Неоязычество в современной россии это американский проект: Российское неоязычество. История, идея и мифы — М.Н. Кузнецов

Разное

Содержание

идеология, распространение, влияние на молодёжь

24 февраля 2012 года в столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Неоязычество в современной России: идеология, распространение, влияние на молодежь». Мероприятие было организовано Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ и прошло в формате научной конференции.

 

Исследователи религиозной жизни в современной России обратили внимание на появление такого явления как неоязычество, под которым стоит понимать религиозное учение, создаваемое искусственно городской интеллигенцией из отрывков древних верований с целью возрождения национальной духовности и самобытности, а на самом деле это вытекает в создание идеологии для социальной и политической общности в духе национализма. При этом эксперты разделяют язычество и неоязычество: в первом случае это явление так или иначе присутствует в традиционной национальной культуре любого народа в виде определенных обрядов и действий, при этом, как правило, не воспринимаются самим населением как языческие. Неоязычество представляет собой как раз конструирование религиозного учения путем выдумывания его идеологии и ритуальной практики, причем имеет всегда ярко выраженный этноцентризм, порой принимающий шовинистические формы.

 

В России это явление получило в постсоветский период определенное развитие, когда стали в русской среде появляться родноверие, а среди татар и других тюркских народов страны – неотенгрианство.

 

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом «Неотенгрианство в постсоветском Татарстане: идеология, ритуальная практика, персоналии», в котором он осветил проблему неоязычества среди татар. По мнению эксперта, это явление стало возникать на волне политического национализма 1990-х годов в регионе, когда часть татарских националистов трактовало «национальное возрождение» татар именно как возврат к доисламским верованиям – тенгрианству. Однако, мало имея (как и неоязычники в среде других народов) письменных источников, откуда можно было получить информацию о самом тенгрианском вероучении и его ритуально-обрядовой практики, татарские неоязычники взялись за его конструирование.

 

Зачинателем неотенгрианства в Татарстане был один из лидеров Союза татарской молодежи «Азатлык» Рамай (Рамазан) Юлдашев, который стал на практике проводить неоязыческие обряды, для чего с 2000 года организовал в Арском районе Татарстана возле дер.Камаево летний полевой лагерь «Тан батыр» («Богатырь зари»), куда ежегодно вывозил татарскую молодежь для проповедования среди нее неотенгрианства и проводил языческие жертвоприношения барана, сформировав целую ритуальную практику: стреляние из лука, метание копья, конные скачки, обвод барана семь раз вокруг костра перед принесением в жертву, кропление кровью.

 

Информационную поддержку неотенгрианству в Татарстане оказывал Дамир Шайхетдинов из Набережных Челнов, который стал издавать неотенгрианскую газету «Безнен Юл» («Наш путь»). А теоретическую базу неотенгрианства сформулировав Рафаэль Безертинов, автор работ про древнюю тюркскую историю, изложенную им в своих псевдонаучных книгах. Для неотенгрианцев характерны русофобия (так, к примеру, Рамай Юлдашев с удовольствием приглашает в свой лагерь «Тан батыр» марийских или чувашских неоязычников, но никогда не приглашает, к примеру, русских родноверов, мотивируя это тем, что, дескать, «для русских характерен синдром старшего брата», не объясняя в чем это конкретно заключается). Для неотенгрианства характерен пантюркизм и неприязненное отношение к России. Как любит говорить идеолог неотенгрианства Рафаэль Безертинов, «у татар в России всего 5% интересов, а, к примеру, с Манчжурией или Монголией 50%».

 

Продолжая тему современного неотенгрианства, заведующий Отделом образования и науки Духовного управления мусульман Валиулла Якупов остановился на исламофобской составляющей этого явления. Неотенгрианцы видят, по их мнению, рабскую психологию татар в исламе и призывают их отказаться от него в пользу выдуманного ими нового религиозного учения. Ущербность неотенгрианства заключается в том, что это явление пользуется популярность у 20-30 представителей светской интеллигенции, и его появление стоит рассматривать как крайние формы одичания национализма. Стоит отметить, что тезис, который нередко выдвигают неотенгрианцы, что именно ислам как «семитская религия», якобы формируя у татар рабскую психологию, и поэтому у татар до сих пор нет независимого своего национального государства, абсолютно не состоятелен: независимые Казахстан, Азербайджан или Узбекистан позиционируют себя не как тенгрианские государства, а как исламские. И ислам им не мешал в образовании своих государств.

 

Директор музея «Природа, история и культура Самарского края» Елена Лемешева рассказала о русском неоязычестве – родноверии – в Поволжье. По мнению самарского религиоведа, адепты неоязычества зачастую маскируют свою деятельность под различные культурные центры народных промыслов, когда в каком-нибудь кружке по лепке из глины детям рассказывают про языческих богов древних славян. В подобных кружках часто работают психологи. Люди – прежде всего из семей с низким уровнем дохода – часто нуждаются в помощи. В православии они не всегда находят адекватную поддержку – церковь трактует бедность и другие жизненные трудности как испытания, посланные свыше, и предлагает человеку самому с этим бороться. В общине неоязычников, напротив, принято помогать друг другу – как советами, так и деньгами.

