Немцы протестанты или католики: Немцы выходят из церкви. Цифры и личный опыт – DW – 04.02.2022
Содержание
Немцы выходят из церкви. Цифры и личный опыт – DW – 04.02.2022
Фото: Sebastian Gollnow/dpa/picture alliance
КультураГермания
Марина Борисова
4 февраля 2022 г.
Верующие христианских конфессий составляют большинство в Германии. Но каждый год католическая и протестантская общины лишаются прихожан. Почему? И так ли все плохо? Расследование DW.
https://p.dw.com/p/46QdH
Реклама
«Города в Баварии готовятся к массовым выходам из церкви», «Католическая церковь — в кризисе? Настроения в Вюрцбурге»… Бамберг, Кельн, Ахен и другие немецкие города замелькали в подобных заголовках СМИ. «Христиане — больше не большинство в Германии», — были и такие, надо сказать, весьма поспешные заголовки. Мы решили разобраться и найти ответы на главные вопросы.
Cколько действительно христиан в Германии?
Давайте посмотрим на факты и прогнозы. По данным немецкого онлайн-портала Statista, в 2020 году в Германии проживало 83,16 миллиона человек. Из них 44,9 миллиона — христиане. То есть доля представителей христианских конфессий составила 54 процента. Более 22 миллионов — католики, чуть более 20 миллионов — протестанты.
Данные по 2021 году по всей стране пока не собраны, но и повода говорить о том, что христиане перестанут быть большинством тоже явно нет. Для этого давайте заглянем в далекий 2050 год. Чуть меньше 60 процентов (59,3 процента), то есть по-прежнему большинство, — это христиане. Почти 30 процентов (29,8) не принадлежат ни к какому вероисповеданию. Группа верующих, исповедующих ислам, — 10 процентов. Иудаизм — 0,3 процента. Буддизм — 0,4 процента. Такой прогноз дает немецкий онлайн-портал Statista. Поэтому христианство, по всей видимости, останется традиционной религией немцев. Другое дело, что поводы для разговоров о кризисе института церкви действительно существуют. Скандалы, связанные со случаями сексуального насилия в католической церкви, в последние годы сотрясают ее своды и являются одной из главных причин, по которой люди выходят из церкви. Но далеко не единственной.
Сколько людей выходит из церкви?
Поясним, что для верующих определенных конфессий (не всех) в Германии существует возможность выйти из церкви. Например, православным или мусульманам не надо идти в административный суд и регистрировать этот акт официально. Католикам и протестантам для оформления выхода из церкви необходимо записаться на прием. Размер административного взноса за эту услугу в разных федеральных землях может отличаться: от 10 до 60 евро. Бесплатно — только в Бранденбурге и Бремене. Для выхода из церкви не нужно указывать причины.
Официальная статистика о верующих, вышедших из церкви, доступна только по католической и евангелической церквям. Данных за 2021 год еще нет, но отдельные города и коммуны уже сообщили о росте этого показателя в разы. И в новом 2022 году записаться на прием в административный суд для оформления выхода из церкви во многих немецких городах уже нельзя — нет мест!
За последние 20 лет католическая и евангелическая церкви в Германии потеряли пятую часть прихожан. Что дальше?Фото: Horst Ossinger/dpa/picture alliance
Итак, в 2020 году из католической церкви вышло 221 390 человек, из евангелической — 220 000. Для сравнения в 2010 году: 181 193 католика и 145 250 протестантов. В 2019 году общее число вышедших превысило полмиллиона, но в целом цифры колеблются и говорить о четкой динамике на повышение не приходится, следует из анализа данных немецкого онлайн-портала Statista.
Почему немцы выходят из церкви? Личная история
Потеря доверия к институту церкви в результате скандалов последних десятилетий — одна из причин. Вторая, но не менее существенная, имеет экономический характер. Выход из церкви — это экономия. Ведь как раз католики и протестанты платят так называемый церковный налог, о котором мы расскажем подробно чуть позже. А сейчас пришло время отвлечься от цифр и статистики и услышать личную историю, которая, на наш взгляд, представляет срез сразу всего кризиса, в котором оказалась церковь — прежде всего, католическая.
