Необычные иконы православные: Это интересно Редкие и необычные иконы. Тихвинский храм. » Храм Тихвинской Иконы Божией Матери в Авдотьино
Содержание
Это интересно Редкие и необычные иконы. Тихвинский храм. » Храм Тихвинской Иконы Божией Матери в Авдотьино
Это интересно Редкие и необычные иконы. Тихвинский храм. » Храм Тихвинской Иконы Божией Матери в Авдотьино
Редкие и необычные иконы
Содержание страницы
Икона является зримым напоминание Божьего присутствия в нашем материальном мире. Первые иконы известны со времен земной жизни Иисуса Христа.«В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога» — говорил некогда Иоанн Дамаскин. По преданию, традицию писать святые иконы ввел Сам Господь, посылая болящему царю Агарю Свой пречистый Лик, отпечатавшийся на полотне-убрусе после того, как Он оттер им воду. Пресвятую Богородицу, с Ее благословения, писал первый иконописец — апостол Лука, а традиция изображать святых на иконе восходит к чуть более поздним временам и тесно связана с наукой агиографией.
Многочисленные Вселенские Соборы с первых времен христианства собирали под своей крышей видных богословов и философов. Частой практикой таких собраний становилась тема, волнующая умы большинства — допустимо ли писать на полотнах и досках изображения Всемогущего Бога, и, если допустимо, то в какой ипостаси. Трулльский (5-6) Собор запретил любое изображение Господа, кроме Его человеческой сущности, так как эту ипостась Он явил Сам, тем самым благословил будущих иконописцев. Но уже в 8 веке Церковь впала в ересь, увлекаясь опасным течением иконоборчества, и лишь на 7 Вселенском Соборе, роль иконы упрочнилась утвержденным Догматом об иконопочитании.
В раннем Средневековье Западная и Восточная церковь, не найдя точек соприкосновения для дальнейшего совместного становления, расходятся. С этого момента разнится и понимание иконы. Диким и простым варварам, завоевавшим весь Запад сложно понять тонкую возвышенность духовной живописи Византии, куда проще видеть по земному осязаемые статуи многочисленных святых, и картины на христианские сюжеты. Западное христианство формировалось единственно возможным для тех условий и времен путем.
Восточное же христианство продолжало идти своей сложной дорогой духовного становления. Накопленные долгим аскетизмом и глубокой верой знания ведущих богословов Византии, сформировали единый иконографический канон, используемый ортодоксальной Церковью и по сей день.
Троица Андрея Рублева, Спас Вседержитель, Иконы Богородицы: Казанская, Владимирская, Донская, всевозможные удивительные лики святых — все это творения разных иконографических периодов, разных талантливых мастеров. Такие разные, но при этом единые, мы много о них знаем, часто видим в повседневной жизни: в убранстве храмов, в красном углу домашнего иконостаса. Это привычные нам иконы, к которым каждый день возносятся миллионы молитв. Но есть святые образы, о которых мы знаем очень мало, а порой и совсем ничего. С некоторыми из таких необычных икон восточного канона хочется познакомить сегодня нашего читателя.
***
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них знают все, но сегодня я предлагаем вам, дорогие читатели, рассмотреть десять канонических образов Пресвятой Богородицы, выделяющихся своей редкостью или необычностью иконографии.
“Казанскую”, “Владимирскую”, “Иверскую” иконы Божией Матери знают все – верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы. А вот слышали ли вы когда-нибудь про “Перуанскую” икону Пресвятой Богородицы? Или про Её образ “Отрокоучительница”? Сегодня вы сможете познакомиться с ними!
Начнем с иконографического образа Триединого Бога «Троица Новозаветная», которая поделилась на семь самостоятельных икон, о каноничности которых до сих пор идут споры. Есть мнение, что подобный сюжет появился на стыке с западным искусством. Апостол Иоанн Богослов говорил, что Бога не видел никто и никогда, разумеется, речь идет о Боге-Отце. Сущность Бога-Сына была раскрыта через Иисуса Христа, соответственно, все канонические изображения Троицы должны писаться через образ Сына, что в данной иконографии не соблюдается.
Сопрестолие
Икона, изображающая по правую руку Бога-Отца, в виде седовласого старца в сияющих одеждах, по левую руку написан Бог-Сын в привычном для нас образе Иисуса Христа Царя-Вседержителя, посередине парит Бог-Святой Дух, символически изображенный в виде Голубя с исходящим от Него светом.
Всевидящее Око Божие
- такая икона есть и в нашем храме
Необычная икона, полная глубокого смысла. В центре сферического изображения, символизирующего Вселенную находится Бог-Сын иконографического типа Эммануил, от Него четырьмя диагональными лучами исходит сияние, указывающее в четыре стороны на четырех тетраморфных (лев, бык, орел, человек) Апостолов (предположительно, 4 стороны света, в которых было распространено Евангелие). В сегментах второй сферы круга изображены черты божественного Лика, в третьей сфере, чаще всего, изображается звездное небо в центре которого Пресвятая Богородица с распростертыми руками типа Оранта, последний круг венчает изображение Бога-Саваофа и высших огненных ангелов.
Отечество
На данной иконе Бог Отец, восседающий на троне, вновь предстает в виде Старца в сияющих одеждах, на коленях Своих Он держит Младенца Христа (иконографического типа Эммануил), Который, в Свою очередь, держит шар-света в центре которого Бог-Святой Дух.
Помимо Пресвятой Троицы, встречаются уникальные иконы Господа Иисуса Христа, например Творец живота и Спас Благое Молчание.
Творец живота
Творец живота — это относительно современный образ Иисуса Христа, изображенного в каноне Вседержитель, внешне напоминает многие иконы Спасителя данной иконографии, но с одним различием: вместо Евангелия в левой руке Он держит человеческого младенца, а точнее зачаток зарожденной жизни — эмбриона. Икона говорит нам о том, что любая жизнь на земле предопределена Божией Волей. Образ Творец живота, покровительствует медицинским работникам и помогает младенцам родится на свет.