 

Председатель Общества ревнителей истории г. Казани Василий Ордынский рассказал о неоязыческих настроениях среди молодежных субкультур Татарстана, в частности, скинхедов. Выяснилась интересная закономерность: среди «бритоголовых» есть и этнические татары, которые (даже имея татарские имена и фамилии, когда оба их родителя – татары) разделяют учение русского неоязычества.

 

Магистр кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национально-исследовательского технологического университета Марат Исхаков выступил с докладом «Антисемитизм в русском неоязычестве». Неоязыческую идеологию используют представители самых разных движений и групп — от «народных целителей» до военизированных радикал-националистов. Их внимание к языческим культам, по мнению конфликтолога, не случайно: ломка традиционных взглядов на мир — необходимое условие для социальных потрясений.

 

Подводя итог заседанию Казанского экспертного клуба РИСИ, его участники сошлись во мнение, что неоязычество не отражает массовые чаяния как русских, так и татар, которые видят духовное возрождение не в конструируемых новых религиозных культах. Имея ярко выраженный этноцентризм в своем учении, который порой принимает такие дикие формы как антисемитизм, русофобия, национал-сепаратизм, неоязычество стремится к подрыву традиционных для народов России религий таких, как православие и ислам, что приводит в итоге к размыванию мировоззрения населения и архаизации сознания граждан, что подрывает основу духовной безопасности страны.

К военной службе — Один: почему язычество стало фундаментом неонацизма | Статьи

В социальные сети и Telegram-каналы с начала специальной военной операции стали попадать ролики с языческими ритуалами националистов. На одном из видео азовцы обустраивают капище Перуна и массово проходят обряд кровопускания. На другой записи антифашисты находят сатанистский алтарь неоязычников на разгромленной базе «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещена в РФ) в селе Верхнеторецком. Свечи, амулеты, пентаграммы, зловещие символы и вуду-куклы — сложно поверить, но это атрибуты «духовной» жизни вполне взрослых людей, да еще и вооруженных до зубов. Почему сказки про древних богов и идея о победе зла над добром стали составляющими культа украинских радикалов, «Известиям» объяснил доктор исторических наук, религиовед Роман Силантьев.

Ориентиры из прошлого столетия

Одна из главных причин необычайной популярности неоязыческих культов у современных нацистов (особенно в Европе) — завет главного идеолога фашизма.

— Гитлер хотел сделать подобные культы официальной религией Третьего рейха уже на излете истории фашистской Германии. В качестве дополнительного символа, в частности, было введено «черное солнце». Проводились магические обряды определенного рода, подразумевалось создание системы лож среди высшего руководства рейха, по аналогии с масонством с ритуалами посвящения.

Автор цитаты

«Черное солнце» размещено на заднем плане герба батальона «Азов» (в отношении организации возбуждены уголовные дела в РФ).

Миф с доказательствами

К военной службе Один

Фото: ТАСС/Vladik Musienko

Выбор в сторону язычества был сделан нацистами Германии в том числе из-за наличия письменных источников, рассказывающих о скандинавских верованиях, что также стало одной из причин распространения культа. Исторические корни, подробные описания, дошедшие из глубин веков, привлекают неонацистов по всему свету и сегодня.

— У скандинавского язычества все-таки прописана история и вероучение. Если половину славянских богов придумали относительно недавно и толком о них ничего неизвестно — ну не было письменности у славян, не сохранились практически памятники, материальная культура, — то в случае Одина, Тора всё прописано. Та же «Старшая Эдда», например, никуда не делась. Сегодня язычество скандинавское постепенно вытесняет славянское, — рассказывает Роман Силаньев.

Автор цитаты

«Старшая Эдда» — поэтический сборник древнеисладнских песен о богах и героях скандинавской мифологии, текст сохранился в древнеисландской рукописи второй половины XIII века.

Сказка стала былью

И тем не менее на славянском язычестве взращено несколько поколений неонацистов Украины, России и Белоруссии. Пробелы в исторических источниках о славянской мифологии были с лихвой компенсированы творческими потугами. Божества были придуманы в художественных произведениях, на которые потом ошибочно ссылались как на реальные литературные памятники, рассказывает историк. Яркий пример — «Велесова книга», давно признанная историками фальшивкой.

Фото: Киностудия им. М. Горького

Кадр из фильма «Русь изначальная»

— Немало фантазий в эту тему привнес академик Борис Рыбаков, который занимался темой язычества. В середине 1980-х был снят такой фильм «Русь изначальная», вышедший в преддверии юбилея крещения Руси. Суть ленты сводится к тому, что сволочи — христиане, а язычники — прекрасные люди. То есть на излете советского атеизма уже велась борьба с христианством с позиции язычества. Благодаря таким картинам и советской пропаганде какое-то количество людей заинтересовалось неоязычеством.