Марк вышел из церкви 25 лет назад. «Я решил отказаться от церковного налога и тратить сэкономленные за этот счет средства на благотворительную деятельность по своему усмотрению», — говорит 54-летний мужчина. По его словам, сейчас он жертвует примерно ту же сумму, которую раньше отдавал в виде церковного налога. Он видит в этом больше пользы, каждый раз самостоятельно выбирая благотворительную организацию или проект, где на данный момент остро нужна финансовая помощь. Итак, экономия — одна из самых распространенных причин, по которой немцы выходят из церкви.
Марк родился в Рурской области. Он был крещен, в 9 лет причастился и до 21 года был служителем в церкви. В детском саду воспитанием детей занимались строгие монахини. Молились утром, днем и вечером, десять заповедей дети повторяли каждый день. «Если не будешь соблюдать правила, ты не попадешь в рай и не встретишься потом со своими родителями, — вспоминает Марк строгие разговоры со своими воспитателями. — Дети боялись ослушаться взрослых. Поэтому я был очень покладистым ребенком, но только из страха».
Когда Марку исполнилось 17 лет, он стал все больше сталкиваться с психологией и философией во время учебы в гимназии. В трудах великих мыслителей он нашел для себя объяснение, почему люди верят в бога. «Человек не может смириться с тем, что когда-то наступит конец, что после смерти нет ничего», — говорит Марк в интервью DW. Его вера в бога, которую он получил в семье, детском саду и школе, разбилась о труды ученых. У Марка — две дочери. Они ходят в начальную школу. То, что школа — католическая, это — скорее случайность, объясняет Марк. Его дети посещают и уроки по религии. Для Марка важно, чтобы они сформировали свое мнение о разных конфессиях. «Подрастут — смогут сами тогда выбрать», — объясняет мужчина, который работает успешным менеджером в крупной телекоммуникационной компании. Его мама переживает до сих пор по поводу выхода сына из церкви. «Она каждый день мне звонит и спрашивает, когда мы покрестим Софию и Шарлотту», — вздыхает Марк. Марк перестал верить в бога примерно в 17 лет, но еще до 30 лет оставался в церкви.
Подать заявление на выход из церкви нужно в административном суде. О своих мотивах чиновникам докладывать не нужноФото: K. Schmitt//Fotostand/picture alliance
Церковь — важный институт, считает он и сегодня. Но ощущение, что собранные за счет пожертвований и сборов налога средства расходуются не по назначению, оттолкнуло его. Дорогие автомобили, на которых ездили служители церкви, инвестиции в убранство храмов, — все это стало аргументами «против». К этому добавились еще и истории с сексуальными домогательствами внутри церкви — и обратного пути для Марка уже не было.
Но двери церкви перед ним не захлопнулись. Он и сейчас приходит в храм. «Никаких угрызений совести я не чувствую, — говорит он. — Я могу зайти в церковь и без уплаты церковного налога. Какие недостатки от выхода из церкви? В случае моей смерти или смерти моих детей не будет богослужения во время похорон. Я это принимаю, мне совсем не важно, чтобы священник говорил обо мне, стоя у могилы». Марк продолжает ходит в церковь и на Рождество, как это делал со своей мамой. Он празднует католическое Рождество со своими детьми, но в центре праздника — не рождение младенца Иисуса, а любовь к ближнему.
Всё о церковном налоге в Германии
Теперь поясним про церковный налог, что поможет понять мотив экономии верующих, выходящих из церкви. Право взимать церковный налог зафиксировано в конституции Германии. Его размер составляет восемь процентов от суммы подоходного налога в Баварии и Баден-Вюртемберге и девять процентов — во всех остальных землях. То есть размер церковного налога будет зависеть от размера дохода, налогового статуса и семейного положения. В 2021 году размер церковного налога в месяц для неженатого или незамужнего верующего составлял примерно от 15 (при доходе в 2000 евро) до 60 евро в месяц (при доходе в 4000 евро). В то же время семья с одним ребенком платила в месяц от 1,31 евро (при доходе в 3000 евро) и примерно 16,5 евро (при доходе в 4000 евро).