Спас Благое Молчание
Очень необычная и красивая икона Господа. На ней Сын Божий изображается в виде прекрасного Ангела. «Господь Вседержитель … был, есть и грядет» — писал Иоанн Богослов в своем Откровении. Данный образ удивителен тем, что не относится к земному-человеческому воплощению Христа, это предвечная ступень до Рождения Спасителя на свет. Икона Спас Благое молчание — это Господь, который был, Спас Нерукотворный и Вседержитель — это Господь, который есть, Спас в Силах — это, Тот Спаситель, который грядет во времена Страшного Суда. Тем не менее, все эти состояния единовременно и предвечно присутствуют в Боге.
Непраздная, или Чревоношение Божественного Младенца
Это икона, о которой хочется рассказать, была явлен в Грузии, в монастыре Дибри во время реставрации древних фресок, и называется Непраздная, или Чревоношение Божественного Младенца. На ней Богородица написана в период светлого ожидания Младенца Христа. Это история со страниц Святого Евангелия, которая рассказывает о том, как святой праведный Иосиф узнал, что обрученная ему Дева «имеет во чреве от Духа Святаго» и желал тайно отпустить Её (Мф. 1:18-19). Богородица предстоит, поднявши правую руку к голове, утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает» и является Девой (Лк. 1:34). Правящий архиерей Русско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви митрополит Иов (Акиашвили) благословил в 2001 году написать список иконы «Непраздная» с изображенной на фреске, что и было исполнено иеромонахом Иоанном Оханашвили. Перед иконой молятся о даровании детей и их здравии.
“Млекопитательница”
Этот образ Божией Матери долгое время находился в Святой Земле в лавре преподобного Саввы Освященного. Когда Иерусалим и Палестину спустя несколько веков посетил святитель Савва Сербский, по завещанию основателя лавры, его благословили этой иконой в обратный путь.
Святитель Савва привёз эту чудотворную икону в Хиландарский монастырь на Афоне и оставил на Святой Горе. Образ также известен необычной иконографией и несколькими чудотворными списками.
“Перуанская”
Образ не только редкий, но и очень необычный. Богородица на нём изображена совершающей путь со слингом за спиной. В слинге уютно устроился Богомладенец, который спит и, судя по улыбке, видит какой-то блаженный сон.
Богородица с матерью и бабушкой
В Греции можно встретить довольно редкую икону Царицы Небесной с изображением не только Господа на её руках, но также и других её близких родственников.
По Преданию, уже бабушка Девы Марии отличалась глубоким благочестием и Пресвятая Дева была названа родителями “Марией” именно в честь неё.
О злоключениях святых богоотец Иоакима и Анны мы знаем из описания праздника Рождества Богородицы. Они долго не могли иметь детей и пообещали Богу, что если у них родится чадо, они посвятят его Господу. Так на свет появилась маленькая Мария.
“Первые шаги”
Этот образ с довольно необычной иконографией можно классифицировать и как икону Господа, и как образ Божией Матери.
Самая необычная деталь этой иконы в том, что Христос, Сын Марии, уже не младенец, каким мы привыкли видеть его в классической иконографии. Спаситель написан трогательным ребенком, который совершает свои первые шаги под пристальным вниманием заботливой Матери. Он протягивает Ей Свои ручки, и она бережно страхует Его в первых попытках самостоятельных шагов. Это очень нежный образ, полный умиления. Перед образом молятся за детей, просят Царицу Небесную защитить их и оградить от всякого зла.
Подобная икона существует в греческом и румынском вариантах. В греческом (представлена выше) Спаситель сам впервые встал на ноги и делает свои первые шаги по направлению к Божией Матери, а она вытягивает руки к нему навстречу.
Румынский вариант вы можете найти сами. В нём Пречистая аккуратно ставит Богомладенца на землю, лицом от себя, и легонько подталкивает в спину, одновременно поддерживая, чтобы дитя сделало несколько шагов.
“Остробрамская”
Своё название эта икона получила от расположения над Острой Брамой – одними из ворот в столицу Литвы Вильнюс. Образ почитается не только православными, но и католиками, и отметился многими чудотворениями.
Иконография необычна тем, что является частью сюжета Благовещения. Здесь Пресвятая Дева только-только получила от архангела Гавриила весть о будущем чудесном зачатии Спасителя.
Мы не видим на иконе архангела, но Богородица, со смирением принимая волю Бога, крестообразно складывает руки на груди и поклоном благодарит небесного вестника за удивительное и доброе сообщение.
“Прибавление ума”
“Прибавление ума” – это довольно известный образ. Этой иконе Божией Матери часто молятся школьники, студенты, а также их преподаватели.
Вместе с тем, образ имеет сложную иконографию и заслуживает пристального рассмотрения. На иконе изображены серафимы и херувимы, парящие над образом Небесного Иерусалима, а также ангелы, подлетающие со свечами к Богородице и Богомладенцу, помещённым в центр композиции.
Богородица и Младенец Иисус на иконе изображены с Царскими венцами, в левой руке Младенца – Держава. Власть Небесная направлена на помощь людям. Богоматерь и Иисус облачены в далматик – церковное облачение.
По преданию, во времена патриарха Никона одного иконописца настолько беспокоил вопрос, кто прав – реформаторы или старообрядцы, и где спасение, что у него помутился рассудок.
В ужасе, он стал молиться Пречистой Деве о помощи и она в видении повелела написать ему эту икону. Исполнив послушание в точности, изограф исцелился.
“Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных”
Этот редкий образ Пресвятой Богородицы появился не так давно. Он был написан на Украине, где духовенство впервые выступило с инициативой проведения крестных ходов и молебнов за детей, умерщвляемых во чреве матери.
На иконе изображены Царица Небесная и Богомладенец, плачущие о душе ребёнка, принесённой к божественному престолу ангелом.
“Древо Иессеево”
На этой иконе Пресвятая Дева с Богомладенцем изображена как основная часть родословного древа Спасителя.
Вокруг, на ветвях древа, размещены клейма с образами известных и благочестивых предков Спасителя по плоти. В основании древа – Иессей. отец царя и пророка Давида, автора “Псалтири”.