Есть смешанные пантеоны — славяно-скандинавские, иногда туда попадают тюркские божества, говорит собеседник «Известий».

— Есть своя специфика у осетинского или марийского язычества, — отмечает эксперт. — Эклектики огромное количество. Везде свой подход — какой-то «деятель» книжку написал, вот по ней они обряды и совершают.

Структура неоязычества, по мнению Романа Силантьева, это совокупность небольших сект.

— Самой крупной считается секта страроверов-инглингов (признана экстремистской и запрещена в России. — «Известия»), их насчитывается до нескольких тысяч от силы. У каждой такой группы свои обряды. Большое разнообразие: одни ямы роют, другие костры специальные выкладывают.

Духовный отец азовцев

На теле украинского нациста (как, впрочем, и в его голове) всё смешалось — с татуировками скандинавских богов соседствуют символы славянской мифологии, эзотерические знаки. Языческий культ неонациста — это переплетение разных деструктивных идей последних двух столетий.

Фото: commons.wikimedia.org

Средневековое изображение Вотана — верховного бога германо-скандинавской мифологии

Одним из мощных столпов международного неонацизма Роман Силантьев называет вотанизм. Это языческое течение было разработано Дэвидом Лэйном — известным американским нацистом современности. Этот человек придумал число-код 1488, используемый расистами в качестве лозунга, приветствия. В комбинации зашифровано приветствие Гитлеру и изречение о превосходстве белой расы.

— Сначала он искал обоснования своим идеям в христианских сектах, а потом стал вотанистом. Речь о культе Вотана, то есть германского Одина. Именно вотанистами являются фашисты в значительной степени, — утверждает историк. — Этот культ характерен не только для «Азова». Была такая экстремистская банда Боровикова-Воеводина «Невоград» (запрещена судом в РФ) в Санкт-Петербурге. Вот они как раз были вотанистами.

Постулаты Лэйна были сформулированы довольно просто: «мы супер-раса», «за чистоту крови», «есть чужаки, «скерлинги», их нужно уничтожать, пока они не уничтожили нас», объясняет профессор Силантьев нехитрые преступные догмы нацистов.

— В общем, всё ради белой расы и ее процветания. Дескать, мы сверхлюди и имеем право убивать. То есть это типичная религия ненависти — есть мы, и есть чужие. Христианство, даже в виде сект, плохо подходит для таких идей. Поэтому религию ненависти создают на базе язычества или сатанизма. Хотя на самом деле сатанизм — тоже форма язычества по своей сути.

Отвернулись от распятия

В документах нацистской Германии было прописано, что членство в НСДАП несовместимо с христианским вероисповеданием, напоминает профессор. Лэйн рассуждал в стиле Гитлера, который считал, что традиционное христианство не позволяет оправдать цели Третьего рейха, а это не только массовые уничтожения цыган и евреев, но и неполноценных, с их точки зрения, немцев.

К военной службе Один

Нацистский лидер Адольф Гитлер выступает на митинге

Фото: Getty Images/Hulton Archive

— Напомню, что по программе «Т-4», они убили более более 200 тыс. немцев — уничтожались душевнобольные, алкоголики, наркоманы, — продолжает эксперт. — И, понятное дело, даже христианские секты никак не могли обосновать это — такой размах убийств противоречит даже извращенному христианству. Поэтому Гитлер пытался сначала немецкое христианство придумать, рассуждая так: обычное христианство — это религия слабых, а мы сделаем христианство для сильных. Но быстро выяснилось, что даже в таком виде это не работает. Стали обращаться к дохристианским верованиям. В итоге и получился вотанизм: культ силы, смерти, полное оправдание любых убийств.

Мостик к школьным убийцам

В вотанизме присутствует самообожествление, говорит Силантьев, то есть адепт может стать богом, если убьет нужное количество врагов, а потом покончит с собой.

— А это уже мостик к «Колумбайну» (движение, запрещенное и признанное террористическим в РФ. — «Известия»), к ритуальным самоубийствам, которые отмечались в России.

Он напомнил, что первые адепты движения были поклонниками Гитлера, а само нападение было совершено 20 апреля, в день его рождения.

К военной службе Один

Полиция эвакуирует студентов во время стрельбы в школе «Колумбайн», 20 апреля 1999 года

Фото: Getty Images/Steven D Starr

— Число поклонников Гитлера среди массовых убийц очень велико, — отмечает эксперт. — Бекмансуров, обвиняемый в деле о расстреле в Перми, кстати, один из них. Росляков и Галявиев тоже нацистам симпатизировали.

Есть веганы, есть наркоманы

Любопытно, что многие последователи вотанизма — веганы. По словам религиоведа, вклад в увязывание веганства с неонацизмом внесла другая поклонница и последовательница Гитлера — писательница Савитри Деви.

— Существует такое течение эзотерического нацизма, где присутствует веганство. Фашисты часто веганы. Тот же Воеводин, который, отбывая наказание, до смерти забил сокамерника, — веган и поклонник этой писательницы, — рассказывает Силаньев.