Платят церковный налог только члены католической и евангелической церкви, еврейские общины и, например, унитарное религиозное общество свободных протестантов. Для наглядного примера возьмем последние доступные данные за 2020 год. Доходы католической и евангелической церкви за счет взимания церковного налога превысили 12 миллиардов евро (6,45 миллиарда евро — у католиков, 5,63 миллиарда — у протестантов), следует из данных немецкого онлайн-портала Statista.
Выход из церкви освобождает от уплаты церковного налога. В 2020 году было собрано более 12 миллиардов евроФото: Sebastian Gollnow/dpa/picture alliance
За последние два десятилетия, церковь (католическая и евангелическая) потеряла пятую часть прихожан. Записаться на прием в административный суд, чтобы выйти из церкви, сегодня во многих городах довольно сложно — слишком много желающих. Если церковь теряет своих прихожан, которые платят церковный налог, сможет ли она себя финансировать в будущем? Эксперты Института немецкой экономики в своем исследовании за 2021 год настроены оптимистично. Если в 2022 году экономическая конъюнктура будет благоприятной, то поступления в церкви за счет церковного налога достигнут допандемийного уровня. Ведь за время пандемии на рынке труда были сокращения. Но уже к 2025 году доходы церкви за счет налогов должны достигнуть уровня 2019 год: учитывая инфляцию — 14 миллиардов евро. И это — при продолжающейся тенденции выхода прихожан из церкви, пишут экономисты. Однако даже при столь радужных финансовых перспективах церкви нельзя упускать из виду тот факт, что желающих выйти из нее становится все больше.
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
РелигияПасхаХрамы в ГерманииПротестантыМартин ЛютерПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Религия в Германии
Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.
Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.
Доля религиозных немцев и религии
В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности. Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика. Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.
Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.
Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.
Налог на религиозную принадлежность
Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.
Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.
Церкви в Германии
Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.
А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.
Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.
24-09-2008, Степан Бабкин
90 000 протестантов сейчас составляют менее трети населения Германии. 90 001 прихожанин из Германии посещает службу, посвященную годовщине начала протестантской Реформации. (Sean Gallup/Getty Images)
Германия — родина Мартина Лютера и протестантской Реформации, но с середины 20-го века в стране произошел резкий отход от протестантизма, который намного опережал снижение доли немцев-католиков.
Протестанты составляли большинство (59%) населения Германии в 1950 году, при этом католики составляли значительное меньшинство (37%), согласно исследованию Детлефа Поллака и Олафа Мюллера, религиоведов и социологов из Мюнстерского университета в Германии. Эти доли в основном основаны на списках членов церкви, в которые входят как дети, так и взрослые. За следующие 60 лет доля протестантов упала на 30 процентных пунктов, а доля католиков – на 7 пунктов. В каждую группу теперь входят примерно три из десяти немцев, согласно данным о членстве в 2010 году.
Снижение доли протестантов и католиков сопровождалось ростом доли нерелигиозных людей, которые составляли 30% немцев в 2010 г. по сравнению с менее чем 4% в 1950 г. Недавние исследования показывают, что доля мусульман в Германии также растет в последние годы, в значительной степени за счет иммиграции.
Согласно дополнительному исследованию, проведенному Поллаком, общенациональный упадок немецких протестантов также становится очевидным, если рассматривать по отдельности Восточную и Западную Германию (которые воссоединились в 1990 году). Упадок Восточной Германии, которая была преимущественно протестантской на момент образования страны в 1949, считается результатом преследований, репрессий и маргинализации религии в течение примерно четырех десятилетий коммунистического правления. (Сегодня Восточная Германия гораздо более не связана с религией, чем Западная Германия.)