“Звезда Пресветлая”
Авторство иконы приписывают иконописцу А.И. Казанцеву. Редкий образ был создан в 1700 году и размещён в Муроме в храме Рождества Богородицы.
Здесь Богородица изображена стоящей со Спасителем на руках на фоне солнца. Лучи солнца отделяют друг от друга клейма с изображением различных евангельских событий. На земле Царице Небесной и Господу с молитвой кланяются святые.
“Отрокоучительница”
Ещё один редкий образ Пресвятой Богородицы представляет её учащей маленького Спасителя грамоте. Пречистая держит в одной руке раскрытую азбуку, а другой обнимает стоящего Богомладенца. Господь показывает перстом на буквы азбуки и называет их. Образ появился на Украине.
Икона пророка Ионы, выпускаемого из чрева кита
Это очень редкая икона, чтобы посмотреть на нее необходимо пройти и проехать не один город. Икона изображает ветхозаветный сюжет. Господь призвал Своего пророка, чтобы тот шел в грешный город Ниневию и проповедовал там истинную веру. Однако, пророк Иона не захотел исполнять волю Божию, вместо этого он решил отплыть на корабле в долгое путешествие. Разозлился Господь и велел стихии проучить непокорного человека. Послал страшный шторм. Понял Иона волю Бога, но было слишком поздно. Тогда пророк повелел выкинуть его с корабля, как только это было сделано, шторм успокоился, однако злоключения на этом не остановились. Из пучины вод выплыл гигантский кит, который по Вышнему велению проглотил Иону. Три дня и три ночи плакал и молился пророк Господу, чтобы тот помиловал и выпустил его из чрева кита. Господь услышал и простил. Кит изверг неповрежденного Иону на берег. Восхваляя Бога за проявленную милость, пророк Иона пошел в Ниневию. Многих язычников обратил он в истинную веру. Вот такой необыкновенный образ, служащий для нас напоминанием, как важно в этой жизни исполнять Волю Божию и придерживаться Заповедей Его.
Святой мученикХристофор Псеглавец
Несправедливо забытый современным миром святой. Возможно, забытью он был предан из-за его непривычного иконографического вида. На иконе святой написан — с головой пса. Безусловно, образ этот символичен. Зооморфному изображению есть несколько объяснений: первое гласит, что взятый в ходе сражения римлянами в плен, дикий выходец из племени берберов (что на территории Египта) был настолько силен и свиреп, что походил не на человека, а на животное. Вторая трактовка образа исходит от обратного — некий берберский воин, носивший до крещения имя Репрев, был настолько статен и красив, что не мог избежать греховной жизни, тогда он, уверовавший во Христа, вымолил Бога обезобразить его до неузнаваемости. Бог услышал молитвы Своего раба и сделал лик его подобным звериной морде.
В конце жизни святой творил множество чудес и приводил к истинной вере язычников. За это его возненавидел император Деций Траян и повелел жестоко пытать. Пытки не привели к успеху, и мученика пришлось обезглавить. Вот такая удивительная жизнь раннехристианского святого, и не менее удивительный его иконописный образ.
- Противников написания икон с головой пса было немало. Одним из них, например, был святитель Дмитрий Ростовский. По его запросу было даже заведено дело в Священном Синоде, но оно так и не сдвинулось с места, эту проблему официально так не разрешили. В одних храмах образ святого Христофора писали с головой человека, а в некоторых лавках так и продолжали предлагать верующим первоначальный вариант с головой животного., что свидетельствует нам о многообразии религиозности русских верующих в 17-19 веках.
Like this:
Like Loading…
%d bloggers like this:
«Мутант» и Богоматерь с тремя руками: самые необычные православные иконы
https://ria.ru/20200711/1574182672.html
«Мутант» и Богоматерь с тремя руками: самые необычные православные иконы
«Мутант» и Богоматерь с тремя руками: самые необычные православные иконы — РИА Новости, 11. 07.2020
«Мутант» и Богоматерь с тремя руками: самые необычные православные иконы
У православных — праздник в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Это, пожалуй, один из самых необычных образов. Но, помимо него, есть еще множество… РИА Новости, 11.07.2020
2020-07-11T08:00
2020-07-11T08:00
2020-07-11T08:00
религия
сирия
русская православная церковь
аналитика — религия и мировоззрение
афон (гора)
западная европа
иисус христос
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/0a/1574175253_0:47:1009:615_1920x0_80_0_0_092cc4e81a050d209867dcc198f7a685.jpg
МОСКВА, 11 июл — РИА Новости. У православных — праздник в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Это, пожалуй, один из самых необычных образов. Но, помимо него, есть еще множество непривычных глазу как воцерковленных, так и неверующих людей изображений Бога или святых. О самых причудливых из них — в материале РИА Новости.Две плюс однаНазвание этого образа говорит само за себя: Богоматерь трехрукая. Причем в разных вариантах третья рука расположена то снизу посередине иконы, то в левом нижнем углу.Между тем на оригинальной чудотворной иконе в Хиландарском монастыре на Афоне никакой дополнительной кисти не изображено. Она изготовлена из серебра и наложена на образ в качестве дара.А дарителем был, по преданию, святой Иоанн Дамаскин. Он жил в VIII веке, как легко догадаться, в Сирии, которую тогда завоевали арабы. И звали его в миру Мансур ибн Сенджун. Он происходил из знатного христианского рода.При новой мусульманской власти Мансур стал видным чиновником в халифате. Но связи с византийским миром не утратил. Там как раз набирала обороты ересь иконоборчества. И это побудило его написать изобличающее послание, которое быстро разошлось по империи.Это вызвало гнев у императора Льва III, и он решил подставить Мансура. От имени Дамаскина императорские писцы составили письмо, призывающее византийского монарха к скорейшему освобождению Дамаска от халифата. Фальшивку греческий правитель передал халифу при личной встрече. Тот повелел отрубить Мансуру руку. В назидание ее выставили на главной площади города.Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная конечность чудесным образом приросла обратно.Мусульманский правитель, изумившись чуду, оправдал Мансура. А он принял монашество с именем Иоанн. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенным к ней изображением третьей руки — в благодарность за чудо.