Автор цитаты

Считается, что Савитри Дэви (настоящее имя Максимиани Джулия Портас) «довела до ума» идеи эзотерического гитлеризма после уничтожения Третьего рейха. Она активно пропагандировала теории расового превосходства, арийского язычества, антисемитизма, распространяла листовки, оправдывающие и пропагандирующие гитлеризм. Одной из первых стала открыто отрицать холокост. Большую часть жизни неофашистка провела в Индии, умерла в нищете.

К военной службе Один

Пикет активистов батальона «Азов» (запрещен в РФ) в Киеве

Фото: ТАСС/Vladik Musienko

В то же время в некоторых родственных неоязыческих культах не возбраняется употребление наркотиков.

— Это очень распространено. Наркотики и в рацион фашистов входили — первинтин (панцершоколад), например, —говорит Силаньев. — Хотя некоторые ответвления верования упирают на здоровый образ жизни. Но опять же, используют для достижения психоактивного эффекта, например, различные грибы.

В кругу маньяков

По его мнению, в полку «Азов» единого неоязыческого культа нет, скорее всего, их несколько.

— Безусловно, необходимо брать таких военнослужащих в плен, допрашивать и серьезно изучать эти культы, — считает специалист.

Идеологические платформы для программирования людей на убийство себе подобных и самоубийство появились задолго до текущих событий на Украине. Крайняя стадия религии ненависти — это мизантропическая идеология, объясняет историк.

— Несколько лет назад на Украине появилась секта Misanthropic Division (MD, запрещена в РФ), их лозунг: «Убивать за Вотана». Позже — схожее по идеологии экстремистское движение «Маньяки. Культ убийц» (в отношении членов М.К.У. в России расследуются уголовные дела). Четкая позиция этих организаций — убить всех, включая себя.

К военной службе Один

Пожар в здании областного совета профсоюзов в Одессе, 2 мая 2014 года

Фото: ТАСС/Андрей Боровский

Флаги MD часто мелькают в милитаристских украинских пабликах, отметились на майдане, ее членов считают причастными ко многим зверствам, в том числе убийствам людей в Одессе 2 мая 2014 года.

Самая опасная идеология на планете

Спецоперация на Украине, бесславные и бессмысленные смерти молодых праворадикалов с промытыми мозгами проливают свет на природу трагических событий последнего десятилетия с участием молодежи постсоветского пространства.

— «Колумбайн» (движение, запрещенное и признанное террористическим в РФ. — «Известия»), по сути, рафинированное воплощение мизантропической идеологии, сатанинский ритуал — сам жить не буду и другим не дам, — считает Силаньев. — Поэтому неоязычество в форме сатанизма, на мой взгляд, самая опасная террористическая идеология. А еще у них в качестве приоритетной цели для атаки выступают несовершеннолетние, чего не было даже у игиловцев (ИГИЛ — международная террористическая организация, запрещена в РФ). У мизантропической идеологии в России, а это помимо «Колумбайна» «Синие киты», «Чистильщики», большинство убитых и доведенных до самоубийства — это подростки.

Замотивированный солдат, как не раз заявлялось об азовцах в проукраинских СМИ, — это едва ли патриот своей земли и народа. Скорее мизантроп. Именно поэтому идеи вотанизма активно культивируются в среде частных военных компаний и наемников.

К военной службе Один

Добровольцы батальона «Азов» принимают присягу

Фото: Getty Images/NurPhoto

— Модель такая: вот были викинги, которых все боялись, а мы — современные викинги, — поясняет эксперт. — Такое верование позволяет мотивировать даже убийство людей за деньги. Ненависть в таком культе поддерживать проще. Те же униаты или раскольники не способны поддерживать столь высокий уровень ненависти, продуцировать ее так, как это делают язычники.

Шведский академик Маттиас Гарделл обсуждает рост неоязычества в Америке

Маттиас Гарделл, шведский эксперт по правому экстремизму, говорит, что расистский Одинизм — многообещающая радикальная религия будущего.

Маттиас Гарделл — профессор истории религии в Центре исследований международной миграции и этнических отношений Стокгольмского университета. Хотя он швед, Гарделл активно изучал американских радикальных правых с середины 19-го века.90-х годов, опубликовав две книги и десятки научных статей по этой теме.

Завершив обширное исследование «Нации ислама» в 1996 году, Гарделл приступил к еще одному крупному исследовательскому проекту, взяв интервью у нескольких сотен белых американских расистских активистов и подолгу проводя время с ключевыми лидерами. Ожидается, что позже в этом году результаты этой работы, в которой основное внимание уделялось росту неоязычества среди крайне правых, будут опубликованы издательством Duke University Press под названием « Боги крови: раса, этническая принадлежность и языческое возрождение». Разведывательный отчет взял интервью у Гарделла о подъеме неоязычества и его значении для радикальных правых.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬСКИЙ ОТЧЕТ: Почему вы сосредоточили свои последние работы на неоязычестве и правых радикалах?