В Западной Германии несколько аспектов религиозной жизни были названы возможными причинами более резкого упадка среди протестантов. К ним относятся сильная католическая идентичность, сформированная за годы существования в качестве религии меньшинства, и доктринальные разногласия по поводу спасения, которые делают официальное участие церкви более необходимым для католиков, чем для протестантов.
Недавний анализ Pew Research Center также показывает снижение доли протестантов в Германии. Среди взрослых, спрошенных об их нынешнем вероисповедании (которое может отличаться от того, что записано в церковных списках) и вероисповедании, в котором они выросли, доля протестантов снизилась (с 33 % вырос протестант до 28 % в настоящее время). протестантский). Доля тех, кто говорит, что они католики, в основном остается стабильной: 45% выросли католиками, а 43% в настоящее время идентифицируют себя как католики.
Сравнение немецких протестантов и католиков
Протестанты и католики в Германии примерно одинаково следуют традиционным христианским религиозным убеждениям и поведению, согласно данным Pew Research Center. Например, одинаковые доли в обеих группах говорят, что они ежедневно молятся и верят в Бога с абсолютной уверенностью. В то же время немецкие протестанты с большей вероятностью, чем их католики, следуют восточным духовным практикам и верованиям Нью Эйдж. Например, треть немецких протестантов верят в астрологию, в то время как среди католиков только 23%. И около четверти протестантов обращаются к гороскопу, картам Таро или гадалкам (23%), по сравнению с 16% католиков.
Недавний опрос Pew Research Center, проведенный в 15 странах Западной Европы, также изучал отношение к национализму, иммиграции и религиозным меньшинствам через призму религиозной принадлежности и приверженности. Выяснилось, что в целом христиане Западной Европы с большей вероятностью, чем нерелигиозные, набирают более высокие баллы по 10-балльной шкале Центра N националистов, антирелигиозных иммигрантов I и антирелигиозных M меньшинств (NIM). . Более высокий балл указывает на более высокий уровень национализма и негативных настроений по отношению к иммигрантам и религиозным меньшинствам. В Германии, например, 29% христиан набрали верхнюю половину шкалы, но только 18% нерелигиозных людей.
Однако среди немецких христиан католики чаще, чем протестанты, исповедуют националистические взгляды и выражают антииммигрантские и антирелигиозные настроения меньшинств. Более того, католики, которые посещают церковные службы по крайней мере раз в месяц, имеют на 90 029, что намного на 90 030 больше шансов попасть в верхнюю половину шкалы NIM, чем католики, которые посещают ее реже (и протестанты на любом уровне религиозной активности). Но следует отметить, что католики и протестанты в Германии сконцентрированы в разных частях страны, что также может способствовать формированию отношения к этим темам.
Джонатан Эванс — научный сотрудник, занимающийся исследованиями в области религии в Исследовательском центре Пью.
СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
Отношения между церковью и государством в Германии
В связи с празднованием 500-летия протестантской Реформации в полном расцвете, я подумал, что это хорошая возможность написать об отношениях между церковью и государством в Германии. В отличие от США, где пункт Конституции о создании «был предназначен для возведения стены разделения между церковью и государством», Конституция Германии (Основной закон) не устанавливает полного разделения. Хотя государственной церкви нет, Основной закон допускает определенные виды сотрудничества между государством и религиозными группами.