Первые копии иконы относятся к XI веку. Третья рука на них тоже была серебряной. Но со временем возникла традиция дописывать ее красками. Особенно популярен этот сюжет стал на Руси, где процветало народное иконописное творчество. Какого-то строгого канона не было, поэтому каждый художник располагал третью кисть по своему разумению.Икона «Живоносный источник»Фантазия художников породила еще один необычный шедевр. В V веке в Константинополе построили храм на месте целебного источника. По преданию, на это место указала сама Богоматерь императору Льву I. Новую церковь он назвал «Живоносный источник», посвятил Богородице и украсил ее богородичными статуями. Одна из них находилась прямо над ключом. Считается, что эта скульптура и послужила прообразом для иконы «Живоносный источник». Божия Матерь с Богомладенцем на руках изображается над огромной чашей, из которой бьет целебная вода.»Радуйся, Богородице, приводящая смертных к Источнику жизни», — поется в одном из гимнов.Эти слова объясняют глубокий богословский смысл столь необычного изображения. Богородица для христиан — источник Жизни, Истины и Пути. Именно так отцы Церкви в богословских трудах именуют Иисуса Христа.Как известно, в Средние века большая часть населения была неграмотной. А прочесть богословские труды и понять их смысл могли и вовсе единицы. Книги заменялись иконами: с помощью визуальных образов верующим не только рассказывали о библейских событиях, но и разъясняли сложные догматы.В образе льваОдин из наиболее известных примеров «богословия в картинках» — икона «Спас Недреманное Око». Она очень необычная: Христос изображен юношей, возлежащим с открытыми глазами. Слева и справа — Богоматерь и Ангел.Спящий с открытыми глазами Спаситель — аллюзия, намек на… льва. В Средневековье считалось, что это животное спит именно так.А самого Иисуса с ним сравнивают на основе всего нескольких строк в Библии. Там он назван «львом из колена Иудина» — то есть храбрым человеком. Сон же трактуется как символ трехдневного пребывания Христа во гробе после крестной смерти и перед последовавшим затем «пробуждением от смерти» — воскресением.Этот иконографический образ появился в Византии, но особую популярность тоже приобрел на Руси.»Всевидящее Око»Наши предки часто прибегали к аллегорическим изображениям. Так, на основе фразы из книги Псалмов «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» примерно в XVII веке создали икону «Спас Всевидящее Око».Ее композиция сложна и многогранна. Христос с благословляющим жестом — в центре круга, символизирующего мироздание. Этот круг вписан в четырехконечную звезду, ее лучи указывают на тетраморф — аллегорию четырех евангелистов: орла (Иоанна), тельца (Луки), льва (Марка) и ангела или человека (Матфея). Над Спасителем — Богоматерь, а еще выше — Бог-Отец. Помимо центрального круга с Христом, есть еще круги большего диаметра. В одних — части человеческого лица: прежде всего глаза, а также уста и нос. В других — различные силы небесные. Каждый из фрагментов образа, как правило, обрамлен поясняющими его строками из Писания.Иконы Всевидящего Ока очень разные. Иконописцы могут сделать композицию как относительно лаконичной, так и наполненной огромным количеством всевозможных христианских символов.В народе эта икона была довольно широко распространена. Правда, далеко не все священнослужители считали ее каноничной. Споры об этом концептуальном, полном символов и аллегорий образе продолжаются до сих пор.»Христос Смесоипостасный»А вот насчет еще одной необычной иконы Церковь высказалась однозначно. В 1764 году Синод объявил ее «неканонической и уродливой».И она действительно внушала многим ужас. Одна голова, три лица и четыре глаза — так некоторые иконописцы пытались наглядно представить догмат о Троице. Согласно этому догмату, Бог един и неразделен в трех ипостасях (трех лицах Троицы): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.Подобная иконография появилась в раннее Средневековье в Западной Европе и еще в XVII веке была осуждена Римско-католической церковью. В том же столетии такие образы только начали распространяться по Руси.»Человек-пес»Эту икону хоть и признали в XVIII столетии «уродливой», но все же оставили в храмах. На ней изображен святой с… головой собаки.Почему святого мученика III века Христофора превратили в Киноцефала («Собакоголового»), доподлинно неизвестно. Его житие дошло до наших дней в нескольких редакциях. В одних говорится, что он принадлежал к племени собакоголовых людей, живших, как считали в древности, к югу от Сахары. Другие жизнеописания относят его к племени берберов, чьи представители отличаются вытянутыми лицами. Третьи сообщают, что он был римлянином с «очень безобразным лицом».Есть также гипотеза, что собачья голова — символ. Мол, святой Христофор был предан Христу, словно пес. Столь необычное изображение в Синодальный период пытались запретить. Однако причудливая икона пришлась по душе верующим.За рамки канонаВообще за тысячу лет русского христианства создано множество необычных икон. Этнографы постоянно находят в глухих селах Сибири или Русского Севера интересные образцы народного религиозного творчества. Нередко они никак не согласуются с канонами православной иконописи.А все дело в том, что эти правила довольно размыты, объясняет РИА Новости известный российский иконописец Александр Чашкин.»Каноны — выработанные веками приемы «преображения действительности». То есть икона изображает «Царство не от мира сего». Это и есть основное правило. А дальше — определенные техники», — говорит он.Тем не менее, несмотря на свободу творчества иконописца, у Церкви имеются определенные критерии. Ведь порой образ, призванный служить «окном в потусторонний мир» и настраивать верующего на молитву, может дать обратный эффект.»Отличие канонической иконы от неканонической очень простое: если вы видите тот или иной образ, нужно спросить себя, есть ли церковный праздник, который ему соответствует. Как правило, икона всегда соотносится с каким-то праздником. Или же это иконка тех святых лиц, которые мы почитаем: Иисуса Христа, Божией матери, святых. Но, опять же, это лица из литургического календаря, и с ними связаны те или иные праздники», — отмечает в интервью программе «Церковь и мир» глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.То же касается и изображений, не соотносящихся «ни с одним церковным текстом». Перед такими иконами священнослужитель советует не молиться.
