частному заказу. По сей день полотно украшает стены римской капеллы Контарелли, наряду с еще двумя крупными произведениями мастера, сделавшими его, фактически, самым известным живописцем религиозной тематики Рима конца XVI – начала XVII вв.
Караваджо сумел создать полотно не нарушая собственный взгляд на вещи. Картина сохраняет присущий руке художника реализм.
Картина переносит нас в ту часть библейской истории, когда сборщик пошлин Левий Матфей встречает на своем жизненном пути Иисуса, и, последовав за ним, становится одним из ближайших его апостолов. Судя по обстановке, действие разворачивается в таверне, где проходит встреча Левия с одним из должников. Как раз в тот момент, когда налогоплательщики пересчитывают монеты, в таверне появляются двое – апостол Петр, изображенный совершенно непримечательным мужчиной в небогатой одежде и сам Иисус, стоящий позади своего ученика.
Некоторые современники сочли вопиющим тот факт, что Сын Божий спрятан едва ли не в тени своего апостола. Несмотря на поверхностное сокрытие персонажа, Караваджо удалось выделить Иисуса на фоне других присутствующих: жест, которым он указывает на Матфея, пронзительный взгляд, выразительные черты лица и, разумеется, нимб над головой не оставляют никаких сомнений в том, что это и есть Иисус.
Куда больше вопросов среди критиков вызывает фигура Левия Матфея, касательно которой по сей день много сомнений. Кто же именно из собравшихся подле стола тот самый мытарь? Если исходить из визуального восприятия, взгляд падает на молодого бородатого мужчину, который сидит в центре стола. Его лицо попадает в лучи света, пробившегося во мрак комнаты вместе с вошедшими. Пальцем он показывает на себя, словно уточняя, действительно ли гости явились за ним. Такая версия наиболее распространена, но существует и другая.
Ближе всех на стуле сидит юноша, склонившийся над кучкой монет. В одной его руке крепко сжат кошелек. Луч света попадает в том числе и на него, но глаза его опущены. Пока еще он не видит вошедших. Есть вероятность, что именно он и есть Матфей, пока еще погруженный в свой мир алчности и тьмы. Быть может, через секунду он поднимет голову и увидит то, что полностью изменит его жизнь.
Обе версии вероятны, обе версии по своему оправданы. Но куда важнее другое: художник дает зрителю совершенно обыденный сюжет с очень красивой моралью. В простой таверне сидят обычные люди, со своими грехами и пороками, страхами и предубеждениями. И каждый из них в любой момент своей жизни может оказаться Левием Матфеем.
Караваджо «Призвание Матфея». Самая необычная картина мастера
“Призвание святого Матфея” (1600) – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.
Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.
Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”
А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.
Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.
Кто же на картине Матфей?
Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.
Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.
Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.
Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.
Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.
На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.
Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.
Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.
Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 г. (Копия). Оригинал утерян во время Второй Мировой войны
Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.
Кстати, картина “Святой Матфей и Ангел” многострадальная. Ее не приняли заказчики. Служители церкви были возмущены видом святого. Как можно? Какой-то бродяга с грязными пятками. Да ещё сгорбился над книгой! А где возвышенность образа? Где святость?
Это была не единственная отвергнутая работа мастера. Об этом я подробно писала в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов жизни и творчества”.
В угоду церкви Караваджо написал другого “Святого Матфея”. На ней уже сходства с юношей нет. Уже видимо не до этого было.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Wikimedia.m.commons.org
Зачем Караваджо “спрятал” Христа?
Да, картина необычна. Караваджо смог виртуозно показать столкновение обыденного, греховного. С чудом и светом надежды на спасение.
Вернёмся к фигуре Христа. Ведь все равно хочется ответить на вопрос. Зачем Караваджо усложнил себе задачу? И поместил Христа за фигуру святого Петра?
Это сделано художником умышленно. Посмотрите, как святой Петр повторяет жест своего учителя. Он не такой благородный. Неловкий.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Также и в жизни. Апостолы, а затем их последователи станут проповедниками христианского учения на земле. Он ушёл. А они остались. Чтобы нести слово божие людям.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Милостивое призвание Матфея, Ричард Филлипс
4 мая 2015 г.