[Мартин Лютер, поясной портрет, лицом вправо]. Кранах, Лукас, художник. c1917. Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса. //hdl.loc.gov/loc.pnp/cph.3c06321
Религиозный состав Германии
По состоянию на конец 2016 г. из 82,8 млн немцев 23,6 млн считались католиками (28,5%), 21,9 миллиона протестантов (26,5%), 4,1 миллиона мусульман (4,9%), 3,3 миллиона представителей других религий (3,9%) и 30 миллионов (36,2%) не исповедовали никакой религии. Такое небольшое количество протестантов довольно удивительно, учитывая тот факт, что Германия является родиной протестантской Реформации. Число протестантов особенно мало в бывшей Германской Демократической Республике (Восточная Германия, ГДР) и составляет рекордно низкий уровень в 10 % в Виттенберге, городе, где Мартин Лютер прибил свои девяносто пять тезисов против папских индульгенций на двери церкви. церковь. Основной причиной низких показателей в бывшей Восточной Германии является антирелигиозная политика социалистического правительства ГДР с 1949 до 1990 года, что оказалось успешным. В 1950-х годах около 50% немцев принадлежали к протестантской вере и 46% к римско-католической вере. В 1960-х и 1970-х годах членство в христианских церквях по всей стране начало сокращаться. (Großbölting, Losing Heaven. Религия в Германии с 1945 г., стр. 106). Сегодня количество членов по-прежнему сокращается, тогда как число представителей нехристианских религий, в частности ислама, увеличивается. Большинство мусульман в Германии являются мигрантами или потомками бывших мигрантов. Появление новых религиозных групп также создает проблемы конституционного права, поскольку положения Основного закона, касающиеся отношений между церковью и государством, восходят к Веймарской конституции 1919, время, когда религиозный состав Германии был совсем другим.
Конституционные положения об отношениях между церковью и государством
Статья 140 Основного закона Германии объединяет статьи 136–139 и статью 141 бывшей Веймарской конституции (WRV) о религии и религиозных обществах в Основной закон. Эти положения составляют неотъемлемую часть Основного закона и имеют равный статус с другими положениями. Еще одним положением, касающимся отношений между церковью и государством, является статья 7 о религиозных занятиях в государственных школах. Немецкие государства, как правило, правомочны принимать законы в области церковно-государственных отношений.
Статья 137 бывшей Веймарской конституции предусматривает, что не существует государственной церкви и что религиозные общества регулируют и управляют своими делами независимо, тем самым в целом устанавливая разделение между церковью и государством. Немецкое государство должно придерживаться принципа государственного нейтралитета, что означает, что государству, как правило, не разрешается поддерживать или дискриминировать определенные конфессии, и оно не может определять, что представляет собой религия или религиозное поведение. С другой стороны, Основной закон устанавливает не строгое разделение, а сотрудничество между государством и религиозными обществами. Например, он разрешает религиозные занятия в рамках обычной учебной программы в государственных школах (Основной закон, статья 7, пункт 3), создание частных конфессиональных школ (Основной закон, статья 7, пункт 5) и религиозные общества могут подать заявку на регистрацию в качестве корпораций публичного права (статья 140 в сочетании со статьей 137, пункт 5 WRV) и в результате этого взимать налоги со своих членов (статья 140 в сочетании со статьей 137, пункт 6). ВРВ). Ассоциации, целью которых является формирование философского взгляда на вселенную (Weltanschauung), имеют тот же статус, что и религиозные общества (идеологические ассоциации) (статья 140 в сочетании со статьей 137, пункт 7 WRV.).
Религиозные общества как корпорации публичного права
Параграф 5 статьи 137 WRV гласит, что «религиозные общества остаются корпорациями публичного права, поскольку они пользовались этим статусом в прошлом. Другим религиозным обществам должны быть предоставлены такие же права по заявлению, если их конституция и число их членов гарантируют их постоянство». Религиозному обществу не нужно подавать заявление на получение статуса публично-правовой корпорации, чтобы оно и его члены имели право на свободу вероисповедания, но статус предоставляет ему определенные привилегии. Самая важная привилегия заключается в том, что религиозное общество со статусом публично-правовой корпорации может взимать налоги со своих членов. Статус публично-правовой корпорации предоставляется немецкими землями. Только члены, проживающие в этом конкретном штате, учитываются в заявке. Государственный надзор за религиозными обществами, получившими статус публичного права, отсутствует, в отличие от других корпораций публичного права.