https://ria.ru/20200628/1573539560.html
сирия
афон (гора)
западная европа
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/07/0a/1574175253_0:0:1009:758_1920x0_80_0_0_75299e3ff76d7069f8fc38badad1ddc4.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
сирия, русская православная церковь, аналитика — религия и мировоззрение, афон (гора), западная европа, иисус христос
Религия, Сирия, Русская православная церковь, Аналитика — Религия и мировоззрение, Афон (гора), Западная Европа, Иисус Христос
МОСКВА, 11 июл — РИА Новости. У православных — праздник в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Это, пожалуй, один из самых необычных образов. Но, помимо него, есть еще множество непривычных глазу как воцерковленных, так и неверующих людей изображений Бога или святых. О самых причудливых из них — в материале РИА Новости.
Две плюс одна
Название этого образа говорит само за себя: Богоматерь трехрукая. Причем в разных вариантах третья рука расположена то снизу посередине иконы, то в левом нижнем углу.
Между тем на оригинальной чудотворной иконе в Хиландарском монастыре на Афоне никакой дополнительной кисти не изображено. Она изготовлена из серебра и наложена на образ в качестве дара.
А дарителем был, по преданию, святой Иоанн Дамаскин. Он жил в VIII веке, как легко догадаться, в Сирии, которую тогда завоевали арабы. И звали его в миру Мансур ибн Сенджун. Он происходил из знатного христианского рода.
При новой мусульманской власти Мансур стал видным чиновником в халифате. Но связи с византийским миром не утратил. Там как раз набирала обороты ересь иконоборчества. И это побудило его написать изобличающее послание, которое быстро разошлось по империи.
© РИА Новости / Олег Ласточкин / Перейти в медиабанкИкона Божией Матери «Троеручица» в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве
Икона Божией Матери «Троеручица» в Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве
Это вызвало гнев у императора Льва III, и он решил подставить Мансура. От имени Дамаскина императорские писцы составили письмо, призывающее византийского монарха к скорейшему освобождению Дамаска от халифата.
Фальшивку греческий правитель передал халифу при личной встрече. Тот повелел отрубить Мансуру руку. В назидание ее выставили на главной площади города.
Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная конечность чудесным образом приросла обратно.
Мусульманский правитель, изумившись чуду, оправдал Мансура. А он принял монашество с именем Иоанн. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенным к ней изображением третьей руки — в благодарность за чудо.
Первые копии иконы относятся к XI веку. Третья рука на них тоже была серебряной. Но со временем возникла традиция дописывать ее красками. Особенно популярен этот сюжет стал на Руси, где процветало народное иконописное творчество. Какого-то строгого канона не было, поэтому каждый художник располагал третью кисть по своему разумению.
Икона «Живоносный источник»
Фантазия художников породила еще один необычный шедевр. В V веке в Константинополе построили храм на месте целебного источника. По преданию, на это место указала сама Богоматерь императору Льву I.
Новую церковь он назвал «Живоносный источник», посвятил Богородице и украсил ее богородичными статуями. Одна из них находилась прямо над ключом. Считается, что эта скульптура и послужила прообразом для иконы «Живоносный источник». Божия Матерь с Богомладенцем на руках изображается над огромной чашей, из которой бьет целебная вода.
CC0 / Bukowskis / Икона «Живоносный источник»
CC0 / Bukowskis /
Икона «Живоносный источник»
«Радуйся, Богородице, приводящая смертных к Источнику жизни», — поется в одном из гимнов.
Эти слова объясняют глубокий богословский смысл столь необычного изображения. Богородица для христиан — источник Жизни, Истины и Пути. Именно так отцы Церкви в богословских трудах именуют Иисуса Христа.
Как известно, в Средние века большая часть населения была неграмотной. А прочесть богословские труды и понять их смысл могли и вовсе единицы. Книги заменялись иконами: с помощью визуальных образов верующим не только рассказывали о библейских событиях, но и разъясняли сложные догматы.
В образе льва
Один из наиболее известных примеров «богословия в картинках» — икона «Спас Недреманное Око». Она очень необычная: Христос изображен юношей, возлежащим с открытыми глазами. Слева и справа — Богоматерь и Ангел.
Спящий с открытыми глазами Спаситель — аллюзия, намек на… льва. В Средневековье считалось, что это животное спит именно так.
А самого Иисуса с ним сравнивают на основе всего нескольких строк в Библии. Там он назван «львом из колена Иудина» — то есть храбрым человеком. Сон же трактуется как символ трехдневного пребывания Христа во гробе после крестной смерти и перед последовавшим затем «пробуждением от смерти» — воскресением.
Этот иконографический образ появился в Византии, но особую популярность тоже приобрел на Руси.
«Всевидящее Око»
Наши предки часто прибегали к аллегорическим изображениям. Так, на основе фразы из книги Псалмов «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» примерно в XVII веке создали икону «Спас Всевидящее Око».
CC0 / / Икона «Спас Всевидящее Око»
CC0 / /
Икона «Спас Всевидящее Око»
Ее композиция сложна и многогранна. Христос с благословляющим жестом — в центре круга, символизирующего мироздание. Этот круг вписан в четырехконечную звезду, ее лучи указывают на тетраморф — аллегорию четырех евангелистов: орла (Иоанна), тельца (Луки), льва (Марка) и ангела или человека (Матфея). Над Спасителем — Богоматерь, а еще выше — Бог-Отец. Помимо центрального круга с Христом, есть еще круги большего диаметра. В одних — части человеческого лица: прежде всего глаза, а также уста и нос. В других — различные силы небесные. Каждый из фрагментов образа, как правило, обрамлен поясняющими его строками из Писания.
Иконы Всевидящего Ока очень разные. Иконописцы могут сделать композицию как относительно лаконичной, так и наполненной огромным количеством всевозможных христианских символов.