Ричард Филлипс
5 минут чтения
В Божьем Слове есть много примеров непреодолимой благодати. Возможно, самым простым является призвание ученика Матфея, также известного как мытарь Левий. Апостол описывает свое обращение в своем Евангелии: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидевшего у налоговой будки, по имени Матфей, и сказал ему: иди за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9).
Рассмотрение этого стиха проясняет основное учение о непреодолимой благодати. Господь Иисус только что вернулся в Капернаум из Своего миссионерского визита в Гадаринскую область. Капернаум стал Его штаб-квартирой в Галилее, и многие из Его самых впечатляющих чудес уже произошли там. Увидев Матфея у палатки сборщика налогов, Иисус подошел к нему и позвал: «Следуй за Мною». При этих словах мытарь тотчас же превратился в ученика. Это поразительная иллюстрация Божьего суверенитета в спасении.
Мэтью, со своей стороны, представляет не менее поразительную картину полной испорченности человека. Заявление о том, что он «сидел в налоговой будке», наполнено смыслом. В то время едва ли мог быть более развратный человек, чем мытарь. Римская империя подавала заявки на право сбора налогов. Эти агенты заплатили Риму установленную сумму, но могли оставить себе все остальное, что собрали. Сборщики налогов обогащались, охотясь на обедневших людей, подавляя торговлю и управляя тем, что составляло местную мафию. Что еще хуже, их презирали за сотрудничество с иностранной державой, которая поработила их собственный народ.
Оставаясь на этом посту в Капернауме, который в то время был базой операций Иисуса, Матфей показал свое жестокосердие к присутствию и проповеди Христа. Кабинки сборщиков налогов находились в самых людных местах; Ресторан Мэтью, скорее всего, располагался либо в доках у озера, либо вдоль главной дороги, ведущей в город. Вероятно, он много раз видел и слышал Иисуса и хорошо знал некоторые из величайших дел Иисуса. Совсем недавно парализованный вылечился после того, как друзья опустили его перед Иисусом через отверстие, проделанное в крыше здания, где Иисус проповедовал. Ранее Иисус изгонял бесов и исцелял множество безнадежно больных людей прямо здесь, в Капернауме. Но все это не произвело ни малейшего впечатления на Мэтью. Там он был в своей будке, занимаясь своими делами без какой-либо видимой реакции на все эти дела.
Короче говоря, у Матфея не было ничего, что могло бы объяснить его внезапную готовность поверить и последовать за Иисусом. Наоборот, ответ видится в непреодолимой благодати Бога, когда Святой Дух применил призыв Иисуса с суверенной и божественной силой.
Это помогает прояснить, что, когда мы говорим о непреодолимой благодати, мы не имеем в виду, что Божьей благодати никогда не сопротивляются. Те, кто выступает против этого учения, придают большое значение многочисленным случаям, когда мужчины и женщины избегают Божьей благодати и отворачиваются, как много раз поступал Матфей. Но это возражение упускает суть по той простой причине, что учение о непреодолимой благодати говорит о действии благодати в обращении грешников. Мы не учим, что никто не противится Божьей благодати. Но мы настаиваем на том, что когда грешник с верой обращается ко Христу и начинает следовать за Ним, это обращение является результатом суверенного, действенного и непреодолимого действия Божьей благодати через служение Святого Духа.
Как показывает обращение Матфея, непреодолимая благодать соединяется со спасительным призывом Бога во Христе. Реформатское богословие делает важное и полезное различие между двумя видами призвания. Есть общий призыв Христа ко всему миру, предлагаемый всем людям независимо от избрания Божия. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», — воскликнул Иисус (Мф. 11:28). Иоанн пишет, что во время праздника кущей в Иерусалиме «Иисус, встав, воззвал: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоанна 7:37). Это общий призыв Христа ко всем и каждому, кто слышит. Это искренний призыв и предложение спасения. Но из-за тотальной испорченности человека никто не откликается на этот зов по своей воле. Действительно, никто не может. Это была ситуация Мэтью. Несмотря на то, что он много раз видел и слышал Иисуса, за все, что он узнал о том, что делал Иисус, и несмотря на даже прямые призывы к вере, которые Матфей вполне мог слышать, его грешное сердце не было расположено к ответу. Однажды Иисус объяснил это, сказав: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоанна 6:44). Грешное сердце враждебно Богу и не интересуется Его предложением спасения; Матфей идеально смоделировал это, продолжая жадно вымогать людей в самом присутствии спасительного служения Христа.