Религиозные общества, имевшие статус корпорации публичного права до принятия Веймарской конституции и сохранившие этот статус в соответствии с Основным законом, включают протестантские церкви, римско-католическую церковь, отдельные еврейские общины, старокатоликов и старолютеран, баптистов и меннонитов. . Все остальные религиозные общества должны подать заявку на получение статуса корпораций публичного права. Это проблематично, потому что принцип государственного нейтралитета запрещает государству определять, что можно классифицировать как религию или религиозную практику. Таким образом, Федеральный конституционный суд Германии опирается на самооценку религиозных обществ или идеологических объединений. Что касается христианских церквей, то никогда не возникал вопрос, являются ли они религией или нет. Вместо этого дела были сосредоточены вокруг вопроса о том, является ли определенная практика частью отправления религиозных обрядов. С появлением в Германии новых религиозно-идеологических обществ перед германскими государствами и судами впервые встал вопрос, можно ли отнести к таковым то или иное религиозное общество или идеологическое объединение. Чтобы предотвратить злоупотребление концепцией самооценки, государство может провести проверку правдоподобия, например, оно может проверить, используются ли религия и религиозные учения только как предлог для получения экономической выгоды.
Религиозные занятия как часть школьной программы
Пункт 3 статьи 7 Основного закона предусматривает, что
Религиозное обучение является частью обычной учебной программы в государственных школах, за исключением неконфессиональных школ. Без ущерба для права государства на надзор религиозное обучение должно осуществляться в соответствии с принципами соответствующей религиозной общины. Учителей нельзя принуждать против их воли к религиозному обучению.
Несмотря на то, что в статье упоминаются только религиозные общины, государства также могут разрешать идеологическим объединениям проводить занятия по своим идеологиям в школе. В настоящее время религиозные занятия в государственных школах преподают преимущественно протестантская и римско-католическая церкви, хотя некоторые религиозные меньшинства (православные христиане, евреи) также проводят религиозные занятия в нескольких штатах. Гессен — первая немецкая земля, предлагающая уроки исламской религии в своих школах. Следует отметить, что учащиеся не обязаны принимать участие в религиозных занятиях и могут отказаться, или, если они моложе четырнадцати лет, их родители могут отказаться от них. Это связано с тем, что родители имеют конституционное право решать, должны ли их дети получать религиозное образование.
Судебная практика в отношении новых для Германии религий
Проблема определения того, что представляет собой религиозное общество или идеологическое объединение, активно обсуждалась (и остается) в отношении религий, которых не было в Германии на момент принятия Веймарской конституции.
В 2000 году Федеральный конституционный суд Германии (BVerfG) вынес решение по заявлению религиозного общества Свидетелей Иеговы, которому федеральная земля Берлин отказала в статусе публично-правовой корпорации. В данном случае суд установил, что права Свидетелей Иеговы были нарушены, когда заявление было отклонено. Он повторил, что для выполнения требования «постоянства» в статье 137 WRV необходимо оценить текущее количество членов религиозной общины и фактическое общее состояние общины на основе таких критериев, как «достаточное финансирование, минимальный период существования и интенсивность религиозной жизни». (BVerfG, параграф 63.) Кроме того, он постановил, что также необходимо выполнить несколько неписаных требований. ( Идентификатор . пункт 68.) Религиозная община, желающая стать юридическим лицом публичного права, должна уважать закон ( Rechtstreue ) и должна предоставить гарантии того, что она будет соблюдать действующий закон. ( Id. para. 77.) Суд постановил, что
религиозная группа, которая хочет стать религиозной организацией в рамках публичного права, должна предоставить гарантии того, что ее поведение в будущем не будет угрожать: (1) основным конституционным принципам, установленным далее в статье 79.3 Основного закона; (2) основные права третьих лиц, защита которых возложена на государство; и (3) основные принципы либерального закона о религиозных организациях и государственного закона о церквях, закрепленные в Основном законе. ( Id. para. 83.)