В народе эта икона была довольно широко распространена. Правда, далеко не все священнослужители считали ее каноничной. Споры об этом концептуальном, полном символов и аллегорий образе продолжаются до сих пор.
«Христос Смесоипостасный»
А вот насчет еще одной необычной иконы Церковь высказалась однозначно. В 1764 году Синод объявил ее «неканонической и уродливой».
И она действительно внушала многим ужас. Одна голова, три лица и четыре глаза — так некоторые иконописцы пытались наглядно представить догмат о Троице. Согласно этому догмату, Бог един и неразделен в трех ипостасях (трех лицах Троицы): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
© Фото : Public domain Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
© Фото : Public domain
Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска
Подобная иконография появилась в раннее Средневековье в Западной Европе и еще в XVII веке была осуждена Римско-католической церковью. В том же столетии такие образы только начали распространяться по Руси.
«Человек-пес»
Эту икону хоть и признали в XVIII столетии «уродливой», но все же оставили в храмах. На ней изображен святой с… головой собаки.
Почему святого мученика III века Христофора превратили в Киноцефала («Собакоголового»), доподлинно неизвестно. Его житие дошло до наших дней в нескольких редакциях. В одних говорится, что он принадлежал к племени собакоголовых людей, живших, как считали в древности, к югу от Сахары. Другие жизнеописания относят его к племени берберов, чьи представители отличаются вытянутыми лицами. Третьи сообщают, что он был римлянином с «очень безобразным лицом».
CC0 / / Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
CC0 / /
Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
Есть также гипотеза, что собачья голова — символ. Мол, святой Христофор был предан Христу, словно пес.
Столь необычное изображение в Синодальный период пытались запретить. Однако причудливая икона пришлась по душе верующим.
За рамки канона
Вообще за тысячу лет русского христианства создано множество необычных икон. Этнографы постоянно находят в глухих селах Сибири или Русского Севера интересные образцы народного религиозного творчества. Нередко они никак не согласуются с канонами православной иконописи.
А все дело в том, что эти правила довольно размыты, объясняет РИА Новости известный российский иконописец Александр Чашкин.
«Каноны — выработанные веками приемы «преображения действительности». То есть икона изображает «Царство не от мира сего». Это и есть основное правило. А дальше — определенные техники», — говорит он.
Тем не менее, несмотря на свободу творчества иконописца, у Церкви имеются определенные критерии. Ведь порой образ, призванный служить «окном в потусторонний мир» и настраивать верующего на молитву, может дать обратный эффект.
«Отличие канонической иконы от неканонической очень простое: если вы видите тот или иной образ, нужно спросить себя, есть ли церковный праздник, который ему соответствует. Как правило, икона всегда соотносится с каким-то праздником. Или же это иконка тех святых лиц, которые мы почитаем: Иисуса Христа, Божией матери, святых. Но, опять же, это лица из литургического календаря, и с ними связаны те или иные праздники», — отмечает в интервью программе «Церковь и мир» глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
То же касается и изображений, не соотносящихся «ни с одним церковным текстом». Перед такими иконами священнослужитель советует не молиться.
28 июня 2020, 08:00Религия
«Адописные иконы»: древнерусский миф или страшная правда
НЕОБЫЧНЫЙ ВАРИАНТ – ИКОНЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Дэвид
Нам очень весело на этом сайте (ну, по крайней мере, мне; остальные могут просто молча страдать), но не стоит недооценивать то, что вы найдете здесь. Если вы серьезно интересуетесь иконами, то, во-первых, вам мои глубочайшие соболезнования, а во-вторых, вы найдете здесь огромное количество информации. Думаю, я могу честно сказать, что в этом блоге вы найдете больше практической информации о понимании и идентификации иконок, чем в любой существующей книге.
В связи с этим, если вы серьезно увлекаетесь иконами, советую с самого начала ознакомиться с архивами этого сайта. Если вы узнаете все, что там есть, вы скоро будете знать об иконах больше, чем многие хранители музеев, больше, чем большинство восточно-православных священников, и, конечно же, намного, намного больше, чем средний человек. Но имейте в виду, что те, кому иконы интересны, — это особый класс людей. Без обид, но вы все немного своеобразные. Так что, если вы считаете, что поделиться своими новообретенными знаниями с кем угодно — это хорошая идея — что ж, вряд ли это приведет вас к свиданию в пятницу вечером. На самом деле это может сделать как раз наоборот. Это может привести к тому, что люди будут придумывать всевозможные отговорки, почему у них нет времени слушать, как вы говорите об иконах, и что они забыли о встрече и должны спешить куда-то еще.
Если вы серьезно учились здесь — если вы читали архивы — во-первых, разве у вас нет жизни? И второе — вы помните тип иконок под названием «Три радости». Первоначально он был привезен в Россию из Италии в 18 веке и, вероятно, был основан на итальянских картинах, таких как «Мадонна с младенцем» Рафаэля и «Иоанн Креститель».
Обычно на иконах типа «Три радости» изображают Марию с младенцем Иисусом, юного Иоанна Предтечи (Крестителя) справа и часто, но не всегда, Иосифа, супруга Марии, слева.
Но (и это еще одно из «больших но» изучения иконок. Остерегайтесь больших но) — имейте в виду, что значки с одинаковыми или похожими названиями часто имеют вариации. Они могут выглядеть совсем не так, как самые распространенные примеры.
В сегодняшней иконе нет и следа итальянского стиля. Она сделана насквозь по-русски, расписана в старинной стилизованной манере. И что удивительно, хотя она очень мало похожа на обычные образцы иконы «Три Радости», тем не менее она такова; просто вариант типа «Три радости»:
Вот заголовок. Обратите внимание на то, как писатель нацарапал линии на поверхности значка, чтобы направлять его письмо:
Он гласит:
ТРЕХЪ РАДОСТНЫЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
ТРЕК” РАДОСТНАЯ ПРЕСВЯТИЯ БОГОРОДИЦУИ
БОГ
«ТРИ РАДОСТИ ПРЕСВЯТОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»
Младенец Иисус с его опознавательной надписью IC XC и «Святой Иоанн Предтеча» показаны в необычной манере, изображены как очень маленькие дети, которых держит за руками Мария.