ГАРДЕЛЛ: Когда я приехал в Соединенные Штаты в 1996 году, я ожидал написать о проповедниках [христианской] идентичности, лидерах клана, лидерах ополчения и обо всем этом. Я не ожидал встретить всех этих язычников и увидеть новое поколение расовых активистов, так вовлеченных в языческую деятельность.

Я понял, что это было действительно грандиозно, что язычество набирало силу, а христианская идентичность [расистская, основанная на Библии религия, утверждающая, что белые — настоящий избранный народ Бога, а евреи — потомки Сатаны] превращается в старую мужская религия. Похоже на дом для пенсионеров.

Я обнаружил, что молодежь сегодня предпочитает Одина, Тора, Фрейю и всех других древних скандинавских богов.

IR: Что движет возрождением языческих религий?

GARDELL: Популярность Одинизма сегодня связана с возрождением язычества в целом.

В первой волне этого возрождения вся сцена была в основном левой. Между 1968 и 1972 годами это было частью контркультуры хиппи, цветочной власти, назад к земле и подальше от модернизма, капитализма, коммерциализма и всего такого левого. Это также было связано с ростом интереса к дохристианским африканским традициям и традициям коренных американцев.

В то время во всем западном мире происходило возрождение такого рода. В то время в США крайне правые были в основном реакционными, христианскими, на 100% американцами и все такое. Так что язычество не играло большой роли среди крайне правых в этот период.

Но когда в конце 1980-х и начале 1990-х вновь всплыло язычество, оно теперь было связано с правыми. Маятник сместился вправо в обществе в целом, поворот вправо воплотился в избрании Рейгана и совершенно новой программе неолиберальной политики, дерегулировании и приватизации, и всем этом.

В то время вступало в подростковый возраст новое поколение, и они были частью этой правой волны. В то же время это поколение составили люди, воспитанные на [фэнтезийных романах Дж. Р. Р.] Толкиена, которые играли [в популярную фэнтезийную игру] «Подземелья и драконы» и смотрели научно-фантастические эпопеи. Они также слушали всю эту новую музыку — индустриальную музыку, готику, блэк, дэт и трэш-метал.

Когда это поколение встретило Одинистов, они нашли все это, но в расовой и воинственной форме. Одинизм предложил им новый грандиозный нарратив. Они могли принадлежать чему-то более важному, чем они сами.

Они с отвращением смотрели на американское общество с его потребительством, материализмом и глупыми телепрограммами. Средневековые рыцари, викинги и все такое выглядело привлекательно.

IR: Расисты-одинисты, как правило, более независимы, чем члены традиционных групп ненависти. Как вы думаете, рост Одинизма меняет форму движения?

ГАРДЕЛЛ: Определенно. Большинство традиционных групп могут проводить свои национальные собрания в телефонной будке, и очень немногие из них длятся дольше нескольких лет, хотя также верно и то, что на каждую умирающую организацию рождается другая.

Сегодня число белых расистских активистов, арийских революционеров, намного больше, чем вы могли бы представить, просто взглянув на традиционные организации.

Революционеры сегодня не становятся членами организации. Они не будут участвовать в демонстрациях или митингах или раскрывать свою личность группе, которая хранит их имя в деле, потому что они знают, что все эти организации находятся под пристальным наблюдением. С конца 19В 90-х годах произошел общий отход от этих крайне правых групп.

Это также помогло Одинизму процветать. Одинисты взяли концепцию сопротивления без лидера [ведущего идеолога сторонников превосходства белой расы] Луи Бима и поработали над ней, конкретизировали ее.

Они заняли стратегическую позицию между высшим уровнем известных лидеров и пропагандистов и подпольем активистов, которые не присоединяются в качестве членов, а вместо этого участвуют в децентрализованных сетях и небольших ячейках. Они не бреют головы, как традиционные скинхеды, и не выставляют напоказ свастику.

Это близко к тому, что ФБР сообщило в [прошлогоднем] отчете Meggido [о радикальных правых группах]. Они утверждали, что подавляющее большинство внутренних террористов сегодня не принадлежат ни к какой традиционной организации.

Итак, вам нужно переключить свое аналитическое внимание с организаций на контркультуру. Это контркультура, которая выступает против того, что воспринимается как ошибочное направление движения американского общества — мультикультурализм, большое правительство и все такое.

IR: Похоже, что радикальные правые во многих отношениях еще больше радикализировались за последние годы, став нацистами. Сыграл ли в этом роль одинизм?

ГАРДЕЛЛ: Одинизм с самого начала был частью этого процесса радикализации. Это восходит, что наиболее важно, к Ордену [террористическая группа 1980-х годов], который был основан Робертом Мэтьюзом, который был одним из первых сторонников Одина. Революционная арийская сцена сегодня в значительной степени построена по образцу Ордена.

Язычники сыграли еще одну роль в радикализации движения: они указали, что христианство, по их мнению, является самой важной причиной гибели арийского человека.