Никакой лояльности государству, выходящей за рамки этого, не требуется, поскольку это противоречило бы религиозной свободе религиозных обществ. ( Id. para. 92.) Свидетели Иеговы в настоящее время зарегистрированы как публично-правовая корпорация во всех землях Германии.
Церковь Саентологии, с другой стороны, несмотря на заявления об обратном, не была признана религиозным обществом ни в одном немецком государстве. Суды низшей инстанции либо выносили решения против заявлений, либо отклоняли их в апелляционном порядке, либо ограничивали свои доводы вопросами свободы религии и прямо опускали вопрос о том, можно ли квалифицировать Церковь Саентологии как религиозное общество, как это определено в статье 137. WRV. Федеральный конституционный суд не вынес решения по этому вопросу. Федеральный суд по трудовым спорам, например, постановил, что Церковь Саентологии нельзя квалифицировать как религиозное общество, потому что, по мнению суда, религия используется только как предлог для получения экономической выгоды, которая является основной целью Саентологии. В более позднем решении Федеральный суд по трудовым спорам не рассматривал этот вопрос, поскольку он не имел отношения к решению.
События, касающиеся ислама
Было несколько типовых проектов, позволяющих изучать ислам на немецком языке в государственных школах, например, в земле Северный Рейн-Вестфалия, но, за исключением земли Гессен, ничего постоянного. 9 ноября 2017 г. Высший административный суд земли Северный Рейн-Вестфалия отклонил ходатайство Центрального совета мусульман Германии (ZMD) и Исламского совета Федеративной Республики Германии о том, чтобы исламские религиозные занятия стали постоянной частью Школьная программа. Основная проблема, на которую указал Суд , заключалась в том, что две зонтичные организации не квалифицировались как религиозные общества, как они определены в статье 137 WRV, поскольку они не обладали необходимой религиозной властью над всеми исламскими объединениями или отдельными местными мечетями в Германии. Две ассоциации вместе представляют около 45 000 человек. Суд сослался на практику Федерального административного суда Германии, который в 2005 г. постановил, что зонтичная исламская религиозная организация квалифицируется как религиозное общество по смыслу статьи 137 WRV, если она несет ответственность за достижение цели всех объединенных верующих религия и может оказывать религиозный авторитет в отношении доктрин для всех уровней связанных групп, вплоть до отдельных мечетей.
Исламское религиозное общество, отвечающее требованиям статьи 137 WRV, имеет конституционное право преподавать свою религию в государственных школах в рамках обычной учебной программы по заявлению или зарегистрироваться в качестве публично-правовой корпорации. Однако Майкл Вразе, профессор публичного права в Университете Хильдесхайма и научный сотрудник Берлинского центра социальных наук, указал, что критерии, которые использовали суды, несовместимы с неиерархической структурой ислама. Он добавил, что «[t] здесь нет единой мусульманской« церкви »и, кроме имамов, нет иерархии с определенными авторитетами, которые могут решать определенные вопросы веры».
Однако в немецкой земле Гессен Ахмадийский мусульманский джамаат в Германии был зарегистрирован как корпорация публичного права в 2013 году. Согласно их собственному описанию, Ахмадийский мусульманский джамаат представляет собой «движение возрождения в исламе… … Мессия пришел в лице Мирзы Гулама Ахмада из Кадиана». Они признают халифа ислама, в настоящее время пятого преемника Ахмада, своим центральным духовным лидером. В земле Гессен насчитывается около 15 000 членов. Ахмадийский Мусульманский Джамаат Германии и DİTİB Landesverband Hessen e.V. (Турецкий исламский союз по делам религий), некоммерческая организация, контролируемая надзорным комитетом правительства Турции по делам религии, проводит религиозные занятия в школах Гессена.
Дополнительная литература
Если вы хотите узнать больше о религии в Германии, отношениях между церковью и государством или религиозной свободе, обратитесь к ресурсам, доступным в Библиотеке Конгресса. Выбор можно найти ниже.