Под ними, как мы находим в некоторых типах икон Марии, но, как правило, не в иконах «Три радости», находится лестница — символ Марии как моста с земли на небо, «лествицы, по которой Бог сошел», чтобы воплотиться как Иисус в Марии, согласно восточному православному богословию.
Два бордюрных изображения этой иконы, которые, как вы помните, не являются частью центрального типа иконы, это:
Слева: Михаил Архистратиг — Архангел Михаил как главнокомандующий небесными воинствами.
Справа:
Ангел Хранитель — «Ангел-Хранитель», эта родовая фигура, встречающаяся не только как основная фигура на некоторых иконах, но и как дополнительная фигура на бесчисленных иконах многих типов:
Иконы греческих православных святых M
Икона Св. Макария Великого
Обычная цена
$ 22,00
Православная икона Святителя Макария, Макария, Макария Египетского, Великого.
Память 19 января.
Преподобный Макарий Великий Египетский родился в начале IV века в селении Птинапор в Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но вскоре овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и береги душу свою. Это правильно, что ты оставляешь мирскую жизнь».
Господь наградил святого долголетием, но с этого времени память о смерти постоянно была с ним, побуждая его к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще бывать в храме Божием и глубже погружаться в Священное Писание, но своих престарелых родителей не оставлял, исполняя таким образом заповедь о почитании родителей.
Пока не умерли его родители, преподобный Макарий использовал остатки своего имущества, чтобы помочь им, и стал горячо молиться, чтобы Господь указал ему проводника на пути к спасению. Господь послал ему опытного старца, который жил в пустыне недалеко от села. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бодрствования, поста и молитвы, научил ремеслу плетения корзин. Построив отдельную келью недалеко от своей, старец поселил в ней своего ученика.
Местный епископ прибыл однажды в Птинапор и, зная о добродетельной жизни святого, рукоположил его против его воли. Преподобный Макарий был поражен этим нарушением своего молчания и поэтому тайно удалился в другое место. Враг нашего спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая его келью и внушая греховные мысли. Святой Макарий отражал атаки диавола, защищаясь молитвой и крестным знамением.
Злые люди оклеветали святого, обвинив его в совращении женщины из близлежащего села. Они вытащили его из камеры и издевались над ним. Преподобный Макарий с великим смирением перенес искушение. Безропотно отослал вырученные за свои корзины деньги на содержание беременной женщины.
Невинность святого Макария проявилась, когда женщина, много дней мучившаяся, не смогла родить. Она призналась, что оклеветала отшельника, и раскрыла имя настоящего отца. Когда ее родители узнали правду, они были поражены и намеревались пойти к святой просить прощения. Хотя преподобный Макарий охотно принимал бесчестие, но избегал похвалы человеческой. Ночью он бежал оттуда и поселился на горе Нитрия в пустыне Фаран.
Так человеческая злоба способствовала процветанию праведников. Пробыв в пустыне три года, он пришел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, ибо слышал, что тот еще жив в мире, и жаждал увидеть его. Авва Антоний принял его с любовью, и Макарий стал его преданным учеником и последователем. Преподобный Макарий жил с ним долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитский монастырь (в северо-западной части Египта). Он так блистал в подвижничестве, что его стали называть «молодым старцем», потому что он проявил себя опытным и зрелым монахом, хотя ему и не было еще и тридцати лет.
Святой Макарий пережил множество демонических нападений на него. Однажды он нес пальмовые ветки для плетения корзин, и на пути ему встретился черт и хотел ударить его серпом, но он не смог этого сделать. Он сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя. Я делаю все, что ты делаешь. Ты постишься, а я вообще ничего не ем. Ты бодрствуешь, а я никогда не сплю. Ты превосходишь меня только в одном: в смирении».
Когда святителю исполнилось сорок лет, он был рукоположен в сан священника и поставлен главою иноков, живших в скитской пустыни. В эти годы преподобный Макарий часто посещал преподобного Антония Великого, получая от него наставления в духовных беседах. Авва Макарий сподобился присутствовать при кончине святого Антония и получил свой посох. Он также получил двойную часть духовной силы Антония, как пророк Елисей некогда получил двойную часть благодати пророка Илии вместе с мантией, которую он сбросил с огненной колесницы.
Святой Макарий совершил множество исцелений. Люди стекались к нему из разных мест за помощью и советом, прося его святых молитв. Все это нарушало покой святого. Поэтому он выкопал глубокую пещеру под своей кельей и спрятался там для молитвы и размышления.
Преподобный Макарий достиг такого дерзновения пред Богом, что по его молитвам Господь воскресил мертвых. Несмотря на достижение таких высот святости, он продолжал сохранять свое необыкновенное смирение. Однажды святой авва поймал вора, грузившего свои вещи на осла, стоявшего возле кельи. Не показывая, что он владелец этих вещей, монах стал помогать связать ношу. Удалившись от мира, монах сказал себе: «Мы вообще ничего не приносим в этот мир; ясно, что из него ничего нельзя вывести. Благословен Господь за все!»
Однажды святой Макарий шел и увидел лежащий на земле череп. Он спросил: «Кто ты?» Череп ответил: «Я был первосвященником язычников. Когда ты, авва, молишься за находящихся в аду, мы получаем некоторое облегчение».
Монах спросил: «Что это за муки?» «Мы сидим в большом огне, — ответил череп, — и не видим друг друга. Когда ты молишься, мы начинаем как-то видеться, и это дает нам некоторое утешение». Услышав такие слова, святитель заплакал и спросил: «Есть ли еще более лютые муки?» Череп ответил: «Внизу под нами находятся те, кто знал Имя Бога, но презрел Его и не соблюдал Его заповедей. Они терпят еще более тяжкие муки».
Однажды во время молитвы преподобный Макарий услышал голос: «Макарий, ты еще не достиг такого совершенства в добродетели, как две женщины, живущие в городе». Смиренный подвижник пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины встретили его с радостью, и он сказал: «Я пришел из пустыни, ищу тебя, чтобы узнать о твоих добрых делах. Расскажи мне о них и ничего не скрывай.