Порвав с христианством, которое они считают противоестественным, религией, приветствующей поражение и слабость и символизируемой распятым неудачником, расистские язычники сожгли больше мостов к американскому обществу, чем почти любой правый радикал, который был до них.

Одинизм также внес свой вклад в радикализацию. В прошлом ополченцы и «Патриоты» в целом заявляли, что [первоначальную] американскую революцию предали, что нужна вторая американская революция, чтобы вернуть страну к тому, чем она когда-то была.

Но Дэвид Лейн [находящийся в заключении член Ордена, который руководит министерством одинистской пропаганды из своей камеры] радикально порвал с этими идеями.

Лейн говорит, что с самого начала Америка была частью сионистского заговора. По его мнению, именно поэтому американские военные участвовали во всех этих войнах с момента основания страны. Все эти войны, по мнению Лейна, велись, чтобы заставить народы мира подчиниться сионистской диктатуре.

ИР: Значит, американский демократический эксперимент был испорчен с самого начала?

ГАРДЕЛЛ: Он идет до конца. Лейн говорит, что нельзя быть одновременно белым и американцем. Как ты можешь быть тем, что тебя разрушает?

Расисты сегодня, в отличие от 50-х и 60-х годов, не размахивают американским флагом. Они его сжигают. И это помогло глобализировать их послание, которое встретило и соединилось с антиамериканскими настроениями, традиционно присущими европейским фашистам и национал-социалистам, которые так и не простили Америке то, что она сражалась не на той стороне во время Второй мировой войны. Это был важный мост.

ИК: Давайте сменим тему. Не могли бы вы дать краткое объяснение одинизма и асатру и описать, чем они отличаются от христианства?

GARDELL: Одинизм — это расистская реконструкция [20-го века] дохристианских, скандинавских языческих традиций, которые обычно назывались Асатру. Это были религиозные традиции Европы, включая Скандинавию, Исландию и Гренландию, около 1000 лет назад, до того, как христианство достигло Северной Европы.

Скандинавские традиции говорят не об одном боге, а о нескольких богах и богинях. Одинизм не считает богов иной природой, чем человек, но в основном той же природы. Бог, или божественное, пронизывает природу и оживляет все живые существа, включая деревья и животных, реки и горы. Вся земля видится божественной. Человеку не придается особого значения.

Одинизм вовсе не антропоцентрическая религия. Она рассматривает человека как часть природы, а богов и богинь — как часть природы. По сути, это сочетание пантеистического представления о священной природе с политеистическим представлением о множестве богов и богинь. Это позволяет напрямую общаться между богами и людьми.

Большинство людей, с которыми я разговаривал, считают, что мифы содержат некую священную форму правды, но никто не воспринимает их буквально. Я еще не встречал ни одного Одиниста или Асатруэра, который считал бы Тора на самом деле рыжебородым, мускулистым, антропоморфным существом, которое владеет своим молотом, чтобы сокрушить настоящих гигантов. У каждого бога есть ограничения.

Итак, Одинизм отличается от христианства тем, что нет всемогущего и вездесущего бога. У богов есть сильные и слабые стороны, у них есть желания, затем они наслаждаются сексуальностью, у них есть аппетит к жизни и они могут даже умереть

Условия жизни богов знакомы людям. Эта центральная точка родства между человеком и божественным является ключевой. Таким образом, когда боги и люди взаимодействуют друг с другом, между ними возникают взаимозависимые отношения, более похожие на семью, чем на отношения хозяина и слуги.

Асатруэр никогда не отдаст свою волю Богу. Асатруэр или одинист, расист или нет, никогда не будут молиться богу.

Энергии или сгущенные силы Одина, Тора, Фрейи и остальных являются символическими представлениями человеческого потенциала. Это аспекты личности человека, которые необходимо учитывать и балансировать.

Таким образом, основная цель большинства Асатруеров состоит в том, чтобы работать с этими божественными внутренними энергиями в поисках самопреобразования, акта становления богом.

Это отличается от христианского мистика, который стремится превзойти человечество и стать единым с Богом. В расовом контексте Одинизм или Асатру переводится в представление о том, что европейцы являются божественной расой.

IR: Пожалуйста, опишите различия между расистскими и нерасистскими неоязычниками.

ГАРДЕЛЛ: На самом деле есть три позиции: воинствующие расисты, нерасисты и, между ними, третья, «этническая» позиция.

Воинствующая расистская позиция утверждает, что Асатру является выражением арийской расовой души, изначальной арийской религии, восходящей к золотому веку.

Это мышление связано с национал-социалистическим оккультизмом немецких нацистов, таких как Генрих Гиммлер и ряд философов. Они очень юнгианские в своем восприятии расовой души, расового коллективного бессознательного.

Для них Асатру, или Одинизм, предназначен для каждого чистого арийца. А арийцы сегодня — более широкое понятие, чем было в 30-е годы, включая всех тех людей, которых мы сейчас нормально называем белыми — русских, греков, иберийцев, может быть, даже иранцев.