Однажды, когда Иисус описывал невозможность для богатого человека когда-либо войти в Царство Божье, Петр в тревоге спросил: «Кто же может спастись?» (Мф. 19:25). Это хороший вопрос, который естественно возникает, когда мы честно смотрим в лицо тому, что Библия говорит о безнадежном состоянии человека во грехе. Библия описывает невозрожденных грешников как духовно мертвых, слепых и порабощенных. Так как же можно обратиться к вере во Христа? Ответ — это призыв другого рода, который приходит с божественной силой, чтобы привести нас ко Христу: действенный призыв. Как Иисус сказал Петру: «Человеку это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19).:26).
Обращение ко Христу не только возможно, но и происходит благодаря Его действенному призыву, посредством которого Святой Дух действует со спасительной силой, чтобы привести неверующего грешника к вере. Р. К. Спроул объясняет: «Невозрожденные переживают внешний призыв Евангелия. Этот внешний призыв не приведет к спасению, если призыв не будет услышан и принят с верой. Действенное призвание относится к работе Святого Духа в возрождении. Здесь призыв находится внутри. … Возрожденные призваны внутренне. Каждый, кто получает внутренний зов возрождения, отвечает верой». Как пишет Джон Мюррей об этом спасительном призыве Бога, «поскольку он действенен, [он] несет с собой действующую благодать, посредством которой человек, призванный, может ответить на призыв и принять Иисуса Христа, как он свободно предлагается в Евангелии.
Эффектный звонок предлагает единственное реальное объяснение того, что случилось с Мэтью. Он не встал со своего места сборщика налогов, потому что призвал волю изменить свое мнение об Иисусе. Наоборот, он пришел потому, что Христос действенно призвал его, когда Святой Дух приложил к его душе спасительную благодать Божью. Благодаря действенному призыву он не только смог ответить с верой, но и в его сердце произошла перемена, так что он был вынужден сделать это. Божья благодать была неотразима в его обращении именно потому, что это было суверенным и божественным действием, посредством которого Бог спас его душу. Если король или королева способны одним словом призвать своих подданных, то насколько же больше всемогущий Бог может призвать Своих избранных людей следовать за Иисусом. По этой причине, будучи призванным голосом Бога во Христе, Матфей «встал и последовал за Ним».
Этот отрывок взят из Что такого замечательного в доктринах благодати? Ричарда Филлипса.
Неожиданный призыв Матфея
Хендрик тер Брюгген, Призвание святого Матфея , холст, масло, 1621
Сегодня праздник святого Матфея, апостола и евангелиста, составившего евангельский рассказ, название. Мы также находимся в середине лекционного года А, который по большей части следует за Евангелием от Матфея. Это означает, что мы провели последние девять месяцев, слушая, как он рассказывает благую весть об Иисусе с точки зрения, отражающей как его собственный опыт, так и опыт христианской общины, частью которой он был. И, если мы внимательно слушали, мы заметили, что версия Матфея постоянно передает напряжение между тем, кто внутри, и тем, кто снаружи.
Мэтью единственный, кто рассказывает нам историю о языческих мудрецах с Востока, которые увидели звезду младенца царя и последовали за ней в Вифлеем. Матфей единственный, кто описывает Царство Небесное как поле, засеянное добрыми семенами, а затем врагом с плесенью, и говорит нам, что и то, и другое должно расти вместе до дня суда, когда сорняки будут отделены и выброшены. в огонь. Иисус из Матфея — единственный, кто рассказывает притчу о неводе со всевозможной рыбой — и чистой, и нечистой, — которую нужно отделить, прежде чем ее можно будет есть. Матфей — единственный, кто рассказывает притчу о делателях в винограднике, евангельский урок этого воскресенья, в котором даже тем, кто пришел в последний час, платят столько же, сколько и тем, кто работал весь день. Матфей тот, кто, вспоминая историю о женщине-язычнице, которая умоляла Иисуса исцелить ее дочь, описывает ее как «собаку», не используя полуласковую уменьшительную форму слова, более мягко звучащую «щенок», которая другие учетные записи используют. Рассказ Матфея — единственный, в котором Иисус приказывает своим ученикам никуда не идти к язычникам или самарянам, а только к заблудшим овцам дома Израилева.