Женщины с удивлением ответили: «Мы живем с нашими мужьями, и у нас нет таких добродетелей». Но святой продолжал настаивать, и тогда женщины сказали ему: «Мы женились на двух братьях. Прожив вместе в одном доме пятнадцать лет, мы не произнесли ни одного злого или постыдного слова и никогда не ссоримся между собой. Мы просили мужей разрешить нам поступить в женский монастырь, но они не соглашались. Мы поклялись не произносить ни единого мирского слова до самой смерти».
Преподобный Макарий прославил Бога и сказал: «Воистину, Господь не ищет ни дев, ни замужних женщин, ни монахов, ни мирян, но ценит свободное намерение человека, принимая его за самое дело. Он дарует каждому по свободной воле благодать Святого Духа, которая действует в человеке и направляет жизнь всех жаждущих спасения».
В годы правления арианского императора Валента (364-378) святой Макарий Великий и святой Макарий Александрийский подверглись гонениям со стороны последователей арианского епископа Луция. Они схватили обоих Старцев и посадили на корабль, отправив на остров, где жили только язычники. По молитвам святых дочь языческого жреца избавилась от злого духа. После этого языческий жрец и все жители острова крестились. Узнав о случившемся, арианский епископ испугался восстания и разрешил старцам вернуться в свои монастыри.
Кротость и смирение монаха преобразили человеческие души. «Вредное слово, — сказал авва Макарий, — хорошее делает худым, а доброе слово делает худое хорошим». Когда монахи спросили его, как правильно молиться, он ответил: «Молитва не требует много слов. Нужно только сказать: «Господи, как хочешь и как знаешь, помилуй меня». Если нападет на тебя враг, то нужно только сказать: «Господи, помилуй!» Господь знает полезное для нас и дает нам милость».
На вопрос братии, как должен вести себя монах, святой ответил: «Прости меня, я еще не монах, но видел монахов. Я спросил их, что я должен сделать, чтобы стать монахом. Они ответили: «Если человек не удаляется от всего, что есть в мире, невозможно быть монахом». Тогда я сказал: «Я слаб и не могу быть таким, как вы». Если ты не можешь отречься от мира, как мы, то иди в свою келью и оплакивай свои грехи».
Святой Макарий дал совет юноше, пожелавшему стать монахом: «Беги от людей и спасешься. ” Тот спросил: «Что значит бежать от людей?» Преподобный ответил: «Сиди в своей келье и покайся в своих грехах».
Святой Макарий послал его на кладбище поругать, а потом восхвалить умершего. Затем он спросил его, что они сказали ему. Юноша ответил: «Они молчали ни на похвалу, ни на упрек». «Если хочешь спастись, будь как мертвый. Не гневайся, когда тебя оскорбляют, и не гордись, когда тебя хвалят». И далее: «Если клевета для тебя будет как похвала, нищета — как богатство, недостаток — как изобилие, то ты не погибнешь».
Молитва преподобного Макария многих спасала в тяжелых жизненных обстоятельствах, сохраняла от бед и искушений. Благоволение его было так велико, что о нем говорили: «Как Бог видит весь мир, а грешников не наказывает, так и авва Макарий покрывает немощи ближнего своего, которых он как бы видел, не видя, и слышал, не слыша».
Монах дожил до девяноста лет. Незадолго до кончины ему явились святые Антоний и Пахомий, принесшие радостную весть о его уходе в вечную жизнь через девять дней. Поручив своим ученикам хранить монашеский устав и традиции отцов, он благословил их и стал готовиться к смерти. Святой Макарий отошел ко Господу со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Шестьдесят лет провел авва Макарий в пустыне, будучи мертвым для мира. Большую часть времени он проводил в беседах с Богом, часто в состоянии духовного восторга. Но он не переставал плакать, каяться и работать. Глубокие богословские сочинения святителя основаны на его личном опыте. Пятьдесят духовных проповедей и семь аскетических трактатов сохранились как драгоценное наследие его духовной мудрости. Некоторые молитвы, составленные святителем Макарием Великим, до сих пор используются Церковью в молитвах перед сном, а также в утренних молитвах.
Высшая цель и предназначение человека, соединение души с Богом, является первоосновой творений преподобного Макария. Описывая методы достижения мистического общения, святитель опирается на опыт великих учителей египетского монашества и на собственный опыт. Путь к Богу и опыт святых подвижников единения с Богом открывается сердцу каждого верующего.
Земная жизнь, по учению преподобного Макария, имеет лишь относительное значение: подготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царствия Небесного и установить в душе родство с небесной родиной.
«Для тех, кто истинно верует во Христа, необходимо изменить и преобразовать душу из ее нынешней деградировавшей природы в другую, божественную природу, и заново сформироваться силой Святого Духа».
Это возможно, если мы искренне верим и искренне любим Бога и соблюдаем все Его святые заповеди. Если же обрученный Христу при Крещении не ищет и не принимает Божественного света Святого Духа в настоящей жизни, «тогда, когда он выходит из тела, он отделяется в области тьмы на левой стороне. в Царство Небесное не входит, но конец ему в аду с диаволом и ангелами его» (Слово 30:6).
В учении преподобного Макария внутреннее действие христианина определяет степень его восприятия божественной истины и любви. Каждый из нас обретает спасение благодатью и божественным даром Святого Духа, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого божественного дара, можно только «верою и любовью при укреплении свободная воля.» Таким образом, христианин наследует вечную жизнь «как по благодати, так и по истине».
Спасение есть богочеловеческое действие, и полного духовного успеха мы достигаем «не только божественной силой и благодатью, но и совершением надлежащих трудов». С другой стороны, не только в «мере свободы и чистоты» мы приходим к надлежащей заботливости, не без «содействия руки Божией свыше». Участие человека определяет действительное состояние его души, тем самым склоняя его к добру или злу. «Если душа еще в мире не имеет в себе святости Духа для великой веры и для молитвы и не стремится к единству божественного общения, то она непригодна для Царствия Небесного».