Нерасисты считают Асатру доступным для всех. Нет особой связи с каким-либо племенем или расовой группой.

Тогда у вас есть этническая позиция, согласно которой Асатру является этнической религией, племенной религией севера. Эти люди видят богов присутствующими в форме архетипов, выгравированных в этнической принадлежности всех северных европейцев.

Говорят, что это не расизм, а трайбализм. Они открыты, например, для сотрудничества с [американскими] индейскими националистами. Они против национал-социалистов и фашизма.

Но они и против антирасистской позиции. В отличие от расистов, они не рассматривают Одинизм как ступеньку к осуществлению глобальной арийской революции. Они никогда не говорят о ZOG [так называемом сионистском оккупационном правительстве], евреях или чернокожих, но они очень этноцентричны.

Интересуются европейскими традициями, артефактами, историей и культурой. Они могут изучать исландский и норвежский языки.

IR: Как вы оцениваете относительный размер этих позиций?

ГАРДЕЛЛ: За последние четыре или пять лет расистская позиция чрезвычайно быстро возросла. Воинствующие расисты сегодня, вероятно, составляют от 40% до 50% одинистов и асатруеров. И я бы сказал, что антирасистская позиция составляет еще 30%. А остальное уходит на этнику.

Речь идет где-то о 40 000 человек с воинствующей расистской позицией. Более половины молодых людей, присоединившихся к правым расистам, теперь являются язычниками. Молодежь не привлекает христианская идентичность. Расистское язычество сегодня является самой важной радикальной религией.

IR: Вы упомянули ранее, что неоязычество очень интересуется природой. Есть ли связь между неоязычниками и радикальными защитниками окружающей среды?

ГАРДЕЛЛ: Да. Язычество очень ориентировано на природу, направлено на сохранение матери-земли. Язычники критикуют современное общество как разрушительное для этой планеты. Для них безумие думать о человеке как о существе выше других видов.

Итак, язычники склонны быть радикальными защитниками окружающей среды. Все поддерживают Унабомбер.

IR: Делает ли взгляд Одинизма человека не более важным, чем любое другое живое существо, делает расистов-одинистов более склонными к насилию против других людей?

ГАРДЕЛЛ: Я не уверен, что язычество более жестоко, чем христианство, поскольку христиане, какой бы священной они ни считали человеческую жизнь, убили множество людей. Возможно, для этого есть теоретическая основа, но я ее особо не рассматривал.

В одинизме есть аспект воина, который привлекает молодое поколение, которое хотело бы сделать что-то большее в своей жизни. В некоторых группах одинистов есть много мужских военизированных воинских идеалов, много обучения охоте с луком, стрелами, копьями и прочими мужскими вещами. Но все же Одинизм не так милитаризован, как некоторые группы христианской идентичности с их вооруженными соединениями.

Интересно и то, что в скандинавских традициях отношения между мужчинами и женщинами были более равноправными, чем после введения христианства. Итак, у вас есть концепция сильной женщины, которая противоречит традиционному представлению о женщинах только как о матерях. В скандинавской традиции женщины гораздо более независимы.

IR: Вы упомянули о поддержке Унабомбера язычниками. Вообще, связывают ли язычники представления о том, что традиционно считается левым и правым?

ГАРДЕЛЛ: Мы все слишком долго работали с простой шкалой слева направо. Если вы свалите все эти группы вместе, национал-социалистов, фашистов, праворадикальных экстремистов, вы сделаете невидимыми очень важные различия, существующие между революционером-одинистом и Пэтом Бьюкененом. Они оба крайне правы.

Вам нужно дополнить левую и правую ось другой с точки зрения централизации и децентрализации. Затем вы видите, что группы, принадлежащие авторитарным левым и авторитарным правым, имеют много общего, например, красно-коричневый альянс в России. У сталинистов и гитлеровцев много общего: авторитарное государство, их антидемократический характер.

Точно так же левые децентралисты и правые децентралисты также имеют много общего. У вас есть все эти зеленые анархисты, радикальные защитники окружающей среды, говорящие о проблемах, которые также вызывают большую озабоченность у многих арийцев и язычников, которые вовлечены в децентралистскую правую часть спектра.

Это все люди, которые были в Сиэтле [за протесты против Всемирной торговой организации и экономической глобализации] по поводу децентралистского конца вещей.

Для всех них это антиэтатизм и децентрализм, возвращение к земле, самодостаточность, мелкомасштабность, забота о загрязнении и разрушении окружающей среды, сохранение дикой природы и все такое. Это очень антикапиталистично.

А также появление этой Третьей Позиции [антикапиталистической формы фашизма], одной из наиболее важных идеологий расистской контркультуры сегодня. Вот почти все языческое по ориентации.

Большинство нацистов возвращаются к ранним фашистам, таким как [рабочие] фашистские синдикалисты в Испании. И это именно то место, где находятся язычники.