Другими словами, способами, которые не столь ясны в других евангельских повествованиях, Матфей показывает своему читателю, что всегда есть основной вопрос о том, какие люди получают спасение, а какие остаются за бортом.
Интересно, имеет ли какое-то отношение к этому собственное призвание Матфея в Мф. 9 ? «Проходя, Иисус увидел человека, сидевшего у сбора налогов, по имени Матфей, и сказал ему: иди за Мною. И он встал и последовал за ним». Будучи сборщиком налогов, Матфей работал на врага Бога. Он отвечал за то, чтобы получать деньги от своих собратьев-евреев и отдавать их Римской империи, а его собственная зарплата поступала из комиссионных, что означает, что он был мотивирован выжимать из них каждую копейку. Не случайно в евангельских повествованиях ярлык «мытарь» ассоциируется с «грешником», как если бы они были взаимозаменяемы. Такой жизнью жил Матфей — отвергнутый своим народом, отвергнутый своей верой, отвергнутый своим Богом. И тут появляется Иисус и говорит: «Эй, мытарь! Следуй за Мною!»
В следующих стихах мы видим, что Иисус был в компании других сборщиков налогов и грешников, и что этот выбор задел религиозную элиту. «Почему ваш учитель ест с мытарями и грешниками?» — спросили они его учеников. Иисус прямо ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Это учение нужно услышать фарисеям. Им нужно узнать, что значит для Бога, желающего милости, а не жертвы, привлекать к себе грешников, а не праведников. Но как истина о Божьем избрании грешников, таких как мытарь Матфей, формирует его и ему подобных? Мы ясно видим, что этот выбор делает с религиозными инсайдерами. Что он делает с теми, кто призван?
Интересно, во что труднее поверить: в то, что Иисус ел с такими грешниками, или в то, что Иисус ел с такими грешниками, как я, или ты, или любой другой, кого Иисус призывает. Кому было труднее понять реальность этого призыва — фарисеям или Матфею? Что легче: издеваться над Иисусом за то, что он тусуется с грешниками, или вставать, когда он зовет, и верить, что даже у тебя есть место за столом?
В евангельских повествованиях много времени уделяется описанию реакции элиты на компанию Иисуса, но мы никогда не получаем из первых рук описания того, каково это — быть призванным из места греха и отвержения в место прощения и примирение. Если не считать Мэтью.
В нашей жизни существует напряжение между тем, кто внутри, а кто снаружи. Мы это чувствуем. Даже те из нас, кто прожил так называемую «хорошую» жизнь, кто ходит в церковь, кто платит налоги, кто целует своих матерей и возносит свои молитвы, даже мы задаемся вопросом, мог ли Иисус действительно звать нас. «Кто я?» — спрашиваем мы, когда он указывает на нас пальцем. «Я? Почему я?» мы просим. Снова и снова Мэтью подводит нас к этому напряжению. Кому принадлежит — собаке, которая ест объедки, падающие с хозяйского стола? Какую рыбу выбрасывают? Какие сорняки собирают и сжигают? Какие звездочеты из язычников, которые знают о Боге Израиля меньше, чем о Рыбах и Льве, приглашены к царю?
Сегодня мы празднуем не только Матфея, сборщика налогов, которого пригласили присоединиться к Иисусу и который стал евангелистом, но и напряжение, которое возникает из-за того, что мы тоже можем принадлежать Богу. На протяжении всего своего повествования Мэтью предлагает нам задавать такого рода вопросы: кто принадлежит? не так ли? — потому что он сам чувствовал это напряжение.