ИР: Есть ли что-то в американской культуре, кроме того, что мы уже обсуждали, что делает молодежь здесь особенно склонной к язычеству?

GARDELL: Язычество перекликается с традиционной американской философией против истеблишмента, оппозицией федеральным властям и поддержкой местного самоопределения. Это связано со всеми мифами о Диком Западе.

И все это является неотъемлемой частью самого языческого послания. У вас нет королей; у вас нет президентов. У вас есть племенные вожди, обладающие властью, потому что они обладают естественной или органической властью. Если они плохо себя поведут, если проявят себя трусами, народ может выбрать кого-то другого. Это очень децентрализовано.

Язычество также связано с политикой американской идентичности, важностью для американцев этнического происхождения и происхождения людей. Это как футболки, которые носят афроамериканцы: «Это черная вещь. Вы не поймете». Это похоже на возрождение индейских религий, шаманизма.

Благодаря язычеству у белых есть возможность делать что-то подобное, но явно свое. Перед лицом все более мультикультурного определения Америки они возвращаются в Северную Европу, где находят, что выдержать перед лицом мультикультурализма и глобальной культуры.

Корни и идентичность сегодня важнее для американцев, чем когда-либо.

IR: Есть ли у подъема современного неоязычества исторические параллели? И что они говорят нам об опасностях, присущих этому движению?

ГАРДЕЛЛ: Да, есть параллели, но я не думаю, что вам следует сравнивать то, что происходит сегодня, с 1920-ми или 1930-ми годами в Германии и остальной Европе, как это делают многие.

Вам нужно вернуться на десятилетие или два назад и посмотреть, что происходило в то время в континентальной Европе. Тогда происходило очень похожее пробуждение, реакция против распространения рационализма, представления о том, что Бог мертв.

У вас было повторное введение магии, рост интереса к альтернативным религиям, выглядевшим на восток, как теософия и антропософия. Произошло возрождение язычества. И у вас был нудизм и все эти альтернативные методы лечения. Внезапно в моду снова вошли дохристианские традиции Европы.

Со всем этим у вас был подъем националистического романтизма, расового мистицизма и оккультизма и полное возвращение средневековых, рыцарских вещей. Все философы, столь популярные сегодня среди расистов-неоязычников, были популярны и тогда.

В то время существовали все эти маленькие-маленькие протофашистские группы, которых никто не воспринимал всерьез. Они были слишком малы, слишком нефункциональны и разрознены и вели постоянную войну между собой.

Было действительно трудно представить, что все это может в конечном итоге превратиться во что-то столь же мощное, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм. Но из этой сцены в конце концов возникли движения, которые обрели власть и ввергли Европу в опустошительную войну и создали Холокост.

Так что я думаю, мы должны очень серьезно отнестись к этому. Несмотря на то, что некоторые из этих вещей выглядят очень причудливо, зачем обращать внимание на людей, которые верят в старых богов, таких как Тор и Один, или в культы НЛО, или в существование Гитлера внутри полой земли, или во всю эту концепцию Нью Эйдж? — у него еще есть большой потенциал.

Возвращение к фашизму не произойдет сегодня таким же образом. Но я думаю, что нам нужно внимательно следить за этой сценой, даже если сегодня она не представляет прямой угрозы американской или европейской демократии.

Современные языческие воины: Насилие и справедливость в Родноверии | Насилие и новые религиозные движения

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНасилие и новые религиозные движенияАльтернативные системы верованийСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНасилие и новые религиозные движенияАльтернативные системы верованийСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Еще

Cite

Aitamurto, Kaarina,

‘Modern Pagan Warriors: Violence and Justice in Rodnoverie’

,

in James R. Lewis (ed.)

,

Violence and New Religious Movements

(

2011;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 1 мая 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199735631.003.0011,

, по состоянию на 13 декабря 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНасилие и новые религиозные движенияАльтернативные системы верованийСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНасилие и новые религиозные движенияАльтернативные системы верованийСоциология и антропология религииКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Исследование современного славянского язычества в России, Родноверие, имеет тенденцию сосредотачиваться на ультранационалистических, расистских и антисемитских особенностях движения. Однако родноверие — крайне разнородное движение, и, как показывают некоторые недавние исследования, есть и те, кто отказывается от агрессивного национализма. Кроме того, наиболее радикальные родноверы составляют относительно небольшое меньшинство внутри движения и исключены из основных организаций. В этой главе анализируется мораль Родноверия и восприятие использования и оправдания насилия, а также идея [с большой буквы «язычник»] как «воин». В то время как либеральные родноверы подчеркивают взаимосвязанность жизни и этику взаимности, в ксенофобских интерпретациях «справедливость» легко превращается в агрессию и менталитет козла отпущения. Кроме того, то, как понимается «конфронтация», варьируется в пределах движения. Оно может варьироваться от пацифистского убеждения до принятия закона «око за око».

Ключевые слова:
язычество, Россия, Родноверие, расистское насилие, социальная справедливость

Предмет

Социология и антропология религии Альтернативные системы верований

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts